Культура и искусство Кампучии

Контрольная работа

по культурологии на тему:

Культура и искусство Кампучии

План

1. Из истории Кампучии

2. Искусство Кампучии

Список литературы

1.Из истории Кампучии

Современная Кампучия находится на юго-востоке Индокитая. Древ­нейшим государством на этой территории было царство Фунань (I—VI вв.). Основную часть его населения составляли древние кхмеры.

Фунань, или Бапном, раннеклассовое государство в Юго-Восточной Азии в I—VI веках, первое кхмерское государство, явившееся вторым по возрасту в Юго-Восточной Азии (после вьетского государства Ванланг-Аулак). Располагалось в юго-восточной части современной Камбоджи, в дельте Меконга. Столицей был город Вадхьяпура. Первоначально в состав территории Фунани входили земли от озера Тонлесап до устья Меконга. В дальнейшем вследствие войн древнекхмерских курунгов на западе и на севере, территория государства была расширена вчетверо.

В основе экономики лежало орошаемое рисоводство в бассейне реки Тонлесап, берущей своё начало в озера Тонлесап, и в прилегающих территорях по берегам Меконга. Широко применялась охота на буйволах и быках. К тому времени древние кхмеры добились высоко уровня развития ремёсел, вследствие чего их большие города, находившиеся в центрах рисопроизводящих районов, где оросительные каналы пересекались с транспортными (для торгового судоходства), стали крупными торговыми центрами. По транспортным каналам могли проходить и морские суда, в основном это были китайские торговые корабли. Водоснабжение в городах было организовано таким образом, чтобы свести до минимума возможное заражение в условиях частых в тропиках эпидемий.

В земледелии и ремёслах повсеместно использовались железные орудия. Помимо буйволов и быков широко применялись прирученные слоны, для которых была изобретена своеобразная упряжь.

В гончарном ремесле использовался ножной гончарный круг. Гончары в значительной степени были объединены в мастерские, изготовлявши сосуды как традиционных, так и новых форм; их изделия не уступали индийским или европейским того времени. Обилие специализированных форм керамики говорит о сложной экономической жизни города. Особое внимание привлекают керамические погребальные урны и переносные печи с местным культовым орнаментом.

Ремесленники-металлисты производили разнообразные изделия из железа, бронзы, олова, свинца, применялись сложные приёмы литья художественных произведений. Ремесленниками-ювелирами производились украшения из золота, серебра, драгоценных камней. Мастера-стеклоделы изготовляли чаши и кубки. На изделиях встречаются знаки ремесленников, что говорит о сложной организации ремесла.

Фунань поддерживала торговые связи не только с южноиндийскими государствами Икшваков, Паллавов, Сатаваханов, но и с Ираном, Арменией, Римской империей. Велась торговля с южными провинциями империи Хань, позднее — с царством У и сменившими его южными китайскими царствами.

По данным раскопок, интенсивной была торговля с монскими государствами и государством Пью в Западном Индокитае, а также с вьетами, тямами, народами Индонезии, особенно после превращения Фунани в морскую империю.

О развитой внутренней торговле свидетельствует обращение собственной монеты не только из золота и серебра, но и из бронзы и олова, местных и общемировых форм, с индийскими символами и без них. Монеты Фунани найдены вплоть до Западного Индокитая; китайских монет в Фунани в отличие от вьетских земель не обнаружено. Наличие монет и медальонов из Римской империи и государств Ближнего Востока говорит о дальних торговых связях.

Фунаньские правители пользовались титулом Царь Горы, видимо с древности отождествляя себя с богами. Вероятно, центром мироздания кхмеры считали гору богов Меру. В этом регионе храм-гора, возводимый на искусственном (насыпном) холме, стал священной резиденцией кхмерских правителей.

В IX в. в стране наряду с буддизмом распространился индуизм. В IX—XIII вв. кхмеры создали империю Камбуджадеша — крупнейшее в то время государство в Юго-Восточной Азии.

2. Искусство Кампучии

Следы человеческой деятельности, сохранившиеся на территории Кампучии, относятся к середине 5 тыс. до н. э.

На протяжении всей истории изучения памятников архитектуры Камбоджи важную роль играли раскопки. Результаты публиковались в ежегодниках Дальневосточной школы. Заслуживают внимания данные, полученные Анри Манзеем 2 в Самроунг Сан и Лонгпрао (провинция Компонгчнанг), а также Леви Полемs в Млю Прей (провинция Компонгтом). Их раскопки определили сравнительно высокий уровень материальной культуры народов, населявших территорию Кампучии до нашей эры.

При помощи аэрофотосъемки местности удалось выявить небольшие неолитические поселения двук типов: круглые в плане поселения, укрепленные земляными стенами со рвом между ними, и близкие к квадрату поселения, окруженные узкими канавами зигзагообразной формы.

Жилища были круглые и прямоугольные в плане с поднятым полом и террасой, покрытие конусообразным и двускатным.

Культура Самроунг Сан, существовавшая более двух тысячелетий у племен мон-кхмер-ской группы народов, обладала только ей присущими чертами техники изготовления «овальных» топоров, копьев, пик, особенностями планировок поселений и форм жилищ. Это отличает ее от сопредельных и одновременных культур севера Вьетнама и Малайзии.

На плато от Тран Нинь до плато Мой, нависающего над дельтой Меконга, и до плато Ройет на запад рассеяны ансамбли мегалитических построек. Памятники мегалита связаны с фаллическим культом и культом предков. Они представлены шлифованными камнями с магическими знаками, каменными статуями (обычно изображения предков), менгирами с фаллическими символами, дольменами, в которых помещены керамические урны. Позднее (II в. до н. э.) керамические урны сменились бронзовыми со сложным геометрическим и зооморфным орнаментом поверхности (стоянка Млю Прей).

Культура Самроунг Сан, существовавшая на территории Кампучии — первоисточник цивилизации мегалита в Индокитае, так как она хронологически предшествовала культуре Доунг Шон на территории северного Вьетнама.

Таким образом, данные археологии свидетельствуют об автохтонной цивилизации, которую создали племена кхмеров на Индокитайском полуострове.

На протяжении I тыс. до н. э. на территории Юго-Восточной Азии происходили миграции народов, продвигавшихся с севера на юг и в меньшей степени с запада на восток. Миграция способствовала взаимообогащению и развитию культур местных племен и пришельцев.

Как указывают археологические материалы и письменные источники, в середине I в. н. э. на территории Кампучии существовало крупное государство Фунань, занимавшее центральную и южную части Индокитайского полуострова, берега Сиамского залива, Малаккский полуостров, возможно, и южную Бирму в нижнем бассейне Менама. Обнаруженные древние надписи на территории Фунани составлялись на трех языках: кхмерском, тямском и малайском. Наиболее значительную часть населения составляли кхмеры.

Последние века до нашей эры и первые века нашей эры были ознаменованы крупными успехами в мореходном деле. Это позволило жителям прибрежных районов Индокитая, которых, согласно летописи, именовали «южными варварами», достичь берегов империи Ашоки в Индии, а индийцам в свою очередь доплыть до побережий Юго-Восточной Азии. Периодические волны миграции из Индии не носили завоевательного характера. Скорее, шел мирный процесс слияния местного населения с пришельцами, оседавшими на территории Кампучии и несшими с собой достижения более развитой культуры.

Народы Индокитая вступили в период исторического бытия несколько позднее, чем народы Индии. Заря нашей эры застала население Юго-Восточной Азии на стадии разложения первобытно-общинного строя со сложившейся культурой местных племен и создания ряда государств у народов мон-кхмерской труппы, а народы Индии на стадии достаточно развитого рабовладельческого строя с весьма высоким культурным уровнем. И все-таки, несмотря на значительную разницу в уровнях развития, в тот момент, когда Кампучия впервые ощутила влияние индийской культуры, народы ее уже обладали самобытной цивилизацией, особенности которой и существенные отличия от индийской наблюдались в сфере производства, общественном строе, религии. Все привносимое из Индии попадало на благоприятную почву, быстро перерабатывалось и ассимилировалось сообразно местной основе, художественным традициям и складу мышления коренного населения.

Восприятие фунаньцами достижений индийских зодчих на различных исторических этапах протекало по-разному. С I по II в. н. э. основную роль в фунаньском зодчестве играли местные элементы, основывающиеся на древних строительных традициях, а индийское влияние было незначительным и выражалось в сходстве планов городов. В III—IV вв. заметно усилилось индийское влияние на культовую архитектуру Фунани; градостроительные принципы, напротив, отходят от индийских канонов; гражданская архитектура непрерывно продолжает местные традиции.

Согласно данным археологии, морской порт Фунани Ок-Ео (II в. н. э.) имел прямоугольный план с соотношением сторон 1:2 (примерно 3000 X 1500 м) и был разрезан прямоугольной сетью улиц. Вдоль длинной стороны с севера на юг город пересекался каналом, по обе стороны которого располагались постройки. Этот канал тянулся 2 км за пределами города, где соединялся с морем. Он входил в сложную сеть пересекающихся прямолинейных каналов, идущих в направлении север — восток и юг — запад, что соответствовало направлению основных торговых путей через Фунань. Русла наиболее крупных каналов укреплялись гранитными стенами и земляными насыпями. Ширина водных путей позволяла судам проникать в глубь страны.

По периметру город укрепляли два земляных вала, по верху которых шел частокол из бревен 1. Фортификация южной стороны, обращенной к морю, была выше и массивнее, так как ограждала город и от воды во время разливов. Схема плана Ок-Ео йесколько напоминает североиндийскую Таксилу (поселение Сиркапа, 50 г. до н. э.— 150 г. н. э.), хотя размерами почти вдвое превосходит последнюю. Принцип планировки, меридиональная ориентация и конструкции укреплений сходны у этих городов, за исключением того, что Ок-Ео с севера на юг пересекал канал, а Таксилу рассекала широкая улица.

Основная масса городской застройки Ок-Ео, включая королевский дворец, была целиком деревянной, и только некоторые сооружения религиозного, а возможно и гражданского назначения возводились на кирпичном или гранитном основании. Археологические раскопки в Ок-Ео обнаружили остатки древних свайных построек,; что указывает на местное их происхождение. Сваи забивались по прямой линии восток — запад с интервалом около 2 м. на глубину 0,75 м. Постройки ставились вдоль каналов. Конфигурация плана строений была прямоугольной.

Расположенные рядами столбы длиной 2,8 м по краям и 4,7 м посередине позволяют предполагать, что у построек были двускатные крыши с большим наклоном, необходимым в тропиках. Тип свайных домов на высоких и низких сваях продолжает бытовать и в современной Кампучии. Подобные свайные постройки обнаружены В..Голубевым при раскопках памятников цивилизации Доунг Шон во Вьетнаме, относящейся приблизительно к тому же времени.

Памятники монументального зодчества Кампучии — это прежде всего грандиозные архитектурные ансамбли. Эмоционально-художественное воздействие ангкорских храмов — высшего достижения кхмерского гения — необычайно велико й сегодня. Они потрясают величавой торжественностью, горделивым спокойствием и удивительной четкостью композиционного построения. Те архитектурные ансамбли, которым удалось выдержать многовековые испытания временем, представляют ныне великую ценность не только для народа Кампучии, но и для мировой художественной культуры.

Классический памятник искусства кхмеров — комплекс Ангкор Ват (XII в.). В нем воплотились религиозные идеи и лучшие художественные достижения этого народа. Комплекс выстроен на участке размером 1500 х 1300 м, обнесенным широким каналом. Через эту водную преграду к главному входу ведет дорога, вдоль которой располагаются статуи львов-охранителей и нагов. В центре комплекса, на ступенчатой горе, обнесенной стеной, возвышаются пять храмов-башен, символизирующих пять пиков горы Меру. В центральном, самом большом, храме находится главное святилище. Комплекс включает множество дополнительных построек: многочисленные внутренние дворики, лестницы, башенки, галереи и т.п. образуют гармоничный архитектурный ансамбль. Подсчитано, что на его постройку было израсходовано столько же камня, сколько потребовалось для возведения египетской пирамиды. Храм украшен редкими по красоте рельефами, сочетающими фигурные изображения с растительным и геометрическим орнаментом. Ангкор-Ват по праву считается одним из величайших ансамблей мира. В нем воплотились религиозные идеи и лучшие художественные достижения этого народа. Комплекс выстроен на участке размером 1500 х 1300 м, обнесенным широким каналом. Через эту водную преграду к главному входу ведет дорога, вдоль которой располагаются статуи львов-охранителей и нагов. В центре комплекса, на ступенчатой горе, обнесенной стеной, возвышаются пять храмов-башен, символизирующих пять пиков горы Меру. В центральном, самом большом, храме находится главное святилище. Комплекс включает множество дополнительных построек: многочисленные внутренние дворики, лестницы, башенки, галереи и т.п. образуют гармоничный архитектурный ансамбль. Подсчитано, что на его постройку было израсходовано столько же камня, сколько потребовалось для возведения египетской пирамиды. Храм украшен редкими по красоте рельефами, сочетающими фигурные изображения с растительным и геометрическим орнаментом. Ангкор-Ват по праву считается одним из величайших ансамблей мира.

Пном-Бакхенг - один из первых храмов, построенных в Ангкоре. Его строительство относят ко времени правления короля Ясовармана I (889-910 гг.). Храм представляет собой пятиярусное сооружение со множеством башенок и ступенями, ведущими вверх. Ангкор-Тхом ("Большой Город") - цитадель города, его центральная часть, построен во времена Джаявармана VII (1181-1210 гг.) после того, как в 1181 году Ангкор был взят и разграблен чамами. Анкгор-Тхом окружен рвом, ширина которого составляет 100 м., и стеной высотой около 8 м., которая образует квадрат со стороной около 3км. В стене имеется пять ворот, над которыми возвышается башня высотой около 23м., украшенная лицами бодхисатвы Авалокитешвары.

Другой величественный памятник - храм Байон с гигантскими каменными изваяниями лиц Будды. Издалека Байон выглядит, как причудливое нагромождение огромных камней, однако по мере приближения к нему все отчетливее чувствуешь необыкновенную красоту этого сооружения. Байон представляет собой трехуровневое здание, с основанием 140 на 160м. Центральная башня поднимается на высоту 45м над землей. Байон украшают еще 52 квадратные башни, расположенные на разных уровнях и имеющие разную высоту, на каждой стороне этих башен изображено лицо бодхисатвы Авалокитешвары, причём так, что где бы вы ни находились, эти лица "смотрят" на вас.

Уникальна и Слоновая терраса (высота 350м с которой кхмерские короли наблюдали церемонии на главной площади Ангкор-Тхома, лежащей перед дворцом. В самом центре обнесенной стеной территории находится Пименакас ("Небесный дворец") - бывшая резиденция кхмерских королей. В южной части Ангкора лежит огромный искусственный водоем, который носит название "Восточный Барей". Его размеры просто потрясающи – 7км в длину и 1,8км. в ширину. Он был выкопан при короле Ясовармане I (889-910 гг.) для снабжения города водой в засушливый период. В середине находится искусственный остров, на котором возвышается небольшой храм Мебон, а на южной стороне находится храм Та-Пром, который так и не был очищен от джунглей, и предстает в том же самом виде, в каком и увидели его исследователи в конце XIX века. В настоящее время водой заполнена лишь небольшая часть Западного водоема (8км на 2.3км), Восточный водоем абсолютно сухой

Терраса Прокаженного Короля получила свое название из-за статуи прокаженного короля, находящейся на платформе. Сейчас здесь стоит копия, а оригинал находится в национальном музее в Пном-Пене. Имя прокаженного короля покрыто тайной. Теория о том, что им был Джаяварман VII и именно поэтому строил много больниц, не нашла исторической поддержки. Некоторые историки утверждают, что статуя изображает Каберу, бог богатства, или Ясовармана I, оба из которых были, предположительно, прокаженными. Еще одна версия, что статуя получила название из-за лишайника, который растет на ней.

Храм Ангкор Тхом (Angkor Thom) расположен в 1,7км севернее Ангкор Вата. Это центральная часть города. Название "Ангкор Тхом" означает "Большой Город". Ангкор Тхом был сооружен в 1181-1210 гг. после того, как в 1181г Ангкор был взят и разграблен чамами. Та Кео - одна из самых больших и высоких построек в стиле храм-гора. Его строительство не было закончено. Если бы Та Кео был завершен, то это был бы один из лучших храмов в Ангкоре. Храм имеет 32м в высоту. Отсутствие художественного оформления придает ему чистоту и свежесть. Та Кео - точная копия священной горы Меру, с прямоугольным основанием и пятью квадратными башнями.

Храм Та Пром (Ta Prohm) специально не очищался от джунглей и предстает в том виде, в котором его увидели французы. Башни, буквально разрываемые стволами деревьев, изваяния богов, обвитые ветками лиан, и крыши галерей, продавленные под тяжестью огромных корней - таким сегодня выглядит этот храм.

Храм Преак Неак Пеан (Preah Neak Pean) обладает интересной композицией: вокруг большого квадратного бассейна находятся четыре значительно меньших бассейна, строго ориентированных по сторонам света. В центре главного бассейна на искусственном острове находится небольшой храм, а около него статуя животного в духе Сальвадора Дали.

Cохранились и другие древние храмы - большой храм Пре-ХанТа-Сом (XII в.), Бантей-Кдей (вторая половина XII в.), Прасат-Краван (построен в 921г). Пять последних веков хранительницей и "архитектором" древнего города была сама природа. За это время город стал поистине сказочным чудом - колоссальные воздушные корни растений успели задушить в своих объятиях дивные творения рук человеческих.

Небесная танцовщица. Рельеф . XII в

Храмовый комплекс Ангкор Ват украшен редкими по красоте рельефами, сочетающими фигурные изображения с растительным и геометрическим орнаментом. В рельефах галереи первого этажа запечатлены, в основном, сюжеты из древнеиндийского эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна», на рельефах второго этажа предстает множество блистающих грацией небесных танцовщиц. Композиция рельефов построена так, что одна сцена плавно переходит в другую. Ощущение глубины изображения создается не за счет объемности фигур, а в результате наложения их друг на друга. Первоначально рельефы выглядели значительно более живописными, т.к. были раскрашены и покрыты позолотой. Проходя по галереям, зритель одно за другим «читает» многофигурные изображения. Площадь, занимаемая скульптурными работами в Ангкор-Вате, составляет около двух тысяч квадратных метров. Поразительно, что при таком изобилии рельефов и пристальному вниманию к деталям художник сохранил чувство меры и удивительной гармонии с архитектурой.

Список литературы

1. История искусств. Камбоджа

2. История Кампучии. Краткий очерк.

3. Кампучия: от трагедии к возрождению