Значение культуры Древнего Египта

Министерство образования российской федерации

федеральное агентство по образованию и науке

всероссийский заочный финансово-экономический

институт

региональная кафедра философии, истории и права

Характеристика специфики культуры Древнего Египта и ее влияние на культуру древних цивилизаций

(реферат)

г. Барнаул

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная часть

Государственная организация

Религия

Наука

Архитектура, скульптура и живопись

Письменность

Литература

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Страна, которая ныне называется Арабская Республика Египет, возникла в древности и являлась одной из самых могущественных и загадочных цивилизаций. Самобытная культура Древнего Египта («Страны Большого Хапи») с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества.

В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время.

Культура вызывала удивление у вавилонского народа своей цивилизацией. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры - все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.

Развитие древнеегипетской культуры, как и других культур Ближнего Востока, обусловлено благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Древний Египет – первое государство, претендовавшее на мировое господство.

Власть в стране держали фараоны, провозглашенные сыновьями бога солнца «Ра». Их окружал многолюдный двор. Первым лицом после фараона был верховный сановник («визир», он же и главный судья), а далее вельможи. Они были обладателями важных должностей в самом правительственном хозяйстве.

Большое значение в государственной жизни имели писцы (каждые два года в стране производился переучет для налоговых целей).

Основной задачей власти являлось подавление угнетаемых.

Существовал классовый строй, и народ полностью подчинялся правящему классу.

Основным оружием в стране являлись простой лук и стрелы. Пехота была единственным военным родом сухопутных войск. Имелся особый «дом оружия» с особым начальником над ним.

РЕЛИГИЯ

Большая часть культуры Древнего Египта возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.

По представлениям древних египтян, жизнь не заканчивалась смертью. Тело умирало, но душа продолжала жить в потустороннем мире, представлявшем собой копию реального.

Была вера в существование у человека души-двойника, в особое значение имени человека. Родственники были обязаны обеспечить умершему достойную жизнь в загробном мире, заботясь о снабжении умершего жилищем (гробницею), едой и утварью. Не сделай они этого - мертвые «возвратятся с ветром» и месть их будет страшной .

Примерно с 3400 г. до н.э. c помощью высокого искусства мумификации готовили тела умерших к путешествию в загробный мир и к их сохранению в вечности. 70 дней останки находились в пересыщенном содовом растворе, далее бальзамирование продолжалось и включало очень много технологических стадий.

В египетской культуре постепенно формировались представления о едином мире мертвых — «дуате». Его структура во многом воспроизводила структуру земного мира. Древние египтяне не верили, что после смерти человек может занять другое социальное положение: фараон в царстве мертвых не мог стать придворным, а подданный - царем.

Для защиты от разных напастей и спасения на суде Осириса египтяне использовали «Книгу мертвых», которая давала возможность безболезненного прохождения мимо всех Сцилл и Харибд подземного пространства и позволяла «ба» на суде Осириса магически доказать невиновность человека, обеспечив, таким образом, всему комплексу полноценное существование.

Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья.

В отличие от людей, божества могли перевоплощаться по своему желанию. Многих из них представляли в виде животных - кошки, коровы, быка. Так, бог Себек изображался с головой крокодила, богиня Хатор - в виде коровы или женщины с рогами коровы.

Божество жило в храме, являющемся его домом («дом» и «храм» обозначались одним иероглифом), и обслуживалось жрецами, функции которых заключались в удовлетворении его вполне «человеческих» (или «животных») потребностей, а также в контроле за сохранностью и приумножением его имущества. Местом непосредственного обитания бога считался наос, особое каменное сооружение внутри храма, в котором располагалось его изваяние, скрытое за запечатанными деревянными дверями. Три раза в день священные двери раскрывались и божество «кормили», сопровождая эту процедуру предварительным умащением идола и сменой его одеяний.

Обычно бог «вел» скрытный «образ жизни» и никуда «не выходил» из наоса, простые люди были лишены возможности лицезреть его, но в египетском календаре существовало множество праздников, во время которых привычный распорядок нарушался и идол покидал место своего обитания. Праздники были двух видов: процессии и мистерии. В дни процессий божество путешествовало, посещая различные «святые места» за пределами родного храма, во время мистерий разыгрывались сцены из жизни божества.

В отличие от Древней Месопотамии, где все боги образуют единое сакральное пространство, в котором каждый наделяется определенными функциями, в Древнем Египте единственной силой, придающей египетской мифологии видимость единства, является верховный бог, подобный фараону.

В описаниях бога-творца и фараона наблюдается явный параллелизм: оба они представляются, во-первых, великими завоевателями, наводящими ужас на врагов, во-вторых, властителями мира.

Древнеегипетская религия была собранием различных культов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным изменениям.

НАУКА

Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный календарь, столь совершенный, что мы с некоторыми изменениями пользуемся им и сейчас. Год делили на три сезона по четыре месяца. Тридцатидневный месяц делился на декады. В году было 36 декад, посвященных особым божествам - созвездиям. В конце года добавлялось пять дней. Такой календарь возник из сельскохозяйственных нужд, к нему привела необходимость вычислять периоды разлива Нила. Разлив Нила совпадал с появлением на рассвете, после долгого перерыва, яркой звезды Сириус. Это было замечено египетскими наблюдателями, однако египтяне не привели в соответствие календарный и астрономический год, так как не ввели високосных лет. Поэтому каждые четыре года утренний восход Сириуса расходился с новым годом на один день. Через 120 лет ошибка вырастала до месяца. Хотя и существовали проекты устранить это неудобство, они не были осуществлены.

Другой большой вклад в астрономию - это деление суток на 24 часа. Уже во время Нового царства были известны водяные и солнечные часы. Египтяне создавали карты неба, группируя звезды в созвездия. Велись наблюдения и за планетами.

Египетская математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной жизни. Египтяне пользовались десятеричной непозиционной системой счета, в которой употребляли специальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100 и т.д. Оперировали простыми дробями только с числителем 1. Со Среднего царства засвидетельствованы задачники, в которых приводились также решения. Большинство задач возникло из практических потребностей. Египетские математики умели вычислить длину окружности и объем усеченной пирамиды. Способ, которым египтяне вычислили площадь круга, приводил к такому результату, как если бы число пи равнялось 3,16, хотя понятия числа пи не существовало. Для расчетов, связанных с дробями, пользовались специальными таблицами. Знали египтяне и арифметическую прогрессию. Для обозначения неизвестного пользовались словом «куча».

Уже в Древнем царстве (не без связи с практикой мумификации) накопилось много знаний в области анатомии и медицины - достаточно для появления врачей различных специализаций: глазных, зубных, хирургов и т.д. Позже засвидетельствованы практические руководства для врачей, в которых, правда, часто наука переплетается с магией. Но не это определяет достижения египетской медицины: древние лечебники показывают, что египетские медики прекрасно знали анатомию, возможно, открыли кровообращение, знали кое-что о роли мозга (паралич ног ставили в связь с повреждением головы). Существовало и руководство для ветеринаров. Как мумификация, так и особенно рецепты показывают значительные познания в области химии.

Из общественных наук наиболее важными были достижения в области исторических знаний: сохранились записи последовательности царствований и главнейших событий. Существовали специальные словники, а также пособия, по которым египетские писцы учились аккадскому языку.

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ

Египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта, как мировой державы, создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках.

Архитектура «Град Амона», «Стовратные» (по выражению древнегреческого поэта Гомера) Фивы становятся одним из самых блистательных городов древнего востока. Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные виллы знати и, особенно, величественные храмы, определяющие архитектурный облик Египта.

Если древние пирамиды уподоблялись горе, то храмы Амона – Ра в Карнаке и Луксоре в восточной части Фив, напоминали дремучий лес, где можно затеряться. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая дорога – аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски. Эти поражают своими размерами и свидетельствуют о своеобразной тяге архитекторов Нового царства к гигантомании, культу грандиозного.

Произведениями сакрального искусства были пирамиды, храмы, гробницы, настенная живопись и статуи. Сюжеты барельефов неизменно служили связующим звеном между богами и людьми, прежде всего фараонами. Сцены борьбы, жертвоприношения и потусторонней жизни чередовались со сценами жизни, деятельности, радости и смерти.

Имхотеп, министр и зодчий фараона Джосера (XXVIII в. до н.э.), автор ступенчатой пирамиды в Саккара, считается отцом каменной архитектуры. В те времена храмы еще представляли собой часть комплекса пирамиды. Позднее на смену пирамидам пришли скрытые от расхитителей скальные гробницы. В отдалении от таких гробниц храмы стали приобретать большее значение. Эти сооружения строились из камня на века. Жилища же простых людей возводили из быстро разрушающегося сырцового кирпича.

Амарнский период создал целую галерею скульптурных шедевра – портретов. Искусство приобретает невиданные до этого формы и черты. Появляются изящные рельефы, многоцветные росписи, изображение бытовых сцен, простых людей. Всемирно известным стал портрет супруги фараона – царицы Нефертити в высоком головном уборе, он стоит в ряду самых поэтичных женских образов, созданных мировым искусством. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой.

Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого периода художественного творчества, является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это касается не только изобразительного искусства, но и архитектуры. Древние египтяне считали земную жизнь всего лишь кратким эпизодом вечного существования. Именно поэтому для строительства домов, резиденций вельмож и царских дворцов они употребляли не слишком прочные материалы, а прежде всего сырцовый кирпич. Иначе выглядело дело с сооружением жилищ для бессмертной души фараона и знати, которые также как и храмы богов сооружались из камня. О прочности этих построек, устоявших наперекор времени и систематическим разрушениям, свидетельствуют сохранившиеся до нынешнего времени памятники.

Нигде больше, даже в Китае, изображения и надписи не образуют такого прочного художественного синтеза, как в Египте. И связь здесь не только декоративная, а более глубокая, обусловленная мировоззрением египтян и их пониманием искусства.

В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое.

Раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Кроме того, египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего ансамбля, и всегда одно искусство как бы вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был синтез трех искусств - архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись с цветами реального мира.

ПИСЬМЕННОСТЬ

В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась.

Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии.

Греческие писатели назвали знаки египетских надписей на стенах храмов, иероглифами («hieros» – священный и «glypho» – режу, высекаю). По внешнему облику иероглифы представляли собой рисунки живых существ и различных предметов. Они делятся на три части: идеограммы, фонограммы и детерминативы. Идеограмма — знак, обозначающий определенный предмет. Например, — солнце, — дом. Фонограмма — знак, соответствующий звуку или сочетанию звуков. Детерминатив указывает на смысловую категорию, к которой относится слово, и ставится обычно сразу за словом для того, чтобы избавиться от омонимов.

Почерк отличается беглостью и уверенностью. Писали справа налево, на папирусе (растение 3-6 м. высотой, произраставшее в стоячих водах реки Дельта). Изображения (иероглифы) письменного прибора доказывают, что уже тогда красными и черными чернилами писали при помощи длинных тростинок-кисточек.

Наряду с иероглифическим в Древнем Египте использовалось также иератическое и демотическое письмо. Демотическое письмо представляет собой особый вид скорописи, в котором иероглиф или несколько иероглифов заменяются упрощенным письменным знаком.

Появился первый алфавит.

Благодаря развитию письменности в храмах создавались религиозные, научные и литературные труды.

ЛИТЕРАТУРА

Художественная литература Древнего Египта восходит своими корнями к середине четвертого тысячелетия до н. э. к периоду Древнего Царства.

Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в Египте стали фольклорные жанры. Как и большинство произведений древности, литература периода Древнего царства анонимна, за исключением сочинений, написанных в жанре поучения, как правило, авторство было приписано какому-либо из мудрецов или правителей древности, что наводит на мысль об отсутствии попыток коллективного создания поучений, что подтверждается и стилистическим анализом текста. Особенно часто использовались сравнения и яркие художественные образы: разгневанный фараон говорит о себе, что он стал «...подобно змее в пустыни...», холодное сердце сравнивается с каменной глыбой и так далее.

От времени Древнего царства до нас не дошло литературных произведений в собственном смысле, если не считать «автобиографических» надписей в гробницах конца Древнего царства. Надписи «биографического» характера со временем становятся все более пространными, включают описания заслуг автора не только перед фараоном, но и перед населением своего города.

С этим видом литературы связана «Повесть о Синухете».

Египетская художественная литература, получившая особое развитие со времени Среднего царства, оставила нам множество сказок самого разного содержания и происхождения.

Широко распространен был жанр поучений, которые использовали как школьный материал. Очень часто они составлялись от имени известного вельможи или мудреца. Иногда поучения составлялись от имени царя. Таковы поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара и поучение Аменемхета I.

Социальные противоречия неспокойной поры Среднего царства проявились в «Повести о красноречивом поселянине», в которой наибольший интерес представляют обличительные речи в защиту правды, произносимые несправедливо обиженным героем повести.

Среди богатой поэтической литературы - гимны богам и царям, любовная лирика, хвалебные песни. Ритм стиха строился на ударных слогах, количество же неударных, видимо, не имело значения.

Излюбленные литературные приемы - параллелизм (каждый стих состоит из двух параллельных фраз) и аллитерация, свойственная и прозаическим произведениям. Литературные произведения различных жанров часто вкладывались в уста повествователей, вводились в «рамке», составлявшей пролог и заключение. Египтяне очень любили изощренную игру слов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древнеегипетская цивилизация существовала на протяжении многих веков, приблизительно с 3000 г. по 300 г. до н.э. Это был период расцвета Египта, время создания колоссальных архитектурных сооружений и изящных произведений искусства. Египтяне создали письменность и систему счета; их техническими достижениями восхищались многие другие культуры Древнего мира. Таинственные и очень сложные религиозные обряды Древнего Египта и сейчас продолжают вдохновлять ученых и писателей.

Древний Египет представляет большой интерес, египетские пирамиды — величайший архитектурный памятник Древнего Египта, одно из «Семи чудес света». Пирамида Хеопса

Египет был одним из самых великих центров мировой культуры.

Египетское искусство явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини – матери Исиды - получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством.

Древнеегипетская культура породила замечательную и великую культуру Древнего Востока, которая сыграла важнейшую роль в сложении античной культуры и в дальнейшей истории развития общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «История Древнего Востока». Тураев Б.А, Ладомир-1935.

2. http//www.egipt.com;

3. «Мифы в искусстве старом и новом». Рене Менару, Санкт-Петербург-1993.

4. Энциклопедия туриста. «Большая российская энциклопедия». Москва-1993.

5. «Краткая литературная энциклопедия». Советская энциклопедия. Москва-1964.

6. «Мифы Древнего Египта». И.В. Рака. Санкт-Петербург-1993.