Наука, культура и религия

Наука, культура и религия

Исходным пунктом философских размышлений средневековья стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию: религии, а не науке. Создавая легенду о смиренной и непротивящейся никакому злу святости, церковь активно пропагандировала скептическое отношение к силам человеческого разума, говоря о тщете мудрости и знания. Характерной чертой средневековой философии является теоцентризм- обращение к Богу, его сущности, как первопричины и первоосновы мира.

Двигаясь к истине, разум может вступить в противоречие с догматами веры, при этом, как утверждал Ф. Аквинский, противоречие между двумя положениями всегда означает, что одно из них ошибочно. А так как в божественном откровении, по его мнению, не может быть ничего ошибочного, то из этого следует, что ошибается разум, а не вера.

Церковь враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к материалистическим учениям. Именно поэтому усвоение философского наследия античности происходило частями, пристрастно, допускалось в основном распространение идеалистических идей, подкрепляющих религиозные догматы.

В европейской философии материализм в средние века не имел такого распространения и влияния на культуру, как на Востоке. Он пробивался в форме такой тенденции, как номиналистическая (от лат. nomen – имя, название) философия, которая появилась наряду с так называемым реализмом в схоластике и исходила из того, что сначала существуют отдельные вещи- предметы и явления, а затем их отражения в общих понятиях, трактуемых как имена, названия вещей. Однако господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать служанку богословия.

Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика. Дело в том, что распространение христианства в Европе, в Византии, эллинизированных центрах Передней Азии и Северной Африки происходило в упорной борьбе с иными религиозными и философскими течениями. При этом против христианства широко использовалась философия неоплатонизма. Именно в этот период возникает апологетика как философское обоснование и защита христианства.

Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. pater- отец)- философские учения «отцов церкви».

К XIII веку относится расцвет западноевропейской схоластики (от лат. schole — школа)- это философия, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии. Обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путём – такова была основная задача схоластики. В последствии слово «схоласт» стало синонимом науки, оторванной от жизни, далёкой от наблюдения и опыта. Главным для схоластов вопросом был вопрос об отношении знания к вере. При этом они исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры над знанием.

В XI веке развёртывается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом. Изначально был поставлен истинно схоластический вопрос: Как понимать- Бог един, но троичен в лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой? Однако развернувшаяся полемика вышла далеко за пределы этого вопроса и приобрела подлинно философский характер: вылилась фактически в рассмотрение диалектики единичного и общего. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий- «универсалий»: «человеке вообще», «доме вообще» и т. д. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей и порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей». Номиналисты утверждали, что «универсалии суть имена после вещей». Реальны лишь единичные вещи, например, люди, дома, а «человек вообще», «дом вообще»- это просто слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы. Умеренные номиналисты допускали существование общего в человеческих понятиях как отражение сходных черт в единичных вещах.

Если реализм рассматривал общее как нечто идеальное и предшествующее вещи, т. е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного, то номинализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы. Таким образом, спор реалистов и номиналистов явился философским, так как в нём фактически обсуждались проблемы единичного и общего, их диалектика.

Создателем католической теологии и систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225-1274). Используя основные идеи Аристотеля о форме и материи, он всецело подчиняет им учение религии. Ничто материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы- Бога. Бог же существо чисто духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей. К тому же материя пассивна. Активность ей даёт форма.

Аквинский предлагает свои доказательства существования Бога, которые использует и современная католическая церковь.

В эпоху Возрождения было сделано много научных открытий, но самое главное- была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения.

Вся культура Возрождения, её философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений- человеческий.

Новая культура и философия появились в Италии. В дальнейшем Возрождение охватило и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Именно та роль, которую играла античная культура в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи, как эпохи Возрождения, или Ренессанса.

Каковы же основные черты философии эпохи Возрождения? Во-первых, это отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы; во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности- Демокрита, Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвёртых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения: 1. Реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени-XVв. 2. Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия-XVIв.

Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т. е. прямо не отрицая существование Бога, она отождествляла его с природой. Николай Кузанский (1509-1588) сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве.

Н. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.

Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества- безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется пантеизм: Бог заранее есть всё, что только может быть.

Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548-1600). Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров во вселенной. Вместе с тем Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевлённость материи. Но его Бог- это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы: Бог растворён в природе. Натурфилософские взгляды Бруно соединяются с элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из античных источников. Он отмечал постоянную изменчивость всех вещей и явлений.

Немаловажное философское значение имеют труды Галилео Галилея (1564-1642). Его открытия положили начало ожесточённой полемике со схоластами и церковниками, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую идею мира. Галилей призывал отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным путем, искать естественные, собственно природные причины объяснения явлений. С его точки зрения, все явления можно свести к их точному количественному соотношению. А поэтому, полагал он, математика и механика лежат в основе всех наук. Он был страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к истине. Он считал, что к истине могут привести два метода: резолютивный и композитивный. Резолютивный, или аналитический, метод означает разложение исследуемого явления на более простые элементы, его составляющие. Композитивный- это синтетический метод, состоящий в осмыслении явления как целостности. Оба эти метода всегда применяются совместно и образуют научную методологию, которая включает также эксперимент.

Бог выступает у Галилея как перводвигатель, который сообщил движение планетам. Дальше природа стала обладать своими собственными объективными закономерностями, которые должны изучать науки.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа