Поп-Арт (работа 1)

«Поп-арт» (англ. pop art, от pop — отрывистый звук, лёгкий удар, хлопок, похожий на хлопанье пробки, буквально — искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект; трактуется также как сокращение от английского popular art — популярное, общедоступное искусство), неоавангардистское направление в изобразительном искусстве. Явившись своеобразной реакцией на абстрактное искусство и вместе с тем обнаружив связь с дадаизмом (особенно с творчеством М. Дюшана) и сюрреялизмом, «П.-а.» получил распространение со 2-й половины 1950-х гг. в США (основоположник направления — Р. Раушенберг; К. Олденберг, Дж. Розенквист, Дж. Джонс, Р. Лихтенстайн, Дж. Дайн), Великобритании (П. Блейк, Р. Гамильтон) и др. странах. Своими целями представители «Поп-арта» провозгласили «возвращение к реальности», «раскрытие эстетической ценности» образцов массовой продукции, языка средств массовой коммуникации (реклама, фото, репродукция, комикс и т.п.), всей окружающей человека искусств. материальной среды. Они буквально воспроизводят (часто с помощью коллажа или иных подобных техник) типичные предметы современного урбанизированного быта (вещи домашнего обихода, упаковка товаров, фрагменты интерьеров, детали машин и т.д.), популярные печатные изображения каких-либо известных личностей и событий или даже включают эти предметы и изображения в композиции в натуральном виде. Подменяя реальность алогичной комбинацией разнохарактерных муляжей, «Поп-арта», как и исторически предшествующие ему течениямодернизма , остаётся замкнутым в круге самодовлеющих формальных экспериментов; он так же далёк от реалистически последовательного изображения действительности, как, например, абстракционизм, являясь, по существу, антиискусством. Известное влияние «Поп-арт.» на рекламу, плакат, журнальную графику свидетельствует о его ориентированности на «массовую культуру» капиталистического общества с её девальвацией духовных ценностей.

 Художники группы, получившей известность в середине пятидесятых годов , за ново открыли то , что любители продолжают считать само собой разумеющимся , несмотря на все усилия убедить их в обратном : что картина – это не «плоская, по существу, поверхность, покрытая красками», на чём настаивал Морис Дени, а узнаваемый образ. Если искусство по своей природе репрезентативно, то современные художественные движения , от Мане до Поллока исходили из ложной посылки , независимо от того, насколько впечатляющими были их творческие достижения. Создалось впечатление , что в последнее столетие живопись была на своего рода добровольной голодной диете питаясь сама собой, а не окружающим миром. Наступило время, когда художники стали испытывать чувство «голода по реальному образу» -голода, которым некогда не мучилась широкая публика, так как её спрос на образность щедро удовлетворялся фотографией, рекламой, журнальными иллюстрациями и комиксами.

Почувствовавшие это художники схватились за продукцию коммерческого искусства, потакающую обывательским вкусам. Они увидели в нём главную примету визуального окружения нашего времени, явление, которое начисто игнорировалось представителями « высоколобой » культуры как вульгарное, антиэстетическое, хотя не заметить его кричащего присутствия было невозможно. Только Марсель Дюшан и некоторые из дадаистов с их неприятием любых ортодоксальных суждений осмелились окунуться в эту среду ( см. стр. 432 ). Они и стали святыми-покровителями нового движения, получившего название «поп-арт».

На самом деле поп-арт зародился в Лондоне в середине пятидесятых годов. Группа независимых художников и интеллектуалов. Создавшая его, была восхищена воздействием на повседневную жизнь Великобритании американских средств массовой информации, заполнивших страну после Второй мировой войны. НЕ удивительно, что новое искусство пришлось особенно по нраву именно американцам и получило бурное развитие в США в последующее десятилетие. Теперь, в ретроспективе, развитие поп-арт в США воспринимается как выражение оптимистического духа 1960-годов. Начавшихся с избрания Джона Кеннеди и завершившегося кульминацией Вьетнамской войны. В отличие от дадаизма. Поп-арт возник не от отчаяния и не из-за отвращения к современной цивилизации. Это течение в искусстве рассматривало коммерческую культуру как сырье, как неиссякаемый источник живописного содержания, а не как зло, с которым надо бороться. Не разделяет поп-арт и агрессивного подхода дадаистов к сложившейся системе ценностей современного искусства.

ДЖОНС. Джэспер Джонс (род. 1930) , один из основоположников поп-арта в Америке, начал с детального, точного изображения таких общеизвестных предметов, как флаги, мишени, числа, карты. Его картина «Три флага» (илл.457) ставит перед зрителем интригующий вопрос: в чем , собственно, разница между образом и действительностью? Мы сразу узнаем звезды и полосы, но если попытаемся уточнить, что же именно находится перед нами, то ответ окажется не таким простым. Эти флаги выглядят слишком «ненатурально». Вместо того, чтобы развеваться на ветру, они как бы застыли в ожидании, в своего рода обратной перспективе, четко выровненные по отношению к друг другу. Здесь есть движение другого рода: красные. Белые и голубые участки – не плоскости локального цвета. А тщательно модулированные поверхности. Можно ли в таком случае утверждать, что это изображение трех флагов? Очевидно, что таких флагов не бывает, и они могут существовать лишь в воображении художника. Чем больше задумываешься над этим, тем больше удивление вызывает эта картина именно как плод воображения – меньше всего можно было ожидать такого вывода при первом взгляде на нее.