Белые цветы Осириса и слезы Исиды

Белые цветы Осириса и слезы Исиды

Не одни лишь монументы остались нам от Древнего Египта
- дух былого живет в египтянах, наследниках славы предков

  
Искусство работы
с камнем египтяне
постигали веками.
  

Нам, с нашим темпом жизни и постоянными перемещениями, почти невозможно представить себе мировосприятие человека, чьи предки из поколения в поколение на протяжении пяти тысяч лет жили на том же самом месте, где и он; видели тот же самый пейзаж, слышали те же самые звуки сельской жизни, радовались и печалились тому же, чему радуется и печалится он сам... Египтяне и сегодня редко переезжают с обжитых мест: просто некуда. Долина Нила не так уж широка, и граница между плодородными землями и пустыней - это поистине граница между жизнью и смертью. Люди живут рекой - сейчас, как и многие тысячи лет назад. Каналы и канальчики, пересекающие скромные угодья феллахов, шадуфы - древнее изобретение, с помощью которого и поныне поднимают воду для полива полей, пара быков, тянущих тяжелый плуг, - вот типичная картина жизни в этих краях. И живя в этом мирке, замкнутом, ограниченном пространственно, - люди отчетливее осознают перспективу времен. Для сегодняшних египтян время фараонов - это эпоха вели кой славы их страны. Поэтому даже ревностный мусульманин вряд ли станет называть своих предков-язычников «неверными». Кстати, в этническом смысле египтяне, по всей видимости, мало изменились. Большинство из них - прямые потомки древних египтян, а не нескольких тысяч арабских завоевателей. И когда вы слышите из уст современных обитателей долины Нила гордое «Мы - египтяне!», это соответствует истине даже в антропологическом смысле.

Связующая нить, протянувшаяся через многие поколения, не прерывается и по сей день. Директор знаменитого каирского Египетского музея, почтительно именуя на страницах своего путеводителя фараонов Тутмоса III или Рамсеса II «их величествами», нисколько не кривит душой. Когда в конце прошлого века в районе древних Фив был обнаружен тайник с мумиями многих прославленных фараонов, на всем протяжении реки, по которой перевозили в Каир царственные останки, люди выходили на берег и с рыданиями провожали в последний путь своих древних владык... Уже в восьмидесятых годах нашего столетия мумию Рамсеса Великого возили в Париж на реставрацию. Фараону выписали паспорт как царю Египта, пусть и покойному. В парижском аэропорту Орли по требованию египетской стороны в знак траура были приспущены государственные флаги и мумию приветствовал почетный караул.

  
Бык и сейчас
остается главным
помощником крестьян
в долине Нила.
  


В «городке фараонов» рабочие изготавливают папирусные листы по технологии доктора Хасана Рагаба, который раскрыл секреты древнего производства или по крайней мере приблизился к ним.
  

 столице Египта, на одном из маленьких нильских островов, действует уникальный музей под открытым небом, в котором в наши дни особенно тщательно и любовно была воссоздана атмосфера далекой египетской старины. Это место называется «Городком фараонов». Туристов на остров доставляет экскурсионный кораблик. и они с любопытством разглядывают живые картины «из быта древних египтян». Вот несколько человек вылепливают и обжигают керамические сосуды, другие с бесконечным терпением обтесывают огромные камни в скульптурной мастерской, третьи вспахивают землю... Конечно, роли в этом представлении на исторические темы исполняют каирские актеры, однако как поразительно органично выглядят они в обстановке тысячелетней давности! И для тех, кто знает современных египтян не поверхностно, в этом факте нет ничего удивительного: навыки древних египетских ремесленников не только не исчезли, но передавались от мастера к ученику и постоянно совершенствовались.

звестно, к примеру, что прежние жители долины Нила достигли невероятных высот в умении обращаться с камнем, который был, в отличие от дерева, широко распространенным строительным материалом. Этот унаследованный от предков талант стал легендой среди археологов, которые нанимают местных рабочих при проведении раскопок. Египетский исследователь Мухаммед Гонейм приводит в книге «Потерянная пирамида» рассказ одного англичанина, ставшего свидетелем передвижения в каирском музее гранитного колосса, который весил не менее сотни тонн: «Кучка жилистых невысоких парней собралась вокруг статуи со своими ломами и несколькими деревянными брусьями. Среди громких воплей и суеты статуя вдруг покачнулась. Катастрофа казалась неминуемой. Я уже готов был зажмурить глаза, заткнуть уши. Однако прошло совсем немного времени, и колосс был передвинут на десятки метров, а затем без единого повреждения установлен на новом месте».

Работа огромного числа жителей Египта связана с обслуживанием многочисленных туристов, ежегодно посещающих эту страну. Это налагает совершенно особый отпечаток на характер и мировоззрение египтян. С самого рождения они так или иначе соприкасаются с седой древностью своей великой родины, изо дня в день видя развалины грандиозных сооружений, которые были построены руками их предков. Многие живут тем, что продают туристам сувениры, связанные с историей страны. В большинстве случаев это не более чем дешевые поделки. Продавцы росписей на папирусе будут уверять вас, что работают по воссозданному старинному рецепту, хотя лишь очень наивный турист примет за папирус банановые листья. Бойкий уличный разносчик, предлагающий купить венки белых цветов для вашей спутницы, возможно, сам не знает, что именно такой венок подарил своей возлюбленной бог Осирис. А ремесленник, который изготовляет сувенирные статуэтки того же Осириса, как правоверный мусульманин (или христианин-копт), конечно, счел бы кощунственным поклонение этому языческому божеству.


На смену
фрескам с
изображением
богов пришли
картины
паломничества
в Мекку.
  

равда, это не мешает египтянам, невзирая на религиозные чувства, принимать участие в обрядовых танцах и песнопениях в «Ночь слезы» перед разливом Нила. Возможно, не все участники этого действа знают о том, что оно восходит к легендарным временам, когда богиня Исида оплакивала смерть своего супруга Осириса. Пролитые ею слезы переполнили Нил и вызвали его первый разлив и наводнение. Этот день в Египте некоторые отмечают как встарь, хотя бурные паводки остались в прошлом: строительство в шестидесятых годах Асуанской плотины положило конец этому явлению.

Древность напоминает о себе не только десятками тысяч сувениров, которые заполняют ряды гигантского базара Хан-эль-Халили в Каире или лотки торговцев в Долине царей. Вы можете обнаружить ее в остроконечных сосудах, словно сошедших с росписей на стенах гробниц, и в движениях танцоров на деревенской свадьбе, в деревянных воротах с «шипами» в поселке на острове Элефантина и в огромных миндалевидных глазах красавицы-египтянки. И даже в простой склянке с ароматическими маслами, которые по фунту за грамм продают каирские парфюмеры... Традиция изготовления этих масел - одна из древнейших, и в отличие от производства папируса она никогда не прерывалась. Эссенции, которые получают из цветов лотоса, жасмина, розы или такого экзотического сырья, как рожки газели, потом поставляется во Францию для производства знаменитых на весь мир духов. Однако и местный товар достоин не меньшей славы: тонкий аромат не исчезает до тех пор, пока вы не смоете следы масла со своей кожи...

 египетских мусульман есть такой обычай: совершивший хадж - паломничество в Мекку - расписывает стены своего дома картинами, иллюстрирующими это событие. На них вы увидите и пароход, плывущий через Красное море в Саудовскую Аравию, и черный камень Каабу, и самого паломника в Мекке. Разглядывая эти трогательные и наивные картины, вы и не заметите, что деревенский дом из саманного кирпича, на котором они нарисованы, ничем не отличается от того, что стоял на его месте четыре тысячи лет назад. Глина, ил, солома - все, что необходимо для постройки. Из самана строили дворцы великих властителей и крестьянские хижины, сегодня из него же возводят каирские многоэтажки - только технология стала более совершенной. А крестьянин каждый вечер возвращается в свой дом - точь-в-точь такой же, в каком жили его предки, возделывавшие эту долину сотни и сотни лет назад.

Дух Древнего Египта не исчезает с веками. Он живет в открытых лицах людей, спешащих по улицам Каира, и в названиях древних городов. Он встречает вас, как только вы садитесь в самолет компании «Egypt Air» с изображенным на фюзеляже Хором - богом с головой сокола, по-прежнему парящим в вечно голубом небе Египта.

Михаил Чеботарев


  

Литература

Материал из журнала GEO