Криминологическое прогнозирование (работа 1)

«Криминологическое прогнозирование криминогенной ситуации. Планирование мер предупреждения преступлений на административном участке».

Введение: 2

1. Криминологическое прогнозирование оперативной обстановки 6

2. Виды, сроки и методы прогнозирования. 12

3. Планирование и координация работы по предупреждению преступлений на административном участке 14

4. Комплексное использование сил и средств государственных органов и общественных формирований в предупреждении преступности 19

Заключение 31

Литература 32

Введение:

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Республики Беларусь. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ Республики Беларусь. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы". К этой цели общество прийдет только через повышение ответственности, возложенной " на институты государственной власти", решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной " правовой базы для таких действий".

Все вышесказанное в особенной степени касается уголовно-правовых наук, в том числе и криминологии - науки, изучающей преступность.

В 1991 году Беларусь занимала по уровню преступности 4-е место после России, Казахстана и Молдовы. В 1995 году она вышла на 2-е место после России с коэффициентом преступности 1284 преступления на 100 тыс. жителей. К 2000 году в большинстве государств СНГ зафиксировано снижение коэффициента преступности. В Беларуси он вновь возрос и после России это самый высокий показатель (1357 преступлений на 100 тыс. населения). В 2001 году эта позиция Беларуси сохранилась, хотя показатели изменились. Таким образом, статистические данные свидетельствуют, что по уровню преступности (имеется в виду данный показатель), а, следовательно, и криминализации общества, Беларусь приближается к России, опережая все другие государства СНГ, занимая после нее второе место.

О негативных тенденциях в развитии преступности в Беларуси свидетельствуют и другие факты. Например, в 2000 году во всех государствах-участниках СНГ число тяжких преступлений в сравнении с 1999 годом сократилось в среднем на 4%. При этом в Беларуси оно возросло на 8%. В среднем по странам Содружества произошел рост преступности, связанной с наркотиками, на 11%, в Беларуси - на 20%.

Наряду с коэффициентами качественную составляющую характеризуют и другие показатели преступности. Так, в исследуемом десятилетии значительно повысилась опасность совершаемых преступлений. Характерными признаками их стали дерзость, вооруженность, изощренность способов совершения, что повлияло на общее состояние безопасности человека в обществе. Структура преступности претерпела изменения: активно проявляет себя коррупция, организованная и профессиональная преступность, незаконный оборот наркотических средств, экономическая преступность и ее разновидности в финансовой и банковской сферах, в предпринимательской деятельности, легализация преступных доходов и прочее. Происходят опасные процессы сращивания экономической и общеуголовной преступности. Значительная часть преступлений остается латентной либо регистрируется, но не раскрывается. Например, на конец 2000 года около 350 тыс. преступлений прошлых лет остались нераскрытыми (в т.ч.более 1000 убийств, 2,7 тыс. тяжких телесных повреждений, 18 тыс. грабежей, около 3 тыс. разбоев, более 27 тыс. краж и ряд других преступлений). Наиболее распространенными видами являются преступления против собственности и экономические преступления, составляющие более 70% всех преступлений, совершаемых в республике. В наибольшей степени подвержены криминализации сферы предпринимательства, государственной службы и некоторые другие.

К 2000 году более половины всех преступлений составляли тяжкие (54,5%). Тенденция роста тяжких преступлений сохраняется, хотя здесь тоже просматривается некоторое замедление, а в 2001 году - даже снижение.

  Коэффициент преступности на 100 тыс. населения в государствах СНГ в разных источниках часто не совпадает. Поэтому данные за 1991 и 1995 годы приводятся мной по книге В.В. Лунева, как научно более достоверные.1

Данные за 2000 год приводятся на основе информации Статкомитета СНГ 2; за 2001 год - на основе данных Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ.3

На мой взгляд, главной причиной роста преступности является политическая и экономическая нестабильность в белорусском обществе.

Так же стоит отметить:

    Влияние социальной среды на рост преступности

    Общественный строй государства со своей идеологией и структурой влияет на рост преступности

    В кризисные моменты развития общества количество преступлений растет.

Выявление причин преступности, криминологическое прогнозирование оперативной обстановки, планирование и координация работы по предупреждению преступлений, рас­кры­ва­ет при­ро­ду это­го со­ци­аль­но-не­га­тив­но­го яв­ле­ния, объ­яс­ня­ет его про­ис­хо­ж­де­ние, по­ка­зы­ва­ет, от че­го за­ви­сит су­ще­ст­во­ва­ние пре­ступ­но­сти, что спо­соб­ст­ву­ет ее со­хра­не­нию, в на­стоя­щее вре­мя его ожив­ле­нию, а что это­му про­ти­во­дей­ст­ву­ет. Толь­ко на ос­но­ве по­доб­ных зна­ний мож­но обес­пе­чить эф­фек­тив­ную борь­бу с пре­ступ­но­стью: пред­ви­деть про­ис­хо­дя­щие в ней из­ме­не­ния, оп­ре­де­лить и осу­ще­ст­вить не­об­хо­ди­мые ме­ро­прия­тия по пре­ду­пре­ж­де­нию пре­ступ­ных про­яв­ле­ний, их со­кра­ще­нию. Именно об этом и пойдет речь в моей контрольной работе.

1. Криминологическое прогнозирование оперативной обстановки

Еще до появления науки криминологии, люди задумывались о причинах отрицательных явлений, в том числе преступности. Примитивные, ненаучные представления типа тех, что в преступника вселяется дьявольская сила, сменялись попытками глубже понять природу человека и устройство общества, получить более удовлетворительные объяснения преступности и ее причин. Расхождения между сторонниками естественнонаучных подходов к анализу преступников и преступности и теми, кто больше ориентировался на изучение социальных явлений, привели к появлению и развитию двух основных школ в криминологии – антропологической и социологической. Их объяснения причин преступности были противоположными и часто несовместимыми.

Под причинами преступности мы понимаем такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение.4

Помимо причин преступности существует еще понятие условий, способствующих совершению преступлений. К ним относятся как природные, так и социальные или технические факторы. Сами по себе эти условия не порождают преступлений, но помогают их реализации, осуществлению. Таким образом, условия – это такие явления, которые сами не порождают преступность и преступления, а способствуют, облегчают, интенсифицируют формирование и действие причины.5 Вместе с тем условия и причины иногда могут меняться местами; одно и то же явление (например, бесхозяйственность) может в некоторых случаях порождать преступления, а в других только содействовать им.

Таким образом, с учетом изложенного, я могу отметить, что причины и условия преступности – это система негативных для соответствующей общественно-экономической формации и данного государства социальных явлений, детерминирующих преступность как свое следствие.

Причины и условия преступности по происхождению и сущности социальны. Они всегда включены в систему социальных противоречий общества. Соответственно социальна и природа порождаемого ими следствия – преступности.

Причины преступности и условия, ей способствующие, объединяются общим термином детерминации преступности, т.е. объективной зависимости причинной обусловленности ее от других явлений природы и общества. Криминогенные детерминанты (причины и условия преступности) образуют относительно целостное множество составляющих их компонентов, т.е. систему. Сюда входят комплексы причин и условий отдельных видов преступлений, например насильственных, корыстных, рецидивных и пр.; различаются и уровни криминогенных детерминант.

Итак, причины – это те социально-психологические явления, которые непосредственно порождают, воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие. Чуждые господствующим в обществе идеологии и психологии, его системе ценностей, но объективно существующие и воспроизводимые в нем в силу ряда «своих» причин традиции, нравы, привычки, интересы и мотивация составляют причины преступности.

Между причинами и условиями существует тесное взаимодействие, наличие которого и позволяет использовать обобщенное понятие «криминогенные детерминанты», охватывающие и те и другие. Условия не могут сами породить преступление и пре6ступность. Однако без их наличия причина не может ни сформироваться, ни реализовываться. Причины по содержанию носят социально-психологический характер, тогда как условия имеют также экономическое, политическое, правовое, организационное и т.п. содержание.

Причины и условия преступности – всегда негативные явления с точки зрения господствующих социальных интересов. Поэтому все государства ведут с ними более или менее успешную борьбу.

Ве­ро­ят­но­ст­ное су­ж­де­ние о бу­ду­щем со­стоя­нии (уров­не, струк­ту­ре) пре­ступ­но­сти, ее де­тер­ми­нант и воз­мож­но­стей про­фи­лак­ти­ки че­рез оп­ре­де­лен­ный пе­ри­од вре­ме­ни, вклю­чаю­щее ка­че­ст­вен­ную и ко­ли­че­ст­вен­ную оцен­ки пред­по­ла­гае­мых из­ме­не­ний и ука­за­ние их при­мер­ных сро­ков называется – кри­ми­но­ло­ги­че­ский про­гноз пре­ступ­но­сти.

Кри­ми­но­ло­ги­че­ское про­гно­зи­ро­ва­ние обя­за­тель­но пред­ше­ст­ву­ет эта­пу раз­ра­бот­ки про­фи­лак­ти­че­ских мер, по­сле ана­ли­за ка­че­ст­вен­но-ко­ли­че­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­стик и пред­став­ляет со­бой про­цесс по­лу­че­ния, об­ра­бот­ки и ана­ли­за не­об­хо­ди­мой для про­гно­за ин­фор­ма­ции. К примеру, на мой взгляд, можно с уверенностью сказать, что закрытие в результате ухудшения экономической обстановки какого не будь градообразующего предприятия, с последующими массовыми увольнениями и ростом безработицы – спровоцирует резкое снижение уровня жизни населения данного региона, что повлечет рост корыстных преступлений, в особенности грабежей и разбоев. Любые экономические отношения, их противоречивость рождают преступность. Рыночные отношения изначально отягощены преступностью. Объясняется это тем, что они основаны на конкуренции, а значит – на подавлении конкурентов, на запрограммированной избыточности рабочей силы, т.е. безработице, на выжимании прибыли в возможно больших размерах, на столь же запрограммированном имущественном и социальном расслоении людей. Если при административно-командной системе безработица была скрытой, что проявлялось в неполной занятости людей на рабочем месте, а отсюда в низкой, ниже прожиточного уровня зарплате, в наличии людей без определенного места жительства и занятий и т.п., то рыночные отношения – это безработица открытая, официальная. А безработица – резерв преступности. Это доказано всей историей развития человечества.

Особо негативную роль играет громадный разрыв в уровне жизни бедных и богатых людей (1:15 или даже 1:20).6 И если на одном полюсе преступность порождается нищетой значительных слоев населения, то на другом – ничем не обузданным стремлением к сверхдоходам, к обогащению за счет государства и общества.

Не­об­хо­ди­мо знать, что кри­ми­но­ло­ги­че­ское про­гно­зи­ро­ва­ние яв­ля­ет­ся:

    раз­но­вид­но­стью со­ци­аль­но­го пред­ви­де­ния;

    от­рас­лью юри­ди­че­ско­го про­гно­зи­ро­ва­ния и

    са­мо­стоя­тель­ным ви­дом про­гно­зи­ро­ва­ния.

Про­цесс кри­ми­но­ло­ги­че­ско­го про­гно­зи­ро­ва­ния по сво­ей су­ти дол­жен быть не­пре­рыв­ным, тре­бую­щим по­сто­ян­но­го сис­те­ма­ти­че­ско­го уточ­не­ния по ме­ре на­ко­п­ле­ния но­вых дан­ных. Т.е. стрем­ле­ние к за­кон­чен­ным, не ну­ж­даю­щим­ся в уточ­не­нии про­гно­зам мо­жет при­вес­ти к не­на­деж­ным ре­зуль­та­там или да­же к лож­ным вы­во­дам.

Так­же не­об­хо­ди­мо знать, что су­ще­ст­вую­щая “про­бле­ма не­оп­ре­деленности” по­зво­ля­ет про­гно­зу быть толь­ко при­бли­зи­тель­ным, а не аб­со­лют­но точ­ным. В са­мом сло­ве “про­гноз” уже за­ло­же­на не­воз­мож­ность точ­но­го “про­гно­зи­ро­ва­ния”. Но важ­но пом­нить в этом слу­чае, что “да­же пло­хой прогноз луч­ше хо­ро­шей не­оп­ре­де­лен­но­сти”. Как мне кажется, был бы прогноз преступности точным на все сто процентов, все правоохранительные органы работали бы только на профилактику преступлений.

Ис­точ­ни­ка­ми про­гно­за яв­ля­ют­ся не толь­ко дан­ные, от­ме­чен­ные как каче­ст­вен­но-ко­ли­че­ст­вен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки пре­ступ­но­сти, но и, так называе­мая, “опе­ре­жаю­щая ин­фор­ма­ция”. На­при­мер, от­сле­жи­ва­ние бу­ду­ще­го из­ме­не­ния уго­лов­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, обя­за­тель­но вне­сет кор­рек­ти­вы в про­гноз пре­ступ­но­сти и со­от­вет­ст­вен­но в сис­те­му ее пре­ду­пре­ж­де­ния.

Приведу пример из этой области. Так, в новом Уголовном кодексе Республики Беларусь 1999 г., в отличии от Уголовного кодекса 1961 г., был отменен такой квалифицирующий признак грабежа, как «насильственный грабеж». 7 Что позволило прогнозировать сокращения количества совершенных грабежей, в связи с изменением действующего законодательства. О чем и рапортовали начальники всех Управлений. Однако при этом, как не странно, рост разбоев резко увеличился. В настоящий момент, в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в ныне действующий Уголовный кодекс Республики Беларусь, касающиеся вновь внесения такого понятия в Уголовный кодекс как «насильственный грабеж», мы можем смело прогнозировать увеличение количества грабежей и сокращения разбоев.

Таким образом, це­ли кри­ми­но­ло­ги­че­ско­го про­гно­зи­ро­ва­ния фор­му­ли­ру­ют­ся сле­дую­щим об­ра­зом:

Об­щая цель - ус­та­нов­ле­ние наи­бо­лее об­щих по­ка­за­те­лей, ха­рак­те­ри­зую­щих раз­ви­тие (из­ме­не­ние) пре­ступ­но­сти в пер­спек­ти­ве, вы­яв­ле­ние на этой ос­но­ве не­же­ла­тель­ных тен­ден­ций и за­ко­но­мер­но­стей и оты­ска­ние спо­со­бов из­ме­не­ния этих тен­ден­ций и за­ко­но­мер­но­стей в нуж­ном на­прав­ле­нии.

Об­щая цель пре­до­пре­де­ля­ет ос­нов­ные це­ли сле­дую­ще­го уров­ня:

    обес­пе­че­ние всех об­стоя­тельств, имею­щих су­ще­ст­вен­ное зна­че­ние для раз­ра­бот­ки пер­спек­тив­ных пла­нов;

    при­ня­тие для­щих­ся управ­лен­че­ских ре­ше­ний;

    вы­ра­бот­ку об­щей кон­цеп­ции борь­бы с пре­ступ­но­стью;

    вы­бор оп­ти­маль­но­го пу­ти со­вер­шен­ст­во­ва­ния дея­тель­но­сти ор­га­нов, ве­ду­щих борь­бу с пре­ступ­но­стью;

    ус­та­нов­ле­ние воз­мож­ных из­ме­не­ний в со­стоя­нии, уров­не, струк­ту­ре и ди­на­ми­ке пре­ступ­но­сти в бу­ду­щем;

    оп­ре­де­ле­ние воз­мож­но­стей по­яв­ле­ния но­вых ви­дов пре­сту­п­ле­ний и “от­ми­ра­ния” имею­щих­ся в на­стоя­щем, а так­же при­чин и ус­ло­вий, спо­соб­ных по­вли­ять на это;

    ус­та­нов­ле­ние воз­мож­но­го по­яв­ле­ния но­вых ка­те­го­рий пре­ступ­ни­ков.

Пе­ре­чис­лен­ные це­ли кри­ми­но­ло­ги­че­ских про­гно­зов яв­ля­ют­ся ос­нов­ны­ми. Дру­гие це­ли со­от­вет­ст­ву­ют на­зван­ным, вы­те­ка­ют из них и со­от­но­сят­ся с ни­ми как ча­ст­ное с об­щим. Все они (це­ли) долж­ны по­сто­ян­но уточ­нять­ся, кон­кре­ти­зи­ро­вать­ся, об­нов­лять­ся в свя­зи с не­пре­рыв­но­стью са­мо­го про­цес­са про­гно­зи­ро­ва­ния.

В за­ви­си­мо­сти от це­лей про­гно­зи­ро­ва­ния, объ­ек­та ис­сле­до­ва­ния и сро­ков про­гно­зи­ро­ва­ния оп­ре­де­ля­ют­ся и за­да­чи про­гно­зи­ро­ва­ния.

Ос­нов­ны­ми за­да­ча­ми яв­ля­ют­ся:

    по­лу­че­ние ин­фор­ма­ции об изу­чае­мом бу­ду­щем;

    со­от­вет­ст­вую­щая об­ра­бот­ка этой ин­фор­ма­ции;

    обоб­ще­ние всех по­ка­за­те­лей “бу­ду­щей” пре­ступ­но­сти;

Са­мая ос­нов­ная за­да­ча, на мой взгляд, со­сто­ит в том, что­бы на ос­но­ве вы­яв­лен­ных по­ка­за­те­лей оп­ре­де­лить в про­гно­зи­руе­мом пе­рио­де наи­бо­лее важ­ные и эф­фек­тив­ные пу­ти (сред­ст­ва и ме­ры) борь­бы с пре­ступ­но­стью.

2. Виды, сроки и методы прогнозирования.

Криминологическое прогнозирование в широком смысле классифицируется на два вида:

    прогнозирование науки криминологии (прогнозирование криминологических исследований, определение переспектив развития, конкретных направлений науки) и

    прогнозирование преступности (первичной и рецидивной).

В каждом из этих направлений (первичном и рецидивном) выделяются прогнозирование преступности (различных категорий обследуемых: по контракту или призыву, офицеров, прапорщиков; мужчин или женщин); отдельных видов и групп преступлений; преступности в разных административных участках.

Самостоятельным видом прогнозирования является прогнозирование индивидуального антиобщественного (преступного) поведения (индивидуальное прогнозирование).

Объединение информации всех (или части) перечисленных прогнозов составляет совокупный криминологический прогноз.

Любое прогнозирование проводится с целью составления прогноза на тот или иной конкретный срок. Т.е. по времени прогнозы делятся на:

кратносрочные (от одного до 2-х лет) - обслуживают текущие задачи борьбы с преступностью. Как правило, эти прогнозы достаточно достоверны;

среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет) - позволяют учитывать возможное воздействие на преступность и ее изменение явлений макросоциального уровня; использовать антикриминальный потенциал этих явлений и процессов; своевременно разработать адекватные меры по нейтрализации или ослаблению возможных криминогенных последствий, подготовить соответствующие людские, материальные и иные ресурсы и т.д.

долгосрочные (до 10-ти - 15-ти лет) при существующих методиках могут давать лишь некоторые общие оценки возможных тенденций преступности.

Практика деятельности органов внутренних дел также показывает необходимость сверхкраткосрочных криминологических прогнозов - на сутки, неделю, месяц, квартал.

В криминологическом прогнозировании используются общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания.

Специальные методы криминологического прогнозирования, которые могут быть сгруппированы в три основные группы:

    методы экстраполяции;

    методы моделирования и

    методы экспертных оценок.

Методы эстраполяции лежат в основе всякого прогноза. Сущность этого метода состоит в изучении прогнозируемого объекта и перенесении закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее.

На основе исходных данных формируются статистические ряды, которые распространяются на будущее. Степень точности прогнозов зависит от времени упреждения и стабильности криминологической ситуации.

Следующий метод - моделирования, представляет из себя разработку математических моделей.

Метод экспертной оценки - выяснение мнения научных и практических работников, отобранных по ряду признаков (стаж работы, квалификация, сфера научных интересов и пр.)

Более подробно следует остановиться на индивидуальном прогнозировании преступного поведения.

Его принципами должны быть:

    системность (субъект является частью системы);

    преемственность;

    вероятностность (вероятностные прогнозы относительно поведения человека называются пропабилистическими /от лат. probabilic - вероятный/);

    относительность;

    многозначительность.

3. Планирование и координация работы по предупреждению преступлений на административном участке

Преступность в современном научном представлении – сложное социальное явление с признаками системности, являющееся следствием взаимодействия множества отрицательных по своей направленности факторов развития общества и личности, представляющее совокупность преступлений, совершенных в конкретный отрезок времени (например, в течение года). Она имеет качественные и количественные характеристики, раскрывающие ее структуру, состояние и динамику. Причинно-следственный комплекс, порождающий преступность, наряду с другими (социальный, экономический, личностный) имеет в своей основе национально-государственный компонент, включающий несколько уровней: национальный (в смысле государственно-территориального образования), региональный и международный. В этой связи ошибочным является представление о преступности как о некой простой сумме совершенных в обществе отдельных преступлений. Научными исследованиями установлено, что напротив, это сложное, специфическое и многоаспектное социальное явление. Будучи продуктом общества, оно обладает собственными характеристиками и закономерностями развития, способное оказывать обратное влияние на породившие его социальные условия.

Поэтому я считаю, что недооценка этих положений, просчеты в изучении преступности, ее прогнозировании, разработке и применении мер воздействия на нее ведут к серьезным потерям для общества.

Борьба с преступностью имеет два взаимосвязанных направления: собственно профилактику и обеспечение неотвратимости наказания, исправление и перевоспитание лиц, совершивших преступления. Уголовно-правовые меры борьбы с преступностью выдвигаются на первый план в случаях подготовки и совершения конкретных преступлений. Ведущую же роль в борьбе с преступностью играет профилактика в собственном смысле слова, т.е. устранение или нейтрализация причин и условий преступлений, прежде чем они привели к совершению общественно-опасного деяния.

Одна из характерных черт профилактики – это ее многоаспектность и комплексность.

Предупреждение преступности имеет определенный комплекс и иерархию целей, которые конкретизированы во времени, в территориальном и отраслевом резервах, применительно к категории ям преступлений и уровню профилактической работы. Они реализуются через согласованную деятельность, взаимодействие, взаимопомощь субъектов (участников) профилактики. Все это позволяет говорить о предупреждении преступности, как о стройной целостной системе.

Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей.

Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.

Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.

Известно, что преступность представляет собой многофакторный социальный феномен, обусловленный комплексом негативных общественных явлений и процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих негативных явлений могут относится к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач.

Способом решения социальных проблем в жизни различных социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и являются планы социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую часть.

Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического социального развития является одним из перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности. Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий, возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной активизации и избежания дублирования в их деятельности1 .

В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих недостатков, отрицательно сказывающихся на эффективности этой формы планирования предупреждения преступности.

К ним, в частности, относятся:

    недооценка криминологических проблем при разработке и осуществлении экономических, политических, идеологических и иных общих мероприятий планов;

    неупорядоченность соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов планов социального развития, что приводит к дублированию и в ряде случаев к безответственности при выполнении мероприятий планов;

    отсутствие систематического контроля за реализацией мероприятий криминологического раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы;

    разработка криминологических разделов планов без предварительных (предплановых) исследований преступности путем простого сведения в рамках одного документа малообоснованных мероприятий, касающихся некоторых сторон деятельности административных органов;

    отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки, согласования и контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана.

Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов. Так, например, устойчивая тенденция к ухудшению экономических условий жизни основной массы населения страны, в том числе с несовершеннолетними детьми приводит к росту психо-эмоциональных перегрузок и усилению кризиса в семейных отношениях. В свою очередь указанные обстоятельства способствуют возрождению детской безнадзорности как социального явления. Сказанное характерно как для Республики в целом, так и для г. Минска. В этих условиях особую тревогу вызывает отсутствие единой программы поддержки семьи и устойчивого финансирования тех мероприятий по поддержке семьи, которые в нашем государстве все же осуществляются. Однако на криминогенную ситуацию влияют не только экономические факторы. Не менее актуален в этой связи продолжающийся идейно-нравственный кризис. В молодежной, в том числе и подростковой среде, культивируются негативные стереотипы поведения, получают все большее распространение алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология. Неопределенность настоящего, неуверенность в будущем, растущая безработица, трудности, связанные с получением образования, падение престижа ряда профессий порождают критическое отношение к учебе, ведут к примитивизации сознания, а многих подростков толкают в криминальную среду. Нынешняя молодежь взрослеет в годы больших перемен. Отечество предстает перед нею как дом, в котором идет перманентный (постоянный) ремонт. Ее мировоззрение, система нравственных ценностей складываются в мире кричащих противоречий, стихийного, «дикого» рынка, правового нигилизма, социальной незащищенности. В больном общество больше всех страдают самые чуткие - дети и молодежь.

Не смотря на то, что, как мне кажется, органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества, положение в борьбе с преступностью все же ухутшается.

4. Комплексное использование сил и средств государственных органов и общественных формирований в предупреждении преступности

Предупреждение преступности – это многоуровневая система мер государственного, общественного и государственно-общественного характера, устраняющих причины и условия преступности либо их нейтрализующих (ослабляющих, ограничивающих) и тем самым обеспечивающих сокращение, а в исторической перспективе – ликвидацию преступности.8

Предупреждение преступлений имеет следующие основные цели:
противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания преступности и нейтрализации ее негативных последствий;
устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений;
индивидуальное профилактическое воздействие в отношении конкретных лиц.

По признаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное (или общее) и специальное предупреждение преступности.

Общесоциальное предупреждение напрямую не связано с преступностью. Оно основывается на том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению.

В сегодняшних условиях сохраняются, хотя во многом проявляются по-новому, следующие признаки мер общего предупреждения: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность и взаимозависимость, непрерывность, радикальность. Благодаря этим характеристикам общее предупреждение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения - упреждающего противостояния преступности.

Суть общесоциальное профилактики состоит в том, что она осуществляется в процессе решения крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством, включена в реализацию этих задач.

Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего, имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер. Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности - его профилирующий, конституирующий признак, главная особенность. Наряду с этим специально-криминологическое предупреждение включает: предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений.

Специальная профилактика определяется как комплекс средств правового воздействия и воспитательных, организационных, технических мер, направленных именно на предупреждение преступности в целом, преступности какого либо вида или конкретного преступления.

По стадиям принято выделять непосредственное предупреждение и предупреждение рецидива. Более значимо, с практической точки зрения, выделение в предупреждении преступности таких стадий, как профилактика, предотвращение, пресечение.

Профилактика преступлений - задача всего общества и всех органов государства, решаемая разнообразными политическими, экономическими, правовыми и иными методами, специально направленными на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению. Круг этих субъектов определяется в законодательном порядке.

Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты - это практически все общество, все институты гражданского общества, государство в целом.

Задачи специального (специально-криминологического) предупреждения преступности решаются также множеством субъектов: государственными и негосударственными органами, специализированными и неспециализированными, различающимися по другим признакам.

Предупреждение преступлений осуществляют органы государственной власти, их территориальные органы, иные государственные органы, в компетенцию которых входит защита прав и свобод человека и гражданина.
В предупреждении преступлений также участвуют органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане в пределах и формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Каждый государственный орган в пределах своей компетенции обязан выявлять обстоятельства и ситуации социального, психологического, управленческого, экономического и иного характера, непосредственно обусловливающие или облегчающие возможность совершения преступлений и принимать меры к их устранению. О выявленных причинах преступлений и условиях, способствующим их совершению, государственные органы информируют соответствующие компетентные государственные органы, организации, полномочные принимать меры к их устранению.

Так, например, криминалистическая профилактика является составной частью правовой профилактики, осуществляемой органами следствия и дознания, прокурорско­го надзора и судебной системы, специфическими методами и средствами, присущими только этим органам. Криминалистическая профилактика преступлений представляет собой систему разработанных криминалистикой методов и средств, предназначенных для выявления причин преступлений и способствующих им условий, объектов профилактического воздействия, а также профилактических мер, затрудняющих совершение новых преступлений и пресекающих преступную деятель­ность лиц или преступных организаций. Эту профилактику осуществляют следователи, дознаватели, работ­ники оперативно-розыскных аппаратов милиции и органов безопасности, а также эксперты-криминалисты.

В профилактической деятельности наиболее распространены и эффектив­ны меры, непосредственно направленные на предупреждение готовящихся и пресечение начавшихся преступлений, осуществляемые, как правило, сотрудниками ОВД.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел - это вид деятельности служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции, по предотвращению или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к устранению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний.

Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

    Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

    Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.

    Обеспечение активного привлечения общественности к работе по предупреждению преступлений, информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств.

    Установление лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от преступной деятельности, принятие мер к пресечению преступлений.

    Выявление лиц, противоправные деяния которых дают основания принимать к ним соответствующие меры предупредительного воздействия.

Основы виктимологической профилактики.

Виктимология - учение о жертве. Применительно к теории и практике предупреждения преступности речь идет не о жертвах вообще, а только о жертвах преступлений.

Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что в механизме преступного поведения значимы личностные качества людей, кот затем становятся жертвами преступления. Тот же опыт подтверждает и еще одну истину: преступления могло и не быть, а начавшееся - окончиться безрезультатно, если бы предполагаемая жертва проявила предусмотрительность и дала надлежащий отпор потенциальному преступнику.

Виктимология изучает преступление и преступное поведение под углом зрения обусловленности их под углом зрения обусловленности их личностными и ролевыми качествами потерпевшего, взаимоотношением его с преступником до и в момент совершения преступления. Непосредственным предметом изучения являются лица или общности людей, которым преступлением прямо или косвенно причинен моральный, физический или материальный ущерб, а также те ситуации, кот предшествовали или сопровождали момент причинения ущерба.

Поведение человека, отдельных групп населения по своей природе может быть не только преступным, но и виктимным, т.е. рискованным, неосмотрительным, легкомысленным, распущенным, провокационным, опасным для самого себя.

Виктимологическая профилактика - специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.

Индивидуальное предупреждение - это прежде всего воздействие на тех лиц, от кот можно ожидать совершение преступлений, и их социальную среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

Основаниями применения мер индивидуального предупреждения преступлений являются следующие юридически установленные факты:

    неоднократного, совершения лицом административных правонарушений с нарастанием степени их общественной опасности, свидетельствующие о возможности совершения им преступления;

    наличия в деянии лица признаков состава преступления при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела; освобождения лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством;
    невыполнения лицом, осужденным без назначения наказания либо с освобождением от наказания, условно или с отсрочкой исполнения приговора, обязанностей, возложенных на него приговором суда, если отсутствуют основания для отмены уголовного осуждения или отсрочки исполнения приговора;

    антиобщественного поведения лиц, ранее судимых за совершение тяжких и

    особо тяжких преступлений.

Данные факты устанавливаются в результате:

    предварительного следствия, дознания и судебного разбирательства; проведения прокурорских проверок;

    осуществления оперативно-розыскной деятельности;

    осуществления иной служебной деятельности
    правоохранительными или контролирующими органами;

    рассмотрения сообщений организаций, общественных объединений, заявлений и жалоб граждан, публикаций в средствах массовой информации.

В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения являются:

    антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступления которое достаточно вероятно;

    криминологически значимые личностные характеристики человека, определяющие деформацию его поведения;

    криминологически значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению);

    непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности (прежде всего в семье), ином бытовом окружении;

    элементы неблагоприятной жизненной ситуации, кот объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время.

В целях обеспечения эффективности индивидуального предупреждения преступного поведения важно соблюдать следующие основные требования: своевременность, последовательность, реальность, законность.

Индивидуальное предупреждение преступлений осуществляется в отношении следующих лиц:

    освобожденных из мест лишения свободы, судимых за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;

    осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

    осужденных, которым отсрочено отбывание наказания;

    осужденных условно;

    освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания;

    освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям;

    совершивших административные правонарушения при обстоятельствах, отягчающих ответственность;

    больных алкоголизмом и наркоманией, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения и совершающих административные правонарушения;
    родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей и отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

Как и любая область социального управления в обществе, профилактика преступность должна отвечать ряду принципов.

Предупреждение преступлений основывается на принципах законности, демократизма, гласности, социальной справедливости, комплексности, а также своевременности и достаточности мер предупреждения преступлений.

Деятельность субъектов предупреждения преступлений реализуется в строгом соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. Меры предупреждения преступлений применяются при наличии установленных законодательством Республики Беларусь оснований при неуклонном соблюдении прав и законных интересов лиц, в отношении которых они применяются.

Демократизм предупреждения преступлений означает его осуществление широкой системой государственных органов, с участием в этой деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан.

Предупреждение преступлений осуществляется в интересах защиты законных интересов лиц и восстановления их нарушенных прав и свобод. Применение мер предупреждения преступлений должно соответствовать характеру и степени общественной опасности противоправного деяния лица.

Комплексный подход в предупреждении преступлений означает применение взаимосвязанных мер экономического, социально-политического, правового, психолого-педагогического, организационного, технического и иного характера, направленных на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению; сочетание общего и индивидуального предупреждения преступлений; скоординированное взаимодействие субъектов предупреждения преступлений.

Участие граждан, как индивидуально, так и через общественные организации в обеспечении правопорядка, предупреждения и пресечения преступлений имеет существенное значение, ведь государственные органы, призванные обеспечивать личное, имущественное и общественное спокойствие не могут выполнять поставленные задачи в полной мере без участие самих граждан. В этих целях и создаются общественные органы, органы общественной самодеятельности, привлекаются к защите прав и законных и интересов граждан лица в индивидуальном порядке (внештатные сотрудники милиции).

В этой работе принимают участие:

    общественные пункты охраны порядка;

    общественные ИДН;

    ДНД;

    советы профилактики учебных и трудовых коллективов;

    товарищеские суды;

    общественные воспитатели и шефы;

    внештатные сотрудники милиции;

    другие добровольные помощники.

Взаимодействие - это совместная, согласованная по месту, вре­мени и целям деятельность служб и подразделений органов власти и государственного управления, общественных объединений, населения по борьбе с преступлениями и правонарушениями, выявлению и устранению причин противоправного поведения и условий, способствующих совершению антиобществен­ных поступков.

Оно предполагает:

    налаживание взаимного обмена информацией;

    совместное планирование мероприятий;

    совместное проведение предусмотренных планом и внеплановых мероприятий;

    анализ положения дел;

    подведение итогов проделанной работы;

    обобщение и распространение передового опыта.

Формы и методы взаимодействия ОВД и общест­венности весьма многообразны. К ним относятся совместное патрулиро­вание, проведение рейдов ППНМ с дружинниками, внештатными сотрудниками; согласованная расстановка сил при выстав­лении постов, например, в случаях возникновения эпидемий, эпизоотии; помощь общественности со стороны ОВД в ее право­охранительной деятельности (например, обучение формам и методам борьбы с правонарушениями, планирования работы); различные организа­ционные мероприятия, направленные на обеспечение совместной и согла­сованной деятельности по охране общественного порядка (совместные семинары, совещания и. д.).

Взаимодействие милиции и общественности рассматривается как вид управления. Содержанием формы управления являются соответствую­щие задачи и функции субъектов. Под методом управления понимается способ воздействия на управляемые объекты. Метод управления отве­чает на вопросы: как реализуются задачи, с помощью каких конкретных приемов и средств.

Рассматривая взаимодействие как согласованную или совместную деятельность милиции и общественности, формы взаимодействия можно определить как внешнее выражение согласованной или совместной деятельности милиции и общественности по охране общественного по­рядка и борьбе с правонарушениями. Формами взаимодействия будут, например, совместная разработка и реализация комплексных планов профилактики, совместные совещания, семинары по вопросам право­охранительной деятельности.

Методами же организации взаимодействия, то есть приемами, спосо­бами воздействия на управляемые объекты, в данном случае приемами и способами, с помощью которых достигается, обеспечивается единство действий, объединение правоохранительной деятельности милиции и об­щественных организаций, следует признать, согласование, организацию, показ передового опыта, а также правовое обеспечение взаимодействия милиции и общественных организаций. Методами взаимодействия необхо­димо также признать такие мероприятия, как совместный анализ и оценка оперативной обстановки, планирование совместной работы, обмен инфор­мацией, совместное подведение итогов работы.

Разграничение форм и методов взаимодействия носит в определен­ной мере условный характер. Однако их можно подразделить на две группы, понимая формы и методы взаимодействия в узком и в широком смысле.

В узком смысле к таким формам можно отнести совместные патру­лирование милиции и дружинников, различные рейды, проверки торговых предприятий и т. д.

В широком смысле - обучение общественников формам и методам борьбы с правонарушениями, методическая помощь со стороны милиции в планировании работы, информирование об оперативной обстановке, проведение инструктажей и т. д.

Охрана общественного порядка, соблюдение законности и укрепление правопорядка в стране не может происходить в отсутствии участия граждан, которые содействуют государственным органам, в том числе и органам внутренних дел. Формы участия граждан в охране общественного порядка: как индивидуально – внештатные сотрудники милиции, так и путем участия в общественных объединениях, которые представлены в следующих формах: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.

Порядок приема, организации работы с внештатными сотрудниками милиции регламентирует «Инструкция об организации работы с внештатными сотрудниками милиции», утвержденная Приказом МВД СССР № 333 от 31 декабря 1976 года.

В качестве внештатных сотрудников милиции могут привлекаться на добровольных началах граждане Республики Беларусь не моложе 18 лет, положительно характеризующиеся по месту работы и жительства, учебы, активно участвующие в общественной жизни и способные по своим деловым и моральным качествам успешно выполнять поставленные перед ним задачи. Внештатные сотрудники милиции оказывают милиции содействие в проведении мероприятий по охране общественного порядка, борьбе с преступностью и решению иных задач на общественных началах в свободное от работы и учебы время. Порядок подбора и оформления внештатных сотрудников милиции: после изучения моральных и деловых качеств кандидата, проведения необходимых проверок по месту работы, учебы, месту жительства, спецучетам сотрудник милиции докладывает об этом письменно рапортом начальнику органа внутренних дел, зачисление кандидата внештатным сотрудником милиции, как и отчисление из их рядов проводится путем издания приказа начальника по органу внутренних дел. Руководство внештатными сотрудниками милиции осуществляется непосредственно закрепленными за ними инспектором, либо оперуполномоченным сотрудником органов внутренних дел, которое заключается в планировании их работы, даче конкретных поручений, обучении и проведении с ними воспитательной работы.

Заключение

Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.

Назрела потребность разработки методологических и методических основ определения эффективности предупреждения преступности на основе и в рамках планов социального развития регионов и трудовых коллективов, которые позволили бы дать конкретный и обоснованный ответ на вопрос, какие в качественном и количественном выражении результаты следует ожидать от реализации плана и его отдельных разделов, в частности от криминологического.

Литература

    Уголовный кодекс Республики Беларусь

    Инструкция об организации работы с внештатными сотрудниками милиции», Приказ МВД СССР № 333 от 31 декабря 1976 года.

    Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции." М., 1997. С. 94-118

    Содружество Независимых Государств 1999-2000. М., 2001. С. 102

    Информационно-справочные материалы о криминальной обстановке в государствах-участниках СНГ за 2001 год. Минск, 2002 г.

    Криминология. Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1999, стр.178.

    Криминология. Под редакцией Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского.- М.: Издательство МГУ, 1994, стр.137.

    Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л., 1972.

    Б.В.Коробейников, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Минковский, «Криминологоя», М., 1988 г.,

    Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности Красноярск, 1999.

    Долгова А.И. Криминология. М., 1997

    Филимонов О.В. Индивидуальная профилактика преступлений: (Правовые проблемы). Томск: 1985.

1 "Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции." М., 1997. С. 94-118

2 Содружество Независимых Государств 1999-2000. М., 2001. С. 102

3 Информационно-справочные материалы о криминальной обстановке в государствах-участниках СНГ за 2001 год. Минск, 2002 г.

4 Криминология. Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1999, стр.178.

5 - Криминология. Под редакцией Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского.- М.: Издательство МГУ, 1994, стр.137.

6 - Криминология. Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1999, стр.184.

7 ст. 206 Уголовного кодекса Республики Беларусь

1 Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л., 1972.

8 Б.В.Коробейников, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Минковский, «Криминологоя», М., 1988 г., С. 161

TYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>32