Машина с лицензией на убийство

Машина с лицензией на убийство

Сергей Бобровский

Беспилотный самолет X-45, разработанный корпорацией Boeing, 22 мая успешно завершил экспериментальный полет. X-45 - это первое устройство подобного типа, способное нести на борту оружие. Под управлением оператора самолет взлетел, выполнил запланированные маневры и приземлился спустя 14 мин. Другой беспилотный самолет армии США - Predator, активно применяемый в Афганистане, тоже может использовать оружие, но он создавался прежде всего для шпионских миссий, а X-45 - полностью боевая машина, способная нести до полутора тонн полезной нагрузки (преимущественно самонаводящихся бомб). Длина X-45 - 10 м, размах крыльев - 12-15 м, масса - 4 т. С его помощью военные надеются уничтожать радарные и ракетные установки на земле. X-45 имеет ограниченную степень автономности - им управляет оператор с расстояния до 1000 км. Расходы на производство одной машины составляют 10-15 млн. долл. Эти машины должны поступить на вооружение армии США в 2007-2010 гг.

К сегодняшнему дню построено два таких самолета (оператор может управлять ими одновременно). Они создавались в рамках проекта военно-научного агентства DARPA с бюджетом 191 млн. долл. В типичных миссиях X-45 программно задаются маршрут полета и наземные цели, а оператор следит за правильностью выполнения задания и при необходимости берет управление на себя или изменяет координаты целей.

Помимо прямой экономической выгоды (X-45 в несколько раз дешевле самолетов, пилотируемых людьми, как по стоимости производства, так и по расходам на сопровождение), данное решение дает несомненный выигрыш и в сфере обучения персонала. Солидные временные и финансовые расходы на подготовку одного профессионального пилота несоизмеримы со скромными тратами на обучение оператора наземной станции. Например, сегодня с навигацией миниатюрного разведывательного самолета Dragon Eye легко справляются 18-летние солдаты, имеющие опыт компьютерных игр. Dragon Eye длиной около одного метра снабжен видео- и инфракрасными камерами. Он разработан нью-йоркской лабораторией ВМС США, управляется с ноутбука, может удаляться от места старта на расстояние до 7 км, подниматься в высоту на 1000 м, находиться в воздухе около часа и двигаться со скоростью 70 км/ч.

 

Основная сложность подобных проектов связана с организацией дистанционного управления машиной в масштабе реального времени с больших расстояний (потенциально ограниченных только размерами Земли). Это, видимо, одно из принципиальных технологических направлений, отрабатываемых на моделях X-45, потому что в перспективе открывается возможность создания мобильных средств доставки ядерного оружия, в связи с чем потребность в глобальных ПРО исчезнет. Все стратегические ракетные арсеналы можно будет заменить на несколько эскадрилий беспилотных самолетов-бомбардировщиков, практически не обнаруживаемых радарными установками. Эти эскадрильи достаточно разместить вблизи границ противника - например, на небольшом корабле, замаскированном под мирное судно. В такой ситуации возникает вопрос о потенциальной необходимости крупных авиационных соединений: уже сегодня в США ставится под сомнение проект выпуска 339 новейших истребителей F-22, на что выделено 69 млрд. долл.

С официальным появлением X-45 становится актуальным еще один важный с этической и правовой точек зрения момент. Теоретически возможно передать процесс принятия решения об уничтожении определенной цели компьютеру. Например, позволить вычислительной системе автономно выбрать для атаки одну из нескольких заранее заложенных в бортовой компьютер целей - в зависимости от погодных условий или ситуации на поле боя. Это означает, что машине формально будет дано право самостоятельно принимать решение об уничтожении людей. Последствия таких технологических "новшеств" непредсказуемы.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа