Внешняя политика Испании в период диктатуры Франсиско Франко

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ

ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

ІМ.І.І. МЕЧНИКОВА

ІНСТИТУТ СОЦІАЛЬНИХ НАУК

Кафедра міжнародних відносин

ЗОВНІШНЯ ПОЛІТИКА ІСПАНІЇ В ПЕРІОД ДИКТАТУРИ ФРАНСИСКО ФРАНКО

Курсова робота по курсу "Історія міжнародних відносин"

Студентки 3 курсу Авакян Каріне

Науковий керівник - Максименко І.В.

Одеса-2010

Содержание

Введение

Глава 1. Испания накануне установления диктатуры Франко

Глава 2. Направления внешней политики Испании в период диктатуры Ф. Франко

Заключение

Список изученных источников

Введение

Темой данной курсовой работы является "Внешняя политика Испании в период диктатуры Франсиско Франко".

Актуальность темы обусловлена тем, что её изучение позволит раскрыть в более полной мере аспекты проблем, связанные с исследованием испанского фашизма и определением места Испании в послевоенном мире, её взаимоотношениями со странами, которые в определенной мере повлияли на развитие внутренних процессов и формирование внешнеполитического курса.

Целью данной работы является исследование внешней политики Испании и её эволюции в период диктатуры Ф. Франко.

Задачами курсовой работы являются:

характеристика влияния внешних сил на ход Гражданской войны 1936-1939 годов;

определение влияния иностранного капитала на экономическое развитие Испании и её становление как самостоятельного государства;

выявление основных направлений внешнеполитического курса Испании в период с 1939 по 1975 годы.

Источники по данной работе многообразны: монографии, мемуары, аналитические работы советских и зарубежных исследователей.

Одной из наиболее интересных работ является труд английского историка Пола Престона "Франко". 1 Данная книга является уникальной, так как автор не сосредотачивается только лишь на жизнеописании Франко, а дает цельную картину развития Испании, Европы и мира на протяжении многих десятилетий. Ученому удалось показать, как человеку, обладающему военным талантом и не имеющему навыков политика и экономиста, удалось стать настоящим тоталитарным правителем. По мнению самого Престона, именно ограниченность натуры Франко помогла ему захватить и удерживать практически безграничную власть. В данной работе автор также описывает события Гражданской войны и дает оценку полководческим талантам генералиссимуса.

Не менее интересными оказались воспоминания участника Гражданской войны Игнасио Идальго де Сиснероса "Меняю курс". 1 Командующий военно-воздушными силами Сиснерос, в своих мемуарах рассказывает о своей жизни до начала гражданской войны, о военных достижениях, о пребывании на дипломатической службе военным атташе Испании в фашистской Италии и гитлеровской Германии, и непосредственно о событиях гражданской войны, участиях в сражениях наряду с советскими летчиками-добровольцами. Данная работа была переведена на многие языки и в период франкистской диктатуры была нелегально распространена в Испании.

Российский журналист Кольцов М.В. участвовавший в гражданской войне на стороне республиканцев в своих мемуарах "Испания в огне" освятил события гражданской войны, отношения стран мира к этой войне, причины поражения. 2

Подробную характеристику внешней политики Испании в период диктатуры Франко дает доктор исторических наук Пожарская С.П. в нескольких работах. Роль и место Испании во Второй мировой войне были освещены в работе "Тайная дипломатия Мадрида". 3 В книге рассматривается сложная дипломатическая обстановка периода Второй мировой войны и внешняя политика Испании того времени. Автор дает оценку связям Франко с Гитлером, Муссолини, а также Черчиллем и Рузвельтом, освещает концепции внешней политики Испании на разных этапах Второй мировой войны. Представленная работа написана на основе архивов.

В труде "Испания и США: внешняя политика и общество", Пожарская С.П. дает характеристику испано-американским отношениям, в частности активному внедрению американского капитала в испанскую экономику, политическим связям, влиянию США на внешнеполитический курс Испании. 1

Статья Пожарской С.П. "Генералиссимус Франко и его время" освещает путь восхождения Франко от лейтенанта до генералиссимуса, взаимоотношения Франко со странами "Оси", США, Англией, Францией в период диктатуры. 2

Подробно раскрыта тема внешней политики Испании в работе Прыгова Д.Д. "Тревожное партнерство". 3 В книге, впервые в советской литературе рассматриваются различные этапы испано-американских отношений в послевоенный период. Характеризуя политическую жизнь страны, автор показывает, какие социальные силы выступают против диктата США, в чем состоят изменения внешнеполитического курса испанского правительства, каковы те немаловажные моменты, которые составляют сущность расхождений Испании с установками США и их союзников по НАТО.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка изученных источников. В главе 1 "Испания накануне установления диктатуры Франко" характеризуется положение Испании в период Гражданской войны, позиции и влияние внешних факторов на ход и результат войны, изменение политического режима. В главе 2 "Направления внешней политики Испании в период диктатуры Франко" рассматриваются концепции о роли Испании во Второй мировой войне, влияние иностранного капитала на экономическое развитие страны, влияние США на внешнеполитический курс страны, восстановление дипломатических отношений со странами Западной Европы, сотрудничество со странами Латинской Америки и Кубой, вступление в ряд международных организаций, таких, как ООН, МВФ, МБРР, установление связей с СЕНТО и СЕАТО.

Глава 1. Испания накануне установления диктатуры Франко

В первой половине 1930-х годов в Европе на смену послевоенному хозяйственному подъему пришел всемирный кризис. С приходом к власти германских нацистов на европейской политической арене вновь появился "призрак" войны. Развитие индустриализации и коллективизации дало возможность СССР активизировать внешнюю политику. Последовал "второй тур войн и революций" - вооруженные столкновения в Китае, нападение Италии на Эфиопию, противоборство на советско-японских рубежах, боливийско-парагвайская война. В Европе, наряду с социализмом начинается распространение социал-националистических идей. На фоне внутренней нестабильности и кризиса в Испании также формируются националистические силы правого крыла, которые начинают бороться с политическими силами левого толка, за установление власти.

В 1935 году политическая обстановка в Испании была сложной. Всеобщее недовольство вынудило подать в отставку реакционное правительство, в котором заправлял Хиль Роблес.20 октября 1935 года лидер оппозиции Асанья на 200 тысячном митинге произнес знаменитую фразу. "Вы должны выбрать между демократией со всеми ее недостатками, заблуждениями или ошибками и тиранией со всем ее ужасом". 1 В начале января 1936 года президент распустил кортесы и назначил выборы на 16 февраля. Вскоре левые партии подписали "Избирательный пакт", вошедший в историю как "Пакт о Народном фронте".

Нацистские и фашистские режимы не примирились с победой испанской демократии, победой Народного фронта на парламентских выборах 16 февраля 1936 года. 2 Эта победа явилась результатом многовековой тяжелой борьбы народных масс против феодальных отношений в Европе, за изменение жесточайших режимов, установленных реакционными силами. Создание Народного фронта - это форма борьбы против фашизма и феодальных сил путем объединения либерально настроенных средних слоев, крестьянства, рабочих, мелких и средних торговцев и промышленников. Формирование правительства Народного фронта, несомненно, явилось величайшим событием в истории Испании и в международном отношении знаменовало собой укрепление сил, выступающих против войны. Но испанские фашисты, а также Германия и Италия не собирались "смотреть сквозь пальцы" на эти события. 1 И внутренняя реакция во главе с генералом Франко, активно поддерживаемая Гитлером и Муссолини, подняла 18 июля военный мятеж, который постепенно не только перерос в гражданскую войну, но в тревожной атмосфере предвоенной Европы произошла интернационализация конфликта, причем по воле его участников. В войну непосредственно были вовлечены Италия, Германия, чья помощь оказала решающее воздействие на ход событий; СССР, который также не остался в стороне и оказывал военную, продовольственную помощь братскому народу; и косвенно Англия и Франция, которые проводили политику "невмешательства".

Фашистские силы Италии и Германии начали открытую военную интервенцию против испанского народа. Через португальскую границу и марокканские порты повстанцам поступали немецкие и итальянские самолёты, танки и орудия, подразделения и части отборных марокканских войск. Более 300 тысяч солдат и офицеров фашистских государств вместе с восставшими участвовали в подавлении защитников народной республики. Только итальянская военная помощь оставила более 14 млрд. лир. 2 Итало-германская интервенция сыграла решающую роль в том, что мятежники не только смогли удержаться на захваченной территории, но и обеспечить, в конечном счете, свою победу. Созданное в Бургосе профашистское правительство во главе с Франко распродавало природные ресурсы страны в обмен на военную помощь со стороны Германии и Италии.

Правящие круги капиталистических стран, в первую очередь Англии, Франции и США, стали на путь поощрения политики "невмешательства" в испанские дела. Инициатором этой политики выступило правительство Франции, предложившее в июле 1936 года всем странам подписать соглашение о невмешательстве в испанский конфликт. Это соглашение подписали 27 европейских государств. США отказались его подписать, заявив, что будут проводить политику нейтралитета. На деле политика "невмешательства" превратилась в политику поощрения агрессоров. По данному факту испанский военный лётчик, военачальник Игнасио Идальго де Сиснерос в своих мемуарах писал "…разведывательная служба франкистов на протяжении всей войны была довольно несовершенной, ибо все наши наступательные операции заставали их врасплох. Но, как только в воздухе появлялись наши новые самолёты, франкисты сообщали об этом германскому и итальянскому правительствам, и те немедленно отправляли Франко необходимое количество машин, дабы он имел постоянный перевес сил в воздухе. Нечто подобное происходило с вооружением для наземных войск. Поэтому я убежден и настаиваю на мнении, что фашистское вмешательство, с одной стороны, и невмешательство и нейтрализм так называемых "демократических" правительств, с другой, - две согласованно проводимые политики, направленные на то, чтобы помешать победе конституционного правительства Испании". 1

Испанская республика оказалась в блокаде со стороны западных держав. Республиканцы были лишены возможности закупать оружие за границей, их протесты против интервенции Италии оставались без ответа, на правительство республики оказывалось все возрастающее давление с целью принудить её к капитуляции. В то же время правительства Англии, Франции и США разрешали франкистам и фашистским державам беспрепятственно закупать на своих рынках стратегические материалы, оружие, военную технику, нефть, медикаменты. За период с 1936 по 1939 гг. нефтяные компании США поставили фашистским войскам более 1800 тыс. тонн нефтепродуктов. 1 Фашистские военные корабли и подводные лодки нападали в открытом море на транспортные суда, направлявшиеся к берегам Испанской республики. Потопив 14 декабря 1936 года советский теплоход "Комсомол", фашисты 31 августа и 1 сентября 1937 года отправили ко дну еще два советских судна - "Тимирязев" и "Благоев"2. В конце года правительство Испанской республики сделало последнюю попытку доставки закупленного в советском союзе оружия по морскому маршруту Севастополь - Картахена, после чего этот маршрут был закрыт из-за неравного соотношения для Испанской республики сил на море.

Советские дипломаты активно выступали против политики Англии, Франции и США, потакающей фашистам в Испании. Разоблачению политики Лондонского комитета по "невмешательству" во многом содействовали прибывшие в Испанию писатели и журналисты с мировой известностью. Они с гневом и возмущением писали в своих художественных и публицистических произведениях о предательской политике врагов Испанской республики, с горячей симпатией освещали героическую антифашистскую борьбу её народа.

Используя военное преимущество, мятежники приняли новую схему операций, разработанную генеральными штабами Италии и Германии. На первом этапе предусматривалась ликвидация Северного фронта республиканцев, а на последующих этапах - овладение Каталонией, изоляция от соседней Франции, расчленение Испанской республики. 3

диктатура франко испания

Задачу первого этапа итало-германской схемы войны фашистам удалось выполнить. Республиканские войска севера не могли противостоять объединённой мощи восставших националистов и интервентов. Самолёты фашистов стерли с лица земли древнюю столицу басков Гернику. В их руках оказались морские порты Бильбао, Сантандер и Хихон, ставшие доступными для кораблей интервентов.

Попытка фашистов реализовать план второго этапа своей стратегии - захватить Каталонию оказалась для них не менее успешной. В Каталонии, ставшей твердыней анархо-синдикализма, создалась сложная обстановка. Оборонявшая её армия генерала Посаса оказалась к концу 1938 года неспособной к решительному сопротивлению фашистам. Крайне истощенными были части армейских корпусов Маневренной армии, сдерживавших натиск полнокровных дивизий мятежников и интервентов. Республиканская авиация потеряла всю свою сеть аэродромов, а строительство посадочных площадок в районах Барселоны, Фигераса и Риполя не могло быть закончено к сроку.

После вступления франкистов в Мадрид, 6 марта 1939 года, долго и героически сопротивлявшийся врагам республики, в городе началась кровавая расправа с коммунистами и другими верными республиканскому правительству людьми. 1 Нескончаемые толпы людей заполонили все дороги, ведущие в сторону Франции. Огромное количество беженцев стало стучаться в ворота соседней Франции. На обращение министра иностранных дел Испанской республики Альвареса дель Вайо к министру иностранных дел Франции Бонне о пропуске испанских беженцев на французскую территорию, последний ответил отказом. 2

Антигуманный акт французского правительства вызвал глубокое возмущение демократической общественности не только во Франции, но и в других странах мира. Правительству Даладье пришлось пойти на уступки: французская граница была слегка приоткрыта и её могли пересекать испанские беженцы. 1 Лишь после налёта итальянских бомбардировщиков на Фигерас и гибели свыше тысячи человек французское правительство официально открыло границу как для беженцев, так и для отступающих частей республиканской армии, в том числе и многочисленных раненых бойцов и командиров.

Для испанских беженцев правительство Даладье соорудило в Сен-Ситриене, Прат-де-Молле и других местах несколько трудовых лагерей, лучшие дивизии республиканской армии, сохранившие до конца боеспособность, организованность и дисциплину, попали во Франции в специальный концлагерь в Аргеллесе. 2

Правительство Испанской республики обратилось за помощью к Советскому Союзу. На предприятиях, в учреждениях и колхозах советские люди отчисляли четверть дневного заработка, собирали посылки для отправки в Испанию. К концу октября 1936 года трудящиеся внесли более 59 миллионов рублей в фонд помощи Испании. 3 Выполняя интернациональный долг, действуя в соответствии с нормами международного права, советское правительство оказывало большую дипломатическую и военно-материальную поддержку и помощь Испании. С октября 1936 по январь 1939 года СССР поставил правительству Народного фронта 648 самолетов И-15, И-16, 347 танков Т-26, 60 бронеавтомобилей, 1186 орудий,20 486 пулемётов, 497 813 винтовок, большое количество снарядов, патронов и пороха. 4 Кроме того, СССР выдал в виде кредита правительству Испанской республики 85 млн. долл. и направил военных специалистов и советников. Трудящиеся и демократы 54 стран мира послали в Испанию своих добровольцев, которые сражались в интернациональных бригадах. Их было 42 тыс. человек, в том числе из СССР - около 3 тыс. 1

Вместе с испанцами и войсками интернациональных бригад советские добровольцы отразили ожесточенные атаки во много раз превосходящего их в силах противника и сорвали планы франкистов, рассчитывавших на быструю победу.

В боях под Мадридом из разрозненных, необученных отрядов народной милиции сложилась регулярная республиканская армия Испании. Она не только отстояла столицу республики, но при поддержке танков и авиации разгромила в марте 1937 года экспедиционный корпус фашистской Италии под Гвадалахарой. 2 После гвадалахарской битвы фашистские державы увеличили поставку Франко военного снаряжения, в Испанию направляются всё новые части интервентов.

Для того, чтобы сорвать большое наступление врага на Мадрид, республиканская армия в декабре 1937 года нанесла внезапный удар по фашистским войскам, расположенным в горах под городом-крепостью Теруэлем. Проявляя доблесть и отвагу, пехотинцы и танкисты прорвали мощную оборону противника и после ожесточенных боев заняли город.

За свободу и независимость Испании сражались многие советские добровольцы из военных лётчиков, танкистов, общевойсковых командиров, моряков, артиллеристов, саперов, связистов, военных инженеров и техников, а также других военных специальностей. Где бы ни воевали советские добровольцы: под Мадридом, Гвадалахарой, у стен Теруэля и Брунете или на Хараме и Эбро, - всюду они проявили себя бесстрашными и самоотверженными воинами. 3

Международная солидарность помогла выстоять испанскому народу против сил фашистской реакции в течение почти трех лет. Вместе с тем эта солидарность расширила ряды антифашистов во всем мире. Испания явилась великой школой сопротивления и антифашистского единства. Поражение Испанской республики является наглядным уроком, подкрепляющим известное ленинское положение о том, что всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться. 1

Раздоры в лагере Республики не были главной причиной поражения. Созданная правительством милиция собиралась наспех, ее плохо вооружили, тактика была примитивной, но ничего бы не переменилось и при условии изначально полного политического единства. Когда вспыхнула война, простой испанский рабочий с фабрики не умел стрелять из винтовки (в Испании никогда не было всеобщей воинской повинности), сильно мешал наладить противодействие традиционный пацифизм левых. Тысячи иностранцев, сражавшихся в Испании, были хороши в окопах, но людей, владеющих какой-нибудь военной специальностью, среди них нашлось очень мало. Утверждения троцкистов, что войну можно было выиграть, если бы не саботировали революцию, вероятно, неверны. Оттого, что были бы национализированы заводы, разрушены церкви и написаны революционные манифесты, армии не прибавилось бы умения. Фашисты победили, поскольку были сильнее; у них было современное оружие, а у Республики - нет. Политическая стратегия изменить тут ничего не могла. Как бы то ни было, испанская война продемонстрировала, что нацисты имели четкий план действий, а их противники - нет. С профессиональной точки зрения война велась на очень низком уровне, а основная стратегия была предельно простой. Побеждали те, кто был лучше вооружен.

Исход испанской войны решался в Лондоне, Париже, Риме, Берлине - где угодно, только не в Испании. После лета 1937 года стало очевидно, что Республике не победить, если не произойдет глубоких перемен в международной расстановке сил. Дж. Оруэлл в своих мемуарах писал: "самое непостижимое в испанской войне - это позиция великих держав. Фактически войну выиграли для Франко немцы и итальянцы, чьи мотивы были совершенно ясны. Труднее осознать мотивы, которыми руководствовались Франция и Англия. В 1936 году все понимали, что, достаточно было Англии оказать испанскому правительству помощь, хотя бы поставив оружия на несколько миллионов фунтов, Франко был бы разгромлен, а по немцам нанесен мощный удар. И тем не менее, английские правящие классы отдали Испанию Франко и нацистам. "1

Приход к власти фашистских агрессивных сил, как в Испании, так и в некоторых других странах, подготавливался и происходил по одному и тому же сценарию: консолидация сил внутренней контрреволюции, экономический саботаж, помощь заговорщикам со стороны империалистических сил извне, заинтересованность в подавлении демократических свобод и в установлении диктаторских режимов.

Всем ходом событий, происшедших в Испании доказано, что поражение Испанской республики было обусловлено многими причинами, но в первую очередь политикой империалистических стран - Англии, Франции и США, заключивших между собой договор о блокаде Испанской республики с целью её удушения. Преступность правительств этих стран, прикрывавшихся ложным демагогическим тезисом о "невмешательстве", потворствовала фашистским агрессивным руководителям Италии и Германии, наводнившим территорию Испании кадровыми дивизиями, корпусами и армиями, а также огромными арсеналами оружия. Без их помощи заговорщики - фашиствующие генералы, офицеры и их солдаты - не смогли бы удержаться на своих позициях, и были бы в короткий срок разгромлены испанским народом, взявшим в руки оружие.

Военные победы способствовали укреплению "националистической Испании" на дипломатической арене. По сведениям министерства иностранных дел в Бургосе, "национальное" правительство Франко, в течение 1938-1939 годов было признано де-юре девятью странами, среди них - Германия, Италия, Ватикан, Япония, Португалия, Венгрия. Посол Германии генерал Фаупель не скрывал, что хотел бы видеть националистическую Испанию "политически унифицированной". 1 По его мнению, правительству Франко не хватало ярко выраженной идеологической ориентации. В ответ Франко заявил о намерении слить фалангу с монархистскими группами и лично возглавить эту партию.

Не удивительно, что при такой мощной поддержке Франко считал, будто националистская Испания может стать партнером стран Оси в преобразовании мира. Он считал себя ровней непобедимым, по его мнению, фашистским диктаторам, которые помогли ему одержать победу. Это выразилось в воинственном заявлении о том, что Испании отныне должна быть "вооруженной нацией". 2 Каудильо хвастался "мощной индустриальной базой", создаваемой ради осуществления новых военных амбиций Испании, требующих мощного военно-морского флота и могучих военно-воздушных сил. 3 Этим он обнаружил узость своего понимания экономических проблем. С поразительной и явно неуместной самоуверенностью Франко выразил убеждение в том, что экономический подъем Испании близок. Победа в Гражданской войне, по его мнению, была лишь первым этапом на пути полномасштабного возрождения имперского величия Испании. Бросая вызов британской и французской гегемонии в Средиземном море, он заявил, что Испания контролирует вход в море, а оснащенность новой военной техникой изменила соотношение сил в регионе в её пользу. В стиле фашистского диктатора, обуреваемого мечтами, Франко заявлял, что "попытки поставить Испанию в рабское положение в Средиземноморье" неотвратимо заставят его избрать военный путь; он также утверждал, что дела региона не могут обсуждаться без испанского участия. 1 Поэтому, неудивительно, что с окончанием войны Франко охватила безудержная эйфория.

Однако, несмотря на манию величия и склонность сравнивать себя с королями прошлого, Франко понимал: осуществление его планов зависит от расположения держав Оси.10 марта каудильо сообщил главе итальянской военной миссии Гамбаре, что ему придётся остаться нейтральным в большой войне, если он не получит значительной военной помощи от стран Оси. 2 Надеясь, что помощь Оси позволит играть ему более активную роль на международной арене, Франко часто жаловался немцам и итальянцам по поводу давления на него Франции. Со своей стороны итальянские и германские верхи желали помочь Испании, рассчитывая, что эта помощь поставит испанское вооружение в зависимость от их техники и вооруженных сил.

Укрепление связей с Германией распаляло честолюбивые фантазии каудильо. Военный мятеж открыл ему совершенно новые перспективы, и мечты его невероятно быстро осуществлялись. Получив звание генералиссимуса, Франко стремился стать главой государства и снискав авторитет внутри страны, добиться признания на международной арене, как это сделали Гитлер и Муссолини.

Глава 2. Направления внешней политики Испании в период диктатуры Ф. Франко

Несколько времени спустя после установления диктатуры в Испании, в мире разразилась Вторая мировая война.

Концепции о месте и роли Испании во Второй мировой войне стали возникать еще в ходе самой войны и в первые месяцы после её окончания. Создавались они сугубо для практических целей. Франко и его дипломаты создали три различных варианта версии о причастности Испании к всемирному конфликту: статус "нейтралитета" (сентябрь 1939 - июнь 1940 гг.), статус "невоюющей стороны" (июнь 1940 - октябрь 1943 гг.), статус "строгого нейтралитета" (октябрь 1943 - май 1945 гг.). 1 Эти варианты не соответствуют официальной периодизации внешнеполитического курса Испании, а скорее, совпадают с основными рубежами Второй мировой войны.

В период с сентября 1939 года по декабрь 1941 года Франко и его министры иностранных дел Х. Бейгбедер и Р. Серрано Суньер утверждали, что Испания с самого начала конфликта прилагала большие усилия, готовясь вступить в мировую войну в соответствии с имеющимися у неё возможностями. 2 Кульминационным пунктом этого периода были первые недели после нападения Германии на СССР. Франко тогда был уверен не только в уничтожении русского коммунизма, но и в грядущем поражении союзников. Но, несмотря на воинственные речи, Испания официально не вступила в войну ни летом 1940 года, ни зимой 1941 года, а после нападения Германии на СССР, Франко подменил вопрос об официальном вступлении Испании в войну посылкой на советско-германский фронт "голубой дивизии", созданной по требованию фалангистов-экстремистов.

В декабре 1941 года Франко счел нужным сменить прежню концепцию о заинтересованности Испании в войне на новую, более соответствующую, по мнению франкистской дипломатии, иной расстановке сил на международной арене. 3

Согласно этой новой концепции испанского правительства, в мире идет не одна война, а три войны, и к каждой из них у Испании свои, особые отношения: Испания не принимает никакого участия в войне за экономические интересы наций Западной Европы, равно как Испания не принимает участия в войне между Соединёнными Штатами Америки и Японией. Что же касается войны между Германией и Россией, то это война идей, и в этой войне Испания на стороне Германии. То обстоятельство, что Испания продолжала определять свой статус как статус "невоюющей стороны", а не нейтралитета, Франко не раз объяснял своим желанием поражения России. И хотя всем было известно об участии "голубой дивизии" в войне против СССР, испанское правительство настаивало на том, что в "войне идей", в войне фашизма против коммунизма Испания оказывает помощь Германии преимущественно своим антикоммунизмом, то есть в идеологической сфере. 1 В этой связи делались оговорки, что официально Испания так и не участвует в войне с СССР.

Начиная с октября 1943 года Испания все настойчивее определяет свое место в мировом конфликте как полностью нейтральное. Наиболее полно эта концепция об абсолютной непричастности Испании к мировому конфликту была отражена в интервью Франко в июле 1945 года, в котором он заявил о полном отсутствии даже желания вступить в войну на всем её протяжении. 2

Взгляд британского премьер-министра У. Черчилля на место и роль Испании в войне почти полностью совпадает с последней версией испанского правительства, но в отличие от Франко Черчилль был постоянен в своих оценках. И в своем заявлении в палате общин в октябре 1940 года, и в речи в палате общин 24 мая 1944 г., и на Потсдамской конференции в июле 1945 года - он постоянно причислял Испанию к числу "ничем не досаждавших" стран. 3

Однако позицию Черчилля не разделял президент США Ф. Рузвельт. По его мнению, нейтралитет Испании носил весьма условный характер. Он неоднократно обращал внимание на позицию и помощь Испании странам "оси" в то время, когда война развивалась неблагоприятно для стран антигитлеровской коалиции, и объяснял благожелательные жесты Франко в адрес США и Англии в конце войны исключительно тем, что эти страны стоят на пороге победы над своими врагами. Для него существующий в Испании режим был связан со странами "оси" "не только в духовном отношении, но и своей политикой и своими действиями". Рузвельт ставил позицию Испании в прямую зависимость от того, как складывалось соотношение сил в ходе мировой войны.

Почти все современники и многие исследователи истории Испании периода войны отмечали, что в конечном счете позиция Испании в войне во многом зависела от воли Франко. 1 Внутренняя политика Франко сводилась к борьбе за сохранение безграничной власти над людьми, к борьбе за сохранение личной диктатуры, а конечная цель дипломатии во время Второй мировой войны и заключалась в создании предпосылок для сохранения именно такой формы правления на Пиренейском полуострове.

После окончания Второй мировой войны международная изоляция поставила франкистский режим на грань кризиса, мировые державы с опаской относились к фашистскому режиму в Испании. Однако после Второй мировой войны страны пошли на сближение с Испанией.26 сентября 1953 года между Испанией и США был заключен Мадридский пакт, который включал в себя три соглашения: об обороне, об экономической помощи, о помощи в целях взаимной безопасности. 2 Эти соглашения дважды возобновлялись: в 1963 и 1970 годах. 3 Распадался и фронт антифранкистски настроенных государств - членов ООН. Черчилль первым из влиятельных деятелей заявил о том, что безрассудно постоянно держать Мадрид в изоляции.

Французские политики, которые предвидели, что Парижу за его враждебную позицию по отношению к Ф. Франко когда-нибудь придется дорого заплатить в Северной Африке, присоединились к мнению британцев. Американская палата представителей большинством голосов проголосовала за распространение плана Маршалла и на Испанию. Преемник Рузвельта, напротив, использовал свое право вето и в 1949 году воспрепятствовал присоединению Испании к НАТО, в который с самого начала входила Португалия.

В конце Второй мировой войны Испания находилась в дипломатической изоляции и не входила в состав ООН и НАТО, но Ф. Франко не терял надежды на примирение с Западом.

Успешная поездка министра иностранных дел Альберто Мартина Артахо по Ближнему Востоку внесла свой вклад в расширение числа сторонников новой идеи, в особенности среди американцев; встреча между Ф. Франко и Салазаром 14 апреля 1952 года в Сьюдад Родриго завершилась твердой союзнической договоренностью и была, несомненно, первым контактом Испании с одним из государств НАТО в сфере оборонной политики. 1

Франко не сдавал территорию в аренду, как этого желали бы американцы. Все базы, которые предусматривались по договору 1953 года - три аэродрома, семь радиолокационных станций и склады снабжения, а также база флота в окрестностях Роты, - будучи единым объектом, оставались суверенным владением Испании. Обещанная же Вашингтоном экономическая и военная помощь в размере 85 или 191 млн. долларов оказалась менее существенной, чем надеялись в Мадриде.

В 1950 году решением Генеральной Ассамблеи ООН государства-члены ООН получили возможность восстановить дипломатические отношения с Испанией. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в 1966 года из состава этой организации.17 января 1966 года произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик Б-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. 1

После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в 1968 г. окончились неудачей. 2

С середины 1950-х гг. началось "Испанское экономическое чудо", выведшее Испанию из состояния одной из беднейших стран Европы на уровень вполне развитой европейской страны. Довольно продолжительное время Испания занимала второе место в мире (после Японии) по темпам экономического развития. Помощь США, оказанная правительству Франко в рамках соглашений 1953 года, составила за 10 лет около 2 млрд. долл., из которых 800 млн. долл. прошли по статье "военные расходы". 3 Что же касается экономической помощи, то сюда входила стоимость строительства американских военных баз в Испании, которая составила около 500 млн. долл.

Испания в 1959 году приняла "План экономической стабилизации", ослабивший административный контроль над экономикой. Был открыт широкий доступ иностранному капиталу, песета стала свободно конвертируемой валютой. 4 Ф. Франко бдительно следил, чтобы либерализация относилась только к сфере экономики и отвергал демократизацию политической и социальной жизни общества.

Нация ощущала рост новых импульсов. В 1964 году был зафиксирован прирост промышленного производства, равный 140,2%, что неожиданно выводило Испанию на первое место, обогнавшую Японию (139,2%) и США (121,6%). 1 Производство автомобилей возросло до 350 000 в год; в производстве телевизоров (74,60%), холодильников (146,91%) и стиральных машин (98,23%) наблюдался еще больший рост. Доход на душу населения за период с 1958 года увеличился более чем вдвое. 2

Столь высокие темпы роста обуславливались внедрением американского, западногерманского, французского капиталов в экономику страны.

Американские стратегические планы в Испании были связанны с усиленной экономической экспансией. Используя экономические и финансовые затруднения франкистского режима, спекулируя на голоде и нищете испанского народа, американские корпорации превращают Испанию в свою "колонию". 3 США брали под свой контроль все жизненно важные отрасли народного хозяйства Испании. В первую очередь их интересуют стратегические материалы - вольфрам, олово, ртуть, уран, свинец, железная руда. Многие виды этого сырья эксплуатировались в США.

Американский капитал уже полностью контролировал в Испании производство, распределение и эксплуатацию природной электроэнергии. Особенно прочные позиции в энергетическом хозяйстве страны занимает компания "Дженерал электрик". Монополистам США принадлежат господствующие позиции также в области производства электрооборудования и машин. Американский капитал владел в Испании автосборочным заводом "Форд мотор Иберика", заводом "Фиат". К монополиям США перешла также химическая промышленность Испании по производству нефтепродуктов. Монополия "Стандарт Ойл" получила право на разведку нефти на испанской территории. 4

В интересах монополистов были созданы "свободные зоны" в Барселоне, Севилье, Корунье, через которые направлялся почти весь экспорт оливкового масла, вольфрама, стратегического сырья. Создание "свободных зон" в испанских портах представляло для американцев не только коммерческий интерес. Эти зоны могли бы стать опорными пунктами для развертывания военно-стратегических баз. Захватывая в свои руки все ключевые позиции испанской экономики, американские монополисты начали восстанавливать военные предприятия, созданные в свое время немцами.

Стремительное проникновение американского капитала в экономику Испании вызвало серьезное беспокойство у английских промышленников и финансистов. Они опасались за свои концессии, расположенные на севере Испании. Там американцы проводили новые дороги к границам Франции. Англичане были обеспокоены не только потому, что Испания была источником сырья для британской промышленности. Испания занимала ключевые позиции на морских путях Британской империи, которые стремились захватить американцы. 1

К 1959 году испанское правительство оказалось в тяжелом финансовом положении. Дефицит платёжного баланса за 1956-1958 годы составил около 700 млн. долл. Только с помощью американских кредитов и субсидий удалось выйти из положения. 2

Вашингтон также содействовал тому, чтобы Франко получал помощь и по другим каналам: в 1959 году Испания получила от Международного валютного фонда, в который была принята в 1958 году, от Организации европейского экономического сотрудничества и ряда частных банков займы на 418 млн. долл. 3

Под прикрытием лозунга "свободному миру нужна экономически сильная Испания" укреплялись позиции американского капитала в стране. Касаясь испанской политики поощрения притока капитала США, испанский посол в США Ареильса заявил 28 октября 1954 года корреспонденту газеты "АВС": "Вложение частного американского капитала в экономику Испании представляется мне фактором, имеющим огромное значение в процессе расширения и упрочения сотрудничества… Мы хотим стимулировать американские инвестиции при помощи более либерального критерия, устранив политику каких бы то ни было ограничений в отношении нормального участия…Экономически сильная Испания необходима для устойчивости свободного мира и для развития внешней политики США". 1 Такой курс Мадрида свидетельствовал о солидарности Мадрида с целями внешней политики Вашингтона.

Франкистское правительство соглашалось с этим, поскольку американская помощь была ему необходима не только в военном и экономическом отношении, но и как политическая поддержка. После 1953 года в Испании происходил процесс постепенного роста антифранкистских выступлений, что не могло не тревожить правящие круги США, сделавшие на режим крупную ставку.

Франкизм неоднократно прибегал к моральной поддержке Вашингтона, особенно для укрепления международного престижа. В этих целях использовались и многочисленные поездки в Мадрид американских высокопоставленных государственных деятелей и испанских министров в Вашингтон. Так, в ноябре 1955 года в Мадриде вел переговоры с членами испанского правительства Д. Даллес. 2 В беседах с Франко он касался вопросов, связанных не только с испано-американскими отношениями, но и с участием Испании в международных делах. Речь шла о возможности включения Испании в Средиземноморский блок, который позволил бы США связать Испанию более прочно с НАТО.

Стремясь к принятию Испании в НАТО, Вашингтон также настаивал на её включение в экономические системы Запада. А частности, об этом говорил в 1960 году американский посол в Мадриде Д. Лодж: "Мы можем надеяться, что Испания скоро полностью присоединится к европейско-североамериканской экономической системе…Можно надеяться, к благу всех заинтересованных, что Испания находится на пути к тому, чтобы стать еще одним полноправным членом в западноевропейском сообществе стран".1

Делая ставку на союз с США, правительство в соответствии с этим в своей внешней политике полностью поддерживало агрессивный курс Вашингтона, направленный на обострение международной обстановки. В период войны в Корее Франко открыто поддерживал агрессию США, в период Карибского кризиса в 1962 году испанское правительство было также на стороне США, в 1958 году во время высадки американских войск в Ливане, а также в 1961 году, когда американские части направились в Турцию для участия в военных учениях "Чекмэт - 2", испанские базы использовались в качестве промежуточных этапов для их переброски. 2

Вашингтон, в свою очередь, поддерживал режим Франко еще и потому, что он продолжал оставаться "одним из самых мощных антикоммунистических бастионов Европы". 3 Сам Франко в традиционном рождественском послании говорил: "Если в один прекрасный день Европе вновь удастся стать единой, найти свою душу и восстановить свою миссию, то этим она прежде всего будет обязана испанскому крестовому походу против коммунизма". 4

Однако, как ни тесно был связан франкистский режим с США, во второй половине 50-х годов наметились изменения во внутриполитическом и внешнеполитическом курсе страны. Представители отдельных националистически настроенных кругов испанского капитала, а так же монополий, связанных с западно-европейским капиталом, понимали, что политика Франко мешала им освободиться от влияния контроля Вашингтона. Под их натиском режим вынужден был пойти на развитие экономических отношений с Кубой. Это стало первой брешью в антикоммунистической политике режима. Уже сам факт отношений с революционной Кубой показывал, что Испания во внешней политике все активнее проявляла самостоятельность, иногда даже резко противоречащую общему курсу США.

Испано-кубинские отношения развивались весьма неравномерно. Франко никогда не скрывал своего расположения к диктатору Батисте. На Кубе даже господствовало убеждение, что Испания оказала Батисте помощь живой силой и техникой в борьбе с Кубинской революцией, что определило особую остроту в отношениях между двумя странами после свержения диктатуры на Кубе, и всякий раз, когда действительность напоминала о революционном характере нового кубинского правительства, наступало охлаждение между Испанией и Кубой. Особой напряженности испано-кубинские отношения достигли в январе 1960 года, когда испанскому послу в Гаване Пабло де Лохендио маркизу Вельиска было предложено в 24 часа покинуть страну. Изгнание посла последовало после получившего широкую огласку инцидента на телестудии Гаваны 21 января 1960 года. 1 В этот день Ф. Кастро, выступая по телевидению, заявил, что Лохендио руководит действиями кубинской контрреволюции. Испанский посол явился в студию, прервал выступление и публично обвинил Кастро в клевете на Испанию. Франко был доволен поведением Лохендио и отблагодарил его, назначив послом в Швецию.

Но уже с конца 1961 года начался постепенный процесс смягчения напряженности в испано-кубинских отношениях. Решающую роль в этом сыграли соображения взаимной торговли: для индустриализировавшейся Испании проблема экспорта не менее остро, чем проблема импорта для подвергавшейся экономической блокаде Кубы. В Вашингтоне надеялись, что на пути развития торговли между Испанией и Кубой непреодолимым препятствием станет директива президента Кеннеди от 9 февраля 1963 года, запрещавшая предоставление помощи любому государству, которое в течение 60 дней не примет меры по прекращению доставки грузов с Кубы и на Кубу. 1 Официальная просьба испанского правительства не распространять эту директиву на торговлю Испании с Кубой была отклонена администрацией Кеннеди, тем самым, показывая желание пресечь первые признаки самостоятельности партнёра по пакту 1963 года.

Одним из основных объектов внимания индустриально развитых государств была Латинская Америка, являясь ареной столкновения интересов США, Западной Европы и Японии. Особую роль в борьбе за влияние на Латинскую Америку играла Западная Европа, где, на ряду со старыми, занимающими традиционно ключевые позиции в сфере торговле со странами Латинской Америки, всё активнее начинали проявлять себя более слабые государства, в том числе и Испания.

Специфика положения Испании в системе международных отношений определяется её традиционными связями не только со странами Европы, но также с Латинской Америкой. Установленные ещё во времена франкистской диктатуры связи ИСРП (Испанская социалистическая рабочая партия) с демократическими кругами латиноамериканской общественности значительно окрепли во второй половине 70-х годов.

Значительно возросла роль Испании в разрешении проблем стран латиноамериканского континента и в процессах, связанных с урегулированием региональных конфликтов в этом районе земного шара. В начале 1970-х годов в испанской политике в Латинской Америке появился новый аспект, связанный со вступлением страны в ЕС и усилением воздействия этого влиятельного "центра силы" на внутреннюю и внешнюю политику Испании.

На руку США была и политика Мадрида в Азии. Испания там не имела таких исторических и культурных связей, о которых можно говорить в отношении Латинской Америки. Франко активизировал азиатскую политику лишь в погоне за международным престижем и стремился в первую очередь установить связи с такими союзами, как Багдадский пакт, а позднее СЕНТО (Организация Центрального Договора) и СЕАТО (Организация договора Юго-Восточной Азии).

В то же время проявление самостоятельности Испании отражало укрепление позиций страны на международной арене. В декабре 1955 года она была принята в ООН. В последующие годы Испания вступила в ряд западных международных организаций: в 1958 году - в Международный валютный фонд, Банк реконструкции и развития, в 1960 году Испания примкнула к Международной финансовой корпорации, подписала соглашение Организации по кооперированию и экономическому развитию. 1 Значительно активизировались отношения с западноевропейскими странами, особенно с ФРГ, Францией, что укрепляло позиции Мадрида в диалогах с Вашингтоном.

"Возвращение" Испании в Западную Европу началось с развития отношений с Федеративной Республикой Германии в середине 50-х годов. Правящие круги ФРГ видели в Испании возможного союзника как при проведении своей политики укрепления позиций в западных союзах, так и в своих реваншистских планах. При этом франкистское правительство представляло несомненный интерес для западногерманского империализма своей антикоммунистической направленностью. Так, один из бывших деятелей гитлеровской Германии фон Папен писал в те годы: "Иберийский полуостров, может быть, является сегодня единственным бастионом свободной Европы"2. Именно фон Папен дал толчок развитию испано-германских отношений. В апреле 1954 года он встретился в Мадриде с Франко, а в мае того же года состоялся первый официальный визит испанского министра Р. Кавестани в Западную Германию.

Подчеркивая серьёзность отношений, складывающихся с ФРГ, Франко в 1957 году отдал даже некоторые министерские посты в руки германофилов. В апреле 1958 года министр иностранных дел ФРГ фон Брентано и Кастиэлья, подписали в Мадриде соглашение относительно германских предприятий и имущества, конфискованных в 1948 году; была достигнута договоренность о частичном возврате конфискованной собственности. 1 В официальном коммюнике подчеркивалось, что соглашение открыло новый этап в испано-германских отношениях.

Довольно быстрыми темпами пошло проникновение западногерманского капитала в испанскую экономику. Ещё в 1955 году было заключено предварительное соглашение об эксплуатации урановых месторождений на юге Пиренейского полуострова и в Испанской Гвинее.

Наконец, Аденауэр и Франко поддерживали друг друга во внешнеполитическом и военном аспектах. Летом 1957 и 1959 года в Бонне состоялись предварительные переговоры о предоставлении ФРГ баз на испанской территории, которые продолжились в 1960 году. 2 Во время переговоров правительство ФРГ поддержало желание Мадрида вступить в НАТО.

К сближению Испании и ФРГ западные страны отнеслись неоднозначно. Президент США Эйзенхауэр не возражал против экспансии ФРГ за Пиренеи. Известный американский обозреватель Сульцбергер писал о позиции США: "поскольку представители Западной Германии утверждают, что участие в НАТО не служит препятствием для заключения между боннским правительством и Франко двустороннего соглашения, подобного американо-испанскому, "Вашингтон, сознающий щекотливость положения, создавшегося в результате наших собственных особых отношений с Франко, по-видимому, избегает занимать откровенную позицию". 1

В Лондоне, наоборот, отрицательно отнеслись к стремлению ФРГ осуществить собственные планы отдельно от других членов НАТО. Отрицательно отнеслись к складывающемуся военному союзу "Бонн-Мадрид" и правительства некоторых стран-членов НАТО, которые не были поставлены в известность о секретных испано-германских переговорах, в первую очередь, Дания и Норвегия.

Несмотря на секретность, сведения о них просочились в печать. Переговоры франкистов и западногерманских милитаристов были расценены общественностью как акт, направленный против безопасности европейских народов. Реакция мирового сообщества была настолько сильна, что правительства Лондона и Вашингтона вынуждены были формально отмежеваться от испано-западногерманских переговоров. Однако позицию "непричастности" западных держав к испано-западногерманским военным переговорам разоблачил сам канцлер ФРГ Аденауэр и посол США в Бонне Даулинг. Аденауэр заявил, что во всех военно-политических делах правительство ФРГ действовало только с полного согласия НАТО. 2 Даунинг подчеркнул, что между правительствами США и ФРГ нет принципиальных разногласий по вопросу о создании баз снабжения бундесвера в Испании. ФРГ, пояснял американский посол, нуждались в базах, и если представительство ФРГ в НАТО предложит создать их в Испании или еще в какой-либо стране, то он не видит оснований для возражения. 3

Во второй половине 1950-х гг. отмечалось явное сближение Испании с Францией. Основой послужило желание Мадрида и Парижа совместными усилиями сдержать напор национально-освободительного движения в своих колониях. С приходом к власти во Франции де Голля сближение двух стран все больше получало антиамериканскую окраску. Уже в 1958 году Париж продемонстрировал желание выработать совместно с Мадридом позицию по многим международным проблемам, в частности, связанным со Средним Востоком и Северной Африкой. Франция также, стремясь к усилению собственной роли в Западной Европе, хотела вовлечь страны Пиренейского полуострова в сферу своего влияния. В октябре 1959 года во время встречи Кастиэльи с французским министром иностранных дел Мюрвилем было достигнуто урегулирование ряда спорных вопросов в отношении их стран. Начался период быстрого сближения Испании и Франции в различных сферах деятельности. 1

Уже в начале 1970-х годов Испанию ежегодно посещало до 27 млн. туристов, главным образом из Северной Америки и Западной Европы, в то время как сотни тысяч испанцев уезжали на заработки в другие европейские страны. 2 Однако государства Бенилюкса выступали против участия Испании в военных и экономических союзах западноевропейских стран. Просьба Испании о приеме в ЕЭС была отклонена в 1964 году. Пока Ф. Франко оставался у власти, правительства демократических стран Западной Европы не желали устанавливать с Испанией более тесных контактов.

Период довольно быстрого развития испанского капитализма в 60-70-е годы обусловил значительный рост экономических связей Испании с ведущими западноевропейскими странами. Несмотря на имевшую место в то время определенную изоляцию франкистского режима, объем торговли между Испанией и "Общим рынком" с 1959 г. по 1970 г. увеличился более чем в 6 раз. 3

В 1970 году Мадрид поставил в страны ЕЭС продукции на 99 млрд. песет, а закупил на 163 млрд. песет, в то время как в США испанский экспорт составил 23 млрд. песет и импорт - 62 млрд. песет, а в Латинскую Америку было экспортировано товаров на сумму 17 млрд. песет и импортировано - на 28 млрд. песет. 1

Географическое положение Испании, ее традиционно-исторические социальные и культурные связи с Европой, а также схожесть экономических структур с другими западными странами постоянно оказывали объективное влияние на проевропейскую ориентацию испанских общественных и деловых кругов. Национальная буржуазия, стремившаяся к расширению своих внешних связей, сознавала, что широкие связи с США и странами других континентов не позволят ей выйти из политико-экономической изоляции без тесного сотрудничества и взаимодействия с ЕС. В 60-е годы министр иностранных дел Испании Ф.М. Кастиэлья писал: "Территориальная близость моей страны с Сообществом и поддержка, которую могут предоставить ее географическое положение для сплочения Европы, побуждает мое правительство добиваться ассоциации, способной в свое время вылиться в интеграцию". 2

Сторонники "новой ориентации" на Западную Европу, преодолев сопротивление старой фалангистской гвардии, продолжавшей проповедовать политику автаркии в области экономики, приступили к конкретной реализации плана интеграции Испании с ЕЭС, начав диалог с Сообществом.

Первые переговоры между Испанией и ЕЭС о приеме страны в эту организацию на правах ассоциированного члена были проведены в 1962-1966 годах, однако успехом не увенчались. Ряд членов ЕЭС высказались против принятия Испании под предлогом "политических" соображений. Начало трансформации франкистского режима и разразившийся в стране экономический кризис во второй половине 70-х годов усилили важность проблемы интеграции Испании с ЕС. 3 Испанские правящие круги рассчитывали с помощью "Общего рынка" поправить дела в испанской экономике, снизить стремительный рост безработицы, оказывающий непосредственное влияние на нестабильность внутриполитического положения, и получить политическую поддержку силам, проводящим правоцентристские реформы в стране. Связь с ЕЭС, равно как и с НАТО, должна была стабилизировать обстановку в Испании, препятствуя проявлению рецидивов как со стороны левых сил, так и со стороны крайне правых.

Экономический "бум" 60-х и первой половины 70-х годов еще более укрепил позиции "новой" буржуазии, но одновременно и усилил недовольство ее определенной части экономической политикой режима. Именно под ее давлением в конце 50-х годов режим был вынужден отказаться от политики "автаркии" регулируемой экономики и перейди к экономической "либерализации", создавшей еще более благоприятные условия для испанского бизнеса.

Демонтаж франкистских структур после смерти Ф. Франко, сопровождался повышением экономической и политической активности широких слоёв населения в Испании, острой внутриполитической борьбой, формированием основных концептуальных подходов ведущих политических партий Испании к вопросам внешней политики. В этих условиях происходил процесс становления латиноамериканского курса правительства Союза демократического центра во главе с А. Суаресом. При этом особый упор им делался на то обстоятельство, что Испания традиционно привержена идеям нейтралитета, стоит вне блоков.

Таким образом, можно проследить, что внешняя политика Испании в период диктатуры Ф. Франко на разных этапах не была однозначной. В период Второй мировой войны Испания придерживалась нейтралитета, при этом оказывала помощь странам "оси", направленную для борьбы с коммунистическим СССР. В то же время, придя к власти, Франко не мог сразу же вступить в войну, так, как это помешало бы ему укрепить свои позиции в стране, среди народа.

В первые послевоенные годы Испания подвергается внедрению американского капитала в экономику, таким образом превращаясь в сырьевую базу, рынок сбыта товаров, а также военную базу США. Во внешней политике также наблюдается ориентация на Вашингтон. Однако, уже в середине 1950-х годов Испания берет самостоятельный курс на внешнюю политику, не зависимый от Соединённых Штатов. Происходит сближение с Западной Германией и Францией, налаживаются отношения с Кубой, странами Ближнего Востока и Латинской Америки. Испания вступает в ряд международных организаций, такие как ООН, МВФ, МБРР; ведутся переговоры по вступлению в НАТО, ЕЭС.

С падением франкизма в 1975 году начался новый этап в истории Испании. В испанской исторической литературе он получил название "постфранкистский период" или "период демократизации". 1 Процесс демократизации политической жизни Испании затронул все аспекты, в том числе и внешнюю политику страны. Новые политические силы, пришедшие к власти, выдвинули в качестве основной задачи выход из международной изоляции.

Заключение

Проведя исследование по теме "Внешняя политика Испании в период диктатуры Франсиско Франко" можно сделать вывод, что установившиеся в Европе в 20-30-е гг. ХХ в. фашистские и нацистские режимы оказали огромное воздействие на формирование политического режима в Испании после окончания Гражданской войны. Итог же самой войны немало зависел от внешних факторов, таких так итало-германская интервенция, политика "невмешательства" со стороны Англии и Франции, политика нейтралитета со стороны США, военная и материальная помощь СССР, участие интернациональных бригад. Все вышеперечисленные факторы в определённой мере повлияли на ход Гражданской войны, по окончании которой установилась диктатура Ф. Франко.

Находясь у власти в Испании почти четыре десятилетия (1939-1975), Франсиско Франко быстро реагировал на изменения международной и внутриполитической обстановки, ловко приспосабливался к ним, легко менял союзников, преобразуя образ власти в соответствии с их симпатиями и осуществлял политику, которая нужна была им.

Основой внешней политики франкистского режима стало стремление играть роль "великой державы" на мировой арене. Придя к власти с помощью германского и итальянского фашизма и сохранив верность своим покровителям на протяжении всей Второй мировой войны, Франко длительное время лелеял планы расширения сферы испанского влияния и испанских колониальных владений.

Однако, после разгрома немецко-фашистских войск, он изменил курс внешней политики и переориентировал её на союз с США. Началось активное сотрудничество между этими двумя государствами, усилилась роль американского капитала и монополий в экономике Испании. Неравномерными оказались испано-кубинские отношения: их обострения и процессы смягчения сменяли друг друга. Ключевую роль сыграла взаимная торговля: проблема испанского экспорта и кубинского импорта привели к экономическому сотрудничеству. Активизировалась политика Испании в Латинской Америке. Возросла роль Испании в разрешении экономических проблем и урегулировании региональных конфликтов в странах Латинской Америки.

Наблюдался курс на сближение с ФРГ. Правящие круги Западной Германии видели в Испании своего союзника при проведении политики укрепления позиций в западных союзах; Испания, в свою очередь, при помощи сотрудничества с ФРГ укрепляла свои позиции на мировой арене как самостоятельное тоталитарное государство фашистского типа. Во второй половине 50-х годов наблюдается экономическое сближение с Францией. По отношению к СССР внешняя политика Франко носила антикоммунистический характер. Ни одна из стран Западной Европы не была так изолирована от стран социалистической системы, как Испания.

В целом внешняя политика Ф. Франко была довольно успешной, несмотря на то, что испанский режим не отвечал демократическим ценностям западных стран. Об этом свидетельствуют и развитие отношений со странами Западной Европы и США, а также тот факт, что в период диктатуры Испания вступила в ряд международных организаций, такие как ООН, МВФ, МБРР; также проводились переговоры по вступлению Испании в НАТО и ЕЭС.

Список изученных источников

1. Авилова А.В. Современная Испания. - М.: Политиздат, 1983. - 383 с.

2. Александров В.В., Агарышев А.А. Современные международные отношения и внешняя политика СССР. - М.: Мысль, 1983. - 86 с.

3. Ботин М.П. За свободу Испании. - М.: Сов. Россия, 1986 - 206 с.

4. Ветров А.А. Волонтёры свободы. Воспоминания участника национально-революционной войны в Испании. - М.: Политиздат, 1973. - 273 с.

5. Викторов И.В. Испания: выбор внешнеполитического курса. - М.: "Знание", 1979. - 64 с.

6. Гренадов Н. И Ксенофонтов И. Испания 30 лет спустя. - М.: "Международные отношения", 1966 - 245 с.

7. Гусев А.И. Гневное небо Испании. - М.: Воениздат. 1973. - 326 с.

8. Гутерман Е.А. Национально-революционная война в Испании. - М.: Книга, 1966. - 17 с.

9. Данилов С.Ю. Гражданская война в Испании (1936-1939). - М.: Вече, 2004 - 200 с.

10. Евстигнеев В.П. Испания: основные направления внешней политики. - М.: "Международные отношения", 1982. - 54 с.

11. Ибаррури Д. В борьбе. Избранные статьи и выступления. - М.: Прогресс, 1968. - 395 с.

12. Камынин Л.Н. Письма из Мадрида. - М.: Известия, 1981. - 127 с.

13. Каррильо Сентьяго. После Франко-что? Испания: действительность перспективы. - М.: "Знание", 1966. - 180 с.

14. Коломиец П.Н. Испания сегодня. - М.: Госполитиздат, 1961. - 220 с.

15. Кольцов М.Е. Испания в огне. - М.: Политиздат, 1987. - 300 с.

16. Красиков А.А. Испания после Франко. - М.: "Знание", 1982. - 64 с.

17. Красиков А.А. Испанский репортаж. - М.: Политиздат, 1981. - 271 с.

18. Красиков А.А. Испания и мировая политика: полвека дипломатической истории. - М.: "Международные отношения", 1989 - 349 с.

19. Кристанов Ц. За свободу Испании. Мемуары. - М.: Прогресс, 1969. - 336 с.

20. Ксенофонтов И.Н. Испания: новый этап борьбы. - М.: "Международные отношения", 1969. - 144 с.

21. Кузнецов Н.Г. На далёком меридиане. Воспоминания участника нац. - рев. войны в Испании. - М.: Наука, 1971. - 256 с.

22. Кургузов И.П. Интернационалисты - герои боев в Испании. М.: Знание, 1986. - 62 с.

23. Мероньо Пелисер Франсиско. В небе Испании. М.: Воениздат, 1957 - 189 с.

24. Мещеряков М.Т. Искоренить фашизм. - М.: "Знание", 1963. - 40 с.

25. Дж. Оруэлл. Вспоминая войну в Испании. // Военная Литература. // http://militera. lib.ru/memo/english/orwell2/01.html

26. Пожарская С.П. Испания и США: внешняя политика и общество, 1936-1976. - М.: Наука, 1982. - 343 с.

27. Пожарская С.П. Тайная дипломатия Мадрида. - М.: "Международные отношения", 1971. - 271 с.

28. Пожарская С.П. Генералиссимус Франко и его время // Новая и новейшая история, 1990. - №6. - С.164-185.

29. Престон П. Франко: Биография. - Пер. с англ. Ю.В. Бехтина. - М.: Центрполиграф, 1999. - С.245.

30. Прицкер Д.П. Подвиг испанской республики. - М.: Соцэкгиз, 1962. - 230 с.

31. Прыгов Д.Д. Тревожное партнерство. - М.: "Международные отношения", 1972. - 136 с.

32. Пряхин Д. Внешняя политика Испании. - М.: "Международные отношения", 1968. - 192 с.

33. Самійленко О.М. Країна закутої свободи. - К.: Політвидав України, 1965. - 56 с.

34. Сиснерос Игнасио. Меняю курс. Мемуары. - М.: Политиздат, 1967 - 431 с.

35. Слободенюк І. Франкістська Іспанія в агресивних планах США. Стенограма публічної лекції. - К., 1954. - 157 с.

36. Сориа Ж. Война и революция в Испании. - М.: прогресс, 1987. - 242 с.

37. Хенкин С.М. Испания после диктатуры. - М.: Наука, 1993. - 200 с.

38. Хенкли С.М. Испания: время перемен. - М.: "Знание", 1986. - 63 с.

39. Чернышев В.И. Франкистская Испания в агрессивных планах империалистов США. Стенограмма публичной лекции. - М.: "Знание", 1952. - 32 с. - 192 с.

40. Эренбург И.Г. Испанские репортажи, 1931-1939 гг. - М.: Изд-во агентства печати "Новости", 1986. - 397 с.

41. Robert H. Wheally. Hitler and Spain. The Nazi role in Spain Civil War. - The university press of Kentucky, 1989 - 270 p.

1 Престон П. Франко: Биография. - М.: Центрополиграф, 1999. - 702 с.

1 Игнасио Сиснерос. Меняю курс. Мемуары. - М.: Политиздат, 1967. - 431 с.

2 Кольцов М.Е. Испания в огне. - М.: Политиздат, 1987. - 300с.

3 Пожарская С.П. Тайная дипломатия Мадрида. - М.: Международные отношения, 1971. - 271 с.

1 Пожарская С.П. Испания и США: внешняя политика и общество. - М.: Наука, 1982. - 343 с.

2 Пожарская С.П. Генералиссимус Франко и его время// Новая и новейшая история, 1990. - № 6. - С. 164-185.

3 Прыгов Д.Д. Тревожное партнерство. - М.: Международные отношения, 1972. - 136 с.

1 Ботин М.П. за свободу Испании. - М.: Сов. Россия, 1986. - С. 140.

2 Ветров А.А. Волонтёры свободы. Воспоминания участника национально-революционной войны в Испании. - М.: Политиздат, 1973. - С. 3.

1 Ботин М.П. Указ. раб. - С. 140.

2 Кольцов М.Е. Указ. раб. - С. 119.

1 Сиснерос Игнасио Идальго. Указ. раб. - С. 406.

1 Ветров. Указ. раб. - С. 5.

2 Там же, С. 6.

3 Кольцов М.Е. Указ. раб. - С. 117.

1 Ботин М.П. Указ. раб. - С. 141.

2 Ветров А.А. Указ. раб. - С. 7.

1 Там же, С. 6.

2 Ботин М.П. указ. раб. - С. 142.

3 Ветров А.А. Указ. раб. - С. 7.

4 Александров В.В., Агарышев А.А. Современные международные отношения и внешняя политика СССР. - М.: Мысль, 1983. - С. 86.

1 Там же, С. 86.

2 Ветров А.А. Указ. раб. - С. 7.

3 Там же, С. 8.

1 Кольцов М.Е. Указ. раб. - С. 117.

1 Дж. Оруэлл. Вспоминая войну в Испании. // Военная Литература. // http: //militera. lib.ru/memo/english/orwell2/01.html

1 Пожарская С.П. Генералиссимус Франко и его время. // Новая и новейшая история, 1990. - №6. - С. 164-185.

2 Престон П. Указ. раб. - С. 245.

3 Там же, с. 245.

1 Там же, с. 248.

2 Престон П. Указ. раб. - С. 245.

1 Пожарская С.П. Тайная дипломатия Мадрида. - М.: Международные отношения, 1971. - С. 242

2 Там же, C. 243.

3 Пожарская С.П. Тайная дипломатия Мадрида. - М.: Международные отношения, 1971. - С. 242

1 Там же, С. 243.

2 Там же, С. 244.

3 Пожарская С.П. Тайная дипломатия Мадрида. - М.: Международные отношения, 1971. - С. 243

1 Там же.

2 Коломиец Г.Н. Испания сегодня. - М.: Гос. изд. полит. лит-ры, 1961. - С. 25.

3 Коломиец Г.Н. Указ. раб. - С. 26.

1 Мещеряков М.Т. Искоренить фашизм. - М.: Знание, 1963. - С. 11.

1 Мещеряков М.Т. Указ. раб. - С. 12.

2 Там же, С. 13.

3 Там же, С. 15.

4 Чернышев В.И. Франкистская Испания в агрессивных планах империалистов США. - М.: Знание, 1952. - С. 26.

1Мещеряков М.Т. Указ. раб. - С. 14.

2Чернышев В.И. Указ. раб. - С. 29.

3 Там же, С. 29.

4 Пожарская С.П. Тайная дипломатия Мадрида. - М.: Международные отношения, 1971. - С. 244

1 Мещеряков М.Т. Указ. раб. - С. 11.

2 Пожарская С.П. Испания и США: внешняя политика и общество. - М.: Наука, 1984. - С. 157.

3 Пожарская С.П. Испания и США. - С. 157.

1 Чернышев В.И. Указ. раб. - С. 12.

2 Пожарская С.П. Испания и США. - С. 158

1 Чернышев В.И. Указ. раб - С. 13.

2 Коломиец Г.Н. Указ. раб. - С. 26

3 Пожарская С.П. Испания и США. - С. 158

4 Чернышев В.И. Указ. раб. - С. 13.

1 Чернышев В.И. Указ. раб. - С. 14.

1 Пожарская С.П. Испания и США: внешняя политика и общество. - М.: Наука, 1984. - С. 246.

1 Пожарская С.П. Испания и США: внешняя политика и общество. - М.: Наука, 1984 - С. 246.

2 Чернышев В.И. Указ. раб - С. 27.

1 Там же, С. 28.

2 Пряхин Д. Указ. раб. - С. 144.

1 Пряхин Д. Указ. раб. - С. 144.

2 Там же, С. 144

3 Там же, С. 145.

1 Пряхин Д. Указ. раб. - С. 145.

2 Чернышев В.И. Указ. раб. - С. 33.

3 Пожарская С.П. Испания и США. - С. 137.

1 Прыгов Д.Д. Тревожное партнерство. Некоторые аспекты исп. - амер. отношений после Второй мировой войны. - М.: Международные отношения, 1972. - С. 67.

2 Коломиец Г.Н. Испания сегодня. - М.: гос. изд. полит. лит-ры, 1961. - С. 42.

3 Пряхин Д. Указ. раб. - С. 142.

1 Пожарская С.П. Испания и США: внешняя политика и общество. - М.: Наука, 1984. - С. 154.