Окуневская Татьяна Кирилловна

Окуневская Татьяна Кирилловна

(1914-2002)

Заслуженная артистка России.

Родилась 3 марта 1914 г. в Подмосковье, станция Завидово.

Отец - Окуневский Кирилл Петрович. До революции был царским офицером. Из университета его исключили за бунт. После революции не хотел бежать за границу, был лоялен, не хотел скрываться. Когда объявили, что все бывшие должны прийти и отметиться, он отметился. Но от ареста это не спасло. Мать -Окуневская Евгения Александровна - домохозяйка, очень хорошо вязала, играла на рояле, гитаре; вышивала, пела старинные романсы, - так до революции принято было воспитывать хорошую хозяйку. Внук - Александр Липницкий, (46 лет). Второй внук погиб. Правнуки: Анна (11 лет), Владимир (10 лет), Сергей (2 года).

В школу Татьяна пошла в Москве. Два раза за время учебы ее исключали из школы, как дочь «лишенца» - человека, лишенного избирательных прав. Была очень дружна с двоюродным братом Львом (1914 г.р.). После школы они вместе пытались поступить в архитектурный институт, но по известным причинам, дорога туда была им практически закрыта. Льву все же помог поступить профессор Парусников, а Татьяна стала вольным слушателем.

Когда Татьяне было 17 лет, ассистент режиссера подошел на улице и пригласил сниматься в кино. Потом была проба на роль в студии «Межрабпромфильм», где снимался фильм об Америке. Режиссер Мачерет просил сыграть эпизод в его фильме. В фильме «Отцы» режиссера Садковича Татьяна должна была сыграть роль шахтерки, откатчицы угля. Ее утвердили на роль, и съемочная группа выехала в Донбасс.

В 1933 г. М.И.Ромм пригласил Татьяну на студию «Мосфильм» сниматься в мопассановской «Пышке» в роли юной жены старого фабриканта Карре-Ламадона. Затем, по предложению Ромма, Т.Окуневская становится актрисой Реалистического театра. Первая роль в театре - Наташа в спектакле Горького «Мать». Потом были роли в спектаклях «Кола Брюньон», «Трактирщица», «Железный поток», «Отелло», «Бравый солдат Швейк». В 1935-36 гг. на киностудии «Ленфильм» Татьяна снялась в фильме «Горячие денечки». В 1933 г. она вышла замуж за Дмитрия Варламова. Он был студентом ВГИКа, учеником С. Эйзенштейна. В том же 1933 г. родилась дочь Инга.

В 1937 г. арестовали отца и бабушку. Как дочь врага народа Татьяну уволили из театра, сняли из фильма, в котором она только начала сниматься. Ее стали бояться, сторониться. Происходило странное: из театра уволили, а фильмы «Горячие денечки» и «Пышка» идут, и идут с успехом. Так же как и фильм «Последняя ночь», где Татьяна сыграла гимназистку. Премьера его прошла незадолго до ареста отца и бабушки, а фильм продолжал идти во всех кинотеатрах.

Татьяна решила уехать из Москвы, обратиться к одному из старых русских мастеров театра - пусть скажут, надо ли вообще быть артисткой, или успех был случаен. По ее мнению, таких мастеров было двое: Синельников в Харькове и Собольщиков-Самарин в Горьком, знаменитые в прошлом русские артисты, теперь режиссеры и художественные руководители театров. Выбор решился просто: до Харькова денег не хватило, поехала в Горький. Собольщиков-Самарин после прослушивания зачислил Татьяну в штат театра «артисткой первого положения». Играла в пьесе «Год девятнадцатый» Иосифа Прута. «Он спрятал мою трудовую книжку, оберегая меня от осложнений в связи с репрессиями», - вспоминает Татьяна Кирилловна.

Когда в Москве старшие друзья узнали, почему Татьяна пропала из поля зрения, и что она в Горьком, приехал Михаил Аркадьевич Светлов и привез свою новую пьесу в стихах «Сказка». Юрий Олеша, поэт Асеев, режиссер Арнольд, хотя и не были близкими друзьями, отнеслись к Татьяне внимательно, оберегали ее и не бросили после ареста отца. Приходили и другие, отчаянно смелые, добрые Зоя - жена писателя Казакова, Михаил Зощенко, артист Николай Черкасов. И вот новый арест - теперь брата Льва.

А в Горьком начались репетиции юбилейного спектакля «Человек с ружьем», в котором Татьяна играла жену Шадрина. В Москве закрыли театр Охлопкова - был очередной пленум ЦК по вопросам идеологии. Существовать без театра Татьяна уже не могла. «Когда выхожу на сцену, мне хочется принести людям радость, успокоение, счастье, они должны просветлеть, тогда и я счастлива». В театре она отыграла два сезона.

Пригласили сниматься в фильме «Майская ночь» в роли Панночки. Татьяна прощается с театром, с Горьким и едет в Киев на студию Довженко. Съемки проходили живописном украинском селе. В Киеве Татьяна подружилась с Петром Алейниковым и Борисом Андреевым. Вместе снимались у режиссера Лукова. Началась война. Татьяна снимается в фильме «Александр Пархоменко». Живет на студийный паек, которого добился Луков. Съемочная группа едет в эвакуацию в Ташкент. Снова, как в «Пышке», съемки ночью, днем нет электроэнергии. Из Алма-Аты пришло распоряжение снять короткометражный фильм, как подарок фронту параллельно с «Пархоменко» и очень быстро. Фильм сняли, он назывался «Ночь над Белградом». Татьяна играла доктора в радиостудии. В фильме она впервые пела с оркестром. Картина вышла на экраны, в то время как Татьяна уехала на фронт. Картина оказалась сродни взрыву и стала вторым рождением Татьяниной звездности. На улицу выйти невозможно: целуют незнакомые люди, песню распевают на улицах. Татьяна пела в госпиталях, без музыки, акапелла, выступала на фабриках, в учреждениях. Очень хотела на фронт, но ничего не получалось. В Ташкенте она познакомилась с Анной Ахматовой, которая приехала из блокадного Ленинграда. Там же в эвакуации находился Театр им. Ленинского Комсомола. Татьяну пригласил его художественный руководитель Иван Николаевич Берсенев и предложил ей роль Роксаны в спектакле «Сирано де Бержерак». Мечта о фронте сжигала Окуневскую. Вдруг актер Л.Кмит, рвущийся по каким-то своим делам в Москву, предлагает сделать шефские концерты на аэродроме. Выступление летчики приняли на «ура», и Кмит, воспользовавшись этим, уговаривает летчиков взять их с Татьяной в самолет без пропусков. Так и прилетели в Москву. К счастью, их не арестовали, не отправили обратно, а выпустили с аэродрома с временными пропусками. Вскоре из эвакуации вернулся театр «Ленком», и начались репетиции спектакля «Сирано». В Москве все потихоньку оживает. «Ленком» принял пьесу «Юность отцов». Берсенев буквально вел Татьяну за руку в каждой сцене. Пьеса прошла с успехом. Спектакль «Сирано де Бержерак» «взорвал» Москву. После каждого представления Татьяна утопала в цветах и зажмуривалась от золота орденов, звезд, медалей. Когда зажигали в зале свет, и она выходила с Берсеневым на поклоны, им долго и восторженно аплодировали.

Начались съемки фильма «Отцов и детей», либретто которого Татьяна писала вместе с писателем Борисом Горбатовым. Каждый свободный от съемок и театра день она выступает в концертах, поет мамины старинные романсы и «Ночь», всегда с большим успехом.

В 1945 г. Т.К.Окуневская приступила к работе над фильмом «Давид Гурамишвили», где снялась в роли царевны Елизаветы Петровны, дочери Петра Первого. Съемки проходили в Зимнем Дворце. Татьяне пришлось много пережить, пока не утвердили на роль. Академик Орбели был консультантом фильма и возмущался, что на роль царицы пригласили какую-то комсомолку, но когда Татьяна появилась в полном гриме из-за поворота лестницы в Зимнем, в белом парике, черном платье, в окружении фрейлин и начала спускаться прямо в Орбели, он просто застонал от восторга и бросился целовать ей руки.

Война закончилась. Жизнь менялась. Как-то Татьяна была приглашена на обед в Югославское посольство. Посол пригласил ее посетить страну вместе с фильмом «Ночь над Белградом».

Потом был вызов в ЦК партии к высшей власти по искусству. Предложили выступить с показом трех фильмов: «Ночь над Белградом», «Александр Пархоменко». «Это было в Донбассе», везде, где стоят наши войска. И вот выезд за границу. Это казалось как сон: Болгария, Румыния, Трансильвания, Альпы, Югославия, в ней - Словения, Черногория, Македония, Венгрия, Чехословакия, Австрия.

По приезде в Москву начались репетиции пьесы «Под каштанами Праги». Успех спектакля был настоящий, большой. Премьера за премьерой! Театр становился одним из лучших в Москве. Татьяна играет до двадцати спектаклей в месяц. Снимается в фильме «Мальчик с окраины». Через некоторое время Татьяну приглашает сниматься в свой фильм «Сказка о царе Салтане» режиссер А.Роу на роль царица Милитриссы. Партнерами по фильму были известнейшие актеры: Б.Тенин, Л.Сухаревская, И.Зарубина, В.Ларионов, Г.Милляр. Снимали на студии Довженко. Одновременно наметился переход в театр Охлопкова. Договорились, что она подает заявление об уходе, доигрывает спектакли, заканчивает съемки и по возвращении переходит в театр к Охлопкову.

Когда Т.Окуневская вернулась в Москву, ее ошеломила обстановка: аресты, запреты, разгромы. На дальнейших съемках «Сказки...» был поставлен крест. Не было и спектаклей. Татьяна уезжает на концерты в Кишинев. По приезде в Москву, 13 декабря 1948 г., ее арестовывают по приказу Министра Абакумова. Предъявили обвинение по статье 58, пункт 3, часть 2 - «Измена Родине в мирное время» (якобы она хотела бежать за границу, когда была там). И еще обвинили в «шпионаже и антисоветской агитации». Начался настоящий ад. Допросы, обвинения, издевательства. После Лубянки - лагерь в Джезказгане. Потом опять - Лубянка, Бутырка, Матросская тишина, пересмотр дела и опять лагерь, лагпункт №36.

Об этом времени Т.К.Окуневская нашла в себе силы подробно написать в своей книге «Татьянин день». Как выжила? Как многие другие. Хватило сил и духа жить, выступать, давать концерты, в награду получать в одном случае баян, в другом случае - свидание. Осталась женщиной до мозга костей. Изяществом, легкостью, кокетством, желанием нравиться.

Потом был Каргопольлаг, и от него на север, километров 200 - Пуксо-озеро. Совсем на болоте, голо, пусто, ни деревца, работа на лесоповале, женский лагерь. Но и здесь Татьяна выступала и пела.

Наконец, 1953 г. Объявляют о смерти вождя. В лагере настоящее торжество. Но до освобождения еще был лагерь в Литве, затем - возвращение из Вятлаг в товарном вагоне (таком, что только в аду страшнее!), знаменитые «Кресты», пересылка в Кирове, лагерь на границе с Коми, горьковская тюрьма, болезнь, прединфарктное состояние, наконец, Москва и снова.... одиночка, тюрьма. Казалось, этому не будет конца. Но вот долгожданное - «...освободить из-под стражи за отсутствием состава преступления». Дом, родные. Татьяна родилась во второй раз. Только теперь у нее не было крова над головой, ни кола, ни двора, ни бьющегося рядом сердца.

Как-то, уже после освобождения, известная писательница Ольга Бергольц подарила Татьяне путевку в Кисловодск. Там в санатории кто-то положил на ее стол газету, где было опубликовано, что приговор Абакумову приведен в исполнение. О возвращении в кино приходилось только мечтать. Травля продолжалась. Не утверждали ни на одну главную роль. Снялась только в фильме «Ночной патруль» вместе с Марком Бернесом.

Т.К.Окуневская - Заслуженная артистка РСФСР (1947 г.).

«Если бы у меня в руках был волшебный микрофон, я бы закричала на всю Россию: «Народ мой, русские, опомнитесь, гибнет нация, перестаньте воровать, пресмыкаться, перестаньте заливать душу водкой, лгать, кривить душой, верьте во что угодно, искренне, истинно: без веры - человек ничто, былинка; у вас же золотые руки, талантливые головы; диву даешься, как вы до всего можете дойти своей смекалкой; будьте вместе, будьте едины, и вы опять станете могущественной красивой нацией, вы же ею были, верните свой красивейший в мире язык; нация без языка уже не нация...».

16 мая 2002 года Татьяна Кирилловна скончалась.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа