Свобода архивной информации в России

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВОП ИГУ)

Реферат

Свобода архивной информации в России.

по архивоведению

Иркутск, 2008 г.

Одна из функций архивов - хранение информации и большое количество этой информации находится под грифом "секретно". Эти документы не доступны широкой общественности. Государство умеет хранить тайны. Проблема публичности архивов, их доступности является одним из самых спорных вопросов на всем протяжении существования архивов.

В истории российского государства были моменты, когда казалось, что доступ ко всей архивной информации будет свободен. Но эти периоды были не долгими, рассекречивалась та информация, которая не имел особой ценности для власти управляющей страной.

В 1918 году секретарь наркома иностранных дел Н. Маркен издал секретные договоры России с рядами европейских государств рубежа XIX-XX веков о разделе сфер влияния. Многим этот необычный шаг показался символом новой политики, предвестием открытости российских архивов. Действительно, нечто подобное вскоре произошло. Раннее не доступные материалы III отделение собственной его императорского величества канцелярии Департамента полиции, других органов политического сыска России уже в 20-х годах начали, широко вводится в общественный оборот. Новой власти, заявившей о разрыве с прежней государственностью, было легко раскрывать тайны, за которые она ни несла ответственности, ни перед собственным народов, ни перед мировым сообществом. Но эта же новая власть начало создавать свои тайны и прятать их на полках архивов. Процесс оказался столь стремительным и масштабным, что к началу 30-х годов едва ли не треть всех документов, находившихся в архивах, стала практически не доступной. К тому же понятия государственной тайны было дополнено понятием тайны партийной. В конце 20-х годов архивы превратились в своеобразные вспомогательные идеологические учреждения, обслуживающие марксистскую историографию или же органы, в функции которых входило содействие оперативно-разыскной и иной деятельности государственного аппарата. Провозглашенный принцип партийности архивоведения и не декларируемый, но строго соблюдавшихся в конкретной деятельности архивов принцип "государственной целесообразности" определили на десятилетия многие практические шаги в области сохранности, экспертизы ценности архивных документов, их использования, подготовки и издания научно-справочного аппарата, сборников документов.

В 20-х 50-х годах вопрос о доступности архивной информации исключался из публичного заключения тем более в рамках архивоведческой или историографо-источниковедческой проблематики. Предметно он ставился в партийно-государственных структурах, исключительно в плане применения принципа дозированности информации, обусловленного политическими и идеологическими соображениями. Административно-командная система позволяла и в архивном деле проводить этот принцип в жизнь безукоризненно четко. Вот лишь один пример, ставшим известным совсем недавно. В 1948 году работники Военно-исторического архива обнаружили рукопись известного военного деятеля России начало XX века А.А. Брусилова под названием "Мои воспоминания", которая была проникнута антисоветским духом. По донесению министра внутренних дел С.Н. Круглова ЦК КПСС немедленно принял решение закрытию доступа к архивным материалом, связанные с именем Брусилова, что неукоснительно соблюдалось вплоть до 1962 года.

Некоторая либерализация общественной жизни СССР во второй полове 80-х годов позволило вынести на повестку дня вопрос о доступности архивной информации. Постановление Совета министра СССР от 7 февраля 1956 года, всего лишь "упорядочивало режим хранения архивных документов", тем не менее, пусть и двусмысленно, декларировало их "лучшие использования". С этого времени российские архивы преступили к объемной работе по подготовки и изданию научно-справочных материалов, прежде всего путеводителей, сборников документов. Впервые в плановом порядке было рассекречены целые комплексы документов, в том числе дореволюционного времени, материалы подписанные лицами, в последствие подвергшимися репрессиями, и другие. Впрочем, либерализация не затронула фундаментальных принципов политике в отношении доступности архивов. Отсутствовала правовая база их функционирования, хотя это и не мешало осуществлять скрытое манипулирования архивной информацией. Именно тогда архивные документы, связанные с именем Брусилова, становятся доступными с санкции ЦК КПСС. Это произошло после того, как группа историков и архивистов была доказана его лояльность по отношению к советской власти. Новая смена политического курса в середине 60-х годов заморозило, а вскоре фактически вернуло в прежние рамки едва начавшийся процесс обеспечение доступности архивной информации. В 1966 году Главархивам СССР была введена в действие "Инструкция о работе государственных архивов с секретными документальными материалами". Она закрепила существования архивных документов так называемого ограниченного доступа. Такие документы не имели каких-либо грифов секретности, но допуск к ним осуществлялся с теми же ограничениями. Это привело к тому, что к 1967 году только в госархивов объем охваченных теми или иными ограничениями документов составлял более 50% от их общего объема. Именно тогда в спецхран был вновь возвращен ряд дореволюционных фондов - штаба Отдельного корпуса жандармов, органов полицейского сыска царской России, белоэмигранских организаций и др.

С начало перестройки в России появилось уже не условное, а сама возможность гласного обсуждения и практического решения проблемы доступности архивной информации. На всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук высших учебных заведений Е.К. Лигачев призвал архивное руководство принять разумное и взвешенное решение в отношении доступности архивов. Этот осторожно-двусмысленный призыв означал реакцию ЦК КПСС на недовольство части обществоведов недоступностью архивной информации, которое в то время наиболее резко и смело выражалось в устных и письменных выступлениях Ю.Н. Афанасьева и других историков, разделявших его взгляды на исторический процесс.

3 декабря 1986 года постановлением Секретариата ЦК КПСС для решение вопросов, связанных с расширением доступа к архивам, в том числе содержащим статистическую информацию, было создана специальная комиссии. По рекомендации комиссии к маю 1987 года 14 министерств и ведомств перевили из режима ограниченного пользования на открытое хранения 767195 архивных дел, ЦСУ СССР - 92589 единиц хранения. Комиссия предложила в течении 1987-1988 годов провести "работу по пересмотру их состава и возможного переводу части документов на режим ограниченного доступа или открытого хранения".

В 1988-1991 годах в архивах России и СССР была осуществлена масштабная работа по уточнению режима хранения архивных документов и снятию с них ограничение на доступ. Стали публиковаться архивные документы, содержавшую информацию высшего уровня. Институт теории и истории социализма при ЦК КПСС преступил к реализации программы публикации рассекречиваемых архивных материалов.

В период открытия богатств российских архивов не только сохранял многие черты прежней системы, старых подходов и решений, но и обнаруживал зарождение новых негативных явлений. Главным регулятором деятельности архивов, в том числе в вопросах доступа к архивным документам и их использования при отсутствии законодательной базы по-прежнему выступали политические и идеологические мотивы. В режиме ограниченного доступа оставались материалы о национальных и религиозных движениях, нарушениях конституционных прав граждан, функционировании репрессивного аппарата - всего свыше 7 млн. дел только в государственных архивах. В ряде ведомств СССР было проведено массовое уничтожение целых комплексов архивных документов, представлявших научно-историческую ценность. Сохранялся диктат самих ведомств в отношении определений условий доступа и использования, созданных в процессе их деятельности документов, включая и уже хранящихся в государственных архивах. Лишь избранный круг лиц имел доступ к архивам КПСС, не один из которых к тому же не имел опубликованных справочников даже самого общего характера. Так называемый Особый архив, в котором хранились трофейные документы и фонды Главного управления по делам военнопленных и интернированных, оставался тайным, а его, не санкционированная легализация в 1990 году в газете "Известия" была воспринята властями с большим не удовольствием. Появились первые ростки монополизации рассекречиваемой архивной информации отдельными группами лиц и идеи коммерциализации её использования.

Политические изменения, послеживавшие в России после августа 1991 года, распад СССР полностью разрушили прежнюю систему регулирования доступа к архивной информации. Возникли условия для реорганизации архивного дела России на основе общепринятых в мировом сообществе принципов. Начало работать созданная Верховным Советом Российской Федерацией комиссия по передачи - приему архивов КПСС и КГБ СССР. На государственное хранение и их использования.20 мая 1992 года распоряжением Б.Н. Ельцина был образованна Специальная комиссия по архивам при Президенте Российской Федерации. На эту комиссию возлагались задачи рассекречивания документов в высших органах КПСС центральных и местных органов власти и управления, сконцентрированных в бывших партийных архивах, архивах Министерство безопасности, государственных федеральных и местных архивах.

19 июня 1992 года Верховный совет Российской Федерации принял постановления "О временном порядке доступа к архивным документам и их использовании". Разработка этого документа проходила в атмосфере острых дискуссий. Наиболее ясно позиции сторон обозначились при обсуждении проекта постановления на комиссии Верховного Совета Российской Федерации, где одни заявляли о необходимости полного открытия всех архивов как условия всеобщего покаяния и нравственного оздоровления общества, а другие придерживались более взвешенной позиции, полагая, что такой подход способен обострить общественную атмосферу в стране. Указ президента Российской Федерации от 23 июня 1992 года отразил сбалансированный подход к решению проблемы: он позволил начать массовое рассекречивания архивных материалов по истории репрессии.7 июля 1993 года были приняты "Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах", этот документ фактически закрепил идею публичности Российских архивов, их общедоступности.

После октябрьских событий 1993 года комиссия верховного совета Российской федерации прекратила свою деятельность, решив только часть возложенных на неё задач. Важным достижением её работе стало подготовка и утверждение "регламента доступа к материалом прекращенных уголовных и фильтрационно-проверочных дел в государственных и ведомственных архивах Российской Федерации", а также ряда других нормативных и методических материалов по упорядочению хранения и использования документов бывшей КПСС.

Активна, деятельность в этом направлении Специальной комиссии по архивам при Президенте Российской Федерации обеспечила введение в общественный оборот около пяти тысяч архивных документов содержащую информацию высшего уровня. Комиссия занималась рассекречиванием, в основе которого лежали политические интересы. Она не смогла создать сколько-нибудь стройной системы рассекречивания, а также выработать объективные критерии и механизма этой работы. С принятием Закона Российской Федерацией "О государственной тайне" комиссия утратила свой официальный статус. Закон закрепил ряд норм, усложняющую процедуру рассекречивания архивных документов и усилил роль ведомств в контроле за доступом к архивной информации.

Сегодня Российские архивы имеют разную степень доступности. Публичные архивы а к ним можно отнести все архивы входящую в систему Росархива, является доступными для любого гражданина на равных основаниях. Действующими в них правилами предусмотрена доступность научно-справочного аппарата, возможность знакомства с подлинниками или микрофильмами архивных документов, исключая материалы, содержащие государственную тайну, тайну личной и семейной жизни. К ограниченно-публичному типу архивов можно отнести архивов ряда ведомств России. Эти архивы открыты для любого гражданина страны. Однако на стадии работы, непосредственно в архиве, соблюдается жестких отбор пользователей в зависимости от целей их работы, уровня профессионализма, определяющий границы знакомства с научно-справочным аппаратом, документальными комплексами архива. К закрытому типу можно отнести текущие архивы ведомств и учреждений их систем. Хранящиеся здесь документы еще не перешли в разряд исторических источников, имеют практическое значение, на прямую выполняя те задачи и реализуя те цели, ради которых они были созданы.

Освоение архивно-информационного пространства России - дело не одного поколения исследователей. Постепенная реализация принципа публичности российских архивов раскрывает широкие возможности для складывания свободной от идеологических и политических стереотипов системы, обеспечивающей их доступности. Сегодня можно утверждать, что открылись возможности для сплошной тематической проработке целого ряда проблем отечественной истории XX века.

Список использованной литературы

    Елпатьевский А.В. О рассекречивании архивных документов // Отечественные архивы. 1992. №5. с.16.

    Кривова М.А. О деятельности специальной комиссии по архивам при Президенте Р.Ф. // Вестник архивиста 1994. №1 (19) № 2 (20).

    Козлов В.П. Российское архивное дело. / В.П. Козлов. - Л.: Ленинздат, 1987.

    Павлова Т.Ф. рассекречивание документов в государственных архивах России: некоторые итоги, законодательная база, проблемы. // вестник архивиста. 1994. №1 (19) - 2 (20) с.52.

    Суслова Е.Н. Поиск архивных документов. / Е.Н. Суслова. - М.: РОССПЭН, 1999.