Российская кооперация в условиях НЭПа (1921-1928 гг.)

САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

Факультет специальный

Кафедра отечественной истории и теории кооперативного движения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу: "Теория и история кооперативного движения"

на тему: «Российская кооперация

в условиях НЭПа (1921-1928 гг.)»

Автор курсовой работы:

Специальность:

Юриспруденция

Руководитель:_______

___________________

Оценка:

САРАНСК 2006

Оглавление курсовой работы

Введение ……………………3

Глава 1. Возрождение многообразия кооперативов

    Законодательная основа НЭПа ……4

    Возрождение многообразия кооперативов

и частной собственности ………………………..…5

    Утопия В. И. Ленина ….…7

    Добровольные потребительские
    объединения………………………………………………….10

Глава 2. Два кризиса потребительской кооперации

2.1. Прекращение бюджетного финансирова-

ния …………………………..12

    Помощь потребительской кооперации
    голодающим……………………………………………..…..14

    Освобождение от государственной опеки……………..15

    Второй кризис потребительской

кооперации и его преодоление………………………………17

Глава З.Время расцвета потребительской

Кооперации

3.1. Культурно - просветительская деятельность…………20

3.2.Видные государственные деятели о кооперации………………………………………..……23

3.3. НЭП - время расцвета потребительской

кооперации…………………………………………..………..25

Заключение…………………………………………..……….28

Список использованной литературы…………..……..….…30

Реферат

Курсовая работа содержит 31 страницу печатного текста, 3 таблицы и список литературы из 17 источников.

Объектом исследования явилась российская кооперация в условия НЭПа (1921 - 1928гг.)

Цель работы: на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить закономерности развития российской кооперации в условиях новой экономической политики (1921 - 1928 гг.)

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

    изучить российскую кооперацию в условиях НЭПа

(1921 -1928 гг.)

    выяснить условия развития основных видов российской кооперации в годы НЭПа (1921 -1928 гг.)

    проанализировать особенности развития
    потребительской и других видов кооперации в России в условиях НЭПа(1921 -1928 гг.)

    проследить закономерности изменений российской кооперации в годы НЭПа (1921 -1928 гг.)

Перечень ключевых слов: НЭП, кооперация, потребительская кооперация, сельскохозяйственная кооперация, промысловая кооперация, паевые взносы, кооперативная сеть, Центросоюз, ВСНХ, Наркомпрод, кризис, государство, кооперативное движение.

Введение

Новая экономическая политика - загадочное «экономическое чудо» по­слереволюционной России - до сих пор поражает воображение каждого, кто знакомится с её достижениями и трагическими последствиями и трагически­ми последствиями демонтажа новой экономической политики сталинским ру­ководством.

За 6 лет, с марта 1921 г. по весну 1927 г., истерзанная 7 - летней импе­риалистической и гражданской войнами страна, промышленное производство которой сократилось в 7 раз (до 13. 8 в 1920г. от довоенного уровня 1913 г.) сумела восстановить народное хозяйство и жизненный уровень почти в дово­енных пределах Франция, например, потратила на восстановление промыш­ленности тоже 6 лет, но в 1920 г. она производила 62% довоенной продукции, и кроме того, ей помогли иностранные кредиты репарации по Версальскому договору.

Сухой язык цифр говорит сам за себя. Прирост промышленной продук­ции в Советской России в 1921 - 1926 гг. составлял в среднем 40, 8% ежегод­но, сельскохозяйственной - 10%. Таких фантастических темпов экономиче­ского роста не знала история России ни до, ни после этих лет.

Конечно, промышленность в годы нэпа стремительно росла за счёт вво-
да в строй многих бездействовавших предприятий, восстановление их и реконструкция преобладали над новым строительством. Но фактом остается то, что именно в годы нэпа были заложены многие индустриальные гиганты: Днепрогэс, Волгоградский тракторный завод, автомобильные и другие пред­приятия, которые позднее стали символом сталинской индустриализации.

Глава 1. Возрождение многообразия кооперативов 1.1 Законодательная основа нэпа

Начало новой экономической политике положила резолюция X съезда РКП (б) от 15 марта 1921 г. « О замене развёрстки натуральным налогом». Отныне крестьянин мог продавать на рынке ту часть продукции , которая у него могла остаться после уплаты натурального налога, приблизительно в два раза меньше, чем было по продовольственной и сырьевой развёрстке.

Вслед за отменой продовольственной и сырьевой развёрстки в течение марта - августа 1921 г. последовала серия партийных и правительственных постановлений и декретов об обмене, свободной торговле по свободным до­говорным ценам, отмене ограничений приработка при сдельно - премиаль­ной оплате труда, о сосредоточении в руках кооперации всего дела товарооб­мена, об установке товарных эквивалентов для обмена промышленных това­ров государственной промышленности на сырьё и продовольствие крестьян, о сдаче в аренду частным лицам и кооперативам государственных предприятий и др.

Содержание целей, методов, правовых и этических норм нового эконо­мического курса изложено в 114 центральных директивах - партийных и го­сударственных документах (1921 -1927 гг. ) , в большинстве которых при­сутствует и кооперация, а 13 из них непосредственно посвящены развитию различных видов кооперативов и сотрудничеству их с государством.

Основная цель нэпа - восстановить с помощью кооперации сельское хозяйство, главным образом силами самих крестьян, увеличить товарность крестьянских хозяйств, накормить городское население, обеспечить сырьём промышленность и на базе увеличения производства и экспорта сельскохо­зяйственной продукции восстановить промышленность. Затем, на условиях сбалансированного роста сельского хозяйства и промышленности, осущест­вить индустриализацию страны, одновременно повышая жизненный уровень народа.

В самом общем виде новая экономическая политика включала в себя переход от административно - командных методов управления к преимуще­ственно экономическим через рынок, конкуренцию между государственными, кооперативными и частными предприятиями, использование банковского и коммерческого кредитов, формирование свободно конвертируемой и поддер­жание валютного паритета на внутреннем рынке, широкую самостоятель­ность банков и конкуренцию между ними.

Разумеется, в условиях рыночной экономики с государственным регу­лированием и прекращением государственного планового снабжения ( по­скольку запасы ресурсов были практически нулевыми)все экономические единицы и организации должны были действовать на принципах хозрасчёта, самофинансирования и коммерческого риска.

Следует сказать, что экономика нэпа не была свободна от кризисов сбыта, роста цен на потребительские товары и безработицы. Высоким темпам роста промышленности, как уже говорилось, способствовал в основном ввод в строй ранее бездействующих предприятий.

1.2 Возрождение многообразия кооперативов и частной

собственности

И всё - таки свежий воздух экономической свободы, конкуренции, плюрализма о науке, искусстве, литературе творил чудеса. Стремительно воз­никали самые разнообразные социально - экономические организации и сре­ди них кооперативы различных видов.

Многообразие кооперативных хозяйственных форм сложилось потому, что, во-первых, доминирующий в Советской России мелкотоварный уклад (сельскохозяйственное производство, мелкие промышленность, торговля и сфера услуг) получил наибольшую свободу. Во —вторых, крестьяне, ремес­ленники, средние городские слои как никогда раньше тянулись к взаимопо­мощи, просвещению и культуре. Они поняли, что сами могут организовать свой труд и получить доход прямо пропорционально его эффективности. А

в-третьих, советская кооперация развивалась на фундаменте опыта, матери­альных ресурсов кадров дореволюционного кооперативного движения.

Однако потери были огромны. К началу 1921 г. от исторически сло­жившегося кооперативного аппарата распределения сохранился лишь остов -система технических, складских и перевалочных пунктов в руках областных союзов, их районных отделений и ЕПО

Торговать было нечем, большинство потребительских обществ факти­чески бездействовало. Многие кооперативные управляющие и специалисты погибли на гражданской войне, эмигрировали либо скрывались от каратель­ных органов советской власти. Кооперация понесла и огромные материаль­ные потери. Накануне октябрьского переворота только паевой капитал потре­бительской кооперации оценивался в 162 млн. руб, а в 1921 г. стоимость всего имущества и товарных фондов составляла около 70 млн. руб, причём большая часть этого фонда принадлежала Наркомпроду. Собственными оборотными средствами ( сырьё, материалы, деньги) аппарат потребительской кооперации не обладал. В пустых разграбленных пакгаузах гуляли буйные ветры, запасы мануфактуры, соли, керосина, гвоздей, не говоря уже о сельскохозяйственных орудиях, были ничтожны.

Время исключительно тяжёлое. Национализированная промышлен­ность и транспорт полуразрушены и парализованы. Производительные силы крестьянского хозяйства на грани полного истощения: численность убитых, умерших от голода и болезней, в основном крестьян, 1914-1921 оценивалась в десятки миллионов, а поголовье лошадей - главной «энергетической силы» деревни - упало почти в два раза. Сельскохозяйственная продукция страны сократилась более чем на треть.

Повсюду ощущался острейший дефицит самых необходимых продук­тов - хлеба, соли, сахара, спичек, текстиля. Инфляция приняла катастрофиче­ские масштабы. В начале 1921г. за коробок спичек давали

1 млн. руб. В де­ревне, да и практически и в городах преобладал натуральный обмен, функцию денег, как тысячу лет тому назад, начали выполнять соль , мука, карто­фель. Торговля между городом и деревней оказалась в корне подорванной.

И тем не менее на этом фоне материально-техническая база потреби­тельской кооперации (46 тыс. магазинов и распределительных пунктов) могла показаться довольно мощной в отсутствие частной и государственной торго­вой сети. Но как только частному предпринимателю развязали руки в прямом и в переносном смысле, положение кардинально изменилось. Лавина частно­капиталистических торговых заведений захлестнула рынок уже в первые ме­сяцы нэпа, а. через год ( в конце 1922г.) их число выросло до 527 тыс., или 94% к общему количеству торговых предприятий в стране. Кооперативная же сеть к концу 1922г. насчитывала 23,7 тыс. торговых предприятий - 4% обще­го количества торговых точек в стране. За год в условиях свободной конку­ренции кооперативная сеть сократилась вдвое.

1.3 Ещё одна утопия В.И. Ленина

Однако весной 1921 г. Ленин и его окружение не предвидели такой ра­дикальной перегруппировки различных экономических сил на рыночном поле сражения за выбор пути развития страны. Явно не желая расставаться с утопическим идеалом натурального продуктообмена и всеобщей уравниловки,

они планировали перейти от принудительного «продуктообмена» ( по суще­ству, грабежа крестьян, когда у них отнимали продовольствие и сырьё, а в обмен никаких промышленных изделий не давали) к добровольному, но ор­ганизованному и регулируемому товарообмену между городом и деревней через систему потребительской кооперации. Предполагалось, что большая часть излишков сельхозпродукции, оставшихся у крестьян после уплаты продналога, будет обмениваться через

потребительские кооперативы на про­мышленные товары или закупаться при их посредничестве на денежные знаки. За счёт прямого натурального товарообмена и намечалось до минимума свести рыночные отношения.

Это была очередная авантюра, потому что ни товарных ресурсов в дос­таточном количестве и ассортименте, ни развитой торговой сети, ни денег у советского государства не было и не могло появиться в ближайшие месяцы из -за разрухи в промышленности и на транспорте. Тем не менее 26 мая 1921 г. Наркомпрод заключил с Центросоюзом генеральный договор на заготовки для государства продовольствия и сырья в рамках местного оборота и на на­туральной основе.

С этой программой потребительская кооперация была "послана в за­езд» с частной торговлей, которая быстро реорганизовалась и приняла вызов. Уже в « первом круге» потребительская кооперация потерпела катастрофиче­ское поражение. План Наркомпрода был выполнен на 2%. Такой исход можно было предвидеть заранее.

Во - первых, товарные фонды, предоставленные Наркомпродом потребительской кооперации для обмена на сельскохозяйственные излишки, составляли лишь около половины потребного. Во - вторых, потребительской кооперации предписывалось придерживаться твёрдого обменного эквивален­та между сельскохозяйственной и промышленной продукцией в соотношении 3:1 в пользу изделий промышленности. В - третьих, ассортимент индустриальных и кустарных изделий государственной промышленности был крайне ограничен и лишь наполовину соответствовал действительным нуждам кре­стьян. Они часто отказывались обменивать свои продукты на предлагаемые товары и требовали уплаты наличными деньгами. Но под государственные заготовки потребительская кооперация, как правило, денег не получала. Соб­ственных же средств у неё не имелось. Напротив, частная торговля, городские жители, т. е. Конечные потребители платили крестьянину гораздо больше, и это ставило потребительскую кооперацию в безнадёжно худшее положение.

Работать же по государственному заданию при всех несовершенствах этой системы диктовала необходимость: сама потребительская кооперация не име­ла денежных средств и вообще не могла бы существовать, если бы отошла в сторону.

Какой же вывод напрашивался из первого неудачного выступления по­требительской кооперации на рынке?

Уже летом 1921г. рынок ясно и твёрдо продемонстрировал коммуни­стическим экспериментаторам, что не может и не будет действовать как «бо­лее или менее социалистический». Рынок или есть или его нет. А когда он есть - он подчиняет всех его участников своим правилам игры: законам стоимости, спроса и предложения, конкуренции и др. Поэтому обменный эк­вивалент 3:1, задуманный как новый грабительский налог на крестьянские «излишки», был похоронен всеми участниками рыночных отношений, кроме потребительской кооперации, которая по воле государства оказалась «треть­им лишним».

Дело в том, что под давлением превышением спроса над предложением и ограниченности предложения не только частные торговцы, ремесленники, горожане не соблюдали государственный обменный эквивалент. Многочис­ленные государственные предприятия и организации, которые вполне обос­нованно опасались, что Наркомпрод не обеспечит их продуктами питания (ведь надо было кормить 7 - миллионную армию) из фондов, собранных по продналогу, и сами, наплевав на эквивалент, стихийно вели товарообменные операции.

К тому же если возлагать надежды на потребительскую кооперацию, то необходимо было дать ей полную свободу действий, вернуть дооктябрьский статус самостоятельной общественно - хозяйственной кооперативной органи­зации , не связывая ей руки ни эквивалентом, ни неходовой товарной массой, ни постоянным вмешательством в управление и хозяйствование.. Но Совнар­ком, сместив законно избранное руководство Центросоюза в 1919 г. , не на­мерен был отказываться от командования

потребительской кооперацией. Поэтому свобода частнопредпринимательской деятельности вовсе не означала полной свободы действий для кооператоров.

В конце концов нужда заставила - таки правительство поступиться
коммунистическими догмами Декретом Совнаркома «О потребительской
кооперации» от 7 апреля 1921 г. потребительская кооперация была

освобождена от подчинения Наркомпроду. Кооперации предоставлялось право само­стоятельного обмена, закупок, сбыта излишков различных продуктов сельского хозяйства, кустарных и ремесленных изделий, организации своих промышленных предприятий. Восстанавливались вступительные взносы, паи, выборность в органы управления. В целом этот декрет положил начало реанимации потребительской кооперации. Но до полного выздоровления было ещё далеко.

Декрет, например, сохранял за потребительской кооперацией монопо­лию распределения всех товаров широкого потребления и продуктов питания по заданиям и нормам Наркомпрода, хотя при начавшемся захвате рынка ча­стной торговлей это было абсолютно нереально. Потребительская кооперация по - прежнему оставалась лишённой организационной самостоятельности. Членство в кооперативах оставалось принудительным, т. е. Сохранялась обя­зательная приписка граждан к распределительным пунктам, организационная структура - объединение в союзы по административно - территориальному делению, а не по экономическим интересам - определялась правительством. Заготовительная деятельность была обязательной и контролировалась Нар-компродом. Причём потребительские кооперативы могли совершать опера­ции с крестьянами только после уплаты теми продналога, а для остальных конкурентов такого ограничения не устанавливалось.

1.4 Добровольные потребительские объединения - ДПО

Однако приоткрывались пути к переходу кооперации на добровольное членство: декрет разрешил организовывать внутри ЕПО добровольные по­требительские объединения (ДПО).

Собственно добровольные объединения рабочих и служащих государ­ственных предприятий для обмена промышленных изделий на продукты пи­тания стали стихийно возникать ещё в 1920 г. Весной 1921 г. это движение приняло массовый характер. Лишь в Москве с апреля по декабрь 1921 г. ор­ганизовывалось 427 добровольных объединений, насчитывающих в своих ря­дах 400 тыс. рабочих и служащих. Основной мотив создания добровольных потребительских обществ - осознание многими рабочими и служащими про­стой в сущности истины: нельзя брать, не вкладывая. Иначе говоря, люди стали понимать, что при развале карточной системы государственного снаб­жения они смогут получить что - либо в своём потребительском обществе путём внесения паевых взносов и целевых авансов на закупку тех или иных товаров.

Другими словами, добровольные потребительские общества на про­мышленных предприятиях, т. е. Фактически прежняя рабочая кооперация, яв­лялись, как тогда писали, пионерами восстановления потребительской коо­перации по всей стране. Они активизировали «торговую деятельность своих партнёров- сельских потребительских обществ, пробудили самодеятельность крестьян, их заинтересованность в работе своих кооперативов.

Если ДПО благодаря предоставленным свободам и подгоняемые

нуждой создавались снизу, то «верхи» и организационная структура потребительской кооперации не претерпели по апрельскому декрету сколько - нибудь значительных изменений. Аппарат потребительской кооперации, громоздкий и недостаточно гибкий, не в состоянии был с нужной быстротой реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. «Из эпохи военного коммунизма коо­перация вышла с большим неуклюжим аппаратом, который особенно разбух во время государственного финансирования , с аппаратом, который годился лишь для механической, но не для хозяйственной деятельности», - вспомина­ла историк кооперативного движения Н. Макарова.

Привычка к регламентированной сверху донизу распределительной ра­боте и полный отказ от хозяйствования, основанного на учёте издержек и до­ходов, привели почти к полному исчезновению экономически рационального мышления и собственной хозяйственной инициативы в руководящих звеньях кооперативной системы. К тому же надо учитывать, что опытные кооперато­ры, которые в период «военного коммунизма» вынужденно или по собствен­ной воле ушли из потребительской кооперации, не очень - тот спешили в неё возвращаться, хотя она испытывала острейшую нужду в специалистах, спо­собных мыслить и действовать экономически.

Этой ситуацией и воспользовалась частная торговля, проявившая чрез­вычайно высокую мобильность и способность быстро распознавать потребности и приспосабливаться к ним она сумела легальным ( у мелкой промыш­ленности ) и нелегальными путями добывать те товары, на которые крестьяне охотно обменивали свои продукты. Но, что было ещё важнее, частник, ак­тивно оборачиваясь, имел деньги, которым крестьяне, как правило, оказывали предпочтение. В результате число мелких торговцев быстро росло, государственная же промышленность не получала сельскохозяйственного сырья в нужном ей количестве. И хотя положение населения, хотя опять же благодаря растущей активности частной торговли, несколько улучшилось, однако экономическая ситуация в целом к концу 1921г. мало отличалась от периода продовольственного кризиса 1920 г.

Глава 2. Два кризиса потребительской кооперации

2.1 Прекращение бюджетного финансирования потребительской кооперации

Частнику никто ни товарных фондов, ни бюджетного финансирования не выделял, но его никто и не контролировал. С кооперацией же проделыва­лось и то и другое.

Правда, вскоре и она получила некоторую свободу, но странноватой был та свобода. Ибо освобождение потребительской кооперации от

12

финансирования из государственного бюджета происходило гораздо быстрее, чем от административной опеки правительством.

Уже 26 июня 1921 г. Совнарком своим декретом « О средствах коопе­рации» снял с бюджетного финансирования все кооперативные организации и установил для них имущественную ответственность по их обязательствам. Отныне Народный комиссариат финансов (Наркомфин) мог предоставлять кооперации срочные ссуды только на основе определения кредитоспособно­сти, что означало смертный приговор для многих слабых потребительских обществ.

В августе 1921 г. правительство прекратило выдавать потребительской кооперации пособия на организационные расходы. При ликвидации всех рас­чётов между потребительской кооперацией и Наркомпродом был установлен долг Центросоюза в 5 млн. твёрдых довоенных рублей. Правда, выплаты дол­га были отсрочены до конца 1924 г., но затем кооператорам пришлось выпла­чивать этот долг.

Осенью и зимой 1921 - 1922 гг. потребительской кооперации удалось заготовить около 30 млн. пудов продовольствия и сырья и несколько улуч­шить снабжение центральных городов хлебом и мясом. Однако заготовленное составило приблизительно 5% товарооборота страны. В основном снабжение городов продовольствием взял в свои руки частник.

Так потребительская кооперация попала в начале нэпа в первое кри­зисное положение. Суть кризиса заключалась в том, что потребительская кооперация оказалась не в состоянии выполнить роль основной товаропро­водящей цепи между огосударствленной промышленностью и частным кре­стьянским хозяйством.

Кризис потребительской кооперации, продолжавшийся до лета 1922 г., изменил отношение к ней партийных и государственных структур.

Уже осенью 1921 г. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) - сво­его рода Госплан, стал сокращать заказы Центросоюзу от государственных органов на заготовки продовольствия и сбыт промышленной продукции. Гос­банк урезал кредитование.

В то же время РКП (б) продолжала требовать от потребительской коо­перации выполнения «политической задачи»- обуздать на рынке мелкий ка­питализм и в конце концов вытеснить частника из товарооборота.

Не успели высохнуть чернила на резолюции X съезда РКП (б) от 15 марта и декрете ВЦИК от 21 марта 1921 г. о продналоге и свободе торговли, как 7 апреля 1921 г. всё тем же декретом Совнаркома « О потребительской кооперации», партия и государство обязали кооперацию ограничить и унич­тожить только что разрешённую частную торговлю. Этот политический ло­зунг содержался во всех партийных решениях периода нэпа, касающихся по­требительской и промысловой коопераций.

Верхом лукавства советских партийных и государственных органов было предъявление потребительской кооперации требования оградить рынок от спекуляции. Ведь никто иной, как Совнарком, установил цены на про­мышленные изделия, в три раза превышающие их реальную стоимость, и , та­ким образом, выступил главным спекулянтом страны.

2.2 Помощь потребительской кооперации голодающим

Между тем на потребительскую кооперацию обрушилась новая беда -голод, охвативший в 1921 г. 33- миллионов население крупнейших хлебных районов страны, где от сильной засухи полностью погиб урожай зерновых культур.

23 июля 1921 г. 36 - е собрание уполномоченных Центросоюза при­звало кооперацию всей страны принять самое энергичное участие в помощи голодающим Поволжья, среди которых было много и кооператоров. Потреби­тельские общества развернули сеть столовых и питательных пунктов для го­лодающих и беженцев из голодных мест. В октябре 1921 г. действовало 418 таких кооперативных столовых. А к апрелю 1922 г. число питательных пунктов уже превышало 10,5 тыс., и обслуживали они более 1,6 млн. человек. Кроме голодающих кооператоры кормили беспризорных детей.

Продовольствие поступало от Американской организации помощи

( АРА), Красного Креста и других организаций, а организационные расходы ( содержание персонала, помещений, приобретение посуды, топлива и пр.) не­сли кооперативы и комиссии помощи голодающим. Кооператоры открывали детские дома для голодающих детей.

Например, комиссия сибирских кооператоров помогала голодающим разными способами: отчислениями от заготовок и продажи товаров, добро­вольными пожертвованиями одежды и обуви, организацией детских домов, столовых и т. п. Кооперативы Сибири проводили широкую агитационно -массовую работу с населением: выпускали обращения и плакаты, читали лекции и доклады, выступали с агитконцертами. И всё это под лозунгом -«Каждый десяток да накормит одного голодающего». Большие и совсем скромные отчисления, добровольные пожертвования целых организации и отдельных работников и членов кооперации складывались в десятки тысяч пудов хлеба, масличных семян, картофеля, овощей и других продуктов, в одежду и обувь, в миллионы рублей, отправляемых бедствующему населе­нию районов, охваченных голодом.

2.3 Освобождение от государственной опеки

И всё - таки , как бы там ни было, освобождение потребительской коо­перации от государственной опеки происходило. Постепенность этого осво­бождения можно проследить по документам.

Декретом от 10 июля 1921 г. кооперация освобождалась от предвари­тельного контроля со стороны рабоче - крестьянской инспекции.

16 августа 1921 г. Декретом «О сельскохозяйственной кооперации» сельхозкооперация выделилась из организационной структуры Центросоюза.

22 августа 1921 г. X Международный кооперативный конгресс в Базеле признал Центросоюз единственным правомочным представительством всего кооперативного движения Советской России.

8 февраля 1922 г. Центросоюз с разрешения ВЦИКа и Совнаркома уч­редил в Москве банк потребительской кооперации - Покобанк.

27 января 1923 г. собрание учредителей Покобанка преобразовало его во Всероссийский кооперативный банк - Всекобанк.

11 ноября 1923 г. 38-е собрание уполномоченных Центросоюза при­няло постановление о переходе к добровольному членству. Собрание торже­ственно отметило 25 - летие Центросоюза с участием руководителей Сов­наркома, общественных организаций и многочисленных иностранных делега­тов. Но окончательное добровольное членство в потребительской коопера­ции было разрешено правительством 20 мая 1924 г. декретом ЦИК и Сов­наркома.

1922 - 1923 гг. характеризовались главным образом стремлением к продвижению кооперации в деревню и к потребителю в целом. Валовой обо­рот потребкооперации за 1922 - 1923 гг. достиг 853 червонных рублей, чис­тый же товарооборот всей кооперативной системы (за исключением внут­реннего товарооборота между отдельными звеньями системы ) был равен 520 млн. червонных рублей. Продуктов сельского хозяйства реализовано через систему потребкооперации почти на 105 млн. червонных рублей.

Основную долю по стоимости составляли в обороте кооперации про­мышленные товары: за тот же период потребкооперация приобрела у гос­промышленности 7, 3% всей её продукции. По отдельным группам товаров роль кооперации была более значительна. Так, кооперация реализовала около 30% соли, около 22% силикатных товаров, одну пятую текстильных товаров и керосина, около 35% сахара, 14% резиновых изделий. Из так называемых колониальных товаров потребкооперация реализовала 47, 5% всего количе­ства чая и приблизительно четверть кофе и цикория.

Оборот Центросоюза за 1922 - 1923 гг. составил 38 млн. червонных рублей, а его контор и отделений ( по неполным данным) - ещё 44 млн. руб­лей. В 1924 г. он возрос до 150 млн. руб., что говорит о преодолении кризиса сбыта и восстановления хозяйственного значения Центросоюза.

2.4. Второй кризис потребительской кооперации и его преодоление.

На 1 октября 1923 г. 19224 потребительских общества объединили 5,26 млн. человек и располагали 26660 магазинами и лавками.

И всё - таки после проигрыша в конкуренции с частной торговлей в начале нэпа. Центросоюз и потребкооперация пережили второй кризис. Его причиной явились «ножницы цен» - большое расхождение цен на промыш­ленные и сельскохозяйственные товары - весной 1923 г. Основная масса кре­стьян предпочитала ничего не продавать и воздерживалась от покупки про­мышленных товаров. Организации потребительской кооперации же, напро­тив, готовясь к закупке сельхозпродукции нового урожая, накопили большое количество фабрично - заводских товаров, которые не удавалось реализовать.

1923 - 1924 гг. Центросоюз и правительство приняли меры по укреп­лению положения потребительской кооперации. Проведена перерегистрация членов, в результате чего увеличился при­ток паевых взносов и активность пайщиков в работе кооперации.

Перегруппирована союзная сеть: вместо отделений и контор Центросоюза созданы, в соответствии с новым экономическим и административным районированием страны, краевые и областные союзы; вместо райотделений утверждены райсоюзы. Началось изживание «главкизма», т. е. излишне высокой степени цен­трализации в управлении, в распределении товарных, денежных и других ре­сурсов. Потребительские общества мало сотрудничали с местным рынком, а Центросоюз не придавал значения самостоятельности низовой сети коопера­тивных организаций, в силу чего сдерживалось развитие самостоятельности и инициативы первичных кооперативных организаций. Потребитель был очень слабо привязан к кооперации, а Центросоюз выступал «всероссийской многолавкой» - через свои конторы пытался снабдить население всем необ­ходимым.

В 1924 г. Центросоюз акцентировал внимание на минимальном ассор­тименте товаров первой необходимости. Ранее он закупал весь ассортимент промышленных товаров - около 2000 видов: дрова, ткани шёлковые, мель­хиоровые блюда, подушки, вина, парфюмерию, кирпич - словом, множество всякой всячины без учёта спроса. Понятно, что большая часть этих товаров не нужна была массовому потребителю. Изменение структуры коопера­тивного товарооборота, ограничение ассортимента минимумом хо­довых товаров способствовали повышению рентабельности потреби­тельской кооперации.

В 1924 - 1925 гг. проведена рационализация товаропроводящей цепи: сокращено число посреднических и комиссионных органов, ибо ступеньки, по которым двигались товары от Центросоюза и других кооперативных цен­тров, закупающих их для всей низовой кооперативной торговли, сильно удо­рожали товар.

Сокращение управленческого аппарата, расходов на транспорт и аренду помещений благоприятно сказалось на издержках обращения розничной кооперативной торговли.

Кроме того, на товары массового спроса (ситец, сахар, соль, спички, мыло, махорку, гвозди, керосин и др.) торговые наценки в среднем были сокращены примерно в 1,5 раза по сравнению с частником, что благотворно отразилось на ценах кооперативной торговли и на привлечении покупателей в обшествлённый сектор торговли.

Кризис сбыта в потребительской кооперации и госторговли обсуждал XIII съезд РКП (б), который наметил мероприятия по оздоровлению потреб­кооперации. Среди них децентрализация торговой деятельности и кредитова­ния, которое раньше шло к низам через союзные центры; полный переход на добровольное членство в кооперации ; максимальное благоприятствование со стороны госорганов потребительской кооперации по ассортименту товаров срокам и формам товарного кредитования. При этом определялось, что гос­торговля должна развивать оптовую и оптово - розничную торговлю, а розница - переходить к потребительской кооперации по мере её укрепления.

Уже в 1924 г. Совнарком начал проводить политику активной под­держки потребительской кооперации. Так, в 1924/25 хозяйственном году, ко­гда объём торговой деятельности потребительской кооперации рос быстрее, чем её собственные средства, из госбюджета на увеличение кооперативных оборотных средств было ассигновано 0,8 млн. руб. Одновременно потребко­операции был представлен ряд экономических льгот по сравнению с частны­ми промышленными и торговыми предприятиями: более низкий налог с обо­рота, преимущественное предоставление кредита промышленностью и бан­ками, причём с более низкой ставкой за пользование им, пониженный желез­нодорожный тариф; более низкая плата за аренду помещений. В 1921 г. был ассигнован 1 млн. руб. целевым назначением - на развитие кооперации в на­циональных республиках, а в 1925/26 хозяйственном году - 3,5 млн. долго­срочных ссуд для кооперативов всех видов.

И всё же в 1924 г. Правление Центросоюза испытало серьёзные труд­ности в связи с тем, что не были налажены отношения между потребитель­ской кооперацией и государственной промышленностью. Не удалось нала­дить и бесперебойное снабжение кооперативных организаций промтоварами - они поступали от случая к случаю.

В 1925 г. Правление Центросоюза и президиум ВСНХ установили, что основными принципами во взаимоотношениях между потребительской коо­перацией и промышленностью должны стать твёрдые генеральные договоры, заключаемые в центре всесоюзными синдикатами, с одной стороны, Центро­союзом и крупными кооперативными организациями - с другой, а также типовые соглашения, определяющие основные условия, по которым отделения трестов и синдикатов должны были снабжать промтоварами местные органи­зации потребительской кооперации. Для контроля за выполнением договоров и устранения недостатков в работе поставщиков был создан на паритетных началах специальный орган под руководством председателей ВСНХ и Цен­тросоюза Ф.Э. Дзержинского и Л.М. Хинчука. Планы хозяйственной деятельности Центросоюза до 1925 г. охватывали теперь только показатели работы его собственного хозяйства. Планирование работы потребсоюзов и потребительских обществ было полностью предос­тавлено инициативе кооперативных организаций на местах.

В составе оборота Центросоюза свыше 18 % занимала продукция его собственных промышленных предприятий, 10 % оборота приходилось на экспорт, продажа товаров вне системы составляла более 7%

Экспортные операции Центросоюз осуществлял в 17 странах. В общем
экспорте наибольшую роль играла продажа товаров в Англию (42,3%). В это время Центросоюз имел представительства в Лондоне, Берлине,

Нью- Йорке, Париже, Риге, Роволе. В составе экспортных операций хлебопродукты зани­мали 19,8%, яйца и птица - 11,7, волокно - 30,2, пушнина - 25,2%. Импортные операции по отношению к экспортным за 1924 - 1925 гг.составили 88%.

Глава 3. Время расцвета потребительской кооперации.

3.1. Культурно - просветительская деятельность

В этот период потребительская кооперация как массовая общественно - хозяйственная организация принимала активное участие в осуществлении культурной революции в стране. Члены потребительских обществ, тесно связанные с многомиллионными массами крестьян, проводили большую работу по ликвидации неграмотности среди жителей деревни. К 1928 -1929 гг. в пунктах ликбеза было обучено грамоте более 500 тыс. пайщиков.

Во многих районах страны на кооперативные средства создавались общеобразовательные школы. Просветительская и агитационная работа в деревнях велась в библиотеках и кооперативных клубах, была организована сеть библиотек. Из года в год увеличилась продажа книг на селе.

Потребительская кооперация внесла весомый вклад в кинофикацию. В 1923 - 1930 гг. ей принадлежало две трети кинопередвижек и 6 - я часть станционных установок, действовавших в стране. Многие фильмы знакомили зрителей с кооперативной жизнью, её успехами и проблемами.

Кооперативные организации имели 14 тыс. радиотрансляционных установок, более 540 тыс. телефонных точек, более 30 тыс. репродуктов.

Велась просветительская работа и среди детей. Кооператоры проводили с ними игры , экскурсии, беседы, ставили спектакли. Школьные потребительские кооперативы при содействии потребительской кооперации обеспечивали детей учебниками, книгами, школьно - письменными принадлежностями, питанием. Они прививали школьникам навыки кооперативной работы, готовили кадры организаторов кооперативного движения.

В конце 20-х годов сложилась система подготовки и переподготовки кооперативных работников, включавшая краткосрочные курсы (1,5-3 месяца), вечерние курсы без отрыва от производства (3 мес.-1 год), долгосрочные курсы (6 месяцев-1 год), курсы - съезды сроком от 5 дней до 2 недель для руководящих работников, кооперативные школы, кооперативные техникумы и кооперативные отделения промышленных техникумов, кооперативные вузы.Кооперативные школы готовили работников счётно - финансовой и торговой специальности преимущественно для сельской местности. Инструкторов готовили областные курсы. Работников со средним образованием выпускали кооперативные техникумы и кооперативные отделения промышленно - экономических техникумов. Кооперативные вузы готовили экономистов, бухгалтеров, товароведов высшей квалификации.

Организационно - массовая и агитационно- пропагандистская работа осуществлялась через отделы кооперативного просвещения Центросоюза, республиканских союзов и подотделы в областных и крупных районных сою­зах.

Значительная роль потребительской кооперации в социально - эконо­мических преобразованиях национальных окраин и преодолении ими куль­турной отсталости. Для этого в Ташкенте, например, была открыта годичная кооперативная школа Центросоюза. На высших кооперативных курсах в Ле­нинграде обучались представители более 30 национальностей, причём около трети от общего числа обучающихся - посланцы национальных районов. В большинстве национальных республик и областей успешно действовали двухгодичные курсы батраков и батрачек. В 30 - е годы во многих республи­ках уже имелись кооперативные техникумы.

Кооперация способствовала вовлечению женщин в общественную деятельность, что имело особое значение для женщин Востока. В Средней Азии создавались женские кооперативные лавки, доступ в которые имели исключительно женщины, чтобы приучать их снимать с лица в общественном месте паранджу - традиционное покрывало. В лавке имелся уголок товаров «мать и дитя», где медицинская работница проводила консультации по во­просам гигиены, ухода за ребёнком. Подобные лавки служили местом обще­ния женщин.

Потребительские кооперативы создали не только рабочие, но и их дети-ученики фабрично-заводского обучения. Один такой кооператив-«Муравейник» на Урало - Чусовском зоводе объединял 700 членов в возрасте от 8 до 18 лет. Цель кооператива - приучить юношей и девушек к обществен­ной работе, воспитать сознательных кооператоров и удешевить снабжение школьников ученическими принадлежностями, учебниками, бумагой. Коопе­ратив открыл свой клуб, механическую и переплётную мастерские.

В 20-е Центросоюз и республиканские кооперативные союзы выпускали большое количество книг, брошюр, журналов, газет, листовок, где освеща­лись проблемы кооперативного строительства. В 1928 г. кооперация издавала 17 периодических изданий. Среди них - ежедневная коперативно - экономи­ческая газета «Кооперативная жизнь», еженедельная газета «Общество по­требителей», ежемесячные журналы сельскохозяйственной, промысловой и жилищной кооперации.

3.2 Видные государственные деятели о кооперации

Начиная с 1923 г. после публикации статьи В.И. Ленина « О коопера­ции» , в среде высших партийных и государственных деятелей начиналось широкое обсуждение места и роли кооперации в экономическом и социаль­ном развитии страны.

В нём приняли участие Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин, Пред­седатель Совнаркома А.И. Рыков, Председатель Совета Труда и Обороны Л.Б. Каменев, Народный комиссар Рабоче - Крестьянской инспекции В.В.Куйбышев , секретарь ЦК РКП(б) А.А. Андреев и др.

Свою позицию по кооперативному строительству они неоднократно высказывали на партийных и кооперативных съездах, конференциях, заседа­ниях правительства, Высшего совета народного хозяйства и др.

« Уже в данное время, - отмечал М.И. Калинин в своей речи на XIII съезде РКП (б), не редкость встретить кооператив, довольно полно обслужи­вающий крестьянское хозяйство. Например, в одном из сёл недалеко от Ка­луги я видел кооператив, который имел торговлю, мельницу, крупорушку, маслобойный завод и пункт с сельскохозяйственными машинами, где проис­ходит очистка семян, чистка шерсти и т. д. Всё это приводится в движение га­зогенным генератором. Этот же кооператив за свой счёт содержит агронома и ветеринара» М.И. Калинин определял данное потребительское общество как «первичную, зачаточную общественную производственную организацию в деревне».

Л.Б. Каменев рассматривал кооперацию как необходимый субъект ры­ночных отношений, равнозначный национализированной промышленности, монополии внешней торговли и новой твёрдой советской валюте.

«Если мы, - писал он, - из промышленных центров раскинем сеть коо­перации по всем крестьянским перифериям, если мы в эту кооперативную сеть вольём живую струю из города в деревню, из деревни в город, тогда эта кооперация станет той самодеятельной организацией, которая на наиболее удобных условиях даст более дешёвые промышленные продукты крестьянст­ву».

В.В. Куйбышев, хотя и критиковал Центросоюз, полагал, что развитие торговли в стране во многом зависит от кооперации. «Партия, - говорил он, -должна максимум своих дел отдать торговле и кооперации».

Ценное наследие по кооперативному строительству оставил нам А.И. Рыков. Это работы « О кооперации», « Деревня, НЭП и кооперация», « О кус­тарно - промышленной кооперации: две речи на собрании уполномоченных Всероссийского Союза промысловой кооперации в 1924 и 1925 гг.», « Значе­ние сельскохозяйственной кооперации: речь на собрании уполномоченных Сельскосоюза» и др.

А.И. Рыков хорошо разбирался в проблемах потребительской, кредит­ной, промысловой и других видов кооперации, он высоко ценил роль коопе­ративной демократии в улучшении хозяйственной работы и увеличении сель­скохозяйственного производства в стране.

«Свобода выбора в кооперативные органы управления, полная ответст­венность и подотчётность выборных органов перед избирателями, точное со­блюдение уставов, замена методов администрирования, нажима развитием и усилением общественной работы - вот, по мнению Рыбакова, основные пути к изживанию недостатков кооперативного строительства и завоеванию дове­рия массы крестьянства».

3.3 НЭП - время расцвета потребительской кооперации

В годы нэпа часть предприятий розничной торговли, отобранных у ча­стника, постепенно передавались потребительским и другим видам коопера­тивов. Но одновременно государство расширяло и свой сектор в сфере тор­говли и услуг - крупные оптовые предприятия, оптово- розничные универ­маги, такие как ГУМ и ЦУМ, фабрики - кухни.

К концу 1926 г. кооперативный сектор уже преобладал в стране- 52,2% товарооборота принадлежало кооперативам: 38% - потребительским, 11,6 -сельскохозяйственным и 2,6% - промысловым. Кооперативная сеть насчиты­вала 109 тыс. торговых предприятий 3 - 5 - го разрядов. Следует пояснить, что в период нэпа торговые предприятия делились на 5 разрядов. К первому разряду относились разносчики, ко второму - ларьки, к третьему - маленькие магазины, к четвёртому - крупные магазины оптово - розничной торговли, к пятому - оптовые базы и крупнейшие универмаги.

Товарооборот государственной торговли составлял 30,5%, торговая сеть включала 35 тыс. главным образом крупных предприятий 4 -го и 5 - го разрядов.

Товарооборот частной торговли составлял 17,3%, торговая сеть - 162 тыс. магазинов, из которых 148,8 тыс.(92%) - мелкие заведения 3-го разря­да. По другим данным, частный капитал занимал около 22% всего товарообо­рота и около 40 % розничной торговле.

В 1927 г. 63,3% городского муниципального жилого фонда находи­лись в пользовании жилищно - арендной кооперации. Причём в Москве коо­ператоры распоряжались 70% жилой площади, в Ленинграде - 87,4%. Уско­ренными темпами развивалась жилищно - строительная кооперация двух ви­дов - рабочая и общегражданская. В 1927 г. её затраты на строительство жи лья составили около 20% всех средств, вложенных в жилищное строительст­во. Общесоюзный центр жилищно-строительной и жилищно - арендной коо­перации (Центржилсоюз) имел свои лесоразработки, кирпичные заводы и другие предприятия.

На завершающем этапе восстановления и реконструкции народного хо­зяйства кооперативное движение охватило все отрасли экономики страны. Февральский (1927 г.) Пленум ЦК РКП (б) дал следующую оценку коопера­тивному движению: «...Организационное и финансовое укрепление коопера­ции, вовлёкшей миллионные массы трудящихся в свои ряды и охватившей широкий рынок, приобретает особое значение именно потому, что коопера­ция является не только наиболее рациональной системой организации обра­щения, но и таким аппаратом обращения, который организует многомилли­онные массы, вовлекает их в практическую работу по социалистическому строительству и опирается в своей деятельности на их поддержку»

Расширение поля деятельности кооперации намечалось вести по двум линиям: в первую очередь - за счёт дальнейшего вытеснения частной торгов­ли и во вторую - путём замещения госторговли.

Итак, в начала 1927 г. руководство партии ещё следовало нэповской линии - постепенной передаче организации индивидуального потребления в руки самих потребителей: рабочих, крестьян, других слоев населения, объе­динённых в кооперативы. Но уже к концу 1927 г. начался отход от этой ли­нии.

В конце 1928 - начале 1929 г. в стране была введена карточная систе­ма. Города и промышленные предприятия стали снабжаться по дифференци­рованным спискам, делящим население по категориям, когда рабочие и слу­жащие получали разные нормы хлеба, сахара, других продуктов. А среди ра­бочих ударники получали повышенные нормы.

Естественно, что основная часть нормированных товаров стала распре­деляться через сеть торговых предприятий потребительской кооперации.

В каждом городе подавляющую часть нормированных товаров распре­делял Центральный рабочий кооператив (ЦРК), поэтому всё взрослое граж­данское население было практически кооперировано.

Именно в 1930 - 31 хозяйственном году для потребительской коопера­ции в товарообороте страны достигала высшего уровня - почти 70%, а удель­ный вес в оптовой торговле - 62%. Но далее коммерческая работа потреби­тельской кооперации пошла на убыль.

В конце нэпа потребкоопрация во всех отношениях - численном, хозяй­ственном и организационном - значительно окрепла. На этот период её отно­сительно свободное внутреннее самоуправление заканчивается. В последую­щие годы партия и правительство целиком овладевают и командуют всеми участками её хозяйственной деятельности и внутренней жизни.

Заключение

НЭП был вторым семилетним периодом после довоенного (1907-1913 гг.) благоприятным для развития кооперации в России. Когда гибельная стратегия большевиков на втискивание российской экономики в прокрустово ложе уравнительного военного коммунизма стала очевидной, В.И. Ленин и его окружение отменили право на частную торговлю. Лавина частных торго­вых заведений захлестнула рынок. Попытка обуздать рыночную стихию с помощью потребительской и других видов кооперации не удалась.

Эта попытка была обречена на провал, поскольку правительство не обеспечило потребительскую кооперацию и половиной требуемых промыш­ленных товаров, необходимым ассортиментом и деньгами. Оно связало руки кооператоров грабительским для крестьян ценовым эквивалентом и постоян­ным вмешательством в центре и на местах.

Потребительская кооперация пережила два кризиса: в 1921 и 1923 го­дах, и с 1924 начинается её бурный рост. Он был обусловлен крутыми мерами Центросоюза по улучшению управления в потребительской кооперации, от­сечением мёртвых единиц, сокращением убытков, ростом прибылей, восста­новлением добровольного членства и ростом паенакоплений.

С 1925 года Совнарком начал проводить реальную политику поощ­рения потребительской кооперации. Она включала льготные кредиты, транс­портные тарифы и плату за аренду помещений, частичное освобождение от налогов, выделение квоты (20%) промышленной продукции государственных предприятий, заключение генеральных договоров между Центросоюзом и Высшим Советом народного хозяйства об объёмах и сроках реализации про­мышленной продукции и т.д.

Одновременно сталинское политическое руководство взяло курс на ли­квидацию законодательными, налоговыми и особенно административными мерами частного сектора экономики - главного конкурента кооперации.

К концу 20-х годов кооперативное движение в Советском Союзе дос­тигло апогея своего развития. Потребительская кооперация объединяла 37,8 млн. пайщиков, её доля в товарообороте страны достигла 63,3%. Сельскохо­зяйственная кооперация объединяла около 12 млн. членов или почти 50% крестьянских хозяйств.

Список использованной литературы

    Балабанов М. История рабочей кооперации в России. М., 1928,с. 281-342

    Благих И. А. «Зигзаги» НЭПа. Истоки. Вопросы истории народного хозяй­ства и экономической мысли. Выпуск 1,М., «Экономика», 1989, с 169-184

    Бондаренко Н.В. История и теория кооперации.М.,1998,с.37-43

    Вахитов К.И. История потребительской кооперации России (1 часть).М.,1998,с. 63-80

    Глазков В.В., Хвостов Б.Н. Кредитная кооперациям.,1974,с. 92

    Калинин М., Каменев Л., Куйбышев В., Андреев А. Речи о кооперации. Центросоюз.М. 1925, с. 39-173

    Кооперация. Место и роль в экономической истории.М.,1990,с 26-36;63-71

    Макаренко А.П., Крашенинников А.И. Теория кооперации, М.,1982,с15-58

    Макерова Н.Я. История потребительской кооперации в СССР. Ленинград, с.113-161

Ю.Минин А.А. Сельскохозяйственная кооперация в СССР. Ленинград,с.8-10 11 .НЭП и хозрасчёт. М., «Экономика»,1991,с.5-26

12.Прокопович С.Н. Что дал России НЭП. Взгляд со стороны.М.,1991,с. 11-57 13.Серова Е.В. Сельскохозяйственная кооперация в СССР.М.,1991, с.27-35 14. Теплова Л.Е., Укалова Л.В., Тихонович Н.В. Кооперативное движение.М.,2003,с 91-95 15.Фишгендер А. Потребительская кооперации в годы НЭПа. Цетросоюз.М.,1927,с.245-297

16.Хейсен М.Л. История кооперации в России.Ленинград, 1926,с. 245-297 17.Шмелёв Г.И. Коллективизация: на крутом переломе истории. Истоки. М.«Экономика», 1989,с. 114-115

30

Приложение 1

Численность организаций и торговых предприятий

ГОДЫ

СОЮЗНАЯ СЕТЬ

НИЗОВАЯ СЕТЬ

Торговля

Респ. Обл. Край союзы

Губ. союзы

Райсоюзы и окружные союзы

Национальные союзы

ИТОГО

Городская кооперация

Сельская кооперация

ИТОГО

Число лавок, ларьков и др.

1 окт. 1922

-

-

-

-

-

-

-

22,892

32,108

1923

4

59

51

23

137

1,897

17,18

19,08

25,49

1924

7

17

187

39

250

1,598

21,02

22,62

37,12

1925

11

4

206

38

259

1,598

24,28

25,62

51,45

1926

11

3

198

40

252

1,489

27,14

28,63

62,7

1928

14

-

147

42

203

1,470

26,31

27,78

88,3

1 янв. 1929

15

-

144

43

202

1,403

25,75

27,16

94,16

1930

20

-

124

43

187

1,157

22,325

23,482

119,33

31

Приложение 2

Кооперирование населения (охват в %) и паевые взносы

Показатели

ГОДЫ

1.Х.24

1.Х.25

1.Х.26

1.Х.27

1.Х.28

1.Х.29

1.Х.30

1. Городского населения

20,9

23,9

28,6

38,3

50,7

57,7

85,2

2. Сельского населения

а) к числу крестьянских хозяйств

16,2

22,7

29,5

39,0

54,2

58,3

Коллекти-визация

б) к числу сельского населения

5,5

7,8

11,0

15,5

21,4

31,1

48,3

3. Число пайщиков:

городская сеть

(в тыс.чел)

3,564

4,395

5,146

6,303

8,937

9,863

13,881

сельская сеть

3,529

5,041

7,260

9,761

13,719

14,870

23,925

4. Паевой капитал (в тыс.руб)

городская сеть

9,654

17,658

19,018

40,723

87,636

103,429

189,970

сельская сеть

6,330

13,108

15,694

35,571

91,625

112,164

273,960

32

Приложение 3

(товарооборот в млн. руб)

1928/29 год

1929/30 год

По пятилетнему заданию

Фактически

По пятилетнему заданию

Фактически

сумма

удельный вес (в%)

сумма

удельный вес (в%)

сумма

удельный вес (в%)

сумма

удельный вес (в%)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Гос. торговля

1,898

14

2,894

17,4

2,057

14

4,110

23,2

Потреб. кооперация

8,402

62

9,572

57,6

9,830

66,3

11,200

63,3

Другие кооп. системы

440

3,2

1,489

8,9

480

3,2

1,200

6,7

Итого обобществленный сектор

10,740

79,2

13,955

83,9

12,367

83,5

16,510

93,2

Частный сектор

2,830

20,8

2,680

16,1

2,474

16,5

1,200

6,8

Всего

13,570

100

16,635

100

14,841

100

17,710

100

33