Реформация в Швеции

Реферат.

ТЕМА: «Реформация в Швеции».

2008.

Швеции проведение Реформации относится к 1527—1544 гг. В отличие от Норвегии и Исландии высшее католическое духовенство стремилось здесь к унии с датским королем, а сторонники Реформации деятельно участвовали в борьбе за независимость страны.

Швеция в начале XVI в. представляла собой страну с отсталым сельским хозяйством и незначительным городским населением. Единственными отраслями шведской промышленности, имевшими к тому же международное значение, были горное дело и металлургия. Все крестьяне были лично свободны, а повинности большинства из них — довольно умеренны. Подати и оброки в основном взимались в виде поставок зерна, масла, скота, железа, леса. Еженедельную барщину несли только те держатели, которые жили близ господских хозяйств, но таких хозяйств было мало и они имели небольшие размеры. Жизненно важное значение для шведских, как и для датских, крестьян имела сельская община с ее принудительным распорядком полевых работ, совместным пользованием лесами и пастбищами и даже подчас с переделами. В XVI в. в Швеции сохранялись остатки натурального хозяйства. Часть королевских чиновников получала жалованье натурой. Даже в XVII в. внутренняя торговля часто носила характер натурального обмена. Однако уже в XVI—XVII вв. усилило свою деятельность шведское купечество, главным образом Стокгольма, единственного значительного города страны. Крупные скупщики все чаще проникали в горное дело и металлургию, экономически подчиняли себе мелких производителей. С конца XVI в. иностранные, особенно голландские, купцы стали закупать у шведских крестьян и дворян масло, скот, необработанное железо и другие товары.

Еще на рубеже XV — XVI вв. шведам в кровопролитных войнах приходилось отражать упорные попытки датских королей восстановить Кальмарскую унию Дании со Швецией. В последний раз такая попытка удалась в 1518—1520 гг. датскому королю Кристиану II, жестоко расправившемуся со своими противниками из числа шведской знати и горожан (чСтокгольмская кровавая баня» 1520 г.). Однако террор лишь ненадолго продлил датское господство. Крестьянское восстание против ино­земных поработителей началось уже в 1521 г., выдвинуло вождем Густава Эрикссона и быстро распространилось на всю страну. В августе того же года в Вадстене Густав был избран правителем Швеции. Чтобы ускорить достижение победы, в 1522 г. он вступил в переговоры с другим противником Дании — крупнейшим ганзейским городом Любеком. Любекское правительство, заинтересованное в сокрушении Кристиана II, притязавшего на балтийское господство, заключило союз со Швецией. Сильный любекский флот двинулся к датским проливам. Кристиан вынужден был заняться защитой собственной страны и не мог оказать серьезной помощи своим войскам и сторонникам в Швеции. К концу 1522 г. почти вся Швеция была освобождена от датчан, удерживавших только три главные морские крепости — Стокгольм, Кальмар и Эльвсборг. Весной 1523 г. датский король, ослабленный неудачами в Швеции, был свергнут крупными феодалами в самой Дании, и бежал в Голландию.

В июне 1523 г. шведский риксдаг в Стренгнесе объявил Кристиана II низложенным, а ненавистную унию с Данией — расторгнутой. Швеция вновь обрела независимость. 6 июня 1523 г. риксдаг избрал главой государства — королем — руководителя национального движения, правителя страны Густава Эрикссона под именем Густава I Ваза.

Первые годы существования молодого государства проходили в сложных условиях непрекращающейся внутренней борьбы. Остро ощущался недостаток средств — Любек все настойчивее требовал уплаты долга, деньги нужны были на содержание войска и другие государственные нужды. В этой ситуации Густав Ваза нашел единственно правильный путь для решения назревших проблем — путь, который позволил ему получить, прочную поддержку основных социальных сил страны. Густав начал реформу церкви и с этой целью в 1527 г. вновь созвал риксдаг в Вестеросе, сыгравший важную роль в укреплении шведского национального государства.

К этому времени вселенская католическая церковь стала тормозом на пути образования централизованных национальных государств, в частности в Швеции. Католическим епископам и монастырям принадлежали крупные земельные владения, фактически не подвластные шведскому правительству; во владениях «князей церкви»- высились мощные стены епископских замков, имелась своя военная сила — отряды вооруженных вассалов и наемников. Шведские прелаты долго поддерживали датскую власть, вступив в острый конфликт с основными сословиями Швеции, что сильно подорвало престиж католической церкви в стране.

Важное значение католической церкви в шведской политической жизни XV — начала XVI в. обусловливалось и ее экономическим могуществом. Путем дарений, завещаний, покупок в руки церковных феодалов перешло множество земель шведских дворян. Ко времени ликвидации Кальмарской унии церковь стала самым крупным землевладель­цем в стране, обладая таким же количеством земель, что и все шведское дворянство в целом.

В церквях и монастырях постепенно сосредоточились крупные движимые ценности — золотая и серебряная утварь, дорогие иконы, серебряные статуи святых и т.д. Тем самым большие средства, собиравшиеся с населения, изымались из обращения, правительство же постоянно ощущало острый их недостаток.

Охватившее церковников в XV — начале XVI в. стремление к обогащению способствовало падению авторитета католической церкви в широких слоях населения. Богослужение, производившееся полностью на латинском языке, было непонятно, поэтому идейное влияние церковной службы на массы было невелико.

В реформе церкви в Швеции было заинтересовано, прежде всего, дворянство. Оно хотело получить земли, скопившиеся в руках церкви, особенно перешедшие за последние десятилетия во владения монастырей. Городское сословие было заинтересовано в создании «дешевой» церкви, не стремящейся к обогащению и не обременяющей поборами население. И даже передовая часть духовенства, видевшая упадок католической церкви, хотела «очистить» церковь от ее пороков, отказаться от накопления имущества, сосредоточить всю свою деятельность на выполнении чисто духовной миссии.

Как известно, борьба за реформу католической церкви развернулась с 10-х годов XVI в. в Германии, где в 1517 г. в Виттенбергском университете открыто выступил с призывом к реформации Мартин Лютер. Там же, в Виттенберге, учился молодой швед Олаус Петри (1493—1552), ставший ревностным последователем нового учения. Вернувшись на родину, он стал первым проповедником лютеранства в Швеции. За ним последовали и другие священники в разных местах Швеции.

Ослабление позиций католической церкви после 1523 г. облегчило проповедь реформации. Олаус Петри, его брат Лаврентий Петри, Лаврентий Анд-реэ и их ученики энергично проповедовали лютеранство. Король покровительствовал их деятельности: Олаус Петри был переведен в Стокгольм и назначен «городским писцом» (секретарем городского управления), а в главном столичном соборе ему была предоставлена проповедническая кафедра. Благодаря деятельности Олауса Петри и его последователей лютеранство быстро распространилось в кругах столичного бюргерства. В соответствии с учением Лютера богослужение в стокгольмских церквях с 1525 г. стало вестись по-шведски. Прихожане понимали весь ход богослужения и активно участвовали в нем чтением молитв и пением псалмов. В 1526 г. был завершен перевод на шведский язык Евангелия; в том же году оно было опубликовано.

Тем временем шведские католические прелаты продолжали борьбу против одержавших победу прогрессивных сил страны. Видные церковные деятели участвовали в организации антиправительственных волнений в Далекарлии в 1524—1525 и в 1527 г. В создавшейся обстановке католическая церковь стала главной реакционной силой, препятствовавшей дальнейшему укреплению шведского государства.

В 1527 г. Густав Ваза открыто приступил к проведению реформы церкви сверху средствами государственной власти. Это была «королевская реформация». На риксдаге 1527 г. в Вестеросе королю удалось добиться поддержки высшего сословия страны — дворянства, поставив вопрос о секуляризации церковных земель. Политическую линию короля поддержали сословия горожан и крестьян. Риксдаг вынес постановление: отобрать у епископов принадлежавшие им замки, ограничить число их слуг, передать в распоряжение короля «излишки» доходов епископов, соборных церквей и монастырей, предоставить дворянам право на возврат ранее принадлежавших им земель, за предшествующие три четверти века перешедших во владение духовных феодалов.

Собственность церкви фактически перешла под управление короны, а большая часть церковной Десятины стала поступать в казну. Спустя некото­рое время епископы, оказавшись не в состоянии собирать с остатков своих владений требуемую сумму налогов в казну, вынуждены были добровольно отказываться в пользу государства от своих земель. Монастырские земли постигла та же участь. К середине XVI в. церковное феодальное землевладение было ликвидировано. Без этого источника доходов постепенно закрывались и шведские монастыри, монахи уходили в «мир». Движи­мое имущество монастырей и епископов — деньги, золотая и серебряная утварь — было взято в казну. С выполнением этих постановлений в Швеции были ликвидированы полуавтономные церковные владения и окончательно уничтожена база для самостоятельной роли церкви в Швеции.

Главой шведской церкви был объявлен король. Во всех церквях Швеции латинское богослужение было заменено службой на местном языке. Прежний католический культ с его пышной средневековой театральностью сменился строгим лютеранским культом, в котором главное внимание направлено не на внешние формы, не на механическое выполнение обрядов, а на внутреннее идейное содержание религиозных действий. В упрощенном богослужении главное место заняли проповедь, совместное чтение церковных книг и пение псалмов. Был упразднен культ святых, а с ним и почитание мощей, икон и священных статуй, многочисленные религиозные праздники. Сильно упростилось внутреннее устройство и убранство церквей, откуда были почти полностью изъяты иконы, статуи и художественная резьба. Были отменены посты и большинство так называемых таинств.

Происходят коренные изменения и в составе духовенства. С упразднением монашества исчезла типичная для раннего феодализма сложная церковная иерархия, в том числе епископат, пополнявшийся из среды монашества. Католических священников, посвящаемых в сан епископами и обладающих якобы особой «благодатью», передающейся им епископами от самого папы, отныне заменили пасторы — проповедники, избираемые прихожанами. После ликвидации епископата управлять церковью стали светские чиновники, назначаемые королем. Был отменен и обет безбрачия для духовенства. Лютеранство объявлено официальной ре­лигией Швеции, исповедовать католическую религию запрещалось; лютеранство было столь же нетерпимо к другим вероучениям, как и католичество.

Проведение реформации имело важное и неоднозначное значение для развития шведской культуры. Замена латинского языка в церковном культе шведским ускорила развитие национальной письменности и литературы. Вместе с тем влияние реформации было не только положительным. Закрылись многие церковные и монастырские школы, уничтожались средневековые рукописи. Это привело к упадку в школьном образовании. Отказ от культа святых, от почитания мощей и икон повлек за собой истребление накопленных в церквях многочисленных памятников средневековой живописи и прикладного искусства.

Главным политическим итогом Реформации было укрепление государства. Уничтожив политическую самостоятельность и экономическое могущество церкви, Густав Ваза превратил шведскую церковь из соперника королевской власти в прочную опору и надежного служителя этой власти. Наряду с укреплением социальной опоры монархии (земельное дворянство и верхушка городского бюргерства) Реформация способствовала решению и самой острой проблемы, стоявшей перед шведским правительством в первые годы после свержения Датской власти,— пополнения казны. Правительство расплатилось с долгами и вышло из финансового кризиса. Позднее в собственность государства перешла значительная часть земель церковных феодалов, что намного увеличило богатства казны; со временем правительство присвоило и право сбора поголовного налога в пользу церкви — десятины, оставляя себе две ее трети.

Преемник Густава Вазы Эрик XIV укреплял шведскую централизованную монархию. С середины XVI в. Швеция включилась в борьбу за господство в Балтийском море. В это время грузооборот на Балтике рос из года в год. Экономическое преобладание в этом районе Европы переходило тогда от дряхлеющих ганзейских городов к голландцам. Военное господство цепко держала в своих руках Дания, владевшая обоими берегами Зунда и важнейшими островами Балтики. В этих условиях взоры шведских королей и дворянства обращались к наиболее доступной и вместе с тем богатой добыче — к землям слабого в военно-политическом отношении Ливонского ордена в Восточной Прибалтике. Обладание Левонией — одной из житниц Европы — было ценно не только само по себе. В Риге, Ревелье и Нарве сходились торговые пути с Востока, из России и Литвы, из далеких азиатских стран. Традиции грабительских «восточных походов» были живы среди потомков шведских викингов и крестоносцев. Уже Густав Ваза незадолго до своей смерти пытался (в 1554 г.) возобновить агрессию против Русского государства в Карелии, но неудачно. Успехи Ивана Грозного в Ливонской войне встревожили шведов так же, как и других западных соседей России. Король Эрик XIV не замедлил захватить часть земель Ливонского ордена. В 1561 г. шведы овладели Ревелем (Таллином) и северной частью Эстонии. Семилетняя война 1563— 1570 гг. велась между Данией и Швецией в значительной степени из-за того, в чьих руках будет находиться балтийская торговля с Русским государством. Шведские феодалы изо всех сил стремились не допустить утверждения крепнущего Русского государства на берегах Балтики. Это нашло свое выражение в трех русско-шведских войнах — с 1570 по 1535 г. В XVI в., однако, шведам еще не удалось оттеснить Русское государство от Финского залива.

В ходе Ливонской войны создался военно-политический союз Швеции и Речи Посполитой, направленный своим острием против России. При шведском короле Иоанне III (1568—1592 гг.) в Швеции стало заметным влияние польской культуры и католицизма. Шведское богослужение стало приобретать католические черты. Сближение обоих государств проявилось и в заключении династических браков. С 1592 г. Швеция и Польша оказались соединенными личной унией: воспитанник иезуитов Сигизмунд III был одновременно королем Швеции и Польши. Для Швеции возникла угроза католической контрреформации и подчинения Речью Посполитой.

Национально окрашенное антикатолическое движение мелкого дворянства, горожан и массы податных крестьян возглавил младший сын Густава Вазы, герцог Карл. Сигизмунд был в 1599 г. изгнан, а феодальная аристократия, на которую он опирался, подверглась суровым преследованиям.

Вовлечение северных стран в международную торговлю, ускоренное с конца XVI в. общеевропейским повышением цен на продукты сельского хозяйства и горной промышленности, приводило в Швеции, как и в ряде стран Восточной и Центральной Европы, к усилению феодального гнета. Разбогатевшие благодаря балтийской торговле дворяне добились для себя в 1612 и 1644 гг. широких сословных привилегий (право беспошлинной торговли, полицейской власти над своими крестьянами и др.). При Густаве II Адольфе (1611—1632 гг.) и особенно при королеве Кристине (1632—1654 гг.) широко развернулись продажа, заклад и раздача дворянству на разных условиях коронных и особенно податных земель. Зависимость от короны теперь сменилась для массы крестьян зависимостью от отдельных дворян. Шведский феодализм терял свои «самобытные» черты незавершенности.

Менялась не только форма, но и степень феодальной зависимости. Росли число и размер дворянских имений. Дворяне добивались увеличения всех видов ренты, а главное, перевода своих новых крестьян на барщину и всячески пытались лишить бывших податных крестьян их старинных прав на землю, согнать их с удобной земли, присвоить общинные угодья. Над крестьянами нависла угроза крепостничества.

Рост крестьянских выступлений в 30—50-х годах XVII в. явился ответом на феодальный нажим, а также на рекрутские наборы и новые налоги. Ряд обстоятельств препятствовал распространению крепостничества в Швеции. Для торжества крепостного права здесь не было достаточной экономической основы, так как крупное сельскохозяйственное производство на сбыт имело ограниченные размеры. Наличие четырех сословий риксдага и системы местных судов с участием крестьян также давало последним возможность отпора феодалам. Кроме того, дворянская экспансия вызвала недовольство и у шведских горожан. Опасаясь народного восстания в грозные для европейских монархов годы английской революции, считаясь с единодушным протестом верхушки податных сословий, представленной в риксдаге, правительство королевы Кристины в 1650—1652 гг. подтвердило незыблемость личной свободы и прав крестьян на землю, несколько ограничило дальнейший рост повинностей. Несмотря на это, раздача земель дворянству даже усилилась, а крестьянские волнения в провинциях Смоланд и Нерке в 1652—1653 гг. были жестоко подавлены.

Вся первая четверть XVII в. заполнена борьбой Швеции и Польши из-за Восточной Прибалтики. Вражда усугублялась династическими притязаниями Сигизмунда на шведский престол.

В ходе этой борьбы под видом «помощи» русскому царю Василию Шуйскому началась шведская интервенция в Россию (1609г.). Захватнические планы в отношении России поддерживали в первую очередь крупные феодальные магнаты, такие как Яков Делагарди, мечтавшие о расширении своих крепостнических хозяйств и умножении доходов. Освободительная борьба русских народных масс вынудила шведского короля Густава II Адольфа уйти из захваченного Новгорода и отказаться от своих притязаний на русский престол. Однако, пользуясь временным ослаблением России, шведы надолго удержали за собой часть русской территории (по Столбовскому миру 1617 г.). Они нанесли чувствительные удары по Речи Посполитой, захватив у нее в 20-х годах XVII в. Ригу, всю Лифляндию и прусские порты, прежде всего Пиллау — морской порт Кенигсберга.

Стремление шведских дворян и купцов к господству на Балтийском море и его южных берегах наряду с угрозой католической контрреформации привело в 1630 г. к вступлению Швеции в Тридцатилетнюю войну.

Усиление международной роли Швеции было закреплено Вестфальским миром 1648 г., по усло­виям которого она получила всю Западную Померанию, часть Восточной, город Штеттин (Щецин) и некоторые другие территории. В Европе образовалась новая великая держава, опоясавшая своими владениями почти всю Балтику. Шведское господство в Прибалтике и Северной Германии с самого начала легло тяжелым бременем на плечи прибалтийских народов, прежде всего латышских, эстонских, немецких и русских крестьян. Шведские дворяне осели в баронских замках Лифляндии и Эстляндии. Шведские таможенные чиновники, прошедшие буржуазную голландскую школу, перехватывали значительную долю прибыли от торговли Западной Европы с Восточной.

«Великодержавие» малонаселенной и во многом еще отсталой Швеции стало возможным вследствие ослабления именно в первые десятилетия XVII в. таких соседей Швеции, как Речь Посполитая и Россия, а также благодаря войне в Германии. Эти обстоятельства в сочетании со стратегической уязвимостью шведской •«балтийской империи», с полным отсутствием общих интересов у входивших в ее состав народов и малочисленностью самой господствующей нации — шведов предопределили ее не­долговечность.

1