Пруссия в Германской империи 1871 г.

федеральное агенТство по образованию

государственное образовательное учреждение высшего образования

ульяновский государственный педагогический

университет им. и.н.ульянова

юридический факультет

кафедра теории и истории права и государства

контрольная работа

по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»

на тему: пруссия в германской империи 1871 г.

Ульяновск 2006

введение

Не одинаково шло политическое развитие крупнейших держав на рубеже XIX – XX вв. Хотя всюду уже у власти стояла буржуазия – самостоятельно или в блоке с помещиками, но политический строй был различным. Наряду с буржуазными республиками (США, Франция) существовали и монархии – парламентская в Англии и полуабсолютистские в Германии и Японии.

Германское национальное государство было создано «сверху», «железом и кровью», под главенством милитаристской Пруссии. После разгрома Франции в ходе франко-прусской войны и присоединения к Северогерманскому союзу Баварии, Бадена, Гессена, Пфальца и Вюртемберга 18 января 1871 г. была торжественно провозглашена Германская империя.

Сам факт создания единого государства был прогрессивным. В.И. Ленин писал, что объединение Германии было необходимо. Когда не удалось объединение революционным путем – в годы революции 1848 – 1849 гг., - Бисмарк сделал это контрреволюционно, по-юнкерски. Но то, что буржуазно-демократическая революция осталась в Германии незавершенной и создание германского национального государства происходило в условиях не революции, а войны против французского народа и кровавого подавления Парижской Коммуны, определило реакционные черты имперской Конституции 1871г.2

глава 1. германская империя

      Образование германской империи

В 1814 г. был образован Германский союз, состоявший из 34 государств (королевств, княжеств, герцогств) и 4 вольных городов. Каждое из объединившихся государств сохранило свою независимость; главенство в союзе принадлежало Австрии. Орган Германского союза Союзный сейм был единственным органом власти, который состоял из представителей правительств государств, вошедших в союз. Решения принимались единогласно. Пруссия в 1818 г. приняла таможенный закон, ликвидировавший все таможенные границы в рамках Прусского королевства.

В 1819 г. делегаты Пруссии выступали за идею распространения этих правил на весь союз; с 1819 по 1833 гг. были заключены подобные таможенные соглашения с некоторыми германскими правительствами, в результате чего был создан таможенный союз. В 1847 г. был принят Торговый кодекс, что закрепило ведущую роль Пруссии. Германский союз был ликвидирован, а вместо него создан Северо-Германский союз. Вся полнота власти сосредоточилась в руках прусского короля. В 1867 г. была принята Конституция Северо-Германского союза. В 1870 г. Пруссия начала войну с Францией, которая закончилась для нее победой. Заключив в 1871 г. Франкфуртский мир, к Германии были присоединены Эльзас и Лотарингия. Вскоре территория государства увеличилась за счет заключения соответствующих договоров. 18.01.1871 г. король Пруссии был провозглашен ге6рманским императором.

1.2 Процесс становления буржуазного государства

Германия представляла собой конгломерат, состоящий из множества государственных образований, каждое из этих образований имело собственный суверенитет, монархов, но ни одно из них не имело представительских учреждений. В таких условиях Германия сохраняла лишь единое название. С началом эпохи буржуазных революций Германия оказалась включенной в общеевропейский процесс, связанный со становлением нового производства. Оказалось, что Германия осталась в стороне от колониальных завоеваний и проходящих по Европе крупных торговых путей, что явно не способствовало бурному экономическому развитию. Процесс становления буржуазного государства можно разделить на два этапа. По поводу переходной даты от одного этапа к другому существует два подхода: первый говорит о том, что это 1848 г. – революция; второй утверждает, что эта дата связана с объединительным процессом земель, называется 1867 г. – борьба между Пруссией и Австрией за главенство в германском государстве. Пруссия в конце концов победила.

На первом этапе в германском государстве складываются определенные политические союзы, которые еще нельзя назвать единым государством. Некоторые из них называли себя конфедерациями, но действительность показала, что они не обладали необходимыми для конфедерации признаками. К примеру, Рейнский и Германский союз, таких учреждений, как министерство внутренних дел или министерство иностранных дел, в этих союзах по существу не было.

На втором этапе, после создания северогерманского объединения (при главенствующем положении Пруссии в этом союзе), Германия становится империей – факт, приблизивший государственное образование. Пруссия постепенно поглотила в себе все германские государства.

1.3 пруссия в составе германского союза

В 1806 г. 16 рейнских государств объединились в рейнский союз. Они приняли Кодекс Наполеона 1806 г. Пруссия не входила в этот союз. Пруссия была первым государственным образованием на территории германского государства, которое влилось в общеисторический процесс развития капиталистических отношений. Прусская буржуазия постоянно искала компромисса с земельными собственниками. Крупные экономические изменения создали новые государственные органы. В 1815 г. поступило предложение объединиться в федеративный союз. В состав Германского союза вошли государства, ранее не входившие в состав Германской священной империи, в свою очередь в это союз не вошли некоторые части, которые ранее входили в священную империю. Основную роль в этом союзе играла Пруссия. Члены – государства этого союза вплоть до 1850 г. разрабатывали и принимали собственные конституции. Причем принимали в основном представительские конституции, но они не соответствовали в своих принципах французским конституциям. Вся государственная машина создавалась на основании прихоти монарха. Помимо этого, конституции носили сословный характер. Основной вопрос, который регулировался в конституциях – это установление налогов. Примечательна Конституция Пруссии 1860 г., она декларировала определенный набор демократических прав и свобод: свобода равенства и братства, свобода личности и т.д. Но каждое право и свобода сопровождались определенной оговоркой, которая по сути сводила все на нет. Также эта Конституция провозглашала всеобщее право на начальное и среднее образование, свободу науки и преподавания, этот факт предопределил во многом прогресс Пруссии. Командование армией принадлежало королю, он имел право объявлять войну. Личность самого монарха объявлялась неприкосновенной. Монарх назначал министров, ответственных только перед ним, то есть сложился конституционный строй, близкий к абсолютной монархии. Прусская конституция усиливала централизацию государства. Такая форма конституции, которая сложилась и сформировалась в Пруссии, была единственной возможностью создания целостного государства в Германии.

В процессе развития германской государственности были безуспешные попытки создания общегерманской конституции. Создание общегерманских органов, а также организаций исполнительной власти было встречено сопротивлением со стороны высших должностных лиц в государстве. Объединение в единое государство могло произойти только на основе единого военного союза. Образование северогерманского союза во главе с Пруссией не привело к окончательному объединению германских земель. В 1871 г. конфликт между северогерманским союзом и Францией дал материальную возможность создания единого германского государства. В Конституции были установлены следующие принципы: принцип конституционного правления и принцип разделения властей.

глава 2. имперская конституция 1871 г.

2.1 политическое устройство германской империи

Хотя германская империя и положила конец раздробленности страны на многочисленные немецкие государства, она не стала, однако, единым централизованным буржуазным государством. Согласно конституции она представляла собой возникшее на основе договоров между королями и князьями союзное государство, в рамках которого отдельные государства продолжали существовать. Империя состояла из 25 отдельных государств (4 королевств, 6 великих герцогств, 4 герцогств, 8 княжеств и 3 вольных городов) и имперской провинции Эльзас - Лотарингии, аннексированной у Франции. Каждое из союзных государств располагало собственными законодательными органами (ландтагами) и разветвленной бюрократической исполнительной машиной.

Общенациональным законодательным органом был германский рейхстаг – общеимперский парламент. Он избирался на 5 лет, формально на основе всеобщего избирательного права, но женщины, мужчины до 25 лет и военнослужащие были лишены избирательных прав. В общеимперскую компетенцию входили вопросы, связанные с военным и иностранным ведомствами, таможенным и банковским законодательством, а также косвенные налоги, система мер и весов, монетная система, железнодорожное дело, почта и телеграф. Его законодательное право было весьма ограниченным, так как любой законопроект вступал в силу лишь с одобрения бундесрата и кайзера. Последние два института располагали фактическим правом вето. Бундесрат, представлявший на деле верхнюю законодательную палату, был антидемократическим органом. Он не избирался, подобно рейхстагу, а состоял из представителей князей и вольных городов, т.е. был по существу сословным органом высшего дворянства. Пруссия, располагавшая лишь 17 местами из 58 в бундесрате, тем не менее имела фактическое большинство, так как ей принадлежало вето в случае изменения конституции.

Во главе новой империи стоял кайзер, который одновременно был королем Пруссии и верховным главнокомандующим армии и флота. Королю присваивался титул императора. Императору принадлежало право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция позволяла королю непосредственно руководить кабинетом министров. Император назначал и смещал единственного общеимперского министра – канцлера. Это делало Германию полуабсолютистским государством. Исполнительная власть была независима от законодательной. Имперский канцлер не был ответственен перед рейхстагом и не мог уйти в отставку в случае выражения вотума недоверия.

Прусский король был одновременно германским императором, прусский министр – президент обычно занимал (вплоть до 1918 г.) пост имперского канцлера, а также прусского министра иностранных дел.6

2.2 структура власти

В силу юнкерски-буржуазного монархического характера государства на протяжении первых двух десятилетий в стране существовал немецкий вариант бонапартистской диктатуры, воплощавшийся в лице имперского канцлера Отто фон Бисмарка, который одновременно был и прусским министром – президентом.

Типичным проявлением бисмарковского бонапартизма было фактическое отсутствие правительства и общепринятой системы министерств. Вся полнота исполнительной власти была сосредоточена в руках имперского канцлера. Одновременно он был министром иностранных дел. Его ведомство фактически исполняло функции министерства торговли и финансов, управляло Эльзас – Лотарингией. Возникла государственная собственность путем национализации железных дорог, почты, телеграфа, введения монополии на табак, водку и т.п. Огосударствление этих отраслей хозяйства привело к усилению бюрократического аппарата; все служащие, занятые в этих отраслях хозяйства, стали государственными чиновниками.

В течение 1871 -1873 гг. была введена единая золотая монета, заменившая многочисленные валюты отдельных королевств и княжеств, создана единая почтовая система, в 1875 г. основан имперский банк, введен единый свод уголовных законов. Велась разработка гражданского кодекса, затянувшаяся, впрочем, на два десятка лет. В 1872-75 гг. была осуществлена административная реформа округов в Пруссии, которая отняла у юнкеров местную власть, принадлежавшую им в силу старых феодальных привелегий.

На протяжении 70-х гг. возник ряд государственных органов управления – ведомств (министерств): иностранных дел (1871), имперских железных дорог (1873), юстиции (1877), внутренних дел (1879). Кроме того, непосредственно при кайзере существовал ряд кабинетов (гражданский, военный). Так, в 70-е гг. сложилась имперская система управления юнкерски – буржуазной монархии, организация которой не предусматривалась конституцией. Рейхстаг не оказывал влияния на эту систему. Канцлер был ответствен лишь перед кайзером. Вся структура государственных институтов и органов власти отражала, таким образом, недемократический характер политического строя Германии.

глава 3. германское право 1871 г.

      гражданское право

Новый этап в борьбе за создание всегерманского гражданского кодекса наступает со времени политического объединения германских государств под главенством Пруссии и образования единой Германской империи в 1871г., которые создавали объективно благоприятные условия для кодификации.

Вопрос о путях кодификации гражданского права Германии с самого начала приобрел не только юридический, но и политический, и социальный характер. Разработка гражданского кодекса, как уже упоминалось, затянулась на двадцать лет. Германское гражданское уложение было принято в 1896г. Германское уложение было обширным кодексом (2385 ст.). Его юридическая система отличалась от крупных сводов частного права XVII – XIX вв. и была сходна по строению Саксонского гражданского уложения. Такое построение восходило к научной традиции реципированного в Германии Римского права и получило название пандектной системы. Германское гражданское уложение 1896 г. стало вторым после Французского гражданского кодекса 1804 г., выразившим частное право эпохи Нового времени. Индивидуализм, присущий частному праву переходной эпохи, был сглажен стремлением к социально-полезному праву; данное положение предопределило значительное возрастание государственного регулирования институтов частного права. Так как гражданское уложение было принято не в 1871г., а позже более, чем на 20 лет, подробно на нем я останавливаться не буду.

3.2 торговое право

Объединение Германии в 1871 г., сопровождающееся небывалым подъемом во всех областях германской экономики, возникновением целого ряда новых форм частноправовых объединений (промышленного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, колониального товарищества и др.), привело к необходимости кардинального реформирования торгового законодательства.

      Трудовое и социальное законодательство

В 70-х гг. Х1Х в. в Германии начинает формироваться особый комплекс норм, регулирующих заключение соглашений между предпринимателями и наемными рабочими по поводу определения рабочего времени и условий оплаты труда (так называемые тарифные соглашения), который впоследствии вместе с другими нормами способствовал созданию новой отрасли права, получившей название «трудовое право».

глава 4. германское уголовное уложение 1871 г.

4.1 уголовное право

Ст. 4 Конституции Германской империи 1871 г. установила, что «издание основ гражданского, уголовного и процессуального законодательства относятся к исключительной компетенции империи». Во исполнение этого положения уже в мае 1871 г. на территории империи начало действовать Уголовное уложение Германской империи, воспринявшее нормы Уголовного уложения Северо–Германского союза 1870г.

Непосредственным же автором УК 1871 г. стал германский правовед Адольф Леонард. Уголовное уложение Германской империи 1871 г. состояло из трех частей:

В первой части содержались положения о разграничении преступлений, проступков и полицейских нарушений; об ответственности германских граждан в случае совершения правонарушений за границей. Во второй части излагались общие вопросы уголовного права: о стадиях преступления, о соучастии, о смягчающих и отягощающих обстоятельствах.

Третья книга представляла собой Особенную часть, закрепив конкретные виды преступлений и наказаний. Все преступные деяния подразделялись уложением на несколько видов: государственные – оскорбление императора и местных государей, фальшивомонетничество, основание тайных организаций, незаконное противодействие применению законов и проч.;

преступления против религии;

преступления против личности и против собственности;

полицейские нарушения – изготовление печатей, нарушения правил выезда за границу, хранение оружия и проч.

Уложение обязывало каждого немца содействовать полиции.

Уложением были предусмотрены следующие наказания: смертная казнь, заключение в рабочем доме, арест, ограничение в правах, тюремное заключение, помещение в крепость, штраф, конфискация имущества.

Основной целью наказания было устрашение. Самым суровым образом каралось нарушение существующего строя Германской империи. В ст.80 и 81 как государственная измена квалифицировались убийство императора, попытка насильственного изменения государственного устройства империи, изменение порядка престолонаследования. За одно лишь публичное выступление или распространение сочинений с целью побудить к одному из указанных деяний виновный лишался свободы на срок до 10 лет. Произнесение речей на собрании, распространение сочинений или изображений, которые подстрекали к неповиновению законам или иным постановлениям властей, наказывались большим штрафом или тюремным заключением до двух лет. В ст.116 предусматривалась суровая уголовная ответственность для лиц, которые собирались в публичных местах и не расходились после трехкратного приказа должностных лиц. Если последними было оказано сопротивление, то они наказывались как бунтовщики. Несмотря на строгость, УК 1871г. воспринял и отдельные либеральные тенденции. Так, применение смертной казни в качестве меры наказания в мирное время допускалось лишь в двух случаях: за государственную измену и за спланированное умышленное убийство. В отличие от уголовных законов отдельных германских государств УК Германской империи исключал применение телесных наказаний, рассматриваемых как пережиток средневековья.

4.2 уголовный процесс

Уголовный процесс строился на принципах состязательности; независимости следственного судьи от прокурора; допущении защиты в стадии предварительного следствия.

заключение

В 1871 г. Германская империя представляла собой союз князей под главенством прусской династии Гогенцоллернов, а не союз народов. Это антидемократичное государство К. Маркс характеризовал как «…обшитый парламентскими формами, смешанный с феодальными придатками и в то же время уже находившийся под влиянием буржуазии, бюрократически сколоченный, полицейски охраняемый военный деспотизм…»

В 70-х гг. германский рейхстаг принял многочисленные законы, направленные на укрепление единства империи и усиление общеимперского государственного аппарата. Это были важные шаги в практическом формировании в Германии социальных отношений на новой, чисто капиталистической основе.

Новая империя в значительной мере сохраняла, с одной стороны, прежний партикуляристский характер, что нередко тормозило быстрое и беспрепятственное развитие капитализма, а с другой – господствующее положение занимала в ней Пруссия, самое крупное и наиболее реакционное государство империи.

библиографический список

справочная литература

    БЭС (в 30 томах), гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., Советская энциклопедия, 1975. Т. 21 Проба-Ременсы, 1975. 640 с. с илл., 3 я. карт.

    Всемирная история, т.6, ред. В. Керов, с. 727, Издательство социально-экономической литературы, М.,1960 / Под ред. А.А. Губера

    Орфографический словарь. – М.: Академия – ПРЕСС . – 2000. – 698 с.

научная и учебная литература

4. Всеобщая история государства и права / под ред.Батыра К.И., т.2, М.,1993

5 История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. Под общей ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М , 1998. – 712 с..

6. Новая и новейшая история (1870 -1986): Учеб. для сред. спец. учеб. заведений/ Р.В. Долгилевич, Л.А. Макеева, Е.И. Попова и др.; Под ред. Е.И. Поповой и К.Н. Татариновой.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. – 559 с.

7. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, Т.26

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.19

9. Новая история. 1871 -1917. Учеб. для студентов. пед. ин –тов по ист. спец. / И.С. Галкин, Н.А. Овчаренко.- 2-е изд., дораб .- М.: Просвещение, 1984. – 544 с.

10. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права (история государства и права зарубежных стран): Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1983. – 656 с.

11. Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 272 с. – (Высшее образование).

12. Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран. – М.: Окей-книга, 2006. -48 с. – (Скорая помощь студенту).