Политическая система принципата Августа

Содержание

Введение

1. Установление принципата августа

2. Государственный строй в Риме в период принципата Августа

3. Задачи

Заключение

Библиографический список

Введение

Темой контрольной работы избрана следующая: "Политическая система принципата Августа".

Принципат Августа возник в результате классовой борьбы и гражданских войн, он представляет собой определенный этап в развитии римского цезаризма.

Опираясь на армию, Август нашел поддержку у различных прослоек рабовладельческого общества. Об этом периоде древнеримской истории Ф. Энгельс говорил: "В виде исключения встречаются периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, когда государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам, как кажущаяся посредница между ними"1. Принципат Августа явился переломным этапом борьбы территориальной монархии и полисно-республиканской системы. Монархия победила, но не полностью: результатом стал компромисс: сочетание традиций и новаций как в отношениях между монархической власть и республиканскими органами, так и в отношениях между центром и периферией.

Актуальность темы в том, что политико-правовые идеи и концепции прошлого имеют большое значение в качестве источника аргументов и теоретической предпосылки для современного политико-правового знания и его дальнейшего развития.

Цель работы - проанализировать период принципата Августа.

1. Установление принципата августа

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных людей. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем. Ряды нобилей и всадников, поредевшие в период гражданских войн, пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций - муниципалами, провинциальной знатью, а также государственными чиновниками.

Происходят изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Однако эпоха успешных завоевательных войн уходит в прошлое, и военный плен, бывший ранее основным источником пополнения численности рабов, начинает иссякать. Положение рабов несколько (правда, временно) улучшается. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Не случайно первым векам империи почти неизвестны крупные восстания рабов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства, и по постановлению сената в 10 году н.э. в случае убийства хозяина подлежали казни все рабы, находившиеся в это время в его доме1.

С окончанием гражданской войны, после смерти Антония и конца второго триумвирата, главой Римского государства стал Октавиан. В 29 г. Октавиан получил пожизненное императорство и приступил к реорганизации доставшегося ему колоссального наследства в виде Римской республики. Однако, не чувствуя в достаточной мере прочным свое положение, Октавиан действовал в высшей степени осторожно. Стремясь сгладить остроту государственного переворота, он выступал не в роли основателя монархии, а в более скромной роли реставратора республики. Республиканские учреждения, привычки и нравы слишком крепко срослись со всем строем римской жизни, чувствами и нравами современников Октавиана, чтобы можно было сразу порвать с прошлым и превратить граждан в подданных. Этого не желал и сам Октавиан, достаточно умный и расчетливый политик. Превращение республики в монархию совершалось медленно, по мере изменения социально-экономического фундамента и образования новых социальных группировок.

Политическая система, сложившаяся под названием принципата, оформилась далеко не сразу. Она явилась столько же плодом сознательной воли императора, сколько результатом обстоятельств и реального соотношения сил1. Отправной точкой здесь был закон Публия Тиция 43 г., предоставивший на 5 лет неограниченные полномочия триумвирам. Эти полномочия в результате Тарентского соглашения были продлены до 31 декабря 33 г. включительно. Таким образом, 1 января 32 г. диктаторские Октавиана и Антония юридически окончились. Однако они не слагали с себя власти, и еще в 32 г. Октавиан продолжал называть себя "триумвиром". Строго говоря, это была узурпация, и необходимо было ее легализовать. Одним из способов легализации была присяга, которую потребовали от своих войск сначала Антоний, а затем Октавиан. Смерть Антония 1 августа 30 г. фактически сделала Октавиана единственным и неограниченным повелителем римской державы, но юридически нисколько не изменила его положения. Тогда вспомнили, что в 36 г., после победы над Секстом Помпеем, Октавиану была дарована пожизненная трибунская власть. Теперь сенат ее подтвердил и расширил.

В 29 г. Октавиан вернулся в Рим и отпраздновал грандиозный триумф. По этому случаю титул "императора", который Октавиан неофициально употреблял уже в течение нескольких лет, был присвоен ему официально и превратился, как у Цезаря, в его личное имя (преномен) 1.

Объективная обстановка последних десятилетий Римской республики не позволяла рабовладельческому классу Италии совершенно отказаться от военной диктатуры и вернуться к прежним республиканским формам общественной жизни. Хозяйственное расстройство, отсутствие внешнего порядка, неопределенность имущественных отношений и правовых норм, постоянная угроза вспышки новой гражданской войны, выступления и провинциях, восстания рабов и пр. заставляли даже принципиальных республиканцев идти на политический компромисс в виде республиканской монархии или принципата. За твердую власть стояли прежде всего 90 тысяч ветеранов, посаженных Октавианом на территории италийских муниципиев. Многие из них уже успели превратиться в зажиточных собственников, стали членами (декурионами) местных муниципальных советов (курий) и жаждали только одного - мира и порядка. В стремлении к миру сходились также другие социальные группы. Кроме того, концентрации власти требовало столичное население, страдавшее от недостатка продовольствия, подвоз которого был затруднен во время войны. Республиканские органы (сенат) не могли обеспечить стабильное снабжение.

Современники Октавиана на события 27 года смотрели не как на официальное признание монархии, а как на возвращение к республиканскому строю, свободе, праву и законности и как на конец гражданской войны. "Наконец, - пишет в "Римской истории" Веллей Патеркул, - гражданские раздоры потушены, внешняя война погребена, мир восстановлен, безумство оружия повсюду приглушено, законам возвращена сила, судьям - авторитет, сенату - величие"2.

Обьективная необходимость иметь твердую власть, с одной стороны, и горький опыт "божественного Юлия", с другой, заставляли республиканцев и Октавиана пойти на компромисс. Республиканцы, а таковых в римском обществе тогда было немало, соглашались на предоставление в ограниченных пределах чрезвычайных полномочий Октавиану. То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима - устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и традиционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невозможно. Империя поначалу как бы рядилась в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства.

Термин "принцепс" шире термина "император", входящего в него как один из основных признаков. Принцепс - это первый магистрат государства, власть которого признана народом и ограничена народным суверенитетом, с одной стороны, нежизненна и непередаваема по наследству - с другой. "Принцепс" - республиканский термин, не содержавший ничего одиозного с конституционной точки зрения. Принцепс - первый гражданин и первый сенатор. Но уже при Октавианс принцепс означал нечто большее, чем только первый гражданин и первый сенатор. В дальнейшем, в течение двух первых столетий нашей эры, принцепс эволюционирует в императора в позднейшем значении этого термина, т.е. в неограниченного самодержца, или царя. В общих обзорах римской истории и истории римского права принципатом обычно называют первую половину Римской империи Раннюю империю I - III в., которая противополагается доминату, или Поздней империи (IV V ив). Титул императора, в свою очередь, из узкого значения почетного звания военных командиров переродился в титул главы государства, императора в позднейшем смысле.

Наряду с принцепсом, цезарем и императором римские правители назывались еще августами. В качестве почетного наименования титул Августа был поднесен Октавиану сенатом на историческом заседании 13 января 27 г. С юридической точки зрения. "Август" не имел никакого содержания, но он имел сакральное значение. "Август" происходит от глагола augere - увеличивать, умножать - и заключает в себе нечто мистическое, божественное, роднящее носителя этого почетного титула с авгурами, истолкователями божественной воли, выражаемой в различных посылаемых богами знамениях1.

Кроме того, Октавиан получил звание понтифика - верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов2.

2. Государственный строй в Риме в период принципата Августа

В политическом отношении принципат был, несомненно, шагом назад по сравнению с республиканскими порядками (хотя в Риме рабовладельческая демократия никогда и не достигала такого уровня, как в Афинах). Представители нобилитета, с вязанные между собой родством, блиставшие своим богатством, развитой клиентелой, всегда играли выдающуюся роль в римской истории, но тем не менее хотя и неполно, но все же обеспечивалось влияние на государственную жизнь сравнительно широкого круга свободных слоев римского рабовладельческого общества3.

Постепенно власть императоров усиливается. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодически возникавших конфликтах между императором и сенатом, уходят в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде.

Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью imperium, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.

Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным станет положение: "Что решил принцепс, то имеет силу закона"1.

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами (Октавиан 13 раз избирался консулом, 3 раза цензором и 37 раз народным трибуном). Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор - формировать сенат из своих сторонников, как трибун - наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Император по "праву меча" имел власть над жизнью и смертью жителей подчиненных ему провинций - туземцев и римлян, издавал декреты, распределял и устанавливал налоги, руководил общественными работами, постройками, общественным продовольствием и был высшим апелляционным и кассационным судебным органом.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената1.

Народные собрания, главный орган власти старой республики, приходят в полный упадок, и Цицерон писал, что гладиаторские бои привлекают римских граждан больше, чем собрания комиций. Обыкновенным делом стали подкуп голосов, разгон собраний, насилие над их участниками и т.д. Август, хотя и реформировал комиции в демократическом духе (ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителей италийских муниципий), отнял у собраний судебную власть - важнейшее из былых их полномочий.

Существенно изменяется и компетенция сената. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената - сенатус-консульты - получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов - часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных. Чиновничьи должности стали получать и вольноотпущенники императора, и даже его рабы. К высшим чиновникам, назначавшимся из сенаторов и всадников, относились префект претория, командовавший императорской гвардией, префект города Рима, распоряжавшийся полицейскими когортами, префект Египта, префект, отвечавший за снабжение продовольствием и др1.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые - назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении - сената и принцепса2.

Создаваемый чиновничий аппарат не представлял собой стройной системы и был, особенно в первые века империи, сравнительно малочисленным. Но по сравнению с республиканским он обеспечивал более эффективное управление разросшимся государством в силу складывающейся централизации и иерархии чиновничества.

Сила Октавиана Августа заключалась не только в его диктаторских правах, но также и в его колоссальном земельном и денежном богатстве. Он был крупнейшим земельным магнатом. Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса - фиск. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом провинции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громадные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских поместий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.

При наличии колоссальных средств принцепс мог вербовать себе клиентов, вести агитацию, устраивать торжества, игры, закупать хлеб, оплачивать долги сенаторов, приобретать земли для ветеранов, вести на собственный счет войну, рекомендовать угодных ему кандидатов на общественные должности и устранять неугодных; формально все это протекало в законных рамках конституции. Но самым важным было то, что войско целиком и полностью зависело от императора, который его комплектовал из угодных ему людей, снабжал, раздавал награды и чины, размещал по колониям, назначал и сменял командный состав1.

Политический порядок, установленный Августом, просуществовал три столетия. Однако общественный строй Римской империи не оставался неизменным: в его недрах зрели изменения, приведшие в конечном счете к коренному перевороту способа производства. В конце III в. - IV в. началось восстание рабов, участились нападения варваров на Римскую империю. Все это постепенно привело к ликвидации рабовладельческого строя и закату Римской империи.

3. Задачи

Чем отличались друг от друга Совет четырехсот и булэ?

К VI в. до н.э. в Афинах развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. Для смягчения противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Главной целью реформ Солона, избранного архонтом в 594 году до н.э., было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер1.

Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые - ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа - гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления - Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов. Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах.

С именем Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот (булэ), формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой путем жребия из числа полноправных граждан, достигших 30 лет. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений.

Метеки в Афинской республике были существенно ограничены в политических, личных и социально-экономических правах. Почему, тем не менее, они стремились поселиться на территории этого государства?

Метеки - это чужеземцы, осевшие в Афинах с намерением остаться здесь навсегда. Они обязаны были выбрать себе патрона из числа граждан, иначе им грозила конфискация имущества. Они облагались всеми обычными налогами и служили в войсках, за исключением конницы; кроме того, они платили еще особую подать по двенадцать драхм в год. Они не имели права владеть земельной собственностью, а могли обладать только рабами и движимостью; из этого следует, что большинство метеков занималось торговлей и промышленностью. Некоторые из них получали привилегию изотелии (греч. - равнообязанности). В этом случае они не имели патрона, освобождались от специальной подати и пользовались всеми гражданскими правами. Вероятно, из-за этой возможности метеки стремились жить в Афинах. Кроме того, занятие дозволенной торговлей и промышленностью в Афинах давало метекам возможность разбогатеть. Например, став богачом благодаря удачным денежным операциям, метек-банкир Пасион получил звание афинского гражданина1.

"Если вы не занимаетесь политикой, политика займется вами". Афиняне это понимали прекрасно и поступали соответствующим образом. Как они поступали?

Свидетельством демократизации государственного строя Афин стал прочно установившийся порядок избрания должностных лиц не голосованием, а по жребию. При этом обычай жеребьевки не распространялся на те должности, которые требовали специальных знаний или особых талантов (например, стратегов). Таким образом, предполагалось, что каждый афинянин имел право занимать любую должность и жребий должен был решить, будет ли он занимать ее в данном году. Чтобы практически дать любому гражданину использовать свои политические права во всей полноте, было установлено вознаграждение должностным лицам за выполнение ими государственных обязанностей (например, при Перикле судьям платили по два обола). Было введено жалованье члена Совета пятисот, архонтам и другим лицам, занимающим государственные должности1.

Как вы считаете, почему все государственные должности в Афинах были коллегиальными?

Потому что такой порядок позволял избегать узурпации власти отдельными лицами. Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э. Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

Афиняне гордились демократическим, строем и утверждали, что это политическое устройство возникло у них в незапамятные времена. Павсаний, автор II в. н.э., писал, что и в его время в Афинах существует предание, будто Тесей передал все руководство делами народу, и что начиная с этого времени Афины стали демократией. В Афинах существовал закон о защите демократии, и все афиняне обязаны были принести следующую клятву: "Я убью и словом, и делом, и подачей голоса, и собственной рукой, если будет возможно, всякого, кто ниспровергнет демократию в Афинах, а также если кто после ниспровержения демократии станет исполнять какую-либо должность, а также если восстанет с целью сделаться тираном или поможет утвердиться тирану... А если кто погибнет, совершая убийство какого-нибудь из этих преступников или пытаясь совершить такое убийство, то я буду чтить своими благодеяниями и его самого, и детей его точно так же, как Гармодия и Арисгогитона и их потомков..." Гражданский коллектив демократического полиса во всей свей совокупности и являлся государственным аппаратом. Непосредственное участие в политической жизни приучало каждого гражданина ответственно выполнять обязанности по управлению своим государством и осмысленно выполнять требования законов и распоряжения властей. Именно это положение и формировало полита, гражданина своего полиса1.

Заключение

Переход от Республики к Империи в эпоху раннего Принципата имеет особое значение в античной истории. За короткий период (III - II в. до н. э) Рим стал хозяином Средиземноморья, завоевав огромные территории в Европе, Азии Африке, практически объединив под своей властью весь средиземноморский цивилизованный мир и став крупнейшей державой древности. Начинается новый этап - превращение этой внезапной появившейся Империи в единое целое, когда Рим и провинции стали сближаться не только в правовом отношении, но и сближались их экономика, социальная структура и идеология.

Опорой Августа являлся класс рабовладельцев, в чьих интересах принцепс и проводил внешнюю и внутреннюю политику. Ему удалось после прекращения гражданских войн консолидировать различные слои рабовладельцев, укрепить рабовладение. Принципат не был результатом революции, он был реакцией против волнений масс. В период принципата остается неизменным немало порядков, присущих рабовладельческому городу-государству, но вместе с тем закладываются основы новой политики по отношению к провинциям.

Принципат как определенный политический порядок должен был разрешать задачи, стоявшие перед рабовладельческими классами всего Средиземноморья, а не только города Рима. Несмотря на сохранение традиций, задачи государства расширились. Оно смелее, чем прежде, регулирует вопросы гражданского оборота, вмешивается в семейные отношения, даже пытается регулировать отношения между рабом и господином. Все это нашло отражение в римском праве, разработкой которого занимались многочисленные юристы.

Библиографический список

    Антология мировой правовой мысли. Т.1. Античность. М.: Мысль, 1999.

    Беляева Г.П., Ливанцев К.Е. История государства и права зарубежных стран. Л.: Издательство ЛГУ, 1985.

    Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск: Русич, 2000.

    История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Жидкова. М.: Норма - Инфра, 1998.

    История государства и права зарубежных стран (рабовладельческое и феодальное государство и право) / Под ред. П.Н. Галанзы и Б.С. Громакова. М.: Юрид. лит., 1980.

    История Древнего Рима / Сост.кВ. Паневин. СПб: Полигон, 1998.

    Машкин Н. Принципат Августа. М.: изд-во АН СССР, 1949.

    Сергеев В.С. История Древней Греции. СПб: Полигон, 2002.

    Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Сост.В.А. Томсинов. М.: Зерцало, 1999. .

    Черниловский З.М. История государства и права зарубежных стран. М.: Наука, 1989.

1 Цит. по пер. В.Ленина. Соч. Т. 21. С. 377.

1 История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Жидкова О.А. М.: Норма - Инфра, 1998. С. 167.

1 История Древнего Рима / Сост. К.В. Паневин. СПб: Полигон, 1998. С. 504.

1 Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. М.: Былина, 1998. С. 78.

2 Антология мировой правовой мысли. Т.1. Античность. М.: Мысль, 1999. С. 35.

1 Машкин Н. Принципат Августа.. М.: изд-во АН СССР, 1949. С. 301.

2 Графский В.Г. Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов М.: Норма, 2003. С. 88.

3 Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Л.: изд-во ЛГУ, 1985. С. 130

1 Черниловский З.М. История государства и права зарубежных стран. М.: Наука, 1989. С. 45.

1 История Древнего мира / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. М.: Харвест, 1998. С. 101.

1 Графский В.Г. Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов М.: Норма, 2003. С. 91.

2 История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Жидкова. М.: Норма - Инфра, 1999. С. 77.

1 Сергеев В.С. История Древней Греции. СПб: Полигон, 2002. С. 499.

1 Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. М.: Былина, 1998. С. 58.

1 Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск: Русич, 2000. С. 322.

1 Сергеев В. История древней Греции. СПб: Полигон, 2002. С. 244.

1 Сергеев В.С. История Древней Греции. СПб: Полигон, 2002. С. 167.