История архивного дела

1. Храмовые архивы гос-в Древнего Востока

Храмы наряду с культовыми задачами, все больше сочетали в себе функции политических органов власти и управления. Примером храмового и одновременно архива полиса являлся Метроон - хранилище государственных документов Афинской республики, построенный при Периклев V в. до н.э. В Метрооне хранились важные государственные акты, торговые договоры с другими государствами, росписи государственных доходов и расходов, материалы по управлению государственным имуществом, отчеты должностных лиц.

Несмотря на свои культовые функции, Метроон стал архивом центрального аппарата государственной власти и управления.

Вся отчетная документация направлялась на рассмотрение и утверждение Совета пятисот, которые затем передавали ее на хранение в текущий архив булевтерии, который находился под контролем государственного секретаря. Материалы в архиве располагались по территориально-хронологическому принципу. По завершении работы с документами в булевтерии они передавались на постоянное хранение в Метроон. Часть финансовой документации концентрировалась в другом храмовом архиве Афин- храме богини Афины-Девы (покровительницы города) в Парфеноне, где находилась государственная казна. Храмы играли решающую роль в сохранении не только общих хозяйственных источников, но и научных материалов, поскольку выполняли функции культурно-просветительских, исследовательских и образовательных центров.

Особые жрецы, исполняли обязанности чиновников по хранению этих архивов. Их первоначальные функции состояли в совершении религиозных обрядов, затем — в регулировании социально-производственной и правовой деятельности территориальной общины. Постепенно жрецы сосредоточили в своих руках и научно-технические знания, недоступные для большинства людей. Астрономическая служба, включая строительство обсерваторий, полностью входила в компетенцию жрецов. Жрецы стали выразителями правовых и экономических интересов вышестоящей власти, возглавляли управление на местах. Именно поэтому древние экономические архивы как неотъемлемая часть общих архивов (религиозных, дипломатических, военных, судебных) возникли при дворцах и храмах.

2. Хозяйств. архивы гос-в Др.Востока

Возникновение зачатков письменности было связано прежде всего с удовлетворением хозяйственных нужд. Вначале для обозначения изготавливаемых предметов и количественных данных, таких, например, как количество зерна или скота, применялись пиктограммы. Позднее примитивные рисунки становились все более стилизованными и были заменены клинописью и иероглификой, которые наносились на каменные носители и глиняные таблички. Они сообщают подробности строительных работ, промыслов, ремесел, научных знаний, сельскохозяйственных работ, технологии изготовления первых предметов обмена и купли-продажи. Из хозяйственных текстов древнего Двуречья известно существование там разработанной системы хозяйственных норм: затрат труда на проведение различного вида работ, норм выпуска продукции, посева зерна на единице площади и т.д. Так, например, сохранились составленные во времена правления династии Ура списки выдачи довольствия (зерно, хлеб, рыба, пиво, масло, финики, мясо, шерсть) работнику, занятому полный день. Выдачи эти были ежедневными. Документы составлялись специально обученными писцами, которые с течением времени превратились в высокооплачиваемых чиновников, работавших при храмах, дворцах, государственных учреждениях.

Значительные хозяйственные собрания хранились в дворцовых архивах, включая документы о государственных доходах и расходах и об управлении дворцовым хозяйством.

3. Дворцовые архивы Др. Египта

В дворцовых архивах хранились значительные хозяйственные собрания, включая документы о государственных доходах и расходах и об управлении дворцовым хозяйством. Экономические документы находились либо в сокровищнице (царской казне), либо в отдельном помещении, представлявшем собой часть общего или специального архивохранилища.

Примером большого специального дворцового хозяйственного архива может служить царский архив, найденный при раскопках древнего города Сиппара (XVIII в. до н.э.). В нем было обнаружено более 70 тыс. табличек административно-хозяйственного характера. В дворцовом архиве царя государства Мари из 40 тыс. найденных таблеток (табличек) большую часть составляют документы экономического содержания, причем есть основания предполагать, что хозяйственный архив существовал отдельно от общего документохранилища. Он находился вблизи двора с хозяйственными запасами.

Экономические архивы создавались у царских наместников, которые управляли теми или иными видами хозяйственных работ. При раскопках городов-государств в Древнем Вавилоне были найдены остатки такого архива, принадлежащего наместнику царя Хаммурапи в Ларсе Синидиннаму. В нем уцелели письма-распоряжения самого царя, касающиеся управления краем, постройки и содержания каналов, споров экономико-правового характера между жителями.

Экономические архивы формировались в деятельности отдельных учреждений и городских общин. В их составе были документы по управлению какой-либо определенной отраслью хозяйства или по вопросам общего управления на местах. Как правило, хозяйственные материалы хранились вместе с городской казной и были найдены при раскопках городов Апаррхи, Камиша, Кальху. Говоря о жреческих и дворцовых архивах, существовавших в период расцвета древних государств Двуречья, нельзя не отметить их важного значения и как хранилищ первых научно-технических документов, которые также составлялись на каменных, деревянных, железных и глиняных носителях.

Самыми крупными были дворцовые архивы и архивы жрецов. Там вместе с казной хранились различные документальные материалы, среди которых наиболее важное значение имели финансовые и правовые. Прежде всего это документы, подтверждавшие права на владение рабами и недвижимостью или наследование. Поскольку предоставление таких прав могло быть получено (подтверждено) от главы государства (фараона), данные документы представляли собой официальные царские «хартии», составленные в декларативной форме и удостоверенные печатью.

Хартии хранились в архиве канцелярии дворца, помимо которого существовали также архивы департамента печатей, службы писцов и налоговой службы. Архив канцелярии играл наиболее существенную роль при судебных процессах, связанных с выяснением законности владения тем или иным имуществом.

4. Частные архивы менял и торговцев Др.Мира (месопот, Др. Греция, Др. Рим)

Банки как особые экономические институты возникли из меняльного дела, связанного с обращением монет различного веса и содержания золота, серебра и меди. В Древнем Вавилоне начинают свое обращение банковские билеты на предъявителя «худу», которые разменивались на мелкую монету. В этот период формируются основные виды финансовых документов (частные долговые обязательства, заемные письма, расписки, векселя, банкноты банкиров), которые тщательно хранились в частных архивах древних финансистов. Один из примеров — фамильный архив банковского дома в Вавилоне - Эджиби. Объектами владения, обмена, торговли являлись сельскохозяйственная продукция, оружие, орудия труда, предметы быта и украшения, недвижимость, рабы, услуги и земля, В ближневосточных государствах большое развитие получила аренда. Операции с арендой подлежали обязательному документированию и даже закреплялись в действующих законодательствах, например, в Кодексе Хаммурапи. В законах Хаммурапи даются также образцы наемных контрактов старовавилонского периода.

Архивы банков, которые, подобно греческим, носили как государственный, так и частный характер. Государственные банки стали играть более значительную роль в экономике после Пунических войн, когда под контролем римлян оказалась огромная торговая сеть и начала постепенно складываться единая хозяйственная система и денежное обращение. Во II в. до н.э. банковской деятельностью занимались бесплатно свободные люди, часто - на основе привилегий, данных им аристократией или сенаторами. Они работали в лавках (банках) по определенному расписанию и выполняли государственные функции, связанные с открытием счетов, переводов, обменом денежных средств. Банкиры знали действующее законодательство, вели регистрацию клиентов, составляли протоколы, расписки выдачи ссуд и получения взносов.

Наряду с государственными банками существовали и частные меняльные конторы.

Это требовало посреднических услуг как в силу трудностей и риска их доставки, так и по той причине, что римские граждане считали недостойным для себя лично заниматься торговлей или организацией производства.

Указанные причины способствовали быстрому развитию в Риме частной банковской деятельности. Осуществляя различные финансовые операции, римские банкиры ввели многие из известных и сегодня форм хранения денег, выдачи ссуд, осуществления денежных переводов. Деятельность как государственных, так и частных банков основывалась на разнообразной финансовой документации, которая поступала сначала в текущий, а затем и исторический архив. У архивов древнеримских банков были специальные книги учета всех банковских операций. Каждому вкладчику отводилась особая страница, где указывалось его имя, время открытия счета, выдачи кредита, данные о дебете. Такая система учета давала возможность клиентам банков производить ту или иную оплату по чекам, копии которых также хранились у менсариев.

Специального учета документов в архиве банкиры не вели, поскольку бухгалтерская документация давала необходимые данные для поиска дел, которые хранились по принадлежности к конкретным клиентам (именной признак систематизации). Каждому из них присваивался определенный номер. Кроме операций чисто банковского характера менсарии занимались иногда публичной куплей-продажей наследственных прав. Акты о совершении подобных операций, а также сами документы о наследстве хранились в архивах банков. Благодаря тому доверию, которым менсарии пользовались в обществе, их часто просили стать поверенными в судебных делах или свидетелями при совершении брачных контрактов. Как и в Греции, они принимали на хранение от частных лиц документы о совершенных сделках любого характера, являлись хранителями нотариальных и судебных актов. Бухгалтерские и учетные книги и выписки из них часто помогали суду в разрешении имущественных споров. Случалось, что менсарии помогали или сами занимались подделкой завещаний.

5. Особенности хранения хоз. Докум в древнем мире

Глиняные, а позднее папирусные документы, попадая в архивохранилище (в отличие от библиотек), могли быть использованы в дальнейшем только после специального разрешения хранителя архива или назначенного ответственного за сохранность архивных материалов;

Архивные документы хранились в специально изготовленных для архивов глиняных ящичках, на лицевой стороне которых указывались основные признаки функциональной предметизации

Необходимо отметить, что архивы, содержащие внутриучрежденческую служебную информацию и свидетельства конфиденциального характера, сохранили свою самостоятельную роль и функционировали как неотъемлемая часть любого государственно-административного образования. Архивы создавались как обязательные службы, обеспечивающие выполнение всего комплекса внутренних и внешних функций государства, его институтов власти и управления.

В древних государствах Двуречья экономические архивы были хорошо оборудованы (стеллажами, полками, контейнерами с топографическими указателями и т. д.) и надежно охранялись. Выделяя типы экономических архивов и уровни, на которых осуществлялось хранение древних хозяйственных документов, следует, однако, отметить неразвитость и неоформленность технических и производственных архивов, что обуславливалось прежде всего неразвитостью товарно-денежных отношений, что не стимулировало технический прогресс. Одни и те же орудия труда сохранялись тысячелетиями. Их создание не требовало никаких научно-технических материалов. Малочисленность используемых изделий определяла незначительное количество видов и разновидностей специальных технических документов и не создавала условий для выработки особых методов (по отношению к другим типам документов) их хранения и использования.

6. Зарождение светских госархивов в Древ.Риме

Высшим государственным учреждением Римской республики являлся Сенат, который принимал большинство важнейших экономических и правовых решений, связанных с управлением Римом и римскими территориями. Документы по его деятельности (законопроекты, отчеты, протоколы и др.) хранились в Эрарии — государственном архиве Римской республики. Несмотря на то, что он находился в храме Сатурна, это был светский архив, где документы хранились вместе с казной, военными трофеями, материальными ценностями.

Эрарии как архив смешанного типа включал документы разного характера: дипломатические, политические, военно-договорные, организационно-распорядительные и административно-хозяйственные. Последние были представлены прежде всего материалами, связанными с принятием и исполнением законов, регулирующих вопросы торговли и имущественные права. Это речи, письма, сенатские и городские ведомости, законопроекты, эдикты, соглашения, поручения, декреты, отчеты о состоянии державы. Например, эдикт Тиберия Юлия Александра (68 г.) имел целью обеспечить интересы государства в тех случаях, когда лица, которым грозила конфискация имущества, могли попытаться спасти его, продав, заложив или передав кому-либо в счет возмещения долгов. Экономическая документация (договоры купли-продажи, ипотечные займы, брачные контракты), которая сохранилась в связи с введением в действие этого эдикта, свидетельствует о том, что Римское государство стремилось иметь данные о характере, количестве и стоимости движимого и недвижимого имущества, переходившего из рук в руки. Несмотря на то, что практически все письменные документы, поступавшие на хранение в архив, выполнялись на деревянных табличках, папирусе и пергаменте, тексты законов вырезались на медных досках и только после этого сдавались в отделение казны Эрария.

Тесно связанные с материалами по хозяйственным законопроектам статистические письменные данные также были широко представлены в Эрарии.

Позже Эрарий был переименован в Табулярий. В Табулярий регулярно поступали отчетные финансовые документы от наместников провинций (сенаторов, консулов, проконсулов), городских управляющих, магистратов, при которых создавались текущие хозяйственные архивы, направляющие по истечении времени наиболее важные сообщения и документы в Табулярий, который выполнял при этом роль центрального исторического архива. При Юлии Цезаре, когда на заседаниях Сената стали вестись вместо коротких записей подробные протоколы, позиции Табулярия существенно укрепились, и он окончательно стал сенатским архивом. Материалы, поступающие в Табулярий в виде деревянных дошечек, хранились в связках, папирусе - в свитках, пергаменте — в тетрадях и книгах. Документы систематизировались по принадлежности к определенным учреждениям и по видам материалов, например «Книги сенатских постановлений», которые располагались в хронологическом порядке. Служащие архива, которых набирали квесторы, назвались «аппариторами». Они по существу являлись хранителями фондов и делились на две категории: скрибов (писцов-копиистов, занимавшихся регистрацией поступлений, выдачей справок) и табуляриев, производивших классификацию и систематизацию архивных материалов. Систематизированные документы хранились в специальных ящиках и футлярах (агптагшт).

Помимо Табулярия, в Римской империи существовало множество региональных государственных экономических архивов - у наместников провинций, цензоров, консулов, преторов, прокураторов и т. д. Они функционировали как текущие архивы, где в течение определенного срока хранились арендные договоры, долговые обязательства, контракты с откупщиками и подрядчиками, финансовые документы, отчеты по эксплуатации рудников и государственных земель, оперативные налоговые сводки

7. Производств. архивы гос-в Древ.Мира

Отсутствие практически во всех странах Древнего Двуречья частных производственных (ремесленных) архивов объяснялось слабым развитием ремесел. Ирригационное земледелие, грандиозное строительство, горные и металлургические проекты осуществлялись благодаря централизованному управлению. Поэтому технические и производственные материалы в странах ближневосточной цивилизации хранились вместе с общими хозяйственными документами. Во всех древневосточных государствах широко проводились строительные и гидротехнические работы, результаты которых находили свое отражение в таких документах, как технические описания, планы, рисунки, карты. Сохранились научно-технические источники, повествующие о создании в X—XI вв. до н.э. в Месопотамии ирригационных систем и подземных каналов, планы строительства крепостных стен, хозяйственных и общественных построек в Вавилоне. Эта часть экономической документации откладывалась как в государственных архивохранилищах, так и в частных фамильных архивах, принадлежавших отдельным лицам, организовавшим или финансировавшим тот или иной вид работ. Эпиграфические архивы, которые оставили нам писцы-камнерезы, запечатлевшие важную административно-хозяйственную и производственно-техническую информацию на стенах дворцовых и храмовых сооружений, стелах, гробницах, столбах и т.д.

8. Возникнов. муницип. Арх. В Зап.Европе

С ростом городов (центр ремесла и торговли) образовывались различные типы хозяйственных архивов. Однако первое место по своей значимости и объемам занимали архивы городской администрации, которые наиболее полно отражали основные хозяйственно-административные функции средневековых городов. Городские архивы, которые сначала помешались в монастырях, а затем в ратушах, окончательно оформились в связи с образованием органов городского самоуправления. Фискальная и хозяйственная деятельность городских властей порождала многочисленную финансовую, статистическую и экономико-управленческую документацию, которая хранилась при канцелярии городского совета. Пример –архив Женевы. 1 этап управл. – духов-во управляет городом, несистематизированное накопление и хранение экономической документации вместе с дипломатической, юридической и т.д. Экон. документы хранились в самих монастырях или феодальных поместьях вместе с матер.ценностями.

Второй этап формирования архива – с ростом города и укреплением его политических и экономических позиций многие важные документы, подтверждающие права церквей и светских феодалов на владение какой-либо собственностью, находившейся в черте города или вблизи от него, били перенесены в городской собор Св. Петра (счетные книги, записи о поступлениях продовольствия в городские склады и монастыри, первичные статистические данные о населении города, собираемые в целях налогообложения, планы городских общественных зданий и церквей, сведения о доходах города, получаемых от торговых сделок и сбора тех или иных пошлин.)

Третий этап - управление городом в специально построенную для этого ратушу, куда вместе с советом по муниципальному управлению был перенесен и городской архив. Если в аппарате прежнего правления выделялись только две административные структуры — секретариат и городское казначейство, то теперь хозяйственные функции выполнялись уже несколькими подразделениями Совета, важнейшим из которых стало контрольно-финансовое подразделение, проводившее систематические проверки правильности ведения финансовых документов.

Формирование хозяйственных документальных комплексов по функционально-видовому признаку например, «Налоговые книги», «Книги счетов», «Планы стоительства».

Документы в ратуше хранились до XVI в. в различных бюро центральной администрации, что, естественно, отражалось на их сохранности. С работы над описями, которую, начиная с XVI в., стали проводить исключительно архивисты, принимавшие специальную присягу, начинается упорядочение дел в архиве, вводится учет и более логичная систематизация документов.

Анализируя особенности организации муниципальных архивов, нельзя не отметить их роль в интеллектуальной эволюции средневекового мира, в которой города также занимали центральное место

9. Производственные архивы стран Зап.Европы в средние века (арх мануф, цеховые, ремесленные)

Особенность – в семейности, «семейные архивы», передавались по наследству. ремесленники объединялись в гильдии, документы хранились на руках у владельца гильдии. документы, связанные с покупкой лицензии. цеховых архивах хранились арендные договора и квитанции об уплате фикты, но чаше они работали в собственных домах и держали учеников и подмастерьев. У ремесленных мастеров имелись домашние архивы, в которых хранились письменные заказы на изготовление товаров, счета за покупку сырья, расписки о продаже товаров, договоры с торговцами — поставщиками сырья и скупщиками готовых изделий.

Мануф-ры -15-16 вв, ручной труд+машины. Если рассеянная – доки у одного чела, если круп.централиз., то доки хранились в арх. мануф.

По мере расширения производственных помещений некоторые производственно-технические и технологические документы (часть семейного архива) стали храниться непосредственно в мастерских в специальных ящиках или шкафах. При этом документы группировались по формату или по виду, а иногда по производственному признаку, в зависимости от наименования изделий. Отдельно хранились статуты и уставы цехов. Размещение архивов непосредственно на производстве распространилось в связи с появлением и развитием мануфактур, а затем фабрик. Однако финансово-бухгалтерские материалы продолжали оставаться в семейных архивах ремесленников.

По мере развития техники и усложнения технологии все большее значение приобретали централизованные мануфактуры с централизованными архивами, чаще всего организационно-техническими. Наличие таких архивов становилось необходимым условием функционирования производства. Часто казначей-бухгалтер для финдел предприятия.

Архивы частных мануфактур носили полусемейный характер и были довольно далеки от современных предпринимательских, отражающих в полном объеме всю сферу управления производством.

10. Государств. и ведомственные архивы США в 19 в

Развитие экономических и хозяйственных архивов, отложившихся на уровне государственных структур в США в индустриальный период, осуществлялось в рамках процесса дальнейшего становления и укрепления новой американской национальной экономики, оформления соответствующей системы правительственных органов. После войны за независимость в Северной Америке 1775—1783 гг. в образовавшемся государстве было введено федеральное устройство, при котором на администрацию штатов возлагалось хранение и использование документов правительственных учреждений, региональных и городских управляющих органов в соответствии с местным законодательством. Это определило многообразие подходов в организации архивов, наличие серьезных различий в практике работы с документами, трудностей в координации и централизации в управлении архивами не только на уровне федерального правительства, но и в пределах отдельных штатов. В индустриальный период значительно усилилась роль федерального центра. Объединение Севера и Юга в 60-х годах XIX в. создало необходимые предпосылки для формирования целого ряда федеральных институтов с общефедеральными целями и задачами, ставшими создателями достаточно обширных и разнообразных по содержанию текущих архивов национального значения. Несмотря на преобладание в экономике США частного бизнеса, существенно расширившего свои позиции во второй половине прошлого столетия, можно сказать, что строительство финансово-промышленной инфраструктуры (железнодорожной, энергетической системы, комплекса тяжелой промышленности) осуществлялось либо под контролем правительства или с его непосредственным участием, либо за счет бюджетных ассигнований. Экономические функции государственных учреждений обусловили наличие в их делопроизводственных службах большого количества документов хозяйственного содержания. Прежде всего это касается комитетов и комиссий Конгресса и его департаментов. В деятельности Конгресса США и его исполнительных органов откладывались документы по разработке и принятию экономических законов, регулированию трудовых отношений на производстве, правительственным заказам частным компаниям, переписка с государственными предприятиями, проекты по развитию, реконструкции промышленности, строительству различных объектов. Например, архив Комиссии труда и образования, созданный в 1867 г., составляли материалы по национальной индустриальной политике, профессионально-техническому обучению, трудовому законодательству, зарождению профсоюзного движения рабочих. В архиве департамента Коммерции и индустрии, образованного в 1903 г., отложилось немало программ по управлению бизнесом в США, строительным совместно с частными фирмами проектам, в частности, по сооружению Панамского канала. Вся отчетная документация по контролю за финансовой деятельностью предприятий, а также налоговые материалы поступали на хранение в делопроизводственную службу Департамента казначейства. Статистические материалы, которые еще с 1810 г. стали включать в официальную американскую статистику вопросы, касающиеся регистрации мануфактур, фабрик с указанием сведений о выпускаемых ими изделиях, контролировались в Бюро по переписи и статистике, которое до 1902 г. существовало при департаменте Коммерции. В начале XIX в. в США впервые в мире стала использоваться деловая статистика, которая применялась для оценки разных предприятий по таким характеристикам, как производительность, эффективность и т.д. Немаловажную роль в экономическом развитии США сыграли правительственные программы в области создания национальной системы водного и наземного транспорта, обеспечивших успешное и эффективное осуществление индустриализации в общегосударственном масштабе. Материалы, отражающие выполнение государственных заказов компаниям на строительство кораблей, проектов транспортных и гидротехнических сооружений, составляли текущие делопроизводственные комплексы Транспортного отдела, который был создан в 1862 г. при Департаменте внутренних дел33. В связи с отсутствием в стране централизованной системы государственного комплектования и Национального архива, правительственные документы частично оставались в текущих архивах или делопроизводственных службах по месту их создания (департаментах, комитетах, комиссиях), либо (это касается обобщенных итоговых материалов) поступали на хранение в библиотеки, например, в Библиотеку Конгресса США. Такое раздробление в хранении официальных правительственных документальных источников не могло не беспокоить американских историков, которые, начиная со второй половины XIX в., начинают выступать за создание общегосударственного хранилища исторических материалов центральных учреждений. Много сделала для сбора и сохранения архивных документов Американская историческая ассоциация, основанная в 1884 г. Образованная при ней Историческая комиссия манускриптов подготовила первые справочники по архивным источникам. В 1899 г. при ассоциации была образована Архивная комиссия, проводившая серьезную работу по обследованию архивов штатов с публикацией подробных отчетов. С другой стороны, в высших и центральных учреждениях и местных органах, созданных сразу после принятия конституции США 1789 г., за прошедшее с тех пор столетие скопились значительные объемы документации. Комиссии Конгресса, назначавшиеся в 90-е годы XIX в. для обследования состояния архивов правительственных органов, пришли к выводу о необходимости архивной реформы. В 1909 г. по инициативе Архивной комиссии состоялась первая конференция архивистов, в которой приняли участие представители многих штатов. В 1913г. Конгресс США принял решение о подготовке проекта для создания Национального архива, которому суждено было реализоваться только в 1935 г.

11. Арх.реформа во Фран. кон 18-19 в

Экономические документы раньше других материалов стали объектом архивной централизации и упорядочения их хранения согласно единым государственным правилам. Например, во Франции еще до революции 1789-1794 гг. был создан централизованный государственный экономический архив. Начиная с 1715 г. страна переживала затяжной финансово-экономический кризис. Государственный долг к этому времени составил 2,5 млн ливров, что в 32 раза превышало годовые доходы короля от сбора налогов. Правительство встало на путь выпуска бумажных денег с принудительным курсом по проекту авантюриста Дэнона. Из-за интенсивной эмиграции ремесленников и торговцев (около 2 млн человек) национальное производство было практически парализовано.

В 70-е годы XVIII в. королевское правительство сделало попытку выйти из кризиса путем проведения экономических ;форм. Их частью стало решение министра финансов о создании в Париже Генерального информационно-исследовательского бюро, ставшего местом концентрации всех исторических и некоторых текущих архивов, имевшихся при торгово-промышленных палатах в различных районах и городах Франции. Всего за годы существования этого учреждения было собрано более 100 тыс. рукописей экономического содержания. Путем изучения данных материалов правительство Франции пыталось осуществить практические шаги по оздоровлению государственной экономики. Этот архив был уничтожен Великой Французской революцией, которая, по иронии судьбы, положила начало оформлению новой государственной системы, в которой архивы и архивное дело впервые получили свое современное оформление.

Особенности:

выведение архивов из исключительной собственности государства и государственных органов власти и придания им статуса национального достояния;

провозглашение принципов общедоступности («публичности») государственных исторических архивов;

централизация архивов на общегосударственном уровне путем формирования системы управления, построенной на единых научных принципах;

концентрация документов правительственных учреждений в определенной сети государственных архивов;

зарождение современных архивных учреждений и новой архивной администрации, складывание иерархии комплектования;

установление определенных принципов разграничения текущих и исторических архивов;

формирование современной теории и практики архивоведения как специальной отрасли знания;

выработка и формулирование основных принципов архивоведения, установление общих классификационных признаков для архивных материалов;

разработка основ архивного образования и создание соответствующих учреждений.

29 июня 1789 г. специальным декретом был создан первый государственный исторический архив — Архив Национального собрания. Его устав, принятый в 1790 г., и декрет от 25 июня 1794 г. объявили о главном назначении архива — хранить документы, закрепляющие права и завоевания нации, и провозгласили его доступность для всех граждан страны. Этим он принципиально отличался от существовавших в Западной Европе королевских государственных архивов. Впервые утверждались основные правила централизации хранения и вводилось четкое разграничение между архивными документами общеисторического характера и документами по истории науки и искусства. Благодаря реформе началась разработка методики учета, классификации и описания архивных мажалов, была создана и структура самого Национального архива Франции в целях обеспечения их сохранности и последующего широкого использования

12. Созд. централизов. госуд. архивов в странах Западной Европы в 18-19 в

В Бельгии, как и в других европейских странах, архивная реформа нового времени предусматривала создание не только централизованного управления архивами и национального исторического архива, но целой системы государственных ведомственных, муниципальных и местных архивных служб. Ведомственные архивы формировались параллельно с преобразованием государственной системы органов власти и управления. В середине XIX в. в результате межведомственных разногласий погибло значительное количество архивных документов различных ведомств. Экономические архивы, созданные в 1830-1880 гг., лишь частично отражали процесс индустриализации бельгийской экономики, поскольку многие документы второй половины XIX в., связанные с появлением и развитием промышленных предприятий, железнодорожного транспорта, телефонной и телеграфной сети, сохранились слабо.

В ходе архивной реформы перестраивалась сеть местных архивных учреждений. С 1845 г. все прежние архивохранилища департаментов стали именоваться государственными провинциальными архивами. К 1851 г. их насчитывалось 7, а во второй половине XIX в. к ним прибавилось еще два: в Хасселте (1869 г.) и в Антверпене (1898 г.). Последний является крупнейшим историческим архивом, в который попало немало документов по деятельности бирж и цехов.

Как правило, бельгийские городские архивы делились на две секции: историческую, хранившую документы муниципальных учреждений до XIX в., и административно-хозяйственные комплексы так называемых новых органов городского самоуправления. К архивной реформе, пик которой пришелся на вторую половину XIX в., приступили и остальные страны Западной Европы: Германия, Австрия, Англия, Италия, Нидерланды и Испания. В Германии и Италии реформа архивного дела осуществлялась параллельно с образованием там единых централизованных государств, и центральные архивы создавались на базе архивов отдельных королевств, графств и княжеств.

В Баварии преобразования в области архивов начались еще в начале XVII в. и привели к созданию там в 1812г. центрального государственного архива. Ему было подчинено 8 окружных архивов. Архивы не только были объявлены публичными, но и стали называться «историческими центрами», созданными для законодательных, административных и судебных целей, а также отвечавшими интересам корпораций и частных лиц. (но доступ был ограничен)

Достаточно сложно проходила централизация архивного дела в Италии. До образования единого национального государства в 1870 г. она осуществлялась в рамках отдельных раздробленных королевств и даже городов.

Централизация архивного дела, сопровождавшаяся формированием многоуровневой системы архивных институтов - на общегосударственном, государственно-ведомственном, провинциальном, городском и местном (коммунальном, общинном) уровнях, создавала схему обязательного комплектования, при которой экономические документы, вышедшие из сферы активного использования, подлежали обязательному сохранению. При этом, начиная с середины XVIII в. ценность документа как исторического источника стала определяться и с учетом его значимости для изучения экономической истории.

Архивное образование, сложившееся в странах Западной Европы к концу XIX - началу XX вв. было ориентировано главным образом на преподавание основ работы со средневековыми источниками и не предусматривало изучение дисциплин, связанных с исследованием особенностей хранения и использования нетрадиционных видов документов, к которым прежде всего относились материалы, связанные со специальными экономическими сюжетами, такими как организация производства.

Несмотря на попытки правительств ряда стран Европы при проведении архивной реформы получить на хранение хозяйственные архивы отдельных предпринимателей, частных компаний, акционерных обществ и банков, большинство из них осталось у владельцев. Это требует специального обращения к сложившейся системе частных архивов.

13. Появл. и разв архивов банков в Средние века и Новое время

Укрепл. капитал. уклада, появл. мануф, разв. товар-ден.отнош., меняльные конторы. По мере расширения масштабов деятельности, менялы превращались в ростовщиков и давали ссуды королям, крупным феодалам, купцам и ремесленникам. На руках у них оставались такие финансовые документы, как долговые расписки, поручительства и квитанции. В процессе деятельности банкиров совершенствовались техника счета и оформление расчетных документов.

У банкиров – кредитно-депозитные квитанции, расписки клиентов, долговые обязательства., кредитные соглашения. Все клиенты банков регистрировались в специальных книгах. Основным признаком систематизации материалов в архиве являлась принадлежность документа или документов конкретному лицу, а внутри дела каждого клиента материалы располагались по хронологическому принципу.

Практически во всех странах Западной Европы банки были частными, и их архивы нередко являлись семейно-служебными. Исключение составляла лишь Англия, где разменом денег занималось государство. В 1576 г. в Англии была учреждена королевская страховая палата, при которой создается архив, представляющий комплект бухгалтерских и регистрационных книг58. Книги систематизировались по видам страхования, которое проводила палата - морское, торговое, производственное и т.д. Первый английский государственный банк (1663) также имел свой архив, в котором хранились комплексы финансовых и регистрационных документов. Говоря об эволюции банков, необходимо отметить, что до середины XVI века они были чисто коммерческими, а впоследствии стали выдавать ссуды для организации промышленного производства.

14. Арх.реформа на промышл. индустр-ых арх. Западноевропейских стран

Сосуществование прежних типов хозяйственных архивов (семейных, купеческих, ремесленных, банковских и др.) дополняется сравнительно новыми их разновидностями - такими как фабричные и предпринимательские несемейные деловые архивы. Однако и те, и те подверглись изменениями, так как изменился процесс произв-ва. Семейные архивы перестают быть лидирующими, а ремесленные почти исчезают.

Коренное изменение роли и статуса архива предприятия. Дорогое оборудов. – нужен организова.технич.архив. Производственный архив превращается и в научно-технический. Оформляется фабричный архив (организационно-производственный). Нужно планировать бизнес. Предприним.архив нового типа, хранение на фабрике. на повышение их статуса – часто ликвид без передачи в госхран.

Разрабатывались основы теории и практики классического архивоведения. в рамках национальных экономик экономические архивы формируются как часть общих документальных собраний государственных учреждений Западной Европы, пере>:>ходивших к централизации своих архивов путем проведения соответствующей реформы Складываются крупные центральные архивы.

С увеличением масштабов сбыта и объемов производства применение технически более совершенного оборудования требовало создания целых комплексов документов. Задача создания промышленного архива, - главная задача такого архива состояла в.документационном обеспечении производства. Перенос всех финансовых расчетов по производству из кабинета предпринимателя-одиночки в бухгалтерию, имевшую свой текущий архив — как обязательную часть экономического архива компании. Так в архивах предприятий начали откладываться документы, выполненные в соответствии с определенными унифицированными требованиями, что существенно облегчало их учет и хранение. Кроме того, в архивах фирм стали храниться нормативно-технические документы в виде нормалей, технологических инструкций и условий. В середине XIX в. в составе архивов многих промышленных предприятий появились такие документы, как рабочие контракты, в которых фиксировались условия работы, ее ежедневная продолжительность, заработная плата. Семейные архивы еще не ушли в прошлое.

В этой связи архивы предприятий (Анг) в самом начале промышленного переворота почти не содержали технической документации. Однако к началу XIX в. на предприятиях фабричного типа стали создаваться текущие и, как правило, децентрализованные архивные подсистемы: производственно-техническая, бухгалтерская, финансово-коммерческая, административная и кадровая. С конца XIX - начала XX в. к указанным архивам присоединяется архив научно-исследовательских подразделений и патентное бюро.

Состав подавляющего большинства фабричных архивов вплоть до конца XIX в. мало чем отличался от мануфактурных. Это документы, непосредственно связанные с функционированием производства (фабричные технологические планы, регламенты, чертежи и рисунки, патенты, технические и памятные записки, промышленные образцы); различные административные документы (разрешения и указания королевской администрации на производство, выпуск и продажу продукции, доклады и отчеты по общей деятельности фабрики, проверке работы предприятия, выписки из трудового законодательства, инструкции, регулирующие условия приема и увольнения рабочих и т.д.); коммерческие документы, связанные с закупкой сырья, продажей продукции, сведения о поставщиках и покупателях и т.д.; бухгалтерские документы, регулировавшие все финансовые операции, уплаты налогов, выплату зарплат, подсчеты затрат и доходов.

15. Эволюция производств.архивов в США в 17-19 в

В раннеиндустриальный период смешанный характер собирания документов. Отсутствие какой-либо явной специализации и профильности по видам деятельности, отраслевым признакам или функциям. Основой всему по-прежнему являлся семейный архив фермера с соответствующим составом и содержанием хранящихся в нем материалов. К 40-м годам XIX в., когда отдельные фермеры из домашних промыслов создавали мануфактурные производства с использованием сначала труда только членов семьи, а затем и наемных рабочих, в фермерском архиве стали присутствовать и мануфактурные регламенты, и договоры по найму, купчие на сырье и простые орудия труда, заказы на изготовление продукции. Создателями фабрик были бывшие фермеры, коммерсанты, заинтересованные в сохранении документов, отражавших вопросы, связанных с получением различных займов под открытие заводов, продажами акций, взаимоотношениями с поставщиками и покупателями, страхованием жизни рабочих и недвижимостью предприятий. С укрупнением производственных и коммерческих фирм вырастает роль архивов.

1) смешанный тип архивов фермерско-мануфактурно-фабричного производства, отсутствие каких-либо самостоятельных структурно-организационных форм – 50-80 19 в.

2) постеп. Разв. Пром. архивов под влиянием процессов укрупнения фабрично-заводских предприятий, усложнением системы их управления, использования научных исследований – 80е годы-1914.

Возрастает значение отчетно-плановых и расчетно-бухгалтерских документов в общем делопроизводственном комплексе фирмы, становится необходимым их сохранение и использование как исходного материала для анализа ситуации на фирме, вступающей в новый финансовый год. Внедрение основ менеджмента в промышленности стумулировало развитие исследований и собственно технологической науки непосредственно на производстве, что сделало научную документацию неотъемлемой частью архива предприятия.

К началу XX в. определились приемы классификации, систематизации и хранения документов в архивах фирм. Прежде всего следует заметить, что употребляемый нами термин «архив» практически не фигурирует в документах, регламентирующих работу с текущими и устаревшими документами на американских предприятиях периода индустриализации, в качестве названия единой службы, организующей прием и хранение источников с ретроспективной документной информацией. Отсутствие практики выделения из общего документооборота материалов, потерявших оперативное значение, и оценки их исторической ценности порождало специфическую методику их постоянного совместного хранения по структурным подразделениям, децентрализованно. Если на предприятии скапливалось большое количество устаревшей документации, она частично уничтожалась, частично направлялась в научно-технические или экономические библиотеки, организация которых на американских фирмах в конце XIX в. стала массовым явлением

16. Национальная арх.реформа в США в первой пол. 20 века

Национальный Архив и сеть госархивов – создание к 1935, предпосылки – 10 вопрос.

Образованный в 1934 г., национальный архив изначально принимал источники не только по истории национальной экономики, поступавшие в основном из государственных правительственных учреждений, но и по истории фирм частного сектора. Политика национального архива объяснялась самой историей развития США: государство было построено на принципах свободного предпринимательства, пронизывающих всю систему общественных отношений. Именно бизнес-источники отражали процесс складывания деловых связей, механизм постоянного совершенствования рыночной и деловой инфраструктуры Экономическая часть национального архива формировалась посредством комплектования организационно-хозяйственной, производствен но-управленческой, финансовой и статистической документацией соответствующих федеральных органов. Именно в источниках комплектования и его обязательности как такового состояло первое отличие профаммы национального архива от профаммы Гарвардского университета. Первоначальное комплектование проводилось по заранее составленным спискам источников комплектования и перечням дел ведомств. Документы, созданные до 1895 г., в перечни не включались, их передавали в национальный архив. Помимо уже существующих федеральных служб и министерств экономического профиля таких, как департамент коммерции, статистическое бюро или министерство экономики — в число источников комплектования включались также выборные комитеты и комиссии Сената, создаваемые на определенных этапах развития американского общества в тех или иных политико-экономических целях. Как правило, именно их деятельность была связана с частными коммерческими и промышленными компаниями. Комитеты вели с ними переговоры, заключали контракты на выполнение определенных государственных заказов. Через эти комиссии и комитеты, а не впрямую из фирм, в национальным архив и поступали исторические бизнес-материалы. И в этом состояло второе отличие профаммы национального архива по комплектованию экономической документацией от профаммы Гарвардского университета.

17. Историки и бизнес-историки к созданию бизнес-архивов. Пер.пол. 20 в

В 20-х годах 20 века интерес к бизнес-истории (идеология экономич. индивидуализма с идеол.рационализма) – исследовать структуру отдел.фирм, изучить развитие компаний.

1 этап – 20-30 гг. начинания Гарвард.универа в бизнес-архивоведении, Общество истории бизнеса, первые монографии, публикации. Первая программа по бизнес-архивам.

В 30-40 создание при Обществе американских архивистов комитета по бизнес-архивам. В это время все разрабатывавшиеся методические материалы ориентировали частные компании и государственные фирмы на систематизацию собственных материалов для передачи их в национальный архив США и организации там их хранения по общим с хранением документации государственных учреждений правилам. В 1944 стипендии для подготовки специалистов по бизнес-архивам.

Период конца 30-х — середины 40-х годов можно считать начальным этапом формирования государственной политики в отношении сохранения бизнес-источников. Однако были проблемы с критериями отбора бизнес-архивов. Для сохранения бизнес-источников на общенациональном уровне потребовалось решить ряд срочных вопросов, касающихся прежде всего методики их систематизации, описания, классификации и учета. Необходимо было в кратчайшие сроки разработать практические инструкции, учебно-справочные пособия.

В начале 40-х годов в движение за сохранение бизнес-источников активно включилась Музейная ассоциация США, поддержавшая международную программу создания на частных фирмах постоянно действующих экспозиций по истории развития бизнес-экономики. Экспонатами становились патенты, товарные знаки, готовые изделия, демонстрировавшие эволюцию инженерной мысли. Организуя музеи на предприятиях, устроители выставок при помощи и поддержке бизнес-историков выбирали из архивов коллекции материалов по истории развития предпринимательской деятельности компаний в целях их использования в качестве музейных экспонатов. В большинстве музеев откладывались на хранение значительные собрания исторических документов, что позволило им в начале 40-х годов реализовать многие архивные проекты. Тем самым несколько замедлилось формирование бизнес-архивов как самостоятельных структурных подразделений на частных фирмах

18. Развитие арх. профессии в США в 20 в

Возрастание объема принимаемой на государственное хранение экономической и деловой документации требовало профессиональной подготовки бизнес-архивистов. В связи с этим в 1939 г. представители национального архива обратились в правительственные и общественные организации с просьбой о выделении средств для введения в некоторых университетах соответствующих архивных специализаций. Тем самым были заложены основы для создания системы специального образования в данной области. В 1944 г. Общество американских архивистов выделило первые стипендии для подготовки специалистов для работы в бизнес-архивах.

В 40-х гг. в США не хватало профессиональных кадров для формирования предпринимательских архивов в негосударственной сфере бизнеса - в 1946 г. в Нью-Йоркском и Колумбийском университетах были открыты специализации по бизнес-истории и бизнес-архивам с проведением практики в соответствующих хранилищах.

Несмотря на попытки привлекать к архивной работе на частных предприятиях управляющих документацией, музееведов и историков, в послевоенный период на фирмы пришли архивисты. В ряде американских университетов открылись специализации по бизнес-архивам. Так, в начале 60-х годов при Гарвардской школе предпринимательства были открыты курсы для подготовки специалистов в области управления бизнес-документацией

19. Теория и методика арх. работы в США в 40-80-е гг 20 в

В начале 50-х - конце 60-х годов на развитие экономических архивов значительное влияние оказывали теоретико-методологические и практические успехи американских архивистов в общем и специальном архивоведении. Так, начали использоваться новые технические средства и архивные технологии; совершенствовалась система отбора документов с постоянными сроками хранения, уточнялись списки источников комплектования, а также схема системы отбора; делались попытки расширить проблему доступа к архивной информации. В конце 40-х годов сотрудники национального архива США изучали с применением «вертикального файла» и «уменьшенного фотографирования» (микрофильмирования) сложившиеся в конце XIX в. в сфере частного бизнеса принципы систематизации текущей деловой документации и ее последующей каталогизации. Это делалось с целью использовать указанные принципы при создании научно-справочного аппарата к архивным документам. С середины 40-х до конца 60-х годов США первыми в мире разработали вычислительно-перфорационные машины «», которые стали применять для подготовки каталогов и путеводителей в публичных архивах. В эти же годы интенсивно проводилось микрокопирование исторических материалов для пополнения архивов и более оперативного обслуживания исследователей. К 1970 г. национальный архив США уже мог предложить исследователям 150 тыс. микрофильмов21. Правительственные и неправительственные учреждения, а также частные компании достаточно быстро стали использовать новые архивные методы, технологии и средства для своих текущих и ретроспективных документных собраний. Компьютерный метод обработки информации широко применялся в национальном бюро стандартов, на судостроительных фирмах, в банках.

Как уже отмечалось, американские архивисты вносили принципиальные поправки, дополнения и изменения в довольно распространенную в западноевропейском архивоведении до середины 50-х годов теорию экспертных оценок по отношению к документации, потерявшей свое практическое значение. Так, известный теоретик архивного дела США Т. Шелленберг в целом признавал важную роль административно-делопроизводственных служб в отборе на постоянное хранение или в выработке рекомендаций к уничтожению того или иного документа, исходя из его значения для обеспечения текущих функций учреждения. И тем не менее он определял этот этап как начальный этап экспертизы, когда применяются критерии так называемой первоначальной, очевидной, доказательной ценности конкретного источника. Вторым этапом Шелленберг называл оценку документа с точки зрения его преходящей, информационной ценности, которая не прослеживается на активном или даже полуактивном жизненном цикле документа, но может иметь огромное значение при его использовании как исторического источника. Американские архивисты (и не только американские) применяли положение Шелленберга самым действенным образом при проведении экспертизы ценности НТД, в том числе и экономико-управленческой, финансовой документации соответствующих правительственных институтов — главных источников комплектования национального архива. В эти годы архивисты США, используя новые методические разработки, продолжали заниматься составлением типовых перечней для различных ведомств. Например, в перечень министерства финансов к делам с постоянными сроками хранения были включены финансовые сметы и материалы по формированию государственного бюджета. Из документации административно-хозяйственных ведомств постоянному хранению подлежали лишь отдельные комплексы с учетом того, что аналогичная документация откладывалась в результате деятельности министерства финансов, центрального финансового управления, комиссии по делам гражданской службы.

20. Университет.архивы США в 20 в.

Так как частные универы создавались на деньги предпринимателей, они откладывали и их частные архивы, а также тех, кто выступал. Хранение доков - в библиотеке. Из-за этого – изоляция этих арх от общеархивных процессов. Научно-технические источники в библиотеках никогда не выделялись из организационно-административных комплексов документов, что не позволяло определить их видовой состав и историческое значение. подавляющем большинстве научные исследования в универах США всегда имели прикладное значение, которое определялось финансово-коммерческими результатами. Ни в одном университете США не существовало соответствующей специализации или курсов переподготовки архивистов для работы с НТД.

21. Современ. система экономических архивов в США

С середины 80-ых начинается соврем. этап разв. Экон.архивов. Прежде всего он характеризуется завершением в целом оформления системы архивного распределения экономических и бизнес-источников. Достаточно четко просматриваются ее основные уровни: 1) национальный; 2) местный; 3) региональный; 4) локальный специализированный; 5) предпринимательский

1 уровень - национальный архив, федеральный центр документации, библиотека Конгресса

2 уровень – архивы штатов

3 уровень - это библиотеки и архивы различных американских университетов

4 уровень - библиотеки, архивы университетов, музеи (как научные центры) – самый большой

5 уровень – университетские архивы

Период середины 20-х - конца 30-х годов можно считать первым этапом в развитии современных экономических архивов в США. Их организационное оформление и начало выработки методических подходов к отбору, организации хранения, описанию, учету адекватных по содержанию профильных источников почти полностью связаны с инициативой американских ученых Гарвардской школы, нарушивших научную целостность экономической истории предметно-структурным и дисциплинарным выделением в ней бизнес-истории ее кого контекста. Бизнес-история, ставшая основой бизнес-архивоведения, - это главное завоевание американской ис-торико-архивной науки в первой половине XX в.

В 50-60-е гг складывается система научно-исследовательской документации.

В сфере бизнеса создание архивов начинает ассоциироваться с восприятием их в качестве главного залога признания фирмами исторической значимости, адекватности и смысла собственной деятельности, манифестации своих заслуг перед обществом. Предприятия как бы демонстрируют многомерность человечества, идентифицируя себя с важным звеном «малой памяти», без которого невозможно сохранять и поддерживать структурно-содержательную целостность этой системы. Организаторы бизнес-архивов в первую очередь собирают материалы, отражающие особенности деятельности предприятий и организаций, специфику их противоречий и стратегии, субъективно-объективные тенденции безостановочного развития. Для функционирования бизнес-архиве в на предприятии необходимы типовые компоненты: помещение, оборудование, кадровое обеспечение, методика организации хранения и использования документов. Применение той или иной архивной технологии зависит от финансовых возможностей предприятия, квалификации сотрудников, места и роли самого архивного подразделения в структуре фирмы. Как правило, решение создать архив возникает через 25—30 лет после образования фирмы. С середины 80-х годов многие американские фирмы, приступая к формированию и развитию архивных подразделений, изначально ориентируются на централизованную схему комплектования документами, потерявшими практическое значение, с приданием им статуса исторических. Архивы фирм — это обычно комплекс помещений, включающих хранилище, читальный зал, комнату для сотрудников, бюро для архивных операций и обработки материалов.

Отобранные документы с пометой «архивный документ» или «исторический документ» должны передаваться в централизованный архив. Как правило, они поступают из разных структурных подразделений. Передача осуществляется в соответствии со сроками, установленными для каждой категории дел и указанными в номенклатуре дел или описи. Делопроизводственную опись или лист плановой регистрации документов составляет управляющий документацией. Опись включает: сведения о структурном подразделении, в котором был разработан документ (с указанием конкретного автора документа, статуса подразделения, в котором он работает), целях и задачах данного документа, его виде и форме представления информации; данные о включении документа в картотеку или информационную базу, регистрационный текущий номер, возможности его долговременного хранения, отношении документа к другому комплексу материалов. Перечень или список передачи дел может составлять как управляющий документацией при участии архивиста, так и непосредственно архивист. Общую инвентарную опись обычно готовит архивист, который, принимая материалы, систематизирует их, учитывает, описывает, создает серии. Одним из главных принципов систематизации и формирования дел является принцип происхождения, Это означает, что разные документы, созданные в результате деятельности одного структурного подразделения, должны храниться в одном месте.