Государственный Комитет Обороны

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История»

по теме: «Государственный Комитет Обороны»

Введение

Великая Отечественная война является одним из величайших событий не только истории СССР и России XX века, но и всемирной истории. В тоже время, деятельность Государственного Комитета Обороны СССР в годы войны в трудах отечественных и зарубежных историков освещена недостаточно. Это и способствовало выбору мной темы этой работы.

В данной курсовой работе были поставлены следующие цели:

    Описать систему государственной власти и государственного аппарата СССР времен Великой Отечественной Войны;

    Охарактеризовать место в этой системе Государственного Комитета Обороны;

    Описать деятельность Государственного Комитета Обороны и основные документы, принятые им;

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

1. Государственный аппарат СССР в годы великой отечественной войны. Образование Государственного Комитета Обороны

Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия и ее союзники обрушили на Советскую страну военный удар невиданной силы. 190 дивизий, свыше 4 тыс. танков, более 47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей агрессора начали боевые действия на огромном пространстве от Черного до Белого морей.

Война началась в крайне неблагоприятных для Советского Союза условиях. В области внешнеполитической, преимущества были на стороне агрессора. К июню 1941 года Германия оккупировала 12 стран Европы: Австрию, Чехословакию, Албанию, Польшу, Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Францию, Югославию, Грецию. Франция – великая держава – потерпела поражение за 44 дня. Итало-немецкие войска проникли в Африку и развернули наступление на Египет. Милитаристская Япония, захватив значительную часть Китая, готовилась к войне против СССР. Фашистская Германия, подчинив себе большую часть Европы и, используя ее ресурсы, обладала значительным преимуществом. Советский Союз по сути дела стоял один перед упоенным успехом врагом. В области экономической. не все вопросы подготовки к войне были решены. Только разворачивалось производство современной военной техники, новых танков и самолетов. К началу войны для укомплектования новых танковых соединений не хватало 12,5 тыс. средних и тяжелых танков, 43 тыс. тракторов, 300 тыс. автомобилей.1 По этой причине весьма низкой была боеспособность механизированных корпусов западных военных округов, принявших на себя главный удар противника. В области подготовки Вооруженных Сил имелись серьезные проблемы. Численность Красной Армии и Флота значительно возросла (с 1,9 млн. человек в 1939 г. до 5,4 млн. человек к июню 1941 года), однако быстрый рост новых формирований происходил без учета реальных возможностей в снабжении их вооружением, боеприпасами, средствами связи, автотранспортом. Не были завершены работы по техническому оснащению, развертыванию, организационному совершенствованию, обуче-нию Вооруженных Сил. В то же время вермахт имел двухлетний опыт войны и превосходил Красную Армию по профессиональной подготовке. В области военно-политического руководства имели место грубые просчеты в определении сроков начала фашистской агрессии и направления главного удара, в переоценке боеспособности и степени боевой подготовки своих войск и недооценке противника. Так, 13 января 1941 года на совещании в Кремле с участием высшего командного состава Вооруженных Сил начальник Генерального штаба К.А. Мерецков заявил: «При разработке Устава мы исходили из того, что наша дивизия значительно сильнее дивизии немецко-фашистской армии и что во встречном бою она, безусловно, разобьет немецкую дивизию. В обороне же одна наша дивизия отразит удар двух-трех дивизий противника. В наступлении полторы наши дивизии преодолеют оборону дивизии противника».1 В области духовной осознание военной опасности не было определяющим, в обществе царили пацифистские настроения, обстановка благодушия и беспечности. Несмотря на усилия по военно-патриотическому воспитанию народа, не все задачи удалось решить. Перевод сознания с мирного на военное время осуществлялся с началом войны в течение значительного периода, последнюю точку в этом процессе поставил, пожалуй, знаменитый приказ №227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!». Отрицательно сказались также необоснованные репрессии против руководящих кадров Вооруженных Сил, народного хозяйства, которые привели к кадровой неразберихе, особенно в высшем эшелоне военного руководства. Армия испытывала значительный некомплект командных и политических кадров. Так, некомплект кадров политсостава достигал в 1938 г. 29,8% штатной численности; к середине 1940 г. он все еще составлял 5,9%.2 В таких неблагоприятных условиях германская военная машина обрушила удар чудовищной силы на Советскую Страну. В результате неблагоприятного исхода приграничных сражений немецко-фашистские войска в течение нескольких недель продвинулись на 350 – 600 км, захватили территорию Латвии, Литвы, часть Эстонии, Украины, почти всю Белоруссию и Молдавию, часть территории РСФСР, вышли к Ленинграду, Смоленску и Киеву. Территория СССР, занятая врагом, вскоре превысила 1,5 млн. кв. км. Перед войной на ней проживало 74,5 млн. человек. Число советских граждан, погибших в боях, оказавшихся в плену, в гитлеровских концентрационных лагерях, достигло к осени 1941 года нескольких миллионов. Над страной нависла смертельная опасность. Для организации отпора и разгрома врага партийно-государственное руководство осуществляло работу по следующим направлениям:

    формирование органов военно-политического управления;

    организация сопротивления врагу на оккупированной территории;

    налаживание эффективной военно-экономической деятельности;

    обеспечение снабжения армии и населения;

    организация всенародной помощи фронту;

    укрепление национальных отношений;

    военно-мобилизационная деятельность;

    руководство вооруженной борьбой.

В первые же дни партийно-государственное руководство страны приняло меры по организации отпора врагу. В полдень 22 июня по радио выступил нарком иностранных дел В.М. Молотов с заявлением от имени правительства. В нем содержался призыв к сплочению единству народа, к Отечественной войне. Было объявлено военное положение. Началась мобилизация военнообязанных. Были образованы Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК) Вооруженных Сил СССР, Государственный Комитет Обороны, Советское информбюро, приняты постановления об охране предприятий и учреждений, формировании истребительных батальонов, о режиме рабочего времени, о создании в восточных районах новых баз авиационной и танковой промышленности.

Катастрофическое начало войны потребовало незамедлительной перестройки на военный лад политической, идеологической и экономической системы, всех звеньев партийного, государственного и хозяйственного аппарата, общественных организаций, содержания внутренней и внешней политики, образа жизни всего народа, труда и быта каждого человека. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал основным смыслом и содержанием этой перестройки.

К началу войны в ВКП(б) было около 3,9 млн. человек, объединенных в 205 тыс. первичных организаций. После чисток и массовых репрессий она на 60% состояла из людей, принятых в конце 30-х – начале 40-х годов.1 Новое пополнение в большинстве своем было исполнено искренней веры в коммунистические идеалы. Несомненно, однако, наличие в нем значительной доли людей политически пассивных и карьеристов. Все это проявилось на деле в суровых военных испытаниях.

Партия была молодой по возрасту: 50-летний рубеж перешагнули менее 5% ее членов и кандидатов; самой многочисленной группой были 25–35-летние, которые вместе с молодежью до 24 лет составляли около 62%. 36–50-летних насчитывалось свыше трети. Женщин среди коммунистов было немногим более 15%.2 Партия объединяла представителей практически всех народов СССР. По социальному происхождению преобладали рабочие и крестьяне (две трети), однако по роду занятий являлись таковыми менее трети. Более 60% коммунистов были малограмотными или с начальным образованием, среднее и неполное среднее (семилетнее) образование имела лишь треть, высшее – немногим более 6% (впрочем, образовательный уровень коммунистов все же превышал уровень населения в целом).3

Состав партии в годы войны обновился. На смену погибшим коммунистам и выбывшим по разным причинам становились миллионы новых. Кандидатами в члены ВКП(б) вступило около 5,1 млн. человек, членами – около 3,3 млн. человек. Вступление в партию в грозное время войны выражало, прежде всего, стремление быть среди активных защитников Родины.

Структура партии представляла собой пирамиду, вершину которой образовывали ее высшие органы. А на самом верху находился Сталин. Он был главой правящей партии, председателем Совнаркома СССР и Государственного Комитета Обороны, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, наркомом обороны. Ничто не ограничивало его единовластия.

Лица из ближайшего окружения Сталина, входившие в состав высших органов партии, концентрировали в своих руках власть, не только партийную, но и законодательную, исполнительную, военную, гражданскую. Так, В.М. Молотов – член политбюро, заместитель председателя Государственного Комитета Обороны и Совета Народных Комиссаров СССР, нарком иностранных дел, член Ставки ВГК Л.П. Берия – кандидат в члены политбюро, заместитель председателя Совета Народных Комиссаров, член Государственного Комитета Обороны, нарком внутренних дел. Г.М. Маленков – кандидат в члены политбюро, член оргбюро, секретарь ЦК, начальник управления кадров ЦК, член Государственного Комитета Обороны. Назначая на высшие посты в партии и государстве «своих» людей, Сталин как бы сжимал власть в одном кулаке, обеспечивая свою личную диктатуру.

Политическая система, в основе которой лежала строго централизованная структура партийно-государственных органов, еще в довоенное время накопила опыт функционирования в чрезвычайных уровнях. За много лет до войны были свернуты любые формы коллективного руководства, искоренены плюрализм мнений и инакомыслие. Усилия народа концентрировались на решении очередных народнохозяйственных задач, на преодолении реальных или искусственно создаваемых трудностей. В военной обстановке метод приказа и безусловного подчинения завершил процесс складывания тоталитарной, командно-административной системы.

Сталин подписывал все постановления, касавшиеся назначения руководящих кадров, организации вооруженных сил, материально-технического обеспечения армии, планирования, работы транспорта и т.п. Распоряжения по частным вопросам санкционировались Молотовым, Берия, Микояном. Принятые решения рассылались непосредственным исполнителям: наркомам, первым секретарям ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов и т.д. Все решения неукоснительно исполнялись, что обеспечивалось четкой организацией контроля и персональной ответственностью исполнителей. Однако только жесткая исполнительская дисциплина во всех звеньях партийно-государственного и народно-хозяйственного механизма и карательные меры не могли бы обеспечить выполнение принятых решений. Оно достигалось, прежде всего, тяжелым самоотверженным трудом народа.

Под руководством и строжайшим контролем ЦК ВКП(б) работало правительство СССР – Совет народных комиссаров, возглавляемый Сталиным, и наркоматы, в структуру которых были внесены необходимые изменения.

Согласно Конституции, высшим органом государственной власти оставался Верховный совет СССР, но его права и функции, как и местных советов, были резко ограничены: они, главным образом, выполняли решения партийных органов. Сессии Верховного совета созывались всего трижды (в 1942, 1944 и 1945 гг.). Президиум Верховного совета СССР, бессменным председателем которого оставался М.И. Калинин, лишь законодательно оформлял те решения, которые относились к его компетенции.

По Конституции, Президиум Верховного совета обязан был осуществлять общее руководство местными советами, разъяснять законы и определять порядок проведения их в жизнь. На деле эти функции были свернуты (во многом – еще в мирное время). Исполкомы местных советов и их отделы вели большую работу по устройству эвакуированных, детей-сирот, организовывали помощь семьям военнослужащих, инвалидам войны, занимались всеобщим военным обучением, строительством укреплений. Советы активно помогали партии в мобилизации усилий трудящихся на помощь фронту. Однако своей роли органов представительной демократии они не выполняли. К тому же к концу войны в них осталась лишь половина депутатов, избранных до войны, а новые выборы не проводились. Выбывших заменяли работники, назначаемые партийными органами и кооптируемые в состав советов и их исполкомов. На освобожденных территориях весь состав исполкомов подбирался и утверждался партийными органами. Как ни парадоксально это звучит, в Советском Союзе не было советской власти.

В единой системе партийно-государственных органов работали общественные организации. Профсоюзы, самая массовая из них, объединяла в начале войны свыше 25 млн. человек. Они участвовали в организации социалистического соревнования и других массовых трудовых патриотических движений, коллективного и индивидуального огородничества, в шефстве над воинскими частями и госпиталями. Большую роль в вооруженной борьбе, организации труда, Учебы и быта молодежи сыграл комсомол, объединявший свыше 10 млн. членов. Н.М. Шверник, 1-й секретарь ВЦСПС, и Н.А. Михайлов, 1-й секретарь ЦК ВЛКСМ, входили в состав оргбюро ЦК ВКП(б). Свою лепту в общее дело внесли существовавшие и до войны Осоавиахим, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца и др.

С целью установления связей с зарубежной общественностью, распространения информации о борьбе советского народа против фашизма, получения материальной помощи от различных зарубежных организаций был создан ряд антифашистских комитетов (советских женщин, ученых, молодежи, всеславянский, еврейский), вся деятельность которых находилась под жестким контролем ЦК ВКП(б).

Высшим чрезвычайным органом власти в стране стал образованный 30 июня 1941 г. и просуществовавший до 5 сентября 1945 г. Государственный Комитет Обороны во главе с И.В. Сталиным, Государственному Комитету Обороны подчинялись Ставка Верховного Главного командования, Генштаб и Центральный штаб партизанского движения (создан 30.05.1942 г.), более 60 городских Государственных Комитетов Обороны, уполномоченные Государственных Комитетов Обороны. В состав Государственного Комитета Обороны первоначально входило 5 человек (И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.П. Берия), потом их число увеличилось до 9 (с января 1942 г. – Л.М. Каганович, Н.А. Вознесенский, А.И. Микоян, с 1944 г. – Н.А. Булганин). Каждый из них отвечал за определённый участок работы: Молотов – за производство танков, Микоян – за снабжение фронта, Вознесенский – за пуск эвакуированной промышленности, Маленков – за производство самолетов, Ворошилов – за формирование новых частей и т.д. Всего за годы войны Государственный Комитет Обороны принял более 10 тысяч документов, которые регламентировали экономическую и политическую жизнь страны: определявшие перевод предприятий на выпуск военной продукции, организацию военного производства, подготовку кадров, разработку новых видов военной техники, производство металла, топлива, электроэнергии, работу транспорта. Решением Государственного Комитета Обороны, в частности, осуществлялась депортация населения, в том числе отдельных национальностей: 950 тыс. немцев (среди них 500 тыс. немцев Поволжья), нескольких десятков тысяч финского населения и т.д. Он руководил эвакуацией промышленных предприятий, а затем, в связи с освобождением оккупированных территорий, реэвакуацией и восстановлением экономики. Большое внимание уделялось формированию новых частей и соединений Красной Армии, назначению руководящих кадров в армию и народное хозяйство. Государственный Комитет Обороны увязывал потребности фронта с предельными возможностями экономики, налаживал распределение и перевозки всех видов продукции для фронта. Связующим звеном Государственного Комитета Обороны с отраслями военной экономики и важнейшими предприятиями стали уполномоченные, которые назначались обычно из числа партийных и хозяйственных руководителей.

По мере надобности при Государственном Комитете Обороны создавались различные структурные подразделения: Оперативное бюро, комитеты – транспортный, трофейный, по вопросам использования атомной энергии, по репарациям, Совет по радиолокации, различные постоянные комиссии. Государственный Комитет Обороны не имел собственного аппарата, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).

За крайне редкими исключениями постановления Государственного Комитета Обороны не подлежали публикации. На них стоит гриф «Совершенно секретно», дополняемый на отдельных постановлениях грифом «Особой важности».

Документы Государственного Комитета Обороны СССР (1941–1945 гг.), находятся на хранении в Российском государственном архиве социально-политической истории.

С образованием Государственного Комитета Обороны 30 июня была осуществлена полная централизация власти, ликвидировано разграничение функций высших государственных и партийных органов. Его постановления имели силу законов военного времени и были обязательны для всех государственных, партийных, хозяйственных органов и общественных организаций.

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в процессе реорганизации системы управления, в первые недели войны эффективность этих мероприятий была относительной. «Трудно было разобрать, где кончается Государственный комитет обороны и где начинается Ставка, и наоборот, – вспоминал позднее Жуков. – На практике получалось так: Сталин – это Ставка и Государственный комитет обороны – тоже Сталин. Он командовал всем, он дирижировал, его слово было окончательным и обжалованию не подлежало».1

Основные документы Государственного Комитета Обороны будут рассмотрены в главе 2.

2. Основные распоряжения Государственного Комитета Обороны

Выступая по радио с обращением к стране 3 июля 1941 года, И.В. Сталин заявил: «Государственный Комитет Обороны приступил к своей работе, и призывает весь народ сплотиться вокруг партии Ленина-Сталина…»

Из важнейших документов Государственного Комитета Обороны периода начала войны можно выделить Постановление по «делу Д.Г. Павлова» – командующего Западным фронтом. Карпов В.В. пишет: «Противник уже 26 июня крупными силами форсировал Западную Двину и захватил Даугавпилс…

30 июня в Генеральный штаб Жукову позвонил Сталин и приказал вызвать Д.Г. Павлова в Москву. В этот день в штаб Павлова прибыл генерал А.И. Еременко с приказом о том, что командующим Западным фронтом назначается он. Сталин …назначил командующим Западным фронтом маршала Тимошенко, а членом Военного совета этого фронта Л.З. Мехлиса. Причем, напутствуя на эту должность, Сталин сказал Мехлису:

– Разберитесь там, на Западном фронте, соберите Военный совет и решите, кто, кроме Павлова, виновен в допущенных серьезных ошибках.

Этой короткой фразы для Мехлиса было достаточно, она прозвучала для него четкой и определенной программой действий. По прибытии в штаб Западного фронта Мехлис, без долгих расследований, оформил предложение Военного совета фронта, согласно которому следует предать суду Военного трибунала все командование Западного фронта.

Однако Государственный Комитет Обороны СССР при принятии решения не ссылается на этот документ Мехлиса, видимо понимая, что его бумага не очень весома для акции, которую затеял Сталин. Поэтому решение ГКО принимается «по представлению главнокомандующих и командующих фронтами и армиями».»1

Полный текст этого Постановления следующий:

«СОВ. СЕКРЕТНО

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР

Главнокомандующим. Военным Советам Фронтов и Армий. Командующим Военными Округами. Командирам Корпусов и Дивизий.

НАСТОЯЩЕЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ СССР ПРОЧЕСТЬ ВО ВСЕХ РОТАХ, БАТАРЕЯХ, ЭСКАДРОНАХ И АВИАЭСКАДРИЛЬЯХ

Государственный Комитет Обороны устанавливает, что части Красной Армии в боях с германскими захватчиками в большинстве случаев высоко держат Великое Знамя Советской Власти и ведут себя удовлетворительно, а иногда прямо геройски, отстаивая родную землю от фашистских грабителей, однако наряду с этим Государственный Комитет Обороны должен признать, что отдельные командиры и рядовые бойцы проявляют неустойчивость, паникерство, позорную трусость, бросают оружие и, забывая свой долг перед РОДИНОЙ, грубо нарушают присягу, превращаются в стадо баранов, в панике бегущих перед обнаглевшим противником. Воздавая честь и славу отважным бойцам и командирам. Государственный Комитет Обороны считает вместе с тем необходимым, чтобы были приняты строжайшие меры против трусов, паникеров, дезертиров.

Паникер, трус, дезертир хуже врага, ибо он не только подрывает наше дело, но и порочит честь Красной Армии – поэтому расправа с паникерами, трусами и дезертирами и восстановление воинской дисциплины является нашим священным долгом, если мы хотим сохранить незапятнанным Великое Звание Воина Красной Армии, исходя из этого Государственный Комитет Обороны, по представлению Главнокомандующих и Командующих Фронтами и Армиями, арестовал и предал суду Военного Трибунала за позорящую звание командира трусость, бездействие власти, отсутствие распорядительности, развал управления войсками, сдачу оружия противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций:

1) бывшего командующего Западным Фронтом Генерала Армии ПАВЛОВА;

2) бывшего начальника штаба Западного Фронта Генерал-майора КЛИМОВСКИХ;

3) бывшего начальника Связи Западного Фронта Генерал-майора ГРИГОРЬЕВА;

4) бывшего командующего 4-й Армией Западного Фронта Генерал-майора КОРОБКОВА;

5) бывшего командира 41 стрелкового корпуса Северо-Западного Фронта Генерал-майора КОСОБУЦКОГО;

6) бывшего командира 60 Горно-стрелковой дивизии Южного Фронта Генерал-майора СЕЛИХОВА;

7) бывшего заместителя командира 60 Горнострелковой дивизии Южного Фронта Полкового Комиссара КУРОЧКИНА;

8) бывшего командира 30 стрелковой дивизии Южного Фронта Генерал-майора ГАЛАКТИОНОВА;

9) бывшего заместителя командира 30 стрелковой дивизии Южного Фронта Полкового Комиссара ЕЛИСЕЕВА.

Воздавая должное славным и отважным бойцам и командирам, покрывшим себя славой в боях с фашистскими захватчиками. Государственный Комитет Обороны ПРЕДУПРЕЖДАЕТ, вместе с тем, что он будет и впредь железной рукой пресекать всякое проявление трусости и неорганизованности в рядах Красной Армии, памятуя, что железная дисциплина в Красной Армии является важнейшим условием победы над врагом.

Государственный Комитет Обороны ТРЕБУЕТ от командиров н политработников всех степеней, чтобы они систематически укрепляли в рядах Красной Армии дух дисциплины и организованности, чтобы они личным примером храбрости и отваги вдохновляли бойцов НА ВЕЛИКИЕ ПОДВИГИ, чтобы они не давали паникерам, трусам и дезорганизаторам порочить великое знамя Красной Армии и расправлялись с ними как с нарушителями присяги и изменниками Родины.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР– И. СТАЛИН

16 июля 1941 г.»

Далее Карпов высказывает мнение, что это решение И.В. Сталина было опрометчивым и Павлов, фактически был назначен «козлом отпущения» за все неудачи Советской Армии в первые дни войны. Он пишет, что «После опустошительных репрессий перед войной, в напряженнейшие дни войны, при огромной нехватке командиров, так беспощадно и нерасчетливо вырываются из рядов армии опытнейшие командиры и комиссары.»1

События в войне развертывались драматически для Советского Союза. 5-ти миллионная германская армия на основных направлениях в 3–4 раза превосходила советские войска, быстро продвигалась вперед и к сентябрю 1941 года блокировала Ленинград, захватила Киев и вышла на подступы к Москве.

6 сентября 1941 года Гитлер подписал директиву о проведении операции под кодовым названием «Тайфун», цель которой сводилась к тому, чтобы ударами трех мощных танковых группировок окружить в районах Вязьмы и Брянска основные силы Западного и Брянского фронтов, а затем вести наступление на Москву пехотными войсками с запада, а танковыми и моторизованными частями обойти ее с севера и юга. Отдавая такой приказ, Гитлер считал, что с падением Москвы СССР перестанет существовать, советский народ прекратит сопротивление, а война закончится победоносно для фашистской Германии.

30 сентября-2 октября 1941 года немецкие войска обрушили удары огромной силы на советские части и соединения, прикрывавшие Московское направление. Начался первый, оборонительный этап битвы за Москву.

8 сентября 1941 года, Государственный комитет обороны СССР принял постановление о создании нового рода войск – гвардейских минометных частей (ГМЧ). Осенью 1941 года серийное производство уникальных «катюш» начало одно из оборонных предприятий Воронежа. Они особенно эффективно действовали на Калининском, Северо-Западном, Волховском фронтах, в условиях труднопроходимой заболоченной местности.

Войсковые части получали реактивные установки прямо на заводе и, направляясь на самые опасные участки обороны, мощным огнем преграждали врагу путь на Москву. К началу контрнаступления наших войск 5–6 декабря 1941 г. на линии Московской зоны обороны было задействовано 40 дивизионов гвардейских минометов. На их вооружении находилось 415 боевых машин. Их общий залп (условно) по количеству выпущенных снарядов был равен залпу десяти тысяч единиц ствольной артиллерии.

16 июля 1941 года Государственный Комитет обороны принял решение о строительстве оборонительного рубежа на дальних подступах к Москве – Можайской линии обороны протяженностью 230 километров. Она простиралась с севера на юг от Московского моря, западнее Волоколамска и Можайска, до слияния Угры с Окой и должна была включать в себя 3 оборонительные полосы: главную и 2 тыловые, отстоящие одна от другой на 30–60 километров, а также промежуточные и отсечные позиции между ними. Общая глубина оборонительного рубежа должна была составить 120–130 километров. Главная полоса обороны представляла собой систему полевых и долговременных укреплений, в том числе и дзотов, противотанковых и противопехотных заграждений. Она включала Волоколамский, Можайский, Малоярославецкий, а несколько позже и Калужский укрепленные районы. К строительству Можайского оборонительного рубежа широко привлекались трудящиеся Москвы и Московской области, а также сформированные в начале июля дивизии народного ополчения.

12 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принимает решение о создании системы оборонительных рубежей вокруг Москвы, получившей наименование Московской зоны обороны.

Этим решением предусматривалось строительство третьей оборонительной линии (первая – Ржевско-Вяземская, вторая – Можайская), призванной создать прочную оборону на ближних подступах к столице.

Боевая жизнь и деятельность Московской зоны обороны оказала серьезное влияние на ход и результаты Московской битвы. Благодаря усилиям Московской зоны обороны, организующей роли партийных и советских органов, самоотверженному труду населения столицы Москва была превращена в неприступную крепость. Стремясь сделать все возможное, чтобы не допустить вражеские войска в столицу нашей Родины, москвичи, проявляя мужество и стойкость, в трудных погодных условиях построили противотанковые рвы, эскарпы, надолбы, доты, дзоты и другие сооружения, установили противотанковые «ежи», проволочные заграждения. На улицах города были сооружены баррикады, в домах созданы артиллерийские и пулеметные огневые точки. Укреплению подступов к столице способствовали заградительные работы и лесные завалы.

В результате цель была достигнута: немецко-фашистские войска не были допущены к столице. Москва устояла. И в этом огромная заслуга принадлежит Московской зоне обороны, ее войскам.

5 декабря 1941 г. началось успешное контрнаступление советских войск, покончившее с немецкими планами овладения Москвой и знаменующее начало перехода войны в новую фазу стратегического противостояния сторон. Первыми начали наступление части Калининского фронта, освободившие 16 декабря Калинин. 6 декабря 1941 г. в наступление перешли войска Западного фронта, освободившие в ходе недельных боев Елец (9 декабря) и Клин (15 декабря). Юго-Западный фронт открыл военные действия 7 декабря. Параллельно на Волховском фронте (К.А. Мерецков) успешно развивалась Тихвинская наступательная операция (10 ноября-30 декабря 1941 г.). 9 декабря Тихвин был освобожден. Перешли в контрнаступление части РККА и на Керченском направлении. 30 декабря 1941 г. город Керчь стал советским.

Стремясь переломить ситуацию, Гитлер 8 декабря отдает Директиву №39 о переходе к обороне на всех участках фронта, а 19 декабря берет на себя командование сухопутными частями вермахта, сместив Браухича. В декабре-январе были смещены 35 генералов, в том числе Рундштедт, Бок, Лееб, Гудериан и другие известные военачальники. За дезертирство фашистские военно-полевые суды приговорили к различным видам наказаний 62 тыс. солдат и офицеров. Жесткие меры позволили предотвратить катастрофическое развитие событий для немецкой армии и стабилизировать к марту 1941 г. фронт на линии Великие Луки–Брянск–Киров-р. Ока.

Из итогов кампании 1941 г. руководители противостоящих сторон сделали различные выводы. Советское командование, и прежде всего Сталин, итоги Московского сражения положили в основу организации наступления советских войск по всей линии фронта Ленинград–Демянск–Вязьма–Харьков–Крым (Директива 8 апреля 1942 г.). При этом активные действия вермахта предусматривались лишь в направлении Москвы, что стало грубейшим просчетом, так как войска Германии концентрировались на юго-восточном, а не на центральном направлении.

В апреле-октябре 1942 г. советские войска потерпели серию тяжких поражений. Под Ленинградом в ходе Любаньской операции была окружена и уничтожена брошенная на прорыв блокады 2-я ударная армия Волховского фронта под командованием А.А. Власова, который после своего пленения 13 июля 1942 г., стал сотрудничать с немцами. Всего же в районе Мясного Бора погибло и пропало без вести 60 тыс. человек. Крупное поражение потерпела Красная Армия в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции (8 января –20 апреля). Окружить немецкие части под Вязьмой не удалось, более того, в окружении оказалась 33-я армия генерала Ефремова, 1-й гвардейский кавалерийский корпус Белова и подразделения воздушно-десантных войск, заброшенные в тыл противника. Советские потери составили 272 тыс. человек. Неудачными оказались весенние наступления в Крыму и под Харьковом. Крупные соединения, до 200 тыс. бойцов, были окружены в районе Харькова вследствие неудачно проведенной наступательной операции. 4 июля 1942 г. после восьмимесячного сопротивления пал Севастополь (за время оккупации в городе было уничтожено 27 тыс. жителей, а 42 тыс. угнано в Германию). Двумя днями ранее, 2 июля 1942 г., была прорвана советская оборона на стыке Брянского и Юго-Западного фронтов, а 24 июля советские войска оставили Ростов-на-Дону (потери среди мирного населения составили около 40 тыс. жителей, в Германию угнано 53 тыс. человек).

В этих условиях 28 июля 1942 г. ГКО издает приказ №227 «Ни шагу назад!», направленный на восстановление военной дисциплины, в первую очередь, карательными мерами. Советские войска переходили к ожесточенной обороне на Кавказе и Сталинградском направлении. Сосредоточение частей РККА и резервов преимущественно на одном Сталинградском направлении и разбрасывание усилий немецких войск создали предпосылки для изменения хода войны.

Решающее значение сыграла Сталинградская битва. (17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.), положившая начало коренному перелому в войне. На некоторых этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 млн. человек. В результате была окружена и разгромлена группировка немецко-румынских войск численностью в 330 тыс. человек, 80 тысяч немецких солдат и офицеров вместе с командующим фельдмаршалом фон Паулюсом попало в плен. Потери армии Германии и ее союзников в ходе Сталинградской битвы превысили 800 тыс. человек, 2000 танков, 3000 самолетов, 10000 орудий.

Вскоре после освобождения Сталинграда 4 апреля 1943 года Государственный комитет обороны принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства города Сталинграда и Сталинградской области». Совет Народных Комиссаров СССР принимает постановление «Об очередных мероприятиях по восстановлению городского хозяйства города Сталинграда». На восстановительные работы отпускалось 102 млн. руб. За 2 года город был фактически отстроен заново.

Завершила коренной перелом в войне Курская битва. проходившая с 5 июля по 23 августа 1943 года. В ней с обеих сторон участвовало более 4 млн. человек, 13 тыс. танков и САУ, более 12 тыс. самолетов. Потери германских войск составили 500 тыс. человек, 1500 танков. Стратегическая инициатива полностью перешла к Советской Армии. Зимой 1944 года советские войска разгромили гитлеровцев под Ленинградом, на Правобережной Украине и в марте вступили на территорию Румынии.

В мае 1944 года был освобожден Крым. В ходе этих операций были разгромлены более 170 дивизий. Крупнейшей операцией 1944 года была Белорусская наступательная операция «Багратион», проводившаяся с 23 июня по 29 августа 1944 г. Она проводилась войсками советских 4-х фронтов в составе 168 дивизий и 20 бригад численностью 2,3 млн. человек. В результате операции было разгромлено 80 дивизий противника, причем 17 дивизий и 3 бригады были полностью уничтожены, а 50 потеряли более половины своего состава. Белорусская операция, оттянув с западного фронта более 50 немецких дивизий, способствовала открытию второго фронта, началом которого послужила Нормандская десантная операция, начавшаяся 6 июня 1944 года. Высадившиеся англо-американские войска в составе 15 дивизий прорвали оборону немцев и начали освобождение Франции. В конце августа 1944 года был освобожден Париж. Фашистский блок распался. Фашистские войска были изгнаны из Бельгии и Северной Италии. Из войны вышли Румыния, Болгария, Финляндия и Венгрия. Советские войска освободили Польшу и вместе с Народно-освободительной армией Югославии вступили в Белград. В январе 1945 года советские войска начали Висло-Одерскую операцию, завершили освобождение Польши и вышли на подступы к Берлину. В апреле 1945 года советские войска развернули решающее наступление на Берлин. Операция проводилась войсками 3-х советских фронтов, 1-й и 2-й армиями Войска Польского, общей численностью около 2 млн. человек. В результате 23-дневной операции советские войска разгромили берлинскую группировку войск противника и 2 мая штурмом овладели г. Берлином. 9 мая советские войска вошли в Прагу. Германское командование капитулировало, Великая Отечественная война победоносно закончилась.

Огромную роль сыграли решения Государственного Комитета Обороны, касающиеся функционирования экономики страны в военное время.

С началом военных действий перед советским народом встали сложные задачи, решение которых было затруднено по причине потери важных в экономическом отношении регионов. На оккупированной врагом территории СССР производилось до 33% всей валовой продукции страны. Особенно пострадала тяжелая промышленность. Оккупированные районы давали до войны 71% общесоюзной выплавки чугуна, 58% выплавки стали и 57% проката черных металлов. Был потерян Донецкий угольный бассейн, где в 1940 г. удалось добыть до 60% всего угля. В целом по стране основные производственные фонды в 1941 г. сократились на 28% по сравнению с довоенным временем.1

Огромный ущерб понесло сельское хозяйство страны. Враг оккупировал территории, где производилось до 87% всего сахара, 50% общесоюзного зерна. Оказались потеряны высокоразвитые зерновые, молочно-мясные совхозы, конезаводы, элитные хозяйства крупного рогатого скота.

Оккупированные районы имели разветвленную сеть железных дорог. Здесь до войны на 1 тыс. кв. км приходилось 39 км железнодорожных путей (в США на 1 тыс. кв. км приходилось тогда 40 км ж/д путей).

С первых же дней войны предпринимались попытки по спасению промышленного оборудования предприятий важнейших отраслей экономики. 24 июня 1941 г. постановлением Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) был создан Совет по эвакуации. После реорганизации Совета, проведенной в июле, его возглавил первый секретарь ВЦСПС Н.М. Шверник. В состав этого органа входили также А.Н. Косыгин, М.Г. Первухин, А.И. Микоян, М.3. Сабуров и некоторые другие специалисты Госплана, а также различных наркоматов.

27 июня 1941 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». За первые 4 месяца войны правительство сумело организовать вывоз оборудования всех заводов танковой, авиационной, мотостроительной и других отраслей промышленности военного назначения. В кратчайший срок на восток было эвакуировано более 1360 крупных, преимущественно военных предприятий. Только из одной Москвы оказалось отправлено на восток свыше 210 предприятий, из Киева – около 200. Заместителем председателя Совета по эвакуации, возглавлявшим группу по вывозу промышленных объектов, а также уполномоченным ЦК партии и Совета Народных Комиссаров по проведению эвакуации из Москвы и области являлся А.Н. Косыгин. В связи с большим объемом работ с 25 октября 1941 г. наряду с Советом по эвакуации действовал также Комитет по эвакуации запасов продовольствия, сырья, промышленных товаров, оборудования текстильных, швейных и табачных фабрик и мыловаренных заводов.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, далеко не все оборудование, имущество и продовольствие удалось вывезти на восток страны. Уже 29 июня 1941 г. последовала директива Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б), в которой говорилось, что «все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно безусловно уничтожаться». Был разрушен Днепрогэс. Часть оборудования электростанции эвакуировали, а саму станцию взорвали. Хозяйственная группа немцев «Юг» в своем отчете за ноябрь 1941 г. доносила в Берлин о том, что «нет ни одного предприятия, в котором не были бы произведены взрывы или разрушения. Разрушения охватывают не только заводы, но и распространяются на инструменты, мастерские, планы и различную документацию всех видов, которые эвакуированы или уничтожены».

Выполняя директиву правительства, советский народ уничтожал на корню урожай 1941 г., который повсеместно удался. В ряде случаев имела место раздача продовольствия населению и частям Красной Армии. Против последнего решительно возражал Сталин, заявляя, что войска при этом «могут превратиться в банды мародеров».

Срочность мер по уничтожению продовольствия и оборудования диктовалась тем, что наступление вражеских войск осуществлялось стремительными темпами. Так, уже 28 июня был взят Минск, где находилось свыше 330 промышленных предприятий. Эвакуировать их не удалось вследствие перехвата коммуникаций врагом, разрушений, общего пожара и бомбардировок. Учитывая скорость продвижения гитлеровцев, Сталин 10 июля 1941 г. направил секретарю КП(б) Украины Хрущеву записку, в которой от имени Государственного Комитета Обороны обязал последнего в случае отхода советских войск уничтожать технику, скот и другое имущество в.районе «70-верстной полосы от фронта».

Потеря жизненно важных густонаселенных территорий с мощной индустрией и высокопродуктивным сельским хозяйством, которая сопровождалась перебазированием промышленности и транспортных средств на восток страны, привела к тому, что в ноябре 1941 г. уровень среднемесячного производства стал самым низким за все годы войны и составил лишь 51,7% общего объема производства в ноябре 1940 г. В это время полностью прекратился выпуск отдельных видов продукции машиностроения. Остановились все шахты не только Донецкого, но и Подмосковного угольного бассейна. Это был первый период военной экономики СССР, продолжавшийся до июня 1942 г. Военно-промышленный потенциал противника в указанное время оказался значительно выше, чем у Советского Союза.

В феврале 1942 г. за членами Государственного Комитета Обороны были персонально закреплены конкретные направления работ.

Второй период в развитии военной экономики СССР охватывал время с июля 1942 г. по октябрь 1943 г. Это был период решительного перелома, который обеспечил превосходство в вооружении над противником. Падение промышленного производства удалось приостановить лишь в самом конце 1941 г. С марта 1942 г. можно говорить о начале его роста. Однако в целом советское преимущество в соотношении военно-экономических сил и техники обозначилось только к лету 1943 г., неуклонно нарастая после Курской битвы. Все большее внимание уделялось изготовлению новых типов и образцов вооружений: танков, самолетов, артиллерии. С весны 1943 г. советская авиационная промышленность ежемесячно выпускала в среднем 2,5 тыс. боевых самолетов, или 30 тыс. в перерасчете на годовое производство, в то время как германская промышленность произвела в 1943 г. 25,5 тыс. боевых самолетов.

Третий период развития военной экономики– с ноября 1943 г. по май 1945 г. проходил под знаком нарастающего превосходства СССР в масштабах военного производства. Важным моментом, обеспечившим этот рост, стала высокая концентрация оборонной промышленности в восточных районах страны.

По мере освобождения оккупированных территорий Советского Союза началось восстановление ряда отраслей промышленности. 13 апреля 1942 г. Государственный Комитет Обороны утвердил план строительства и воссоздания черной металлургии в центральных и южных районах страны. 21 августа 1943 г. Совет Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) утвердили постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Для выполнения этой задачи был создан специальный Комитет при Совете Народных Комиссаров, в состав которого вошли А.И. Микоян, Н.А. Вознесенский, А.А. Андреев и другие ответственные работники.

29 марта 1944 г. Государственный Комитет Обороны принял развернутое постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и сельского хозяйства Ленинграда в 1944 г.». В Постановлении предусматривалось добиться значительного роста производства в 1944 г. и довести его до 25% довоенного уровня. Для восстановления народного хозяйства освобожденных районов в 1942–1945 гг. правительством было выделено 39,5 млрд рублей, в том числе 14,2 млрд рублей в 1944 г. и 18 млрд рублей в 1945 г.

С завершением Великой Отечественной войны Государственный Комитет Обороны 26 мая 1945 г. принял постановление «О мерах по перестройке промышленности в связи с сокращением производства вооружения». Таким образом, был сделан очередной шаг к переводу народного хозяйства на мирные рельсы. На военных заводах началось расширение производства машин и гражданской продукции в целом. В 1945 г., по сравнению с 1944 г., выпуск военной продукции сократился на 31%.

Заключение

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Политическая система, в основе которой лежала строго централизованная структура партийно-государственных органов, еще в довоенное время накопила опыт функционирования в чрезвычайных уровнях. За много лет до войны были свернуты любые формы коллективного руководства, искоренены плюрализм мнений и инакомыслие. Усилия народа концентрировались на решении очередных народнохозяйственных задач, на преодолении реальных или искусственно создаваемых трудностей. В военной обстановке метод приказа и безусловного подчинения завершил процесс складывания тоталитарной, командно-административной системы.

Высшим чрезвычайным органом власти в стране стал образованный 30 июня 1941 г. и просуществовавший до 5 сентября 1945 г. Государственный Комитет Обороны во главе с И.В. Сталиным, Государственному Комитету Обороны подчинялись Ставка Верховного Главного командования, Генштаб и Центральный штаб партизанского движения (создан 30.05.1942 г.), более 60 городских Государственных Комитетов Обороны, уполномоченные Государственных Комитетов Обороны.

Государственный Комитет Обороны принял более 10 тысяч документов, которые регламентировали экономическую и политическую жизнь страны: определявшие перевод предприятий на выпуск военной продукции, организацию военного производства, подготовку кадров, разработку новых видов военной техники, производство металла, топлива, электроэнергии, работу транспорта.

С образованием Государственного Комитета Обороны 30 июня была осуществлена полная централизация власти, ликвидировано разграничение функций высших государственных и партийных органов. Его постановления имели силу законов военного времени и были обязательны для всех государственных, партийных, хозяйственных органов и общественных организаций.

Основные документы Государственного Комитета Обороны подробно рассмотрены в главе 2 этой работы.

Список литературы

    Война и политика, 1939–1941 / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М., 1999.

    Волкогонов Д. Триумф и трагедия. Политический портрет Сталина. М., 1993.

    Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. Сборник статей. М., 1997.

    Горьков Ю.А. Постановления Государственного Комитета Обороны (1941–1945). М., 2000.

    Карпов В.В. Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны. М: Военная литература, 1999.

    Политические партии России: история и современность. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000.

    Режим личной власти Сталина. К истории формирования. Сборник статей. М., 1989.

1 Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. М., 1997. Стр. 24.

1Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. М., 1997. Стр.28.

2 Режим личной власти Сталина. К истории формирования. М., 1989. Стр. 57.

1Политические партии России: история и современность.– М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000. Стр. 462.

2 Там же.

3 Политические партии России: история и современность.– М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000. Стр. 462.

1 Карпов В.В. Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны. М: Военная литература, 1999. Стр. 231.

1 Карпов В.В. Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны. М: Военная литература, 1999. Стр. 236.

1 Карпов В.В. Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны. М: Военная литература, 1999. Стр. 236.

1 Война и политика, 1939-1941 / Отв. ред. А. О. Чубарьян. М., 1999. Стр. 63.