Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области

Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской области.

В 20-х годах 19 столетия царизм, добившись значительных успехов в своей политике, направленной на изживание старых патриархальных форм управления Казахстаном, приступил к окончательной ликвидации ханской власти, феодально-родовых съездов к сознанию новых форм управления, связанных с политикой, направленной на присоединение Казахстана к России и превращение его в колонию.1 Именно в этот период начинается новый этап политике царской России в Казахстане. Он характеризуется тем что было положено начало превращения Казахстана в сырьевой придаток Российской империи. Все более нарастающая потребность в дешевом сырье и рынке сбыта вынуждало к вступлению в определенные отношения Российских промышлеников, и собственно, саму царскую администрации. Исторический сложилось так что территория Казахстана была транзитным путем между империей и Средней Азией. Через Казахстан пролегали стратегический важные караванные тропы и ко всему сказанному, он еще являлся емким рынком сбыта продукции русской промышленности взамен на поставку сырья. Этот торговый обмен требовал от царизма и соответствующего изменения в методах и системе управления Казахстаном. Реорганизация управления была начата со Старшего ж уза, с разработки «Устава о Сибирских киргизах». Общим руководителем по составлению его основных положений был выдающийся государственный деятель России, человек либеральных взглядов М.М. Сперанский, который до этого за свой смелый проект государственного преобразования Российской империи попал в не милость и был отправлен в ссылку.2

К концу второго десятилетия XIX века правительство встревоженное падением общей суммы казенных сборов Сибири решило произвести ревизию управления поручив ее М.М. Сперанскому.

Мы не будем подробно останавливаться на конкретных результатах скажем то что она вскрыла все злоупотребления и произволы чиновников, что превратило государственную службу бесконтрольный, бюрократический произвол царской администрации в Сибири. Но главная заслуга ревизоров в том что они попутно подготавливали ряд административных реформ для Сибири и Казахстана, которые в итоге получили название « Устав о Сибирских киргизах», «Устав о Сибирских инородцах» и так далее.

В конец второго десятилетия XIX столетия на территории Среднего жуза Казахстана сложилась благоприятная обстановка для предполагаемой реформы управления. К этому времени скончался последний хан жуза Вали, да и сома ханская власть за последние годы переживала острый кризис.

Интересным был и сам процесс принятия закона проектов. Проекты реформ были готовы к февралю 1821 года, затем они неоднократно рассматривались в ноябре и декабре в Сибирском комитете после чего 26 января 1822 года проекты реформ рассматривал и сам Александр I, и только 22 июня 1822 года они были утверждены в качестве законодательного акта. С того времени и почти до середины 60-х годов XIX века с не которыми дополнениями «Устав о Сибирских киргизах» являлся главным законом, на основании которого управлялись казахи Сибирского ведомства.1

Необходимо отметить то, с каким профессионализмом, со знанием своего дела царская администрация проводила в жизнь устав, учитывая все факторы, обстоятельства той ситуации. Политика реформатора заключалась в осторожном, постепенном образовании новых административных единиц без ломки старых, сложившихся порядков управления в степи. Этим и объясняется с толь позднее открытие первого (Каркаралинский округ, июль 1824 года ) округа. Открытие новых административных установлений не всегда находило поддержку у феодально- родовой верхушки, есть факты когда определеная группа, преимущественно султанов, не скрывало своего враждебного отношения к открытию округов. Но несмотря на это, открытие округов продолжалось не без присмотра царской администрации, так уже 1838 году вся средняя орда управлялась семью подведомственными областному начальству окружными приказами.2

По уставу 1822 года основными административными единицами были аулы которые составляли волость, а те в свою очередь округ. Но конкретное число кибиток необходимых для образования аула указанное в уставе подтверждает не дороботанность устава и то что он был составлен без учета специфики расселения коренного населения так как аулы в Казахстане состояли преимущественно из родственников, в отличии от сел внутренних губерний, количество людей в аулах было различным и нельзя ограничить его определенными рамками. Уже к 1838 году в семи округах среднего жуза было 98 волостей состоящих из 1042 аулов.

Управление административно территориальными единицами возлагалась на Генерал -Губернатора Западной Сибири, далее шел аппарат администрации Омской области, во главе которой стояло управление возглавляемое начальником, управление в свою очередь осуществляло свою деятельность через окружные приказы во главе которых стояли ага султаны и ли старшие султаны и далее через волостных управителей и аульных старшин. Прогрессивной стороной устава являлось не только изменение в административно территориальном делении, но и вод выборности должностей стоящих во главе новых установлений.

Так старший султан избирался сроком на три года, но за ним сохранялось право переизбрания на второй и другие сроки. Интересно заметить что чиновники царской администрации просили «центр» о поощрение султанов за исправную службу, поощрение включало в себя чин или в случае переизбрания султана на три срока подряд, последний имел право «просить диплом на достоинство дворянина Российской империи»(§ 52)1. Старший султан имеет право быть везде признаваемым и почитаемым в чине майора российской службы, пока пребывает в должности(§ 51), но следует заметить что чин майора может удерживать тот которому он пожалован будет, означающее что администрация может, за какие-либо проступки или нарушения, лишить этого звания.

Сам порядок выборов вызывает большой интерес. Выборы старшего султана проходили в летнее время в местах расположения самого округа, султанами округа. Выборы производились по большинству голосов, причем отсутствующий по каким - либо причинам избиратель мог прислать доверенное лицо и изложить свое мнение в письменном виде. Многочисленные материалы свидетельствуют о том что вопросы как таковые носили формальный характер, так как судьба выбора решала за долго до самих выборов, кандидаты путем подкупа и взяток всяческий старались привлечь на свою сторону как избирателей так и областных чиновников. Во врем выборов кандидату приходилось идти на большие расходы, но как показывает документы они с лихвой окупались в случае победы.

В кругу обязанностей старшего султана, по уставу, входило управление верным ему округом, во всем подчинятся областному начальству, сохранять тишину и покой, а так же безопасность в округе. Для осуществления всего этого ему довались некоторые полномочия. При каждом окружном приказе находился отряд казахов состоящий из 200 человек. Письмоводители, переводчики, лекарь, коме того при старшем султане находились «два российские законодатели и два заседателя из киргиз».2

Последние выполняли роль советников и помощников султана . Кроме того административных полномочий старший султан мог рассматривать и судебные дела, касающиеся преступлений совершенных казахами. Давая некоторые послабление и самостоятельность в управлении степью администрация все же держало его под контролем. Так избранный султан не вступал в должность без утверждения областного начальника.1

В функции приказа входило кроме всего сказанного, ведение переписи через каждые три года, сбор сведении о местах занимаемых волостями и аулами.

Проведением переписи занимались заседатели приказа из числа русских чиновников, но главная задача заключалась в сборе ясака, как главной цели колониальной политики царизма.

Вообще устав Сперанского имел много прогрессивных сторон в частности такими являлись обязанности связанные с общими функциями приказов, в них входили:

§62.2 Забота о посвящении, трудолюбии и хозяйственных нужд всех и каждого.

§230 При каждом округе учреждается неподвижные больницы.

§245 Учредить при себе школы для обучения.

Но как это обычно происходило не все сказанное осуществляется на деле. Так по учреждению школ в округах, председатель комиссии Тирс, говорит что на эти цели из бюджета каждого округа должны были выделить по 500 рублей серебром для основания школ,2 по медицинской части вся работа по практике заключалась прививании вакцин от сыпи.

По части улучшения жизни в степи в уставе посвящена целая глава «Наказ хозяйственный» но который в каждом округе подлежит быть построены следующие здания:

    Дом для помещения окружного приказа, его членов, членов канцелярии, переводчиков тоямачей.

    Молитвенный дом с жилищем для духовенства.

    Больничный дом с помещением для духовенства от 150 до 200 человек.

    Казарма для помещения казахов, ежели не представляется возможным водворить о них.3

Но на самом деле была открыта одна единственная школа в городе Омске с вакансиями на 20 человек, причем вакансии находились в руках военных губернаторов по 10 человек области сибирских киргиз и 10 человек Семипалатинской области. Вопрос обучения среди киргиз складывался в пользу народного образования. Все имевшиеся школы в степи состояли при мечетях, под руководством мулы.

Необходимо заметить что должности составлявшие как окружной приказ так и волостное управления являлись оплачиваемыми должностями(§117). Окружным приказом и для волостных дел назначается канцелярская сумма(§118).

Во главе волости как составной части округа стоял волостной управитель -султан. Это должность была обозначена как наследственная, дающая право на управление волостью по прямой нисходящей линии и по первородству.1Должность волостного являлась выборной лишь в момент образования волости.

Анализируя содержание устава можно прийти к выводу что основную ставку царское законодательство делает на султанскую группу.

Касательно наследственной должности волостного управителя есть небольшая оговорка «но и в случае, сообразно с нынешними обычаями, должно истребовать согласие общества, которое может избрать и другого султана, но не верует ему власти, без утверждения областного правления,» оставляла тем самым населению волости шанс на осуществление самоуправления. В круг его обязанностей входило «охранение общей и частной безопасности» и вообще спокойствия и тишины в волостях.2

Так во втором отделение «о султанах» говорится что султан управляет веерной ему волостью, в отличии от старшего султана «суд и расправа от него не зависят « (§93), волостной султан лишь исполняет судебные приговоры(§304).Каждый султан имеет при себе помощника, по своему назначению сына или ближайшего родственника, кроме того при нем находились толмачь и письмоводитель который должен был знать русскую грамоту и татарский язык.( §99). Султаны- управители мимо своего приказа не производят никаких письменных сношений, исключая жалоб на самый приказ приносимых(§102). Старшинами в аулах султаны распоряжаются словесно и не посылают к ним не каких никаких бумаг, исключая всенародных объявлений, если таковые будут получены от приказа (§103). Следует заметить что власть волостного управителя не должна выходить за рамки вверенной ему волости то есть « султан не распространяет своей власти ни в какой волости вверенной другому султану, хотя бы сей последний и искал его содействия по поводу старшинства в роде. Оба они во всех случаях прибегают к окружному приказу.(§107)» из него вытекает следующие последствие, так пункт сто восьмой гласит «поступок вышеозначенного правила считать наравне с самоуправством.»3

Из начально царское правительство делало акцент на то что бы должность волостного занимали именно султаны так как со времени принятия устава как говорилось уже в начале султанская группировка являлось наиболее приемлимой, по своей власти и авторитету, альтернативой ханской группировке.

В первые годы принятия если посмотреть на действительное происхождение лиц занимавших места волостных, то оно так и было, но последующие годы быстро изменили это положение.

Так при начальном открытии округов в волостные управления было выбрано 43 лица султанского происхождения и не султанского -44, а «в настоящие время состоит на службе управителей в округах ... султанского происхождения -11, не султанского происхождения -62.»1 И вот таким образом к 1860 году, видя противоречий закона с реальной обстановкой, колониальная администрация, в лице генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорда, подымает вопрос об изменении порядка выборов волостных управителей сетующего на затруднения на применение закона из-за того что «должность волостного управителя по закону непременно соединена с званием, или по крайне мере с рода происхождением султанским ...»2 В результате в 1861 году Сибирский комитет с Высочайшего соизволения внес изменения в порядок выборов волостных управителей по которому в управлении киргизских волостей избираются лица султанского происхождения, а также все, имеющие офицерские чины , знаки отличия военного ордена, медали, почетные кафтаны и ... те из ордынцев, которые хотя не имеют отличия, но пользуются особым положением, уважением народа

Следующим звеном в исполнительной системе были аульные старшины, которые, « по сравнению с волостными управителями стали ступенью ниже как в политике так и в экономике.»3 Устав конкретно определяет обязанности аульного старшины, так аульный старшина должен состоять в точной зависимости султана той волости, которому вверенный ему аул принадлежит (§110). Старшина управляет вверенным ему аулом на праве сельского старшины.(§109) Все личные приказания султана исполняет с точностью (§110), он также обязан доставлять вышестоящему все потребные сведенья, охраняет тишину и порядок во вверенном ему ауле (§114), аульный старшина без ведома султана не откочевывает с места на место (§113), не производит мимо султана ни с кем по службе сношений, нужно сказат что старшина мог носить и другие звания об этом говорит нам пункт 116 «старшинам коим по согласию народа и звание бия присвоено будет, имеют право принимать оное.»4

Формально в выборах аульного старшины могло принимать все взрослое население аула. В небольших кочевых коллективах в большей степени сохранялись и поддерживались остатки демократических учреждений. Сколько - ни будь важный вопрос, будь то хозяйственный5 или политический раньше не решался без совета старшин-аксакалов, влиятельных и опытных лиц. Но как показывает действительность решающими были голоса глав наиболие зажиточных семей, собственно говоря один из них и являлись аульными старшинами.

Выборы старшин в аулах производились словесно, большинство голосов решало исход дела, на выборах обязательным было присутствие волостного управителя но он в выборах не участвует но в случае несогласия на сей выбор, представляет о выбранном окружающему приказу, могут присоединять к тому свои мнения. Демократический характер выборов старшин заключался в том что окружной приказ не мог отменить выбор, областному начальнику. Кроме всего вышеперечисленного аульный старшина должен был заботится о сборе ясака, который одновременно являлся для него средством обогащения.1

По проекту реформы 1824 года произошла ликвидация ханской власти в Младшем жузе. Содержание султанов-правителей царской администрацией «определялось 100 р. в месяц и по 60 четвертей ржаной муки в год каждому».2

В отличие от среднего жуза где устав 1822 года проводился в жизнь постепенно, реформа 1824 года в младшем жузе стала проводится без особой подготовки, так как Азиатский комитет Министерства Иностранных Дел полагал, что «по неустройствам, в орде происходящим и по совершенному безналичию, ныне в одном существующему ... разделение орды и определение частных правителей комитет признает крайне нужным и настоятельным, не ожидая решительного утверждения общего образования ... вследствие чего ... ныне же положить начало введению устройства ...»3

5 марта 1855 года высочайше было утверждено положение комитета министров о проведение новой лини по границы оренбургской губернии с киргизкой степью. В положении говорилось, что часть оренбургской линии, на пространстве между крепостями Орскою и Троицкою, велено перенести далее в киргизскую степь и все пространство между старою и новою линиями заселить на следующих основаниях:

    По селяне новой линии должны быть вместе с тем и защитниками ее, и поэтому новую линию следует заселить исключительно казаками, не допуская к водворению на ней людей других сословий.

    Заселение новой линии произвести постепенно, переводом на ее части жителе из мало удобных мест существующей линии, а равно из внутренних малоземельных станиц.

    Казакам Оренбургским, предполагаемым к переводу на новую линию следует отвести 15-ти верстную полосу вдоль новой линии.

    Эта полоса будет собственностью Оренбургского казачьего войска.

    Землю, остающихся затем между новою и старою линиями, объявить собственностью казны, вводя однако ее на первый случай в состав Оренбургской губернии, но оставив в распоряжение пограничной комиссии.

5 февраля 1837 года вышел указ, следующего содержания:»киргизов внутренней орды, под начальством хана Джангера Букеева состояниях и заведованием оренбургским Военным губернатором сопричислить к управлению Министерства Государственных имуществ.1

Для проведения управления Оренбургскими казахами и казахами малой Орды 1844 году 14 июня было издано новое положение, которое было поручено вести в действие, опыта на пять лет. Внутренняя или Букеевская Орда была оставлена в зависимости от Оренбургской Пограничной комиссии еще на один год со времени введения в действия нового положения. Согласно этого положения, управления Оренбургскими казахами, под главным заведованием Министерства Иностранных дел и под непосредственным начальством оренбургского военного Губернатора состояло из оренбургский пограничной комиссии и из органов, действовавших в степи:3 султанов повителей, 75 дистаночных начальников и неопределенного числа начальников аулов.2

Пограничная комиссия состояла из председателя, товарища председателя, четырех советников, четырех заседателей из казахов и канцелярии по штату.3 При комиссии так же состояли врачи, ветеринарный лекарь с помощником, один фельдшер с десятью учениками начальства. При султанах правителях было назначено по одному фельдшеру из казахов. Для заступничества за киргизов, находился при линии , по делам их с линейными жителями, было назначено 6 попечителей из русских чиновников, преимущественно из отставных военных.

Занимаемы Оренбургскими земли, в виде особой области, состояли в ведении Министерства Иностранных дел.4

Пограничной комиссии были представлены права обязанности Губернского правления и Палат: Казеной, Государственных имуществ и Гражданского и Уголовного суда. Кроме этого Пограничная комиссия должна была собирать и проводить в порядок киргизке обычаи, имеющие силу закона, чтобы составить из них род особого свода для руководства при производстве и решении тех дел, которые должны были решатся на основе народных обычаев.5 Этот свод долен был быть потом представлен на рассмотрение и утверждение высшего правительства.

Казахи были должны кибиточным сбором по 1р. 50 коп. серебром в год с каждой кибитки и сверх того с них взимались: плакатный сбор по 15 коп. в месяц за билеты, выдаваемые казахам, которые нанимались в работу к оседлым жителям; штрафные деньги за просрочку билетов по 30 коп. в месяц. Штрафные деньги и остатки от штатного содержания обращались на образование пенсионного капитала для выдачи пенсий и пособий законом, оказавшим услуги и преданность правительству. Пенсии не свыше 150 р. И пособие не свыше 300 р. На одно лицо определялись Военным Губернатором по согласованию с Министром Иностранных дел. Пенсия и пособия в вашем размере назначались с высочайшего разрешения.

При Оренбургской Пограничной комиссии в 1844 году учреждается школа на тридцать воспитанников из казахов. Главная цель учреждения школы, кроме распространения между казахами знания русского языка и некоторой грамотности, состоит в приготовлении способных людей на должность письмоводителей при султанах - правителях и дистаночных начальников по пограничному управлению, а так же к исправлению других должностей, на которые назначаются исключительно из казахов.

Школою заведовал надзиратель, род ближайшим наблюдением товарища председателя Пограничной комиссии. Отличнейшим воспитанникам школы велся список для преимущественного замещения ими должностей по пограничному управлению в орде.

При Оренбургской Пограничной комиссии в 1845 году было учреждено Временное отделение. Оно было создано на два года. В функции этого отделения было предусмотрено рассмотрение и решение накопившихся до 1840 года старых незаконченных дел. В его состав входило: Начальник отделения, два столоначальника, помощник протоколист и шесть писцов. Исчисления на содержание этого отделения сумма 3630 р. В год отнесена на кибиточный сбор с киргизов.1 Основание для учреждения подобного отделения явилось « Высочайшее утвержденное положение об учреждении Временного Отделения при Оренбургской пограничной комиссии» от 5-го июня 1845 года.

Необходимо заметить, что учреждение новых аппаратов, отделений а так же суммы на их содержание собирались с народа.

В 1846 году 21 января вышло постановление Министерства Юстиций об оставлении внутренней орды, до времени, в зависимости Оренбургского губернатора и Оренбургской Пограничной комиссии на существовавших основаниях. Данное постановление было обнародовано за истечением назначенного срока от 14 июля 1844 года положения, согласно которому Внутренняя или Букеевская орда была оставлена в зависимости от Оренбургской пограничной комиссии еще на 1год.2

Положение от 30 апреля 1851 года было продолжено действие «Положение об управлении Оренбургскими киргизами» от 14 июня 1844 года впредь до ведения нового положения.1

В малой орде в 1846 году по положению от 19 марта того же года было разрешено, впредь до подготовленная письмоводителей из воспитанников Оренбургской киргизкой школы, допускать к занятиям письмоводством при дистаночных начальниках и по другим должностям благонадежных грамотных людей свободного состояния, на положение волостных писарей. Люди эти должны были работать без прав государственных служащих. Им назначалось жалованье Пограничной комиссией из штатных сумм с утверждения Оренбургского Военного Губернатора.

В1847 году за смертью хана Джангера, для управления Внутренний ордой был учрежден Временный совет под председательством султана Адиля Букеева из трех членов: двух султанов и одного чиновника Государственных Имуществ. Киргизы обязаны были платить установленные ранее Джангиром зякет и сугум без увеличения.2Штат этого совета был значительно изменен и расширен в 1858 году положением от 24 января. Совет, предназначенный для управления внутренней киргизкой ордой был образован в следующем составе: председатель, 2 советника из русских и 2 советника из киргиз, секретарь при председателе и чиновник при нем же для производства следствий, делопроизводитель, помощник его, бухгалтер, казначей, регистратор и 3 переводчика, среди них один из русских.3

Так же расширяется аппарат пограничной комиссии и генерал-губернатора. Для ближайшего надзора за действиями местного ордынского начальства были утверждены две должности чиновников при генерал-губернаторе и две должности при Оренбургской Пограничной комиссии. Содержание вновь образованных должностей было решено возложить на кибиточный сбор с киргизов.4

Генерал- губернатор имел канцелярию со штатом : Управляющий канцеляриею, 3 начальника отделения, 7 столоначальников с 8 помощниками, бухгалтер, 3 журналиста, архивариус, экзекутор и казначей, переводчик и 15 писарей. Из определенной по штату суммы 14513 р. 36 коп. на подати с киргизов было отнесено около 3250 р..5

В 1859 году Малая орда была переименована (степь за уральских киргизов) была названа Областью Оренбургских киргизов. Вместе с тем пограничная комиссия была переименована в Областные Правления Оренбургскими киргизами. Порядок же делопроизводства в Правлении сохранялся на прежнем основании то есть такой же как и при Пограничной комиссии. Председатель Пограничной комиссии был переименован в Управляющего областью Оренбургских киргизов, а его товарищ в помощники управляющего.1 Пава и обязанности председателя пограничной комиссии, а затем Управляющего областью были весьма неопределенными. Это вело к многочисленным ошибкам и злоупотреблениям в его деятельности. Он имел огромную власть. Он следил за сохранением благоустройства и тишины между казахами, искореняя барымту и другие нарушения, наблюдал за законностью действий лиц местной степной администрации, следил за делопроизводством, контролировал работу попечителей из русских чиновников, отправляя гражданское и уголовные судопроизводство.2 Чиновники пограничной комиссии допускали огромные злоупотребления по должностям, и в основном занимались умножением своего личного достояния за счет простого народа.3

К главным обязанностям султанов-повителей относились « надзор за поведением киргизов, содержание их в порядке и верности ... и вообще приведение в исполнение мер, какие будут предписываемы комиссиею».4 Они, султаны правители обладали административными, политическими, иногда, даже и судебными функциями. С начало весны, они, начинали объезжать под ведомственные им территории. Все дела, накопившиеся за зиму, султан -правитель пытался разрешить именно в весенний и летний период. Для этого он привлекал так же аульных и дистаночных начальников. Зимой султаны -правители обычно жили в своих ставках при линии, выполняя практически возложенных на него функций. Вследствие этого у него накапливалось огромное количество нерешенных дел.

Султаны -правители назначали дистаночных и аульных начальников, что после утверждалось Пограничной комиссией. Дистаночные начальники практически были ни чем иным как послужным оружием в уках султана -правителя, потому что находились в полной от них зависимости. Деятельность дистаночных начальников, по существу, сводилась к выполнению воли султанов правителей, то есть непосредственных начальников. То же самое можно сказать и о деятельности аульных начальников по отношению к дистаночным начальником.

Кроме этого существовал институт попечительства. О назначении попечителей было сказано выше. Функции попечителей сводились в основном к полицейским. Они разрешали споры, возникавшие у казаков с населением соседних губерний.5

Введение института попечительства из русских чиновников явилось первым шагом российской администрации по ограничению власти султанов-правителей и замене так называемого среднего звания управления чиновниками российского происхождения.1 Вся система управления казахами оренбургского ведомства представляла из себя аппарат, при помощи которого царизм проводил колониальную политику в младшем жузе.2 Характерными чертами этого управления являлись бюрократизация и огромная централизация власти, отсутствие выборного принципа, присвоение судебных функций биев султанами -правителями, дистаночным начальниками.3

Положение об управлении оренбургскими казахами отличались своей слабой разработанностью, неопределенностью прав и обязанностей административных звеньев.4

Сложная внешне политическая и внутренняя обстановка в Средней жузе заставила правительство руководствоваться в первой половине XIX века. «Уставом о сибирских киргизах « 1822 года с небольшими изменениями.

Наиболее крупные изменения произошли в административном делении. Это было продиктована задачами централизации власти, усиления контроля со стороны русской администрации над местным управлением Но в следствии быстрого захвата земель и колонизации Казахстана к концу 30-х годов XIX века становилось ясно, что принятый 1822 года «Устава о сибирских киргизах» уже не отвечал многими своими положениям и задачам экономического освоения и политического подчинения казахских земель. Поэтому в 1838 году вводится целый ряд новых законов и актов в 50-х годах. Этими законами, актами царское правительство пыталось приспособить управление Средним жузом к земельной и торговой политике царизма. Отсюда стремление царизма добиться в административном устройстве большей централизации власти и усиления со стороны российского начальства над местным управлением.

Так, приведем положение, об отдельном управлении Сибирскими киргизами от 6 апреля 1883 года. В нем сказано, что образование в 1822 году Омской области было предпринято для того, чтобы по средствам местного управления постепенно достигнуть между сибирскими киргизами того устройства которое предусмотрено для них в учреждении о сибирских инородцах. Но Омское областное управление, по мере расширения его действий в степи, должно было отвлекается делами внутреннего управления, в ущерб главной своей задачи в отношении киргизов. Вследствие этого признано необходимым обратиться к другому, более соответствующему намереньям правительства порядку, а именно к устройству отдельного управления сибирскими киргизами.

По существовавшему на тот момент порядку центральное управления было сосредоточено в Омском областном управлении с подчинением его генерал -губернатору Западной Сибири. В проект журнала Азиатского комитета от 19 марта 1838 года указывалось : «Омская область была учреждена с целью, что бы вернее действовать к постепенному введению между киргизами Положения 1822 года.»1 К 1838году окружная система была в основном в Среднем жузе, но так как в Омскую область входила и внутренние округа, казачье и гражданское население, численность которого росла из года в год, то возникли трудности в управлении и контроле над местным населением. В записке генерал-губернатора Западной Сибири указывается на ряд ошибок, допущенных из-за отсутствия контроля над управлением.

Поэтому в вышеприведенном положении было сказано следующее «Омскую область упразднить, а входившие в ее состав города Омск и Петропавловск причислить к Тобольск ой губернии, а Семипалатинск и Усть-Каменогорск к Бийскому уезду Томской губернии, селения же станицы распределить между уездами: Курганским, Ишимским и Байским.»2

По Положению требовалось учредить отдельное управление для общего управления Сибирскими киргизами, под названием Пограничного управления сибирскими киргизами. Оно должно было находиться, впредь до усмотрения, в городе Омске и состоять из пограничного начальника в чине генерал-майора, председателя пограничного упражнения в чине полковника или подполковника, 4 советников, в том числе 1 киргиз кого асессора, стряпчего казенных и уголовных дел и канцелярии по штату. Частное же управление степными округами оставалось на прежнем основании.

Нельзя не отметить и таких правил из положения как: о скорейшем собрании, рассмотрении и представлении на утверждение киргизских законов и обычаев для руководства пограничному управлению;3 о закрытии по малолюдству Учбулакского округа;4 о распределении киргиз, не принявших еще введенного устава, по округам, соображаясь с рода происхождением и кочевками их5 и о скоплении независимых киргизов подчинятся общему порядку, вводимому в степи, действуя в том случае с благоразумием и мерами увещанья.6

По положению военные функции при пограничном начальнике должен был исполнять старший адъютант, аудитор и штаб-лекарь.

Во главе округов по прежнему стояли старшие султаны, волостей -волостные управители, аулов -аульные старшины. Но несколько изменился порядок подчинения и степень их власти.

Пограничный начальник и председатель пограничного управления назначались и увольнялись царскими приказами. Пограничный начальник находился в подчинении генерал-губернатора Западной Сибири и имел власть гражданского губернатора и дивизионного начальника для местных войск. Он имел право сношения с соседними государствами по пограничным делам, но решения согласовывал с генерал-губернатором, а последний согласовывал с Министерством Иностранных Дел. Управление сибирскими казахами , пограничное управление, его советники, в том числе и «киргизский» асессор, чиновник для особых поручений и секретарь назначался и увольнялся генерал-губернатором.

Старшие султаны, как и прежде, избирались на три года, но утверждались они теперь не Омским областным начальником, а генерал-губернатором Западной Сибири с одобрения пограничных начальников.

С положением сибирского комитета. О порядке избрания на киргизской степи в старших султанов. Так в положении сказано: «Старший султан избирается на 3 года и утверждается, с одобрения Военного губернатора Генерал -Губернатором. Право быть избранным в старшие султаны предоставляется всем вообще султанам и лицам, пожалованным офицерскими чинами, ограничив впрочем число последних теми, которые прослужат не менее трех лет Заседателями Окружных Приказов или волостными управителями. В число же избирателей сверх лиц султанского происхождения допускаются все вообще имеющие офицерские чины, а ровно и те из почетных киргизов, которые прослужили в классных должностях, по выборам, девять лет, хотя они и не имели офицерских чинов. Заседатели от киргизов в Окружной приказ избираются биями и старшинами из почетных киргизов на два года утверждения Военного Губернатора.»1

Из приведенного выше видно, что 1 старшие султаны уже избирались не только султанского происхождения. Так же заметно расширен круг избирателей: кроме султанов, теперь избирателями могли быть казахские офицеры и почетные казахи с девятилетним сроком службы.

Выборы старших аулов теряют свою кастовую принадлежность.

Положение от 31 октября 1856 года Сибирским комитетом было поставлено назначить кандидатов на должности старших султанов «во всех внешних округах киргизской степи.»2

Политика царского правительства, направленная на ограничение прав верхушки феодального общества в 50-х и 60-х годах становится более выраженной в законодательных актов того времени в отличие от 20-х годов.

Так в частности, 4 апреля 1861 года Сибирский комитет постановил:

    Включить в штабы управления Кокбектинского и Сергиопольского окружных приказов Семипалатинской области должности военно-окружных начальников и председателей приказов из военных штаб-офицеров, с возложением обязанности товарища - председателя на старших султанов и с производством содержания означенным штаб-офицером наравне с окружными начальниками и председателями приказов в прочих округах области.

    И потребные на это издержки возложить на остатки не исполненных по киргизской степи расходов.

Была изменена система выборов волостных султанов. Это было сделано Положением Сибирского Комитета об изменении порядка выбора волостных управителей в киргизской степи и Семипалатинской области. Оно имело следующие содержание:

    В управители киргизских волостей избираются лица султанского происхождения, а так же все имеющие офицерские чины, знаки отличия военного ордена, медали почетные кафтаны, пожалованные при грамотах генерал-губернатора, и те из ордынцев, которые хотя не имеют никаких отличий, но пользуются особым уважением народа, в случае избрания их большинством голосов, определяются исправляющими должности управлений до того времени, когда приобретут знаки отличия, дающие право на утверждение их управителями.

    Право избирателей представляется всем султанам, лицам не султанского происхождения, имеющим чины, медали, почетные кафтаны, аульным старшинам, почетным биям, внесенным в списки окружных приказов и пяти зажиточнейшим киргизам из каждого аула, принимая в основание количество скота, показанное в исчислении для взноса ясака.1

    Не имеющий права избираться не может быть избран.

    Выборы проводится в областях, в присутствии старшего султана и участкового заседателя .

    В отклонение всяких влияний на свободную подачу голосов производится баллотировка шарами.

    В окружных приказах ведутся списки для каждой волости лицам, имеющим право участвовать в выборах.

    Удаление от должности за преступления и подвергшиеся наказаниям по суду или оставленные в подозрении не могут быть избирателями и избираемыми.

    Не явившиеся на выборы могут прислать от себя письменные отказы и давать руку, а вместе с тем письменное уполномочие доверенным от себя лицом.

    Не прибывшие на выборы и не приславшие отзыв или доверенное без уважительных причин лишаются права быть избирателями на этот раз.

    Уважительными причинами для неявки к выборам и не присылки отзывов признаются: а) болезнь; б) отлучки из волости.

    Большинство голосов дает безусловное право на утверждение; при равном числе голосов преимущество отдается тому из кандидатов, о способностях и благонадежности которого засвидетельствует старший султан, и вообще тому о ком у начальства будут в виду одобрительные сведенья.

    Волостные управители

    избираются на неопределенное время, но удаления от должности зависит исключительно от суда, административной власти военного губернатора.

В этом положении явно прослеживается некоторые положительные моменты. Среди них отмена права наследственности на должности волостных султанов. Интересен и тот факт, что политика царского правительства переориентации на экономический сильный слой феодалов черной кости, биев, к 60-м годам XIX века получает законодательное утверждение, о чем говорят положения , которые приводились выше.

Отмечая же общие характерные черты системы управления и колониальной политики в Среднем жузе, нужно подчеркнуть, что введение выборности местных звеньев управления было положительным.

Эффективность деятельности всех инстанций управления в 60-х годах XIX веке значительно снижалось из-за огромной переписки, которую они должны были вести между собой по уставу 1822 года. Окружные приказы, к примеру, ежегодно, помимо отчета, должны были доставлять следующие сведенья в областную администрацию:

    «О приходах и расходах и остаток сумм на содержание приказа.

    Список лиц, имеющих право участвовать в выборах старших султанов и кандидатов к ним.

    Список волостных управителей и почетных киргиз, не имеющих чинов, но получивших награды от начальства.

    Списки письмоводителей и толмачей.

    Ведомости о приходах и расходах округа.»1

Все это, в свою очередь, вызывает беспорядки и запутанность в делопроизводстве приказов и волостных управителей, при чем всю эту переписку должны были осуществлять старшие -султаны и волостные управители. Последние, не знали русского языка, полностью полагались на заседателей из русских чиновников, которые сами являлись полуграмотными людьми. Подобные факты вынуждены были признать и чиновники областной администрации, считавшие, что документы и переписка писана часто не ясно и вообще просто небрежно.1

В окружных приказах,все что касается делопроизводства и переписки, ведение формальных следствий и судопроизводств по уголовным законом империи находилось в руках русских заседателей. Они же, в свою очередь, и сами плохо разбирались в общеимперском законодательстве. В то же время, если дело касалось внутреннего быта казахов, то тут же старшие султаны, ага султаны и волостные управители, представляя одно целое являлись полновластными хозяевами. Причем заседатели из русских чиновников, которые должны были контролировать их деятельность, «по нежеланию или по невозможности понимать киргизскую жизнь не могут контролировать действия султана, не вмешиваться ради пользы дела».2

К середине 50-х гг. XIX в. Колониальная администрация, затруднялась проводить действенный контроль за местными органами власти, разбросанными по огромной территории области сибирских киргизов, и в целях дальнейшего усиления колониальной политики в крае, а так же из-за экономического развития отдельных частей области, особенно Семипалатинского экономического региона, в котором бурные развитие получило торговля, обрабатывающая промышленность, поднимается вопрос разделения области на две самостоятельные территориальные единицы, что было признанно и самими царскими чиновниками. В связи с этим 1854 году 19 мая было утверждено следующие положение об управление Семипалатинской области.3 Из частей, находившихся на левом фланге киргизской степи, а и именно :Кокбектинского и Аягузского внешних округов, Семиречинского края, земель занимаемых казахами. Кочевниками на внутренней стороне Сибирской линии по правую сторону р. Иртыша и городов: Семипалатинска, Усть-Каменогорска и Бухтарминского укрепления была образованна особая область с наименованием Семипалатинской. В составе ее, кроме перечисленных местностей вошли станции Копальская с принадлежащими к ней укреплениями и землями, и Заилийское укрепление. С отделением левого фланга в степи в составе Семипалатинской области, правый фланг степи, состоявший из пяти округов, был отделен в область Сибирских киргизов, при чем Пограничный Начальник, был переименован в Военного Губернатора, а Пограничное Управление -в Областное Правление Сибирских киргизов. Семипалатинская область была разделена на округи: Семипалатинский внутренний, в состав которого вошли пространство, занимаемаемое киргизами, кочевавшими на внутренний стороне линии Сибирского войска по правую сторону р. Иртыша, города Семипалатинск и Усть-Каменогорска, Бухтарминское укрепление и селения по Иртышской линии от крепости Железинской до Мало-Нарымска включительно: Кокбектинская и Аягузский внешние и Капальский Военный округа. Город Семипалатинск был возведен на степень областного, а станицы: Кокбекты, Аягуз и Копальская -на степень окружных городов, с назначением в первый Полицмейстера и в последние офицеров к исполнению обязанностей а городничих.1 Областное управление состояло из военного Губернатора, заведовавшим войсками во внешних округах области и областного правления в следующем составе: Председатель -Товарищ Военного Губернатора, пять Советников (один из казахов) и Асессор.2Кроме того при Губернаторе, кроме канцелярии по штату состояли Областной Землемер с двумя чертежниками и Горный Ревизор. Для заведования прокурорской частью в области назначался стряпчий казенных и уголовных дел. Областное правление исполняло обязоности Губернского Правления, Казенной Палаты и Губернского Суда. Управление внешними округами оставлено на прежнем основании, а управление Семипалатинским внутренним округом, было возложено на Окружной Приказ, который был образован из окружного военного начальника (он же Председатель) старшего -султана (Товарищ Председателя) трех русских и одного казахских заседателей.3 Кочевые были разделены на волости и аулы. Аулы управлялись старшинами, а волости -султанами или «почетными киргизами»;те и другие по выбору народа на неопределенное число лет.4 Киргизы внутреннего округа были обложены ясаком со скота: лошадей, баранов с 60 голов по одной штуке, по ценам утвержденным в 1852 году для внешних округов.5

Старшие султаны, здесь, превратились в простых исполнителях воли окружных военных начальников. По этому здесь становится более заметным влияние чиновников колониальной администрации, так как вместо выборного старшего султана главой округа становился русский чиновник из военных. Как выразился один из чиновников: «от подобного изменения основных степных положений, бесспорно, выиграла правительственная власть... и политическая централизация заметна»6

Резко сократив компетенцию старших султанов, царская колониальная администрация была вынуждена в управлении казахами в большей мере опираться на волостных управителей и аульных старшин, которым были даны более широкие полномочия, чем в соседней области сибирских казахов.

В результате всех этих изменений усилилось влияние колониальной политики в Семипалатинской области, был усилен так же и налоговый гнет.

Самоуправление в Казахстане в период с 1867 по 1916г.

Административная реформа 1867 года в Казахстане была лишь следствием основного перелома в проводимой царской политике, по отношению ко всем подданным Российской империи. Административная реформа 1867 года была весьма обширной и прогрессивной для своего времени.

Административная система существовавшая до 67-го года перестала отвечать интересам российской администрации, а так же коренного населения Казахстана, так как сложившиеся за века локальные особенности кочевой культуры, в корне противоречили европейской культуре.

«При проведении вопроса о структуре местного самоуправления Казахстана в законодательном порядке, значительная часть постановлений проекта 1867 года была сохранена как в положении об управлении Туркестанским краем 1886 года, так и в степном положении 1891 г.»1 Те немногие изменения, которые были сделаны в вышеупомянутых постановлениях заключались в следующем:

    Порядок разделения аула на пятидесятства (т.е. каждые 50 кибиток представляли собой разновидность административной единицы, которая избрала из своей среды одного выборного на волостной съезд), который существовал по положению 67-го года, был отменен, и выборные избирались на общем аульном сходе из расчета, один на 50 кибиток.

    Полномочия властных съездов у оседлого населения были прерваны к аналогично существующим у кочевой части населения. «Раннее полномочия волостных съездов были ущемлены в связи с переселенческой политикой»2

    Существовавшая по реформе 67-года кибиточная подать в размере 2 рубля 75 копеек была увеличена до 4 рублей., а прежде изымаемый с оседлого населения Херадж и Тананный сбор были заменены поземельным налогом.

    Реформа 1867-го года создала относительно демократические начала в казахском самоуправлении: несменяемость аульных и волостных старшин на период срока их полномочий, невозможность влияний на ход выборов. Но Степное и Туркестанское положение представили царской администрации. Право отменять выборы и менять старшин, предоставив прежде рассмотрение данного вопроса военному губернатору; а кроме того генерал-губернатор имел право назначать волостных старшин без проведения выборов, но только в исключительных случаях .( Правда, как показывает наша история «исключительных» случаев было довольно-таки много).

    «По Туркестанскому и Степному положениям было строго определены количественные стандарты для административных единиц: для аулов- 200 кибиток, для волости -2000 кибиток»1 . Но местные особенности сделали проведение данных стандартов в жизни почти невозможными. И каждая администрация не придавала вышеуказанным нормам обязательного значения, но старалась выполнить их по мере возможности.

Можно с уверенностью сказать, что в Казахстане того периода Туземное самоуправление носило чисто декоративный характер, так как полномочия нижеуказанных органов имели номинальный характер, и за установленным порядком вещей осуществляли бдительный надзор областные и уездные администрации.

К органам местного самоуправления в Казахстане можно было отнести, у кочевников: аульные съезды, особые съезды, волостные съезды; у оседлого населения( большая часть которого была сосредоточена в Семиречье): сельские сходы, частные сходы и т.д.

В круг ведомства аульных съездов входило:

    избрание аульных старшин (которое, как правило производилось по триальной системе, где 20 кибиток представляли собой 1 голос); волостных выборных (так же по триальной системе, где 50 кибиток представляли собой 1 голос); а так же на аульных съездах выбирались уполномоченные на особые съезды кочевников.

    «так же на аульных на аульных съездах ставились вопросы об изгнании того или иного члена рода, с последующей выплатой податей и повинностей аулом, до следующей податной переписи»1

    «так же ставились вопросы об опекунстве, которые до выхода Туркестанского положения не входили в круг рассматриваемых аульным съездом вопросов, так как казахское обычное право не было знакомо с данным институтом в том виде, в котором оно существовало в России. С выходом же Туркестанского положения данному вопросу стали уделять много внимания, хотя бы потому, что на аульном съезде мог иметь голос лишь кибитковладелец не состоящий под опекой.»2

    вопросы о разделе семейного имущества.

    каждый год обсуждались вопросы о распределении зимних стоянок и летних пастбищ между «отдельными кибитковладельцами»3, а так же в нередких случаях исполнили судебные функции при разборе земельных споров.

    вопросы об общественных нуждах, в том числе выдача доверенностей по общественным делам.

    своего рода социальные программы по поддержанию должного уровня образований и соответственные денежные сборы на них.

    «вопросы по контролю фискальной политики, в том числе рассматривались дела недоимщиков налогов, а так же порядок взимания налогов»1

    порядок образования контингента общественных работников (как правило имеющих способности к дипломатической и канцелярской работе), и назначение им жалования в пределах двухстах рублей в год.

Аульные старшины, которые избирались на аульных съездах простым большинством голосов, в течении своего трехлетнего срока полномочий, несли довольно таки широкий круг обязанностей.

Аульный старшина был обязан регулярно созывать аульный съезд, для проведения выборов, на которых избирались выборные на волостной съезд и особый съезд кочевников. На проведении вышеупомянутых выборов аульный старшина должен был осуществлять контроль за проведением, обеспечивать общественный порядок, но «без вмешательства в самую сущность выборов.»2

Аульный старшина в течение своих полномочий был обязан документально фиксировать и вести списки умерших, брачующихся и новорожденных, а также вести отчётность об изменение национального и количественного состава аула с последующим предоставлением выше указанных данных волостному управителю.

Аульный старшина должен был вести контроль за общественными расходами, с целью исключить злоупотребления общественной казной (хотя на практике, сами старшины довольно-таки часто злоупотребляли своим должностным положением ). В случаях перекочёвок из одной волости в другую, они должны были осуществлять документационную переписку с волостными управителями и уездными начальниками.

Аульные старшины так же осуществляли контроль за материальными благосостоянием кибитковладельцев и данные полученные в ходе наблюдения заносились в подручную документацию, которая впоследствии проверялась волостным управителем.

Старшины со своими помещиками осуществляли сбор налогов в ауле и выдачу соответствующих документов кибитковладельцами. Собранные денежные средства передавались волостному управителю, вместе с так называемыми «шнуровой» книгой, в которой отмечалось, где и когда была выплачена та или иная сумма.1

Ко всему аульный старшина с вступлением в должность обязан был сделать провереку последних данных податной переписки; впоследствии результаты проверки пересылались на рассмотрении волостного съезда.

Любопытно отметить роль функции волостного съезда у кочевников, который являлся следующей ступенью в самоуправлении Казахстана.

Волостной съезд проводился, как правило отдельно у кочевого и у осёдлого население, даже если они проживали в пределах одной волости. Волостной съезд состоял согласно существовавшей тогда мажоритарной системе, из выборных, которые избирались на аульных съездах, в количестве «один на каждый 50 кибиток»2 «Выборные же от аульных съездов на первом волостном съезде избирали волостного управителя, который в последствии, в течении 3-х летнего срока своих полномочий, вместе с уездным начальником назначал место и время созыва волостного съезда»1.К тому же волостной управитель был обязан следить за общественным порядком на волостных съездах.

Ведомственность волостных съездов распространялось на следующее:

    Волостной съезд выборных избрал из своих рядов волостного управителя, а так же его заместителей.

    Избрание народных судей, которые как правило, либо были биями, либо наряду с ними осуществляли судебные функции.

    На волостных съездах избирались по три специальных представителя для каждой волости, которые представляли интересы своей волости в случаях поземельных разбирательств на межволостном уровне.

    На волостных съездах, как правило решались все хозяйственно - экономические вопросы в пределах волости, в том числе устанавливались размеры жалования членами самоуправления в волости. А так же осуществляется контроль за те2 м, что бы местная политика не шла вразрез с царской.

    Волостной съезд выборных решал так же вопросы по фискальной политике.

Волостной съезд периодически осуществляет проверку данных податной переписи, представляемой им аульными старшинами.1

Интересно отметить, что на волостных съездах отсутствовал, так называемый институт политических фракций. И на съездах каждый выборный имел всего один голос и представлял интересы аула, и голосование, а в месте с ним принятие решения проводилось простым большинством голосов. Но насмотрят даже на полную ведомость демократизации порядков, царская администрация не желала терять контроль над местным населением, об этом говорит хотя бы то, что большинство решений волостного съезда прежде чем в ступить в силу, должно было пройти через рассмотрение их уездным начальником и военным генерал-губернатором.2

В обязанности волостного управителя входило:

    Созывать и распускать волостные съезды, а так же следить за правопорядком на них.

    Волостной управитель был обязан передать список рассматриваемых вопросов на волостном съезде, уездному начальник.

    Он должен был следить за точным и единообразном исполнением решений принятых волостным съездом.3

    Волостной управитель должен был следить за нормальным состоянием дорог в пределах своей волости.

    Волостной управитель должен был следить за исполнением обязанностей аульными старшинами, с целью недопущения халатностей должностных злоупотреблений. Если же таковые им замечались, он обязан был донести об этом местному участковому приставу.4

    Волостной управитель, так же должен был осуществлять наблюдения за сборами налогов, которые осуществляли аульные старшины, а так же следить за соблюдением процессуальных правил при сборе налогов. После сборов, аульные старшины передавали ему денежные суммы вместе с «шнуровыми» книгами, и волостной управитель передавал собрание денег уездному начальнику, с соответствующей документацией.1

    Волостной управитель должен был контролировать данные по податной переписи, а так же вести надзор за правильностью ведения документации вообще.2

    Волостной управитель должен был осуществлять финансовый надзор за расходами из общественной казны.

    Волостной управитель был обязан фиксировать в документацию и наблюдать за перекочевками тех или иных аулов.

    Волостной управитель до 1891 года, когда в Казахстане была введена судебная реформа 1864 года, должны были принимать жалобы на приговоры народных судов, с последующим вынесения выше указанных вопросов на рассмотрение волостного съезда.

    Волостной управитель должен был следить единообразным и правомерным исполнением решений российской администрации, а также следить правопорядком в пределах своего уезда и в случаях замеченных правонарушений, он должен был донести о них, либо участковому судебному приставу.

Из всего выше перечисленного, можно прийти к следующим неутешительным выводам, о том что в действительности, в Казахстане того периода сохранялась лишь видимость существования местного самоуправления. Должностные лица местного самоуправления были лишь ставниками царской администрации, которые должны были защищать интересы последней.

Интересно отметить место, которое занимал в системе местного самоуправления, особый съезд кочевых казахов, который скорей играл роль судебного - совещательного органа на местном уровне. Особый съезд, как правило собирался в случаях, возникали споры не предусматривающаяся русским законодательством, например: земельные споры основные на национальных особенностях ,а так же вопросы, касающиеся религии.

Порядок создания особых съездов был следующим: избрание так же происходило мажоритарной системе, каждые 20 кибиток избирали одного выборного, который в случаях в случаях созыва ездил на съезды.

Любопытно отметить так же роль так называемого сельского схода, который состоял как правило из всех домовладельцев, кроме тех, кот состоял под опекой, а в Семиречья же прибавлялись те кто был лишен голоса сельским сходом сроком на три года. Интересно заметить такую своеобразную деталь, как возможность голоса другому лицу, этот акт записывался в книгу волостного управителя, а в Семиречье же волостной управитель, плюс ко всему прочему выдавал удостоверение подтверждающее передачу голоса. На сельском сходе избирался сельский староста, который должен был следить за правопорядком на съездах, а так же созывать сельский сход, преимущественно в выходные дни.

В компетенцию рассматриваемых сельским сходом дел входило:

    Выборы должностных лиц местного самоуправления, а затем уже определяло размеры их жалования, в Семиречье же все происходило наоборот: сначала сельский сход определял жалование, а потом уже осуществлял выборы должностных лиц. Так же на сельских сходах избирались выборные на волостные съезды.

    На сельских сходах так же поднимались вопросы о замещение некоторых чинов уездной полиции.

    Сельский сход рассматривал вопросы об изгнании того или иного члена сельского общества, в случае если он резко нарушил нравственные нормы.

    Сельский сход решал так же вопросы о принятии новых членов в сельское общество.

    Сельский сход также решал вопросы о назначение попечителей опекунов сельчанам, которые действительно нуждались в этом, а так же проверка их деятельности с целью предотвращения злоупотреблений.

    Интересно заметить, что сельские сходы, ни Семиречья, ни остальной части Казахстана в отличии от аналогичного существующих сходов в России не разрешали возникающих семейных споров.

    Сельский сход решал вопросы о распределение земельных участков между сельскими жителями, а так же изредка возникающие вопросы о наследование земельных участков.

    Сельский сход вел контроль за финансовым состоянии сельских школ, медресе так же следил за уровнем образования даваемого в них, а в Семиречье плюс ко всему этому сельский сход осуществлял присмотр за тяжелобольными и одинокими стариками.

    По решению сельского схода, приносились просьбы и жалобы по общественным делам в вышестоящею русскую администрацию, через специально выборных для подобных случаев людей.

    Сельский сход определял суммы сборов на общественные расходы, а так же проводил налоговую политику на локальном уровне, с учетом материального благосостояния тех или иных домовладельцев. А так же способов отбытия натуральных повинностей.

    Сельский сход определял размеры жалования должностными лицами местного самоуправления.

    Сельский сход определял так же меры наказания, согласно местным обычаям, для лиц не уплатившим налоги.

    На сельском сходе определялись размеры выдаваемых крестьянам денежных и зерновых кредитов.

Нужно отметить, что решения сельского схода вступали в силу, лишь в том случае, если на сходе присутствовал сельский староста, либо его заместитель и не мание половины всех домовладельцев имеющих право участвовать в подобных сходах.

Функции сельского старосты сводились следующему:

    Сельский староста периодически осуществлял созыв и роспуск сельского схода, а так же следил за общественным порядком на нем.

    Только сельский староста предлогал на рассмотрение сельского схода дела общественного характера.

    На сельском старосте лежала обязанность приводить в исполнение все решения сельского схода и распоряжения русской администрации.

    Сельский староста следил за неприкосновенностью земельных наделов выделенных крестьянам.

    Сельский староста следил за нормальным состоянием дорог, а так же за исправным состоянием школ, медресе, больниц.

    Сельский староста, в документации вел учет уровня смертности и рождаемости в пределах своего поселения, а Семиречье данная процедура, почему-то проводилась только с волостным управителем.

    Сельский староста так же осуществлял надзор за исполнением натуральных повинностей.

    Сельский староста наблюдал за правильным осуществлением фискальной политике.

Главным органом местного самоуправления в колониальном Казахстане, центральных районах российской империи были волостные и аульные (сельские) сходы (съезды).Сейчас, мы остановимся на волостных сходов оседлого населения. Необходимо отметить, что существовали некоторые различья между органами местного самоуправления Семиречья 1 и остального Казахстана, которые мы будем отмечать в ходе нашей работы. Это связано с временными различиями в присоединении Казахстана к России.

Волостные съезды выборных, избирались аульными съездами в следующем порядке: один выборщик от 50 хозяев, в тех селениях, где существует остаток более 25 хозяйств, прибавляется по одному выборщику. В Семиреченской же области, волостные съезды состояли из: выборщиков, избираемых на сельских сходах, сроком на 3 года, на тех же условиях, что и на остальной территории Казахстана, и вдобавок к этому из волостных должностных лиц, замещаемых по мере пребывания на посту на посту, а именно: волостной управитель, сельский старшина, и народный судья.

Выборы председателей на волостном съезде производятся, как говорилось выше, на сельских сходах, в которых участвуют все домовладельцы, собственники хозяйств.

Естественно, что волостной съезд собирается в пределах волости, по всей территории Казахстана место и время зависело от уездного начальника, за редким исключением. Для контроля над выборами волостного управителя, и в целях предупреждения нарушений, на выборах было необходимо присутствие уездного начальника, или его заместителя, в качестве наблюдателя. Помимо волостных управителей, волостной съезд избирает народных судей. В Семиреченской области избираются так же волостные муллы. В зависимости от размеров и экономического состояния волости, до выборов волостного управителя, волостной съезд устанавливает ему оклад в размере от 300 до 500 рублей, и сумму в тех же пределах для найма писарей и посыльных. Входе ревизий и проверок было выяснено, что этих срезов нахватает , так как зачастую на них приходится приобретать и канцелярские принадлежности и так же нести прочие мелкие расходы. Волостные съезды решали так же вопросы о распределение земель между различными сельскими общинниками, разрешение различных земельных споров между ними. В ведение волостных съездов находились вопросы поддержания дорог в должном состоянии, постройка и ремонт мостов, постройка новых дорог, разработка тех участков дорог, которые указывались администрацией. Проблема дорог, была актуальна на всей территории Российской империи, надо сказать эта была трудоемкая работа, связанная с различными сложностями. Для проведения работ использовалось местное население и реквизировался его скот, что конечно вызвало возмущения, недовольство их стороны.

В общем волостные съезды решают вопросы хозяйственного и административного самоуправления, выполнением полицейских функций в пределах своей компетенции и носящих местный характер. Помимо вышеперечисленных функций и полномочий это :

    Назначение и распределение общественных сборов и повинностей между поселениями, назначение вообще суммы расходов на общественные нужды всей волости в целом и распределение их по селам. Для Семиреченской области распределение между селами Государственной подати, земского сбора, частных повинностей, общественных сборов и натуральных повинностей.

    Проверка и учет действий должностных лиц, избираемых волостью (так же и в Семиречье ).

    Рассмотрение приговоров сельских общин, имеющих население менее 300человек, об изгнании недостойных членов из селения (по всей территории Казахстана), съезд имеет право совершать разбирательство и выносить приговоры только по делам, находящимся в их компетенции, в случае нарушения своих полномочий, приговоры и решения признаются юридический ничтожными, а лица, участвовавшие в обсуждение и вынесение приговора или решения, подвергаются взыскания или преданию суду в зависимости от степени важности дела. Для признания действительности решений волостного съезда необходимо: присутствие волостного управителя или лица его заменяющего, а так же не менее двух третий от всего состава выборных. Все дела на волостном съезде, решаются по общему согласию или по большинству голосов. Каждое лицо правомочное голосовать, имеет один голос. В случае, если мнение разделились и установилось равенство голосов, то приоритет отдается решению волостного управителя или лица его заменяющего.

В Семиречинскоой области для решения следующих наиболее важных дел, требуется согласие не менее двух третьих лиц имеющих право голоса:

    О разделе волости на две;

    О сдаче в аренду общественных земель;

    О разрешении земельных угодий и споров между сельскими обществами;

    Замена хлебных запасов денежными сборами;

    Замена всех натуральных повинностей на денежные;

    Об установлении новых добровольных общественных сборов на нужды волостного общества и об использовании общественных денег;

    Об удаление из волости лиц признаных недостойными и т.п.

Жалобы на решения волостного съезда подаются уездному начальнику. Все приговоры волостного съезда вносятся в особую книгу.

Генерал - губернатор, по представлению уездного начальника в письменном заключении, утверждает лиц, избранных на должность волостного управителя и его кандидата. На каждую должность судьи выбираются два кандидата. Утверждение одного из них на должность судьи, а другого ему в кандидаты, зависит от Губернатора.

Списки кибитковладельцев, предостовляются сельскими старшинами на волостной съезд, там, они занова проверяются по всей волости, и уже после этого должным образом заверенные подписями и печатями волостного управителя всех волостных выборных и сельских старшин, поступают к уездному начальнику.

Волостной старшина (оседлых земель)

Волостной старшина, несет ответственность за сохранение общего порядка, спокойствия и благополучия в волости. Волостной старшина следит за сохранением должного порядка в общественных местах, (мечети, базары) и на народных сборищах, а так же принимает все необходимые предусмотренные законом меры для восстановления нарушенного порядка и безопасности. Кроме всего прочего, в обязанности волостного управителя входят:

    Задержание бродяг, беглых, дезертиров и всех неизвестных лиц, прибывающих в волость, без видов на жительство.

    Докладывать участковому приставу о преступлениях и беспорядках в волости.

    Следить чтобы не было самовольных отлучек из волости, а лиц, имеющих необходимость в отлучке, снабжать необходимым документами.

    Докладывать участковому приставу о случаях высокой смертности населения, падежи скота, нашествия саранчи и д.р. стихийных бедствиях, и в указанных случаях, вместе с участковым приставомпринимать соответствующие меры, оценивать ущерб нанесенный местному населению.

    Предупреждать и пресекать преступления и проступки. В случаях предусмотренных законом, принимать соответствующие меры, для розыска и задержания виновных, охраняя следы преступления, до прибытия полномочных лиц. В случаях необходимости проведения безотлагательного обыска, осмотр и изъятии, приглашать понятых, преимущественно из стариков. То есть волостной управитель выполняет различные, необходимые полицейские функции.

    не запускать без разрешения начальства погребения тел, утопших, самоубийц, и вообще, скоропостижно скончавшихся.

    Исполнение правительственных распоряжений и судебных решений. Выполнение некоторых функций, ныне выполняемых судебными приставами и исполнителями.

В сфере общественной деятельности волостной старшина в пределах полномочий волостного управления обязан:

    Созывать и распускать волостной съезд и охранятьна нем должный порядок. А в Семиреченской области, так же и аульные съезды и сходы.

    Предлагать на рассмотрение схода все дела, касающиеся, нужд и пользы волости, а так же приводить в исполнение решения волостных съездов, не подлежащих утверждению начальства.

    Наблюдать за исправностью дорог и мостов, за безопасностью переправ и бродов, о неисправностях шоссейных дороги мостов находящихся на них, докладывать участковому приставу.

    Осуществлять контроль за деятельностью сельских старшин и их помощников, а так же за другими должностям и лицами и их обязанностями.

    Осуществлять надзор за налоговым сбором и исполнением повинностей, а так же предупреждать и пресекать возникновение незаконных сборов и повинностей.

    Наблюдать за порядком в учебных заведениях и других общественных местах.

    вести поименные списки населения волости и ежемесячно собирать сведенья о количестве смертей, рождений и браков, поселения волости доставлять эти сведенья по требованию начальства.

    Предоставляемые аульными и сельскими старшинами сборы без замедления сдавать во избежание утраты или растраты и последующего за ним уголовного наказания, в уездное казначейство по платежным свидетельствам уездного начальника.

    Направлять дела о преступлениях и проступках, находящихся в полномочии народных судов, направлять по назначению.

    Принимать у кочевников, в 2-х недельный срок, жалобы на неокончательное решение единоличных народных судей и перервать их на съезд судей.

    Присутствовать на съезде волостных выборных для наблюдения за порядком.

    Наблюдать, за тем чтобы в продаже не было запрещенных продуктов.

    Вести наблюдения за арендаторами весов и паромных переправ, с целью пересечения завышения цен выше установленных тарифов. И в случае обнаружения нарушения, составлять акты, предоставляя их участковому приставу.

    Вести наблюдение за постройками, в особенности общественными и торговыми (мечети, базары, бани и т.п.) с целью предотвращения несчастных случаев, по причине их обветшалости.

Волостному управителю, предоставляется права за маловажные и незначительные проступки, совершенные подведомственными ему лицами, подвергать виновных аресту до двух дней, либо денежному взысканию в пределах 1 рубля или же, наконец, назначению на общественные работы до 2-х дней.

Таким образом, из вышеперечисленных положений видно, что волостной управитель, обладает рядом существенных полномочий, являясь довольно-таки значительной и немаловажной фигурой местного самоуправления совмещающей с административными функциями так же некоторые весьма существенные полицейские функции. (Продолжать мысль о злоупотреблениях в выводе и заключении.)

Частные сходы

В частных сходах, участвуют все домовладельцы данного селения, входящие в состав сельского общества, и не находящиеся под опекой. Необходимо заметить, что круг полномочий частных сходов очень незначителен, и четко очерчен законодательством. Обязанности частных сходов исчерпываются, избранием уполномоченных лиц, для составления проекта о общественной раскладки для селения. Да еще, в ведение частных скотоводов находится право, на на удаление из общества, сельчан присутствие, которых, в селе может угрожать местному спокойствию, и безопастности. Ко всему прочему, на сходах, обязательно присутствие сельского старшины или волостного управителя. Число участников, частного схода, необходимо для законности, принятых решений, равно числу участников, необходимых для законности решений аульских, сельских и волостных съездов, то есть не менее половины членов общества или две третьих выборных. Исключением является утверждение проекта общественной раскладки, составленного уполномоченными сельского общества или селения. Сельский частный сход, созываемый с этой целью, может утвердить проект даже при наличии менее половины членов сельского общества или селения, если по первому созыву сход не состоится, по причине неявки половины членов. По мнению областных чиновников царской администрации, такое отступление от общего правила, установленное ввиду ускорения производства общественной раскладки и своевременного сбора налогов, могло бы при распространении его на все дела, подлежащие ведению сходов, значительно ускорить их разрешение сельскими и аульными съездами.

1 С.З. Зиманов Политический строй Каз. В конце XVIII века и первой половины XIX века. А-Ата 1960 стр.147

2 К. А. Жиренчин. Политическое развитие Казахстана в XIX начале XX веков. Алматы. 1996 стр.12.

1 К. А. Жиренчин. Политическое развитие Казахстана в XIX начале XX веков. Алматы. 1996 стр.17.

2Красовский. Материалы для географии и статистики России. Область Сибирских киргизов. 41. СПБ.1868. стр.104

1 Материалы по истории политического строя Казахстана. А-Ата 1960 ст.95

2 Там же ст.94

1 Материалы по истории политического строя Казахстана. А-Ата 1960 Т.1 ст.35

2 Там же ст.274

3 Материалы по истории политического строя Казахстана А-Ата 1960 Т.1 ст.102

1 Там же §30-31 Устав о сибирских киргизах.

2 Там же стр. 98

3 Материалы по истории политического строя Казахстана Т. А-Ата 1960

1 ЦГА РК, ф345, оп 1 д. 707, л.6.

2 С.З. Зиманов «Политический строй Казахстана в конце XVIII века и первой половине XIX века» А-Ата 1960

3 С.З. Зиманов «Политический строй Казахстана в конце XVIII века и первой половине XIX века» А-Ата 1960

4 Материалы по истории политического строя Казахстана. Т1 А-Ата 1960

5 С.З. Зиманов «Политический строй Казахстана в конце XVIII века и первой половине XIX века» А-Ата 1960

1 К.А. Жиренчин. Указанная работа стр.99

2 А.И. Добромыслов. Тургайская область. Исторический очерк. Тверь 1902. стр 237.

3 РГИА СПб. Ф. 1264-1 сибирский комитет, оп. 1.д. 321. лл. 12-15

1 И.И. Крафт Указанная работа стр.176

2 И.И. Крафт Указанная работа стр. 188-190

3 Там же.

4 Там же

5 Там же.

1 И.И. Крафт, Указанная работа. Стр.192

2 И.И. Крафт, Указанная работа. Стр.196.

1.

2 И.И. Крафт, Указанная работа. Стр.201.

3 И.И. Крафт, Указанная работа. Стр.242.

4 И.И. Крафт, Указанная работа. Стр.249.

5 И.И. Крафт, Указанная работа. Стр.244.

1 И.И. Крафт, Указанная работа. Стр.256.

2 К.А. Жиренчин «Политическое развитие Казахстана в XIX начале XX веков, 1996 стр.42

3 Там же.

4 Материалы по истории политического строя Казахстана. Т.1 А-Ата , 1960 стр.221

5 К.А. Жиренчин «Политическое развитие Казахстана в XIX начале XX веков, 1996 стр.45.

1 К.А. Жиренчин «Политическое развитие Казахстана в XIX начале XX веков, 1996 стр.46.

2 Там же.

3 Там же

4 Там же

1 С.З. Зиманов Материалы по истории политического строя Казахстана. Т.1, 1960 г. стр. 181

2 И.И. Крафт, Сборник узаконений о киргизах степных областей, 1898 г., стр. 177.

3 2П.С.З. №11122 Выс. Утвержд. Положение, об отдельном управлении Сиб. киргизами.(стр. 29)

4 Там же стр. 33

5 Там же стр.36

6 Там же стр.37

1 Ст.871 Т.3 уст. о слж. по выб. коч. инор.

2 И.И. Крафт Указанная работа. Стр.237 №735

1 И.И. Крафт Указанная работа. Стр.237 №735

1 ЦГА РК, ф. 354, оп. №1 д730, лл. 15-16

1 ЦГА РК, ф. 354, оп. №1 д193, лл. 13-14

2 А.К. Гейнс. Собрание литературных трудов. Т. I.,СПБ, 1987г, с.109.

3 И.И. Крафт, Указанная работа, стр 220, №689

1 Там же

2 Там же

3 И.И. Крафт. Указанная работа стр.221

4 Выборы производились в центре кочевий по большенству голосов наличных. Не явившимся на выборы по болезни и др. причинам дозволялось присылать письменные отзывы, которые и имели силу голоса. Но не явившись лично или не приславший письменного отзыва с считался согласившимся на произведенный выбор (§ 87 положение об управлении Семипалатинской области).

5 Там же

6 А.К. Гейнс. Собрание литературных трудов. Т. Т. CПб. 1987. С. 118.

1 ) Положение об управлении в степных областях. 1904 «Микрофильм»

2 ) Материалы по местному управлению в Казахстане. Оренбург 1910 г. Ст. 115.

1) Туркестанское положение. Ст. 289.

1 ) Степное положение. Пр. 35 ст. 193 - 194

2 ) Туркестанское положение. Ст. 145

3 ) Там же ст. 274

1 ) Там же ст. 276

2 ) Степное положение 81

1 Туркестанское положение ст.220 ...

2 Там же ст. 248 ...

1 Степное положение. Ст. 301.

2 Там же ст. Ст. 308-312

1 Там же ст. 313

2 Краерт ...

3 Степное положение. Ст 185-189

4 Там же ст. 193

1 Там же ст.190

2 Там же ст.195

1 В случае существования таковых будет оговорено, если же оговорен не будет, то положения действительные и в Семиреч. Обл.