Возникновение и характерные черты феодального государства и права Франции

Оглавление.

    Введение:

    возникновение и развитие феодального государства и права_______2

    Раннефеодальная монархия (государство франков)___________________4

    Сеньориальная монархия_________________________________________6

    Сословно – представительная монархия____________________________11

    Абсолютная монархия___________________________________________18

    Заключение____________________________________________________25

    Список литературы______________________________________________27

ВВЕДЕНИЕ.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Феодальное государство представляет собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правого положения крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства, например: (Византия, Китай, Индия), в других оно образуется как непосредственный результат возникновения и утверждения частной собственности, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (как, например, у германских и славянских племён).

В основе производственных отношений феодализма лежит собственность феодала на средства производства – землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина.

Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то время само лицо общества, характер его социального и политического строя. Для феодальной земельной собственности были характерны следующие особенности: 1)ее иерархический характер; 2)сословный характер; 3)ограничение права распоряжаться землей, а некоторые категории, например церковные земли, вообще были изъяты из гражданского оборота.

Отсюда вытекает и сложная иерархическая сословная система феодального общества, отражавшая особый строй поземельных отношений. Кроме того, владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных полномочий на опреде6ленной территории, т.е. земельная собственность выступала в качестве непосредственного атрибута власти.

Сословное деление феодального общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения.

Господствующий класс феодалов в целом и каждая его часть в отдельности представляли собой более или менее замкнутые группы людей, наделенные закрепленными законом привилегиями – правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде.

Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального строя. Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во- вторых, феодальное право в значительной степени является «правом-привилегией», закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т. е. Отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.

Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в знаменательной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права.

«Рецепция» римского права. Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующее: 1) римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства; 2) короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами; 3) повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Изучение римского права начинается уже с ХI века. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов-комментаторов римского права.

Особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворцового права в города. Специфической системой права в Средние века было каноническое право.

Каноническое право. Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологией Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.

Церковь выработала и своё право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в ХVI веке. Кроме того, источниками канонического права были нар мотивные акты римских пап, носивших название конституцией, булл и энциклик.

Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с «грехом». Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоежёнство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний.

Особую известность получила «инквизиция», т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.

РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ (государство франков).

Возникновение государства франков связано с именем одного из военных вождей-Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов.

Развитие феодального государства у франков можно разделить на два этапа: 1) VI-VII вв. – период монархии Меровингов и 2) VIII в. – первая половина IX в. – период монархии Каролингов.

В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междуусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом). Постепенно происходило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев.

Важные изменения происходили и в среде крестьянства. В марке (крестьянской общине у франков) утверждалась частная собственность на землю (аллод). Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария и коммендации. Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определённых повинностей. Формально этот договор не устанавливал личной зависимости, но создавал благоприятные условия.

Коммендация означала передачу себя под покровительство феодала. Она предусматривала передачу господину права собственности на землю с последующими её возвращением в виде держания, установление личной зависимости «слабого» от своего патрона и выполнение в его пользу ряда повинностей.

Всё это постепенно привело к закабалению франкского крестьянства. Раздача франкскими королями земли привела к росту могущества знатных фамилий и ослаблении позиций королевской власти. Со временем позиции знатных укрепились настолько, что они по существу управляли государством, занимая пост майордома. На рубеже VII-VIII вв. эта должность делается наследственным достоянием знатного и богатого рода Каролингов, положившего начало новой династии.

В первой половине VIII в. майордом из этого рода Карл Мартелл провел ряд реформ, имевших важнейшие последствия для структуры франкского общества. Суть реформ сводилась к следующему. Земли и жившие на них крестьяне стали передаваться не в полную собственность, а в условное пожизненное держание-бенефиций. Держатель бенефиция должен был нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Отказ от службы лишал права на бенефиции. Таким образом, было создано хорошо вооруженное конное войско, укрепившее позиции центральной власти. Постепенно помимо главы государства бенефиции стали раздавать и крупные феодалы. Так стали складываться отношения соподчиненности феодалов, позже получившие название вассалитета.

Рост феодального земледелия сопровождался усилением военной, финансовой и судебной власти феодалов над крестьянами, жившими на их землях. Это выражалось в увеличении так называемых иммунитетных прав феодалов. Феодал, получивший иммунитетную граммоту от короля, осуществлял на подвластной ему территории всю полноту финансовой, административной и судебной власти без вмешательства королевских чиновников.

Усиление центральной власти привело к провозглашению в 751 г. сына Карла Мартелла, Пипина, королем франков. При его сыне Карле, прозванном Великим, франкское королевство достигает своего расцвета. А в 809 г. Карл Великий принимает титул императора.

Эволюция государственного строя в этот период шла двумя направлениями: укрепление собственно королевской власти и ликвидация местного самоуправления.

Уже первые франкские короли обладали значительной властью. Они созывают народное собрание, ополчение и командуют им во время войны, издают общеобязательные распоряжения, чинят высший суд в государстве, собирают налоги. Неисполнение королевского повеления каралось крупным штрафом или членовредительством, вплоть до смертельной казни.

Постепенно были ликвидированы местные формы самоуправления: традиционные собрания деревень и их объединений (сотен). Страна была разбита на округа во главе с королевским чиновником (графом). Он осуществлял административную, судебную и военную власть во вверенном округе. Центральное управление было в то время сравнительно простым: майордом-первый сановник (при Каролингах этот пост был отменен ); маршал-руководитель королевской конницы (нередко командовал всем войском ); пфальцграф-возглавлял суд; референдарий-руководитель канцелярии; тезаурарий-«хранитель сокровищ»,фактически государственный казначей и т. д.

Королевские чиновники награждались имениями, располагали частью собираемых судебных пошлин. Со временем имения перешли в феодальную собственность их владельцев, а название должности - в почетный наследственный титул.

Источником права в этот период является обычай. В период V-IX вв. на территории Франкского государства происходит запись обычаев племен в виде так называемых «варварских правд». Создаются Салическая, Ринуарская, Бургунская, Аллеманская и др. правды. В 802 г. по приказу Карла Великого были составлены правды племен, входивших в его государство, но не имевших к тому времени записей обычного права. С возрастанием королевской власти монархи начинают создавать законодательные постановления-капитулярии, имевшие обязательное значение. К источникам раннефеодального права можно отнести также иммунитетные грамоты и формулы. Иммунитетные грамоты, выдаваемые королем феодалам, изымали данную территорию из-под действия судебной, финансовой и полицейской юрисдикции государства, передавая эти полномочия феодалам.

Формулы представляли собой образцы грамот, договоров и других официальных документов.

Высшая судебная власть в королевстве франков принадлежала монарху. На местах большинство дел рассматривались в «судах сотен», но постепенно судебная власть сосредоточилась в руках феодалов.

В начале IX века, после смерти Карла Великого, франкская монархия прекращает свое существование и распадается на ряд самостоятельных государств.

Французское королевство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии следующие этапы: 1) сеньориальная монархия (IX-XIII вв.); 2) сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.); 3) абсолютная монархия (XVI-XVIII вв.).

СЕНЬОРИАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ.

Формирование правовых основ сословного строя. В IX-XI вв. феодальные отношения во Франции становятся господствующими.

Отношения между сеньором и вассалом строились на основе договора, стороны в нем не занимали равного правового положения. Вассальный договор содержал в себе элементы иерархии и зависимости, так как получатель феода (фьефа) обязывался признавать верховенство сеньора (сюзерена). Главное в договоре составляло официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сеньору (оммаж). Таким образом, уже к XI в. феод, т.е. наследственное родовое поместье, утверждаются как основная форма поземельной собственности.

Юридический механизм разрешения споров между сеньорами и вассалами (в суде) был мало эффективен. Это вело к многочисленным феодальным распрям и войнам. К XII в. произошло расширение прав вассалов на землю и ограничение сроков службы. Возникла сложная структура класса феодалов, состоящего не только из сеньоров и вассалов, но и подвассалов разных степеней (арьер-вассалов). В самом низу феодальной лестницы находились рыцари (шевалье), которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к своим крестьянам.

На вершине лестницы стоял король, но многие крупные феодалы-герцоги и графы считали себя равными королю (пэрами).

С середины XII в. в связи с экономическим подъемом и ростом городов произошло превращение арьер-вассалов в непосредственных вассалов короля, что получило название иммедиатизации.

С XII в. прекращается процесс дробления земельных владений. Феодальные поместья принимают родовой характер. Более четко фиксируется иерархическая структура господствующего класса, наследственный характер приобретают феодальные титулы и ранги. Т.о., к XIII в. складываются предпосылки для формирования замкнутого сословия дворянства.

В IX—XI вв. происходит окончательное оформление класса феодальнозависимых крестьян. Он складывается из многочислен­ных категорий сельского населения, известных еще Франкской им­перии (свободные общинники, рабы, полусвободные и т.д.).

Подавляющее большинство крестьян (за исключением кресть­ян церковных земель, Нормандии, Пикардии) превращается в сервов, правовой статус которых как лично зависимых людей в из­вестной степени был унаследован от рабства. Сервы рассматрива­лись как простая принадлежность земли. По словам французского средневекового юриста Ф. Бомануара, "право, которое я имею на моего серва, — это право моего феода". Сервы платили подушную подать (шеваж), ежегодный оброк, выполняли барщинные работы (обычно три дня в неделю). Серв не мог жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе или участвовать в судебном поединке, так как считалось, что он не должен рисковать своей жизнью, принадле­жащей сеньору.

Другую группу зависимых крестьян составляли вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Вилланы уплачивали сеньору оброк (талью), размер ко­торого также фиксировался обычаем, но был более легким, чем у сервов. До XII в. вилланы уплачивали и шеваж, но он рассматри­вался как оказание чести сеньору, а не как проявление личной зависимости. Как и все сельские жители, они должны были полу­чать у сеньора (фактически выкупать за плату) формаръяж — разрешение на женитьбу. С XII в. большая часть вилланов освобо­ждается от этой обязанности, внося единовременную выкупную плату. В это же время крестьяне начинают выкупать лежащую на них обязанность уплачивать сеньору специальный взнос (менморт) при получении ими земельных участков по наследству.

Все крестьянское население было обязано соблюдать феодаль­ные монополии земельных собственников (баналитеты): печь хлеб в пекарне сеньора, жать виноград в его винодельне и т.д. Освобо­диться от этого бремени крестьянин мог, только отдавая часть про­изводимой им продукции сеньору. Последний сохранял также в отношении зависимых от него крестьян "право первой ночи".

В XI—XII вв. в связи с быстрым ростом городов увеличивает­ся новая прослойка феодального общества, имеющая особый пра­вовой статус, — городское население. Первоначально правовое по­ложение горожан мало чем отличалось от остальной массы фео­дально-зависимых людей. Но с XII в. во Франции начинается ши­рокое движение за освобождение городов от власти отдельных сень­оров и за самоуправление. В конечном счете города путем вооруженной борь­бы или иными средствами (выкупы и т.п.) добивались предостав­ления им специальных хартий вольностей.

Правовой статус горожан не выступал как универсальный, а был связан с конкретной городской ассоциацией. Поэтому его в принципе не могли получать дворяне, священники, сервы. Но серв в силу постоянного проживания в городе приобретал личную сво­боду. Городская жизнь рано начала приобретать сословно-корпоративный характер, способствовать образованию цехов и гильдий.

Возникновение и развитие сеньориальной монархии. В IX— XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как "первый среди равных" (primus inter pares). Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными васса­лами. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам (герцогам Бургундии и Нормандии, гра­фам Фландрии, Тулузы, Шампани и др.). Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, может быть определена как сеньориальная монархия. Политиче­ская власть в ней фактически была разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями, и приобрела тем самым частноправовой ха­рактер.

Становление сеньориальной монархии (IX—XI вв.) означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны, ослабление ее внешнеполитического положения.

Сеньориальную монархию нельзя рассматривать лишь как проявление политического регресса. Она непосредственно вытека­ла из отношений, связанных с натуральным хозяйством и феодаль­ной собственностью на землю, в рамках которой имело место эко­номическое развитие, хотя и медленное. Политическая раздроб­ленность не могла остановить поступательного движения общества во Франции.

В IX—Х вв. во Франции, когда королевская власть была осо­бенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа. В 987 году с избранием королем Гуго Капета прекращается и сама дина­стия Каролингов. При первых Капетингах выборность короля со­храняется, но будущий преемник правящего короля избирается еще при жизни последнего. В XII в. утверждается порядок переда­чи трона по наследству.

Первоначально функции королевской власти были крайне ог­раниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского вой­ска, законодательствовал, осуществлял суд. Но при первых Капе­тингах королевское законодательство (издание капитуляриев) фак­тически прекратилось. Другие королевские полномочия также су­ществовали лишь в, теории, а не на практике. На короля возлага­лись обязанности "защиты королевства и церкви", а также "под­держания мира" в стране, но он не имел реальной власти для их осуществления. Судебную власть король имел только в пределах своего домена.

С XII в. положение короля постепенно меняется, некоторые функции реализуются им более активно. Так, восстанавливается практика издания королем законодательных актов — установле­ний (etablissement), хотя для этого требовалось согласие крупных феодалов (Большого совета). В XIII в. признается, что королевский акт, которому присягнули вассалы, обязателен и для отсутствую­щих феодалов. Расширяется сфера судебной юрисдикции короля.

Центральная королевская администрация. В условиях фео­дальной раздробленности и длительного ослабления королевской власти органы центрального управления не были структурно оформлены и дифференцированы. Дворцово-вотчинная система со­четалась с управлением, основанным на вассальных отношениях.

От эпохи Каролингов сохранился королевский двор, состояв­ший из знатных феодалов и дворцовых слуг (министериалов). Глав­ную роль в королевской администрации (до конца XII в.) играл сенешал. Он считался главой королевского двора, командовал ар­мией, подписывал государственные документы. Должность сенешала находилась в руках одной из наиболее знатных феодальных семей Франции. Со временем она приобрела такой вес, что король Филипп II Август (в 1191 году) предпочел оставить эту должность незамещенной, и вскоре она прекратила свое существование. В военных делах за сенешалом следовал коннетабль — глава коро­левской конницы, помощником которого был маршал, а с XIII в. — королевский адмирал. Королевский казначей, которому помогал камергер, ведал государственными архивами и королевской каз­ной. Однако в XIII в. его функции существенно сократились, так как казна была передана духовно-рыцарскому ордену тамплиеров. Королевской канцелярией руководил канцлер, который редакти­ровал королевские акты, представлял их на подпись королю, а затем скреплял печатью. Влияние канцлера на государственные дела было велико, а поэтому с усилением королевской власти в XIII в. (с Людовика IX) этот пост длительное время (до 1315 года) не замещался.

Министериалы первоначально были выходцами из светских феодалов королевского домена и священников. В XIII в. в органы центрального управления все чаще привлекаются представители городов, мелкие и средние феодалы (рыцари короля), а также юри­сты (легисты).

Развитие феодальных отношений нашло свое отражение в со­брании королевских вассалов — курии короля (curia regis), возник­новение которой также относится к эпохе Каролингов. При первых Капотиигах курия почти не имела значения, поскольку пэры и другие могущественные вассалы не являлись на ее заседания. Вна­чале в ней участвовали лишь непосредственные вассалы короля, с которыми он обсуждал вопросы политического, финансового, су­дебного характера. Короли прибегали к ее советам для решения вопросов о войне и мире, о крестовых походах, об отношениях с римским папой, о предполагаемой женитьбе и т.д. На одобрение курии представлялись законодательные акты короля. С XIII в. на заседания курии для решения сложных правовых вопросов все чаще стали приглашаться легисты.

Местное управление. Органы местного королевского управле­ния создавались лишь в домене короля, где признавалась его власть. В крупных сеньориях действовала своя система местного управле­ния. Королевские чиновники на местах осуществляли самые разно­образные функции: административные, военные, судебные, финан­совые. Сфера действия местного государственного управления рас­ширялась по мере увеличения королевского домена и присоедине­ния владений крупных феодалов.

С середины XI в. король ввел в своем домене должность прево, которые назначались в специальные округа — превотства. Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах — майоры. Прево занимался главным образом сбором средств в королевскую казну, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управ­ления и рассматривал судебные дела (с конца XII в. крупные дела были изъяты из юрисдикции прево).

С конца XII в. возникают более крупные административные единицы — бальяжи. Их границы не были четко определены, но обычно они объединяли несколько превотств. Число бальяжей рос­ло по мере увеличения королевского домена. Во главе бальяжа стояли назначаемые королем (обычно из мелких феодалов) специ­альные чиновники — балъи, созданные по образцу английских бейлифов. Бальи осуществлял контроль над находившимися под его властью прево, следил за исполнением королевских законов и при­казов, организовывал в масштабах бальяжа военные формирования.

Нередко короли, присоединяя крупные сеньории, не ломали сложившуюся административно-территориальную структуру, а назначали туда специального чиновника из числа местных феода­лов — сенешала — с функциями, в основном аналогичными бальи. Как правило, сенешальства создавались на пограничных террито­риях и были более независимы от королевской власти.

Бальи и сенешалы в XIII в. осуществляли правосудие от име­ни короля, рассматривали наиболее серьезные уголовные дела (так называемые королевские случаи), а также споры, затрагивающие интересы феодальной знати. Они принимали апелляции на приго­воры прево, но постепенно стали пересматривать решения и сень­ориальных судов, которые раньше считались окончательными.

Прево, бальи и сенешалы играли важную роль в укреплении финансовой базы королевской власти. Они контролировали сбор налогов, пошлин, штрафов и следили за их своевременным посту­плением в королевскую казну.

Важным источником доходов казны была чеканка королевской монеты, взимание королевского налога (королевской тальи), торго­вых пошлин и судебных штрафов в пределах домена. Ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства, король нередко через сенешалов и бальи требовал от крестьян, священников и нотаблей (знати) спе­циальных денежных взносов или пожертвований.

Реформы Людовика IX. Большую роль в повышении автори­тета королевской власти и укреплении центральной администра­ции сыграли реформы короля Людовика IX (1226—1270 гг.). Важ­ное место среди них занимала военная реформа: создание город­ской милиции, отрядов наемников. В результате король в меньшой степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффектив­но использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными васса­лами.

Стремясь обуздать феодальную междоусобицу, Людовик IX запретил частные войны в королевском домене. На остальной тер­ритории вводились так называемые 40 дней короля. В течение этого срока феодалы не могли начинать военные действия, с тем чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд ко­роля. Новый порядок существенно усиливал позиции королевской власти.

При Людовике IX из королевской курии, представлявшей ра­нее съезд феодалов, начинают выделяться специализированные центральные ведомства. Малый королевский совет стал постоян­ным совещательным органом при короле, счетная палата ведала королевскими финансами. В 1260 году на базе королевской курии был создан специальный судебный орган — парламент, который собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом во Франции. Он состоял из назначаемых королем духовни­ков, рыцарей, легистов — выпускников юридических факультетов университетов, активно поддерживавших королевскую власть. Пер­воначально короли участвовали в заседаниях Парижского парла­мента, но затем перестали их посещать.

Людовик IX ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег, выпущенных другими феодалами. На остальной части страны королевская монета имела право обращения наряду с местными монетами и постепенно вы­тесняла последние. Королевская казна получила таким образом новый источник доходов. Была создана также система специаль­ных инспекторов, которые следили за верностью королю сенешалов и бальи, рассматривали жалобы на их действия.

Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, начатую еще в начале XIII в. Филиппом II Августом, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, происшедшие в XIII в. изменения в общественном и государственном строе зало­жили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКАЯ МОНАРХИЯ.

Изменения в правовом положении сословий в XIV—XV вв. Дальнейший рост городов и товарного производства повлек за со­бой не только рост численности и политической активности город­ского населения. Он вызвал перестройку традиционного феодаль­ного хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Под влиянием товарно-денежных отношений произошли существенные измене­ния в правовом положении крестьян. К XIV в. в большей части Франции исчезает серваж. Основная масса крестьянства представ­ляет собой лично свободных цензитариев, обязанных платить сень­ору денежную ренту (ценз), размер которой возрастал.

В XIV—XV вв. во Франции завершилась перестройка сослов­ного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий. Оформление трех крупных сословий не означало исчезновения унас­ледованного еще от предыдущего периода иерархического строе­ния класса феодалов. Однако ради укрепления своих общих пози­ций феодалы были вынуждены поступиться былой самостоятельностью, отказаться от некоторых традиционных сеньориальных привилегий. Консолидация сословного строя означала постепенно прекращение истребительных междоусобных феодальных войн и установление новых механизмов улаживания внутриклассовых кон­фликтов.

Первым сословием во Франции считалось духовенство. Объе­динение всех священнослужителей в единое сословие было ре­зультатом того, что королевская власть к XIV в. одержала прин­ципиально важную победу в борьбе с папством. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевст­ва и рассматриваться как составная часть французской нации. При этом ограничивались некоторые церковные прерогативы, которые мешали политическому объединению страны и признанию верхо­венства королевской власти, был сокращен круг лиц, подпадавших под церковную юрисдикцию.

Вторым сословием в государстве являлось дворянство, хотя фактически в XIV—XV вв. оно играло ведущую роль в социальной и политической жизни Франции. Это сословие объединило всех светских феодалов, которые рассматривались теперь не просто как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство представляло со­бой замкнутое и наследственное (в отличие от духовенства) сосло­вие. Первоначально доступ в сословие дворян был открыт для вер­хушки горожан и зажиточных крестьян, которые, разбогатев, по­купали земли у разорившихся дворян. Родовое дворянство, стре­мившееся сохранить дух феодальной кастовости, добилось того, что покупка поместий лицами неблагородного происхождения пе­рестала давать им дворянские звания.

Важнейшей привилегией дворянства оставалось его исключи­тельное право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Дворяне имели право на ти­тулы, гербы и другие знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Они освобождались от уплаты государст­венных налогов. По существу единственной обязанностью дворян­ства становится несение военной службы королю, а не частному сеньору, как было раньше.

Дворянство по-прежнему было неоднородным. Титулованная знать — герцоги, маркизы, графы, виконты и другие — претендо­вала на высокие посты в армии и в государственном аппарате. Основная же масса дворянства, особенно низшего, вынуждена была довольствоваться значительно более скромным положением. Ее благополучие непосредственно связывалось с усилением эксплуата­ции крестьян. Поэтому мелкое и среднее дворянство энергично под­держивало королевскую власть, видя в ней главную силу, способ­ную держать в узде крестьянские массы.

В XIV—XV вв. в основном завершилось формирование и "третьего сословия" (tiers etat), которое пополнялось за счет бы­стро растущего городского населения и увеличения числа крестьян-цензитариев. Это сословие было весьма пестрым по своему со­ставу и практически объединило в себе трудовое население и фор­мирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как "неблагородные", не имели каких-либо особых личных или иму­щественных прав. Они не были защищены от произвола со сторо­ны королевской администрации и даже отдельных феодалов. Третье сословие было единственным податным сословием во Франции, и на него ложилось все бремя уплаты государственных налогов.

Сама организация третьего сословия носила феодально-кор­поративный характер. Оно выступало прежде всего как совокуп­ность городских ассоциаций. В это время не возникла еще идея равенства и всеобщности интересов членов третьего сословия, оно не осознало себя единой общенациональной силой.

Образование сословно-представительной монархии. В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства — сословно-представительная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов.

Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишили их пра­ва собирать налоги на политические цели. В XIV в. было установ­лено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у фео­далов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета.

Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии — вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраня­ли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некото­рую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).

Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составлявших "королевские случаи", существенно ограничивалась сеньориальная юрисдикция. В XIV в. была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньори­альная юстиция считалась суверенной.

На пути французских королей, стремившихся к объединению страны и к усилению личной власти, в течение ряда веков было еще одно серьезное политическое препятствие — римско-католи­ческая церковь. Французская корона никогда не соглашалась с при­тязаниями папства на мировое господство, но, не чувствуя необхо­димой политической поддержки, избегала открытой конфронтации. Такое положение не могло сохраняться бесконечно, и к концу XIII — началу XIV в. окрепшая королевская власть становилась все более несовместимой с политикой римской курии. Король Фи­липп Красивый бросил вызов римскому папе Бонифацию VIII, по­требовав от французского духовенства субсидий для ведения войны с Фландрией и распространив королевскую юрисдикцию на все привилегии клира. В качестве ответной меры папа издал в 1301 году буллу, в которой грозил королю отлучением от церкви. Этот конфликт закончился победой светской (королевской) власти над духовной и переносом под давлением французских королей рези­денции римских пап в г. Авиньон (1309—1377 гг.) — так называемое "авиньонское пленение пап".

Победа французской короны над римским папством, посте­пенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровожда­лась в XIV—XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и поли­тического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Легисты отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божествен­ное происхождение королевской власти во Франции: "Король по­лучил королевство ни от кого другого, кроме как от себя, и с помо­щью своей шпаги".

В 1303 году была выдвинута формула: "король является им­ператором в своем королевстве". Она подчеркивала полную неза­висимость французского короля в международных отношениях, в том числе и от германо-римского императора. Французский ко­роль, согласно утверждениям легистов, имел все прерогативы рим­ского императора.

Со ссылкой на известный принцип римского права легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следо­вательно, может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Был выдвинут также тезис: "всякое правосудие проистекает от короля", в соответствии с которым ко­роль получил право рассматривать любое судебное дело сам или же делегировать это право своим слугам.

К началу XIV в. окончательно оформляется построен­ный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в кото­ром каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения — Генеральные штаты и провинциальные штаты.

Генеральные штаты. Возникновение Генеральных штатов по­ложило начало изменению формы государства во Франции — пре­вращению его в сословно-представительную монархию.

Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII—XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году (само название "Etats generaux" стало использоваться позднее — с 1484 года) имел под собой вполне конкретные исторические при­чины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические труд­ности, спор короля с римским папой.

Периодичность созыва Генеральных штатов не была установ­лена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоя­тельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением ко­роля. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генераль­ные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утверждается практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирает своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2 — 3 депутата). Но горожане и особенно легисты иногда изби­рались и от сословий духовенства и дворянства. Примерно 1/7 часть Генеральных штатов составляли юристы. Депутаты от горо­дов представляли их патрицианско-бюргерскую верхушку. Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляю­щим имущие слои французского общества.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя фор­мально их согласия на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной коро­левской тальи. Но если речь шла об установлении каких-либо до­полнительных налогов, то, как и прежде, требовалось согласие Ге­неральных штатов.

Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жа­лобами, протестами. Они имели право вносить предложения, кри­тиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.

Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев проти­востояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали (например, с 1468 по 1484 г.). После 1484 года Гене­ральные штаты практически вообще перестали собираться (до 1560 года).

Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королев­ской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Ге­неральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Вза­мен предоставления королевской власти субсидий они потребова­ли, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собирать­ся три раза в год, и без созыва их королем. Были избраны "гене­ральные реформаторы", которые наделялись полномочиями кон­тролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законо­дательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отверг­ла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.

В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуж­дало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно органи­зовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депу­таты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосо­вание проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.

Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись им­перативным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструк­цией избирателей. После возвращения с заседания депутат дол­жен был отчитаться перед избирателями.

В ряде регионов Франции (Прованс, Фландрия) с конца XIII в. возникают местные сословно-представительные учреждения. Сна­чала они назывались "консилиум", "парламент" или просто "люди трех сословий". К середине XV в. стали употреблять термины "штаты Бургундии", "штаты Дофина" и т.д. Название "провинци­альные штаты" закрепилось лишь в XVI в. К концу XIV в. было 20 местных штатов, в XV в. они имелись практически в каждой про­винции. В провинциальные штаты, так же как и в Генеральные штаты, крестьяне не допускались. Нередко короли выступали про­тив отдельных провинциальных штатов, поскольку они оказыва­лись под сильным влиянием местных феодалов (в Нормандии, Лангедоке), и проводили политику сепаратизма.

Центральное и местное управление. Центральные органы управления не подверглись существен­ной реорганизации. В это же время утверждается важный прин­цип, что король не связан мнением своих советников, а, напротив, все административные и иные властные полномочия государствен­ных чиновников проистекают от короля. Из прежних должностей, которые превратились теперь в придворные титулы, сохранила свое значение только должность канцлера, ставшего ближайшим помощником короля. Канцлер, как и раньше, являлся главой коро­левской канцелярии, он составлял теперь многочисленные коро­левские акты, назначал на судебные должности, председательство­вал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.

Дальнейшее развитие централизации проявилось в том, что важное место в системе центрального управления занял созданный на базе королевской курии Большой совет (с 1314 по 1497 г.). В этот совет входили легисты, а также 24 представителя высшей светской и духовной знати (принцы, пэры Франции, архиепископы и т.д.). Совет собирался один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный характер. По мере укрепления ко­ролевской власти его значение уменьшается, король чаще прибе­гает к созыву узкого, тайного совета, состоящего из лиц, пригла­шенных по его усмотрению.

Появляются и новые должности в центральном королевском аппарате, подбираемые из легистов и преданных королю незнат­ных дворян, — клерки, секретари, нотариусы и т.п. Эти должности не всегда имели четко обозначенные функции, не были организа­ционно сведены в единый аппарат управления.

Прево и бальи, которые ранее были основными органами ме­стной администрации, в XIV в. теряют ряд своих функций, в частности военную. Это связано с падением значения феодального опол­чения. Многие судебные дела, которые ранее рассматривали бальи, переходят к назначаемым ими лейтенантам. С конца XV в. короли непосредственно назначают в бальяжи лейтенантов, а бальи превращаются в промежуточное и слабое административное звено.

Стремясь к централизации местного управления, короли вво­дят новые должности губернаторов. В некоторых случаях губерна­торы, получавшие звание королевского лейтенанта, имели чисто военные функции. В других случаях они назначались в бальяж, заменяя бальи и получая более широкие полномочия: запрещать строить новые замки, не допускать частные войны и т.д.

В XIV в. появляются такие должностные лица, как генерал-лейтенанты, назначаемые обычно из принцев крови и знатного дворянства. Сначала эта должность учреждалась на короткий срок и с узкими полномочиями: освобождение от уплаты некоторых налогов, помилование и т.п. В XV в. число генерал-лейтенантов увеличилось и сроки их деятельности возросли. Обычно они управ­ляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XV в. стал называться провинцией.

Централизация на местах затронула и городскую жизнь. Ко­роли часто лишали города статуса коммун, изменяли ранее издан­ные хартии, ограничивали права горожан. Королевская админист­рация начинает контролировать выборы городской администра­ции, подбирая угодных кандидатов. Над городами была установле­на система административной опеки. Хотя в XV в. коммуны в некоторых городах были восстановлены, они полностью интегриро­вались в королевскую администрацию. Городская аристократия по-прежнему пользовалась ограниченным самоуправлением, но на всех важных заседаниях городских советов, как правило, председатель­ствовал королевский чиновник.

Организация финансового управления. Первое время важным источником посту­пления средств в государственную казну оставались доходы с до­мена и от чеканки монет, причем короли, стремясь укрепить свое финансовое положение, нередко выпускали неполноценные деньги. Однако постепенно основным источником пополнения казны стано­вится сбор королевских налогов. В "1369 году был узаконен посто­янный сбор таможенной пошлины и соляного налога. С 1439 года, когда Генеральные штаты санкционировали взимание постоянной королевской тальи, финансовое положение короля существенным образом укрепилось. Размеры тальи неуклонно увеличивались. Так, при Людовике XI (1461—1483 гг.) она выросла в три раза.

В этот же период возникают специализированные органы фи­нансового управления. В начале XIV в. было создано королевское казначейство, а затем из королевской курии выделилась специ­альная счетная палата, которая давала королю советы по вопросам финансов, проверяла доходы, поступающие от бальи, и т.д. При Карле VII Франция была разделена на генеральства (женералите) в фискальных целях. Поставленные во главе их генералы имели ряд административных, но прежде всего налоговых функций.

Организация вооруженных сил. Общая перестройка управле­ния затронула и армию. Продолжает сохраняться феодальное опол­чение, но с XIV в. король требует непосредственной военной служ­бы от всего дворянства. В 1314 году крупные сеньоры оспорили этот порядок, но в годы Столетней войны он утвердился оконча­тельно.

Постепенно достигалась основная цель королевской власти — создание самостоятельной вооруженной силы, являющейся надеж­ным инструментом централизованной государственной политики. Укрепление финансовой базы короля позволило ему создать наем­ную вооруженную силу (из немцев, шотландцев и др.), организо­ванную в ударные отряды. В 1445 году, получив возможность взи­мать постоянный налог, Карл VII организует регулярную королев­скую армию с централизованным руководством и четкой системой. По всему королевству были также расквартированы постоянные гарнизоны, призванные не допускать возрождения феодальной смуты.

Судебная система. Королевская администрация проводила по­литику унификации и в судебном деле, несколько ограничивая цер­ковную и вытесняя сеньориальную юрисдикцию. Судебная система по-прежнему была крайне запутанной, суд не был отделен от ад­министрации.

Мелкие судебные дела решал прево, но дела о серьезных преступлениях (так называемые королевские случаи) рассматри­вались в суде бальи, а в XV в. — в суде под председательством лейтенанта. В суде бальи принимало участие местное дворянство, королевский прокурор. Поскольку прево, бальи, а позднее и лей­тенанты назначались и увольнялись по усмотрению короля, вся судебная деятельность полностью контролировалась королем и его администрацией. Выросла роль Парижского парламента, члены которого с 1467 года стали назначаться не на один год, как раньше, а пожизненно. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам.

Наряду с осуществлением чисто судейских функций парла­мент в первой половине XIV в. приобретает право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 года регистрация законодательных актов в Парижском парламенте становится обязательной. Низшие суды и парламенты других горо­дов при вынесении своих решений могли пользоваться только за­регистрированными королевскими ордонансами. Если Парижский парламент находил в регистрируемом акте неточности или же от­ступление от "законов королевства", он мог заявить ремонстра­цию (возражение) и отказать такому акту в регистрации. Ремонст­рация преодолевалась только посредством личного присутствия короля на заседании парламента. В конце XV в. парламент неоднократно использовал свое право ремонстрации, что повышало его авторитет среди других государственных органов, но привело в конечном счете к конфликту с королевской властью.

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ.

Изменения в правовом положении сословий в XVI—XVIII вв. Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Фран­ции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений. Станов­ление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в про­тиворечие с потребностями капиталистического развития сослов­ный строй. К XVI в. французская монархия утратила существовав­шие ранее представительные учреждения, но сохранила свою со­словную природу.

Как и прежде, первым сословием в государстве было духо­венство, насчитывавшее около 130 тыс. человек (при 15 млн. насе­ления страны) и державшее в своих руках 1/5 всех земель. Духо­венство, полностью сохраняя свою традиционную иерархию, отли­чалось большой неоднородностью.

Более тесной стала связь духовенства с королевской властью и дворянством. Согласно конкордату, заключенному в 1516 году Франциском I и римским папой, король получил право назначения на церковные должности. Все высшие церковные посты, связанные с большим богатством и почестями, предоставлялись дворянской знати. Многие младшие сыновья дворян стремились получить тот или иной духовный сан. В свою очередь представители духовенст­ва занимали важные, а иногда и ключевые посты в государствен­ном управлении (Ришелье, Мазарини и др.).

Господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества занимало сословие дворян, насчи­тывавшее примерно 400 тыс. человек. Только дворяне могли вла­деть феодальными поместьями, а поэтому в их руках находилась большая часть (3/5) земли в государстве. В целом светские феода­лы (вместе с королем и членами его семьи) держали 4/5 земель во Франции. Дворянство окончательно превратилось в чисто личный статус, приобретаемый главным образом по рождению. Требова­лось доказывать свое дворянское происхождение до третьего-четвертого колена. В XII в. в связи с участившимися подделками дворянских документов была учреждена специальная администрация, контролировавшая дворянское происхождение.

Подавляющую массу населения во Франции в XVI—XVII вв. составляло третье сословие, которое все более становилось неод­нородным. В нем усилилась социальная и имущественная диффе­ренциация. В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступе­нях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: фи­нансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

Несмотря на рост городского населения и его увеличивавший­ся вес в общественной жизни Франции, значительную часть третьего сословия составляло крестьянство. В связи с развитием капитали­стических отношений в его правовом положении произошли изме­нения. Практически исчезли серваж, формарьяж, "право первой ночи". Менморт по-прежнему предусматривался в правовых обы­чаях, но применялся редко. С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделяются зажиточные ферме­ры, капиталистические арендаторы, сельскохозяйственные рабо­чие. Однако подавляющее большинство крестьян было цензитариями, т.е. держателями сеньоральной земли с вытекающими от­сюда традиционными феодальными обязанностями и повинностя­ми. Цензитарии к этому времени почти полностью были освобождены от барщинных работ, но зато дворянство постоянно стреми­лось к увеличению ценза и других поземельных поборов. Дополни­тельными обременениями для крестьян были баналитеты, а также право сеньора охотиться на крестьянской земле.

Исключительно тяжелой и разорительной для крестьянства была система многочисленных прямых и косвенных налогов. Коро­левские сборщики взимали их, нередко прибегая к прямому наси­лию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам и ростовщикам. Откупщики проявляли такое рвение при взимании законных и незаконных сборов, что многие крестьяне были вынуждены продавать свои постройки и инвентарь и уходить в город, пополняя ряды рабочих, безработных и нищих.

Возникновение и развитие абсолютизма. Неизбежным резуль­татом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В пере­ходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилени­ем самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI—XVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.

В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиоз­ными войнами. Установление мира, справедливости и обществен­ного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью.

Когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и на­циональное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже отно­сительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.

Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный ха­рактер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управле­ния. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII—XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу само­развития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политике абсолютизма с неизбеж­ностью проявляются и приобретают первенствующее значение ре­акционные и авторитарные черты, в том числе открытое прене­брежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекциониз­ма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолю­тизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вме­сте с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духо­венства.

Историческая обреченность абсолютизма стала особенно оче­видной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпре­провождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли "могилой нации".

Усиление королевской власти. Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не де­лится им с какими-то государственными органами. Для этого коро­лям необходимо было преодолеть политическую оппозицию фео­дальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бю­рократический аппарат, постоянную армию, полицию.

Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Неко­торое время для рассмотрения проектов важных реформ и реше­ния финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.

В качестве своеобразной политической оппозиции королев­ской власти в XVI—XVII вв. выступил Парижский парламент, ко­торый к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. Королевским ордонансом в 1667 году было ус­тановлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в тече­ние определенного срока после издания королем ордонанса, а по­вторная ремонстрация не допускается. В 1668 году король Людо­вик XIV; явившись в Парижский парламент, собственноручно изъ­ял из его архива все протоколы, относящиеся к периоду Фронды, т.е. к антиабсолютистским выступлениям середины XVII в. В 1673 году им же было решено, что парламент не имеет права отказы­вать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы — опротестовывать и отклонять коро­левское законодательство.

Изменилось и общее представление о власти короля и о ха­рактере его конкретных полномочий. В 1614 году по предложению Генеральных штатов французская монархия была объявлена бо­жественной, а власть короля стала рассматриваться как священ­ная. Вводилось новое официальное титулование короля: "король божьей милостью". Окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Все чаще государ­ство начинает отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании, приписываемом Людо­вику XIV: "Государство — это я!".

Представление о том, что абсолютизм зиждется на божест­венном праве, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более отождествления ее с деспотизмом. Королевские преро­гативы не выходили за рамки законного порядка, и считалось, что "король трудится для Государства".

Вообще французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вто­рым. Считалось, что сам король, его имущество, его семья принад­лежат французскому государству и нации. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала ка­кому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению пол­ной свободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная власть принадлежит только ему одному по прин­ципу: "один король, один закон". У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность, хотя это пра­во могло быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он яв­лялся окончательной инстанцией во всех вопросах государственно­го управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, уста­навливал налоги, выступал высшим распорядителем государствен­ных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

Создание централизованного аппарата управления. При аб­солютизме центральные органы разрослись и усложнились. Одна­ко сами феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации. Нередко ко­ролевская власть создавала по своему усмотрению новые государ­ственные органы, но затем они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.

В XVI в. появляются должности государственных секрета­рей, один из которых, особенно в случаях, когда король был несо­вершеннолетним, выполнял фактически функции первого минист­ра. Формально такая должность отсутствовала, но Ришелье, на­пример, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титу­ла. Но при Генрихе IV, Людовике XIV, а также при Людовике XV (после 1743 года) король сам осуществлял руководство управлени­ем в государстве, убирая из своего окружения лиц, которые могли иметь на него большое политическое влияние.

Старые государственные должности ликвидируются (напри­мер, коннетабль в 1627 году) или теряют всякое значение и пре­вращаются в простые синекуры. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер, который становится после короля вторым лицом в госу­дарственном управлении.

Потребность в специализированной центральной администра­ции привела в конце XVI в. к возрастанию роли государственных секретарей, которым поручаются определенные сферы управле­ния (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела). При Людовике XIV государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли чисто вспо­могательную роль, приближаются к особе короля, выполняют роль его личных чиновников.

Расширение круга функций государственных секретарей ве­дет к быстрому росту центрального аппарата, к его бюрократиза­ции. В XVIII в. вводится должность заместителей государственных секретарей, при них создаются значительные по размерам бюро, которые в свою очередь делятся на секции, со строгой специализа­цией и иерархией чиновников.

Большую роль в центральном управлении играл сначала су­перинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Сове­том по делам финансов), а затем Генеральный контролер финан­сов. Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет и непосредственно руководил всей экономической политикой Фран­ции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник боль­шой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочислен­ных бюро.

Неоднократной перестройке подвергалась и система королев­ских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным об­разом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие го­сударственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административ­ные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верх­ний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных со­ветников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управле­ния, принимал решения, относящиеся к деятельности администра­ции. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую по­литику, изыскивал новые источники поступления средств в госу­дарственную казну.

Управление на местах отличалось особой сложностью и запу­танностью. Некоторые должности (например бальи) сохранились от предшествующей эпохи, но их роль неуклонно падала. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. Тер­риториальные границы этих служб и их функции не были точно определены, что порождало многочисленные жалобы и споры. Осо­бенности местной администрации нередко проистекали из сохра­нения в некоторых частях королевства старой феодальной струк­туры (границ бывших сеньорий), церковной земельной собственности. Поэтому политика централизации, которую проводила королевская власть, не затронула в равной степени всю территорию Франции.

В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смеща­лись королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. Поэтому постепенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.

Для укрепления своих позиций в провинциях короли начиная с 1535 года посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными долж­ностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине XVI в. им дается титул интендан­тов. Они действовали уже не просто как контролеры, а как на­стоящие администраторы. Их власть стала приобретать автори­тарный характер. Генеральные штаты в 1614 году, а затем собра­ния нотаблей протестовали против действий интендантов. В пер­вой половине XVII в. полномочия последних были несколько огра­ничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена.

В 1653 году система интендантов была вновь восстановлена, и они стали назначаться в специальные финансовые округа. Интен­данты имели прямые связи с центральным правительством, преж­де всего с Генеральным контролером финансов. Функции интен­дантов были чрезвычайно широки и не ограничивались финансо­вой деятельностью. Они осуществляли контроль за фабриками, бан­ками, дорогами, судоходством и т.д., собирали различные статисти­ческие сведения, относящиеся к промышленности и сельскому хо­зяйству. На них возлагалась обязанность поддерживать обществен­ный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ересью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, за расквартированием войск, обеспечением их продовольствием и т.д. Наконец, они могли вмешиваться в любой судебный процесс, про­водить расследование от имени короля, председательствовать в судах бальяжа или сенешальства.

Централизация коснулась и городского управления. Муници­пальные советники (эшвены) и мэры перестали избираться, а назначались королевской администрацией (обычно за соответствую­щую плату). В деревнях постоянной королевской администрации не было, а низовые административные и судебные функции возла­гались на крестьянские общины и общинные советы. Однако в условиях всесилия интендантов сельское самоуправление уже в кон­це XVII в. приходит в упадок.

Государственные финансы. Главным источником поступления денежных средств в казну были налоги, важнейшим из которых оставалась талья. Большое значение имела также капитация — подушная подать, введенная первоначально Людовиком XIV для покрытия военных расходов. Все налоги распределялись между представителями третьего сословия, тогда как высшие сословия, имевшие громадные доходы, были полностью от них освобождены.

Важным источником поступлений в королевскую казну были также и косвенные налоги, число которых постоянно росло. Осо­бенно тяжелым для населения был налог на соль (габель). В казну поступали также сборы от торговых пошлин, доходы от королев­ских монополий (почтовая, табачная и др.). Широко практикова­лись государственные займы.

Несмотря на возросшие доходы, государственный бюджет сво­дился с огромным дефицитом, что было вызвано но только боль­шими расходами на постоянную армию и разбухший бюрократиче­ский аппарат. Огромные средства шли на содержание самого коро­ля и его семьи, на проведение королевских охот, пышных приемов, балов и иных увеселений.

Судебная система. Несмотря на усиливающуюся централиза­цию судебной системы, она также оставалась архаичной и слож­ной. В некоторых частях Франции вплоть до XVIII в. сохранилась сеньориальная юстиция. Королевские ордонансы лишь регламен­тировали порядок ее осуществления. Иногда короли выкупали сень­ориальное право суда, как, например в 1674 году в сеньориях, примыкающих к Парижу. Самостоятельную систему представляли собой церковные суды, юрисдикция которых уже ограничивалась в основном внутрицерковными делами. Существовали и специали­зированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и др.

Крайне запутанной была и система королевских судов. Низ­шие суды в превотствах к середине XVIII в. были ликвидированы. Сохранились суды в бальяжах, хотя их состав и компетенция по­стоянно изменялись. Важную роль, как и прежде, играл Париж­ский парламент и судебные парламенты в других городах. Для разгрузки парламентов от растущих апелляционных жалоб королевский эдикт в 1552 году предусмотрел создание особых апелля­ционных судов в ряде наиболее крупных бальяжей по рассмотре­нию уголовных и гражданских дел.

Армия и полиция. В период абсолютизма завершилось созда­ние централизованно построенной постоянной армии, которая была одной из крупнейших в Европе, а также регулярного королевского флота.

При Людовике XIV была проведена важная военная реформа, суть которой состояла в отказе от найма иностранцев и в переходе к вербовке рекрутов из местного населения (матросов — из при­брежных провинций). Солдаты вербовались из низших слоев третье­го сословия, нередко из деклассированных элементов, из "лишних людей", быстрый рост числа которых в связи с процессом перво­начального накопления капитала создавал взрывоопасную обста­новку. Поскольку условия солдатской службы были крайне тяже­лыми, вербовщики часто прибегали к обманам и хитростям. В ар­мии процветала палочная дисциплина. Солдаты воспитывались в духе безусловного выполнения приказов офицеров, что позволяло использовать воинские части для подавления восстаний крестьян и движений городской бедноты.

Высшие командные посты в армии были отведены исключи­тельно представителям титулованной знати. При замещении офи­церских постов нередко возникали острые противоречия между потомственным и служилым дворянством. В 1781 году родовое дво­рянство добилось закрепления за ним исключительного права на занятие офицерских должностей. Такой порядок комплектования офицерства отрицательным образом сказывался на боевой подго­товке армии, был причиной некомпетентности значительной части командного состава.

При абсолютизме создается разветвленная полиция: в про­винциях, в городах, на крупных дорогах и т.д. В 1667 году была учреждена должность генерал-лейтенанта полиции, на которого возлагалась обязанность поддерживать порядок в масштабах всего королевства. В его распоряжении находились специализированные полицейские подразделения, конная полицейская гвардия, судеб­ная полиция, проводившая предварительное расследование.

Особое внимание уделялось укреплению полицейской служ­бы в Париже. Столица была поделена на кварталы, в каждом из которых действовали особые полицейские группы, возглавляемые комиссарами и сержантами полиции. В функции полиции наряду с поддержанием порядка и розыска преступников входил контроль за нравами, в частности наблюдение за религиозными манифеста­циями, надзор за ярмарками, театрами, кабаре, трактирами, дома­ми терпимости и т.п. Генерал-лейтенант наряду с общей полицией (полицией безопасности) возглавлял также политическую поли­цию с разветвленной системой тайного сыска. Был установлен не­гласный контроль за противниками короля и католической церкви, за всеми лицами, проявляющими свободомыслие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Образование самостоятельного государства во Франции яви­лось прямым следствием становления феодальных отношений во Франкской империи, раздел которой был зафиксирован в 843 году Верденским договором, заключенным между внуками Карла Вели­кого. По этому договору Карлу Лысому, ставшему первым фран­цузским королем, достались земли к западу от Рейна. Однако Фран­ция (само это название утвердилось в Х в.) была единым королев­ством лишь чисто номинально, так как ее территориальный рас­пад продолжался. К XI в. она представляла собой конгломерат многочисленных сеньорий разных размеров с весьма различным в этническом отношении составом населения (кельты, баски, норманд­цы и др.). К этому времени во Франции в результате территори­альной раздробленности государственная власть была буквально расщеплена между королем и множеством других феодалов рав­ного ему или более низкого ранга.

На последующих этапах развития средневекового общества во Франции классовая и внутриклассовая борьба, а также полити­ческие формы, в которых она протекала, приобретали наиболее яркие и типичные черты. Французский феодализм в целом дает нам классические образцы того, как глубинные изменения в эконо­мической и политической структуре общества влекут за собой неизбежную и закономерную смену форм организации государства. Соответственно и история средневекового государства во Франции разделена на следующие периоды: 1) сеньориальная монархия (IX—XIII вв.); 2) сословно-представительная монархия (XIV—XV вв.); 3) абсолютная монархия (XVI—XVIII вв.).

Глубокий кризис всей феодальной системы привел в 1789 году к революции, результатом которой было крушение абсолю­тизма, а вместе с ним всего старого режима.

Список литературы

  1. «Хрестоматия памятников феодального государства и права Европы.» М., 1961.

  2. «Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.» М., 1984.

  3. Галанза П.Н. «Феодальное государство и право Франции.» М., 1963.

  4. Дрожжин В.А., Карпикова Н.С., Сальников В.П. «Схемы по истории государства и права.» Ч.2. Л., 1989.

  5. Колосов Н.Е. «Высшая бюрократия во Франции XVII века.» Л., 1990.

  6. Колесницкий Н.Д. «Феодальное государство.» М., 1967.

  7. Люблинская А.Д. «Французский абсолютизм в первой трети XVII в.» М-Л., 1965.

  8. «Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. (VI-VII вв.) // Сб. Ст. Л., 1990.

  9. Хачатурян Н.А. «Сословная монархия во Франции XIII-XV вв.» М., 1989.

  10. Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права.» М., 1995.

Слушатель заочного

Факультета Корнилов А.И.

29 Марта 2000 г.

1