Рыцарство и монашество



Р Ы Ц А Р С Т В О

Вокруг рыцарей,которых одни называют неустрашимыми воинами,преданными вассалами,защитниками слабых,благородными слугами прекрасных дам,галан­тными кавалерами,а другие-неустойчивыми в бою,нарушающими свое слово, алчными грабителями,жестокими угнетателями,дикими насильниками,кичливы­ми невеждами,вертелась в сущности история европейского средневековья, потому что они в те времена были единственной реальной силой.Силой ко­торая нужна была всем:королям против соседей и непокорных вассалов,кре­стьян,церкви;церкви-против иноверцев,королей,крестьян,горожан;владыкам помельче-против соседей,короля,крестьян;крестьянам-против рыцарей сосе­дних владык.Горожанам,правда,рыцари были не нужны,но они всегда исполь­зовали их военный опыт.Ведь рыцарь-это прежде всего профессиональный воин.Но не просто воин.Рыцарь,рейтер,шевалье и т.д. на всех языках зна­чит всадник.Но не просто всадник,А всадник в шлеме,панцире,со щитом,ко­пьем и мечом.Все это снаряжение было весьма дорогим:еще в конце X в., когда расчет велся не на деньги,а на скот,комплект вооружения,тогда еще не столь обильного и сложного,вместе с конем стоил 45 коров или 15 ко­былиц.А это величина стада или табуна целой деревни.

Но мало взять в руки оружие-им надо уметь отлично пользоваться.Для этого необходимы беспрестанные утомительные тренировки с самого юного возраста.Недаром мальчиков из рыцарских семей с детства приучали носить доспехи-известны полные комплекты для 6-8 -летних детей.Следовательно, тяжеловооруженный всадник должен быть богатым человеком,располагающим временем.Крупные владетели могли содержать при дворе лишь очень неболь­шое число таких воинов.А где взять остальных ? Ведь крепкий крестьянин, если и имеет 45 коров,то не отдаст их за груду железа и красивого,но не годного для хозяйства коня.Выход нашелся:король обязывал мелких земле­владельцев работать определенное время на крупного,снабжать его нужным количеством продуктов и ремесленных изделий,а тот должен был быть готов определенное количество дней в году служить королю в качестве тяжелово­оруженного всадника.

На подобных отношениях в Европе выстроилась сложная феодальная систе­ма.И к XI-XII вв. тяжеловооруженные всадники превратились в касту рыца­рей.Доступ в это привилегированное сословие становился все более труд­ным,основанным уже на родовитости,которая подтверждалась грамотами и гербами.Еще бы:кому хочется тесниться и допускать к жирному куску пос­торонних.А кусок был жирным,и чем дальше,тем больше.

За клятву верности сеньору рыцарь получал землю с работающими на него крестьянами,право суда над ними,право сбора и присвоение налогов,право охоты,право первой ночи и т.д. Он мог ездить ко дворам владык,развлека­ться целыми днями,пропивать,проигрывать в городах деньги,собранные с мужиков.Обязанности его сводились к тому,чтобы во время военных дей­ствий служить на своих харчах сеньору около месяца в году,а обычно и того меньше.

Ну а как рыцари воевали? По-разному.Сравнивать их с кем-то очень трудно,т.к. они в Европе были в военном отношении предоставлены самим себе.Разумеется в сражениях участвовала и пехота-каждый рыцарь приводил с собой слуг,вооруженных копьями и топорами,да и крупные владетели на­нимали большие отряды лучников и арбалетчиков.Но до XIV в. исход сраже­ния всегда определяли немногие господа-рыцари,многочисленные же слуги­пехотинцы были для господ хоть и необходимым,но лишь полспорьем.Рыцари их в расчет вообще не принимали.Да и что могла сделать толпа необучен­ных крестьян против закованного в доспехи профессионального бойца на могучем коне ? Рыцари презирали собственную же пехоту.Горя нетерпением сразиться с достойным противником,то есть рыцарем же,они топтали коня­ми мешающих им своих же пещих воинов.С таким же равнодушием рыцари от­носились и к всадникам без доспехов,лишь с мечами и легкими копьями. В одной из битв,когда на группу рыцарей налетел отряд легких всадников, они даже не сдвинулись с места,а просто перекололи своими длинными ко­пьями лошадей противника и только тогда поскакали на достойного врага­рыцарей.

Вот тут-то и происходил настоящий бой:два закованных в железо всад­ника закрытых щитами,выставив вперед длинные копья,сшибались с налета, и от страшного таранного удара,усиленного тяжестью доспехов и весом лошади в сочетании со скоростью движения,враг с треснувшим щитом и распоротой кольчугой или просто оглушенный вылетал из седла.Если же доспехи выдерживали,а копья ломались,начиналась рубка на мечах.Это бы­ло отнюдь не изящное фехтование:удары были редкими но страшными.Об их силе говорят останки воинов,погибших в сражениях средневековья,-раз­рубленные черепа,перерубленные берцовые кости.Вот ради такого боя и жили рыцари.В такой бой они кидались очертя голову,забыв об осторожно­сти,об элементарном строе,нарушая приказы командующих.Хотя какие там приказы-рыцарям лишь предлагали держать строй,их просили.

При малейшем признаке победы рыцарь кидался грабить лагерь врага,за­бывая обо всем,-и ради этого тоже жили рыцари.Недаром некоторые короли ,запрещая бойцам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы из­за грабежа строили перед боем виселицы для несдержанных вассалов.Бой мог быть довольно долгим.Ведь он распадался обычно на нескончаемое ко­личество поединков,когда противники гонялись друг за другом.

Рыцарская честь понималась весьма своеобразно.Устав тамплиеров раз­решал рыцарю нападать на противника спереди и сзади,справа и слева,ве­зде где можно нанести ему урон.Но если противнику удавалось заставить отступить хоть нескольких рыцарей,их соратники,заметив это,как правило, ударялись в паническое бегство,которое не в силах был остановить ни один полклводец.Сколько королей лишились победы только потому,что пре­ждевременно теряли голову от страха!

Никакой воинской дисциплины у рыцарей не было и быть не могло.Ибо ры­царь-индивидуальный боец,привилегированный воин с болезнено острым чув­ством собственного достоинства.Он профессионал от рождения и в военном деле равен любому из своего сословия вплоть до короля.В бою он зависит только сам от себя и выделиться,быть первым может,только показав свою храбрость,добротность своих доспехов и резвость коня.И он показывал это всеми силами.Да кто же тут мог что-то ему указать,приказать ? Рыцарь сам знает все,и любой приказ для него-урон чести.Такое самосознание ры­царя было хорошо известно полководцам,государственным деятелям,светским и церковным.Видя,что несокрушимые всадники терпят поражение из-за своей горячности и своеволия,вылетая в атаку разрозненными группами,и зная, что тяжелая конница непобедима,когда наваливаются всей массой,государ­ственная и церковная админестрации принимали меры,чтобы навести хоть какой-то порядок.Ведь к тому же рыцарей было мало.Например,во всей Анг­лии в 70-х гг. XIII в. насчитывалось 2750 рыцарей.В боях участвовало обычно несколько десятков рыцарей,и лишь в больших сражениях они исчис­лялист сотнями,редко переваливая за тысячу.Понятно,что это мизерное ко­личество полноценных бойцов нельзя было растрачивать,распылять по мело­чам.И тогда с конца XI-го века,во время крестовых походов,стали возни­кать духовно-рыцарские ордена со строгими уставами,регламентирующими боевые действия.

Р Ы Ц А Р С К И Е О Р Д Е Н А

С 1100 по 1300 г. в Европе образовалось 12 рыцарских духовных орденов. Наиболее мощными и жизнеспособными оказались три: орден тамплиеров, орден госпитальеров и тевтонский орден.

ТАМПЛИЕРЫ.

Официально этот орден назывался "Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона",но в Европе был более известен как Орден рыцарей Храма.(Его резиденция находилась в Иерусалиме,на месте,где,по преданиям был рас­положен храм царя Соломона (tample-храм(франц.)).Самих же рыцарей назы­вали храмовниками.Создание ордена было провозглашено в 1118-1119 гг. девятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейнсом из Шампани.Де­вять лет эти девять рыцарей хранили молчание,о них не упоминает ни один хронист того времени.Но в 1127 г. они возвратились во Францию и заявили о себе.А в 1128 г. церковный Собор в Труа (Шампань) официально признал орден.

На печати тамплиеров были изображены два рыцаря,скачущих на одной ло­шади,что должно было говорить о бедности и о братстве.Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом.

Целью его членов было "по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников".Устав запрещал любые светские развлече­ния,смех,пение и т.д. Рыцари должны были дать три обета:целомудрие,бед­ности и послушания.Дисциплина была жесткой:"Каждый совершенно не следу­ет собственной воле,но более заботится о том,чтобы повиноваться прика­зывающему".Орден становится самостоятельной боевой еденицей,подчиня­ющийся только Великому магистру (им сразу был провозглашен де Пейнс) и Папе римскому.

Тамплиеры к XII в. стали обдадателями неслыханных богатств и владели не только землями,но и верфями,портами,имели мощный флот.Они ссужали деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела.Кстати,именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки.

Рыцари Храма поощряли развитие науки,и немудрено,что многие техниче­ские достижения (например,компас) оказывались в первую очередь у них в руках.

Искусные рыцари-хирурги врачевали раненых-это была одна из обязан­ностей ордена.

В XI в. тамплиерам как "храбрейшим и опытнейшим в ратном деле лю-

дям" была дарована крепость Газа в Святой земле.Но заносчивость принес­ла немало вреда "воинам Христовым" и явилась одной из причин поражения христиан в Палестине.В 1191 г. рухнувшие стены последней обороняемой тамплиерами крепости Сен-Жан-д'Акр погребли не только храмовников и их Великого магистра,но и славу ордена как непобедимого воинства.

ГОСПИТАЛЬЕРЫ.

Официальное название-"Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иеру­салимского".В 1070 г. в Палестине купцом Мауро из Амальфи был основан госпиталь для паломников к святым местам.Постепенно там образовалось братство для ухода за больными и ранеными.Оно крепло,увеличивалось,на­чало оказывать достаточно сильное влияние и в 1113 г. было официально признано Папой в качестве духовно-рыцарского ордена.

Рыцари принимали три обета:бедности,целомудрия и послушания.Символом ордена стал восьмиконечный белый крест.Первоначально он находился на левом плече черной мантии.У мантии были очень узкие рукава,что символи­зировало отсутствие свободы у инока.Позднее рыцари стали носить красные одеяния с нашитым на груди крестом.В ордене были три категории:рыцари, капелланы и служащая братия.С 1155 г. во гдаве ордена становится Вели­кий магистр,которым был провозглашен Раймонд де Пюи.Для принятия важне­йших решений собирался генеральный капитул.Члены капитула отдавали Ве­ликому магистру кошель с восемью динариями,что должно было символизиро­вать отказ рыцаря от богатства.

Первоначально главно главной задачей ордена был уход за больными и ранеными.В главном госпитале в Палестине размещалось около 2 тыс. коек. Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам,устраивали для них три раза в неделю бесплатные обеды.Госпитальеры располагали приютом для подкидышей и грудных младенцев.Для всех больных и раненых были одинако­вые условия:одежда и пища одного качества вне зависимости от происхо­ждения.С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становится война с неверными и охрана паломников.Орден уже располагает владениями в Па­лестине и Южной Франции.Иоанниты начинают также,как и тамплиеры приоб­ретать большое влияние в Европе.

В конце XII в.,когда христиан выбили из Палестины,иоанниты обоснова­лись на Кипре.В 1309 г. госпитальеры стали форпостом христиан на Восто­ке.В 1453 г. пал Константинополь-Малая Азия и Греция полностью оказала­сь в руках турок.

У иоанитов почти не было земель в Европе.И вот защитники христианства прибыли к берегам Европы.Император Священный Римской империи Карл V предложил госпитальерам для проживания Мальтийский архипелаг.Отныне ры­цари госпитальеры стали называться Орденом мальтийских рыцарей.

Уже с 1262 г. чтобы всупить в орден госпитальеров,необходимо было иметь благородное происхождение.В последствии существовали две катего­рии втупающих в орден-рыцари по праву рождения и по призванию.В послед­нюю категорию попадают люди,которые не должны представлять доказатель­ств благородного происхождения.Им достаточно было доказать,что их отец и дед не были рабами и ремесленниками.Также в орден принимались мона­рхи,доказавшие свою верность христианству.В Мальтийском ордене могли состоять и женщины.

Рыцари имели определенные обязанности перед орденом-они не могли по­кинуть казармы без разрешения Великого магистра,проводили в общей сло­жности пять лет в конвенте (казарме рыцарей) на острове Мальта.Рыцари должны были проплавать на кораблях ордена не менее 2,5 лет-эта обязанн­ость называлась "караван".

К середине XIX в. Мальтийский орден превращается из военной в духов­но-благотворительную корпорацию,коей остается и поныне.Резиденция маль­тийский рыцарей сейчас находится в Риме.

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН.

Образован в 1199 г. Однако лишь в 1221 г. на тевтонцев распространи­лись все привилегии,которые имели и другие,старшие ордена тамплиеров и иоанитов.Рыцари ордена давали обеты целомудрия,послушания и бедности.В отличие от других орденов,рыцари которых были разных национальностей, Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей.

Тевтонский орден существует в Германии и по сей день.

М О Н А Ш Е С Т В О

Монашество не было изобретением западно-европейского средневековья. Уже в первые века нашей эры в Египте,Сирии,Палестине и Малой Азии поя­вились люди,желавшие "послужить Богу" своим особенным образом.Они по­селялись в пещерах,пустынях,других тркднодоступных местах,питались ди­кими плодами,корешками трав,съедобными насекомыми.Этих отшельников по­читали как святых праведников-ведь они отказались от жизни в грешном мире рядом с грешными людьми и выбрали самый прямой путь к спасению. Первые монахи помнили о словах Иисуса обращенных к ученикам;Христос советовал им не заботиться о еде и крыше над головой.Если человек по- -настоящему верит в Бога,то Бог даст ему все необходимое,как дает пти­цам небесным.Поэтому уединенная скудная жизнь монахов-отшельников была знаком истинной,непоколебимой веры.

Многие из восточных монахов придумывали для себя дополнительные ис­пытания на стойкость:они годами не выходили из специально вырытых ям или же не сходили с особых возвышений,называвшихся "столбами".Некото­рые брали на себя обязательство молчать всю жизнь,не менять одежду и не мыться...Таких монахов называли "подвижниками" (по "подвигу" веры, который они совершали);они-то чаще всего и селились в горах и пусты­нях.

Подвижники стремились избежать людского соседства и жили каждый поо­диночке.На западе Европы такое монашество прививалось с трудом-климат здесь был более суровым,да и привычка к общественной жизни была сильна еще с римских времен.Поэтому в западной части Римской империи (в пер­вую очередь-в Италии) распространилась другая разновидность восточного монашества:монашеские общежития,монастыри.

Первоначально они были очень невелики.Несколько "братьев" (так назы­вали себя монахи) объединялись для праведной жизни под руководством настоятеля (его называли "отцом"),которого выбирали все члены монашес­кой общины.Нельзя сказать,что братья,вступившие в монастырь порывали с миром полностью,как это делали египетские столпники и молчальники.Про­сто монашеская община заменяла им большой мир,полный несправедливостей и насилия.Все имущество братьев было общим,общим было и их небольшое хозяйство.Братья совместно молились Богу,вознося молитвы как за себя, так и за всех христиан,живущих мирской жизнью.Считалось,что молитвы монахов,людей "святой жизни",легче всего достигают Господа.

Количество таких маленьких общежитий,обителей (как правило,5-10 че­ловек) стало быстро увеличиваться примерно с 500 г.,когда Западная Ев­ропа подверглась разрушительным варварским вторжениям.Теперь в обите­лях нередко спасали не только душу,но и жизнь,а подчас-и богатство.Мо­нашеские обители превращаются в убежища множества случайных людей,не­редко далеких не только от высоких помыслов о Боге,но и от веры воо­бще.

К началу VI в. всем было ясно,что обители Запада нуждаются в самой серьезной реформе.Кто-то должен был подать пример монастырской жизни, в которой братское обращение монахов друг с другом сочеталось бы со строжайшей дисциплиной.Молитву следовало сочетать с физическим трудом- -ведь разрастающиеся монастыри вынуждены были содержать себя сами.Все эти новшества были введены итальянским монахом святым Бенедиктом,про­исходившим из города Нурсия.

Главным творением святого Бенедикта стал устав монашеской жизни-пра­вила,которыми монахи должны были руководствоваться во время труда и отдыха.По имени создателя устав этот стал называться бенедиктинским,а исполнявшие устав монахи-бенедиктинцами.

В обитель вступали для того,чтобы служить Богу,поэтому устав органи­зовывал всю жизнь монастыря вокруг церковных служб,в которых несколько раз в день участвовали все братья.Размеренный ритм монастырской жизни обозначался ударами колокола,сзывавшего братию то к совместной молитве ,то к общей трапезе.Даже сон бенедиктинцев был подчинен церковному ри­тму и разделялся на 2 части всенощной службой,проходившей глубокой но­чью:"первый сон"-до всенощной,и "второй"-после нее.Правда,разрешен был и короткий дневной отдых.От участия в совместных молитвах разрешение настоятеля освобождало лишь больных и занятых работой в дальних мона­стырских владениях.

Часть дня,свободную от божественных служб,монахи посвящали труду-как физическому,так и умственному.Все они так или иначе занимались хозяй­ством-заготовкой дров,помолом зерна,уходом за скотом,пахотой;умствен­ный же труд сводился к чтению,разиышлениям над прочитанными богословс­кими книгами и переписыванию книг.Последние из занятий считалось осо­бенно угодным Богу;даже совсем маленькие бенедиктинские монастыри неп­ременно обзаводились "скрипториями" (так назывались мастерские по пе­реписыванию и украшению книг) и библиотеками.Именно бенедиктинцам мы обязаны тем,что хотя бы некоторые произведения греческих и римских ав­торов дощли до нашх дней.В основном же монахи,конечно,переписывали Библию и сочинения отцов церкви.Книга рассматривалась в бенедиктинских монастырях как сокровище,она могла изготавливаться несколько лет,укра­шалась богатыми иллюстрациями,фигурными заглавными буквами...

Наконец,устав святого Бенедикта учил братьев доброте и терпимости друг к другу.Бенедикт не был сторонником сурового отношения к себе и к ближним людям.Он считал,что от человека не нужно требовать полного са­моотречения и самоуничижения-любовь к Господу может быть доказана и более простыми и скромными средствами.Монаха украшают не столько "под­виги",сколько смирение и послушание...

Долгое время монастыри оставались главными центрами науки,культуры и искусства:они задавали моду в архитектуре и книжной иллюстрации,содер­жали монастырские школы,в которых обучались дети знатных сеньоров.Име­нно монастырские мыслители напряженно обдумывали ответы на главные во­просы:когда и как Бог будет вершить Страшный суд ? Что ждет людей после смерти ? Свободен ли человек в своих действиях в этой жизни или все его поступки раз и навсегда предопределены волей Господней ? Оторванные от семейных связей и общественных обязанностей монахи остро ощущали каждый свою индивидуальность,неповторимость.Их внутренняя,эмоциональная жизнь была намного богаче переживаний,доступных мирянам.

Монах мог укрываться от мира за толстыми монастырскими стенами,или проводить между собой и миром незримую грань-в любом случае он остается частью общества,которое покинул.Монах не свободен от печалей и забот больщого христианского мира;этому миру он дарит свои чувства и идеи,ро­жденные уединением и покоем.Монах вовсе не презирает оставленное им об­щество,просто он хочет жить в обществе,которое выбрал он сам.

А теперь хочется немножко рассказать о самураях.Ведь этих людей в равной степени можно отнести и к рыцарям и к монахам.

Идеальный самурай на протяжении всех 13 веков становления,развития и упадка этого воинского сословия должен был служить воплощением канони­ческих конфуцианских добродетелей наделенным,однако,силой и свирепо­стью нио,"стражей ворот" в буддийской храмовой скульптуре.Идеальный самурай должен был стать и порой действительно становился сверхчелове­ком в ницшеанском понимании этого слова.Душой его был меч,профессией­война,постоянным занятием-воиеские искуссства,а нередко также изящная словесность и живопись.Философия входила в его плоть и кровь под сво­дами храмов и святилищь в долгие часы медитации и упражнений с оружием .Физическое совершенство,моральная чистота,возвышенность помыслов-та­ким был настоящий самурай."Меж цветов красуется сакура,меж людей-саму­раи",-гласила пословица.

Самурайство зародилось в VIII в. на востоке и северо-востоке Японии. Но лишь в X-XII вв. окончательно оформились владетельные самурайские роды.К тому времени сложились и устои неписанного морального кодекса самурая,позже превратившегося в грозный свод заповедей "Путь Самурая"- -Буси-до.

Четко и довольно вразумительно требования Буси-до сформулированы фи­лософом Дайдодзи Юдзана:

" -Истинная храбрость заключается в том,чтобы жить,когда правомерно

жить и умереть когда правомерно умереть.

-К смерти следует идти с ясным сознанием того,что надлежит делать

самураю и что унижает его достоинство.

-Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос,

правда ли то,что собираешся сказать.

-Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

-В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в

сердце.

-Уважать правило "ствола и ветвей".Забыть его-значит никогда не

постигнуть добродетели.Родители-ствол древа,дети-его ветви. -Самурай должен быть не только примерным сыном,но и верноподданым. -Следует быть усердным и прилежным,иметь чувство ответственности. -Не подобает гнаться за роскошью,следует избегать бесполезных трат -Не подобает гнаться за дутой славой.Следует во всем соблюдать

простоту и умеренность,не быть тщеславным.

Список использованной литературы:

1. Советский Энциклопедический словарь.

(МОСКВА "СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" 1984)

2. КЕМПО-традиции воинских искусств.

(А.А.Долин / Г.В.Попов МОСКВА "НАУКА" 1992)

3. Том I "Энциклопедия по всемирной истории"