Военный переворот в Турции в 1960 г.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Казанский филиал

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету: «Новейшая история зарубежных стран»

на тему:

«Военный переворот в Турции в 1960 г.»

Выполнила:

студентка 5 курса з/о

Группа 432

Хамидуллина Г.Р.

Научный руководитель:

к.и.н. Харисов Л.А.

Казань – 2005

Содержание

Введение 4

Глава 1. Внутренняя политика Турции в конце 50-х гг. ХХ века 6

1.1. Социально-экономическое положение 6

1.2. Внешнеполитический курс 9

1.3. Рабочее движение 10

Глава 2. Последствия военного переворота в Турции 14

2.1. Деятельность Комитета национального единства 14

2.2. Политическая жизнь страны 21

Заключение 24

Литература 26

Введение

Актуальность проблемы. В настоящее время актуальной проблемой является вопрос вхождения Турции в Европейский союз. Турция добивалась этого более 40 лет.опПосле Второй мировой войны началась стремительная практическая «вестернизация» Турции. Только в 1947 году на Турцию вместе с Грецией было распространено действие доктрины Трумена, Турция стала членом МВФ и МБРР и заключила военное соглашение с Соединенными Штатами. В 1949 году вступает в Европейский совет, в 1952 году становится полноправным членом НАТО. Совместно с Великобританией и Грецией в 1959 году Турция договаривается о создании Республики Кипр. В сентябре этого же года она обратилась Европейское экономическое сообщество с заявлением о членстве в этой организации.

Триумфальное шествие Турции по пути в Европу было прервано военным переворотом 27 мая 1960 года. Переворот сопровождался резким ограничением демократических прав и свобод, масштабными репрессиями. В том числе, казнью ряда высших руководителей страны, включая премьер-министра Мендереса. Рассмотрение вопроса о членстве Турции в ЕЭС было отложено, и лишь в 1963 году она стала ассоциированным членом Сообщества. Соглашение об этом было дополнено в 1970 году протоколом, что в совокупности составило правовую основу торгово-экономических отношений Турции с ЕЭС.

Степень разработанности проблемы: данная проблемаа в тех или иных аспектах рассматривалась в работах таких специалистов как Аликбеков И.В., Вдовиченко Д.И., Гасратян М.А., Георгян Э.А., Гусейнов А.А., Данилов В.И., Киласов Р.К., Киреев Н.Г., Корниенко Р.П., Лурье С.А., Моисеев П.П., Новичев А.Д., Розалиев Ю.Н., Холматов А.Х., Шлыков В.И. и др.

Целью данной работы является изучение причин и следствия военного переворота в Турции в 1960 г. Для этого необходимо решить следующие задачи:

    рассмотреть внутреннюю политику Турции в конце 50-х гг.

    проанализировать социально-экономическое положение;

    изучить отношения Турции с другими странами;

    рассмотреть рабочее движение в Турции;

    охарактеризовать работу Комитета национального единства;

    рассмотреть последствия военного переворота.

Глава 1. Внутренняя политика Турции в конце 50-х гг. ХХ века

1.1. Социально-экономическое положение

Накопившееся к началу 50-х годов недовольство политикой Народно-республиканской партии (НРП), стоявшей у власти в течение 27 лет, искусно использовала оппозиционная Демократическая партия (ДП). На выборах в меджлис 14 мая 1950 г. она одержала внушительную победу и получила 408 депутатских мандатов из 487. Новый меджлис избрал президентом республики председателя ДП Джеляля Баяра. В состав правительства, сформированного крупным помещиком Аднаном Мендересом, вошли наиболее видные члены ДП, придерживавшиеся крайне реакционных взглядов.

ДП являлась партией помещиков и крупной буржуазии, тесно связанной с ино­странным капиталом. Поэтому программа правительства ДП предусматривала соз­дание наиболее благоприятных условий для частного капитала, широкое использо­вание иностранных капиталовложений и ограничение политики государственного предпринимательства1.

В этот период экономическое положение страны было очень тяжелым. Будучи сельскохозяйственной страной, Турция тем не менее не могла обеспечить себя соб­ственным хлебом и была вынуждена импортировать его из других стран. Усиливался процесс обнищания крестьянских масс.

Главным тормозом на пути развития сельскохозяйственного производства являлось сосредоточение в руках крупных помещиков большей части пахотных земель. В арендных отношениях преобладала средневековая издольщина. Натураль­ная арендная плата составляла от 25 до 75% урожая.

По данным сельскохозяйственной переписи 1952 г., в стране насчитывалось 2 930 тыс. сельских хозяйств. Из них 489 тыс. вовсе не имели земли, 1 507 тыс. хо­зяйств владели участками от 0,1 до 5 га, а 530 тыс. — от 5 до 10 га. Таким образом, на 86% хозяйств приходилось всего лишь 28% обрабатываемой земельной площади. 72% обрабатываемой земельной площади принадлежало помещикам и кулакам, со­ставлявшим лишь 14% от общего числа хозяйств. Правительство резко увеличило импорт сельскохозяйственных машин, в том числе тракторов и комбайнов, начало вкладывать значительные средства в развитие сельскохозяйственного производства. В результате создания крупных капиталистических хозяйств и применения и них машин расширились посевные площади и увеличился валовой сбор хлеба и технических культур. Применялась система государственных закупок хлеба у помещичьих и кулацких хозяйств по гарантированным ценам2.

Чтобы уменьшить остроту социальных противоречий в деревне, правительство ДП распределяло среди крестьян государственные земли на условиях выкупа. И те­чение 1950—1960 гг. несколько тысяч семейств были наделены небольшими участка­ми пахотной земли.

Однако политика капитализации сельского хозяйства не обеспечила большого подъема в этой области и не разрешила продовольственной проблемы. Она прицела к пауперизации значительных слоев трудового крестьянства, сгону крестьян-арен­даторов с земли и увеличению армии безработных.

В развитии национальной промышленности Турции большую роль играл госу­дарственный капитализм. Но после прихода к власти ДП был взят курс на «либера­лизацию» экономики и отказ от развития государственного предпринимательства. Для кредитования частного сектора был создан Банк промышленного развития с уча­стием иностранного капитала. В 1954 г. меджлис принял закон о поощрении ино­странных инвестиций, по которому без ограничения разрешался вывоз капитала и прибылей и предоставлялась гарантия на случай обесценения турецкой лиры. За годы правления ДП иностранные монополии вложили в турецкую промышленность свыше 84 млн. турецких лир. Они участвовали в смешанных обществах с государственным и частным турецким капиталом. Однако иностранные капиталисты, как и турецкие, предпочитали вкладывать свои капиталы в отрасли легкой промышлен­ности, жилищное строительство, где капитал оборачивался быстрее и приносил боль­шую прибыль, чем в отраслях тяжелой промышленности.

Несмотря на рост удельного веса частного сектора в общем промышленном про­изводстве (в I960 г. он составлял около 51%), государственный сектор нанимал за­метное место в экономическом развитии страны. Он охватывал почти иго предприя­тия тяжелой промышленности, воздушный и железнодорожный транспорт, средства связи и т. д. Политика ограничения государственного предпринимательства, прово­дившаяся ДН, не имела успеха. Нежелание капиталистом вкладывать сноп капиталы в тяжелую промышленность вынуждало правительство строить заводы на счет госу­дарственных средств. Государственные инвестиции в промышленность и 1950-1960 гг. составили 14 млрд. лир, т. о. 53% всех капиталовложений3.

Вопреки прежнему традиционному кемалистскому курсу правительство ДМ насаждало религиозный фанатизм, прикрывая его фальшивым лозунгом свободомыслия и вероисповедания.

Используя религию в целях укрепления своей власти,
ДП получила широкую поддержку со стороны духовенства и отсталых крестьянских масс. Чтобы усилить роль ислама в общественно-политической жизни страны, пра­вительство в 1952 г. ввело его преподавание в начальной и средней школе.

Для подготовки духовных лиц были организованы курсы, институты ислама и богословский факультет при Анкарском университете. За 10 лет в стране было построено свыше 8 тыс. мечетей, в то время как в 17 тыс. деревень (из 40 тыс.) не имелось школ. По данным ООН на I960 г., 68% населения страны было неграмотно. Турецкие школы испытывали острый недостаток в преподавательских кадрах и школьных зданиях.

1.2. Внешнеполитический курс

В период правления ДП усилилась зависимость внешней политики Турции от других государств, в первую очередь от США. В июне 1950 г. прави­тельство Мендереса без ведома и согласии меджлиса приняло решение об отправке и Корею турецкой бригады и помощь американским войскам. Бригада была почти полностью уничтожена в ноябре 1950 г., но турецкое правительство продолжало систематически обновлять ее состав. Всего Турция направила в Корею более 20 тыс. сол­дат.

Осенью 1951 г. США, Англия, Франция и Турция выступили с планом создания «средневосточного командования», направленным против стран социалистического содружества и национально-освободительного движения пародов Юго-Западной Азии

18 февраля 1952 г. турецкий меджлис одобрил решение правительства о вступ­лении Турции в НАТО. Вслед за этим турецкие правители активно взялись за орга­низацию агрессивного Багдадского пакта4.

Турция вместе с Англией, Францией и Израилем выступила против национали­зации Египтом в июле 1950 г. Всеобщей компании Суэцкого морского канала и со­чувственно отнеслась к тройственной агрессии этих государств против Египта, В 1958 г. при активном участии Турции был организован империалистический заго­вор прогни Сирии. Летом 1958 г. Турция оказала помощь СИГА и Англии в органи­зации интервенции против Ливана и Иордании. Для переброски своих войск из За­падной Германии в Бейрут США использовали турецкую военно-воздушную базу Инджирлик (Адана). С этой же базы поднялся американский шпионский самолет У-2, сбитый 1 мая 1960 г. в районе Свердловска советскими ракетчиками.

В марте 1959 г. между США и Турцией было заключено военное соглашение, а в октябре того же года — соглашение о размещении на территории Турции ракетных баз НАТО. Строительство военных баз близ границ Советского Союза, Болгарии и арабских стран являлось угрозой безопасности не только указанных стран, но и самой Турции5.

Одновременно со строительством на территории Турции военно-воздушных и военно-морских баз, стратегических шоссейных дорог происходило перевооружение турецкой армии американской военной техникой. В 1959 г. турецкое правительства передало в распоряжение штаба сухопутных сил НАТО в юго-восточной зоне Европы 12 дивизий, насчитывавших около 200 тыс. солдат. Обучение и переподго­товка офицерского состава турецкой армии проводились под руководством амери­канских военных специалистов. Внешняя политика правительства ДП привела к ухудшению отношений между Советским Союзом и Турцией.

1.3. Рабочее движение

Большие расходы на милитаризацию страны тяжелым бременем ложились на плечи турецких налогоплательщиков. В период правления ДП среднегодовой рост налогов составил 26% К 1960 г. внешний долг государства достиг 12 млрд. лир, а внутренний — 7 млрд. лир. Наряду с увеличением внешнего и внутреннего долга происходил рост дефицита внешней торговли и платежного баланса. По Парижскому соглашению 1959 г. Турция обязалась в течение 12 лет уплатить своим кредиторам и счет задолженности 440 млн. долл., не считая процентов. По подсчетам турецких экономистов, чтобы покрыть задолженность, Турции понадобилось бы 120 лет.

Турецкие профсоюзы находились под строгим контролем министерства труда и не имели права вступать в связь с международными рабочими организациями. Тем не менее рабочее движение в Турции усиливалось. К началу 1960 г. общее число ра­бочих в Турции достигло 2 млн. Из них около 400 тыс. являлись членами профсоюзов. В течение 1950 —1960 гг. происходили забастовки рабочих Анкары, Стамбула, Изми­ра, Мерсина, Искендерона и других городов. Бастующие требовали улучшения условий жизни, введения социального страхования, снижения налогов, отмены штрафов, издания нового закона о труде и создания независимых от правительства профсоюзов. Несмотря на репрессии, рабочие металлургического комбината Карабюка, текстиль­щики Кайсери, табачники Стамбула требовали в 1950—1952 гг. вывода турецких войск из Кореи. Во многих городах распространялись листовки, призывавшие тру­дящиеся массы организовать всенародный фронт борьбы против вступления Турции (в 1952 г.) в Североатлантический блок. В Измире состоялась многоты­сячная демонстрация рабочих, которые требовали изгнать из страны американцев. В 1957 г. во время внеочередных выборов в парламент профсоюз полиграфистов выдвинул 15 экономических и политических требований, направленных на радикаль­ное улучшение условий жизни и труда рабочих6.

Под воздействием рабочего движения турецкое правительство было вынуждено принять законы об установлении минимума заработной платы, о ежегодных оплачиваемых отпусках, а также решение о привлечении к ответственности предпринима­телей, нарушающих законы о труде.

В 1950—1953 гг. по многим вилайетам (областям) страны прокатилась волна крестьянских выступлений. Крестьяне захватывали и распахивали помещичьи земли, защищая свои права с оружием в руках. В ряде районов произошли кровавые столкновения крестьян с карательными отрядами. Особенно крупные крестьянские выступ­ления были отмечены в вилайетах Анкары, Карса, Аданы, Денизли и Бурсы. Имели место тысячи случаев угона помещичьего скота, отказа от уплаты налогов. Крестьянские выступления, носившие стихийный характер, были жестоко подавлены вла­стями. По сообщениям турецких газет, в 1951 — 1953 гг. в тюрьмах Турции томились десятки тысяч крестьян, обвинявшихся в нарушении права частной собственности. Резко отрицательное отношение вызвала политика ДП, направленная на подав­ление демократических выступлений средних слоев, интеллигенции и студенчества. Малейшее проявление недовольства действиями правительства рассматривалось как результат «пропаганды коммунистов». В 1951 г. правительство закрыло Общество сторонников мира, потребовавшее немедленно отменить решение об отправке турецких солдат в Корею. Власти бросили в тюрьму 22 человека из числа руководителей Общества, обвинив их в «распространении коммунизма», и закрыли газету Общества «Барыш» («Мир»)7.

Одновременно меджлис внес в статьи 141 —142 уголовного кодекса положения, предусматривавшие смертную казнь для руководителей коммунистических организаций страны, включив в их число и Общество сторонников мира. Меджлис принял также закон, запрещавший профессорам и преподавателям университетов заниматься политической деятельностью, выступать и публиковать статьи на поли­тические темы в прессе.

Подвергались гонениям национальные меньшинства. ДП начала религиозную кампанию, направленную против инаковерующих.

1 - 7 сентября 1955 г. правительство Мендереса организовало погромы в Стамбуле и Измире, в результате которых было разграблено и разрушено много домов, магазинов, мастерских, школ, принадлежавших грекам, армянам и евреям.

В условиях нарастающего недовольства, пытаясь предотвратить крах своего режима, ДП встала на путь массовых репрессий. Аресты производились среди всех слоев населения. 18 апреля 1900 г. была создана парламентская комиссия по рассле­дованию «подрывной деятельности» ПРИ. Комиссия приняла решение запретить на три месяца проведение собраний и съездов оппозиционных партий и публикацию в газетах любой политической информации.

Борьба между ДП и ПРИ за власть обострилась. В межпартийную борьбу вклю­чились студенты, примыкавшие к оппозиции и выступавшие против деспотических методов правления ДП.

27 апреля 1960 г. студенты Стамбульского университета провели митинг и знак протеста против массовых репрессий. На следующий день состоялась многотысячная демонстрация с участием студентов всех факультетов. Порлиция пустила в ход слезоточивые газы и открыла огонь по демонстрантам. В результате столкновения были убитые и раненые.

Расстрел мирной демонстрации в Стамбуле вызвал всеобщее возмущение. Со всех концов страны поступали многочисленные телеграммы с требованием привлечь к судебной ответственности виновников расправы ос студентами. Студенты Анкарского университета в знак солидарности со студентами Стамбульского университета 29 апреля проведен митинг на площади Кызылай у памятника Атаюрку. Студенческие демонстрации состоялись также других городах8.

Правительство Мендереса объявило в Стамбуле и Анкаре военное положение, запретило собрания, демонстрации, а также публикацию в печати каких-либо сообщений о происходящих событиях. 21 мая 1960 г. курсанты военного училища в Анкаре устроили демонстрацию в знак солидарности со студентами. Среди молодых офицеров задолго до студенческих демонстраций был организован Тайный комитет, поставивший своей задачей свержение правительство Мендереса. Начавшаяся чистка в армии ускорила события. На рассвете 27 мая по приказу Тайного комитета части Анкарского и Стамбульского гарнизона заняли правительственные здания, арестовали министров и руководителей ДП. Режим Баяра-Мендереса рухнул. В результате государственного переворота 27 мая к власти пришел Комитет национального единства во главе с генералом Джемалем Гюрселем.

Глава 2. Последствия военного переворота в Турции

2.1. Деятельность Комитета национального единства

Комитет национального единства, взявший власть в Турции в результате государственного переворота 27 мая I960 г., распустил меджлис (парламент), упразднил конституцию и объявил вне закона Демократическую партию (ДП), конфисковав партийные средства в пользу государства. Руководители ДП и правительства, вид­ные депутаты, высшие должностные лица (около 600 человек) во главе с президентом Джелялем Баяром и премьер-министром Аднаном Мендересом были арестованы.

28 мая 1960 г. было сформировано Временное правительство под председательст­вом генерала Джемаля Гюрселя, который в 1958 —1960 гг. занимал пост командую­щего сухопутными войсками, а затем в знак протеста против использования армии для подавления студенческих демонстраций ушел в отставку.

Программа нового правительства предусматривала отмену антидемократиче­ских законов, восстановление демократии и правопорядка, оздоровление финансов, подготовку новой конституции и новых законов. Для того, чтобы вывести страну из тяжелого финансового кризиса, правительство выпустило внутренний заем «свободы и стабилизации» на 500 млн. лир и новые денежные знаки на сумму 700 млн. лир.

Были изданы новые законы о подоходном, поземельном налогах, а также о налоге на строения, которые ликвидировали существовавшие налоговые льготы для помещиков, промышленников и импортно-экспортных торговых объединений. Но эти законы не облегчили положение трудящихся масс, которые по-прежнему несли основную тяжесть налогового обложения. К тому же простое увеличение налоговых поступлений от населения, промышленности и торговли не покрывало колоссального бюджетного дефицита, который был вызван огромными военными расходами, связанными с участием Турции в НАТО и СЕНТО, а также необходимостью выплаты взносов на погашение внешнего государственного долга, достигшего к 1960 г. 5 млрд. лир9.

Валютно-финансовый кризис и обесценение турецкой лиры привели к снижению деловой активности частных и государственных предприятий и резко ухудшили экономическое положение страны. На почве экономических трудностей и неудовлетворенности народных масс социально-экономическими мероприятиями правительства обострились разногласия среди членов Комитета национального единства.

С первых же дней работы комитета выявились различные точки зрения по вопросу о путях социально-экономического развития страны. Радикально настроенные офицеры, представлявшие интересы средних слоев города и деревни, считали необходимым прежде всего провести неотложные реформы в области социально-экономических и земельных отношений, государственного устройства, образования и куль­туры в интересах народа. Они выступали за то, чтобы освободить страну от опеки США и превратить ее в независимую демократическую республику, опирающуюся на национальные силы и ресурсы. Генералы и высшие офицеры, придерживавшиеся умеренных или консервативных взглядов, высказывались против пересмотра основ внутренней и внешней политики Турции. Они предлагали после парламентских вы­боров передать власть гражданскому правительству, которое бы и осуществило ре­формы в целях развития экономики и культуры. В ноябре 1960 г. 14 радикально настроенных офицеров были исключены из состава Комитета национального единства, а на их место назначены офицеры, поддерживавшие умеренную политику правительства. Отстранив от власти фактических организаторов переворота, Комитет национального единства во главе с Гюрселем завоевал на свою сторону симпатии буржуазии, помещиков и их политических партий, стремившихся взять государст­венную власть в свои руки.

6 января 1961 г. открылось Учредительное собрание. Его деятельность ограничилась подготовкой и принятием 27 мая того же года конституции и нового избирательного закона. В основу новой конституции, которая вступила в силу после референду­ма 9 июля, был положен принцип защиты неприкосновенности буржуазного госу­дарственного строя и капиталистической частной собственности. Вместе с тем она впервые в истории Турции предоставила некоторые социальные и экономические права трудящимся: право создавать без предварительного получения разрешения у властей политические партии и профсоюзы, право на ежегодные оплачиваемые отпус­ка. Конституция провозглашала Турцию «национальным, демократическим, светским и социально-правовым государством». Выборы в Великое национальное собрание, состоящее из двух палат — национальной (450 депутатов) и сената (150 сенаторов), объявлялись свободными, равными, всеобщими и прямыми (прежде они были двухстепенными)10.

В соответствии с решением Верховного трибунала 15 сентября 1961 г. бывшие премьер-министр Аднан Мендерес, министр иностранных дел Фатин Зорлу, министр финансов Хасан Полаткан были казнены; 461 человека приговорили к различным срокам тюремного заключения 15 октября 1961 г. состоялись выборы в национальную палату и сенат. В выбо­рах участвовали Народно-республиканская партия (НРП), защищавшая интересы национальной буржуазии, мелких и средних помещиков, зажиточных крестьян, мелких торговцев и трудовой интеллигенции; созданная в 1961 г. Партия справедливости (ПС) — выразительница ин­тересов крупной буржуазии и помещи­ков, которая заимствовала основные положения программы распущенной Демократической партии (многие быв­шие члены ДП вошли в состав Партии справедливости); Буржуазная партия новой Турции, а также ряд мелких партий.

Ни одна из партий, выставивших своих кандидатов в депутаты, не получи­ла достаточного количества мандатов для образования однопартийного кабинета. Вследствие этого возникли трудности с формированием правительства и избра­нием Великим национальным собранием президента республики. Лишь под дав­лением Комитета национального един­ства президентом был избран генерал Гюрсель. После итого Комитет принял решение о самороспуске. Однако воен­ные, образовав Совет национальной бе­зопасности, оставили за собой право в случае необходимости вмешиваться в государственные дела11.

В ноябри 1961 г. Народно-республиканская партия и Партия справедливости сформировали на паритетных началах коалиционное правительство во главе с лидером НРП Исметом Инёню. Из-за серьезных разногласий по вопросам внутренней политики коалиционное правительство оказалось неспособным вывести страну из тяжелого экономического кризиса. Партия справедливости требовала «либерализации» экономики, ограничения капиталовложений в государственный сектор и поощрения частных и иностранных инвестиций. Она выступала также против аграрной рефор­мы и стояла за поддержку крупных капиталистических хозяйств.

Депутаты этой партии всячески тормозили работу правительства. Они настаи­вали на принятии закона об амнистии для всех осужденных руководителей ДП. В этих условиях курсанты Анкарского военного училища, активные участники переворота 27 мая 1900 г., считая, что новый режим свернул Турцию с пути Кемаля Ататюрка, в феврале 1902 г. попытались устроить новый переворот, но потерпели неудачу. Вторая попытка переворота, предпринятая той же группой офицеров в мае 1963 г., также была подавлена. Руководители этого выступления были казнены, многие участники приговорены к различным срокам тюремного заключения.

Борьба политических партий за власть мешала нормальной работе правительства. На протяжении трех лет Исмет Инёню, за спиной которого стояла армия, трижды формировал коалиционный кабинет.

В 1962 г. удалось образовать Государственную
плановую комиссию и утвердить первый пятилетний план экономического развития на 1963 —1967 гг., что имело положительное значение для развития экономики.

В сентябре 1963 г. Турция вступила в «Общий рынок» в качестве ассоциированного (фактически неравноправного) члена. Но надежды на смягчение экономических труд­ностей в результате присоединения к ЕЭС не оправдались.

В феврале 1905 г. третье коалиционное правительство Исмета Инёню подало в отставку, так и не выполнив своей программы проведения аграрной, налоговой и административной реформы в области просвещения и культуры. Четвертое коалиционное правительство возглавил «независимый» сенатор Суат Хайри Ургюплю; его задачей являлась подготовка и проведение очередных выборов в парламент, которые и состоялись 10 октября 1965 г.12

На выборах победу одержала Партия справедливости. Она обеспечила себе го­лоса крестьян, пообещав поднять закупочные цены на зерно, широко использовала поддержку духовенства, кулачества и верхушки курдских племен.

Впервые в истории страны в парламентских выборах 1965 г. участвовала со своей программой Рабочая партия Турции (РПТ), созданная в феврале 1961 г. прогрессивными деятелями профсоюзов; она получила 15 депутатских мест. В те­чение пяти лет (до запрещения РПТ) депутаты этой партии с трибуны парла­мента защищали интересы рабочего класса, средних слоев и разоблачали антинарод­ную политику правых партий.

В марте 1966 г. ввиду болезни президента Гюрселя новым президентом был избран начальник Генерального штаба Джевдет Сунай, ревностный сторонник ориентации на военный союз с США и сотрудничество с НАТО. Сформированное лидером Партии справедливости Сулейманом Демирелем в октябре 1965 г. однопартийное правительство сделало упор на развитие частной инициативы и привлечение в страну иностранного капитала. Второй пятилетний план (1968—1972 гг.) предусматривал уменьшение доли государственных капиталовложений в экономику и увеличение в инвестициях доли частного сектора и иностранных монополий13.

В области сельского хозяйства правительство ПС взяло курс на постепенное превращение помещиков в капиталистических фермеров — владельцев крупных механизированных хозяйств, которые могли бы обеспечить страну товарным хлебом, продуктами животноводства и сырьем для промышленности. Правительство под­держивало кулацкие и зажиточные крестьянские хозяйства дешевыми кредитами для закупки машин, минеральных удобрений и высокоурожайных семян. В результате широкого применения машин удалось несколько поднять сельскохозяйственное производство, увеличить сбор товарного зерна и продукцию животноводства. Одна­ко развитие капитализма в сельском хозяйстве сопровождалось массовым разоре­нием и сгоном с земли крестьян-арендаторов. Капиталистический путь решения аграрного вопроса принес миллионам турецких крестьян нищету и резко обострил классовую борьбу в деревне.

Благодаря некоторому подъему промышленного и сельскохозяйственного произ­водства, нормализации внутренней жизни Партия справедливости вновь одержала победу па парламентских выборах в октябре 1969 г. Чисто депутатских мост всех оппозиционных партий, кроме НРП, значительно сократилось. Разногласия внутри РПТ ослабили ее, и она получила лишь два места в парламенте.

В программе нового правительства Демиреля вновь говорилось о мероприятиях в целях подъема промышленности и сельского хозяйства, о широком привлечении иностранного капитала. Особый упор делался па создание смешанной экономики, т. е. участие иностранного капитала в строительстве заводов, фабрик, эксплуата­ции естественных богатств, создание совместных импортно-экспортных объединений, торговых и кредитно-банковских учреждений14.

В смешанных предприятиях главную роль играл американский капитал, а с конца 60-х годов и капитал ФРГ. Американ­ские и западногерманские монополии заняли прочные позиции во многих отраслях турецкой экономики, в частности в нефтяной, сборочной, резинотехнической промыш­ленности. Прогрессивно-националистические круги не поддерживали политику со­здания смешанной экономики. Их призыв к борьбе за развитие независимой от и иностранных монополий отечественной промышленности получил широкую поддержку со стороны народных масс.

2.2. Политическая жизнь страны

Уничтожение тоталитарного режима в Турции в результате переворота 21 мая 1960 г. и восстановление некоторых демократических институтов способствовали вовлечению в активную политическую жизнь различных слоев общества.

В конце 1961 г. 150 прогрессивно настроенных интеллигентов опубликовали так называемый «Манифест 150-ти», в котором была подвергнута критике экономическая политика правительства и выдвинуты идеи некапиталистического пути развития Турции.

Участились выступления прогрессивной студенческой молодежи и интеллигенции. В их среде возникли различные течения легального «турецкого социализма».

Идейная борьба по проблемам социально-экономического развития страны не привела, однако, к объединению левых сил.

В обстановке усиления борьбы за демократизацию общественно-политической жизни активизировалось профсоюзное движение. К началу 1970 г. общая числен­ность турецкого пролетариата превышала 3,5 млн. человек. Если в 1960 г. профсою­зы объединяли 290 тыс. человек, то в 1970 г.— 1 200 тыс. В забастовочной борьбе в 1970 г. приняло участие около 1 млн. рабочих, в то время как за период с 1963 по 1968 г.— 74 тыс. рабочих. После создания в 1967 г. Конфедерации революционных рабочих профсоюзов изменился характер забастовочного движения. Наряду с выдвижением экономических требований рабочие начали выступать против засилья в экономике страны американских и западноевропейских монополий, за независимую демократическую Турцию15.

В 1969 г. в связи с усилением влияния прогрессивных профсоюзов на рабочий класс правительство Демиреля опубликовало проект нового закона о профсоюзах, фактически отменявшего право на забастовку, предоставленное законом 1963 г. По призыву профсоюзных организаций стамбульские и измирские рабочие объявили забастовку протеста. 16 июня 1970 г. около 100 тыс. рабочих 113 предприятий Стам­була и Измира вышли на демонстрации, требуя, чтобы правительство отказалось от пересмотра закона о профсоюзах. Конфеде­рация рабочих профсоюзов Турции, объединявшая большую часть профсоюзных организаций стояла на позициях социал-реформизма. Существовавшие в стране левые группы и организации действовали разрознен­но.

Разногласия по вопросам социального развития Турции привели к расколу в конце 60-х годов в рядах Рабочей партии и Федерации революционной молодежи. Возникшие левоэкстремистские авантюристические группы — «Народно-освободи­тельная армия Турции», «Народно-освободительный фронт Турции» сильно ослабля­ли левое движение страны. Некоторая часть молодежи под влиянием левацких идей стала прибегать к террористическим действиям. В то же время реакционные силы и мусульманские фанатики, поддерживаемые властями, часто провоцировали беспорядки во время митингов и демонстраций левых сил.

Внешняя политика правительства Демиреля, как и коалиционных правительств Исмета Инёню и Суата Ургюплю, была направлена на сохранение союза с США и дру­гими государствами Запада. Турецкое правительство неоднократно декларировало верность обязательствам, вытекающим из участия Турции в бло­ках НАТО и СЕНТО. По численности вооруженных сил Турция занимала в НАТО второе место и расходовала на военные цели значительную часть государственного бюджета. В сухопутные войска НАТО, штаб которых находился в Измире, было включено 12 турецких дивизий.

На территории Турции размещались американские военно-воздушные базы, радиолокационные станции и площадки для запуска ракет, обслуживавшиеся амери­канским персоналом. Турция активно включалась в натовские военные приготов­ления на Ближнем и Среднем Востоке и регулярно принимала участие в манев­рах НАТО16.

Под влиянием позитивных изменений, обозначившихся на международной арене в 60-х годах, в Турции усилилась борьба против односторонней, проамерикан­ской ориентации во внешней политике. Открылись перспективы нормализации со­ветско-турецких отношений. В июне 1963 г. по приглашению Верховного Совета СССР в Советском Союзе побывала парламентская делегация Турции. В январе 1965 г. Турцию посетила делегация Верховного Сонета СССР. Состоялись взаимные визиты министров иностранных дел и глав правительств.

Эти визиты содействовали восстановлению добрососедских, дружественных отношений между СССР и Турцией. В ходе переговоров стороны заявили о своей готовности и впредь строить и развивать отношения между обоими государствами на принципах полного равенства, невмешательства во внутренние дела друг дру­га, взаимного уважения независимости, суверенитета и территориальной целост­ности.

Улучшение межгосударственных отношений благоприятно сказалось на разви­тии торгово-экономических и научно-культурных связей. В 1967 г. было подписано соглашение о поставках оборудования, материалов и об оказании Советским Союзом помощи Турции в строительстве ряда промышленных предприятий — алюминиевого, металлургического, нефтеперерабатывающего заводов.

Постепенно улучшались отношения Турции и с другими странами Восточной Европы Болгарией, Румынией, Венгрией, Чехословакией, ГДР. Значительно расширились ее торгово-экономи­ческие связи с этими странами.

Заключение

Военный переворот в Турции ограничился лишь передачей власти из рук одной правящей группы в руки другой. Важно при этом то, что новые турецкие руководители не проявили стремле­ния проводить более реалистический курс как во внут­ренней, так и во внешней политике

В январе 1946 г. группа депутатов парламента создает Демократическую партию (ДП). На выборах 1950 г. эта партия одерживает внушительную победу. Президентом страны становится Джеляль Баяр. Приход к власти Демократической партии и приток американской помощи согласно плану Маршалла послужили началом проамериканского пути развития Турции. В 1952 г. Турция становится членом НАТО и предоставляет США военные базы на своей территории. Отказ от этатизма и поощрение свободного предпринимательства привели к экономическому развитию страны и расширению производства. Однако реформы проводились непоследовательно и сопровождались ростом внешней задолженности, девальвацией национальной валюты и политическими репрессиями против оппозиции.

В итоге 27 мая 1960 г. был совершен государственный переворот. Мендерес, бывший премьер-министром во времена правления Демократической партии, был казнен, а сама ДП запрещена. Власть перешла в руки Комитета национального единства. По решению Комитета власть была передана Учредительному собранию. В свою очередь, Собрание приняло новую, более либеральную Конституцию. Стороники запрещенной ДП объединились в новую Партию справедливости. Вскоре ее возглавил Сулейман Демирель. Партия справедливости под руководством Демиреля сформировала правительство в 1965-м и 1969 гг., однако в 1971 г. произошел еще один военный переворот. Вмешательство военных во внутреннюю политику, приведшее к отставке правительства Демиреля в 1971 году, а еще в большей степени — военный переворот 1980 года, существенно осложнили отношения Турции с Западной Европой. С 1961 и вплоть до прихода к власти военных в 1980 г. на политической сцене Турции доминировали Народно-республиканская партия (НРП) и Партия справедливости. Обе эти партии пользовались примерно равным влиянием, а большинство сформированных ими правительств были коалиционными.

Для обретения полноправного членства ЕС Турции предстояло пройти сложный и долгий путь.

Литература

    Алибеков И.В. Государственный капитализм в Турции. - М., 1966. – С. 89-93.

    Вдовиченко Д.И. Борьба политических партий в Турции (1946-1965 гг.) - М., 1967. – С. 67-78; 94-99.

    Гасратян М.А. Турция в 1960-1963 гг. Очерк внутренней политики. – М., 1965.- С. 35-48.

    Гасратян М.А., Моисеев П.П. Турция ждет перемен. - М., 1963. – С. 13-34.

    Георгян Э.А. Турецкая Республика. Основные институты государственного строя. – М., 1975. – С. 23-27.

    Данилов В.И. Средние слои в политической жизни Турции в период подготовки и проведения государственного переворота 27 мая 1960 г. М., 1968. – С. 23-34.

    Киреев Н.Г. История этатизма в Турции.- М., 1991. – С. 56-63.

    Корниенко Р.П. Рабочее движение в Турции. 1918-1963 гг. - М., 1965. – С. 123-131.

    Моисеев П.П., Старченков Г.И. Стратегия экономического развития Турции: 20-80-е годы ХХ века // Народы Азии и Африки. - 1987.- № 2. – С. 24-28.

    Новичев А.Д. Турция. Краткая история. – М.. 1965. – С. 113-123.

    Розалиев Ю.Н. Экономическая история Турецкой Республики. М., 1980. – С. 109-115.

    Турция. История и современность: Сб. ст. – М., 1983.

    Холматов А.Х. Турция: государство и рыночные отношения. – М., 1992. – С. 13-16.

    Шлыков В.И. Политическая система Турции в 60-70 гг.// Турецкая Республика в 60-70-е годы. Вопросы общего политического развития. – М., 1984. – С. 50-64.

    Юрьев М.Ф. История стран Азии и Северной Африки после второй мировой войны (1945-1990). – М., 1994. – С. 134-140.

1 Вдовиченко Д.И. Борьба политических партий в Турции (1946-1965 гг.) – М., 1967. – С. 67.

2 Гасратян М.А. Турция в 1960-1963 гг. Очерк внутренней политики. – М., 1965. – С. 36.

3 Алибеков И.В. Государственный капитализм в Турции. – М., 1966. – С. 89.

4 Новичев А.Д. Турция. Краткая история. – М., 1965. – С. 113.

5 Юрьев М.Ф. История стран Азии и Северной Африки после второй мировой войны (1945-1990). – М., 1994. – С. 134.

6 Корниенко Р.П. Рабочее движение в Турции. 1918-1963 гг. – М., 1965. – С. 123.

7 Данилов В.И. Средние слои в политической жизни Турции в период подготовки и проведения государственного переворота 27 мая1960 г. – М., 1968. – С. 26.

8 Гасратян М.А., Моисеев П.П. Турция ждет перемен. – М., 1963. – С. 24.

9 Алибеков И.В. Указ. соч. С. 91.

10 Шлыков В.И. Указ. соч. С. 61.

11 Новичев А.Д. Указ. соч. С. 115.

12 Моисеев ПП., Старченков Г.И. Стратегия экономического развития Турции: 20-80-е годы ХХ века // народы Азии и Африки. – 1987. - № 2. – С. 26.

13 Холматов А.Х. Турция: государство и рыночные отношения. – М., 1992. – С. 13.

14 Розалиев Ю.Н. Экономическая история Турецкой Республики. – М., 1980. – С. 110.

15 Корниенко Р.П. Указ. соч. С. 127.

16 Шлыков В.И. Указ. соч. С. 64.