Кавказская война (работа 3)

МПК №8 «ИЗМАЙЛОВО»

"КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА"

Р Е Ф Е Р А Т

по истории

студентки группы 102 У

Ивановой О.В.

Москва

1998 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

3

I

Ученые Кавказа о Кавказской войне.

4

1.

Отражение сущности происходящих событий в термине «Кавказская война».

4

2.

Роль Ермолова в развитии конфликта на Кавказе.

7

3.

Мюридизм на Северо-Западном Кавказе.

9

II

Краткий обзор Кавказской войны.

10

III

Действующие лица Кавказской войны.

15

1.

Алексей Ермолов.

15

2.

Имам Шамиль.

17

3.

Александр Барятинский

19

4.

Шейх Мансур.

20

5.

Николай Евдокимов.

22

6.

Наибы Шамиля.

25

7.

Судьба романтика.

27

IV

Вечная память.

29

V

Самая неизвестная

32

Список литературы

37

Я выбрала эту тему для своего реферата потому, что Кавказская война является яркой страницей в истории России, но вместе с тем настолько запутанной и неизведанной, что я решила приоткрыть завесу этой тайны. К тому же война на Кавказе имеет свое отражение и в наши дни.

Россия долго была империей, а всякая империя, чтобы существовать в своем натуральном виде, должна расширяться. Для географического расширения существует классический способ завоевательной войны, одной из которых в России является Кавказская война.

Она продолжалась немало лет - всю первую половину прошлого столетия - и велась главным образом в Чечне, Дагестане, на Северо-Западном Кавказе. Уже ее продолжительность свидетельствует об упорстве сторон - монархического правительства России и кавказских горцев, объявивших священный газават против «неверных» пришельцев с Севера. Конечно, силы сторон были неравными, как неадекватны были средства и цели этой войны. Для России это была в некотором смысле «война престижа», «карманная война», с различной степенью удач по усмирению горцев. Для горцев же дело шло о защите национально-религиозной независимости, сохранении вековых исламских устоев.

Наверное, в отличии от официального, имперско-шовинистиче­ского отношения к Кавказской войне, присущего верхам российского общества, его передовая, прогрессивная часть имела на нее свой взгляд. От него не могло укрыться, как на Кавказе погибали смиренные солдаты, годами тянули тяготы нелегкой походно-бивуачной службы армейские офицеры. И в то же время там отмывали запачканную честь проштрафившиеся дворянские дети, делали военную карьеру удачливые генералы, наживали капиталы поставщики и интенданты. Впрочем, как и на всякой войне.

Интересно то, что Кавказская война явилась заметной страницей не только русской истории, но и русской культуры. Именно в лучших произведениях Л. Толстого, М. Лермонтова, А. Бестужева - Марлинского воплотилась ее иногда романтическая, иногда пронзительно реалистическая правда, несомненно оставившая свой благотворный след в русском общественном сознании.

Ученые Кавказа о Кавказской войне.

Война на Кавказе настолько не изучена, что даже в любой энциклопедической статье, претендующей на строгую научность, можно чуть ли не после каждого слова поставить вопросительный знак. Начиная прямо с самого заголовка (Кавказская война) и дат ее начала (1817) и тем более ее окончания (1864). Единства мнений не существует до сих пор. Вот почему я хочу привести в своем реферате высказывания ученых, имеющих совершенно различные точки зрения. Это дагестанский, осетинский и адыгский ( раньше бы сказали - черкесский ) историки. Я думаю, что это поможет хотя бы сориентироваться в тех научных поисках, которые ведутся в настоящее время.

Для начала, я считаю, необходимо определить насколько термин «Кавказская война» отражает сущность происходящих событий. Что это было завоевание, колонизация, гражданская война

В прошлом веке Р.А. Фадеев ввел термин «Кавказская война» в качестве научного термина, отнеся начало войны к 1801 году, ко времени присоединения Грузии к России. Затем это название вошло в обиход. Однако, по мнению В. Гаджиева ( доктора исторических наук, профессора Дагестанского научного центра Российской Академии наук ) термин «Кавказская война» не оценочный термин, а всего лишь географическое определение. Поэтому на вопрос «Так что же, войны не было» можно ответить следующим образом «Если войну понимать как то, когда друг в друга стреляют, - то была.» Но нам же нужно понять ее сущность.

В то время в Аварии был свой хан, в Казикумухе - свой, там - свой, там - свой, и все признавали русского царя. Шамиль и Гази-Мухаммед подняли в Аварии восстание, начав военные действия одной группировки горцев против другой. Не будем пока говорить «класса». Феодализирующаяся верхушка не получила от России привилегий, в отличие от ханов, имевших ордена, генеральские звания, пенсионы. И вот в Чечне и в Дагестане начинаются восстания против легитимных правителей Гамзат-Бек и Шамиль завоевывают Хунзах и уничтожают ханов. Шамиль убил даже малолетнего Булач-хана, чего аварцы ему не простили - так же, как Европа не простила Наполеону Эстергази.

Не зная этого, этнографы удивляются - как это в Хунзахе не любят Шамиля А ведь были убиты женщина и ребенок - для горца вещь недопустимая, требующая кровной мести всему роду. (А горцев надо принимать такими, какими они есть - горцы есть горцы, не европейцы. Не дикари, нет, но у них своя особенная, культура.)

Так что же это - война Это восстание, или, кому больше нравится, народное движение. Но факт остается фактом - горцы восстали против своих правителей, а антиколониального движения не было. В 1835 - 1837 годах Шамиль даже собирался встретиться с Николаем в Тифлисе, и, если бы не его окружение, может, даже бы и приехал. Так как называется это явление Может сравнить его с крестьянскими войнами в Германии и России Восстание могло здесь превратиться в войну, но это уже надо исследовать и объяснить. Вот почему более всего подходит оценочный термин «народно-освободительное движение».

М. Блиев ( доктор исторических наук, профессор Северо - Осетинского государственного университета им. Хетагурова) также считает, что строго говоря, термин не совсем отражает историческую действительность. Однако назвав его «национально-освободительным движением», мы погрешим против истины. Термин «национально-освободительное движение» появился из чисто политических побуждений, ведь национально-освободительное движение требует иных структур. Тогда как назвать это явление Революция! Да, это революция, хотя и не в том смысле к которому мы привыкли после бурных потрясений ХХ века, после Октября 1917-го. Эта революция для вольных обществ Северо-Восточного Кавказа и так называемых «демократических» племен Северо-Западного Кавказа.

Наверное со временем будет найден термин, более точно отражающий суть дела. М. Блиев предлагает оставить название «Кавказская война», которое, как он считает, не очень искажает события, оно как бы объединяет, хотя и упрощая, разноплановые факты и процессы. Здесь и переходная экономика, связанная с формированием феодальной собственности и образование государственности, и формирование новой идеологии, обслуживающей вышеназванные процессы, и сталкивание интересов России и горцев Большого Кавказа, а также внешнеполитических интересов Великобритании, Турции, Персии. А все это всегда проходит через насилие, через военные действия, а не через демократию и демонстрации...

Шамиль сам говорил, что война должна была привести к созданию «свежего сословия» на основании «вольных обществ» и родов знати должен был сформироваться новый феодальный класс. Он же указывал, что старые беки, ханы паразитировали и воевал с ними как с соперниками.

Перечисляя главные задачи войны, Шамиль нигде не упомянул о войне с Россией - вот что интересно. В России воплощался образ врага - и только. Ведь второй имам Гамзат-Бек никогда не вступал в бой с русскими, хотя говорил о необходимости войны с Россией. Гамзат-Бек собрал войско против аварских ханов, разбил их и даже объявил себя ханом. Это было началом новой государственности. В то время и на западе и на востоке племена, находящиеся в сходных географических условиях синхронно переживали одни и те же процессы государственного образования.

Вообще приближенность России к Кавказу и освоение его Предкавказья - это одна из причин войны. Россия оживила экономическую жизнь Предкавказья. Не желая того, она фактически толкала горцев к перемене образа жизни.

Россия вела колониальную войну. Может быть, со временем, такой характер войны стал лучше осознаваться. А. Джендубаев (кандидат философских наук ) приводит пример с брошюркой с примерно таким названием «Речи, произнесенные на заседании Кавказского общества». В ней собраны выступления участников Кавказской войны в разные годы. Знатнейшие представители российской элиты произносили тосты за Кавказ, о Кавказе и т.д. В самый разгар войны еще звучат слова о гуманной миссии России, о том, что она должна стать источником света, культуры и просвещения для кавказских народов, что Россия несет цивилизацию на Кавказ. Потом, когда сопротивление стало нарастать, начинают преобладать воинственные ноты кости наших сотен и тысяч солдат белеют в горах, и мы вправе оставить территорию, за которую заплачена столь высокая цена. А немного спустя уже идет спор кем заселить занятые земли - как будто там и нет никого. Кого приглашать прибалтов, немцев, славян Подчеркиваю спор идет уже не о том, как «цивилизовать» горцев, а о том, кого поселить на их земли. Ожесточенность войны связана прежде всего с тем, что именно Северо-Запад с его плодородными землями , был целью завоевания. Ведь и сейчас многие земли включены в состав Ростовской области, Краснодарского края. Об их былой принадлежности говорит только топонимика Туапсе по-адыгейски означает «двуречье», Мацеста по-убыхски - « огненная вода». Мы говорим «горцы», но ведь на самом деле народы Северного Кавказа жили и на равнине. Они защищали свою землю, как источник жизни, защищали свою культуру, свой образ жизни и, в конечном счете, свое право на жизнь.

Рассуждая о Кавказской войне нельзя обойти оценку роли Ермолова объективно он способствовал или препятствовал развитию конфликта на Кавказе

Ермолов - неоднозначная фигура. Его на Кавказе описывают только черной краской, но это не точно. Он - трудяга - возьмите хотя бы тот факт, что все свои рапорты он пишет сам. Ханства сохранить Ермолов не хочет - он же представитель России, европеец, а тут какие-то ханства. Но сразу их уничтожить нельзя. И Ермолов всеми доступными средствами начинает вести политику против ханств.

Ермолов, человек европейски образованный, герой Отечественной войны, провел в 1816-1817 годах большую подготовительную работу и в 1818 году предложил Александру I закончить программу своей политики на Кавказе. Ермолов ставил задачу изменить Кавказ, и прежде всего Большой Кавказ. Но Ермолов не подозревал, что, ставя перед собой задачу коренным образом изменить обстановку на Кавказе, он и не заметит, как Кавказ будет менять его самого. Главная задача Ермолова - покончить с набеговой системой на Кавказе, с тем что называется «хищничеством». Кстати этот термин, как и «мошенничество», «разбой», появился задолго до Ермолова. Он начал политику военно-экономической блокады с Дагестана, откуда шли набеги на юг, в Грузию, и на север, в Россию. От мирного, достаточно спокойного обращения он стал переходить к жестким мерам. Резкие тона в документах доходят, до нецензурных выражений (в документах подчеркиваю !) Предпринимались и карательные экспедиции. Думаю, что Ермолов вряд ли ставил перед собой задачу совершенствовать геноцид. Для этого у России не было ни политических, ни экономических мотивов. Сам Ермолов хотел не только обеспечить безопасность Грузии, русской границы, но и оградить народы Кавказа от тяжелых и разорительных набегов. Он считал, что выполняет цивилизаторскую миссию на Кавказе.

И советские кавказоведы, и иностранные путешественники, и русские авторы при виде многочисленных каменных башен горцев почему-то думают о жуткой междоусобной борьбе, о какой-то взаимной неприязни. А на самом деле: почему горец строил башню, почему он воевал? Как ни трудись, земледельческими продуктами горец может обеспечить семью на 3-4 месяца (земледелие в горах очень тяжелый труд). Те, кто доказывает, что основное занятие горцев земледелие, видимо сам этим никогда этим не занимался. Великий почвовед Докучаев вообще удивлялся, как на такой почве хоть что-то растет. Основное занятие горцев - скотоводство. Причем есть постоянный риск потерять свой скот от бескормицы, болезней, набега. И если это случается - горец сам идет в набег. Так происходит своего рода перераспределение. И башня нужна для того, чтобы укрыть скот и защитить его. Было такое правило: если ты успел загнать скот к себе и закрыть ворота - скот уже твой.

Ермолов решил покончил с таким «хищничеством». И заслужил прозвище Ер-мулла. Только много позже, спустя десять лет, он признался в том, что поступал противоестественно, что его задача была невыполнима. И он в 1826 году разрешил горцам заниматься набегами! Он перешел к политике установления русской администрации, надеясь, что если она найдет поддержку у местного населения, то сможет справляться и с набегами. Это было правильное решение. Ему надо было с самого начала создать непрямую форму администрации с опорой на местные органы власти- на те же вольные общества, но уже управлявшиеся русскими чиновниками. Ермолов был военным и поступал как военный. Все признают, что военно-экономическая блокада Северного Кавказа была установлена им быстро и прочно. Но именно эта блокада приблизила ту крупномасштабную войну, которая вскоре разразилась. Война все равно была неизбежна. Я считаю, что война ускорила столкновение. Добавлю, что было сильное встречное движение к войне, основанное на идеологии, проповедуемой Мухаммедом Ярагским. Русские историки подвергались критике со стороны Шамиля за их непонимание мюридизма как основы Кавказской войны.

Мюридизм, как идеологию блокада спровоцировать не могла, ибо идеология имеет внутренние причины.

А была ли такая идеология на Северо - Западном Кавказе?

По мнению М. Блиева мюридизм в более слабой форме, но был. Магомед-Эмин насаждал там шариат. Там в большей степени, нежели на Западном Кавказе, сохранялось влияние язычества, отчасти христианства. Да и сами боевые действия начались позднее, с созданием черкесского государства. А набеговая система существовала аж с XVI века, а к XVIII веку достигла расцвета. В 40-е годы XIX века все это как бы «оформилось» в Кавказскую войну. И появилась потребность в идеологии, в мюридизме.

А. Джендубаев считает, что война шла не под исламскими лозунгами. Все попытки Шамиля через своих единомышленников организовать газават не удалось. Война на Северо - Западе не привела к образованию каких-либо новых объединений вроде имамата на Северо-Востоке. И все же можно сказать, что именно в результате войны произошла исламизация Северо-Запада, хотя, безусловно, религиозное сознание здесь до сих пор включает множество языческих элементов.

По мнению В. Гаджиева нельзя показывать Кавказскую войну как религиозную революцию, наподобие (хотя и очень приблизительно) той, что случилась по соседству, в Иране. Но в Дагестане этого не было совершенно! Хотя внешне очень похоже, поскольку происходила замена адатов шариатом. Шамиль перестает быть шейхом и имамом, когда он берет власть - он сельский человек. И все же Шамиля нельзя превращать в лидера религиозной революции.

Раньше писали, что идеология мюридизма была «реакционной», «отсталой», поскольку изолировала горцев. Но и сейчас вопрос о мюридизме не решен, и даже знающие люди не возьмутся категорически сказать: да, это хорошо или да, это плохо. Трудно даже решить, насколько мюридизм был идеологией, да еще организующей. Были общемусульманские лозунги. Были суфисты - мистики, отшельники. Но суфизм и газават совершенно не соединяемые вещи! Суфизм - уход от мирского, отшельничество.

Краткий обзор Кавказской войны.

Эта война длилась более сорока пяти лет. Она началась, когда император Александр I собирался даровать России конституцию. Под пули горцев шли герои 1812 года во главе с самим Ермоловым.

Она продолжалась и когда декабристы готовили государственный переворот, и когда Николай I отправил часть заговорщиков â «теплую Сибирь» - в действующую Кавказскую армию.

Она казалась уже привычной составной частью русской жизни во времена Лермонтова - сам поэт написал очерк о кавказском офицере в качестве зарисовки из российской повседневности.

Фейерверкер 4-го класса Лев Толстой наводил свое орудие на непокорных чеченцев; в дни великого поста 1861 года по селам и деревням читали указ Александра II о том, что крепостное право в России отменяется навсегда, а война все еще шла.

Зачем она велась, кто был прав, кто виновен в этой войне, была ли одержана победа? На эти вопросы и по сей день не существует прямого и точного ответа.

Легче понять географические причины войны: три могучих империи- Россия, Турция и Персия- претендовали на владычество над Кавказом, бывшим издавна «воротами» из Азии в Европу. Отношение к этому соперничеству самих кавказских народов учитывалось явно недостаточно.

В начале прошлого века Россия отстояла свои права на Грузию, Армению, Азербайджан в двух войнах с Персией (1804-1813 и 1826-1828 годов) и двух- с Турцией (1806-1812 и 1828-1829 годов). Народы Северо-Западного Кавказа как бы «автоматически» «отошли» к России. Однако горцы не были согласны с таким поворотом событий. Когда один из русских генералов попытался объяснить черкесам, что турецкий султан уступил Кавказ русскому царю в дар, слушавший его старик горец показал на вспорхнувшую с дерева птичку и сказал: «Дарю тебе ее. Возьми если сможешь.» На востоке Кавказских гор народы Дагестана признали власть царя (их правители получили даже генеральские чины и жалованья), но только потому, что в их горные районы русские не заглядывали.

Как только начались попытки царской администрации навязать вольным обществам горцев российские законы и обычаи, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство. Особенно возмущали горцев запреты на набеги (в то время род обычного промысла в горах), необходимость участвовать в строительстве крепостей, мостов и дорог, новые налоги, а также поддержка чиновниками местных феодалов. Так смешались противоречия: и вызванные столкновением несхожих культур, традиций и законов, и порожденные общественным неравенством горцев, и усиленные справедливостью конкретных людей, обладавших властью. Любое событие могло стать искрой, от которой вспыхнет пожар войны.

Поводом к войне стало появление на Кавказе генерала Алексея Петровича Ермолова. Он доносил, что «горские народы примером независимости своей в самих подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости». Ермолов предложил перейти к активным наступательным действиям в глубь территорий горских народов- не столько для рассеяния и наказания непокорных, сколько для создания там укрепленных поселений-крепостей с русскими гарнизонами. Эти крепости связывались между собой дорогами, вокруг которых для безопасности на сотни метров вырубался лес - тех пор для многих солдат-кавказцев рубка леса стала основной военной работой.

В 1818году на реке Сунже, на расстоянии одного перехода в глубь Чечни от казачьей станицы Червленой, возникла новая крепость- Грозная. С нее началось планомерное продвижение русских от старой пограничной линии по Тереку к самому подножию гор. Одна за другой стали вырастать крепости с характерными названиями: Внезапная, Бурная... Казакам и военным частям другой пограничной линии, шедшей со времен Суворова по Кубани, Ермолов разрешил преследовать за линию границы бойцов закубанских народов, совершавшие набеги на русскую территорию. И здесь началось медленное продвижение к новым пограничным линиям, создававшимся вдоль левых притоков Кубани. Горцам оставалось либо смириться, либо потерять зимние пастбища и лучшие поля на равнинах. Намерения русских, казалось, были самые благородные: распространить законность и просвещение, прекратить междоусобицы и набеги. Но в России сложилось мнение, что в краю горцев «и добро надо делать насилием». Военный министр Николая I граф А.И. Чернышев откровенно заявлял, что только силой оружия может быть выполнен «план усмирения кавказских племен». Естественно, что горцы восприняли такие планы как посягательство на их вольность. Это со временем поняли многие участники и очевидцы войны.

Активность Ермолова вызвала ответную реакцию горских народов. От партизанской войны они стали переходить к организованным выступлениям. В 1918 году почти все правители Дагестана объединились на борьбу с войском генерала А. Пестеля, любившего подкреплять свои распоряжения угрозой: «А то прикажу повесить!» В 1823 году кабардинские князья в отместку за выселение аулов между реками Малкой и Кубанью разорили село Круглолеское, в 1825-м - станицу Солдатскую. В 1824 году в Чечне поднял восстание Бейбулат Таймазов, служивший до этого в царской армии. Именно с восстания Таймазова борьба против русского владычества на Кавказе получила название религиозно-идеологическое обоснование - «мюридизм».

Под лозунгами мюридизма стала разворачиваться не только борьба против русского наступления, но и война свободных горцев против собственных правителей. С 1828 года во главе этого движения стал аварец Гази-Мухаммед, получивший от Мухаммеда Ярагского (известного ученого) звание имама Чечни И Дагестана, то есть духовного лидера мюридов. Сторонники Гази-Мухаммеда выступили против аварских ханов, требуя введения мусульманских законов - шариата. В Дагестане началась гражданская война. В 1830году воины Гази-Мухаммеда осадили столицу Аварии Хунзах, но во главе защитников встала ханша Паху-Бике: она размахивала саблей, стыдила и ободряла мужчин - и отстояла свою резиденцию. На стороне аварских ханов выступили русские войска: Россия вмешалась, считая местные племена своими подданными. В 1831-1832 гг. Гази-Мухаммед одержал несколько военных побед, он осаждал древний Дербент, крепости Грозная и Внезапная, совершал набеги на Кизляр и Владикавказ и погиб в бою.

На Северо-Восточном Кавказе главная борьба развернулась на Черноморском побережье. Тогда это была дикая береговая линия от Анапы до границы с Турцией. Сменивший неугодного Николаю I Ермолова генерал Иван Федорович Паскевич ревностно принялся выполнять приказ императора: «Усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных». В 1830 году Паскевич вознамерился проложить по побережью Черного моря линию сухопутного сообщения, надеясь справиться с этой задачей за год отрядом в две с половиной тысячи человек при восьми орудиях. На самом деле на это ушло 34 года. С боями пришлось продвигаться сразу за Сухуми. Единственными завоеваниями отряда стали Пицунда и Гагра - «кавказские Фермопилы», считавшиеся воротами в Абхазию, через которые горцы совершали набеги. Горцам начали помогать турки и англичане, доставлявшие морем оружие, боеприпасы и продовольствие. Тогда в действие активно вступил русский Черноморский флот. В устьях рек высаживались десанты и под прикрытием корабельной артиллерии строились укрепления. Семнадцать фортов на протяжении 500 км образовали Черноморскую береговую линию.

Эти укрепления еще больше настроили горцев против русских: гарнизонные начальники запрещали крестьянам пользоваться зимними пастбищами, расположенными на побережье, и общаться с приплывавшими купцами. Жившие в этих местах джигиты, убыхи, шапсуги и натухайцы блокировали эти форты так, что заготовка сена и дров, поездка за водой к роднику становились боевыми операциями с перестрелками или даже рукопашными схватками. Писатель и декабрист Александр Бестужев-Марлинский, служивший в Сухуми, Гагре и Пицунде, писал, что пули горцев с окрестных скал «бьют людей даже на койках», что солдаты часто, «говоря их языком, отыскивают в каше черкесские пули».

Нынешние курорты считались гиблыми местами, где свирепствовали малярия, тиф, цинга, порой даже чума.

В 40-е годы горцы достигли наибольших успехов в борьбе за независимость.

У Шамиля появился замечательный военный специалист из Египта - Гаджи-Юсуф. Он помог организовать постоянное войско, разбитое на десятки и сотни (как учили арабские книги о военном искусстве), помог вести переписку с турецким султаном , обеспечивавшим поддержку. Умелый кузнец Джебраиль Унцукульский научился отливать пушки, которые не разваливались при стрельбе. Русские войска совершали карательные экспедиции - с виду успешные, но совершенно бесполезные: горцы расходились и снова собирались для борьбы. На Черноморском побережье пали четыре русских укрепления.

С 1848 года борьбу закубанских горцев возглавил наиб Шамиля Мухаммед-Эмин. Он в течение трех лет подчинил себе племена абадзехов, натухайцев и шапсугов. В конце концов он стал самостоятельным правителем на Северо-Западном Кавказе, во время Крымской войны получил звание паши от турецкого султана, лично ввел переговоры о совместных действиях против России в ставке союзников в Варне. Иногда Мухаммед-Эмина ставили даже выше Джузеппе Гарибальди и Лайоша Кошута.

После Крымской войны наступил решающий этап боевых действий. Многие горцы стали отходить от Шамиля и Мухаммед-Эмина. Война все больше становилась не народным движением за свободу, а борьбой новой знати с русскими чиновниками за власть над простыми крестьянами.

Россия научилась воевать в условиях гор. Новый наместник - блистательный князь Александр Иванович Барятинский, близкий друг императора Александра II - разработал детальный план действий и начал воплощать его в жизнь с завидной энергией. Он отошел от практики карательных экспедиций и вернулся к начатой Ермоловым системе создания просек и крепостей, переселения казаков для освоения занятых районов и - главное - повел в отношении мирных горцев весьма доброжелательную политику.

В результате в 1859 году, через 3 года целенаправленного, хотя и медленного продвижения в глубь Чечни и Дагестана, Северо-Восточный Кавказ был покорен. Шамиль сдался в плен.

Настал черед Северо-Западного Кавказа. С востока, от основанного в 1857 году укрепления Майкоп, и с севера, от Новороссийска, медленно двинулись, прорубая просеки и основывая укрепления, русские войска. Флот блокировал попытки контрабандистов торговать оружием и припасами. 20 ноября 1859 года приняли присягу и покорились Мухаммед-Эмин и старейшины абадзехов (но не весь народ !). Барятинский за этот успех был первым произведен в фельдмаршалы.

Последнее активное сопротивление произошло в 1862 году. Многотысячные отряды горцев нападали где только могли на укрепления в течение всего лета и осени. Шли упорные схватки, голодающие горцы отступали все дальше: с равнин в предгорья, с предгорий в горы, с гор на Черноморское побережье... Капитуляция абхазов в урочище Кбаада 21 мая 1864 года считается датой официального окончания Кавказской войны.

Пушкин писал в заключительных строках «Кавказского пленника»:

Кавказа гордые сыны,

Сражались, гибли вы ужасно;

Но не спасла вас наша кровь,

Ни очарованные брони,

Ни горы, ни лихие кони,

Ни дикой вольности любовь!

Началось массовое переселение горцев, не желавших подчиняться русскому царю и не имевших уже сил сопротивляться ему. Однако отдельные очаги сопротивления русским властям сохранялись до 1884 года. Войну признали оконченной, но она никак не хотела кончаться.

Действующие лица Кавказской войны.

Алексей Ермолов.

2 июля 1825 года командир Отдельного кавказского корпуса и главноуправляющий Грузией генерал от инфантерии Алексей Петрович Ермолов получил в Тифлисе тревожное донесение о вспыхнувшем в Чечне мятеже.

Первые шаги мятежников были исключительно смелыми и даже дерзкими, и удача увенчала успехом их предприятие: чеченцам удалось захватить русскую крепость и уничтожить ее гарнизон. Казалось, что пророчества начинают сбываться и близится желанное освобождение от власти русских. Мятежники поверили в возможность победы, у них появились новые сторонники. 16 июля 1825 года генерал-майор Греков был убит, а генерал-лейтенант Лисаневич смертельно ранен. Изменилась ситуация в крае: на Кавказской линии не оказалось ни одного генерала, управление войсками было утрачено.

24 июля 1825 года, еще не оправившись после болезни, Ермолов покинул Тифлис. Он был вынужден надолго задержаться во Владикавказе. Болезнь едва не унесла его в могилу. Он не знал, что отправляется в последний поход в своей жизни...

Общество требовало назначения Ермолова главнокомандующим русской армией в будущей войне с Турцией. Об этом же мечтал и сам Ермолов. Чтобы вести активную политику на Востоке, надо было обеспечить спокойный тыл - покорить народы Кавказа. В руках Ермолова сконцентрировалась огромная власть - командира Отдельного корпуса и главноуправляющего Грузией, ему подчинялась Каспийская военная флотилия, Черноморское казачье войско, Астраханская и кавказская губернии. Кроме того он был назначен чрезвычайным и полномочным послом России в Персии.

Ермолов признавал за горскими народами одно право - право покориться власти императора. Он был сыном века Екатерины II и великолепно усвоил ее императорскую политику. Екатерина искренне хотела «возвысить эту (Российскую) империю на степень могущества выше всех остальных империй Азии и Европы.

Но все это было делом будущего. Не усмирив мятеж в Чечне, нельзя было продолжить завоевание Кавказа. Не покорив Кавказ, нельзя было удержать в пределах империи недавно присоединенную Грузию и ряд завоеванных областей Закавказья. От таланта, распорядительности, энергии и, наконец, от жестокости Ермолова при подавлении мятежа зависело очень многое: в эти месяцы определялись перспективы продвижения Российской империи на Восток. Оно еще могло быть замедлено, остановлено и даже повернуто вспять.

Достоверно известно, что в конце своего царствования Александр I серьезно думал о необходимости смещения Ермолова с поста командира Кавказского корпуса. Царь высоко ценил способности Ермолова, активно продвигал его по службе и давал важные назначения, но при этом немного побаивался.

Для Ермолова, как и для многих других людей той эпохи, война всегда была важнейшим средством самореализации, позволяя проявлять храбрость и незаурядный воинский талант.

Шли годы. Ермолов, приехавший на Кавказ сорокалетним богатырем, постепенно старел, стал жаловаться на здоровье.

Воцарение и укрепление на престоле Николая I означало для Ермолова конец политического бытия: новый царь не собирался считаться с огромной ермоловской популярностью. Пятидесятилетний генерал был уволен в отставку и более трех десятилетий провел в томительном бездействии.

И в наши дни личность Ермолова вызывает ожесточенные споры. В 1818 году по приказу Ермолова на реке Сунже была заложена крепость Грозная. Через 7-10 лет в городе Грозном Ермолову был установлен памятник, ликвидированный в 1927 году. В 1948-1950 годах , через несколько лет после насильственной депортации чеченцев, памятник был восстановлен, но на этом его история не закончилась: уже в наши дни памятник Ермолову после нескольких попыток его взорвать был демонтирован.

Имам Шамиль.

Шамиль в детстве избегал общества сверстников. Молчаливый, мечтательный и своенравный подросток вызывал неприязнь у молодых односельчан . у него был только один друг - Гази-Мухаммед, сын Исмаила (старше его на несколько лет). О нем даже Шамиль говорил: «Он молчалив, как камень». Друзья жили в аварском ауле Гимры через два дома друг от друга и были неразлучны. Гази-Мухаммед готовил себя к духовной службе, часами проводил за молитвами, а Шамиль, хотя и начал читать Коран в 6 лет, поначалу стремился к физическому совершенствованию.

Но упорное стремление Гази-Мухаммеда к духовному совершенству заставило и Шамиля заинтересоваться учебой. Постепенно религиозные представления Гази-Мухаммеда, а под его влиянием и Шамиля привели их к принятию особого мусульманского учения - мюридизма. «Христианский русский царь хочет владеть правоверными, как владеет своими мужиками, - рассуждали Гази-Мухаммед и Шамиль, - значит, нужно и с ним вести войну за свободу».

Прежде всего Шамиль занялся введением в горах мусульманского права. Он повелел смертью карать за обман, измену, разбой и грабеж, но также и за сопротивление мюриду, за не совершение пяти молитв в день, за не отчисления имущества в пользу бедных. Вместе с тем Шамиль ввел наказания за такие нарушения шариата (мусульманских законов), как музыка, танцы, курение трубки.

Год за годом Шамиль заменял неписаное право обычаев собственными законами, основанными на шариате. Среди важнейших его деяний - отмена крепостного права, противного мусульманской идее о равенстве всех людей. К 60-м годам из его законов можно было составить целый кодекс, а их справедливость вызывала доверие и уважение горцев. Шамиль был мудрым правителем и законодателем, вера которого заставляла воевать за справедливость. Он был и прекрасным полководцем. Все больше горцев присоединялись к нему, все меньше оставалось покорных своим ханам и русскому царю.

Когда Чечня была покорена, семья Шамиля и остатки верных наибов отступили в аул Гуниб, природную крепость. К тому времени у имама не осталось ничего «кроме оружия, которое было у него в руках, и лошади, на которой он сидел».

Тысячи русских штыков окружили последнее пристанище Шамиля. После долгих раздумий он согласился на переговоры с Барятинским. Умелый русский дипломат полковник Лазарев убеждал имама, что исход решающей битвы ясен, сопротивление приведет только к тысячам ненужных смертей, что князь Барятинский, отдавая дань уважения великому имаму, сохранит ему не только жизнь, но и возможность жить с семейством, будет ходатайствовать перед императором о разрешении уехать в Мекку.

26 августа 1859 года Шамиль решил прекратить борьбу. 24 года 11 месяцев и 7 дней сражался он за свои убеждения и идеалы, но в этот день он вышел на встречу князю Барятинскому из своей крепости. Шамиль обратился к нему с такими словами: «Я тридцать лет дрался за религию, но теперь народы мои изменили, а наибы разбежались, да и сам я утомился; я стар, мне 63 года. Не гляди на мою черную бороду - я сед. Поздравляю вас с владычеством над Дагестаном и от души желаю государю успеха в управлении горцами, для блага их.»

Шамиля отвезли в Петербург. Александр II принял Шамиля неожиданно дружелюбно и ласково, повелел определить ему содержание в 20 тысяч рублей ежегодно и поселил своего недавнего врага в Калуге. Там Шамиль, две его жены и их дети прожили до 1869 года, потом переехали в Киев. В марте 1870 года император наконец отпустил его в Мекку. Прожив 72 года, Шамиль вскоре после переезда в Медину - неудачно упал с лошади.

Александр Барятинский.

2 мая 1815 года в семье князя Ивана Барятинского и его жены, урожденной графини Келлер, родился сын Саша.

С 14 лет Саша воспитывается в Москве. 26 июня 1831 года его записывают в юнкера Кавалергардского полка. 6 августа того же года он прибывает в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, а в ноябре 1832 года туда поступает юнкер лейб-гусарского полка М.Ю. Лермонтов.

21 сентября 1835 года в авангарде Кабардинского полка Барятинский во главе сотни казаков участвовал в ожесточенной схватке с горцами на Черноморском побережье. Ружейная пуля пробила ему бок и застряла в кости. Несколько недель у палатки раненого стоял гроб, но молодой организм совладал с болезнью. Представленный к св. Георгию, Барятинский ордена не получил, но был произведен в поручики и награжден золотой саблей «За храбрость». Ему предоставили отпуск для лечения и зачислили в свиту великолепного князя Александра Николаевича.

Николай I хотел видеть в Барятинском друга своего сына. В начале 40-х годов Барятинский много путешествовал и вместе с цесаревичем, и в одиночку. Во Франции он встречался с Талейраном и Поццо ди Борго, в Англии - с Робертом Пилем и Пальмерстоном. Молодой и образованный офицер всюду получал прекрасные отзывы.

Александр Иванович стремился лучше понять обычаи народов Кавказа; его идея противопоставить Шамилю обычное право горцев оказалось очень плодотворной. Строгий в выполнении служебных обязанностей, князь умел быть снисходительным, когда дело касалось традиций и обычаев войск.

В 1856 году князь Барятинский становится главнокомандующим Отдельным кавказским корпусом.

Вскоре тяжелая болезнь заставила Александра Ивановича покинуть Кавказ, хотя формально он оставался главнокомандующим еще два года.

В 60-70-е годы Барятинский оказался явно не у дел. Его проекты отвергали, не читая, хотя там было много дельных мыслей.

Умер князь Барятинский всеми забытый, в Швейцарии, и только две газеты статьями его сослуживцев откликнулись на эту смерть, последовавшую 25 февраля 1879 года.

Шейх Мансур.

Имя Мансура день за днем обрастало легендами, да и сам он немало способствовал этому, разыгрывая на глазах изумленных зрителей падучие припадки, смерти и воскрешения из мертвых. Образ жизни и мыслей молодого человека казался горцам каким-то чудом. Они потянулись в Алды из самых отдаленных аулов. Бывшего пастуха стали называть «шейхом», и он не противился этому. Напротив, потребовал беспрекословного подчинения себе и добился этого. Остановиться он уже не мог и провозгласил себя имамом.

Учение Мансура, утрачивая постепенно чисто религиозный характер, вылилось в идеологию священной войны против неверных. В устах красноречивого имама Шамиля оно позднее оформится в систему.

Если не преувеличивал начальник Кавказского корпуса, горцы, объединенные Мансуром, могли выставить до 25 тысяч человек. Для такого же количества русских, рассредоточенных по всей Линии, эта сила представляла серьезную опасность. Ликвидировать ее Григорий Александрович Потемкин поручил энергичному и честолюбивому полковнику Юрию Николаевичу Пьерри.

Самоуверенный Пьерри слишком увлекся желанием отличиться и недооценил противника. Не дождавшись отряда бригадира Апраксина, посланного для поддержки, он один выступил против чеченцев.

Победа Мансура была полной. Он поразил русских и завоевал сердца чеченцев. И не только их. Поднялись кабардинцы. Его эмиссары отправились к осетинам и ингушам, стараясь склонить их на свою сторону, правда, успеха в том не имели. Собрав до десяти тысяч человек, он подошел к Кизляру. В ночь на 21 августа 1785 года юный полководец повел своих храбрых джигитов на штурм, но был встречен огнем из всех орудий ретраншемента. Пять раз горцы бросались на приступ и пять раз отступали. Понеся большие потери, они ушли и на следующий день оставили своего имама.

13 августа 1787 года Турция объявила войну России и через неделю отправила на Кубань из Суджука отряд из нескольких полков. После их прибытия Мансур намерен был перейти на правый берег реки и обрушиться всеми силами на русских.

4 октября в командование Кавказским корпусом вступил отважный генерал-аншеф П.А. Текелли-Порович. Он и возглавил преследование повстанцев.

В конце октября Мансур потерпел последнее поражение, от которого не сумел уже оправиться. С уцелевшими сторонниками он перешел через «вершины снежных гор», оставив в снегу обессиливших людей, преимущественно стариков и детей. Весной на пути его бегства было найдено множество трупов. Самозванный имам нашел приют в турецкой крепости Суджук-Кале, где и был пленен летом 1791 года.

Так кто же он, сын бедного чеченского крестьянина из аула Алды, обративший на себя внимание ученых-историков, в том числе и «заграничных»? Авантюрист? Самозванец? Герой? Такие вопросы могут вызвать раздражение у исследователей, которые обвиняют своих дореволюционных предшественников, называвших Мансура «обманщиком» и «лжепророком», в необъективности. Но ведь он же обманывал людей, обещая такое, что и Пугачеву не приснилось бы. И действительно не имел «качеств, необходимых для того, чтобы прослыть подлинным» избранником Магомета. В этом даже правительство Порты не сомневалось.

Так что с какой стороны ни смотри, а был бывший пастух авантюристом. И самозванцем, присвоившим себе титул имама.

Бесспорно, он был и героем, поднявшим на освободительную борьбу против России мусульманские народы и по праву вошедшим в историю. У горцев Северного Кавказа куда больше оснований гордиться своим Ушурмой-Учерманом-Мансуром, чем у русских -«самодержавным амператором» Емельяном Пугачевым.

Пророчество у горцев Северного Кавказа, как и самозванство у крестьян в России, - идеология борьбы: у первых - антиколониальной с классовой окраской, у вторых - антикрепостнической с оттенком национально-освободительной. Христианин Пугачев и магометанин Учерман - вожди одного уровня и времени, не затронутые идеалами гуманизма.

Николай Евдокимов.

В 1804 году в семье фейерверкера Ивана Евдокимова, женившегося на казачке Дарье Савельевой, появился первенец - Николай.

Родиной Николая Ивановича стала станица Наурская, но его детство проходит в укреплении Темнолесском, куда начальником артиллерии назначается его отец, произведенный в прапорщики.

В 16 лет будущий генерал поступает на правах вольноопределяющегося в Тенгинский пехотный полк и 3 года служит в солдатах. Здесь он получает возможность отличиться. Находясь в отряде генерала Селифантьева и исполняя обязанности писаря у казначея Тенгинского полка Николай Иванович совершает тяжкий проступок, за который ему грозит серьезное наказание. Прекрасно знавший язык и обычаи горцев, Николай переодевается в национальную и решает переждать «грозу» в горах. Здесь он случайно обнаруживает место сбора отряда черкесов и, вернувшись в отряд, докладывает генералу Селифантьеву. Тот в случае неудачи грозил усилить наказание. Но солдаты, скрытно проведенные Евдокимовым, разгромили горцев. Юноша не только был прощен, но и представлен к производству в офицеры.

Принимает участие в действиях против горцев Дагестана, отличается при подавлении восстания 1826 года в Кубинском ханстве. В 1831 году во время штурма крепости Бурной он получает ранение под левый глаз и получает прозвище «Трехглазый». В 1837 году за отличие в сражении «при Ашальтинском мосту» Евдокимова награждают орденом Владимира 4-й степени. 18 сентября 1837 года у Гимринского родника генерал с конвоем в 25 человек встречается с Шамилем, которого сопровождают 200 мюридов. Встреча едва не закончилась трагедией. После бесплодных переговоров Клюки фон Клугенау, прощаясь, протянул руку Шамилю, который, уважая генерала, сделал движение пожать ее. Этому воспротивился один из беков, закричавший, что имам не может так поступать по отношению к неверному. Вспыльчивый Клугенау замахнулся на обидчика костылем, бек выхватил кинжал. Положение спас Шамиль - одной рукой он перехватил костыль Клугенау, другой удержал бек. Не потерявший хладнокровия Евдокимов приказал солдатам опустить ружья и бросился на помощь Шамилю. Инцидент могший привести к гибели небольшого отряда русских, был улажен. В 1840 году капитан Евдокимов принимает участие в экспедиции в Чечню. Отлично проявивший себя, рекомендуется Клюки фон Клугенау на важный пост Койсубулинского пристава.

За рейд на Унцукуль Ник. Иванович был награжден орденом св. Георгия 4-й степени и произведен в подполковники. В 1844 году Евдокимов становится командиром Волжского казачьего полка и получает чин полковника. В 1846 году он принимает новосформированный Дагестанский полк. В следующем году в составе свободного отряда полк Евдокимова принимает участие в неудачном наступлении на аул Гергебиль. Но в повторной экспедиции к аулу полковник снова заставляет говорить о себе. 22 июня он возглавляет отряд в составе Апшеронского полка и решительным штурмом берет Кудухские высоты у Гергебиля. Затем 12 дней их удерживает. Этим он лишается защитников аула надежды на поддержку извне отрядом Муссы Белоканского. В ночь на 7 июля Гергебиль был взят. За участие в боях Евдокимов получил чин генерал-майора и орден св. Владимира 3-й степени.

В 1850 году ему доверяют командование 2-й бригадой 19-й пехотной дивизии, и как старший по чину он становится начальником правого фланга Кавказской линии, который протянулся на 400 верст от Усть- Лабинской вверх по Кубани до подножий Эльбруса. В ноябре 1855 года его назначают командиром 20-й дивизии и начальником левого фланга Кавказской линии. С прибытием на Кавказ князя Барятинского генерал Евдокимов становится опорой нового главнокомандующего в деле покорения Восточного Кавказа. Зимой 1856/57 года отряд Евдокимова начинает занимать плоскость Большой Чечни, воюя в основном лопатами и топорами. Попытки горцев навязать бой им игнорировались. Опытный воин, Евдокимов хорошо понимал, что планомерное движение под прикрытием дальнобойной артиллерии страшнее для горцев, чем эффектные, но кровопролитные бои.

К концу 1857 года после экспедиции на Аух Чеченский отряд Евдокимова открывает кратчайший путь сообщения с Дагестаном, прорубив просеки и укрепив дороги. Это дало возможность осуществить второй этап плана Барятинского-покорение всей Чечни.

Поражение Шамиля привело к тому, что значительная часть горцев Западного Кавказа, в первую очередь абадзехов, в 1859 году выразили готовность подчиниться Российской империи, но с неудовольствием воспринимали требования о переселении. В декабре 1860 года граф Евдокимов переводится на Западный Кавказ.

В сентябре 1861 года Александр II посетил Кавказ. Граф Евдокимов доложил ему план покорения Западного Кавказа за 5 лет. Царь попросил ускорить войну, так как Западная Европа может вмешаться раньше. Евдокимов обещал, но при этом отметил, что при более интенсивных действиях войска потеряют боеспособность. В знак одобрения деятельности Евдокимова Александр II пожаловал ему 7000 десятин земли в Кубанской области.

С осени 1861 года начинается беспощадное давление на горцев, в обозах войск движутся переселенцы. Евдокимов постоянно переезжает из отряда в отряд. К середине 1862 года все предгорья Западного Кавказа были очищены от горцев, аулы уничтожены.

Следует заметить, что методы и действия Евдокимова вызывают неодобрение и сильную оппозицию как среди подчиненных, так и начальников.

Горцы южных склонов Кавказа, видя свою неминуемую гибель, объединились с абадзехами и шапсугами, но попытка оказать сопротивление русским войскам была безуспешна. 14 февраля 1863 года новым наместником Кавказа был назначен великий князь Михаил Николаевич.

К 20-му февраля 1864 года отряд генерал-майора Геймана вышел к устью Туапсе. Шапсуги были покорены, при этом стерты с лица земли несколько сот аулов Южного побережья. Последними были разбиты к концу марта убыхи. Русские заняли Сочи. 21 мая 1864 года все отряды с севера перешли горы.

За покорение Западного Кавказа Евдокимов был награжден орденом св. Георгия 2-ой степени, званием генерала от инфантерии. Осенью 1864 года Евдокимов отправляется в Петербург, где удостаивается приема у императора. Ему предлагают должность командующего округом, но Евдокимов отказывается, понимая, что его кавказский опыт вряд ли поможет в новой должности. При выходе в отставку ему было пожаловано Александром II еще одно имение - в 7800 десятин. Начиная с 1865 года прославленный воин живет в основном на своем хуторе «Новый Ведено» под Железноводском.

Он умер у себя в имении 22 мая 1873 года. Свой графский титул Евдокимов передал (поскольку не имел детей) мужу племянницы - генералу Доливо - Добровольскому. Чтобы расплатиться с долгами, наследники продали другое его имение, у Анапы. Частично на эти деньги, частично на пожертвования жителей Пятигорска могилу Н.И. Евдокимова увенчал монумент, украшенный графским гербом с девизом: «С бою».

Наибы Шамиля.

Эски.

Часть Большой Чечни, прилегающая к Кумыкской плоскости, называлась Мичиковским наибством (по имени Мичика), которым управлял наиб Эски, человек храбрый и отважный, а поэтому бывший в большой милости у Шамиля. Участвовал в военных действиях и проявил себя как личность в основном в 50-х годах. Перешел на сторону царских войск в 1859 году.

Бата.

Еще мальчиком он был взят на воспитание бароном Розеном (братом главноуправляющего на Кавказе) в Россию. Бата служил в горском конвое в Варшаве; возвратившись на Кавказ, поступил на службу переводчиком к начальнику левого фланга. Повздорив с начальством, бежал к Шамилю, где, отличившись, был назначен наибом. Его строгость и большие поборы вооружили против него большую часть подчиненных. Интриги недоброжелателей способствовали тому, что Бата впал у Шамиля в немилость и лишился наибства. Осенью 1851 года он вместе со своим семейством вышел к царским войскам. Здесь, вновь отличившись, уже против войск Шамиля, он был назначен князем Барятинским наибом нового Качкалыкского округа, включившего в себя образовавшиеся чеченские аулы на Кумыкской плоскости.

Идиль.

Идиль был назначен Шамилем наибом за храбрость. Он управлял в основном землями близ столицы имама Ведено и поэтому иногда назывался Идилем Веденским. Оборонял Ведено в 1858 и 1859 годах, после сдачи которого перешел на сторону царских войск.

Талгик.

Человек очень умный, отчаянный храбрец, участник многих дерзких вооруженных нападений на противника, Талгик был верным соратником Шамиля. Недаром Шамиль женил своего старшего сына Джамалчддина, вернувшегося из России, на дочери Талгика.

Хаджияв.

Мюрид Хаджияв из аула Карата был наперсником сына Шамиля Кази- Мухаммеда и одним из самых близких к семье имама. Некоторое время он являлся казначеем имама. В годы жизни Шамиля в Калуге и Киеве Хаджияв находился рядом с ним после смерти имама вернулся в Дагестан, где поступил на царскую службу и стал наибом Ункратльского общества.

Дуба.

В одном из донесений генерал-адъютант Воронцов писал, что «наиб Дуба такое имеет влияние на народ, действуя страхом, что все наши миролюбивые меры остаются без желаемых последствий». А об отношении самого Шамиля к этому наибу можно судить по таким строкам из письма имама, обращенным к Дубе: «Я представляю тебе все права в своем вилайете. Поэтому делай в нем все то, что целесообразно и полезно для веры, не воздерживаясь и не ожидая».

Мухаммед-Эмин.

В качестве наиба Мухаммед-Эмин был отправлен Шамилем к закубанским горцам в 1848 году. До 1850 года Мухаммед-Эмин управлял только абадзехами, затем ему удалось покорить натухайцев, позднее ему присягнули шапсуги. К концу 1850 года большая часть горцев была расположена в пользу Мухаммед-Эмина. Находясь в Закубанье, Мухаммед-Эмин действовал вполне самостоятельно, сосредоточив в своих руках всю светскую и духовную власть. Во время Крымской войны союзники установили связь с наибом Шамиля, который в июле 1854 года по приглашению союзного командования выезжал во главе черкесских посланцев в ставку в г. Варну для переговоров о совместных действиях против России. В сентябре 1855 года турецкий главнокомандующий Омер-Паша установил тесный контакт с Мухаммед-Эмином, провозгласил его начальником всех горских ополчений Западного Кавказа и присвоил ему звание паши. После сдачи Шамиля положение Мухаммед-Эмина осложнилось. 20 ноября 1859 года в урочище Хомасты генерал Филипсон принял у Мухаммед-Эмина и старшин присягу на условиях сохранения местных порядков, свобода от податей и поставки рекрутов, оставления за абадзехами их земель и сословных привилегий. Мухаммед-Эмин встречался с Шамилем уже в Калуге, после чего эмигрировал в Турцию, где и умер.

Судьба романтика.

Много разных дорог изъездил на Кавказе Лермонтов. Краеведы подсчитали, что в общей сложности поэт провел в пути 365 суток - целый год! - И проехал за это время свыше 40 тысяч километров. Это в те-то времена - пешком и на лошади.

Во времена поэта кавказская кордонная линия насчитывала 31 пост, между которыми располагалось более 100 пикетов - сторожевых пунктов.

Чтобы добраться до Геленджика, Лермонтов должен был проехать почти всю прикубанскую степь - от Ставрополья до Тамани, где располагался опорный пункт линейного войска. Укрепление Прочный Окоп было основано в 1794 году в верховьях реки Кубани. Здесь разместилась штаб-квартира Кубанского казачьего войска и находилась артиллерийская бригада.

От Прочного Окопа до войскового города Екатеринодара, столицы кубанских казаков, больше 100 верст. Дорога идет правобережьем, через редкие степные станицы - Кавказскую, Тифлисскую, Усть-Лабинскую, Пашковскую... Места для молодого корнета неведомые. Он хорошо знал предгорья Кавказа.

Предполагают, что в Екатеринодаре он задержался довольно долго: 7-10 дней. Лермонтову все было интересно в этом городе, названном в честь царицы, даровавшей казакам эти земли и повелевшей охранять южные пределы государства Российского.

По войсковым правилам того времени, каждый офицер, делавший отставку в Екатеринодаре, должен был отмечаться у кошевого атамана. Тот обязательно представлял его городничему, который знакомил приезжего с распорядком и местными традициями.

Из Екатеринодара в Геленджик можно было попасть разными путями. Через Абинское и Ольгинское укрепления, через Анапу... Места эти слыли «горячими точками». В послужном списке Лермонтова за 1837 год значится, что он участвовал в перестрелке на реке Кунипсе и близ Абинского укрепления, в Гулабайском лесу, в Боголокской долине, у перевала Вородобуй - все это на левобережье Кубани или в предгорьях, на подступах к Геленджику. А в конце июня он в составе экспедиции капитана первого ранга Серебрякова участвует в захвате турецкого судна с оружием для горцев, которое было сожжено в устье реки Шапсухо (это уже Черноморское побережье между Туапсе и Геленджиком).

8 месяцев провел поручик Лермонтов в 1837 году в военных походах и разъездах по Кавказу. В Копыле (так называлось военное поселение примерно в 100 верстах от войсковой столицы) Лермонтов остановился на очередную ночевку. Не в поле, как обычно, а в казачьей хате. Отсюда путь Лермонтова лежал в Ольгинское укрепление, а потом на Тамань.

В конце прошлого века был предпринят розыск людей, которые встречались в Тамани с Лермонтовым. Удалось записать рассказ казачьего офицера, знавшего девицу, изображенную в повести. Интересны свидетельства местных жителей. Некоторые подробности выяснили потом с помощью архивных документов- послужных списков, метрических книг, купчих грамот и т. д. Во второй раз Лермонтов посетил Тамань в конце 1840 года.

Хата, в которой остановился Лермонтов в Тамани, долго стояла на морском берегу. Потом много раз перестраивалась. К сожалению, она не сохранилась до наших дней. И все-таки... Дом этот с пристройками можно видеть на берегу Таманского залива и сегодня.

Местные краеведы по страницам повести «Тамань», воспоминаниями друзей и знакомых поэта, рисункам самого Лермонтова сумели восстановить дом. Теперь в нем музей. Все как у Лермонтова: «Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель».

Вечная память.

Изучая историю войн нашего Отечества, мне кажется, что нелишне помнить, как дорого России доставался успех боевых кампаний в Кавказской войне. В дореволюционной России всегда на должной высоте находилось увековечение памяти павших на поле боя: это и возведение монументов, церквей, часовен на местах жарких битв, и памятники выдающимся защитникам России, и издание печатных трудов по истории отдельных частей и соединений, куда помещались синодики в память о погибших однополчанах.

Своеобразным памятником россиянам, погибшим в Кавказской войне 1801-1864 годов, стала книга «Сборник сведений о потерях Кавказских войск во время войн кавказско-горской, персидских, турецких и в Закаспийском крае 1801-1885», изданная в Тифлисе в 1901 году и ставшая библиографической редкостью.

Сборник был составлен сотрудниками военно-исторического отдела при штабе Кавказского военного округа под руководством А.Л. Гизетти и издан под редакцией известного знатока истории Кавказской войны генерал-майора Потто. Составители книги обработали огромное количество документов из кавказских военных архивов. Не выясненными остались имена лишь погибших офицеров Кавказского корпуса. Потери российской армии за 64 года войн на Кавказе составили:

убитыми: 804 офицера и 24 143 нижних чина;

ранеными: 3154 офицера и 61 971 нижний чин;

пленными: 92 офицера и 5915 нижних чина.

Я полагаю, что нельзя не вспомнить и о погибших при набегах горцев на населенные пункты Кавказской линии, Лезгинской кордонной линии, укрепления Черноморского побережья Кавказа мирных жителях, занимавшихся хозяйственным освоением новых земель империи, обеспечением войск. При этом в отдельных случаях потери гражданского населения значительно превышали потери среди военных. Так, при набеге Кази-Муллы на город Кизляр 1 ноября 1831 года среди военнослужащих было убито 23 и ранено 9 человек, тогда как среди гражданского населения погибли 103 и получили ранения 29 человек.

Исходя из цифр, я сделала вывод, что нападения совершались как правило, тогда, когда рядом не было регулярных войск , отсутствовала должная вооруженная защита мирного населения, и отличались жестокостью, борьбой «на уничтожение» - иначе как объяснить, что соотношение между убитыми и ранеными в этих случаях было, скорее противоположным, обычному военному. Всего же потери среди мирного населения на Кавказе с Российской стороны составили до 2000 убитыми и ранеными.

Таким образом, можно предположить, что за время Кавказских войн безвозвратные потери военнослужащих и мирного населения Российской империи, понесенные в результате боевых действий, болезни, гибели в плену, достигают не менее 77 тысяч человек.

Основными видами боевых действий кавказских войск были: взятие укрепленных пунктов неприятеля (практически каждый горный аул представлял собой труднодоступную крепость в силу места расположения и особенностей «архитектурного стиля»), отражение нападений горцев на российские форты, походы (различались «набеги» и «экспедиции») в глубь территории противника, овладение мостами и переправами, борьба за коммуникации, жизненно важные для войск в условиях горно-лесистого театра военных действий, а также бесчисленные мелкие стычки с небольшими «партиями» черкесов. Боевыми столкновениями сопровождались даже строительные работы и заготовка дров.

Значительное количество потерь объяснялось почти непрерывным ходом боевых действий, крайне сложными условиями Кавказского театра военных действий, отдельными серьезными просчетами командования. Горцы обладали определенными преимуществами, поскольку воевали «у себя дома». Кроме того сопротивлялись они ожесточенно.

С 1801 по 1830 год боевые потери российской армии на Кавказе не превышали нескольких сот человек в год и были связаны преимущественно с отражением отдельных набегов и вооруженных выступлений горцев. Ситуация резко изменилась к началу 30-х годов 19 века.

В период боевых действий с Кази-Муллой возросли и потери в кавказских российский войсках: 1364 человека убитыми и раненными в 1830 году, 2768 - в 1831 году, 1897 - в 1832 году. Затем, до 1839 года, когда закончилось перемирие с горцами (1837-1839), наблюдается временный спад потерь.

К началу 40-х годов имаму Шамилю, ученику Кази-Муллы, удалось взять под контроль большую часть Чечни и Дагестана. То, что Шамиль временно овладел инициативой, поставило в затруднительное положение отдельные гарнизоны и части Кавказского корпуса. В августе 1843 года 10-ти тысячный отряд горцев осадил аул Унцукуль с российским гарнизоном в 140 штыков при 3 орудиях. На выручку осажденным поспешил свободный отряд подполковника Веселицкого и Мингрельского егерского полка. Однако силы были явно не равны, и отряд Веселицкого был полностью истреблен, потеряв убитыми 11 офицеров и 477 солдат (в плен попал лишь 1 человек).

Меньше боевых потерь было в 1853-1856 годах, когда основные силы русской армии были сосредоточены на Крымской войне. С 1856 года главнокомандующий Кавказской армией и наместник на Кавказе генерал А. Барятинский развернул с 3-х сторон концентрическое наступление на Чечню и Дагестан.

Рост боевого опыта, тактические усовершенствования, перевооружение на нарезное оружие позволили добиться существенного снижения потерь в войсках. Подступы к хорошо укрепленному аулу Ведено обороняли шесть редутов с гарнизоном в 500-600 в каждом. Применив артогонь, войска Барятинского сломили сопротивление противника и смелым маневром захватили Ведено. Участь Шамиля была предрешена. Борьба за овладение Ведено с 1 января по 1 апреля 1859 года обошлась Кавказской армии всего в 36 убитых, причем непосредственно при штурме погибли 2 человека. 25 августа 1859 года в ауле Гуниб сдался в плен сам Шамиль со своими мюридами. 21 мая 1864 года российские войска заняли последний очаг сопротивления - урочище Кбаада. Этот день считается днем окончания Кавказской войны.

Самая неизвестная?

Центр новой социологии и изучения практической политики «Феникс» провел опрос, целью которого было составить представление об информативности студентов и интеллигентов- гуманитариев относительно Кавказской войны. Из числа опрашиваемых были исключены историки, т.к. предполагалось, что они, как профессионалы, должны иметь более или менее четкое представление о Кавказской войне. Респонденты были разбиты на 2 большие группы: на молодежь (в основном студенты и аспиранты) и на гуманитарную интеллигенцию старше 35 лет (в основном преподаватели). Всего планировалось опросить 500 респондентов, но было опрошено всего лишь 200 студентов и молодых аспирантов.

Основным результатом обследования можно считать то, что опрос выявил, мягко говоря, очень низкий уровень знаний о Кавказской войне. Уже на первый вопрос «С какого по какой год длилась Кавказская война?» точно не смог ответить не один респондент. Причем чрезвычайно велико было число тех, кто вообще не мог ответить на этот вопрос (у молодежи - 72 %, старше 35 лет - 61 %). Остальные в основном ответили: «XIX век» без дальнейших уточнений (6 % ответили «XVIII-XIX века»). Лишь незначительное число опрашиваемых - преимущественно филологов - указали 20-30-е годы, 20-40-е или 20-60-е годы XIX века, опираясь как нетрудно понять из анализа анкет, на свои знания биографий русских писателей - участников Кавказской войны.

Не лучше оказались и ответы на вопрос «На какой территории проходили боевые действия?» 28 % молодежи и 2 % респондентов старше 35 лет вообще не смогли сказать, где проходила Кавказская война! 45 % в первой группе и 28 % во второй рискнули предположить, Кавказская война шла на Кавказе. Соответственно 12 % и 51 % указали Северный Кавказ. Буквально считанные единицы смогли дальше детализировать свой ответ. В основном эти респонденты ответили: «Чечня» или «Чечня и Дагестан» (3 % у молодежи, т. е. 6 человек, и 5,5 % старше 35 лет, т. е. 11 человек). Лишь несколько человек из второй группы оказались в состоянии достаточно точно очертить территорию боевых действий в Кавказской войне. Все они оказались старше 55 лет, мужчинами, преподавателями.

На вопрос «Какие стороны были вовлечены в конфликт?» целых 25 % молодежи и 6 % старше 35 лет не смогли ответить вообще. 22 % в первой группе и 8 % во второй сочли воюющей стороной неких анонимных «кавказцев», а 71 % и 91 % - Россию, соответственно 24 % и 77 % -«горцев»(«горцев-мусульман»), 12 % и 38 % - Турцию, 4 % и 8 % - Персию (Иран), 3 % и 8 % - Англию. Менее 3 % от общего числа респондентов указали другие стороны, вовлеченные в конфликт (в их числе Франция, Болгария, Румыния, Грузия, Армения, Азербайджан, Австро-Венгрия, а также «большевики» и «мировой империализм»).

На вопрос о результатах войны не смогли ответить 30 % молодежи и 4 % респондентов старше 35 лет. Соответственно 50 % в первой группе и 86 % во второй уверенно сказали, что результатом войны было присоединение к России (завоевание, колонизация) Кавказа.

На вопрос об исторических лицах, участвовавших в боевых действиях, не смогли ответить вообще 32 % молодежи и 12 % респондентов старше 35 лет. Лишь 24 % в первой группе и целых 68 % во второй назвали Шамиля, соответственно 12 % и 62 % - А.П. Ермолова. Дальше -статистический «провал». Лишь 3 % и 6 % смогли назвать Гази-Мухаммеда, 0 % и 2 % - И.С. Паскевича, 0,5 % и 3 % - Н.Н. Муравьева. Свыше 5 % в первой группе и около 12 % во второй (преимущественно филологи и журналисты) включили в число исторических лиц писателей: Лермонтова (5,5 % и 12 % ), Льва Толстого (6 % и 12,5 %), Бестужева-Марлинского (5 % и 11,5 %), Грибоедова (6 % и 1,5 %). Две студентки назвали Печорина, пологая его, видимо, лицом историческим.

Интересно, что никем не был назван Хаджи-Мурат, сочтенный, видимо, плодом литературного вымысла А.Н. Толстого. На вопрос о характере Кавказской войны затруднились ответить в первой группе 48 % и во второй 32 % респондентов. Соответственно 12 % и 28 % сочли войну справедливой со стороны горцев (защита своей независимости), 6,5 % и 16 %, напротив, - справедливой со стороны России (защита южных рубежей, защита от турецкой агрессии, помощь христианским народам в Закавказье, цивилизаторская миссия России на Кавказе). 20,5 % и 32 % охарактеризовали войну как колониальную со стороны России, а 12 % и 3,5 % выразили мнение, что Кавказская война для всех сторон носила характер несправедливый, захватнический, корыстный. Причем 8,5 % респондентов - молодежи специально подчеркнули, что справедливых войн вообще не бывает. Кроме того, 6 % в первой группе и 24,5 во второй охарактеризовали Кавказскую войну как религиозную. Таким образом, в выборке оказались представлены все основные точки зрения на Кавказскую войну, известные из литературы.

На вопрос «Сказываются ли последствия этой войны сегодня и если да, то как?» не смогли ответвить 28 % респондентов из первой группы и 8 % из второй. Соответственно 2 % и 0,5 % ответили «не сказываются», а 18 % и 12,5 % сочли, что сказываются, хотя и не смогли сказать как. Это отражает, безусловно, воспринятое еще в школе и перешедшее на уровне массового сознания убеждение, что ничто в истории не проходит бесследно. Остальные респонденты смогли назвать значительное число сегодняшних последствий Кавказской войны, которые образовали 5 групп: Россия вынуждена сегодня решать запутанные национально -территориально - религиозные проблемы на Кавказе (8 % и 26,5 %); к русским на Кавказе и в Закавказье относятся неприязненно или с ненавистью (12 % и 32,5 %); на Кавказе возобновилась война (16,5 % и 40,5 %); на Кавказе возникли проблемы с казачеством (8,5 % и 12,5 %); «лица кавказской национальности» не считаются официально в России иностранцами, «заполнили Россию» и вносят весомый вклад в рост преступности (26,5 % и 8 %).

Просто в тупик поставили многих респондентов вопрос «Отразилась ли кавказская война на культурном развитии России и если да, то как?». 40 % молодежи и 27,5 % респондентов старше 35 лет не смогли ответить на этот вопрос. Соответственно 5 % и 2 % сочли, что «не отразилась», а 16 % и 11,5 % ответили, что отразилась, но не смогли конкретизировать как. Объяснение здесь аналогично объяснению соответствующих ответов на предыдущий вопрос. Но и те кто смог что-то сказать о влиянии Кавказской войны на культурное развитие России, оказались в состоянии назвать лишь незначительное число последствий отражение Кавказской войны в русской литературе (в творчестве Пушкина, Лермонтова, Л. Толстого и др.) - 21 % и 41,5 % воздействие на костюм («черкеска») и образ жизни казачества - 8,5 % и 21,5 % воздействие на музыку («лезгинка») - 3 % и 18 %. И это - все.

Наконец, надо сказать еще об одной категории респондентов. Несмотря на то, что в тексте опроса дважды ясно говорилось о Кавказской войне, 18 % молодежи и 8 % респондентов старше 35 лет перепутали ее с другими войнами - в основном с Крымской, реже - с какой-либо из русско-турецких или с другими. Соответственно они давали более или менее верные ответы о времени, месте, исторических персонажах, последствиях и т.д. этих войн. Таким образом последствиями Кавказской войны становились освобождение Болгарии от османского ига, реформа 1861 года и т.д. Один респондент (студент-юрист, 22 года) дал просто блестящие и полные ответы на все вопросы, но, к сожалению, счел, что Кавказская война - это боевые действия на Кавказском фронте в ходе первой мировой войны.

В какой-то степени скудные знания о Кавказской войне разъясняют ответы на вопрос «Интересовала ли Вас когда-либо эта тема». Лишь 4 % респондентов старше 35 лет ответили «да», а среди молодежи таких не было вовсе!

Суммируя результаты опроса, можно сделать два основных вывода во-первых уровень у гуманитариев историков прогрессивно падает с уменьшением их возраста, а у студентов , получивших школьное образование в основном уже после начала «перестройки», просто стремится к нулю. У молодежи также, чем дальше, тем больше наблюдается сближение уровня исторических знаний по признаку пола. Отчасти, конечно, такие результаты можно объяснить тем, что у респондентов старше 35 лет было больше времени и возможностей для накопления знаний, но узкая специфика темы дает возможность также заподозрить наличие прогрессирующего упадка в области преподавания истории в стране.

Второй вывод несмотря на свою исключительную длительность, Кавказская война оказалась одной из наименее известных войн, которые вела Россия. Общий уровень знаний о ней чрезвычайно низок даже у гуманитариев. Вообще тот факт, что в среднем 38 % молодежи и 21 % лиц старше 35 лет не могли ничего рассказать об этой войне, а еще у 18 % и 8 % она замещена в сознании другими войнами (Крымской и т.д.), позволяет характеризовать Кавказскую войну как самую неизвестную войну. Это особенно печально и тревожно, учитывая острую политическую и военную ситуацию на Кавказе сегодня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Записки А.П. Ермолова 1798 - 1826. М., 1991.

    Фадеев А. В. Россия и Кавказ в первой трети XIX века. М., 1961.

    Эйдельман Н. Я. «Быть может, за хребтом Кавказа...»М., 1991.

    Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе Т. VI. СПб., 1888 г.

    Потто В. А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Т. II. СПб., 1885 г.

    Алексей Петрович Ермолов. Материалы для его биографии. М., 1864 г.

    Ермолов А. П. Письма. Махачкала, 1926 г.

    Сборник сведений о потерях Кавказских войск со время войн кавказско-горской, персидских, турецких и в Закаспийском крае. Тифлис, 1901 г.