Из истории благотворительности и меценатства в Ярославском крае

Из истории благотворительности и меценатства в Ярославском крае

В.Б. Успенский, М.В. Мазаева, П.А. Шиханов

Существует множество определений благотворительности. В XI X в. под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи бедным и нищим. Сегодня она трактуется как некоммерческая деятельность, направленная на оказание поддержки нуждающимся. С глубокой древности наши соотечественники считали благотворительность необходимым условием личного нравственного здоровья, средством спасения души, возможностью бескорыстно помочь людям, преумножить славу Родины.

В истории благотворительности можно условно выделить следующие периоды развития: I этап (IXXVII вв.) период простейших ее видов: дать милостыню, накормить нищего, приютить сироту, дать ночлег страннику, призреть ближнего, оказать помощь пострадавшему; II этап (конец XVII в. до реформы 1861 г.) -зарождение государственного призрения в форме учреждений (богадельни, приюты, странноприимные дома и др.), а также учебно-воспитательных заведений; III этап (вторая половина XIX начало XX вв.) новый подход к разработке и реализации социальной политики государства. Учреждаются благотворительные общества и благотворительные заведения. Все формы призрения становятся общественным делом; IV этап социальная защита населения в советский и постсоветский периоды истории России.

Проследим, как эти периоды реализовались на нашей Ярославской земле.

Исторически достоверных фактов о первом этапе нам обнаружить не удалось.

Единственное, что можно утверждать, это то, что большое количество православных храмов в Ярославле и нашем регионе открывали возможность для церковной благотворительности. В Ярославской области в XVII в. действовало множество меценатов, обычно вкладывавших деньги в строительство храмов. На средства Г.Л. Никитникова была возведена церковь Троицы в Никитниках, Н. Светешникова церковь Николы Надеина, братьев В.И. и И.И. Скрипиных церковь Ильи Пророка.

Систематическая деятельность в области общественного призрения населения в России началась с 1775 года, когда Екатерина II создала специальные государственные органы для управления этой отраслью губернские Приказы общественного призрения. Сформированная в основном в конце XVIII века, система эта благополучно просуществовала почти 100 лет.

По мере того, как обнаруживалась несостоятельность борьбы с бедностью и другими формами нужды при посредстве одних казенных учреждений, и в правительстве, и в обществе зрела мысль о необходимости участия в социальной помощи нуждавшимся людям со стороны самого общества.

Среди приказов первого губернатора Ярославского края А.П. Мельгунова, зарегистрированных старой воеводской канцелярией, есть такой: «доставить сведения о богадельнях, нищих, детяхсиротах, о количестве школ в Ярославле». Результаты, тогда полученные, совершенно потрясли губернатора: в городе действовала единственная (Леонтьевская) школа, где могли учиться все дети, кроме крестьянских. При Спасском монастыре функционировали семинария для детей духовенства и училище для дворянских отпрысков.

Несколько благополучнее было с богадельнями: в 22 губернских убежищах и приютах призревались тогда 198 мужчин и 413 женщин. В самом Ярославле существовали две фабричные богадельни с 211 обитателями из «голытьбы» и несколько частных, где находились на попечении около 20 человек. Дети-сироты жили «в людях», работая у «достаточных хозяев» няньками и «мальчиками на побегушках».

Дом помощи, или Дом призрения ближнего, как назвали тогда новое для города учреждение, стал детищем всего состоятельного Ярославля. Купец Иван Кучумов завещал пятую часть своего имущества на строительство Дома. Этот «вечный капитал» составил 20322 р.; за полтора года строительства не было ни одного простоя: на него давали деньги дворяне Урусовы, Салтыковы, Волконские и Мусины-Пушкины, купцы Затрапезновы и Сорокины (всех трудно перечислить). Только первых вкладчиков было более полутора сотен! Новостройку постоянно поддерживали. За месяц перед сдачей здание просушивали и обживали простые мастеровые плотники, маляры.

Знаменательно, что летом 1786 года в Доме открылась двухклассная школа. В первом классе учились вместе 8 мальчиков и 19 девочек, во втором 10 мальчиков и 2 девочки. Школа быстро пополнялась детьми. Осенью там же появилось общедоступное главное народное училище. Оно выполняло двойную функцию: там могли продолжать учебу воспитанники, окончившие двухклассную школу, и обеспечивались началами образования городские дети. К концу 1786 года, согласно отчетам совета управителей, в Ярославском Доме призрения ближнего воспитывались уже 80 детей 56 мальчиков и 24 девочки.

Среди ярких примеров меценатства можно привести финансирование П.Г.

Демидовым (правнуком Никиты Демидова) создания первого высшего учебного заведения. 6 июля 1803 года Александром I было подписано прошение Демидова на высочайшее имя об открытии в Ярославле высших наук училища (известного впоследствии как Демидовский лицей). Меценат выделил на содержание училища 100000 рублей золотом (положено в банк под проценты) и 3578 душ крепостных крестьян, проживавших в Угличской и Романовской вотчинах, подати с которых также расходовались на поддержку учебного заведения.

Немалый вклад в развитие Ярославской благотворительности внес В.А. Кокорев, избранный в звание Почетного чина Ярославского губернского попечительства 27 февраля 1850 года. С 1846 года он организовал несколько приютов для детей и престарелых. Содержание приютов было дорогим удовольствием: например, 60 воспитанников в год обходились попечителям в 1042, 2 рубля серебром, но Кокореву удавалось находить немало богатых людей, желавших пожертвовать свои сбережения на благотворительность.

Однако не только жители нашего древнего края вкладывали деньги в Ярославскую благотворительность. Почетный гражданин Санкт-Петербурга 2-й гильдии Пивоваров обратился 14 августа 1850 года в Угличскую думу с предложением учредить Богодьяческий дом для престарелых граждан и заведение для воспитания малолетних сирот. Его предложение поддержали и простые угличане, собравшие 310 рублей на создание этого приюта. Под это учреждение господин Пивоваров купил один из самых больших и красивых домов в Угличе и внес в угличскую казну 2000 рублей. Так началась история одного из крупнейших благотворительных учреждений в Ярославском крае Николаевского детского приюта, в котором воспитанники получали неплохое образование и различные профессиональные навыки. 12 февраля 1860 года при этом приюте была открыта ночлежка для круглых сирот и девиц, постоянно живущих там и занимающихся, сверх классов, еще и рукоделием.

Благотворительная деятельность в Ярославской области достигла своего пика во второй половине XIX в. и активно развивалась в трех направлениях: призрение ближнего, образование и медицина. На протяжении данного периода в городе фактически была создана довольно обширная и разветвленная сеть самых различных благотворительных обществ и заведений, направленных на призрение и обучение детей-сирот и детей из бедных семей, призрение одиноких стариков и больных, неспособных к труду, не имеющих крыши над головой, оказание поддержки бедным многодетным семьям и бесплатной медицинской помощи горожанам. За период с 1860 по 1890 г. количество благотворительных обществ и заведений в городе возросло с 14 до 36.

В направлении призрения ближнего в области действовали следующие благотворительные организации: – Странноприимная палата Грязевых при Ярославском Доме призрения ближнего, учрежденная в 1820 г. по завещанию вдовы майора Грязева; – Александровская богадельня, где содержались престарелые ремесленники за счет ремесленного общества; – Богадельня губернского земства, в которой содержались женщины и мужчины, мальчики и девочки на проценты с капитала общественного призрения и пожертвований частных лиц; – Леонтьевская богадельня для содержания мужчин и женщин за счет городского общества; – Пастуховская богадельня, в которой содержались женщины и мужчины за счет почетных граждан Пастуховых; – Андроновская богадельня для старообрядцев, где содержались мужчины и женщины за счет благотворителей, в частности, за счет купца-старообрядца А.В. Кузнецова; – Богадельня Благотворительного общества в доме почетной гражданки Вахромеевой, где содержались женщины.

Появляется сеть благотворительных учреждений, ставящих своей целью помощь всем нуждающимся. Одним из таких учреждений было основанное в 1861 г. Ярославское общество вспомоществования бедным. В 1886 г. произошло его слияние с другой благотворительной организацией Комитетом призрения неимущих. Большая часть средств на поддержку этой организации поступала от торгово-промышленной буржуазии.

Главными жертвователями были «Товарищество ЯБМ», торговый дом «Я. и С. Лопатины», торговый дом «Никиты Понизовкина сыновья», купцы Сорокины и купчиха Кузнецова. Организация содержала приют и учебные заведения для детей, занималась призрением неимущих. В целом она являлась крупнейшей из обществ, помогавших обнищавшему населению.

Ярославские благотворители заботились и о ярославцах, проживавших в других городах. В 1897 г. состоялось открытие Ярославского благотворительного общества в Санкт-Петербурге. Целью общества была объявлена помощь нуждавшимся ярославцам, жившим в городе Петра. В состав общества входили купцы, интеллигенция, духовенство; существовало оно на членские взносы и пожертвования частных лиц.

Следует отметить, что земские учреждения вели важную работу по профилактике обнищания населения. С этой целью были созданы благотворительные капиталы, средства которых направлялись на поддержку переселенцев, ремонт и постройку квартир и домов. Благотворительные капиталы создавались для уплаты налогов недоимщиков, дабы предупредить их разорение. Выплачивались пенсии земским служащим (что было особенно важно для сельских учителей), также в случае смерти служащего оказывалась материальная помощь его семье и детям.

Кроме того, как описывается в архивных документах, городская управа осуществляла выдачу единовременных пособий к различным праздникам (Рождество, Пасха). Нередко для сбора денег использовались традиционные кружечные сборы.

В сельских районах Ярославской губернии престарелые, дряхлые, увечные, не могущие приобретать себе пропитание трудом призревались родственниками. В случае, если последних не было, призрение шло за счет крестьянской общины. Сельскому начальству в лице старост и волостных старшин предписывались ст. 698 и 699 Устава общественного призрения осуществлять надзор за заведениями подобного типа, если таковые были, а также за тем, чтобы отдельные члены сельских обществ не занимались «прошением милостыни» по своей лености.

В практике крестьянского призрения преобладали различные виды общественной помощи. Очень распространено было поочередное кормление людей по домам. Сельские сходы обеспечивали неимущим выдачу хлебных пособий из сельских магазинов. Наряду с этим существовали денежные пособия, хотя и незначительные (от 2 до 5 рублей). К сожалению, таких заведений помощи людям на территории губернии было все же недостаточно, так как на них отпускались довольно небольшие финансовые средства, к тому же дряхлые и бедные старики, судя по сохранившимся документам, предпочитали побираться.

Благотворительная деятельность в сфере образования в Ярославской области также была очень развита. Во второй половине XIX в. здесь действовали следующие благотворительные учебновоспитательные заведения.

Уже упоминавшийся Ярославский Дом призрения ближнего, в котором воспитывались мальчики и девочки. Мальчики обучались в губернской гимназии, городском и приходском училищах, а девочки в самом заведении по всем предметам, которые были приняты в женских гимназиях. Принимались на воспитание дети всех сословий. Дети тех, кто мог себе позволить оплатить обучение, принимались во всякое время по мере выбытия воспитанников и воспитанниц, обучавшихся платно. По сведениям 1888 г., в Доме призрения содержались 254 ребенка, из них 117 обучались бесплатно. Успешные ученики на средства Дома учились в Санкт-Петербурге.

Ярославский Ольгинский приют, открытый в 1846 г. в купленном купцом А.И. Труновым трехэтажном доме. В приюте содержались и воспитывались девочки и мальчики за счет его собственных капиталов и пожертвований частных лиц.

Ярославский Николаевский приют, основанный в 1858 г. для содержания внебрачных детей и подкидышей обоих полов на пожертвования купца А.Ю. Топленинова.

Исправительный приют для малолетних преступников, открытый в 1878 г. при содействии купца И.А. Друженкова.

К началу XX в. в Ярославской губернии действовали 25 детских приютов, в которых призревались 700 детей. Девочек там обычно обучали рукоделию, мальчиков различным ремеслам. Так, благотворительное общество «Христианская помощь» в селе Великом, основанное в 1892 г., содержало приют на 50 детей и 6 мастерских, в которых они могли работать: иконописную, чулочную, швейную, портняжную, столярную и сапожную. Большую часть средств (около 50000 рублей в год) общество получало по духовному завещанию А.А. Локалова.

Общественная благотворительность не обделила своим вниманием учащихся и студентов. В 1871 г. было создано Попечительство о недостаточных студентах Демидовского юридического лицея. В 1873 г. учреждается Ярославское общество вспомоществования учащимся недостаточного состояния, целью которого являлась помощь ученикам всех образовательных учреждений города. Развивалось такое явление, как учреждение именных стипендий: стипендии имени Левшина, фонд стипендий А.А. Локалова. Известны также случаи, когда городская управа вносила плату за обучение ярославцев в мужских и женских гимназиях.

Многие учебные заведения строились на средства купечества. Например, деньги на строительство второго высшего городского училища дал купец Н.М.

Градусов. Многие «специальные» учебные заведения, предназначенные для подготовки к определенной профессии, также создавались и финансировались на средства частных лиц. Из них можно назвать следующие: – Шубино-Вахтинскую сельскохозяйственную школу, в которой преподавались сельское хозяйство, производство молочных продуктов, столярное и кузнечное ремесла; – школу садоводства и огородничества в селе Александрин; – торговую школу в Ярославле, основными предметами в которой были бухгалтерия, коммерческая арифметика и товароведение; – низшее механико-техническое училище имени М.Е. Комарова с ремесленной школой в Рыбинске: – такое же училище имени Н.П. Пастухова в Ярославле; – ремесленное училище со слесарным, столярным и токарным отделениями в Романово-Борисоглебске.

В Мологе существовала единственная в губернии гимнастическая школа, устроенная на средства местного купца Подосенова. Школа эта служила целям физического развития и помещалась в специальном манеже. Там на сцене давались концерты и спектакли, причем зрительный зал был рассчитан на 800 человек.

Во второй половине XIX в. на средства купечества и общественных организаций в Ярославле строились бесплатные библиотеки, читальни. Общедоступные библиотеки для рабочих действовали при ЯБМ, Норской фабрике и фабрике Зотова. В 1883 г. была основана Ярославская городская читальня, а в 1903 г. при участии купца Н.К. Андронова была открыта бесплатная библиотека имени А.П. Чехова.

Большой вклад в развитие образования Ярославского края внес купец А.Л. Кекин. В 1885 году Алексей Леонтьевич написал необычное завещание. После своей смерти он передавал «в собственность городскому обществу Ростова Ярославской губернии все свое движимое и недвижимое имущество и денежный капитал…». Часть распоряжений, прописанных в завещании, Кекин успел выполнить при жизни, провел водопровод, снабжавший Ростов водой из Которосли, участвовал в финансировании работ по ремонту Ростовского Кремля, за свой счет восстановил церковь Иоанна Богослова, но основную цель своей жизни открыть в Ростове университет осуществить не успел. После смерти его средствами распорядились иначе. В Ростове открыли не вуз, а мужскую классическую гимназию. Своих первых учеников это учебное заведение приняло в 1910 году.

Гимназия получила имя своего основателя: «Ростовская мужская гимназия имени Алексея Леонтьевича Кекина». Значительную роль в области образования в губернии играли земства, основной задачей которых было формирование единой общедоступной школы. Иногда земствами финансировалось создание специальных учебных заведений, например, фельдшерской школы в Ярославле. Также в качестве неотложной задачи рассматривалось расширение зданий уже существующих учебных заведений и увеличение в них учительского персонала.

Важное место в работе земств занимало оказание материальной помощи учителям и учащимся. В первом случае это выражалось в создании особого пенсионного земского фонда, выдаче доплат к жалованию и организации ссудных операций, в другом первоочередное внимание уделялось учреждению земских стипендий. Особыми направлениями в работе земских учреждений губернии являлась помощь в организации школьных библиотек, музеев, экскурсий.

В результате благодаря усилиям купечества и общественных организаций во второй половине XIX в. Ярославская губерния по уровню образования находилась на самых передовых позициях.

В сфере здравоохранения также была заметной благотворительность ярославского купечества. В дореформенный период в городе была всего одна больница на 200 коек. В 1861 г. по инициативе А.И. Трунова в Ярославле была открыта лечебница для приходящих больных с родильным отделением. Это была вторая лечебница в России (после Максимилиановской лечебницы в Санкт-Петербурге), где больные и роженицы могли получить бесплатную помощь. За 30 лет (с 1861 по 1891 гг.) лечебницей воспользовались около 170 тыс. человек, а финансировали ее крупнейшие ярославские купцы И.А. Соболевский, Н.П. Пастухов, П.И. Кузнецов и др.

Известные ярославские предприниматели Вахрамеев, Оловяшников, Сорокин открыли больницы при своих промышленных предприятиях. Активное участие принимало купечество Ярославля в деятельности местного Общества попечения о раненых и больных военных, особенно во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Большую роль в системе оказания бесплатной медицинской помощи также играли земства. Во второй половине XIX в. в Ярославле не только лечение, но и лекарства предоставлялись бесплатно всем желающим. Ярославская губерния была одна из первых, где уже в 90-х гг. земские больницы не брали плату за свои услуги, причем оплата была отменена для всех пациентов, обращавшихся в эти больницы. Лечебница общества врачей также оказывала безвозмездную медицинскую помощь и давала лекарства. С 1863 г. земские аптеки отпускали медикаменты даром.

Также в губернии проводилась бесплатная вакцинация населения. Все расходы брали на себя земства, частные лица и общества.

В то же время в Ярославле осуществлялась борьба с народным пьянством.

Это было связано с введением к 1894 г. государственной монополии на производство спиртных напитков. В каждой губернии было организовано Попечительство о народной трезвости (ПОНТ).

Под руководством Ярославского ПОНТ в 1901 г. было проведено 76 театральных представлений, 72 народных гуляния и 7 концертов с целью просвещения народа в этой области.

На этой волне в Ярославле возникает первая в России Артель трудовой помощи для спившихся волжских работников. Финансировалась она на средства общественных организаций и частных лиц. Содержался дом на 50 человек, в котором алкоголики находились не менее 3 месяцев, выполняя при этом различного рода работу. Деньги, заработанные во время пребывания в Артели, хранились в артельной кассе и при выписке выдавались на руки. В результате многие из бывших алкоголиков встали на ноги и стали вести новый образ жизни. Итак, в Ярославской губернии благотворительность осуществлялась в основном за счет общественных организаций и купечества.

Местная торгово-промышленная буржуазия финансировала практически все благотворительные заведения, принадлежавшие центральным и городским властям и земству. Финансовая поддержка обычно осуществлялась в форме крупных целевых пожертвований на открытие новых благотворительных обществ и заведений, основание именных стипендий либо в форме мелких систематических пожертвований, членских взносов без четкого целевого назначения.

Благотворительная деятельность ярославского купечества способствовала частичному снижению социальной напряженности в губернии и имела большой положительный резонанс в обществе. Земства как представители общественной благотворительности также внесли свой вклад. В то же время они играли роль «связующего звена» между частной и общественной благотворительностью и государством.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа