Присоеденение Восточной Армении к России

ПРИСОЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНОЙ АРМЕНИИ К РОССИИ


План:

1. Армения в начале XIX века


2. Освобождение Восточной Армении от ханского ига


3. Восточная Армения в составе Российской империи

1. Армения в начале XIX века

На рубеже XVIII—XIX веков, как и на протяжении предыдущих трех столетий, Армения была разделена между  двумя военно-феодальными государствами Ближнего и Среднего Востока—султанской Турцией и шахским Ираном (Персией).
Восточная Армения находилась под господством Ирана. В этой части Армении и в соседнем Азербайджане существовали персидские полунезависимые ханства—Ереванское, Нахичеванское, Карабахское, Гянджинское, Бакинское и другие; ,в Грузии в конце XVIII в. имелись два царства (Картли-Кахетинское, Имеретинское) и ряд подвластных Турции феодальных княжеств (Абхазское, Гурийское, Мегрельское и др.).
Центральная и большая часть Восточной Армении входила в состав Ереванского ханства, которое, как сравнительно более крупное и пограничное, называлось также сардарством (наместничеством). Ереванское ханство делилось на 15 магалов—районов), в числе которых—Зангибасар, Ведибасар, Сурмалу, Сардарапат, Талин, Апаран, Дарачичак, Гекча. Наиболее крупными городами и селами считались Ереван, Зчмиадзин, Сардарапат, Аштарак, Карби и Баш-Апаран.
Во главе ханства стоял назначаемый шахом хан (сардар), власть которого была неограниченной; все дела вершились им самолично. Магалами управляли мирболуки, назначаемые из числа беков и других представителей «высшего» сословия, а деревнями—сельские начальники, называемые кехва, или кетхуда. Для управления делами ханства содержались многочисленные чиновники: главный мирза (ведал хозяйственными делами), хазнадар (казначей), муасилбек (в основном исполнял приказы хана), калабек (начальник крепостей), серафюлбек (управлял военными делами) и другие.
Западная Армения находилась под турецким игом. Она, как и вся Османская империя, в административном отношении делилась на пашалыки. В этой части Армении имелись Баязетскнй, Ванский, Мушский, Диарбекирский, Карсский, Эрзерумский (Карийский), Сивазский (Себастийский) пашалыки, которые, в свою очередь, делились на санджаки (уезды). Пашалыками управляли назначаемые султаном паши, санджаками—санджакбеки.
Пашалыки были замкнутыми и полунезависимыми феодальными княжествами. Они зачастую не подчинялись султанскому правительству, которое с трудом сдерживало эти центробежные силы.
В Армении, как и в Турции и Персии, господствовали феодальные отношения. Основной производительный класс— крестьянство и другие слои трудящихся подвергались жестокой эксплуатации и угнетению со стороны ханов, беков, пашей, деребеев, медиков, церковников и прочих представителей господствующего класса.
Экономическая эксплуатация трудящихся масс осуществлялась преимущественно взиманием налогов. Крестьяне платили до сорока видов тяжелых налогов, в том числе за землю, воду, леса, пастбища, даже за употребление соли, за получение права на женитьбу и т. д. Каждый мужчина выплачивал подушную, семья—подымную подать. У крестьянина отбиралась большая часть его дохода. Многочисленные налоги выплачивали также ремесленники и торговцы. С крестьян налоги взимались в основном натурой, с ремесленников и торговцев—деньгами.
Сбор   налогов   производился   насильственно.   В   Ереванском ханстве налоги собирали специальные чиновники хана, которые  назывались  саркярами.   Великий   армянский   писатель  и  просветитель Хачатур Абовян вспоминал:   «В  нашу деревню  (Канакер) ежегодно летом приезжал саркиар..., он проживал в деревне месяца три или четыре. Ему на это время  отводилось  лучшее  помещение  в деревне,   он  требовал самой  заботливой  прислуги  и  хорошего  корма    для  своих служителей и лошадей: ему ежедневно носили в дом лучшие припасы, кур, яйца, масло и проч... Деревенский служитель каждый день ходил из дома в дом, чтобы выпросить или вытребовать все нужное. С ним обыкновенно шел слуга саркиара с кнутом для подстрекания или наказания его в случае медлительности. Он бил и гнал его перед собою, осыпая бесчисленными ругательствами... Когда хозяин дома не тотчас выдавал  все  затребованное,  человек этот  с  зверскою  яростью врывался в дом, ломал все, беспощадно бил всех, без различия возраста и пола. И это слуга,—можно судить по нему, что был и господин».
Более жестокие насилия совершались в Западной Армении. Здесь право взимания налогов зачастую отдавалось на откуп различным торговцам и ростовщикам. Пользуясь сво-
ими широкими правами, они безжалостно грабили крестьян. Эти откупщики были подлинной напастью для народа.
Социально-классовая эксплуатация народных масс, однако, не ограничивалась взиманием налогов и податей. Крестьяне несли также барщинную повинность: сооружали крепости, дома, склады и дороги, обрабатывали земли господ и т. д. Нередко вся сельская община со своими орудиями труда работала в поместьях ханов, пашей и других властителей. Во многих провинциях Западной Армении и на некоторых церковных землях крестьяне фактически были закрепощены. Вследствие неслыханной эксплуатации народ жил в крайней нищете.
Тяжелым было и правовое положение народа. Он подвергался национальному и религиозному гнету. Жестокий режим ханов и пашей попирал все гражданские и политические права армян, которых называли «райа», т. е. бесправный, низший слой. Армянин, будучи христианином не являлся равноправным гражданином. Его свидетельство в суде не признавалось, он не имел права седлать коня, носить оружие, он должен был уступать дорогу мусульманину, отличаться от него своей одеждой и т. д. За свою национальную принадлежность и вероисповедание армяне выплачивали специальные налоги, главный из которых назывался харадж. Для гаремов шаха, султана, ханов и беков насильственно отбирались женщины и девушки. Власти, феодалы и духовенство всячески разжигали национальное неравенство. Тяжесть национально-религиозного гнета ложилась прежде всего на плечи трудящихся. О бесправном положении армянского крестьянина X. Абовян писал: «Девушек утаскивали, мальчиков уводили..., часто и голову отрезали, жгли, замучивали. Ни дом армянину не принадлежал, ни скот, ни все добро...».
Положение еще более ухудшалось в результате того, что в Восточной и особенно в Западной Армении почти постоянно господствовало безвластие. Многие паши, ханы, деребеи и беки вели кровопролитные войны то между собой, то против центральной власти. Разорительные набеги совершали кочевые племена и разбойничьи банды. В ходе этих войн и набегов опустошалась страна, вырезалось и угонялось в плен население. Народ жил в постоянной тревоге, отсутствовали необходимые условия для мирного труда. Европейский путешественник, посетивший в 1805 г. Западную Армению, о положении в Баязетском пашалыке писал: «Эта страна подвержена опустошительным набегам. Напрасно земледелец высеивает там семена—урожай отнимают еще не созревшим. Чтобы избавиться от бесчинства разбойников и гнета господствующих в области пашей, крестьянин вынужден бросить поле, уйти со своей семьей и скотом. В этой несчастной стране не существует ни родины, ни  безопасности, ни покоя».
Экономическая жизнь страны была очень отсталой. Население занималось в основном сельским хозяйством, которое велось примитивным образом. В земледелии применялись соха, серпы, молотильные доски и другие простые орудия труда. Обширные земельные пространства не обрабатывались. Периодически повторялись неурожаи и сопутствующий им голод. В горных и предгорных районах занимались скотоводством.
Большая часть населения проживала в селах, которые находились в жалком состоянии. О селах Восточной Армении того времени очевидец, царский чиновник-статистик Ив. Шопен писал: «Ямы, покрытые землею, расположенные без всякого порядка и разделенные между собою смрадными кучами   навоза  или  лужами   не  менее  смрадными;  дорожки,, извивающиеся то около, то через крышу этих ям, заменяющих дома,—вот общий вид селений...  Внутренность жилищ соответствует наружному их виду; лучшая комната  приемная—конюшня, сюда ведут почетнейших гостей вместе с рогатым   скотом   и  лошадьми;   впрочем,  отделение это  имеет зимой свою выгоду, потому что в конюшнях теплее, нежели в  прочих  саклях,   открытых  навстречу  всем   ветрам.   Сами жители и семейства их живут в особых отделениях, где разложенный посреди пола огонь производит дым, наполняющий всю комнату до выхода из отверстия в потолке, служащего в. одно время и трубою, и окном. Здесь с детьми воспитываются телята, барашки и цыплята, а по углам, на насестах,, куры и крикливые петухи, составляют ночью весьма неприятное соседство».
Наиболее  крупными  городами Армении  в  этот период были Ереван, Каре, Эрзерум и 'Ван. Без промышленности, с малочисленным населением они сохраняли свой средневековый неприглядный облик. О Ереване, например, тот же Ив;, Шопен писал: «Вид его однообразен и наводит уныние. Как во всех почти азиатских городах, так и здесь улицы узки, и   • изгибы  их так кривы,  что  они  примыкают  одна  к другой почти без прямых углов. Эти улицы образуются двумя рядами низеньких, безобразных стен, слепленных некоторые из несожженного кирпича или из голыша, но чаще—просто из грязи.  Весьма некрасивые стены  эти  изредка  прерываются низенькими дверцами домов, всегда тщательно запертых. В середине главных улиц протекает ручей,  из  которого  вода распределяется  по  садам   боковыми  водопроводами.    Вода эта, подмывая дорогу и стены, образует опасные ямы,  обращающиеся  летом  в  смрадные  топи ;   зимою  водопроводы замерзают, вода выступает, наводняет улицы, и местами, образуя высокие ледники, иногда вовсе преграждает сообщение».
Распространенными ремеслами были плотничество, столярное, ткацкое, кузнечное, гончарное, скорняжное, оружейное дело, ювелирное ремесло и т. д. Но все они находились в весьма отсталом состоянии. Господствовал ручной труд, недоставало станков и инструментов, вследствие чего, несмотря на затрату больших усилий, продукция была низкокачественной и незначительной по объему.
Ремесленники объединялись в цеха, которые в Восточной Армении назывались амкарствами (амкарутюн), а в Западной Армении—эснафствами (эснафутюн). Объединявшие ремесленников по профессиям, они были замкнутыми и до некоторой степени самостоятельными организациями: сами решали свои хозяйственные дела, споры и прочие вопросы внутреннего порядка, созывали собрания, сходки и устраивали празднества. Цеха ремесленников имели свои знамена, гербы, обладали денежными средствами для оказания помощи своим членам. Во главе цеха стоял один из наиболее искусных мастеров—устабаши (глава мастеров).
Торговля в стране не получила широкого развития, хотя в некоторых городах происходил оживленный товарообмен, чему способствовали проходящие через Армению транзитные торговые пути. Так, один из них, связывающий Константинополь с Тавризом, проходил через Себастию, Эрзерум и Баязет; другой путь связывал Тбилиси с Эрзерумом через Караклис и Гюмри. Ереван был связан с Тбилиси, Тавризом и Эрзерумом, Ван—с Тавризом и Эрзерумом.
В начале XIX века значительная часть армянского народа жила за пределами своей родины—в соседних и далеких странах. Невыносимые условия, существовавшие в Армении на протяжении веков, опустошения и погромы, чинимые иноземными захватчиками, вынуждали многих покинуть родину и переселиться в другие края. В начале XIX столетия армянские поселения имелись в Москве, Тбилиси, на Северном Кавказе (Новый Нахичеван, Моздок, Кизляр), в Астрахани, Крыму, Константинополе, Смирне, в Индии, Иране, Египте, Болгарии и других городах и странах.
Многие армянские колонии не порвали связей с родиной. Находясь в сравнительно более благоприятных политических и экономических условиях, они принимали заметное участие в развитии культурной, общественной и политической жизни своего народа. С этой точки зрения особенно отличались армянские поселения Москвы, Тбилиси, Нового Нахичевана, Константинополя.
Армянская община Москвы состояла в основном из торговцев, среди которых особенно выделялась семья Лазаревых; она накопила значительное богатство, а некоторые ее представители занимали при царском дворе высокие посты. Поселение не было многочисленным, но оно сыграло значительную роль в развитии культурной и политической жизни-армянского народа.
Армянское население в Грузии составляло большую массу. Оно занималось преимущественно ремеслами и торговлей. Армянская колония Тбилиси, образовавшаяся в древние времена, также сыграла крупную роль в развитии армянской культуры XIX века.
Город Новый Нахичеван (близ Ростова-на-Дону), в котором жили переселившиеся из Крыма армяне, был основан-в 1779 г. В окрестностях Нахичевана образовалось пять армянских селений. Община Нового Нахичевана в своих внутренних делах была самостоятельна. Она, например, имела свой суд, который решал споры горожан, культурно-просветительные и другие вопросы внутри общины.
Число армянского населения Константинополя в начале XIX века составило около 200 тысяч. Армяне переселялись сюда преимущественно из Западной Армении. В Константинополе находилась резиденция патриарха западных армян;. В XIX в. город стал крупным центром западноармянской интеллигенции.
В   начале XIX в.   армянский  народ,   подвергавшийся  в родной стране жестокому угнетению, не мог своими силами, без помощи извне, свергнуть варварское господство ханов и пашей. Он нуждался в помощи, а в создавшихся исторических условиях ее можно было получить от России. Царское правительство, руководствуясь собственными экономическими и политическими интересами, предпринимало в этот период; практические шаги, чтобы присоединить Закавказье к России. Народы Закавказья в свою очередь стремились с помощью русских войск свергнуть тяжкий гнет ханов и пашей. Таким образом их освободительные стремления совпадали с внешней политикой России. Русская ориентация стала общенародной. Деятели армянского освободительного движения этого периода,   подобно   своим   предшественникам—Исраэлу   Ори, Иосифу Эмину и др., установили связь с русским    двором, желая ускорить вступление русских войск в Закавказье. В свою  очередь царское  правительство  вошло   в  сношения  с армянскими  политическими  деятелями,  чтобы  использовать их для осуществления своих целей.
В начале XIX века широкую деятельность развернул, в частности, видный церковный и политический деятель, архиепископ Нерсес Аштаракеци (1770—1857). Будучи горячим стороником русской ориентации, он приложил много усилий для освобождения Армении от тяжелого гнета ханов и беков и ее присоединения к России.
 

2.Освобождение Восточной Армении от ханского ига

В 1801 г. специальным манифестом российского императора Александра I Восточная Грузия была присоединена к России (присоединение Западной Грузии произошло в 1803— 1810 гг.). Этим историческим актом в состав России был включен также ряд северных районов Армении (Лори-Памбакский и Шамшадинский), граничащих с Грузией.
Царское правительство одновременно предприняло новые шаги для присоединения к России и других частей Закавказья—Азербайджана и Восточной Армении. Однако решить эту задачу было труднее, так как персидский двор и властвовавшие в Восточной Армении и Азербайджане ханы готовились с оружием в руках защищать свое господство. Положение осложнялось тем, что Англия и Франция всячески покровительствовали персидским ханам и турецким пашам.
В 1804 г. началась русско-персидская война, которая с некоторыми перерывами продолжалась до 1813 г. Русская армия с помощью местного населения нанесла персидским войскам тяжелые удары. В январе 1804 г. она под командованием генерала Цицианова заняла город Гянджу (ныне Кировабад).
Год спустя, в 1805 г., русский отряд под командованием полковника Несветаева, отбросив войска ереванского ханаг занял часть Восточной Армении—область Ширак. Таким образом, левобережье реки Арпачай (Ахурян) также вошло в состав России. В том же году в результате мирных переговоров русское подданство приняли ханы Карабаха, Шаки и Ширвана. В 1806 г. новому правителю Кавказа генералу Гудовичу удалось присоединить к России Дербентское,, Бакинское и Кубинское ханства.
Решающие сражения произошли в октябре 1812 г. на берегу реки Араке, на Асландузской равнине, расположенной в 70-и километрах к юго-востоку от города Шуши. Отряд, генерала Котляревского нанес тяжелое поражение войскам наследника персидского престола Аббаса-Мирзы. Два месяца спустя Котляревский после кровопролитных боев занял крепость Ленкорань и присоединил к России Талышское ханство. Как известно, в этот же период героический русский народ наголову разбил вторгшуюся в Россию полумиллионную армию Наполеона Бонапарта. Эта блестящая победа русского народа произвела сильное впечатление во всех странах, в том числе в Иране. Правительство шаха предложило мир. 12 (24) октября 1813 г. в селе Гюлистан (в Карабахе) был заключен мирный договор, по которому Дагестан, Восточная Грузия, Гянджинское, Карабахское, Шекинское, Ширванское, Бакинское, Кубинское, Талышское и Дербентское ханства, а также ряд районов Восточной Армении (Ширак, Лори, Шамшадин, Зангезур) были окончательно признаны владениями Российской империи. По Гюлистанскому договору только Россия имела право держать флот на Каспийском море. Договор одновременно урегулировал торговые отношения между двумя странами и т. д.
Во время .русоко-персидокой войны 1804—1813 гг. русские войска дважды пытались овладеть Ереванским ханством. Первая попытка была предпринята в июне 1804 г. Небольшой отряд, насчитывавший около 4500 человек, под командованием генерала Цицианова двинулся через Гюмри и Аштарак на Ереван. Одержав несколько побед над персидскими войсками у Эчмиадзина и в окрестностях Еревана, отряд занял предместье города и в начале июля блокировал крепость.
Ереванская крепость была расположена на южной окраине города—на высоком и скалистом берегу реки Раздан (Зангу). По описанию современников, с трех сторон ее окружала двойная стена.  Внутренняя  стена,  сооруженная  из кирпича и камня, была довольно высокой и толстой и имела 17 башен. На расстоянии 32—40 метров от нее находилась внешняя, более низкая и тонкая стена, сооруженная из глины и камня. Вокруг крепости были вырыты широкие и глубокие рвы, часть которых заполнялась водой. Крепость имела 60 пушек и 2 мортиры, гарнизон состоял из нескольких тысяч солдат.
Осада Еревана длилась со 2 июля до 2 сентября. Цицианов предпринял несколько штурмов, но они не увенчались успехом. Распространившаяся среди солдат болезнь, острая «схватка продовольствия и в особенности боеприпасов создали серьезные трудности для русских войск. Цицианов снял осаду крепости и возвратился в Грузию.
Вторая попытка овладеть Ереваном имела место осенью 1808 г., когда русский отряд под командованием генерал-фельдмаршала Гудовича двинулся к городу и в начале ок-тября занял его предместье. Ереванская крепость была блокирована. 17 ноября Гудович предпринял сильный штурм, но, несмотря на героические усилия солдат, не добился успеха. Трудности снабжения войск и надвигавшаяся зима вынудили его в конце ноября оставить крепость и отступить.
Ереван был взят русскими войсками позднее—во время русско-персидской войны 
1826—1828 гг.
Спустя 13 лет после заключения Гюлистанского мирного договора Иран, подстрекаемый Англией, начал новую войну против России. В середине июля 1826 г. войска ереванского хана внезапно вторглись в северные районы Восточной Армении, а главная персидская армия под командованием Аббаса-Мирзы—в Карабах.
Для немногочисленных русских войск, расквартированных по разным местам Закавказья, создалось тяжелое положение. Противник вначале добился успеха. Полчища ереванского хана, сломив героическое сопротивление русских солдат и местного крестьянства, захватили провинции Ширак и Памбак. Войска Аббаса-Мирзы осадили крепость Шуши, где вместе с армянскими добровольцами укрепился небольшой русский гарнизон. Превосходящие силы противника заняли Гянджу (Елизаветполь). Опьяненный успехами Аббас-Мирза готовился к походу на Тбилиси.
Однако вскоре все изменилось. Получив подкрепления, войска Отдельного кавказского корпуса перешли в контрнаступление. 3 сентября 1826 г. русский отряд под командованием генерала Мадатова наголову разбил у Шамхора авангард персидской армии. Десять дней спустя, 13 сентября, у Гянджи потерпели тяжелое п^ражение и обратились в бегство главные силы противника. Аббас-Мирза был вынужден перейти Араке и отступить к Тавризу.
В сентябре 1826 г. от персидских войск были очищены также северные провинции Армении. Эта операция проводилась под руководством прославленного партизана Отечественной войны 1812 г., известного поэта Дениса Давыдова. В начале сентября он был назначен командиром русской части, действовавшей против войска ереванского хана. 21 сентября, 'при селении Мирак генерал Давыдов нанес поражение противнику и на следующий день вступил в пределы Ереванского ханства. Однако он прекратил продвижение своей части и возвратился в Джалал-оглы (ныне Степана-ван), так как поход на Ереван откладывался до весны следующего, 1827 года.
В марте 1827 г. вместо видного военачальника генерала А. П. Ермолова командиром Отдельного кавказского корпуса был назначен генерал И. Ф. Паскевич. Скоро возобновились военные действия. В начале апреля авангард русской армик двинулся к Еревану и 13 числа, не встретив сопротивления, занял Эчмиадзин. В начале июня главные силы русских войск под командованием генерала Паскевича также вступили на Араратскую равнину. 26 июня капитулировал хан Нахичевана, 7 июля русские войска заняли крепость Абба-сабад.
Вследствие сильной летней жары русские войска временно прекратили военные действия и отошли на отдых в горы Арагац и Карабаба. Только 17 августа у села Ошакан .произошло ожесточенное сражение между трехтысячным отрядом генерала Красовского и в десять раз его превосходящими войсками Аббас-Мирзы. Русские солдаты и находившиеся в их рядах армянские и грузинские добровольцы, проявляя исключительную отвагу, отбили бешенные атаки врага, прорвали кольцо окружения, дошли до Эчмиадзина и спасли монастырь от грабежа и разорения, а его малочисленный гарнизон, духовенство, местных жителей и сотни больных солдат—от истребления.
В сентябре возобновились активные военные действия. Паскевич принял решение занять Сардарапат, а затем Ереван.
Крепость Сардарапат соорудил сардар Еревана Гусейн-хан в 1815—1817 гг. под руководством французских инженеров. Она имела квадратную форму, двойную высокую стену, прочные башни и ворота; ее гарнизон насчитывал более 2 тысяч человек.
Осада Сардарапата началась 14 сентября. 18 числа заговорили все орудия. Через два дня при помощи армянского населения русские заняли крепость. Были захвачены 13 пушек, большие запасы хлеба и другие трофеи. Многочисленные армянские и грузинские пленные, заточенные ханом в крепость, были освобождены.
После этой победы русские войска двинулись на Ереван, оборону которого взял на себя бежавший из Сардарапата Гасан-хан (брат ереванского сардара). В Ереванскую крепость по приказу хана были насильно согнаны тысячи человек, преимущественно армяне—жители города и окрестных сел. Нерсес Аштаракеци, постоянно находившийся в русской армии, установил связь с ними и всячески старался содействовать победе русского оружия.
Ереванская крепость, осада которой началась 24 сентября, подверглась сильной бомбардировке. 28-го числа открыли огонь 14 тяжелых осадных орудий, а всю ночь на 30 сеятября стреляли 40 орудий, вследствие чего много домов и других строений было разрушено.Хачатур Абовян писал об этих днях: «Ереванскую крепость обволакивал дым. И огонь с неба, и снаряды пушечные падали на голову несчастных жителей. Пять дней и пять ночей ущелья и горы гремели, грохотали. Казалось, вновь сыплются сера и огонь Содома и Гоморры. Ереванская крепость тлела, как пересохший фитиль  потрещит какой-нибудь час, потом снова угаснет, померкнет,— очень уж много пушечных ядер попало ей в голову и в сердце, вымотало ей душу».,
Утром   1   октября один  из русских   отрядов   захватил восточную башню крепости, а другой, взломав северные ворота, вступил в крепость. Гарнизон, насчитывавший три тысячи сарбазов (солдат), капитулировал. Были взяты в плен Гасаи-хан и многие высокопоставленные чиновники, захвачены до 100 пушек и прочие военные трофеи. Так, 1 октября 1827 г. над Ереванской крепостью взвилось русское знамя.
Победоносные русские войска ереванцы встречали с большой радостью и искренней благодарностью. X. Абовян отмечал: «Солдаты стали входить в крепость, а в тысяче мест, в тысяче окон люди не в силах были рот открыть,— так душили их слезы. Но у кого было в груди сердце, тот ясно видел, что эти руки, эти застывшие, окаменевшие, устремленные на небо глаза говорят без слов, что и разрушение ада не имело бы для грешников той цены, как взятие Ереванской крепости для армян... С тех пор как Армения потеряла свою славу, ... не, видели они такого дня, не испытывали подобной радости.
Радость была всеобщей. Ликовали не только жители Еревана, но и население всей Армении, армяне Кавказа, России и даже армянских колоний в дальних странах-. Узнав об освобождении Еревана и Восточной Армении, армяне Индии, например, в своих письмах и посланиях на имя Нерсеса Аштаракеци писали: «Армянский народ, обитающий в разных городах Индии, совершенно восхищен, что древняя отчизна их—Араратская страна... находится в пределах России». В другом письме из Мадраса в 1829 г. писали: «...разными путями и чрез архиепископа Нерсеса получены, наконец, после продолжительного ожидания, благоприятные известия о присоединении древней Армении к России и о том, что армянской нации оказывается высочайшее покровительство. Мадрасские армяне, принимая живейшее участие в соотчичах своих, из Персии в Армянскую область переселившихся, восхищены этим событием. Некоторые из них обещают сделать пожертвование в пользу армянских училищ и библиотек, существующих в пределах России, другие желают сами переехать на жительство в Россию. Большие торговые дома решительно помышляют об устройстве и окончании своих дел в Индии, дабы прийти в возможность и удалиться оттуда, и потом водвориться в своей отчизне. Хотя агенты Великобритании и рассеивают разные слухи, дабы поколебать армян в их намерениях и дабы более привлечь их в свои пространные индийские владения, но средства сии могут токмо смущать временно, ибо будущее прочное благоустройство Армянской области привлечет армян к водворению в ней.
Весть о взятии Еревана русскими войсками глубоко тронула и обрадовала видного армянского писателя Месропа Тагиадяна, который, обращаясь к ереванцам, писал из Индни: «Поздравляю вас с тем, что .наша сладостная страна освободилась от тяжкого персидского ига... Мои дорогие сограждане, такого счастья, которое выпало на вашу долю, не переживали наши предки даже во время царствования Аршакидов»
После взятия Еревана русские войска добились новых успехов. Преследуя противника, они 13 октября заняли Тавриз, затем провинции Хеш и Салмаст, а зимой—города Марагу, Ардебил и Урмию.
Персидский шах предложил перемирие, которое было принято царским правительством. 10 (22) февраля 1828 г. в деревне Туркменчай, расположенной на пути из Тавриза в Тегеран, был заключен мирный договор.
По Туркменчайскому договору Восточная Армения была окончательно присоединена к России. Иран отказался от притязаний на Закавказье. Шах в числе прочего обязался выплатить контрибуцию.
Русско-персидская война 1826—1828 гг., благодаря которой освободилась Восточная Армения, независимо от политики и субъективных целей царского правительства, имела для армянского народа освободительный характер.
Едва кончилась русско-персидская война, как вспыхнула   русско-турецкая   (1828—1829  гг.),  которая  велась  на  двух фронтах—Балканском   и   Кавказском.   Боевые  действия   на Кавказском фронте в основном происходили в Западной Армении и Грузии.
Главные силы русской Кавказской армии под командованием генерала Паскевича 14 июня 1828 г., форсировав реку Арпачай (Ахурян) у деревни Гюмри (ныне гор. Ленинакан), вступили в пределы Карсского пашалыка. 19 июня русские части нанесли тяжелый удар по турецкой коннице, а затем осадили Карсскую крепость, в которой закрепился карсский паша со своим войском.
Карсская крепость была одной из первоклассных для своего времени. Она имела форму неправильного многоугольника, была окружена двойной высокой стеной, выложенной из крупных необработанных камней, башни которой были приспособлены для дальнобойного обстрела. Внутри крепости, в ее северо-восточном углу, на скалах была расположена цитадель, где находились жилые дома и другие строения, а также военные склады. Один из подземных ходов крепости, имевший 300 ступеней, вел к реке Каре.
Осада Карса длилась три дня. 23 июня, после продолжительной бомбардировки и упорных боев, русские войска овладели крепостью. Они захватили 151 орудие и 33 знамени.
Число пленных достигало 1350, среди них был и сам паша Махмед-Эмин со своим штабом.
В боях за Карс большую помощь русским войскам оказали армяне—жители города. Они поставляли войскам продовольствие и помогали им всеми доступными средствами.
Очистив Карсский пашалык от турецких войск, армия Паскевича в июле заняла Ахалкалак, а 15 августа, после сильной бомбардировки и штурма—Ахалцих.
Отряд русских войск, находившийся под командованием генерала Чавчавадзе, 28 августа занял Баязет, а 12 сентября—Алашкерт. В эти же дни армянский добровольческий отряд, действовавший в составе русских войск, освободил Диадин. Таким образом, был занят и Баязетский пашалык. Военные действия с новой силой возобновились весной 1829 года. После ряда сражений русская армия 27 июня заняла Эрзерум, а в июле—Байбурт и Хнус.
В дни взятия Эрзерума в армию Паскевича прибыл великий русский поэт А. С. Пушкин. Пробыв несколько дней в действующих частях, он встретился со своими друзьями, в том числе с сосланными на Кавказ декабристами, был очевидцем военных действий, побывал в городе Эрзеруме, а затем дорогой Каре—Гюмри—Тбилиси возвратился в Россию. Эту свою поездку Пушкин описал в известном произведении «Путешествие в Арзрум»
Весной и летом 1829 г. турецкие войска потерпели тяжелые поражения и на главном театре военных действий—на Балканах. В июне русские войска заняли известную кре-лость Силистрию, а в начале августа город Адрианополь, где 2 сентября и был заключен мирный договор.
По Адрианопольскому договору к России отошли на Балканах устье Дуная, а на Кавказе—Анапа, Поти, Ахалцих и Ахалкалак. Но согласно договору русские войска были выведены из Западной Армении; Баязет, Каре и Эрзерум были возвращены Турции. Эти и другие районы Западной Армении остались под гнетом султанского правительства и его пашей. Таким образом, если Восточная Армения в 1828 г. была освобождена от ханского режима и присоединена к России, то положение Западной Армении не изменилось.
Следует отметить, что в начале XIX века, в результате беспрерывных разорительных войн и усобиц между ханами, бесконечных набегов разбойничьих банд и т. д. значительная часть деревень и населенных пунктов Восточной Армении и в особенности Араратской равнины была разрушена и покинута жителями. Интересы царского правительства требовали увеличить численность населения присоединенной к России части Армении, восстановить ее экономическую жизнь и сконцентрировать в этой пограничной области как можно больше армян, у которых особенно сильно выражалась русская ориентация. Был выдвинут план переселения в Восточную Армению армянского населения, оставшегося под турецким и персидским владычеством. По требованию России как в Туркменчайский, так и Адрианопольекий договоры были включены статьи, разрешающие переселение армян в русские пределы—в Восточную Армению и Закавказье. Для осуществления репатриации армян была создана специальная комиссия.
Оставшееся  под турецким  и  персидским  владычеством армянское население с радостью восприняло предложение о-переселении в Закавказье. Ханы и паши всячески старались помешать этому, однако несмотря на трудности и преграды частичное переселение все же состоялось.
Первыми переселенцами были армяне из Персии. Весной 1828 г., с наступлением теплой погоды, отдельными группами пустились в путь армяне из Тавриза, Салмаста Хоя Маку и других мест. Многие бросали даже движимое имущество и спешили перейти русскую границу. Число переселенцев превышало 40 тысяч. Большую помощь им оказал великий русский писатель-гуманист А. С. Грибоедов, бывший в то время русским послом в Персии.
После русско-турецкой войны началось переселение из Западной Армении. Первые группы тронулись с места еще зимой 1829—1830 гг. Но массовая репатриация началась с весны 1830 г. Всего переселилось около 90 тысяч человек преимущественно из Карсского, Эрзерумского и Баязетско-го пашалыков. Таким образом, в течение 1828—1830 гг в Восточную Армению и вообще в Закавказье переселилось оолее 130 тысяч армян.
Репатриация проходила в тяжелых условиях Переселенцы нуждались в транспортных средствах и продовольствии они испытывали немало лишений. Но несмотря на это переселение 1828-1830 гг. несомненно было весьма положительным явлением. Увеличилось армянское население Восточной Армении, произошла концентрация армянского народа на родной земле. Оживилась экономическая и социально-политическая жизнь страны.
_ В русско-персидской войне 1826—1828 гг., в ходе которой Восточная Армения была освобождена от ига персидских ханов и присоединена к России, приняли участие многие декабристы—первые русские революционеры, восставшие против царского самодержавия.
После подавления восстания русских дворянских революционеров в декабре 1825 г. многие из них (около 70 разжалованных офицеров и более 2800 солдат) по приказу царя Николая I были сосланы на Кавказ. Среди сосланных на Кавказ декабристов и их соучастников были Е. Е. Лачинов, М. И. Пущин, Н. Н. Депрерадович, А. С. Гангеблов, Н. Н. Семичев, Ф. Г. Вишневский,. А. А. Добрынский, Д. А. Искрицкий, А. Е. Ринкевич, Н. Н„ Оржицкий, Н. Р. Цебриков и другие. Все они принимали участие в боях за Армению;
Евдоким Емельянович Лачинов, например, участвовал в сражении у села Ошакан 17 августа 1827 г., во взятии Сардарапата, Еревана и за проявленную отвагу был произведен в унтер-офицеры. Михаил Иванович Пущин, будучи командиром саперного батальона, успешно руководил осадой ряда крепостей, в том числе ереванской. О Николае Николаевиче Депрерадовиче командир его полка Н. Н. Раевский писал, что он при осаде Сардарабада и Эривани, во всех случаях, вел себя с отличной храбростью». В послужном списке Феодора Гавриловича Вишневского отмечено, что за проявленную при взятии сардараяатсжой крепости отвагу он награжден орденом ов. Георгия, а за участие во взятии Еревана удостоен звания унтер-офицера. Во многих боях участвовал Александр Ефимович Ринкевич. В октябре 1827 г. генерал Паскевич докладывал царю: «Прапорщик Ринкевич в делах против неприятеля оказал себя неустрашимым».
Отважно  сражались и  другие декабристы,  находившиеся  в войсках действующего Кавказского корпуса. 
Большую роль в освобождении Еревана сыграл Лейб-гвардии сводный полк, составленный из рядовых участников восстания декабристов. На всем протяжении осады крепости солдаты-декабристы находились в первых рядах сражающихся войск. 1 октября 1827 г., в день взятия Ереванской кре-шости, роты Сводного полка, начав штурм, первыми ворвались в крепость.
Декабристы,   служившие  в  разных    отрядах    русского Кавказского корпуса, приняли участие и в русско-турецкой войне  1828—1829 гг. При взятии Карса, Ахалциха, Эрзерума, Баберда, других городов они вели упорные бои с турецкими войсками.  Особенно отличились,  кроме уже упомянутых Лачинова, Пущина и Гангеблова, также П. П. Коновницын, И. Г. Бурцев (погиб при взятии города Баберда в июле 1829 г.), А, Бестужев-Марлинский и другие. Многие рядовые декабристы и, в частности, сотни солдат Черниговского полка, которые за революционное выступление на Украине были сосланы на  Кавказ, также приняли деятельное участие как в русско-персидской войне 1826—1828 гг., так и в русско-турецкой войне 1828—1829 гг.
В    отличие  от   царских    генералов    и    чиновников,    декабристы    тепло     и    дружелюбно относились к армянскому    народу.    Русским      революционерам, поднявшим   оружие  против  царского   деспотизма,   была   близка и понятна    идея    освобождения порабощенных    народов:   они   с особым   воодушевлением  сражались   против   персидских   и   турецких тиранов-угнетателей. Приняв участие в русско-персидской войне 1826—1828 гг. декабристы тем самым внесли свой вклад в дело   освобождения   армянского народа от ханского ига.
Во многих военных действиях русской армии в Восточной Армении принимал участие А. С. Грибоедов. Вместе с тем в заключении Туркменчайского  мирного договора.
В войнах России против Персии и Турции активно участвовал армянский народ. Связав сбои надежды на освобождение от жестокого ига ханов и пашей с победой русского1 оружия, он сделал все возможное для ее обеспечения. Армянское население в меру своих возможностей помогало русским войскам не только поставкой продовольствия, сбором; необходимых сведений и выполнением многочисленных поручений и услуг, но и вовруженной борьбой. Во время военных действий крестьянство зачастую бралось за оружие. В 1826—1828 гг. в рядах русских войск мужественно сражались многочисленные армянские, грузинские, азербайджанские добровольцы и ополченцы.
Армянские добровольческие отряды в составе русской Кавказской армии воевали еще в XVIII веке. Но особенно широкий размах приобрело добровольческое движение во время русско-персидской войны 1826—1828 гг. и русско-турецкой войны 1828—1829 гг.- Летом 1826 г., как только началась русско-персидская война, в Шамшадине под руководством Григора Манучаряна был организован добровольческий отряд, который за короткий срок собрал под свои знамена 500 всадников. По указанию главного командования Кавказской армии он действовал в основном против иол-чищ ереванского сардара и оказал важную услугу русским войскам. Осенью того же года по инициативе генерала Ма-датова был создан боевой эскадрон из армян Карабаха. Мужественно сражаясь в рядах русских войск, он успешно выполнил немало боевых заданий.
Весной 1827 г. в Тбилиси был сформирован армянский добровольческий пехотный полк (отряд), переброшенный затем в Армению. В полк могли вступить мужчины в возрасте с" 18 до 30 лет. Среди добровольцев были молодые армяне из Тбилиси, Карабаха, Карса, Эрзерума, Баязета, Еревана, и др. мест. О бойцах этого отряда один из генералов русской Кавказской армии Н. Н. Муравьш писал: «Они выступили с доброю волею и необыкновенным рвением, имея уже и дух молодых солдат... В бою они показали себя как следовало солдатам..., все принимали присягу на верность службы и совершали с нами все походы».
В первые месяцы русско-турецкой войны 1828—1829 гг., из населения Араратской долины и соседних районов в добровольческие отряды вступило более двух тысяч человек. Они имели специальную форму: красную шапку, обмундирование из зеленого сукна и желтые ботинки; находясь в передовых частях русской армии, принимали активное участие во многих сражениях. Когда военные действия развернулись в Западной Армении, здесь были организованы новые армянские дружины, пехотные и конные батальоны, которые активно действовали в Карсском, Эрзерумоком и других районах. Большое мужество проявили также армяне Баязета. Вместе с немногочисленной русской частью они героически обороняли крепость Баязет и отразили неоднократные атаки превосходящих войск в энского паши.. Руководитель баязетской обороны генерал-майор Попов писал: «Армяне сражались и умирали как герои». Главнокомандующий кавказской армией генерал Паскевич в октябре 1929 г. доносил царю: «В Баязете 2 тысячи армян сражались рядах наших солдат».
Добровольческие отряды действовали  на всем протяжении   военных   действий. Многие Добровольцы за проявленное мужество были награждены боевыми орденами и медалями.
Освободившись от ига персидских ханов и войдя в состав России, восточные армяне, разумеется, не избавились от национального и социального гнета. Царское правительство принесло новые формы и методы эксплуатации и угнетении. Будучи государственным органом помещиков и дворян, оно осуществляло эксплуатацию трудящихся как в России, так и на окраинах Российской империи. Царизм проводил политику социального и национального гнета, тяжесть которой испытал на себе и армянский народ. Однако, несмотря на это, вхождение Восточной Армении в состав России было актом большого прогрессивного значения, оно избавило армянский народ от угрозы физического уничтожения, и предоставило значительные возможности для развития экономической, культурной и политической жизни страны.
При персидском господстве численность армянского населения все время уменьшалась. После присоединения к России положение изменилось. В составе Российской империи армянское население не подвергалось резне и таким диким формам национально-религиозного преследования, которые существовали при ханском режиме, не было межфеодальных опустошительных войн. В подобных условиях начался приток армян в Восточную Армению, где уже в 1840-х гг. численность населения по сравнению с началом XIX века удвоилась. Это означало, что в составе российского государства были обеспечены физическое существование армянского народа, его дальнейший численный рост и целостность, его национальная консолидация.
Восточная Армения получила новые возможности экономического развития. При владычестве ханов и беков экономика страны переживала застой и деградацию, тогда как Россия, находясь на более высоком уровне развития, стимулировала развитие экономики Армении, создавала для этого благоприятные условия.
Присоединение Восточной Армении к России имело большое значение и для развития армянской культуры. Богатая и передовая культура русского народа содействовала расцвету армянской литературы, искусства и науки. Такие крупные армянские писатели, как Хачатур Абовян, Габриэл Сун-дукян, Иоаннес Иоаннисиан, Ованес Туманян и другие, испытали на себе благотворное влияние русской классической литературы. Ованес Туманян писал: «С любовью и почтением преклоняюсь перед великолепной литературой великой русской нации, перед литературой Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Тургенева, Чехова, Толстого и их достойных преемников, литературой, на которой учились очень многие из наших писателей и интеллигентов».
Прогрессивную роль России в судьбе многих стран и народов, отметил Ф. Энгельс. В 1851 г. в одном из своих писем К- Марксу он писал: «Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку... Господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Кае-
пийского морей и центральной Азии, для башкир и татар».
В результате присоединения Армении к России армянские трудящиеся связали свою судьбу с судьбой великого русского народа, с его. освободительной борьбой. Уже в 1860-х годах видный революционный демократ Микаэл Нал-бандян и его соратники установили политические связи с знаменитыми русскими революционерами Герценом, Огаревым и их друзьями. В 1870—1880 гг. в рядах русских народников находились также народники из армянской молодежи. С конца XIX века армянское рабочее и крестьянское движение было вовлечено в мощное общероссийское революционное движение, которое впоследствии принесло подлинное освобождение как русскому, так и армянскому и многим другим народам.
Таким образом, вхождение Восточной Армении в состав России явилось крупным прогрессивным событием в истории .армянского народа. Начиная с 1828 г. жизнь восточных армян развивалась по новому руслу. Были созданы благоприятные условия для развития экономической, политической и культурной жизни страны, появились обнадеживающие перспективы борьбы и победы. Начался новый этап в многовековой истории армянского народа.
 

3. Восточная Армения в составе Российской империи

Сразу же после заключения Туркменчайского договора царское  правительство  приступило  к ликвидации    ханской административной  системы  в  Восточной Армении.   В  марте 1828  г.   была   образована  Армянская  область,  включавшая Эриванский,   Нахичеванский  уезды  и   Ордубадский    округ. Областное управление,  возглавляемое царскими чиновниками ведало  как хозяйственными,  административными,  так  и судебно-уголовными   делами.   Однако   ликвидация   ханской .администрации   происходила   медленно,   поэтому   власть   на местах  еще некоторое  время находилась  в  руках  ханов  и беков.
В 1849 г. после ряда новых административных реформ, преследовавших цель укрепить царскую власть на Кавказе, в числе других была создана Эриванская губерния, состоявшая из Эриванского, Нахичеванского, Александропольского, Норбаязетского и Ордубадокого уездов. Остальные районы Восточной Армении были включены в Тифлисскую и Ёлизавётпольскую губернии. Это административное деление в основном сохранилось до 1917 года, до крушения царского самодержавия.
Как на всем Кавказе, так и в Восточной Армении царское правительство проводило колониальную политику. Чтобы создать на местах свою социально-классовую опору, оно. всячески защищало интересы местных помещиков, расширяло их права. Одновременно был издан ряд законов, усиливающих зависимость крестьян от землевладельцев. Трудящиеся массы подвергались тяжелой эксплуатации. Еще в; конце 1830-х гг., а также впоследствии—в 1840—1850-х гг., и в 1870—1880-х гг., в разных местах Армении произошли крестьянские волнения, направленные против царизма и местных помещиков. В 1860-х годах имели место волнения среди ремесленников.
Царское правительство проводило политику национального угнетения. Оно задерживало развитие армянской культуры, закрывало школы, преследовало печать. Все это усиливало антицарские настроения среди широких кругов народа. В 1885 г., например, когда на Кавказе было закрыто, много армянских школ, произошли столкновения межлу армянским населением и царской полицией.
Крупным событием в истории России и Закавказья XIX века была Крымская (Восточная) война 1853—1856 гг. между: Россией, с одной стороны, и Турцией, Англией и Францией,, с другой. Эта захватническая война наряду с другими фронтами (Балканским, Крымским) имела и Кавказский фронт..
Когда осенью 1853 г. стотысячная турецкая армия начала наступление на Закавказье, широкие круги армянского, грузинского, азербайджанского и других народов встали на защиту своего края и помогли русским войскам" отбросить врага и нанести ему тяжелые удары. Еще в начале войны из местного населения было собрано 10 тыс. ополченцев, которые принимали активное участие почти во всех военных действиях. Впоследствии были организованы также отряды местной милиции, конные и пешие добровольческие-дружины. Население края оказывало русским войскам и большую материальную помощь. Говоря об участии народов Закавказья в этой войне, выдающийся советский историк академик Е. В. Тарле писал: «Героизм народов Закавказья» принимавших участие в боях, полная готовность к материальным жертвам и к выполнению со всем усердием, часто сверх задания, всех требований военных властей—все это засвидетельствовано почти всеми показаниями современников. От солдат до командиров грузины и армяне живо чувствовали кровную свою заинтересованность и полную с русскими солидарность и моральную ответственность в деле отстаивания своей земли от вторгнувшихся турецких захватчиков».
В Армении отряды добровольцев, ополченцев и милиций были организованы, в частности, в Ереване, Эчмиадзине, Сардарапате, Александрополе, в провинциях Шорагял (Ширак) и Зангезур. Командование кавказского действующего корпуса и разные высокопоставленные представители царского правительства неоднократно отмечали «верность и примерную храбрость» армянских волонтеров, а также значительную материальную помощь русским войскам, оказанную населением Эриванской губернии.
Русские войска Кавказского фронта (11 тыс. чел.) под командованием генерала В. О. Бебутова, пользуясь поддержкой местного населения, 19-го ноября 1853 г. в крупном сражении у села Башкадыклар нанесли тяжелое поражение турецким войскам (36 тыс. чел.). В июле 1854 г. турецкая армия потерпела новое поражение. 16-го ноября 1855 г. русские отряды заняли Каре. Эти победы на Кавказском фронте не имели, однако, решающего значения. На главном, Крымском фронте войны, несмотря на героизм русских солдат, царское правительство потерпело поражение.
Крымская война показала отсталость царской России «во многих отношениях—экономическом, социальном, военном. Поражение царизма способствовало новому подъему революционного движения в стране.
В 1850—1860 гг. заметно оживилась экономическая и общественно-политическая жизни армянского народа. Развивающиеся торгово-обменные отношения разлагали натуральное хозяйство Восточной Армении, расширились экономические связи с Россией. Общественная жизнь как всего Закавказья, так и Армении еще больше приобщилась к политической и культурной жизни России. Русское революционно-демократическое движение нашло широкий отклик в армянской действительности. Одновременно возросло идейное сближение восточных и западных армян, укрепилась национальная консолидация, завершился процесс образования армянской нации. На арену политической борьбы вышла армянская демократическая интеллигенция, проникнутая патриотизмом и прогрессивными идеями своего времени. Некоторые ее представители начали вовлекаться в революционное движение русской разночинной интеллигенции. Оживилась общественно-политическая жизнь и в армянских колониях (поселениях) Москвы, Петербурга, Нового Нахичевана, Тбилиси и некоторых других городов России и Закавказья. В этот же период был основам ряд школ, общественно-политических и культурно-просветительных обществ, получили развитие печать, публицистика, литература и искусство, 1850—1860 годы были периодом перелома как в общественно-лолиткчекжой жизни, так и в развитии культуры.
В результате обострения классовой борьбы между различными социальными слоями и классами сформировались три основных общественно-политических течения клерикально-феодальное, либерально-буржуазное и революционно-демократическое.
Представители первого течения (Мсер Мсерян, Степа-нос Мандинян и другие) защищали старые феодально-помещичьи порядки и отношения, не признавали необходимости изменений и преобразований, боролись против просветительских и демократических идей, стремились сохранить господствующее положение церкви, непонятный народу древнеар-мянский язык—грабар и т. д.
Либерально-буржуазное течение (Степанос Назарян и др.) выступало за реформы, постепенное капиталистическое развитие общества, за просвещение и развитие культуры. Но вместе с тем оно отвергало путь политической, революционной борьбы.
Революционно-демократическое течение, которое возглавлял Микаэл Налбандян, выражало интересы трудовых масс, их чаяния, ставило целью освобождение народа от социального и национального гнета путем революционной борьбы и национально-освободительного движения, распространяло прогрессивные идеи своего времени, стремилось к развитию народной, демократической культуры и т. п.
В экономической жизни Восточной Армении и всего Закавказья произошли определенные сдвиги уже в 1860— 1870 гг.—заметно оживляются внутренняя и внешняя торговля, развиваются товарно-денежные отношения.
Развитию капиталистических отношений на Кавказе в значительной мере способствовал русский капитал. В пореформенную эпоху, писал В. И. Ленин, русский капитализм
втягивал Кавказ «в мировое товарное обращение, нивелировал его местные  собенности—остаток старинной патриархальной замкнутости, создавал себе рынок для своих фабрик. Страна, слабо заселенная горцами, стоявшими в стороне от мирового хозяйства и даже в стороне от истории, превращалась в страну нефтепромышленников, торговцев вином, фабрикантов пшеницы и табака»*. В экономику страны постепенно проникал и иностранный (английский, французский, немецкий, голландский) капитал.
Крестьянская реформа была проведена в Армении в 1870 г. Положением от 14-го мая. Как в России и ,на всем Кавказе, так и в Армении реформа не внесла существенных изменений в положение крестьян. Но, несмотря на это, она способствовала развитию    капиталистических    отношений в. стране:
Важное значение имело дорожное строительство. В 1860—1870-х годах были реконструированы и сооружены шоссейные дороги Тбилиси—Караклис—Ереван, Ереван— Джульфа, Александрополь—Кохб—Нахичеван—Горис. В 1883 г. начала работать железная дорога Баку—Тбилиси— Батум, а в 1899 г.—Тбилиси—Александрополь—Карс.
Во второй половине XIX века значительно расширилась меднорудная промышленность Армении, центрами которой стали Алаверди и Кафан (в Зангезуре). До 1887 г. алавердские рудники эксплуатировались греческими промышленниками, а затем—французским акционерным обществом. Производство зангезурской меди находилось в руках армянских и греческих капиталистов. Продукция медеплавильных заводов составляла в Алаверди в 1885 г.—8418 пудов, в Кафане в 1887 г.—15000 пудов.
В 1880—1890-х гг. возникли промышленные предприятия по производству кожи, вин, коньяка, по переработке хлопка и т. д. В Армении было произведено в 1896 г. 546000 ведер вина, а хлопка в 1890 г:—580000 пудов.
Углублялось расслоение крестьянства. Обедневшие, разоренные крестьяне нанимались батраками к сельским богачам или уходили в город на заработки. В 1884 г. только из Зангезурского уезда ушло около 3000 человек.
Возросло городское население. В 1865 г. в Ереване насчитывалось 14000 жителей, а в 1897 г..—29 тыс.; Александрополь в 1865 г. имел 16000 жителей, а в 1897 г.—31000.