Египет (работа 7)

Страна, население. Египет расположен в долине нижне­го т.ечения реки Нил в северо-восточной Африке. Бла­годаря своим естественным границам Египет представ­лял собой замкнутую область, отгороженную пустынями от соседних стран.

Население Египта образовалось из смешения афри-кано-хамитских ливийцев, древних нубийцев и азиатских семитов.

Египет представляет собой типичную ирригационную область, орошаемую одной рекой— Нилом (по-древне­египетски «Хапи»), которая берет свое начало в Цент­ральной Африке.

Долина Нила была богата полезными ископаемыми, строительными материалами, вследствие чего страна долгое время не испытывала особой потребности в раз­витии обмена и натуральная форма хозяйства в ней сох­ранялась дольше, чем в Южном Междуречье.

Необходимость регулирования орошения долины Ни­ла потребовала создания крупных ирригационных соо­ружений. Для этого понадобилось большое количество рабочей силы и централизованное руководство работа­ми. Это обстоятельство объясняет раннее появление рабства и образование мощного, относительно центра­лизованного государства.

Образование Египетского государства. Возникнове­ние государства в Египте происходит приблизительно в пятом тысячелетии до н. э. в результате разложения родового общества, выделения родовой знати (старей­шин и вождей) и появления рабства.

В пятом тысячелетии до н. э. в Египте создается несколько десятков примитивных образований—номов, которые после долгих воин в середине четвертого тыся­челетия объединились сначала в два царства—Верхний Египет и Нижний Египет (Южное и Северное), а затем, после кровопролитной войны, образовали к исходу четвертого тысячелетия до н. э. одно централизованное государство.

Образование номов, группировка их в два царства и последующее объединение в одно государство были вызваны растущим классовым расслоением и необходи­мостью централизованного руководства системой ирри­гации.

Мнение о создании единого централизованного госу­дарства в Египте при фараоне Менесе (около 3000 г. до н. э.) подвергалось критике в современной научной литературе. Объединение государства нельзя считать однократным актом этого фараона. Оно явилось резуль­татом действий ряда властителей на протяжении мно­гих лет, причем это был процесс мучительный, крова­вый, насильственный.

Аналогичные процессы происходили в древнейшем Двуречье и других государствах Древнего Востока, а также в Древней Греции и в Риме.

Периодизация истории государства и права Древнего Египта. Первый период после объединения Верхне­го и Нижнего Египта носит название Раннего царства (около 3100—2800 гг. до н. э.). Характерной его чертой является консолидация страны в единое государство. Второй период—так называемое Древнее, или Старое царство (около 2800—2250 гг. до н. э.),—время первой ярко выраженной централизации Египта (время строи­телей пирамид). После Старого царства наступает так называемый первый переходный период (около 2160— 2134 гг. до н. э.'). В это время Египет распался на ряд враждебных номов и мелких государств. Страна погру­жается в хаос междоусобной войны, правители номов величают себя царями и претендуют на гегемонию в Египте.

В конце этого периода побеждают правители города Фивы и происходит объединение Египта под эгидой Фив. Наступает третий период—время Среднего царства (около 2050—1700 гг. до н. э.), Затем Египет пе­реживает второй переходный период (около 1700— 1580 гг. до н. э.), в котором происходит вновь распад страны и завоевание части Египта гиксосами.

В четвертый период — Нового царства (около 1575—1087 гг. до н. э.)—происходит объединение Египта под властью фараонов XVIII династии. Египет превращается в крупную -империю, и его правители стремятся к политической и военной гегемонии на Древ­нем Востоке.

В конце этого периода Египетское государство при­ходит в упадок. Его завоевывают персы, затем войска Александра Македонского, а в 30 году до н. э. Египет становится провинцией Римской империи.

Основным занятием населения Древнего Египта были

земледелие и скотоводство.

Для земледелия в Египте были благоприятные ус­ловия, поскольку река Нил питала водой обширные пространства земли. Но требовались плотины и каналы, чтобы задержать воду на поверхности земли и равно­мерно распределить ее по всей территории страны. На создание сооружений, необходимых для искусствен­ного орошения, был затрачен колоссальный труд нес­кольких поколений. Еще до образования Древнего цар­ства в Египте успешно развивалось земледелие. В пе­риод Древнего царства население начинает заниматься скотоводством. Развивается также и ремесло, хотя ору­дия труда изготавливаются еще из меди и камня. В период Среднего царства появляется бронза, но ши­рокое ее использование происходит в Новом царстве. В Новом царстве появляются изделия из железа.

К созданию оросительных сооружений привлекались не только рабы, но и свободные крестьяне и ремеслен­ники. В. экстренных случаях (прорыв дамбы, углубление канала и т. п.) в работах участвовали и представители высших слоев населения. На всех работающих распро­странялась суровая дисциплина как в военное, так и в мирное время.

Верхний слой египетского общества составляли жрецы, чиновники и военная знать. Жрецы разделялись на группы соответственно большому количеству культов, существовавших в Египте. Во главе каждой группы стоял верховный жрец, руководивший всем жреческим персоналом, служившим данному божеству. Особый разряд составляли царские жрецы, ведавшие культом царя-бога.

Жрецы занимали важное положение в государстве, их назначали на видные должности. Особенно усили­лось могущество жрецов в период Нового царства, ког­да в результате удачных войн наряду с обогащением царской казны обогатилась также казна храмов.

К привилегированной группе египетского общества принадлежала египетская аристократия, состоявшая из потомков родоплеменной знати, а также из высших военных и гражданских чинов государства, располагав­ших колоссальными богатствами в результате дарений со стороны фараонов, экспроприации общинных зе­мель и военной добычи.

Большую роль играли в Египте писцы, из которых выходили высшие сановники. Жалованье им платилось натурой Наиболее видным чиновникам были пожалова­ны земли из государственного фонда, причем иногда царь давал этим сановникам право взимать сборы с крестьян в свою пользу.

В XVI—XIV вв. до н. э. все население начинает де­литься на группы по роду занятий. Одни группы насе­ления получили привилегии и земельные владения с правом передачи их по наследству, другие — должны были платить оброк и выполнять физические работы. Воины наделялись участками земли и имели право об­ращаться с жалобами непосредственно к царю. При Рамзесе II закрепилась кастовая организация обще­ства.

Наряду с рабами подвергались эксплуатации сво­бодные крестьяне и ремесленники. Одни из крестьян жили на государственной земле самостоятельными об­щинами. Каждый из крестьян имел свой надел, за поль­зование которым уплачивал сбор в казну (рента-налог). Другие крестьяне были прикреплены к земле, пожало­ванной царем храму, сановнику или воину. Крестьяне и ремесленники, работавшие в этих хозяйствах, полу­чали от крупного землевладельца дневное пропитание. Они работали на поле и в мастерских в самых тяже­лых условиях под наблюдением специальных над­смотрщиков, нередко прибегавших к побоям. Крестьяне не вправе были уйти с земли, но их могли изгнать с обрабатываемых ими участков за несвоевременное внесение оброков. Позднее это изгнание было воспре­щено и заменено телесным наказанием.

В Древнем Египте существовали в довольно боль­шом количестве и свободные ремесленники. Они рабо­тали в государственных рудниках и мастерских, объединяясь в группы по 10 человек, каждая—под наблюде­нием особых управляющих.

Рабы. Рабовладение в Египте появляется еще до об­разования централизованного государства. Главным ис­точником рабства был военный плен. Рабами стано­вились не только чужеземцы, но и египтяне, побежден­ные в междоусобных войнах. Существовала до опреде­ленного времени и долговая кабала в результате утраты свободы неоплатным должником.

Добытые в войне рабы формально считались собст­венностью государства, фактически царя. Предоставляя сановникам во владение земли, царь вместе с землей давал некоторое количество государственных рабов.

Тяжесть эксплуатации, которой подвергались не только рабы, но и крестьяне и ремесленники во всех периодах истории Древнего Египта, вызывала острую классовую борьбу. Особенно Грандиозным было восста­ние в середине ХУЧЫ в. до н. э. О его характере можно судить по двум документам: пророчествам жреца Не-фереху и речению вельможи Ипусера (Лейденский па­пирус). В этих документах освещение событий дается с явным намерением очернить это народное движение. Тем не менее, в них констатируются очень важные фак­ты: была свергнута царская власть, а царское хозяй­ство было захвачено восставшими. «Восставшие низы поставили свою администрацию и хотя пашни станет мало, но правителей будет много» (Нефереху). Восстав­шие вскрыли архивы, захватили податные декларации, убили чиновников и взяли их документы. Вместе с зем­лей был возвращен общественный скот, который был в свое время присвоен знатью. «Восставшие взяли в свои руки судопроизводство. Суд стал гласным, и народные массы участвовали в судоговорении» (Ипусер).

Характерно, что Нефереху и Ипусер жалуются на «грабеж». «Похищают имущество знатного человека и передают его бедняку. Собственник понес потерю, а бедняк удовлетворен».

Это восстание потерпело поражение. Одной из важ­ных причин его поражения было завоевательное движе­ние кочевого племени гиксосов на Запад в сторону Египта. Под владычеством гиксосов Египет находился около 150 лет. Только после долгой и упорной борьбы египтянам во главе с фиванским номом удалось изгнать гиксосов из страны и восстановить политическую само­стоятельность.

Государство в Древнем Египте имело форму деспотии. В нем вся полнота власти номинально принадлежала одному лицу, правящему с помощью более или менее сложного централизованного бюрократического аппара­та (царю-фараону). Фараоны принадлежали к одному роду и сменяли друг друга в порядке престолонаследия. Египетский историк Манефон (конец IV—начало III в. до н. э.) насчитывает 30 династий в истории Египта.

Характерной чертой деспотии, сложившейся в Егип­те, был религиозный культ главы государства царя-фараона. Необходимость создавать и поддерживать в по­рядке ирригационные сооружения было основной причи­ной тенденции к политической централизации и к ук­реплению деспотической власти. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что фараоны во время войн неред­ко становились главнокомандующими египетскими вой­сками. Культу фараона способствовала также ограни­ченность сознания членов примитивных деревенских об­щин, скованных традициями первобытнообщинного строя, в котором родоплеменные вожди и окружавшая их аристократия создавали культ вождей. Но не сле­дует полагать, что фактически власть египетских фа­раонов была неограниченной. Фараон не мог по своему произволу принимать решения, которые бы шли напе­рекор интересам жреческой, военной и служилой знати.

В истории Древнего Египта были нередки случаи свержения фараонов и террористических актов против них. Самый культ фараона говорил скорее не о едино­личном господстве фараона, а о теократическом харак­тере коллективного господства жрецов, воинов и чи­новников, которые усиленно внушали трудящимся мас­сам представление о фараоне как о божестве. По словам египетских текстов, царь выделялся сре­ди миллионов и считался богом, сыном бога солнца Ра. Перед царем все и даже вельможи должны были падать ниц и целовать прах у его ног. Великой честью счита­лось дозволение целовать его ноги. Царь не умирал, а «заходил за свой вечный горизонт». Его дворец считал­ся храмом, а придворный этикет представлял собой ре­лигиозный культ. Обожествление фараонов выражалось также в том, что после их смерти воздвигались гран­диозные гробницы-пирамиды, для построения которых тысячи людей в принудительном порядке отрывались от производительного труда. Как сообщает греческий исто­рик Геродот, для сооружения пирамиды Хеопса потре­бовалось двадцать лет.

Придворный штат фараона — привилегированная ка­тегория рабовладельцев—был образован из прежней родовой домовой знати.

Везир (джати). Уже в Древнем царстве создается большой бюрократический аппарат из чиновников-пис­цов. Во главе этого аппарата стоял сановник, ближайший помощник царя. В исторической и историко-юридической литературе его называют «везир» (египетское »наименование «джати» или «тсати»), а иногда—«вер­ховный сановник».

В Древнем Египте не было разграничения законода­тельной, исполнительной и судебной власти. Судя по ин­струкции, составленной при Тутмосе для трех везиров (текст сохранился на стенах фиванских гробниц), и дру­гим данным, полномочия и объем деятельности везира были очень широки,

Везир руководил управлением государством, и чи­новники всех рангов были обязаны докладывать ему о своих делах и от него получать распоряжения. Везир был руководителям суда, председательствовал в совете десяти, который одновременно был и высшей судебной инстанцией, и одним из органов управления. Он был также руководителем палаты шести—другого судебно­го органа. Везир принимал участие в руководстве хозяй­ством, так как был начальником царских сокровищ и всех государственных складов. Он руководил также все­ми работами, которые выполнялись для царя. В эпоху Нового царства везир был руководителем всех военных сил. Он выполнял также обязанности нотариуса, по­скольку утверждал завещания. В упомянутой выше инструкции подробно описывается порядок работы этого сановника в его приемной. Характерно, что все просьбы требовалось излагать письменно. Для укрепления авто­ритета везира вокруг его личности тоже был создан -религиозный культ. Он уподоблялся богу Тоту, который у египтян сначала был богом месяца, а затем стал богом мудрости и письма.

Кроме везира в Древнем Египте были другие долж­ностные лица, среди которых довольно значительной была должность — хранителя печати, или главного каз­начея. Назывался он «казначеем царя Нижнего Егип­та» конечно, казначейства в современном смысле сло­ва в Египте не было, так как налоги вносились натурой. Казначей заведовал государственными складами, где хранились все эти натуральные приношения.

Важной была также роль начальника всех царских работ, который совмещал в себе должность царского архитектора и наблюдал за выполнением повинностей, возложенных на свободное население. В Древнем Егип­те сложился огромный аппарат чиновников с развитым делопроизводством, причем многие документы свиде­тельствуют о коррупции чиновников, беззаконии и про­изволе Характерно поучение некоего Итахотела, кото­рый рекомендует: «Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, твое жалованье будет в ис­правности, ибо плохо тому, кто противится перед на­чальником, но легко жить, когда он благоволит»

Местное управление. Взаимоотношения между цен­тральными и местными органами власти в истории Древнего Египта не были постоянными и не раз претер­певали изменения.

После объединения Египта в одно государство преж­ние царьки, стоявшие во главе номов, потеряли свою самостоятельность и превратились в зависимых от фа­раона должностных лиц — номархов. Они обладали в пределах номов высшей судебной и административной властью и собирали налоги в казну. В их распоряжении был значительный штат чиновников — казначеев, сбор­щиков налогов, надсмотрщиков и т. п. Кроме номар­хов административными полномочиями были наделены храмы. Низшими органами управления на местах яв­лялись сельские общины.

Во времена распада Египетского государства номы не раз пытались приобрести полную политическую самостоятельность, но вновь теряли ее в результате объ­единения Египта.

Первоначально постоянная армия ограничи­валась личной охраной фараона и отрядами, состояв­шими из нубийских и ливийских стрелков, которые должны были подавлять волнения внутри государства. У храмов и сборщиков налогов тоже были постоянные военные отряды. Полицейские функции возлагались на нубийских негров.

В случае войны собиралось ополчение, которое комп­лектовалось по рекрутской системе. Номы, а также хра­мы и крупные землевладельцы должны были постав­лять определенное число рекрутов.

После изгнания гиксосов в армии появляются отря­ды колесничих, т. е. воинов, сражавшихся на колесни­цах, запряженных лошадьми. Это колесничное войско комплектовалось из более зажиточных слоев населения. Эти воины в награду за свою службу наделялись участ­ками земли.

В Новом царстве получает широкое развитие систе­ма наемных войск. Это было вызвано обострением клас­совых противоречий в стране, вследствие чего армия, комплектовавшаяся из египтян, становилась не только ненадежной, но и опасной для господствующего класса.

Организация суда. Суд в Древнем Египте не был от­делен от администрации. Высшие должностные лица и номархи были одновременно и верховными судьями. Судопроизводство осуществлялось, как правило, кол­легиально. Так, в период Нового царства был учреж­ден центральный суд (кенбет) из 30 судей, которые подбирались из знатных граждан разных городов. На­ряду с этим кенбетом были учреждены кенбеты окру­гов и отдельных городов. Существовали храмовые суды, состоявшие из жрецов. В номах руководство правосу­дием осуществлялось номархами. Фараон был высшей судебной инстанцией, мог лично решить любое дело и отменить любое решение остальных судов. Теоретически все свободные египтяне могли обращаться к нему с жа­лобами и просьбами о помиловании. Но практически это вряд ли было осуществимо. И хотя в ряде докумен­тов утверждается, будто египетский суд был блюстите­лем истины и справедливости, в судах процветали продажность и взяточничество.

В настоящее время наука не располагает, сколь­ко-нибудь существенными публикациями древнееги­петского законодательства, о котором мы знаем лишь по отдельным сохранившимся фрагментам и по сочинениям древнегреческих авторов. Грече­ский историк Днодор приписывает составление пер­вых писаных законов легендарному фараону Менесу (около 3000 г. до н. э.), основателю I царской династии Египта. В древнеегипетской и античной литературе имеются свидетельства активной законодательной дея­тельности и ряда последующих фараонов. Так, царю Сасихису приписывается законодательство по вопросам религии, Бокхорису (VIII в. до н. э.) — целый кодекс в области финансов и торговли, Амасясу (VI в. до н. э.) — законодательная регламентация деятельности местной администрации и т. д. Уже в Древнем царстве были из­вестны разнообразные формы царских актов: одни из них имели общенормативный характер (законы), дру­гие являлись конкретными распоряжениями царей по частным вопросам (иммунитеткые грамоты и т. п.). В знаменитом Речении Ипусера упоминаются «законы зала суда», которые, очевидно, представляли собой правовой свод или руководство по законодательству, которым пользовались судьи. Наиболее обширным из дошедших до нас от Древнего Египта правовых доку­ментов законодательного характера является «инструк­ция везиру», которая составляет часть более обширного должностного законодательства, игравшего важную роль в условиях разросшегося, бюрократически органи­зованного административного аппарата.

В древнеегипетском праве отразились характерные черты рабовладельческого общества этого этапа разви­тия. Наряду с открытым выражением классовой сущно­сти общества Древнего Египта это право сохранило в значительной степени пережитки первобытнообщинного строя.

Эксплуатация рабов в Египте не достигла такой сте­пени, как в Греции и Риме. Рабы имели свою семью и имущество. За преступления их наказывали органы го­сударственной власти, а не хозяева. В случаях жестоко­го обращения с ними рабы могли искать убежища в храмах и приносить жалобу на своих господ, что моглоповлечь за собой превращение их в слуг храмов. Раб, отпущенный на волю, приравнивался к свободным.

Следует указать на пережитки матриархата в брачно-семейных отношениях. Женщины пользовались рав­ными с мужчинами правами. Брак представлялся как договор, и женщина выступала в нем от своего имени. Была обеспечена собственность жены и ее равное поло­жение с мужчиной в браке. Она могла получать развод по своему желанию. Были случаи, когда дети называ­лись по имени матери, а не отца.

В уголовном праве особо тяжкими преступлениями считались посягательство на власть фараона и попытки совершить государственный переворот.

Характерно наличие наказаний за убийство священ­ных животных и святотатство. Наказания отличались исключительной жестокостью. Смертная казнь применя­лась в простой форме (отсечение головы и повешение) н квалифицированной (сожжение, распятие и погребение заживо). Кроме того, применялись наказания в виде талиона в символической (например, отрезание языка за разглашение государственной тайны) и материальной форме.

В судопроизводстве не было гласности и устности. Обвиняемый или ответчик давали письменные ответы. Суд решал дело втайне, не приводя мотивов. Судья молча прикладывал изображение богини Маат, оли­цетворявшей истину, ко лбу того, в чью пользу было ре­шено дело.

Литература:

Б. С. Громаков - “История государства и права зарубежных стран”