Возрастание экономической роли США в межвоенный период (1919-1939)

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.П. Огарева

ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Реферат

по экономической истории России и зарубежных стран
Возрастание экономической роли США
в межвоенный период (1919-1939)

Выполнил: Ганюшкина Т.В.
зачетная книжка № 98/476
студент 3-го курса 303 группы
з/о специальность регионоведение

Проверил: Госкин И.П.

Саранск, 2000

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

    Укрепление позиций США после Первой мировой войны

    Гуверовский индивидуализм и эпоха “просперити”.
    Фактор экономического процветания 20-х годов

    Великая депрессия 1929-1933 годов и
    обострение социальных противоречий

    Реформы администрации ф. Рузвельта “Новый курс”,
    их результат и значение

Заключение

Исторический период между двумя мировыми войнами характеризу­ется не только как время возвышения Америки, но и как период эконо­мических потрясений. На смену эпохи “просперити” пришла Великая де­прессия 1929-1933 годов и обострение социальных противоречий. На смену Гуверовского индивидуализма — реформы Рузвельта “Новый курс”.

В американской истории сложилось чередование консервативных и либеральных политических циклов; консервативный цикл, стимулирующий экономический рост ценой углубления социального неравенства, уступал место либеральному циклу, в течение которого развивались принципы социальной справедливости, но когда перераспределительный механизм угрожал экономическому росту, либералы уступали место консерваторам. Таким образом, конкуренция между консерваторами и либералами способ­ствовала поддержанию своеобразного баланса между экономической сво­бодой и социальной демократией. [7, с.325]

Подтверждением этому служит и экономическая история США в межвоенный период.

1. Укрепление позиций США после Первой мировой войны

Первая мировая война привела к кардинальным изменениям на по­литической и экономической арене мира. Мировая война предъявила не­бывалые требования к экономике. Она поглотила 1/3 материальных цен­ностей человечества. Военные расходы воюющих государств увеличились более чем в 20 раз, превысив в 12 раз наличные запасы золота. Фронт поглотил свыше 59% промышленной продукции.

Помощь вооружением и материалами со стороны Соединенных Шта­тов, а затем и вступление ее в войну (1917г.) окончательно склонило чашу весов в пользу Антанты. Однако из держав этого блока только США и Япония увеличили за войну свое национальное богатство — соответст­венно на 40 и 25%. США за счет продажи вооружения сосредоточили у себя около половины мировых запасов золота. [4, с.91]

США как заокеанский член Антанты не вела войну на своей терри­тории, ее экономический потенциал за годы войны только вырос, а уро­вень жизни населения поднялся. Америка из должника превратилась в кредитора. Ее экономическая мощь в годы войны возросла, страна стала обладать крупной армией и флотом. Так впервые Великобритания фор­мально признала установление равенства своего военно-морского флота с флотом США, подписав в 1921 г. “договор пяти” держав об ограниче­ние морских вооружений.

Кроме того, это было время противостояния капиталистической и социалистической систем. Противостояние систем породило в экономиче­ской политике капиталистических стран две главные тенденции: демо­кратическую, построенную на сдерживание социализма, поисках компро­мисса, и в то же время повышении реальной заработной платы и соци­альной защищенности, и тоталитарную (очень близкую к социализму), направленную на военное сокрушение социализма. Первая тенденция была характерна для США, Англии, Франции и других буржуазно-демократиче­ских стран Запада, вторая — для Италии, Японии и Германии.

И в этих условия роль США естественно возрастала среди сторон­ников демократического развития. О ведущей роли США свидетельствует и ведущая роль президента США Вильсона на мирной Парижской конферен­ции в 1919 г. Детищем Парижской конференции стала Лига Наций. Ее ус­тав разрабатывался специальной комиссией во главе Вильсоном.

Президент Вильсон, сторонник активной внешней политики считал, что изменение роли США в мире дает им шанс стать спасителями мира, привнести в международные отношения новые принципы. Свое видение этих принципов он выразил в “14 пунктах”. В них содержалось требова­ние отказа от тайной дипломатии, обеспечение свободной торговли и мореплавания, осуществление разоружения, признание прав на самоопре­деление в качестве послевоенного переустройства мира. Предложения Вильсона были близки многим из тех, кто хотел создать более справед­ливый и демократический порядок в мире.

Однако авторитет Вильсона внутри страны оказался сильно подор­ван, когда большевики опубликовали тайные договоры стран Антанты. В глазах американцев получалось, что их парни воевали ради тайных за­мыслов европейских государств. Резко усилились позиции тех, кто вы­ступал за возврат к традиционной политике “изоляционизма”, — невме­шательства США в дела Европы. В результате на выборах в конгресс США победили приверженцы изоляционизма и оппоненты Вильсона. Это имело немаловажное значение, поскольку международные соглашения, заключае­мые президентом, должны были ратифицироваться сенатом. Сенат, кон­тролируемый республиканцами, отказался ратифицировать Версальский мирный договор. По его мнению, США должны иметь свободу действий и не быть втянутыми в европейские дела, а именно к этому вело участие США в Лиге Наций. Так организация Лиги Наций, ставшая детищем амери­канского президента, начала работать без участия Америки.

Укреплению позиций США в мире способствовал и подъем ее эконо­мики в 20-е гг. Темпы экономического развития США были самые высокие в мире. Они были кредиторами всего мира. Но сохранялось искусствен­ная изоляция США от европейских и мировых дел. Республиканцы, стояв­шие у власти в США, проводили изоляционистский курс, явно не соот­ветствующий роли США в мировых делах.

2. Гуверовский индивидуализм и эпоха “просперити”.
Фактор экономического процветания 20-х годов

В 1929-1933 гг. 31-м президентом США от Республиканской партии был избран Гувер Герберт Кларк (1874-1964).

В экономической теории, да и в общественном сознании того пе­риода господствовала концепция либерализма, или laissez faire ("пусть каждый идет своим путем"), разработанная классиками буржуаз­ной политэкономии еще в 18-19 столетиях. В ней подчеркивается роль отдельного "экономического человека", рационального индивида, стре­мящегося к максимизации прибыли и конкурирующего с другими на все­возможных рынках, и получающего вознаграждение, которое соответст­вует его труду. Теория, базирующаяся на принципе индивидуализма, ут­верждающая, что реализация ничем неограниченного частного интереса хозяйствующих субъектов ведет в итоге к общественному благу, посту­лировала полную свободу предпринимательства и невмешательства госу­дарства в хозяйственную жизнь. Механизм рынка провозглашался наибо­лее эффективным регулятором экономических процессов, обеспечивающим оптимальное распределение ресурсов.

Это было время господства консервативных идей и либерально-ин­дивидуалистических ценностей. Консерваторы традиционно отдавали при­оритет экономической свободе среди всех остальных свобод человека и трепетно относились к неограниченному накоплению и распоряжению ча­стной собственностью, которую относили к фундаментальным правам че­ловека. Консерватизм на этом этапе возвеличил принципы экономиче­ского либерализма, переложив их в доктрины “твердого”, “неограничен­ного индивидуализма”. Получили распространение идеи социал-дарви­низма. Где главным было — обоснование естественного, вытекающего из самой природы вещей происхождения всех социальных явлений и противо­речий капитализма (разделение на классы, конкуренция, экономические контрасты, богатство одних и нищета других). Крупные монополисты, такие как Э. Карнеги, Дж. Рокфеллер, изображались как наиболее при­способленные индивидуумы, а созданные ими финансовые и промышленные империи как высшее достижение “естественного отбора”. [7, с.315]

В экономической теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты класси­ческой экономической науки: человек рассматривается только как “эко­номический человек”, у которого есть лишь стремление к собственной выгоде; все равны как перед законом; каждый экономический субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капи­тал могут свободно перемещаться); эластичность численности рабочих по заработной плате меньше единицы, т.е. увеличение зарплаты, ведет к увеличению численности рабочей силы и наоборот; единственная цель капитала – получение максимальной прибыли; заработная плата опреде­ляется только спросом и предложением на рынке труда; увеличение бо­гатства происходит через накопление капитала.

Гуверовский индивидуализм, в основании которого лежит старое кредо, “экономического человека” и абсолютной роли экономических мо­тивов, подпитывался идеей “американизма”. Слово “американизм” впер­вые изрек Г. Элджер, сторонник изоляционистских убеждений, уверенный в том, что счастье либеральной Америки заключается в отходе от за­гнивающего Старого света, который может только заразить своими бо­лезнями Америку. Но в силу обстоятельств Америка появилась на миро­вой арене в тот момент, когда войны превратились в революции, а ос­новным оружием стало оружие идеологическое. Поэтому одновременно с изоляционизмом присутствовала и идея мессианства. Так, Гувер в 1919-23 гг. руководил АРА. Организация “АРА” (сокращенно от англ. American Relief Administration “Американская администрация помощи”) была создана для оказания помощи европейским странам, пострадавшим в 1-й мировой войне. В 1921 в связи с голодом в Поволжье деятельность АРА была разрешена и в РСФСР.

Но это была эпоха, когда “ортодоксальный консерватизм торжест­вовал свой последний успех в 1920-е годы. То была его пиррова по­беда: экономический крах 1929-1933 гг. засвидетельствовал, что клас­сический индивидуализм зашел в тупик. Уже его главный адепт 1920-х годов. Г. Гувер пытался исповедовать концепцию “просвещенного инди­видуализма”, которая корректировала принципы неограниченной сво­боды”.1

Но встать на путь ревизии консерватизма Гувер так и не смог. Это осуществилось позднее, в 40-е гг., когда появилось течение но­вого или социально консерватизма. Социальный консерватизм противо­поставил старому индивидуалистическому кредо, возвеличивающему “эко­номического человека” и абсолютизировавшему роль экономических моти­вов, новый социальный консерватизм, взявший под защиту непреходящие человеческие ценности: семья, царьков, религия, гражданское общество с его разнообразными социальными ячейками и интересами, образование и мораль.

Эпохой “просперити” называют кратковременный период хозяйст­вен­ного подъема в США после первой мировой войны. В литературе под эпо­хой “просперити” чаще всего подразумевают нездоровое, сомнитель­ное процветание. Послевоенная Америка выходила в лидеры по темпам эконо­мического роста. Благодаря чему еще более упрочило свое лиди­рующее место в мире. К концу 20-х годов Америка производила почти столько промышленной продукции, сколько весь остальной мир. Это были, в самом деле, годы роста. Среднестатистический рабочий увели­чил свою зарплату на 25%. Уровень безработицы не превышал 5%, а в некоторые периоды 3%. Расцветал потребительский кредит. В 20-е годы, в период процве­тания, уровень цен был абсолютно стабильным. Темпы экономиче­ского развития США были самые высокие в мире.

По темпам научно-технического прогресса и производительности труда промышленность США далеко превзошла все остальные страны. Ав­томобильная промышленность, производившая ежегодно миллионы машин, создала в стране огромный рынок металла, нефти, резины, стекла и других материалов, а также мощнейшую инфраструктуру в виде бензоза­правочных станций, предприятий автосервиса, провоцировала небывалое шоссейное строительство. Внутренний платежеспособный спрос не поспе­вал за ростом производительности, и результатом вполне закономерно явилось перепроизводство. Чем выше был подъем, тем ниже оказался спад. В 1932 г. по сравнению с 1929 г. промышленное производство упала почти наполовину, и оказалось отброшенных на 20 лет назад. Число безработных составило 17 млн. человек — почти 14% населения. [4, с.93]

Экономика США в 20-е годы были переполнены исключениями из про­стых рыночных отношений. В промышленном производстве преобладали крупные корпорации, уже были приняты антимонопольные законы, созданы федеральные комиссии и комитеты по регулированию отдельных отраслей, создана Федеральная резервная система, словом, государство уже ак­тивно вмешивалось в экономическую жизнь. Эти и другие формы вмеша­тельства уже серьезно меняли традиционную веру в индивидуализм и свободный рынок. Но все же, в большинстве случаев считалось, что вмешательство, если и необходимо, то время от времени, и принцип laissez faire оставался господствующим.



Америка в 20-е гг. процветала, но рыночная экономика развива­ется циклично. Подъемы сменяются спадами, кризисами. Однако очевид­ная цикличность экономического развития, повторяющиеся каждые 8-10 лет фазы процветания, спада, кризиса и оживления считались до сих пор нормальным явлением со способностью к самоисправлению. Такое "благодушное" отношение к циклической динамике привело к катастрофе в 1929 г., ударившей по всей мировой экономике. Мировой экономиче­ский кризис был предопределен не только последствия войны (экономи­ческими потерями, разрывом традиционных экономических связей, долго­выми обязательствами и т.д.), но и тем, что война породила беспреце­дентный рост американской экономики и превратила США в мирового кре­дитора. Вся мировая экономика стала зависеть от благополучия амери­канской экономики. В 20-е гг. американская промышленность, растущая как на дрожжах, перешла на технологии массового производства, осно­ванные на использование поточных методов, конвейера. Но потребление отнюдь не стало массовым. Распределение национального богатства было крайне неравномерным, что не способствовало массовому спросу произ­водимой продукции. Крайне неустойчивой оказалась и финансовая сис­тема США. На Нью-йоркской фондовой бирже — крупнейшей в мире — воца­рилась в 20-е гг. невиданная горячка: повышение курса акций в тече­ние нескольких лет привлекло на рынок ценных бумаг громадные капи­талы. Когда же этот спекулятивный бум достиг своего предела, нача­лось обвальное падение курсов. С этого момента затрещала вся финан­совая система США, а вместе с ней и финансы остального мира.

3. Великая депрессия 1929-1933 годов и
обострение социальных противоречий

Стабилизация экономики в США до октября 1929 г. носила времен­ный харак­тер. В экономике начинали накапли­ваться проблемы, страна неуклонно сползала к глубочайшему экономическому кризису 1929-1933 гг. Прове­денные исследования показали, что "процветание" со­провож­далось не сужением про­пасти между бедно­стью и богатством, а ее рас­ширением. Для некоторых катего­рий населения "процветание" так и осталось недости­жимым фан­томом. Это относится к рабочим некоторых отрас­лей промышленности (добыча угля, боль­шинство отраслей легкой промышленности), мел­ким пред­прини­мателям, вытесняе­мым крупным капиталом и к ферме­рам. Сельское население нищало под уда­рами за­тяж­ного аграрного кри­зиса. "Ножницы" между ценами на про­мышлен­ные товары и сельско­хозяйственную про­дукцию все время раздви­га­лись, что вело к разорению и обезземеливанию ферме­ров. Оказавшиеся в тисках кризиса перепроиз­вод­ст­ва, больше всего заинте­ресованное в прави­тель­ствен­ном вмешательстве, фермерство и в це­лом аг­рар­ный сектор экономики были прообра­зом очень недалекого будуще­го всей экономики. Ущемление прав трудящихся, гонения на их ор­ганиза­ции, стачечную и политическую дея­тель­ность, безудержная проповедь индивидуа­лизма и ра­сизма, пре­зрение к неудачникам и обездолен­ным пустило глубо­кие корни, создавая условия, как выразился Рузвельт, возвращения эпохи "нового эко­номического феода­лизма" - аб­солют­ного, ничем не ограниченного произ­вола олигар­хической вер­хушки общества.

В 1929 г. продолжительность рабочего дня американского рабо­чего была больше, чем в других ин­дустриальных странах. Социального стра­хо­вания по безработице не существовало, в то время как в ев­ропей­ских госу­дарствах оно давно уже было. Исполь­зование детского труда, дискримина­ция черных и женщин ста­вили США вровень с самыми отсталыми страна­ми. В Аме­рике в годы "процветания" массы на­селе­ния оста­ва­лись во власти вопиющей нищеты и бесправия, глубина мас­штабы которых были неиз­вестны за пределами США.

В октябре 1929 г. на американскую экономику обру­шился глубо­кий экономический кризис, по масштабам не имевший себе равных в ис­тории. Великая депрессия 1929-1933 гг. — наиболее продолжительный экономи­ческий кризис в истории промышленно развитых стран. В ок­тябре 1929 г. произошла еще невиданная паника на Нью-Йоркской бирже, вызванная резким падением курса акций. Стоимость акций упала на 90%, массовое разорение мелких вкладчиков в США сразу же сказалось на торговле и промышленности. [4, с.93]

Кризис быстро распространился на другие страны, в первую оче­редь Великобританию и Германию, связанные взаимными финансовыми обя­зательствами с США. Падение производства в США оказалось большим, чем в других странах. Общий уровень промышленного производства в 1933 г. упал по сравнению с 1929 г. на 46%, a производственные мощ­ности оказались загружены всего на одну треть. Промышленность страны была отброшена белее, чем на 20 лет назад, к уровню 1911 г. Ввиду того, что кризис был мировым и охватил все страны без исключения, резко нарушились сложившиеся внешнеэкономические связи. Обороты внешней торговли США снизились в 3,1 раза.

Началом кризиса послужило внезапное беспрецедентное всеобщее падение курса акций, возникла биржевая па­ника, переросшая в даль­нейшем в длительную полосу все­стороннего экономического хаоса. Бир­жевая паника лишь внешне отражала наступление экономического кри­зиса, она сама была следствием нару­шения процесса воспроизводства, вы­звавшего обострение проблемы реализации и массовое относительное пе­репроизводство товаров. В силу трудностей сбыта и невозможности по­лучить где-либо кредиты по всей стране прокатилась волна бан­кротств. Согласно официальной статистике, за годы кризиса потерпели крах бо­лее 110 тыс. торговых и промышленных фирм, 19 крупных желез­нодорож­ных компаний, разорилось свыше 5760 банков, а вместе с ними и мил­лионы вкладчиков.

Начавшись в промышленности и кредитной системе, кризис охватил все другие отрасли хозяйства — строительство, транспорт, торговлю. Под влиянием резкого сокращения спроса на сельскохозяйственную про­дукцию начался сильнейший аграрный кризис. К 1934 г. сбор пшеницы упал на 36%, кукурузы—на 45%. Катастрофически сокраща­лись посевные площади. Резко упали цены: на пшени­цу и кукурузу — в 2,7 раза, на хлопок — более чем в 3 раза.

Неизбежным следствием явилось резкое ухудшение положения рабо­чих и фермеров. За годы кризиса реальная заработная плата рабочих - уменьшилась на 60%. Общее число безработных в 1933 г. достигло 17 млн. человек, В 1933 г. безработица в США составляла 24,9%, в 1937 — 14,3% и в 1938 – 19%. [3, с.152]

Валовой доход фермеров сократился более чем вдвое. Вследствие невозможности выплатить возникшие долги разорилось свыше 1 млн. фер­меров (считая членов семей), лишившихся собственности на землю. Де­сятки тысяч обездоленных фермеров бежали в города в поисках средств к существованию, пополняя ряды армии безработных. Положение безра­ботных было отчаянным. Не получая никакой помощи от государства, при отсутствии какого-либо социального страхования, безработные вынуж­дены были нищенствовать и голодать. Выселенные за неплатеж из своих квартир, они селились на окраинах городов, где возникали выстроенные из ящиков и строительных отходов так называемые "бидонвилли" ("по­селки президента Гувера").

Кризис 1929-1933 гг. внешне проявлялся в перепроизводстве про­дукции - в чрезмерном количестве товаров, поступавших на рынок. Изо­билие было лишь кажущимся. Перепроизводство возникло не в результате обеспечения потребностей, а вследствие низкой покупательной способ­ности населения. Склады ломились от обилия нереализованных продук­тов. В своих попытках сдержать падение цен и сократить товарные за­пасы - сжигали пшеницу, выливали цистерны с молоком.

От кризиса пострадали главным образом мелкие и средние фирмы. Что же касается монополий, то они смогли выстоять и справиться с возникшими затруднениями. Обладая крупными капиталами и резерва­ми, корпорации сокращали производство, приспосаблива­лись к рынку, тор­мозили падение цен. При этом, восполь­зовавшись положением своих конкурентов, они сумели их поглотить и выйти к концу кризиса с еще более расширившимися возможностями. Прежде самостоя­тельная метал­лургическая компания "Янгстаун" была, на­пример, захвачена “Бетлехэм стил”, автомобильная фир­ма “Студебеккер” — концерном “Дженерал мо­торз”.

Правительство Г.Гувера пыталось ослабить действие кризиса пу­тем оказания финансовой по­мощи банкирам и промышленникам. Была соз­дана “Рекон­структивная финансовая корпорация”, кредитовавшая кампа­нии, чтобы спасти их от банкротства. Тщетно пыта­лось изъять с рынка из­лишки сельскохозяйственной продукции образованное правительством “Федеральное фер­мерское бюро”, оказавшее практически помощь лишь круп­ным фермерам. В 1930 г. был принят высокий таможенный тариф, способст­вовавший резкому сокращению ввоза в США товаров из-за гра­ницы. Все эти мероприятия, однако, не могли остановить продолжавшего стихийно развивающегося экономического кризиса.

Складывалась ситуация, когда за год потребляется больше капи­тала, чем производится. В этих условиях, чистые инвестиции имеют знак минус, а в экономике происходит деинвестирование, т.е. сокраще­ние инвестиций. В США имелось больше производственных мощностей, чем она использовала в текущем производстве. В результате стимулы к за­мещению изношенного капитала, а тем более к созданию дополнительного капитала были очень малы, либо вовсе отсутствовали.

Не вдаваясь в подробности и не обсуждая различные оценки той ситуации в деталях, попытаемся воспроизвести картину того, что же произошло в действительности. С одной стороны было достаточно оче­видно, что к началу 1928 г. экономика приблизилась к нормальному циклическому падению деловой конъюнктуры. Но беда была в том, что до 1928 г. почти никто уже не следил за экономическими показателями, а уже с 1926 г. начал сокращаться объем жилищного строительства, па­дать объемы продаж автомобилей, главного товара длительного пользо­вания, сокращались производственные капиталовложения. Все взоры были прикованы к фондовому рынку, на котором, вопреки общему экономиче­скому спаду, со второй половины 1928 г. начался настоящий бум. Но главное объяснение - это неразумные экономические мероприятия госу­дарства. Во-первых, Федеральная резервная система, отвечающая за контроль над ростом денег и кредита, предприняла в 1927 г. меры по увеличению денежной и кредитной эмиссии именно тогда, когда экономи­ческие показатели обещали спад. Это была первая попытка противосто­ять экономическому циклу за все 30 лет существования ФРС. Поначалу казалось, что с помощью кредитной эмиссии (объем кредитования увели­чился в несколько раз) удаться избежать спада. И, несмотря на корот­кое оживление начала 1929 г., основная часть всех кредитов досталась рынку ценных бумаг: ушли на биржевые спекуляции.



Таким образом, можно утверждать, что экономический рост 20-х гг. сопровождался и рядом негативных социальных последствий. Рост богатства нации не сопровождался сколь-нибудь существенным измене­нием традиционных форм его распределения. В результате плоды эконо­мического роста пожинались преимущественно верхним классом, в первую очередь монополиями, а средние и низшие классы оказывались в роли экономических неудачников. [7, с.313]

В результате страна была ввергнута в во­до­во­рот мирового экономи­ческого кризиса. Ла­вина бан­кротств, падение производства (самая низкая отметка - в 1932г.), многомиллион­ная армия безработ­ных обнажили глубину соци­ального нера­венства. Государственная по­литика в социальном страховании на протя­жении де­ся­тилетий выража­лась формулой "твердого инди­видуа­лизма", что означает, что забота о миллио­нах жертв кризиса является их личным делом или, в крайнем слу­чае, делом местных властей и част­ных благотворитель­ных фондов.

И хотя ранее консервативная доктрина государственного невмеша­тельства в рыночный процесс и социальные отношения являлась офици­альным кредо американского правительства и обеих главных партий — республиканской и демократической, тяжелая экономическая ситуация требовала пересмотра этих взглядов.

4. Реформы администрации ф. Рузвельта “Новый курс”,
их результат и значение

Ситуация в экономике в период Великой депрессии была критиче­ской и говорить о саморегуляции экономики рыночным механизмом было уже нельзя. Факты на каждом шагу опровергали классическую теорию, необходимо было строить новую торию, которая указала бы путь выхода из такого глубокого кризиса. Такие проницательные политики как Ф. Рузвельт, интуитивно искали выход из кризиса в государственном регу­лировании экономики, развертывании общественных работ, чтобы сокра­тить безработицу и увеличить государственные расходы для подъема на­ционального производства. [5, с.241]

Рузвельт Франклин Делано (1882-1945), 32-й президент Соединен­ных Штатов Америки (1933-1945). Рузвельт единственный в истории США человек, четырежды избиравшийся на пост президента. Пробыв два срока на посту губернатора, Рузвельт приобрел весьма ценный опыт, приго­дившийся ему в годы президентства. В 1931 г., в момент обострения экономического кризиса, он создал в штате Временную чрезвычайную ад­министрацию по оказанию помощи семьям безработных. Его имя прочно ассоциируется с реформами Нового курса. Новым курсом сочетал меры по усилению государственного регулирования экономики с некоторыми ре­формами в социальной области.

Весна 1933 г. вынудила новую админист­ра­цию Рузвельта дейст­во­вать реши­тельно. Стало известно, что во многих штатах, объявив о банкротстве, за­кры­лись все банки. Деловая жизнь едва тепли­лась. Закрытие банков грози­ло полным экономи­ческим крахом. Страх перед буду­щим охватил миллио­ны людей. Огромные толпы осаж­дали банки, требуя возврата вкладов. За­крывались предприятия, школы, муници­па­литеты. Первоочередной задачей кабинета был бан­ков­ский кризис. Декретом президента объявлено о четы­рехдневном принудительном за­крытии бан­ков, запрете вывоза из США золота, серебра и бумаж­ных денег. Рузвельт добился своего - через не­сколько дней ста­бильность банковской сис­темы была восста­новлена.

В мае Рузвельт подписал закон о создании Федеральной чрезвы­чайной администрации помощи голодным и безработным. Был принят Закон о рефинансировании фермерской задолженности, а также Закон о восста­новлении сельского хозяйства, который предусматривал государственный контроль объема производства сельскохозяйственной продукции. Руз­вельт считал наиболее перспективным Закон о восстановлении промыш­ленности, который предусматривал целый комплекс правительственных мер по регулированию промышленности. В 1935 г. были проведены важные реформы в области труда (закон Вагнера о регулировании трудовых от­ношений), социального обеспечения, налогообложения, банковского дела и т.д.

Следующая победа на выборах 1936 г. позволила Рузвельту в 1937-1938 гг. продвинуться в области гражданского строительства, за­работной платы и трудового законодательства. Принятые Конгрессом по инициативе президента законы являлись смелым экспериментом государ­ственного регулирования с целью изменения распределительного меха­низма экономики и социальной защиты населения.

Рузвельт ни в коей мере не собирался пре­образовать экономиче­ский строй США и изменить систему экономических отношений. Наоборот, вся его деятель­ность была направлена на восстановление и укрепление этой системы. В то же время, будучи гибким и трез­вым политиком, Ф. Рузвельт был вынужден пойти на неко­торые уступки, проводил соци­ально-экономические реформы в надеж­де избавиться от угрозы нового кризиса, осуществил важные мероприятия в области внешней политики. Поэтому Новый курс Ф. Рузвельта, по словам У. Фостера, под­держивала основная масса рабочих, фермеров и мелких компаний, и это свидетель­ствовало о его известной про­грессивности. Однако нельзя не учиты­вать, что власть мо­нополий в стране нисколько не была ущемлена, они еще более расширили свое господство в экономической и полити­ческой жизни и увеличили получаемые прибыли.

Вся беда современного капитализма, по мнению Ф. Руз­вельта, со­стояла в перепроизводстве товарной продукции. Однако причину пе­ре­производства он видел в расстройстве сферы обращения. В связи с этим Ф. Рузвельт при осуществлении политики Нового курса обращал особое внимание на область кре­дита и торговли.

“Проблему реализации”, как считал Ф. Рузвельт, мож­но было раз­решить путем сокращения избыточного произ­водства и повышения цен, а также путем достижения “пол­ной занятости”, т.е. ликвидировав безра­ботицу, благодаря чему увеличился бы покупательский спрос. Од­нако “пол­ную занятость” возможно было обеспечить, лишь полно­стью загру­зив имеющиеся производственные мощности, что зависело, в свою оче­редь, от наличия у предприятий необ­ходимых финансовых средств и достаточно емкого внутрен­него рынка.

Поэтому в системе Нового курса главными мероприя­тиями явля­лись: оказание поддержки пошатнувшейся фи­нансово-банковской системе и гибнущим промышленным и торговым предприятиям при помощи крупных займов и суб­сидий, стимулирование частных капиталовложений, а также попытки поднять резко упавшие цены путем девальвации доллара и уси­ления инфляционных тен­денций.

Для регулирования экономики были приняты “Закон о восстановле­нии национальной промышленности” (НИРА) и “Закон о регулировании сельского хозяйства” (ААА). В соответствии с этими законами было осуществлено при­нудительное картелирование промышленных предприятий и государственное регулирование уровня промышленного производства в целях его сокращения. Вся промышленность США была разделена на 17 групп, в каждой из которых были введены так называемые “кодексы че­стной конкурен­ции”, которые определяли единую политику цен, фикси­ро­вали размеры производства для каждого предприятия, рас­пределяли рынки сбыта между участниками и устанавли­вали уровень заработной платы рабочих.

В области сельского хозяйства Новый курс состоял в попытках ос­тановить процесс разорения фермеров, и под­нять цены на сельско­хо­зяйственную продукцию путем со­кращения производства и уменьшения посевных площадей, за что фермерам выплачивались премии. Аграрная политика Ф. Рузвельта была на руку круп­ным фермам, которые могли сравни­тельно безболезненно сократить часть своих посевных площадей. Эти фермы, пользуясь правительственными субси­диями, в большом коли­честве приобретали сельскохозяй­ственные машины и химические удобре­ния, что повышало производительность труда и урожайность, и позво­ляло со­хранить размеры производства на прежнем уровне. Бла­годаря этому процесс концентрации земельной собственно­сти усилился, о чем свидетельствовало сосредоточение к 1940 г. в руках 1,6% общего числа ферм 34 % сельскохо­зяйственных площадей. В то же время 38% ферм ис­поль­зовало менее 5 % этих площадей, и эту группу ферм пра­вительст­венная помощь, как правило, обходила.

Закон о восстановлении промышленности состоял из трёх частей. Первая часть предусматривала введение “кодексов честной конкурен­ции”. Они охватывали 95% промышленности США. Это было принудительное ограничение конкуренции. Второй раздел закона регулировал отношения между предпринимателями и рабочими. Третья часть антикризисных мер предусматривала крупные ассигнования на общественные работы и строи­тельство государственных промышленных, военных и других объектов. Эти меры не только стабилизировали ситуацию, но и стимулировали рост.

Новый курс предусматривал также ряд социальных мероприятий, на­правленных, прежде всего на сокращение безработицы. Была принята программа общественных ра­бот (строительство автострад, аэродромов, мостов и т.д.) с привлечением безработных. Была введена система вы­да­чи минимальных пособий бедствующим безработным. В июне 1935 г. был принят закон Вагнера “О трудовых отношениях”, который запрещал преследование рабочих за создание профсоюзов и участие в стачках и подтверждал право рабочих заключать с предпринимателями коллектив­ные договора. Для урегулирования споров между рабочи­ми и предприни­мателями вводился принудительный арби­траж.

В конце 1936 г. экономика начала медленно оживать, и все на­деялись, что худшее уже позади. Однако оживление было кратковремен­ным. Рузвельт, еще веривший в сбалансированный бюджет, сократил го­сударственные расходы, как только экономика пошла вверх, и вслед за этим снижением государственных расходов последовал новый спад, еще раз потрясший экономику. Наверное, самым важным результатом спада 1937-1939 гг., и стала популярность Кейнса. Более того, Кейнс прямо предсказывал в 1937 г., что действия Рузвельта по сокращению расхо­дов вызовут спад. И в самом деле, нечасто создатель экономической теории получает подтверждение своих идей так быстро. В итоге тот взгляд, что дефициты во времена спадов хороши, поскольку они стиму­лируют производство и занятость — приобрел статус государственной доктрины.

Экономическая политика Ф. Рузвельта не смогла спасти страну от очередного эко­номического кризиса, наступившего в 1937 г. и вновь пора­зившего экономику США сильнее других стран. За два года уровень промышленного производ­ства в США упал на 21 %. Кризис 1937—1938 гг. вновь отбросил американскую экономику на полтора десятка лет назад.

Экономическая политика Ф. Рузвельта оценивается весьма проти­воречи­во. Сторонники свободной конкуренции ее безудержно руга­ют за нарушение старых принципов свободного предпри­нимательства. Защит­ники идеи регулируемого капитализма столь же безоговорочно ее хвалят и критикуют лишь недо­статочно решительные действия в этом направле­нии. В годы президент­ства Ф. Рузвельта федеральное правительство впервые в условиях мирного времени стало играть в экономике зна­чи­тельную роль.

Одна из существующих ныне оценок — Новый курс, обеспечил выход из кризиса. В самых общих чертах государственное вмешательство имело целью оживить производство через рынок, путем роста платежеспособ­ного спроса. Для этого людям были предоставлены денежные средства, устанавливалась любым путем занятость. Выдавались крупные займы и субсидии гибнущим предприятиям, проводилась стимулирование налого­выми льготами частных инвестиций, организовывались общественные ра­боты (особенно дорожное строительство) для безработных, проводилось даже провоцирование инфляции при помощи эмиссии необеспеченных дол­ларов в целях оживления спроса. [4, с.93]

Другая оценка — Несмотря на некоторое оживление после 1938 г. именно развитие событий, сила вещей, а не Кейнс и не "новый курс" вытащили США из депрессии. Причина в том, что люди, уставшие от по­стоянной безработицы, хватались за любую работу, даже с небольшой оплатой. К тому же риск снова потерять работу заставлял людей делать своё дело не только как можно качественнее, но и как можно быстрее. Немалую роль сыграла и научно-техническая революция, которая полу­чила в те годы в США наибольшее распространение и развитие. Кроме того, с начала второй мировой войны США, еще не будучи втянуты в войну, снабжали союзников всем необходимым. Война в Европе представ­ляла собой гигантский рынок сбыта для военной продукции.

Но, так или иначе, после экономического кризиса 1929-1933 гг. эко­номика США начала развивать очень бурными темпами, производи­тель­ность труда росла, чуть ли не в геометрической прогрессии, а соот­ветственно вместе с ней рос и реальный ВНП. Нового курс демо­крати­ческой направленности сыграл выдающуюся роль в ста­билизации эконо­мической и социальной ситуации в США в период после глубокого эконо­мического кри­зиса. Этот курс, позволил избежать еще более тяжких социально-политических потрясе­ний.

Первая мировая война привела к кардинальным изменениям на по­ли­тической и экономической арене мира. За годы войны США увеличили свое национальное богатство, сконцентрировав за счет продажи воору­жения у себя около половины мировых запасов золота. Укреплению пози­ций США в мире способствовал и подъем ее экономики в 20-е гг. Но в те годы сохранялась искусственная изоляция США от европейских и ми­ровых дел. Республиканцы, стоявшие у власти в США, проводили изоля­ционистский курс, явно не соответствующий роли США в мировых делах.

Америка в 20-е гг. процветала, но рыночная экономика развива­ется циклично. В экономике начинали накапливаться проблемы, страна неуклонно сползала к глубочайшему экономическому кризису 1929-1933 гг. Подъем сменился кризисом, перекинувшим на другие страны и полу­чившим название Великой депрессии. Мировой экономический кризис был предопределен не только последствиями войны (экономическими поте­рями, разрывом традиционных экономических связей, долговыми обяза­тельствами и т.д.), но и тем, что война породила беспрецедентный рост американской экономики и превратила США в мирового кредитора. Вся мировая экономика стала зависеть от благополучия американской экономики.

Консервативная доктрина государственного невмешательства в ры­ночный процесс и социальные отношения являлась официальным кредо американского правительства и обеих главных партий — республиканской и демократической, но тяжелая экономическая ситуация требовала пере­смотра этих взглядов. Так появился Новый курс Рузвельта

С точки зрения классического либерализма казалось, что Новый курс — это отступление от основных принципов либерализма, так как предусматривал элементы государственного регулирования экономики страны. Но на практике они были более радикальны, чем их либеральные предшественники, что было обусловлено принципиально новыми историче­скими обстоятельствами:

    Во-первых. Рузвельт и его соратники действовали в условиях эконо­мического коллапса классического капитализма.

    Во-вторых, либерализм имел дело с вызовом советского социализма и германского фашизма, которые небезуспешно внушали массам мысль, что только тоталитарные системы способны покончить с безработицей, угрозой перепроизводства, необеспеченной старостью, нищетой.

Рузвельт проявил себя как неординарный, гиб­кий политик, тонко чув­ствующий ситуацию, способ­ный верно угадывать тенденции и свое­вре­менно и точно реагировать на изменение на­строе­ние всех слоев обще­ства. Руз­вельт делал все, чтобы со­хранить и развить суще­ст­вующий общественно-экономический строй в стра­не и укрепить домини­рующее положение США в мире.

Недавно в США обнародован рейтинг президентов. Рейтинг был со­ставлен на основе результатов опроса 58 самых авторитетных и влия­тельных историков США.

После подсчета баллов список возглавили такие легендарные фи­гуры, как А. Линкольн, Ф. Рузвельт и Д. Вашингтон. В последней де­сятке — Г. Гувер, чье президентство пришлось на тяжелый период Вели­кой депрессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    “Новый курс” Рузвельта. Послание Ф.Д. Рузвельта конгрессу (17 мая 1933г.) //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие /Под ред. проф. З.М. Черниловского - М., 1994.- 413с.

    Закон о восстановлении национальной экономики (16 июля 1933г.) //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. посо­бие /Под ред. проф. З.М. Черниловского - М., 1994.- 413с.

    Костюк В.В. История экономических учений: Курс лекций - М.: Изд-во “Центр”, 1997.- 223с.

    Лойберг М.Я. История экономики: Учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 1998.- 128с.

    Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики – М.: ЮНИТИ, 1994.- 319с.

    РУЗВЕЛЬТ Франклин Делано /Сост. В.В. Носков //МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ “Кирилл и Мефодий”

    Харц Л. Либеральная традиция в Америке. Пер. с англ. /Общ. ред. Соргина В.В. – М.: Прогресс-Академия, 1993.- 400с.

    Экономическая история: Учеб. пособие /В.Г. Сарычев, А.А. Успен­ский, В.Т. Чунтулов - М.: Высшая школа, 1985.

1 Харц Л. Либеральная традиция в Америке. – М., Прогресс – Академия, 1993г — 400с, с.322