Экономическая политика Павла I

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ТОНКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

им. ЛОМОНОСОВА

ПРЕДМЕТ: ИСТОРИЯ РОССИИ

РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ

"ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I"

Студентки I-го курса

Естественно-научного факультета (Е-130)

БУВАНОВОЙ Марианны Владимировны

- 2 -

 _Содержание

I. Состояние России к 1796 г. ..................... 3

II. Крестьянский вопрос и меры по его решению при

Павле I ........................................... 8

III. Торговля при Павле.

Деятельность коммерц- коллегии ................... 16

IV. Промышленность .................................... 23

V. Финансовая политика ................................ 28

VI. Итоги и выводы .................................... 34

Список используемой литературы ........................ 36

Примечания ............................................ 37

 _I. Состояние России к 1796 году.

В этой части работы рассмотрим общее экономическое положе- ние России в конце 18 века и политику правительства Екатерины II в сфере экономики. Обратимся к некоторым статистическим данным. К началу 1796 года в стране насчитывалось 40 млн. человек. Плотность населения была далеко неравномерной. Большая часть россиян проживала в за- падных и Юго-западных губерниях, 1/3 - в Нечерноземном центре, на всю Сибирь едва набирался миллион жителей. Из 40 млн. около 400 тыс. составляли дворяни. Приблизи- тельно можно указать и уровень "дворянского" благосостояния: на одного помещика приходилось в среднем 100-150 крепостных, что составляло 400-500 рублей годового оброка. Столько же получали чиновники 8 класса и штаб-офицеры. К концу царствования Екатерины II в стране насчитывалось 610 городов. Число городских жителей составляло всего 6% от об- щего населения страны. В одной деревне в среднем проживало 100-200 человек.

Из каждой сотни 62 крестьянина были крепост- ными. На всю империю приходилось примерно 100 тыс. деревень и сел. Если говорить о благосостоянии крестьян, то 80% из них были середняками. "Кто имел сто рублей считался богатеем беспример- ным". 17 коп. тратил на покупки среднестатистический житель им- перии (через полвека будет в 20 раз больше). Это только один из немногих показателей, отражающих слабую товарность страны. В области внутренней политике в последние 10 лет правления - 4 - Екатерины II ее правительство не проявляло никакой особой деятельности. Так, в частности, губернская реформа 1775 года, которая затянулась на 20 лет, продолжала занимать внимание правительства и требовала ряда отдельных мероприятий по преобразованию учереждений во вновь образовавшихся губерниях. Были приняты некоторые меры технического порядка, однако ничего творческого они в себе не заключали. Подобная участь ждала и многие другие Екатерининские преобразования. Большинству из них не хватало стройного завешения. Не было все благополучно и в экономической жизни России. По словам исследователя финансовой политики Екатерины II Н.Д.Чечулина, за треть века страна эконо- мически развивалась очень медленно, производительные силы были предоставлены сами себе, никаких новых отраслей хозяйства, никаких улучшений промышленной техники в это время нельзя было заметить. Государственные доходы, если иметь в виду только абсолют- ные цифровые данные, как будто возросли. Бюджет с 30 млн.руб. поднялся к концу правления Екатерины до 70 млн. Но этот под'ём, в отличии от Ключевского и многих других историков, Н.Д.Чечулин об'ясняет не обогащением государства и повышением благосостояния населения, а простым увеличением количества налогоплатильщиков, благодаря присоединению новых территорий и росту населения с одной стороны, и повышением налогов, с другой стороны.

Кроме того, отрицательной стороной Екатерининского царст- вования были хронические дефициты. Для покрытия их впервые стали прибегать к систематическим займам, как внутренним, так и внешним. В результате появился довольно солидный долг около 200 млн. рублей, почти равный трём годовым бюджетам. Таким образом, на последующие поколения была взвалена тяжесть, которая требо- вала, кроме погашения долга, еще уплаты процентов. Хуже всего было то, что займы постоянно растрачивались, а дифицити остава- лись. Расходы превышали доходы, требуя все новых и новых задолж- ностей, и повышения налогов. Екатерина оставила своему преемнику огромный долг и постоянный дефицит гос.бюджета - проблема, с ко- торой не мог справиться и Павел I. Несколько лучше обстояли дела в промышленности. Созданная Петром I фабрично-заводская отрасль поднялась на значительную высоту. Как выгодная хозяйственная операция, сулящая крупные доходы, она привлекла к себе внимание дворян, которые и запол- нили собой во второй половине 18 века ряды фабрикантов и завод- чиков, вытеснив в значительной мере прежнее купечество. Коли- чество фабрик сильно возросло, и если в момент вступления на престол Екатерины II в России насчитывалось 984 фабрики и заводов (не считая горных), то в 1796 году их было 3161. Правда, некоторая часть этих фабрик была приобретена благодаря присое- динению Польши, где было много своих предприятий. Этот под'ем фабрично-заводской промышленности оживил и мелкое кустарное производство, т.к. в 18 веке, по словам Туган-Барановского, "фабрика и кустарная изба мирно уживались друг с другом, почти не конкурируя между собой, причем фабрика являлась технической школой для кустаря". Успехи и той и другой промышленности отчасти об'ясняются тем, что правительство Екатерины, как под влиянием физиократов, так и по настоянию дворянства, ослабило прежнюю систему чрезмер- ного покровительства и правительственной опеки по отношению к фабрикам. Правительство пыталось рядом мер освободить промышлен- ность и внутреннюю торговлю от монополий и стеснений, и вместе с тем, поощрить мелкую крестьянскую промышленность, которой была - 6 - предоставлена полная свобода, согласно манифесту 17 марта 1775 года и жалованным грамотам 1785 г. Только к концу царствования Екатерины несколько усилилась прежняя покровительственная система по отношению к фабрикам, а тариф 1793 года ограждал отечественную промышленность от иностранной конкуренции. В отношении торговли вторая половина 18 века несла за собой значительные колебания. Русское правительство в силу тре- бований внутренней экономической политики и дипломатических соображений переходило то от запретительной системы к определен- но выраженной свободной торговле, то снова возвращалось к идеям меркантилизма, восстанавливая покровительство над отечественной торговлей и повышая тарифы. Характерным показателем того, как дипломатические отношения влияли на торговлю и тариф, служит манифест 8 апреля 1793 года, в котором запрещался вывоз из России во Францию всех русских товаров и ввоз в страну любой французской продукции. Правда, при издании этого манифеста определенную роль играли и соображения экономические. Прави- тельство надеялось таким путем поддержать пошатнувшийся балланс, складывающийся не в пользу России, но политические мотивы сказались, конечно, в большей степени. Екатерина II относилась с раздражением к Французской революции и приведенными экономичес- кими мерами хотела довести Францию до банкротства. По словам Н.Д.Чечулина, запрет 1793 года был "первым в нашей истории 18 века случаем, когда политические соображения повлияли непос- редственно на постановления о заграничной торговле".

Конец царствования Екатерины был временем возвращения к запретительным мерам, правда, в довольно умеренной форме. Если говорить в целом о развитии страны в конце 18 столетия. то, можно отметить, что стремительное развитие произ- - 7 - водительных сил в начале века стало медленно затихать. На уровень европейских держав Россия так и не поднялась, оставаясь целиком аграрной страной со слабо развитыми внутренними эконо- мическими связями. Безусловно, появилась необходимость преобра- зований и, прежде всего, это касалось положения крестьян. Кре- постное право было настоящим бичом российской экономики. - 8 -  _

II. Крестьянский вопрос и меры по его решению при Павле I

Как отмечают многие историки, царствование Екатерины II было временем наибольшего расцвета крепостничества. Начав с тео- ретического протеста против крепостного права в черновиках "На- каза", Екатерина кончила заявлением, что "лучше судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной". В бытность свою цесаревичем Павел не раз говорил о бедст- венном положении русского крестьянина и необходимости улучшения его жизни. По мысли Павла, в целях устранения причин народного недовольства следовало бы "снять с народа излишние налоги и пре- сечь наряды с земли ". И действительно, в первые же дни Павловского царствования была облегчена рекрутская повинность. Указом от 10 ноября 1796 г. был отменен набор, об'явленный Екатериной (подобная отмена произошла и в 1800 г.). Армия с 500 тыс. сократилась до 350 тыс. человек. 12 ноября 1796 г. на Совете Его имп. В.-ва был принят указ о замене хлебного сбора 1794 года "по причине неудобств в приеме" умеренной денежной податью, "считая по 15 коп. за четверик" и начиная сбор со следующего 1797 года. Вслед за этим была понижена цена на соль; прощение недоимок по- душной подати на огромную сумму в 7 млн. руб., что составляло 1/10 часть годового бюджета. Целая серия указов была направлена на устройство хлебных магазинов для голодных годов. Однако, крестьяне, принужденные нести в эти склады часть собранного хлеба, не были уверены, что в случае голода найдут там зерно. Поэтому отдавали его неохотно, часто утаивая. В результате, - 9 - когда в 1800 г. в Архангельской губернии случился страшный голод, магазины оказались практически пустыми. Кроме узакони- вания и мер, направленных по отношению ко всему крестьянскому населению, следует отметить некоторые мероприятия, связанные с главными группами крестьянства: 1 - удельными, 2 - казенными, 3 - фабрично-заводскими, 4 - помещичьими. 1. Удельные крестьяне. Удельные крестьяне появились в кругу дворцового ведомства благодаря "учреждению об императорской фамилии" 5 апреля 1797 года. Смысл этого законоположения сводился к следующему: 1 - следовало обеспечить крестьян землей и правильно распределить ее между ними; 2 - поднять крестьянское хозяйство улучшеной техни- кой, развитием ремесел, устройством фабрик; 3 - организовать сборы и отбывание повинностей на новых началах, имея в виду равномерное распределение труда; 4 - установить и привести в порядок сельское управление.

Когда было предпринято обособление удельных, то выяснилась нехватка земель для многих селений. Поднялся вопрос, можно ли отмежевывать земли от казенных крестьян и снабжать ими удельных, либо земли должны приобретаться, как сразу предполагалось, удельным ведомством. Указом 21 марта 1800 года удельным крестья- нам было дано важное право - покупать земли у частных владель- цев, с условием, чтобы купчая была совершена на имя департамента уделов. Право же пользования землей предоставлялось "единственно купившему таковую землю" сверх той доли, которая приходилась ему при разверстке земель всего населения. Известно, что не одно земледелие, но и работа "на стороне" - 10 - составляли занятия удельных крестьян. Последнее стеснялось пас- портной системой и обязательством явки паспорта в удельную экс- педицию. Указом 2 марта 1798 г. было установлено выдавать проме- жуточные паспорта удельным крестьянам, что не только значительно облегчало уход селян на заработки, но и выход их в купечество. В виду того, что в это было усмотрено "согласие общественной пользы с приращением дохода", указом 22 октября 1798 г. велено было увольнять удельных поселян в купечество "по праву" за вып- лату выкупной суммы, назначенной мирским приговором и утвержден- ной департаментом. 2. Казенные крестьяне. Те же основные вопросы о земле и самоуправлении, но гораз- до шире поставленные, трактовались в многочисленных указах и мероприятиях правительства, касавшихся крестьян казенного ведомства. В течении 18 века в законодательстве выработалось понятие поземельного надела для государственных поселян разных наименований, который был бы достаточен для прокормления крестьянина с семьей и давал ему возможность платить подати и отбывать государственные повинности. Таким наделом был признан 15-десятинный участок на каждую ревизскую душу.

В целях действительного выполнения указов о наделении крестьян землей, Павел в конце 1799 г., рассылая сенаторов для осмотра губерний, особым пунктом инструкции предписывал: "взять сведения", достаточно ли земли у крестьян, "сделать мероположе- ние" для предоставление о том сенату и выяснить вопрос о переселении поселян с малоземелья на пустопорожние земли. Рапор- ты сенаторов вскрыли одно печальное обстоятельство: земельного - 11 - фонда, необходимого для обеспечения крестьян 15-десятинным наделом, у казны не было, даже несмотря на то, что в круговорот раздачи пустили оброчные земли и леса. Выходом из такого положения стало понижение надела до 8 десятин и установление следующих правил: 1 - наделять крестьян землей по 15 десятин там, где ее достаточно; 2 - где земли не достает, установить 8-десятинную норму тем, кто имеет меньше того; 3 - при малозе- мелье желающим предоставить возможность переселения на другие территории.

Другой важной стороной Павловских мероприятий относительно казенных крестьян следует признать нормировку сборов. Указом N18 в декабре 1797 г. оброк со "всех поселян казенного звания" был повышен, но не в одинаковой мере. В 1783 г. он был установлен в виде равномерного сбора в размере 3-х руб., в 1797 г. все губернии были распределены на IV класса. В зависимости от этого поселяне должны были платить разный оброк "по свойству земли, изобилия в ней и способам для обитателей к работам". В губерниях I кл. - оброк, вместе с прежним, составил 5 руб., во II кл. - 4,5 руб., в III кл. - 4 руб., в IV кл. - 3,5 руб. Подобная гра- дировка держалась и в последующее время. Мотивами к повышению сбора, кроме потребностей в новых источниках дохода, были следующие обстоятельства, указанные в законе 18 декабря 1797 г.: "цены вещам несравненно возвыси- лись... поселяне распространили свои прибытки". Формулировка, как видно, довольно туманная, что, вообще, свойственно для многих Павловских указов. И все же главной причиной поднятия налога следует считать плохое финансовое положение государства (эта проблема будет рассмотрена ниже в главе "Финансовая полити- ка"). - 12 - Следует отметить так же, указ 21 октября 1797 г., которым было подтверждено право казенных крестьян записываться в купе- чество и мещанство. 3. Фабрично-заводские крестьяне. Число фабрично-заводских крестьян при Павле несколько уве- личилось. Указом от 16 марта 1798 г., "во избежании злоупотреб- лений и поощрения промышленности ради", фабрикантам и заводчикам из купцов было разрешено приобретать к своим предприятиям крестьян с тем, чтобы купленные "всегда были при заводах и фаб- риках неотложно".

Хотя этот закон находился в несоответствии с намерениями Павла разрешить судьбу приписных крестьян, но это действие было вызвано частью теми злоупотреблениями, которые случались при запрещении купцам покупать крестьян для фабрик, а частью тем, что промышленность требовала рабочих рук, которых вольнонаемным путем найти было чрезвычайно трудно. Все это зас- тавило правительство двигаться по проторенному пути при создании новых казенных заводов и фабрик, приписывая к ним крестьян. Надо отметить, что Павел пытался ослабить тяжесть такой приписки, издавая указы облегчающие труд приписных крестьян. К примеру, в указе о приписке к фаянсовой фабрике говорилось, чтобы приписано было лишь требуемое число рабочих, "целыми семьями", а после отработки податей заработанные деньги "сверх того выдавать им (крестьянам) из доходов фабрики. Указом 16 марта 1798 г. предпи- сывалось при покупке крестьян к частным фабрикам, чтобы их количества "годных к работе дней половина шла на заводские работы, а другая половина на крестьянские". Впрочем, эти постановления не касались сущности дела - - 13 - фабрично-заводские крестьяне оставались по-прежнему в тяжелом положении. Попыткой разрешить их судьбу явился проект директора бергколлегии М.Ф.Соймонова. В этом документе предлагалось снаб- жать фабрики и заводы "непременными работниками", остальных же крестьян от заводсих работ освободить окончательно. В именном указе по этому поводу читаем: "К особенному удовольствию найдя, что все предложенные им (Соймоновым) средства суть самая соот- ветственнейшая намерению Нашему освободить от заводских работ крестьян... Повелеваем: 1 - укомплектовать заводы непременными мастеровыми, взяв по расчету из 1000 душ 58 человек, годных к работам; 2 - всех прочих, сверх комплекта, освободить от заводс- ких работ, причислив к разряду крестьян государственных и проч" (9 ноября 1800 года). Именно при Павле приписные крестьяне были наконец освобождены от тяжелых обязательных работ. 4. Помещичьи крестьяне. В отношении данной группы крестьян можно выделить лишь не- большое количество указов, изданных правительством Павла. Среди них: указ 16 октября 1798 г. о непродаже малороссийских крестьян без земли, 16 февраля 1797 г. о непродаже дворовых людей и без- земельных крестьян "с молотка или с подобного на сию продажу торга", об "изыскании с помещиков долгов казенных и частных" (указом 28 января 1798 г. постановлено: "оценивать их (крестьян) по работе и по тому доходу, каковой каждый из них чрез искусст- во, рукоделие и труды доставляется владельцу, брать их в казну, принимая оный процентом с капитала, который и засчитывать в казенный долг"); о передаче крестьян без раздробления семейства от 19 января 1800 г. Вот практически все, что было сделано - 14 - правительством для помещичьих крестьян.

Отдельного разговора заслуживает манифест 5 апреля 1797 г., ставший первой попыткой законодательства встать между поме- щиком и крестьянином в отношении упорядочивания труда. Манифест 5 апреля 1797 г. устанавливал норму барщины в размере трех дней. Указ был об'явлен в день коронации и, можно предположить, являлся простой милостью крестьянам, однако по своему значению его оценивают, как одно из главных преобразова- ний всего Павловского времени. В манифесте две идеи: непринужде- ние крестьян к работам в воскресные дни и о трехдневной барщине. Что касается первого, то это не стало новым (еще в Уложении Алексея Михайловича воскресные работы запрещались). Интерес представляет часть манифеста о трехдневной барщине. До этого ни разу не было издано закона, который регулировал барщину. Впро- чем, как отмечает Валишевский, законодатель не вполне ознакомил- ся с многими различаями в значении и форме этой повинности в от- дельных губерниях. В Малороссии помещики обыкновенно требовали лишь два дня в неделю барщины. Понятно, что они не замедлили воспользоваться новым законом, чтобы увеличить свои требования. Наоборот, в Великороссии, где барщина была почти ежедневной, помещики пожелали увидеть в том же самом тексте лишь указание, совет. И, действительно, употребленная форма допускала самые различные толкования. Нет категорического приказа, а высказано как бы пожелание: шесть дней, поровну разделяемые, " при добром распоряжении", "достаточны будут на удовлетворение хозяйственным надобностям". Не вызывает сомнения то, что сам Павел понимал манифест как закон, несмотря на это Сенат придерживался иного мнения. В обществе же, вообще, сложилось многостороннее понима- ние указа. - 15 - Как бы ни понимать манифест, важно выяснить использовалось ли на практике правило о трехдневной барщине. Многочисленные свидетельства говорят о том, что указ не соблюдался. В том же 1797 г. крестьяне подавали императору жалобы, в которых сообща- ли, что они работают на помещика "ежедневно", доведены "до край- нейшего состояния тяжкими разного рода сборами", что помещик их "как загонит на барщину с понедельника, то до воскресенья самого и продержит" и т.д. О том же свидетельствуют и дворянские круги (Безбородко, Радищев, Малиновский...).

сли же подводить итоги политики Павла по отношению к крестьянству, то можно заметить, что в этой деятельности нельзя найти желания прямо поставить вопрос об освобождении крестьян от крепостной зависимости или о радикальном улучшении бытовых усло- вий жизни крестьян. И все же совершенно определенно видно общее благожелательное отношение правительства к крестьянству вообще. Хотя мероприятия Павла не отличались выдержкой и систематич- ностью (за время своего правления Павел роздал 550 тыс. душ и 5 млн. десятин земли), но вместе с тем среди них можно найти ряд важных, несомненно способствовавших улучшению жизни крестьян, мер. Сюда следует отнести облегчение многих повинностей, земле- устроительную политику, организацию сельского и волостного управления, постановление о "непременных мастеровых" и т.д. Не- сомненно большую роль в освобождении крестьян сыграл манифест о трехдневной барщине. Можно сказать, что для крестьян царствова- ние Павла ознаменовало собой начало новой эры: росту крепостни- чества был положен конец, постепенно начался переход к полному освобождению крестьян, заверщившийся реформой 1861 года. И в этом деле большая заслуга императора Павла I. - 16 -  _III. Торговля при Павле I. Деятельность коммерц-коллегии Делами торговли при Павле занималась коммерц-коллегия. Главными предметами деятельности были внешняя и внутренняя тор- говли, пути сообщения, ведомство по тарифам. В этих областях, если и происходили какие-либо изменения при Павле, то они касались количественного расширения предметов ведомства, но не качественного. Правительство Павла, несмотря на частичные отклонения, в сущности продолжало политику Екатерины II. Как оно смотрело на торговлю и каких взглядов придерживалось, видно из следующих указов: "С самого начала царствования нашего простерли мы внима- ние на торговлю, ведая что она есть корень, откуда обилие и бо- гатство произростают". В другом указе читаем: "...восхотели мы усугубить в недрах державы нашей важную отрасль сию новыми средствами, к распространению ее служащих". При таком взгляде правительства на торговлю важно установить как складывалась практика, направленная "к распространению торговли". Прежде всего, в интересах торговли поощрялась отечествен- ная промышленность, которая должна была заполнить внутренний рынок. С этой целью запрещается ввоз ряда иностранных товаров: шелковых, бумажных, льняных и пеньковых материй, стали, соли и проч. С другой стороны, с помощью субсидий, привелегий, дачей казенных заказов, отечественные фабриканты поощрялись к произ- водству товаров не только для казны, но и на вольную продажу. Так было, например, в отношении к суконным и горным заводчикам. В целях облегчения купцам в платеже пошлин, указом 14 августа - 17 - 1798 г. велено "в случае недостатка серебряной и золотой монеты, принимать от купцов золотые и серебряные слитки". Губернским властям вообще предписывалось содействовать купцам всеми мерами.

Большой удар русской внешней торговле был нанесен разрывом отношений с Англией. 23 октября 1800 г. генерал-прокурору и коммерц-коллегии было велено "наложить секвестр на все английс- кие товары и суда, в российских портах находящиеся", что тогда же было исполнено. В связи с конфискацией товара поднялся слож- ный вопрос о расчетах и кредитных операциях между английскими и русскими купцами. По этому поводу 22 ноября 1800 г. был издан высочайщий указ коммерц-коллегии: "Состоящие на российских куп- цах долги англичан впредь до расчета оставить, а имеющиеся в лавках и магазинах английские товары в продаже запретить и поисать". Затем 30 ноября, по ходатайству русских купцов, анг- лийские товары разрешено было продавать для уплаты долгов, а для обоюдных долговых расчетов были учреждены ликвидационные конторы в С.-Петербурге, Риге и Архангельске.

Начавшаяся с конца 1800 г. экономическая борьба России и Англии с каждым месяцем усиливалась, причем наиболее активно вел эту борьбу сам Павел. Уже 19 ноября 1800 г. дано было общее предписание о запрете ввоза английских товаров. Гораздо труднее было противодействовать вывозу русского сырья в Англию. 15 де- кабря об'явили Высочайшее повеление, "чтобы со всею строгостью наблюдаемо было, дабы никакие российские продукты не были выво- зимы никаким путем и никакими предлогами к анличанам". Однако, вскоре выяснилось, что русские материалы идут в Англию через Пруссию. Тогда последовало запрещение вывоза российских товаров в Пруссию. Самой крайней мерой в борьбе русского правительства с заграничным товарообменом стало общее распоряжение Коммерц-кол- - 18 - легии 11 марта 1801 г. (в последний день жизни Павла) о том, "чтобы из российских портов и пограничных сухопутных таможень и застав никаких российских товаров выпускаемо никуда не было без особого Высочайшего повеления". Естественно это распоряжение вы- полнено быть уже не могло. Однако, на целый день вся страна ста- ла закрытой экономической зоной, пусть даже лишь на бумаге. Оче- видно, что власть нанесла немалый урон российской торговле, пос- сорившись с Англией, которая покупала 1/3 сельскохозяйственной продукции страны. К примеру, цена на берковец конопли после раз- рыва с Англией упала на Украине с 32 до 9 руб. Не в пользу Рос- сии был и торговый баланс в те годы. Еще при Екатерине балланс внешней торговли составлял в 1790 г.: ввоз 22,5 млн. руб., вывоз - 27,5 млн. руб., когда накануне революции Франция достигала в 4 раза большей цифры, а Англия давала при одном вывозе - 24,9 млн. фунтов стерлингов. Более убедительными доказательствами являются сведения английского консула в России С.Шарпа о колебаниях русс- кой торговли с 1796 по 1798 гг. 1796 1797 1798 ------------------------------------------------ Прибывших судов 3.443 3.204 1.052 Ушедших судов 3.444 3.047 1.104 Сумма ввоза 41.878.565р.79к. 35.002.732р.76к. 25.936.020р. Сумма вывоза 61.670.464р.26к. 56.683.560р.39к. 36.152.476р. За 1798 г. данные даны только по С.-Петербургу, в котором тогда происходила главная торговля. Из приведенных данных видно, что торговый баланс России практически не изменялся, оставаясь на очень низком уровне, а со времени разрыва с Англией он пошел - 19 - резко вниз. Порвав торговый союз с Англией, Россия возобновила торгов- лю с Францией. Впрочем, ряд договоров о торговле не мог сущест- венно отразиться на торговых оборотах в виду того, что основные торговые пути на Севере и Западе были в руках англичан.

Гораздо существеннее были попытки завоевать азиатский ры- нок. С этой целью предприняли ряд мер, способствовавших увеличе- нию торговли с Персией, Хивой, Бухарой, Индией и Китаем. В 1798 г. разрешили вывозить в Азию железо, медь, олово, хлеб, иност- ранную золотую и серебряную монету. Прежнее запрещение осталось лишь на вывоз воинских снарядов. Были изданы распоряжения об ох- ране купцов, торговавших в Средне-Азиатских странах. До разрыва с Англией в этой торговле не было необходимости, но уже в сен- тябре 1800 г. генерал-прокурор, по указу императора, обратился к купечеству с предложением расширить торговлю с Хивой, для чего обещал поддержку правительства. 29 декабря 1800 г. состоялось Высочайшее распоряжение: "Сделать коммерц-коллегии положение о распространении торговли с Индией, Бухарой и Хивой, от Астрахани по Каспийскому морю и от Оренбурга, и составить план новому та- моженному на тот край порядку, тарифу и устав предпологаемой компании; равномерным образом войти в рассмотрение средств для установления и распространения торговли по Черному морю". Инте- рес к азиатской торговле ослаб после смерти Павла, когда были восстановлены отношения с Англией. Из области внешнеторговых сношений можно выделить создание первой российско-американской компании в 1798 г. Одним из основных предметов российской торговли являлся хлеб. Когда урожай превышал необходимое количество для внутрен- него потребления, правительство открывало порты и таможни для - 20 - беспрепятственной продажи зерна. Но, как только замечался недос- таток в хлебе и цены на него поднимались внутри страны, следова- ло запрещение вывоза как для отдельных мест, так и для всего го- сударства. В таком направлении действовала Екатерина II, так же поступал и Павел. В его царствование происходили неоднократные колебания в торговле хлебом. Лишь к концу 1800 г. правительство в полном согласии с купечеством пришло к выводу о возможности, даже при некотором стеснении хлебного рынка, продавать за грани- цу самый дорогой и наиболее выгодный для сбыта хлебный продукт - пшеницу, которая обычно на прокормление простого населения не употреблялась. Торговли касалась и деятельность коммерц-коллегии по уст- ройству таможень и выработки тарифа. Коллегия разрабатывала воп- росы, связанные с таможенными пошлинами. 14 октября 1797 г. ею был выработан общий тариф, просуществовавший на протяжении всего царствования Павла. Еще одним важным делом коммерц-коллегии, следует признать, работу по устройству путей сообщения. В ее обязанности входил сбор сведений о сухопутных дорогах в Азии, но гораздо большее внимание приходилось уделять водным коммуникациям. Правительство занималось рассмотрением мер, необходимых для усиления купечес- кого судоходства. И вместе с вопросом о водных путях сообщений встал вопрос и о кораблестроении. По предложению коммерц-колле- гии, эта проблема была решена путем передачи купцам части воен- ных фрегатов.

Такова деятельность коммерц-коллегии за Павловское время. Она проходила при умеренной покровительственной и запретительной системе, которая, помимо обычных колебаний, испытала на себе, в виду разрыва с Англией, резкий перелом и заставила правительство - 21 - пересмотреть ряд вопросов, связанных с торговлей. Достойно вни- мания то обстоятельство, что и правительство, и купечество, поч- ти порвав торговые отношения с Западом, не только занялись воп- росом об упрочении и расширении своей внутренней торговли, но и повернулись в своих проектах к Востоку и Югу, предполагая увели- чить торговые сношения с азиатскими странами. Впрочем, как уже отмечалось, разочарований в этой отрасли было гораздо больше, чем успехов. В этой главе необходимо упомянуть об еще одном учреждении Павловского времени, занимавшимся делами внутренней торговли.  _Камер-коллегия Камер-коллегия была восстановлена указом 10 февраля 1797 г. Ей поручались подряды по поставке вина и откупы по питейным сборам, расчеты по договорам и винокуренные заводы. Деятельность коллегии выражалась, прежде всего, в заботах о благосостоянии казенных винных заводов, складов и магазинов. Коллегия так же заведовала отдачей винной продажи на откуп. Последнее было свя- зано с тем, что Екатерининское время система откупа охватывала значительное число губерний и требовала того, чтобы раз в 4 года были вызываемы "охотники", и винная продажа в этой губернии была отдана на откуп с торгов. В 1798 г. кончался срок этих откупов, и камер-коллегии пришлось заниматься производством торгов и от- дачей на откуп питейной продажи на следующее четырехлетие (1799-1802). Сдача торгов, как отмечает Клочков, видимо прошла успешно, т.к. многие лица получили награды. На камер-коллегии лежал надзор не только за казенными, но и за частными винными заводами. В ее обязанности входил сбор - 22 - сведений о вине и питейных доходах, а так же борьба с корчемс- твом, в тех губерниях, где питейная продажа находилась на откупе или на вере. Любопытно отметить, что когда сведения о количестве проданного вина по губерниям были собраны от казенных палат за 1795 г., то оказалось - вина по 34 губерниям с населением около 11 млн. человек, платящих подати, было продано 6.379.609 ведер, т.е. на каждого приходилось немногим более полведра. Подобная статистика может опровергнуть многие заявления относительно пь- янства на Руси. И здесь заслуга принадлежит правительству, кото- рое умело регулировало продажу питейных изделий. - 23 -  _IV. Промышленность При характеристике состояния российской промышленности, мы рассмотрим деятельность двух коллегий, повлиявших на развитие данной отрасли хозяйства. 1. Мануфактур-коллегия. Мануфактур-коллегия была возоблена указом 19 ноября 1796 г. При Павле существенных изменений в промышленности не произош- ло. Правительство придерживалось умеренной покровительственной системы, и на мануфактур-коллегию была возложена обязанность со- действовать благосостоянию и распространению основных форм про- мышленности - кустарной и фабричной. Следует отметить, что особое внимание уделялось суконным фабрикам, поставляющих свою продукцию в казну. Это было связано с тем, что продукция данной отрасли шла практически целиком на нужды армии, к чему сам Павел был далеко неравнодушен. Так ука- зом 15 января 1798 г. мануфактур-коллегии велено было давать де- нежные суммы без процентов желающим заводить фабрики для выра- ботки солдатских сукон в Оренбургской, Астраханской, Киевской, Подольской и Волынской губерниях. На обязанностях коллегии лежал бдительный надзор за тем, чтобы требуемое количество сукна было доставлено в казну. Когда же в начале 1800 г. оказалось, что сукна не хватает, то 5 марта последовал указ: "Недостающее число сукна искупить за счет имения директора мануфактур-коллегии..." Для поставщиков сукна, выполнявших свои обязательства, были вве- - 24 - дены некоторые льготы. К примеру, им разрешалось продавать свою продукцию как внутри государства, так и за его пределами. Вооб- ще, в царствование Павла фабриканты пользовались определенной поддержкой со стороны правительства. Их привелегии строго охра- нялись, а всякое притеснение заводчиков наказывалось. Так, из- вестно, когда воронежский полицмейстер, вопреки закону, ввел постой в доме суконного фабриканта Тулинова, то Павел, узнав об этом, приказал: "полицмейстера сдать под суд, а Сенату повсе- местно предписать властям, чтобы нигде подобных отягощений фаб- рикантам быть не могло". Заботясь об улучщении промышленности, мануфактур-коллегия принимает меры к введению машин на фабриках. 13 апреля 1798 г. получил высочайшее утверждение доклад мануфактур-коллегии об ус- тройстве около С.-Петербурга фабрики для обрабатывания хлопчатой бумаги и шерсти с применением особых машин. Подобные действия правительства, направленные на механиза- цию производства, повлекли за собой быстрый рост капиталистичес- кой промышленности в 19 веке. Начали появляться новые фабрики, как казенные, так и частные. В 1797 г., в местечке Зуево, из- вестный фабрикант Савва Морозов, будучи простым ткачем и кре- постным крестьянином, основал небольшую мануфактурную фабрику.

Кроме указанных мероприятий, правительство интересовало развитие и усовершенствование новых текстильных производств, например, шелководства. В 1798 г. главному директору мануфак- тур-коллегии кн.Н.Б.Юсупову было дано поручение собрать "по шел- ководству и вообще по части мануфактур верные и достаточные све- дения, и представить надежнейшие меры к усовершенствованию и расширению сей важной ветви государственной экономики". Принятые Юсуповым меры действительно способствовали упрочнению этой новой - 25 - отрасли российской промышленности. По отношению к национализации промышленности любопытен указ 19 февраля 1801 г. В нем запрещалось всем фабрикантам и мастерам в России ставить на производимые ими вещи иностранные клейма и надписи. Вводится порядок, когда каждый производитель представлял в мануфактур-коллегию образцы своих изделий. Впро- чем, этот указ, вводивший стеснительную для производства регла- ментацию, напоминающий Петровские порядки, не выполнялся.

Заботы о некоторых отраслях промышленности были, несомнен- но, благотворны и число фабрик в этих производствах увеличилось, вот некоторые данные: 1796 1801 ------------------------------------------------- Суконные фабрики 151 175 Кожевенные фабрики 848 855 Набойчатые фабрики 50 52 Бумажные фабрики 55 109 Хрустальные и стеклянные 18 131 ------------------------------------------------- Однако, как отмечает Валишевский, которому вообще свойс- твенно во всех действиях Павла находить лишь плохое, только с этого царствования Россия начала экономически отставать от госу- дарств Европы. Примером промышленного упадка страны упомянутый историк считает город Арзамас, который, как он уверяет, "был промышленным центром такого значения, с которым могли сравниться только Манчестер или Бирмингем". Все же, думается, ошибочно при- писывать все грехи одному царствованию, тем более такому корот- кому. На мой взгляд, причины экономического отставания России в - 26 - конце 18 века нужно искать в Петровских преобразованиях, которые не были доведены до логического завершения преемниками Петра. Если подводить итоги деятельности мануфактур-коллегии, то, можно отметить, что хотя эта деятельность не была слишком обшир- ной и не несла в себе ничего нового, тем не менее она направля- лась на частичные улучшения и усовершенствования промышленности России. Правительство пыталось поставить русского производителя в независимое положение от иностранной промышленности и дать ему выход на азиатский рынок. 

2. Берг-коллегия.

В компитенцию берг-коллегии входил контроль за всеми "гор- ными и монетными делами". В виду упадка горного дела при Екате- рине II, берг-коллегия целью своей деятельности видела в "приве- дении в возможное совершенство горные производства, как одну из главнейших отраслей внутреннего благосостояния и внешней коммер- ции".

Можно указать на некоторые частные меры, которыми берг-коллегия пыталась поправить положение казенных заводов: из числа преступников, годных к горному делу, был набран комплект рабочих на Нерчинские заводы; принятие мер к продаже остающегося по казенным заводам железа и сбыт его всем желающим, согласно указу от 10 февраля 1799 г. "на 10 коп. с рубля ниже вольных цен". В 1797 г. на нужды берг-коллегии было выделено 655 тыс. рублей для расширения производства и заготовления хлеба для при- писных крестьян. Предпринимались и более широкие меры. В этом отношении ва- жен манифест 9 ноября 1800 г., который упорядочивал заводские - 27 - работы. Велось и общее наблюдение за частными заводами. 3 ноября 1797 г. частным владельцам медных заводов были даны новые льго- ты: 1 - уменьшение сборов с заводов; 2 - увеличение платы за по- ловинную часть выплавляемой меди, доставляемой заводчиком в каз- ну, на 1,5 руб. за пуд. Однако, это касалось лишь добросовестных заводчиков. Впоследствии фабрикантам разрешили покупать крестьян с землей к своим предприятиям. В виду такого привелигированного положения заводчиков, прибыль, получаемая ими от производства, значительно возрасла. Капитал, употребляемый на предприятие, по сведениям главного ди- ректора берг-коллегии Соймонова, стал приносить "от 70% до 100% и более прибыли". При таком раскладе Соймонов считал справедли- вым повысить сборы с владельцев чугунно-плавильных заводов, что и было сделано. В обязанности берг-коллегии входил также поиск новых зале- жей. Условия эксплуатации горных богатств прежними заводами, открытие новых залежей, упорядочение горно-заводской промышлен- ности, руководство всем делом со стороны одного центрального уч- реждения, каким являлась берг-коллегия, - все это дало положи- тельные результаты в первые же годы Павловского правления. В 1798 г. казна получила прибыли на 500 тыс.руб. больше, чем в 1796 г. В заслугу берг-коллегии нужно поставить так же и то, что на горное дело они смотрели с госудрственной точки зрения, кото- рую горячо отстаивали перед царем и Сенатом, при обсуждении воп- роса о преймуществах казенной и частной эксплуатации горных бо- гатств. Из всех ведомств, действовавших при Павле, пожалуй одно это целиком справлялось с возложенными на него обязанностями. - 28 -

 _V. Финансовая политика

В области финансовой политики Павел держался того мнения, что доходы государства принадлежат государству, а не государю лично. В Гатчине Павел самостоятельно выработал гос.бюджет. До- ходы и расходы в нем балансировались в сумме 31,5 млн.руб. Но, по вычислению финансового департамента, одно содержание армии в мирное время на 1797 г. требовало кредита, превышающего эту сум- му. Таким образом, общая сумма предстоящих расходов составила 80 млн.руб., что на 20 млн. превышало ожидаемые доходы. Вместе с тем, за последние 13 лет гос.долг достиг колоссальной для того времени суммы в 126.196.556 руб., а огромное количество, нахо- дившихся в обращении, бумажных денег превышало 157 млн. Эти деньги теряли при размене от 32% до 39% стоимости. Павел заявил о своем намерении ликвидировать в большой его части этот тяжелый пассив. Ему удалось обеспечить только один внешний долг в 43.739.180 руб., при помощи широкой операции в содействии с "домом Гопе в Амстердаме". В отношении ассигнаций, Павел заявил, что в них нет надобности и за все ассигнации будет уплачено серебряной монетой. Какой? Павел поговаривал о том, чтобы перелить все серебряные приборы Двора. Он "будет есть на олове" до тех пор, пока бумажный рубль не поднимется до своей номинальной цены. Этого не случилось. И вначале, даже несмотря на стремление к экономии, что на практике оказывалось большей частью неосуществимым, истинный бюджет на 1797 г. достиг цифры вдвое большей против ранее принятой Павлом - 63.673.194 руб. Из этих денег 20 млн. приходилось на армию, а 50 млн. на флот. Уже - 29 - в июле 1797 г. появилась необходимость в пересмотре этого бюдже- та. Производившаяся в то время раздача казенных земель, отняла у казны около 2 млн.руб. Пришлось сокращать такую же сумму креди- та, отпущенного на погашение государственных долгов. В течении следующих лет бюджеты Павла достигли и даже превысили уровень Екатерининских: 76.415.465 руб. ..... 1798 г. (на 8.818.006 руб. больше последнего бюджета Екатерины) 77.890.300 руб. ..... 1799 г. 78.000.000 руб. ..... 1800 г. 81.081.671 руб. ..... 1801 г. С первого же года, за исключением ассигнований на армию и флот, расходы нового правления очень мало отличались от установ- ленных прежде. Валишевский приводит смету главных из них: Армия и флот ........................... 25.000.000 руб. Гражданские штаты ........................ 6.000.000 руб. Иностранный департамент .................. 1.000.000 руб. Духовенство .............................. 1.000.000 руб. Школы и благотворительные учреждения ..... 1.221.762 руб. Погашение долгов ......................... 12.000.000 руб. Кабинет (личные расходы императора) ...... 3.650.000 руб. Двор ..................................... 3.600.000 руб. Императорская фамилия .................... 3.000.000 руб. В статьях доходов крупные суммы также продолжали достав- ляться налогами на крестьян: - 30 - Подушных с казенных и помещичьих крестьян ...... 14.390.055 руб. Оброчных с казенных крестьян ............. 14.707.921 руб. Питейные сборы ........................... 18.089.393 руб. Таможенные сборы ......................... 5.978.289 руб. Кроме того, с 1798 г. к повинностям казенных крестьян был прибавлен еще дополнительный налог на 6.482.801 руб.

Вопреки высказанным заявлениям, долг государства, вместо того чтобы уменьшиться, возростал. Павел прибегал к займам как и его мать, и даже более опрометчиво. Общую сумму внутренних займов, для которых были произвольно тронуты части капиталов Дворянского банка, Казначейства и опекунских советов, невозможно подсчитать даже приблизительно, за отсутствием документов, не найденных до настоящего времени. За границей финансовая политика,начав с займа в 88.300.000 флоринов, заключенного в Амстердаме в 1797 г., кочила тем, что довела пассив, выражавшийся цифрой 43.739.130 руб., до 132.000.000. В то же время Павел не отказывался и от выпуска ассигна- ций. К огромной их сумме, оставленной Екатериной, он прибавил 56.237.420 руб. Что составило увеличение их каждый год на 14 млн., тогда как среднее годовое наростание этой статьи долга в предыдущее царствование достигало приблизительно лишь 6.3 млн. Только в отношении финансового устройства работа Павла заслуживает одобрения. 4 декабря 1796 г. было учреждено Госу- дарственное казначейство. В обязанности казначейства входило составление смет гос. расходов и доходов. Впоследствии к этим - 31 - обязанностям добавились функции упраздненного Долгового комитета и Казенной палаты. Таким образом, в его "руках" стали сосредота- чиваться основные нити финансового управления, что предопредели- ло об'единение этой отрасли в дальнейшем. Следует выделить еще ряд мероприятий в области финансов. В январе 1797 г. Павел публично, перед Зимним Дворцом, сжег на 5 млн. ассигнаций и приказал, чтобы чеканка серебра, установленная в 1763 году, когда фунт серебра 72-ой пробы соответствовал 17 руб. 6 2/3 коп., была доведена до 14 руб. из фунта с повышением пробы до 83 1/3. Таким образом, стоимость денежной единицы при размене была доведена до 5,5 франков. Но 3 октября последовала новая неожиданность: "чеканить из фунта серебра около 20 руб- лей". Как результат - падение курса рубля до 4 франков. В завершении этой главы приведу историю о создании "Банка вспомогательного для дворянства". Нет необходимости говорить, что Павел часто попадал в плен несбыточных идей. Одной из таких затей было создание указанного выше банка. Надо сказать, что эту идею Павлу подкинул некий "мечтательный теоретик" Вут, который, как можно не без оснований предполагать, был обыкновенным прой- дохой. Вут подал царю бумагу, в которой предлагал: привести сто- имость серебряного рубля к 140 коп. меди; увеличить производство меди со 160 тыс. пудов до 1200000, гарантируя таким образом но- вый выпуск бумажных денег на 150 млн.; учреждение банка для по- мощи дворянству и т.д. Правительство расчитывало получить с этой "акции" 35 млн. прибыли. И 18 декабря 1797 г. был создан "Банк вспомогательный для дворянства", который, в сущности, являлся огромной фабрикой бумажных денег. Целью создания банка было об'явлено "восстанов- ление благосостояния нуждающихся дворян". Ссуды выдавались на 25 - 32 - лет в размере от 40 до 75 руб. на душу, смотря по местной стои- мости залогов, принимаемых банком ежегодно. Взнос составлял 6%, включая сюда и сами проценты и их капитальные погашения, которые уплачивались билетами этого же банка, приносившими в свою оче- редь 5%, в следствии чего их курс повысился сравнительно с номи- нальной стоимостью.

Валишевский пишет: "Не хотел ли Павел расставить ловушку заемщикам и ускорить их разорение? Это вовсе недопустимо... Соз- датель учереждения не мог иметь подобных рассчетов: он вкладывал в это предприятие слишком большую часть своего собственного сос- тояния". Начав свои операции 1 марта 1798 г., банк в несколько ме- сяцев роздал на 500 млн. рублей билетов, которые, вследствии по- вышения курса, сразу при размене потеряли от 10 до 12% стоимос- ти. Аристократическая клиентура заведения, в большинстве слу- чаев, безрассудно промотала эти деньги, утратившие свою настоя- щую цену. Но, делая заемщиков еще более нуждающимися, а потому несостоятельными, предприятие влекло и для государства - залого- держателя не менее гибельные последствия. Последним аккордом эксперимента стало понижение курса руб- ля на Лондонской бирже. Вот, что писал по этому поводу русский посол в Лондоне: "До основания этого банка вексельный курс рубля был 30-31 пенс, а потом он начал быстро падать, и дошел до того, что в лучшие месяцы равнялся 24 пенсам, и если бы этот банк не прикрыли, он упал бы до 15 пенсов и ниже, подобно французским ассигнациям". Банк был закрыт менее чем через год после его основания. Но в последние годы царствования Павла войны вместе с другими - 33 - дорого стоявшими предприятиями довели казну до такой нищеты, что министр финансов Г.Р.Державин не сумел найти другого выхода, кроме нового выпуска ассигнаций. Предстояло купить за бесценок все огромное количество товаров, затруднявших торговлю из-за закрытия таможень. Таким образом, предполагалось возродить тор- говлю и получить значительную прибыль путем искусственного повы- шения цен. Проект был представлен Павлу на утверждение накануне его смерти. В этот момент, по свидетельству современника, в каз- не было 14.000 рублей. В подведении итогов финансовой политики Павла можно с дос- таточной определенностью заявить, что она была во многом гибель- ной для России. Не имея представления о финансах, император втя- нул государство во многие рискованные операции, которые привели казну страны к банкротству. - 34 -  _

VI. Итоги и выводы

Экономическую деятельность Павла нельзя оценить однознач- но. Безусловно, на лицо многие полезные преобразования, бла- готворно влиявшие на развитие и укрепление отечественной эконо- мики. Сюда, прежде всего, следует отнести разрешение крестьянс- кого вопроса; меры по расширению промышленности: создание новых заводов и фабрик, внедрение новых видов производства. Заслужива- ют внимания и административные мероприятия, направленные на централизацию управления основными отраслями хозяйства страны. С другой стороны, большим минусом Павловского правления являются финансовая и торговая политики. Впрочем, итоги по каждой из указанных областей уже были подведены в посвященных им главах. В этой части работы будет сделана попытка общего анализа Павловских преобразований. После правления Павла в экономическом мировом положении России особых изменений не произошло. Несмотря на все попытки правительства поправить плачевное состояние экономики, страна попрежнему была экономически отсталой, а в некоторых областях наметились даже ухудшения по сравнению с предыдущим правлением. Стране необходимы были коренные изменения в экономической поли- тике. Павла нельзя обвинить в отсутствии стремления к реформам. Однако, ему не доставало четко выработанной цели того, что он хочет достигнуть. Петр знал, что он хотел сделать со страной.

У Павла, кроме армейской реформы, ничего конкретного не было. В такой ситуации он решил приняться сразу за все, тогда как опыт - 35 - многих государств показывает, что благосостояние достигается постепенно. В результате - что-то получилось, что-то наполовину, а что-то (как например, финансы) развалилось совсем. Надо сказать, что вокруг Павла практически не было единомышленников. Все его указы воспринимались как сумасшедший бред у большинства населе- ния. Однако, даже несмотря на это внешнее противодействие, Павлу удались ряд реформ, среди которых главное место занимает мани- фест о трехдневной барщине, положивший начало освобождению крестьян от крепостного права.

Нельзя не обратить внимание и на маленькую продолжитель- ность правления. Кто знает, может быть, сегодня мы не судили о Павле лишь по анекдотам, часто не соответствующим правде, если бы правление его длилось многим более того, что было. Впрочем, история не любит слова "если".

 _Список использованной литературы

1. Клочков М.В. Очерки правительственной деятельности вре-

мен Павла I Пг. 1916

2. Валишевский К. Сын Великой Екатерины СПб.,1914

3. Чечулин Н.Д. Очерки по истории финансов в царствование

Екатерины II СПб.,1906

4. П.С.З. - полное собрание законов Российской империи

Т.27-30 СПб.,1830

5. Яцунский В.К. Социально-экономическая история России

18-19 вв. М.,1971

6. Фирсов Н.Н. Производство и общество в их отношениях к

внешней торговле России в царствование Екатерины II СПб.,1902

7. Туган-Барановский М.Н. Русская фабрика СПб.,1909

8. Эйдельман Н.Я. Грань веков СПб.,1992

9. Ковальченко И.Д. Крестьяне и крестьянское хозяйство Ря-

занской и Тамбовской губерний в первой половине ХIХ в. М.,1959

10. Блиох И.С. Финансы России ХIХ столетия Т.I-II

СПб.,1904, 1882

11. Богданович М.И. История царствования императора Алек-

сандра I Т.I СПб.,1869

12. Греч Н.И. Записки о моей жизни М.,Л.,1930

- 37 -

 _Примечания

Глава I.

1. - Клочков стр.416

2. - Ковальченко стр.213

3. - Яцунский стр.100

4. - Чечулин стр.374-380

5. - Там же

6. - Туган-Барановский стр.45

7. - Там же стр.56

8. - Фирсов стр.333-345

9. - Чечулин стр.216

Глава II.

1. - Клочков стр.512

2. - П.С.З. N19212

3. - Клочков стр.517

4. - П.С.З. N18278

5. - Клочков стр.521

6. - П.С.З. N17809

7. - Валишевский стр.233

8. - Клочков стр.565

Глава III.

1. - П.С.З. N19347

2. - П.С.З. N19697

3. - Эйдельман стр.216

- 38 -

4. - Валишевский стр.246

5. - Клочков стр.382

6. - Там же стр.383

Глава IV.

1. - П.С.З. N18323

2. - Клочков стр.339

3. - Там же стр.345

4. - Валишевский стр.247

5. - П.С.З. N19641

Глава V.

1. - Валишевский стр.252

2. - Там же стр.253

3. - Блиох стр.49-50

4. - Богданович Т.1 прим.9 к I-ой гл.

5. - Валишевский стр.228

6. - Там же стр.257

7. - Греч стр.256