Формирование узбекского народа

Узбекистанский Национальный Университет

Географический факультет

ФОРМИРОВАНИЕ

УЗБЕКСКОГО НАРОДА

Выполнил: Ворошилова В.Л.

студентка I курса заочного отд.

Проверил: доц. Дорошенко Т.И.

ТАШКЕНТ - 2000

ПЛАН РЕФЕРАТА

Введение 3

Формирование узбекского народа при первобытном строе 5
Религиозные верования 8
Узбекский народ в период феодализма 10

Третий период формирования 12

Возрождение духовности 15

Список использованной литературы 17

ВВЕДЕНИЕ.

Развитие национальной государственности Республики Узбекистан выявило большой интерес к историческому прошлому узбекского народа. Президент РУз Ислам Абдуганиевич Каримов отметил: «история любого народа, в том числе и узбекского, неповторима. Наш народ появился не вчера на мировой арене – своей жизнью, своей культурой, своей историей он известен с древнейших времен появления «Авесты». Наш народ, несмотря на суровые испытания истории, стойко перенес их и сохранил высокие качества. Наши предки воспитывали своих потомков на принципах гуманизма, бессмертной восточной философии, национальных ценностей. Наши предки в течение веков сохраняли наш язык и религию, самобытность узбекской нации и воспитали достойных потомков»1.

Существуют разные толкования значения слова «узбек». Часть исследователей полагает, что узбеками назывались люди, которые ощущали себя свободными, самостоятельными, т.е. сами себе хозяевами. Другие полагают, что это слово связано с именем хана Золотой Орды – Узбека (1312-1342 гг.). В это же время есть источники, в которых этим словом были названы племена, не имевшие никакого отношения к Узбекхану. Скорее всего термин «узбек» – это собирательное название племен, составивших основу современного узбекского народа.

Этнографы на основе обширного материала приходят к выводу о том, что современные узбеки имеют три крупных этнических корня. Для начала расшифруем древнегреческое слово «этнос», это слово переводиться как народ. Поэтому говоря об этнических корнях или этническом формировании мы понимаем процесс складывания и развития народа, его происхождения. А теперь с пониманием что такое этнические корни рассмотрим о выше сказанных трех этнических корнях современных узбеков - это прежде всего оседлые и кочевые народности региона, которые исконно существовали в Средней Азии и которых принято называть автохтонным населением. Вторая группа – это население тюркских родов и племен, их смешение с тюрко-монголами, (по времени – это V-XVвв.). И третья группа – это потомки даштикипчакских узбеков, которые поселелись сюда в XV-XVI вв. Эта группа составила менее одной пятой части населения региона того периода.

Какие признаки характеризуют образование этноса, то есть народа? Во-первых это общность людей, т.е. это не родство по крови, а общность, основывающаяся на общих судьбах людей в процессе длительного совместного исторического развития. Во-вторых, это - общая территория, на которой складывается данный народ. В третьих, у названной общности людей должны быть свои собственные особенности языка, культуры.

Перечисленные признаки складываются, как правило, на протяжении многих веков и тысячелетий.

ФОРМИРОВАНИЕ УЗБЕКСКОГО НАРОДА

ПРИ ПЕРВОБЫТНОМ СТРОЕ

Древнейшую стадию истории прошли все народы мира. Первым этапов в развитии человечества было объединение древнейших людей в большой коллектив. Постепенно первобытный коллектив начинал распадаться на отдельные группы людей, состоящие из родственников. Первые родовые общины объединялись вокруг женщины-матери. Этот этап в истории человечества называется периодом материнского рода – матриархатом. Женщины играли огромную роль в жизни общества, от них зависела жизнь рода, они были хранительницами очага, воспитывали детей, распределяли пищу. Значительно позже, с усовершенствованием орудий труда и форм хозяйства, главенствующая роль в

обществе переходит к мужчине, и теперь он начинает возглавлять род. Этот период в истории человечества ученые назвали патриархатом, который завершает первобытный строй.

Но вернемся к Узбекистану, когда впервые появился человек на нашей территории? На территории Узбекистана человек появился в ашельский период. Заселение территории Узбекистана человеком происходило в эпоху раннего палеолита, примерно 700-500 тыс. лет до н.э.

По предположению ученых, древнейшие люди, заселившие территорию Узбекистана, в основном были в родстве с синантропами, населявшими Юго-Восточную и Восточную Азию. Как же выглядел человек, живший в этих местах в эпоху раннего палеолита? В учебнике «История Узбекистана» описан человек идущий к горному роднику: «низкий лоб нависает как козырек над глазами, выступающая челюсть, подбородок еле заметен. Он не умеет говорить и может издавать лишь только отдельные звуки. Вот человек подходит к роднику, берет в руки каменный топор. Идет дальше. Впереди виднеется пещера, в которой огонь костра освещает подобных ему людей». 2

Позже, преодолевая огромные трудности, борясь за выживание совершенствовалось мышление человека, развивалась речь, менялся его физический облик. Формировался современный тип человека. Именно совершенствование современного типа привело к тому, что начали складываться 3 основные расы – европеоидная, монголоидная и негроидная.

На территории Узбекистана известно большое количество памятников культуры эпохи среднего палеолита. Это не только стоянки под открытым небом, но и пещеры. В одной из пещер в Тешикташе, в горах Байсуна, обнаружены останки человека среднего палеолита – неандертальца. К этому времени заселяются пещеры в окрестностях Ходжикента, Обирахмата (Ташкентский оазис), Аманкутана и Такалисая, осваиваются мастерские-каменоломни Учтут и Иджонт в долине Зерафшан.

В позднем палеолите человечество стало еще на одну ступень выше. Люди разделились на небольшие группы, состоящие из родственников – родовые общины.

Древнейшим государством, которое образовалось на территории Центральной Азии в VII веке до н.э. является Древнебактрийское царство. Которое включало в свой состав Бактрию, Маргиану, Согд. Оно считалось государственным объединением различных древних родственных народностей. Другое государство образовалось на территории Хорезма.

В VII-IV веках до н.э. Среднюю Азию завоевал Александр Македонский. Греко-Македонское завоевание опустошило и разорило центральноазиатские земли. Было уничтожено большое количество населения. Многие города были разрушены. В это время происходило слияние традиций местной и греческой культуры, начинается античный период.

Из истоории и сочинений греческих и римских историков: Геродота, Ктессия, Ксенофонта и др., по священной книге зороастрийцев «Авесте», по ахеменидским надписям мы знаем, что в древности в Средней Азии жили народы, которых называли: саки, массагеты, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, парфяне. Они представляли собой ранние консолидации оседлого населения, заселявшего определенные географические области и раньше других вступившие на путь развития государственности. Развитие ранней государственности началось в Узбекистане в IX-VIII веках до н.э.

Саки и массагеты были многочисленным кочевым населением Средней Азии середины первого тыс. до н.э. Известный исследователь истории и археологии Средней Азии В.М. Массон подчеркивает, что такие образования представляли собой военно-политические объединения и в качестве примера приводит сакское объединение, возглавлявшееся Зариной и Томирис. Большую роль играл также массагетский союз, занимавший территорию от восточных берегов Каспия до низовьев Амударьи, и даже Сырдарьи. Эти древние народности и группы племен являются предками современных узбеков и других среднеазиастких народов, а созданные ими культурные ценности составляют фонд культурного наследия Средней Азии.

С середины первого тыс. до н.э. в северных и восточных степных кочевых районах наблюдается большой демографический подъем, который привел к столкновениям, связанным с перераспределением пастбищных земель, увеличением подвижности населения, продвижением кочевников в оазисы. С I по IV века в истории народов Узбекистана и остальной части Средней Азии был период Кушанского царствования. Такое название он получил по могущественному среднеазиастко-индийскому государству, во главе которого стоял один из пяти юе-чжийских родов – Гуйшуан (Кушан). В Кушанском царстве, в состав которого вошло разноязычное население географически далеких областей с разными традициями и представлениями, не была выработана единая для разных его частей культура. 3

Во второй половине VI века Средняя Азия вошла в состав Тюркского каганата, затем в его западное объединение. Это сопровождалось вхождением кочевников в городскую и сельскую земледельческую среду. В то время «тюрк» означал «союз племен» и принадлежность к державе, созданной тюрками. Образованный в 576 г. Тюркский кагонат имел обширные границы (от Маньчжурии до Керченского пролива и от верховьев Енисея до верховьев Амударьи, включая Среднеазиасткое Междуречье). Известно, что в 605 г. в Чаче был тюркский наместник, а на средней Сырдарье малым каганом правил тюркоязычный. Названия многих городов этого региона также были тюркскими. Вместе с тем, в Согдиане проживало и ираноязычное население. В этот же период в ряде других городов наместниками были представители ираноязычных. А в районах Мовароуннахра и Хорезма был распространен персидско-таджикский язык.

Историк Б. Ахмедов, опираясь на письменные источники, свидетельствует о том, что в период с VI в н.э. на территории Среднеазиасткого Междуречья и к северу-востоку от него упоминаются такие тюркские племена, как карлуки, ягма, чигили, огузы, тухси, тюргаши, ябгу и др. Но уже в IX-X вв. укрепляется этническая основа узбекского народа, что привело к началу формирования общего узбекского языка, который продолжался и в последующие века.

Население среднеазиатского Междуречья все больше меняет образ жизни. Многие из кочевых стали оседлыми, освоили культуру земледелия и ремесла. Постепенное сближение автохтонного населения с новыми группами тюркоязычных племен привело к сближению языков, к сближению двух укладов хозяйства на единой крупной территории.

Таким образом, на протяжении длительного периода, от первого тыс. до н.э. по VIII в н.э. сложилась этническая основа узбекского народа и складывались основные его признаки: единая территория, общность языка, культуры и духовного склада.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ

В период первобытного строя трудовая деятельность, накопление знаний об окружающем мире постепенно меняли мышление человека. Доказательством возникновения религиозных представлений в столь древние времена является находка наскальных рисунков. При помощи минеральных красок люди рисовали то, что они видели: животных, на которых охотились, окружающую их природу.

В первом тысячелетии до н.э. в Центральной Азии широко распространяется религия, получившая название зороастризм. Ее основы зародились еще тогда, когда люди обожествляли окружающую их природу. Духовные истоки узбекского народа восходят к учению зороастризма, суть которого излагалась в «Авесте». В основе лежало представление о борьбе двух начал – добра и зла, почитанию солнца, воды, почвы, воздуха. Люди тогда не знали слово «экология», но глубоко уважали окружающий мир, природу. Само слово «зороастризм» связано с именем Заратуштры – основателя этой религии. До Заратуштры люди поклонялись силам природы. Большинство ученых считает, что Заратуштра начал проповедовать свое учение на территории Хорезма или Бактрии. В период образования Кушанского государства зороастризм пользовался наибольшей популярностью.

При Кушанском царстве сосуществовали различные по происхождению религиозные системы и культы, которые засвидетельствованы монетами кушанских царей, на оборотной стороне которых изображались различные божества. При царе Канишке с установлением тесных связей с Индией на территорию Узбекистана проникает буддизм, который вскоре становиться государственной религией. Монеты чеканились с изображением будды. Начинало слабо распространяться христианство несторианского толка. Интересный рассказ сохранился у Феофилакта Симокатты и у Феофана Византийского о знаках в виде креста на лбу у некоторых тюрков, входивших в отряды Бахрам-Чубина.4 Одновременное существование этих религий являлось характерным для народов Центральной Азии вплоть до VIII века. Религиозная терпимость – добрая традиция людей нашего региона. Она сохранилась и после привнесения сюда ислама, который оказался достаточно демократичным в этом плане.

Независимость Республики Узбекистан обеспечила возрождение духовно - религиозных основ общества, менталитет которого во многом сформировался под воздействием философии просвещенного ислама. Восстановление исламских культурных ценностей, аккумулировавших тысячелетний опыт нравственного становления нации, явилось важным шагом на пути самоопределения,осознания культурно исторического единства узбекского народа.

Выражением уважения и верности к религии предков стала реконструкция старых мечетей и строительство новых. Издаются Коран и Хадисы. Ежегодно тысячи паломников отправляются в Хадж - паломничество в священную Мекку. Народу возвращена традиция мусульманских праздников. При участии ЮНЕСКО широко отмечен юбилей великого мухаддиса Имама ал-Бухари. У его мавзолея отстроен новый мемориальный комплекс.

В Ташкенте открыт первый в Центральной Азии Исламский университет, призванный подготовить специалистов для системы исламского просвещения, научной работы по изучению духовного наследия имамов ал - Бухари и ат - Термизи, Бахауддина Накшбанда и Хаджи Ахмада Яссави. Возрождение духовной самобытности, традиций центральноазиатского ислама лишает почвы сторонников политизации ислама и исламизации политики.

В настоящее время характер нашего государства гарантирует свободу вероисповедения 15 другим конфессиям Республики, наиболее крупные среди которых - христиане, иудеи, католики. Религиозная и этническая терпимость - это давняя традиция наследуемой Узбекистаном мусульманской культуры Мавераннахара. Одним из её идеалов был запечатлённый в трудах Фараби и Ибн Сины Идеальный город - сообщество людей, объединенных не только на религиозной, но и на культурной и нравственной основе.

УЗБЕКСКИЙ НАРОД В ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА.

Второй период формирования узбекского народа относится к VI-XII векам. В этот период, по свидетельству антропологов, основная часть населения имела внешний вид современных узбеков.

К середине VI века из объединения различных племен и народов Алтая, Семиречья и Центральной Азии сложилось большое государство кочевников – Тюркский каганат, распространивший свою власть на страны Средней и Центральной Азии.

Народы каганата в эти века распадались на оседлое (земледельческое) и кочевое (скотоводческое) население. Передовой и ведущей в культурном отношении частью общества были оседлые земледельческие народы.

В VI-VIII вв. в результате происходившей ассимиляции различных этнических элементов, входивших в тюркское политическое объединение, образовалась группа племен, говоривших на близких языках и наречиях, получившая общее наименование «тюрков». Тюркоязычные племена проникали в Среднюю Азию в качестве военных союзников, как наемники для пополнения дехканских дружин или царской гвардии. В результате смешанных браков между народами Средней Азии и тюркоязычными племенами слагались предпосылки формирования узбекского народного языка.

В первой половине VII в. происходило завоевание Средней Азии арабами. В Среднюю Азию арабов влекла, прежде всего , богатая добыча, причем к таким действиям поощряла арабских воинов одна из глав корана – «сура о добыче».

В течение VIII-IX вв. происходила борьба Мавераннахра против власти Арабского халифата.

В конце X – начале XI веков в период образования государства Караханидов, тюркоязычные народы продвинулись в своем социально-экономическом и культурном развитии. Тюркский язык приобрел письменно-литературную форму. В это время появились произведения Ахмада Югнаки “Подарок истин”, Кашгари “Словарь тюркских наречий”. Хотя в это же самое время в таких городах как Самарканд и Бухара значительная часть населения говорила и писала на персидско-таджикском языке. А в Ферганском и Шашском оазисах, а также в Хорезме тюркоязычного населения было больше и его влияние было более сильным. Таким образом, на протяжении веков на территории Мовароуннахра, Хорасана и Хорезма бок о бок жили узбеки и таджики, они вместе воевали с внешними врагами и смешивались между собой в языковом отношении.5

Термин «узбек» упоминается в X веке в одном из арабских источников в качестве названия рода, племени. Слово «узбек» встречается в XI-XIII веках как имя человека в Хорезме и Мовароуннахре. А в Дашти Кипчаке в XIV веке существовало “узбекское государство”, его народ стали называть “кочевыми узбеками”. Академик Б. Ахмедов сделал вывод о том, что термин “узбек” – это собирательное название племен восточной части кипчакской степи. В XVI веке кочевые узбеки во главе с Шейбаниханом восстановили свою власть над Мовароуннахром и Хорезмом. Позже в Средней Азии были образованы три ханства во главе с узбекскими династиями – Бухарское, Хивинское и Кокандское.

В XI-XII вв. в основном завершается процесс формирования тюркоязычной народности, получившей название узбеков, а также ираноязычная народность, называвшаяся таджикской. Узбекский язык в то время назывался иначе и отличался от языков других тюркских народностей. О значительности развитости словарного фонда и грамматического стороя свидетельствует язык узбекских писателей XV в.- Навои, Бабура.

В начале XIII века (1219-1222 гг.) Мовароуннахр завоевали войска Чингизхана. В результате в среднеазиастком регионе появились также другие народнсти. В их числе племена кипчак, меркит, керант, найман, уйгур и дрюб пришедшие из Алтая, Семиречья, Восточного Туркестана. Но все-таки монгольское завоевание не оставило заметного следа во внешнем облике узбеков.

Академик Б. Ахмедов в своей книге «Дастлабки мулохазалар» подчеркивает, что «узбеки как единый народ сформировался в X веке. Он имел единую территорию, экономику, культуру, язык и этнический тип».6

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ

Третий период формирования узбекского народа относится к концу XV – началу XVI веков. В этот период на территорию Средней Азии пришли узбеки Дашти Кипчака. У Шарафиддина Али Язди в “Зафарнома” упоминается 44 тюркских племени, проживающих в Средней Азии и соседних с ней регионах.

Несомненно, эти племена, проживавшие на этой территории с древних времен, были тюркоязычными. Пришедшие в Мовароуинахр племена – буркут, буйрак, джат, дурман, ийджан, кенегене, кият, кунгурат, курлаут, маджар, мангыт, минг, нукуз, тубаи, утаджи, чимбай, шадбаклы, шункарлы идр. Были известны в исторической литературе XIV-XV вв. под общим названием «узбеки» (Ахмедов Б.А., Государство кочевых узбеков).7

Кочевое население, составлявшее в XVI в. значительную часть узбекского народа, на протяжении XVII в. и особенно в конце XVIII – начале XIX вв. находилось в процессе постепенного оседания и перехода к земледелию. Это были, по большей части, узбеки, сохранявшие родоплеменное деление. К середине XIX в. большинство их стало уже земледельцами – оседлыми или полукочевыми.

Каракалпаки занимали земли на юг от Аральского моря. Казахи, кочевавшие в низовьях Амударьи, к 50-м годам XIX в., за исключением нескольких сотен семейств, перебрались в Казахстан. Незначительную часть населения составляли потомки арабов, жившие разбросанно, небольшими группами, в разных районах ханств.

Родственные нам жители Малой Азии турки на протяжении веков называли себя сельджуками, потом османами, а свое государство Османским. Турками они стали называть себя во времена Камола Отатюрка (двадцатые годы XX столетия), а свое государство Турцией. Официально с 1920 года термин «турок» относится к родственному нам соседнему народу. При упоминании термина «турецкий народ», или «турецкая литература», имеется в виду население Турции и его литература.

Когда упоминается термин «тюркский народ», то имеется в виду оседлое население, жившее на территории древнего Турона и Туркестана, а именно узбеки. Когда говорят тюркские народы, имеют в виду все тюркские народы, народности, племена, сюда же относят и турков. У всех тюркских народов, в том числе и у узбеков и турков – общие корни.8

На протяжении многих столетий узбеки, их предки жили по соседству с другими народами региона. Отношения между ними боли добрыми, довольно длительный исторический период не было однозначных территориальных границ между узбеками, казахами, таджиками, киргизами, каракалпаками, уйгурами и многими другими. А многочисленные междоусобицы и неурядицы происходили по разному поводу, но не национальной почве. Даже после завоевания Россией Туркестана недовольство местного населения проявлялось не столько против русских, сколько против имперской политики царизма. Многократно серьезным испытаниям подвергались общечеловеческие чувства узбеков при тоталитарном советском режиме. Вспомнив суровые годы войны многонационального советского народа против фашистской Германии. Несмотря на множество различных обстоятельств, узбекский народ никогда не питал неприязни ни к одному народу. Это наверное вытекает из естества, природы, внутреннего мира узбека.

Со второй половины XIX века после завоевания Средней Азии Россией население региона подпало под колониальное владычество царизма. С 1886 г. судьба Туркестана определялась в соответствии с «Положением об управлении Туркестанским краем».

В 1924 году в результате проведения национально-территориального размежевания, Туркестанский край был разделен. Были образованы Узбекская, Казахская, Таджикская, Киргизская республики. При этом каждая из среднеазиатских республик представляла собой «пеструю» этническую карту. Такая политика было возможно направлена на искусственное замедление процесса этнического развития народов в рамках унитарного государства.

В исторической, противоречивой ситуации СССР союзным республикам Конституция Советского Союза предоставляла определенные права, а в Договоре об образовании СССР 1924 г. отмечалось, что это – союз суверенных государств, федеративное объединение. Но одним из самых главных противоречий, заложенных в основании этого государства, был тоталитаризм, который много декларировал, но на практике сводил обещанное к нулю. В результате господствовавший в СССР тоталитарный режим создал для Узбекистана, как и для других национальных республик, такие условия. Которые стали тормозом в развитии национальной государственности, в развитии духовной жизни, базирующейся на национальных корнях, что мешало формированию этнического самосознания. Не случайно поэтому относительное ослабление партийного диктата в годы «перестройки» конца 80-х годов в первую очередь вызвало своеобразный «взрыв» именно национального самосознания.

Провозглашенная в конце августа 1991 года национально-государственная независимость открыла новую эру для Узбекистана в реализации всех внутренних возможностей национального развития и в политическом, и в экономическом и духовном развитии узбекского и других народов, проживающих здесь, той основы, которая позволила Республике Узбекистан на равных правах войти в мировое сообщество. Все жители Республики Узбекистан, представляющие собой более 120 национальностей, стали равноправными гражданами этого государства, но главным стал узбекский народ, издревне живущий на территории данного региона и составляющий сегодня большинство населения страны. В мире по статистическим данным насчитывается около 30 млн. узбеков. Из них 60 процентов проживает в Узбекистане. Примерно 12 млн. узбеков проживают в сопредельных странах. Следовательно, узбеки проживали на обширной территории Средней Азии. Лишь небольшая часть из них по разным причинам оказались в ближнем и дальнем зарубежьях.

На начало 2000 года в Узбекистане проживало 25 млн. человек, их них более 18 млн. узбеки. В числе жителей Узбекистана свыше 1,2 млн. русских, более одного миллиона таджиков, примерно столько же казахов, около 450 тысяч каракалпаков, примерно 470 тысяч татар, сотни тысяч киргизов, туркменов, уйгуров, корейцев, здесь также немало украинцев, армян, азербайджанцев, башкир, белорусов, немцев, турков и многих других. Одним из важных достижений суверенной Республики Узбекистан на сегодняшний день является обеспечение стабильного мира и межнационального согласия.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНОСТИ

Духовный облик, обычаи, традиции, психология народа складывались на протяжении тысячелетий и вытекали из общечеловеческих ценностей. В их формировании решающую роль сыграли образ жизни здешних людей, способ их выживания в определенных социальных условиях. Различные условия труда, экономические и другие взаимосвязи, процесс общения людей выработали определенные привычки, приемы и способы, которые становились народными обычаями, традициями. Проявлением доброты и трудолюбия людей, уважения друг к другу, к природе стал обычай отмечать «Навруз». Эта традиция сложилась почти четыре тысячи лет тому назад.9

В 1885 г. венгерский ученый Герман Вамбери в г. Лейпциге опубликовал книгу «Тюркский народ». Автор в шестидесятых годах XIX века вел исследовательскую работу в Туркестане, где изучал историю края, традиции местного населения. В данной книге имеется специальная глава «Узбеки» в которой с большой теплотой и уважением описывает обычаи узбеков, особо выделяет их открытость, мужество, свободолюбие, терпимость, доброту, веру в ислам, приверженность к стабильному семейству. В романе Абдуллы Кадири «Минувшие дни» показывает присущие природе узбеков гостеприимство, уважительное отношение к старшим и бережное отношение к младшим, искренне сострадание и веру в людей. А. Кадыри также раскрывает и осуждает зависть, склонность к интригам, непостоянство в поддержке друг друга, надменность по отношению к другим и некоторые другие негативные повадки. Но известно, что семья – не без урода, что у всех народов есть люди с отрицательными чертами. Узбеки – не исключение.

Годы независимости резко изменили народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира. Духовные и исторические ценности узбекского народа, наследие великих предков становится мировым достоянием. У людей разных национальностей растёт интерес к узбекскому языку и литературе, историческим корням узбекской культуры. Новый расцвет переживает музыкальное, изобразительное и прикладное искусство, пользующееся любовью в Узбекистане и признанием за рубежом.



Возрождается выверенная веками этика семьи, родственных отношений, уважения к старшим, к женщине-Матери. "Никто ещё не уходил из этого дома недовольным " - писал великий узбекский писатель патриот Абдулла Кадыри. Речь идёт об Узбекской семье, о гостеприимстве. Новое рождение переживает соседская община - махалля, воплощающая в себе традиции народного самоуправления, обьединяющая людей в горе и в радости, в будни и в праздники, в общей заботе о детях.

Возрождение Духа узбекского народа представляет собой явление, в котором глубоко национальное неразрывно связано с общечеловеческим. Не теряя своей самобытности, народы, проживающие в Узбекистане, обретают единую ментальность, общую философию поведения, формируя мультинациональные черты узбекской культуры.

Во всей своей красе и величии возродился Навруз, ставший всенародным праздником весны и обновления. Навруз отмечают в каждой семье и каждом доме независимо от национальности и вероисповедения. Это общий праздник надежд, символ чистых помыслов и доброты.10

В программном докладе Президента Республики Узбекистан – Ислама Абдуганиевича Каримова на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва в январе 2000 года справедливо говорилось «Священный долг каждого из нас – сохранить сложившиеся в нашей стране межнациональное согласие и стабильность, беречь их как зеницу ока». В принятом по докладу Президента постановлении сессия Олий Мажлиса определила эту и другие задачи, выдвинутые И.А. Каримовым, как долговременную программу действия во имя дальнейшего прогресса Узбекистана. 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Каримов И.А. “Родина священна для каждого”, “Узбекистон”, Ташкент – 1995.

    Каримов И.А. “Наша цель: Свободная и процветающая родина”, “Узбекистон”, Ташкент – 1994.

    Абдунабиев А.Г., Мандральская Н.В., Юсупова Г.В., учебно-методическое пособие «Этническое формирование Узбекского народа», Узбекское агентство почты и телекоммуникаций, Ташкент – 2000.

    История Узбекской ССР, том I – с древнейших времен до середины XIX века, Институт истории и археологии АН РУзССР, Издательство “ФАН”, Ташкент – 1967.

    Сагдуллаев А.С., Костецкий В.А., Норкулов Н.К. «История Узбекистана» учебник 6-го класса, ИПК «Шарк», Ташкент – 1998.

1 И.А. Каримов «Родина священна для каждого»

2 Сагдуллаев А.С., Костецкий В.А., Норкулов Н.К. «История Узбекистана»

3 История Узбекской ССР, том I.

4 История Узбекской ССР, том I.

5 Абдунабиев А.Г., Мандральская Н.В., Юсупова Г.В. «Этническое формирование Узбекского народа»

6 Абдунабиев А.Г., Мандральская Н.В., Юсупова Г.В. «Этническое формирование Узбекского народа»

7 Абдунабиев А.Г., Мандральская Н.В., Юсупова Г.В. «Этническое формирование Узбекского народа»

8 История Узбекской ССР, том I.

9 И.А. Каримов «Наша цель: Свободная и процветающая родина»

10 Статья размещенная на государственном сайте РУз в Интернете.

11 И.А. Каримов «Родина священна для каждого»