Нахи на Северном Кавказе

Нахи на Северном Кавказе

Население, проживавшее на территории нынешней Чечни и Ингушетии, входило в ареал распространения так называемых кобанской и каякентско-харачойской археологических культур. Уже  в начале I тысячелетия до нашей эры там умели плавить и ковать железо. Это население сыграло определяющую роль в дальнейшем развитии этногенетических процессов, в  возникновении собственно чеченского и ингушского народов как носителей единой материальной и духовной культуры. В это время на Центральном Кавказе окончательно сформировался антропологический тип чеченцев и ингушей, как представителей европеоидной расы.  Осевшие на северных склонах Большого Кавказского хребта чеченские и ингушские племена входили в контакты со скифами и другими кочевыми племенами. Археологические находки свидетельствуют о прочных торгово-экономических и военно-политических связях вайнахов того времени с соседними народами и государствами: античным миром, древнегрузинским, древнеармянским и персидским царствами. Однако не всегда эти контакты были дружелюбными.  Стычки со степняками, набеги кочевников не позволяли предкам вайнахов широко расселяться на равнине, и  в начале нашей эры вайнахи  жили в горах, превращая свои поселения в недоступные каменные крепости.

Уход в горы чередовался  с выходом на равнину. Свидетельство тому - поселения и могильники у селений Сержень-Юрт, Аллерой, Майртуп, Зандак, Бамут, в которых археологами обнаружены свидетельства развитых кузнечного и гончарного промыслов, различных ремесел, а также земледельческие орудия.

Алания

В ранее средневековье  в равнинных районах Предкавказья начал оформляться многоплеменный и многоязычный союз, который стал называться Аланией. Этот союз включал в себя, как свидетельствуют археологи, лингвисты, антропологи, и кочевников,  и оседлых жителей этих мест, главным образом, нахоязычных. Это были равнинные нахи, описанные еще греческим географом Страбоном под названием гаргареи, что на языке нахов означает «близкие», «родственники».

Кочевники-степняки, составлявшие часть племенного союза Алании, переняли у нахов оседлый образ жизни и вскоре их укрепленные поселки (городища) появились по берегам Терека и Сунжи. Поселений было много. Путешественники тех лет отмечали, что аланские поселения так тесно располагались друг к другу, что в одном поселке  было слышно, как поют петухи и лают собаки в другом.

Вокруг поселков возвышались громадные курганные могильники, некоторые из которых сохранились до наших дней. Сохранились также следы аланских городищ, одним из которых является Алхан-Калинское городище на территории Грозненского района, в 16 км.  к западу от Грозного, на левом берегу Сунжи. Скорее всего, как предполагают ученые-кавказоведы, здесь находилась одно время столица Алании город Магас (Маас), что на языке вайнахов означает «город солнца».

Средневековые нахские племена и царства

Чеченцы и ингуши первой половины  первого тысячелетия новой эры, проживавшие на северных склонах большого Кавказского хребта, были известны под рядом названий, в том числе - «мелхи», «хамекиты», «садики».  Эти слова дошли до наших  дней с родовыми фамилиями: Садой, Хамхоевы, Мелхи, свидетельствующими о древности этих родов.

Полторы тысячи лет назад население Чечни и Ингушетии, проживавшее в приграничных районах с Грузией и в самой Грузии, исповедовало христианство. Руины христианских церквей сохранило время. Таков, например, храм Тхаба-Ерда близ селения Таргим в Ассиновском ущелье. Специалисты датируют этот храм  периодом раннего средневековья.

К этому же периоду относится установление связей горцев с соседними и дальними развитыми странами и государствами.  Интенсивными были связи с Византией и с Хазарией. В борьбе Киевского князя Святослава  с Хазарией и князя Игоря с половцами чеченцы и ингуши выступали на стороне своих  славянских друзей.          Об этом свидетельствуют, в частности, строки из "Слова о полку Игореве", где плененному половцами Игорю предлагают бежать в горы. Там чеченцы, народ Овлура, спасут и защитят русского князя.

В VIII-XI веках по территории Чечни проходили крупные караванные пути от хазарского города Семендера, который располагался предположительно в Северном  Дагестане, к Черному морю, к Таманскому полуострову и дальше до европейских стран.

Другим важным путем, связывавшим нахов с внешним миром, был Дарьяльский проход. Он соединял чеченцев с Грузией и со всем переднеазиатским миром.

К эпохе раннего средневековья относится расцвет каменного строительства в стране нахов. В  горных ущельях были построены сотни сложных архитектурных сооружений -  боевые и жилые башни, замки, склепы, храмы, святилища. Позже появились целые поселения — крепости и замковые комплексы, которые до сих пор поражают своим великолепием и мастерством зодчих. Многие боевые башни возводились на пиках скал и были абсолютно недоступны неприятелю. Древние архитектурные сооружения вайнахов свидетельствуют о высоком уровне развития производства и культуры.

Татаро-монгольское нашествие

В период татаро-монгольского нашествия  царство Алания подверглось почти полному уничтожению кочевыми ордами двух полководцев Чингис-Хана  -  Джебе и Субедея. Татаро-монголы не жалели никого. Мирное население либо убивали, либо уводили в рабство. Скот и имущество были разграблены. Сотни сел и городищ были превращены в  пепел. Еще один удар по предгорьям Кавказа был нанесен полчищами Батыя в 1238-1240 гг. Экономическое, политическое, социальное и духовное развитие чеченцев было отброшено назад на  века.

Населению удавалось спасаться только бегством в горы. Здесь, в горах, вайнахи, понимая, что  татаро-монгольское нашествие грозит им истреблением или ассимиляцией,  оказывали  врагу поистине героическое сопротивление. Благодаря тому, что часть нахов ушла  в горы, народ сумел  сохранить язык, обычаи, культуру. Поэтому чеченцы из поколения в поколение передавали предания и легенды о том, как их предки в неравной борьбе сохранили свободу и самобытность своего народа.