Внешняя политика России при Екатерине II

Внешняя политика России при Екатерине II

Основные внешнеполити­ческие задачи. Екатерина II (1762-1796) про­водила весьма энергичную вне­шнюю политику, в итоге оказавшу­юся успешной для Российского государства. Ее правительство ре­шало три главные внешнеполитичес­кие задачи. Пер­вая сводилась к тому, чтобы вый­ти к берегам Чер­ного моря и зак­репиться там, обезопасить юж­ные границы го­сударства от Тур­ции и Крыма. Рост товарности сельского хозяй­ства страны дик­товал необходи­мость обладания устьем Днепра, через которое можно было эк­спортировать аг­рарную продук­цию. Вторая за­дача требовала продолжать вос­соединение укра­инских и бело­русских земель. Третья возникла перед правитель­ством Екатерины уже в 90-х гг. в связи с француз­ской буржуазной революцией 1789-1794 гг. Борьба с рево­люционной Фран­цией последова­тельно проводи­лась в жизнь Ека­териной.

Русско-турецкая война 1768-1774 гг. В 60-х гг. в Европе про­исходила сложная дипломатичес­кая игра. Степень сближения тех или иных стран определялась силой противоречий между ними. Наиболее сильные противоречия у России возникли с Францией и Австрией. Последняя боялась усиления влияния России на Бал­канах и в Польше. В сентябре 1768 г., подстрекаемая Франци­ей и Австрией, Турция объявила войну России. Военные действия велись в Причерноморье и на Кав­казе. Русская армия исключитель­но успешно провела эту войну. Летом 1770 г. в Молдавии русские войска под командованием Ру­мянцева с разницей в несколько дней одержали две блестящих победы над численно превосхо­дящими силами противника - у р. Ларга и у р. Кагул. На Кавка­зе также достигнут успех: турки оказались отброшены к Черно­морскому побережью. Летом 1770 г. русский флот под командова­нием Спиридона нанес сокрушительные поражения туркам в Хиосском проливе и Чесменской бухте. В 1771 г. русские войска заняли Крым. Суворов одержал победу под Козлуджей. Румян­цев переправился через Дунай и двинулся на Балканы. Турция капитулировала. В 1774 г. в Кючук-Кайнарджи подписан мир­ный договор, по которому Рос­сии отходили земли между Бу­гом и Днепром, включая морс­кое побережье, крепости в Кры­му, а Крымское ханство объяв­лено независимым. Торговый флот России получил право сво­бодного плавания через про­ливы. Кабарда была присоеди­нена к России.

Русско-турецкая воина 1787-1791 гг. Основым вопросом внешней поли­тики в 80-х гг. был крымский. Дипло­матическая борьба вокруг него не пре­кращалась. В ответ на происки турец­кого правительства русские войска в 1783 г. заняли полуостров. Еще более серьезные трения с Турцией возникли из-за Закавказья. Борясь с турецким владычеством, грузинский царь Ирак­лий II признал в 1783 г. протекторат России над Грузией. Русские войска вступили в Грузию. Турция не призна­ла этого решения. В 1787 г. она предъя­вила России ультиматум с целым ря­дом неприемлемых требований. Ульти­матум отвергнут, и началась вторая русско-турецкая война (1787-1791). Она протекала в трудной для России меж­дународной обстановке. В это время оформился союз Англии, Пруссии и Голландии, направленный на подрыв позиций России на Балтике. Эти стра­ны спровоцировали Швецию, и воина с ней в 1788-1790 гг. ослабила силы России на юге. Поддержку России в это время оказывала только Австрия, и то лишь незначительными силами. Тем не менее и эта война показала превосходство русского оружия. С блеском развернулся полководческий талант Суворова. В 1787 г. он наносит поражение туркам при осаде ими Кинбурна, затем в 1788 г. берет мощную крепость Очаков. В 1789 г. Суворов одержал две убедительные победы над многократно превосходящим в числен­ности противником - у р. Рымник и под Фокшанами. Взятие им в 1790 г. неприступной дотоле крепости Измаил существенно приблизило заключение мира. Одновременно русский флот под командованием адмирала Ушакова на­нес несколько поражений туркам в Керченском проливе, затем у остро­вов Тендра и Калиакрия. В декабре 1791 г. в Яссах подписан мирный до­говор, установивший границу между Россией и Турцией по Днестру. Россия получила Очаков и Крым, но выводи­ла свои войска из Грузии.

Разделы Польши. Вторая внешнеполитическая за­дача - присоединение к Рос­сии украинских и белорус­ских земель - решалась пра­вительством Екатерины пу­тем так называемых разде­лов Польши, которые совер­шались совместно с Прус­сией и Австрией. По перво­му разделу в 1772 г. к Рос­сии отошла часть белорус­ских и украинских террито­рий; Пруссия получила По­морье и часть Великой Польши; Австрия - Галицию. Второму разделу Польши предшествовало нарастание в связи с революцией во Франции революционных на­строений в Европе и, в час­тности, в Польше. В 1791 г. там была введена конститу­ция, которая, несмотря на ряд недостатков, была про­грессивной и вызвала раз­дражение монархов. В 1793 г. Россия с Пруссией совер­шили второй раздел: Рос­сия получила Белоруссию и Правобережную Украину;

Пруссия - коренные польские земли. Конституция 1791 г. отменена. Второй раздел вызвал восстание в Польше (1794) во главе с Т. Костюшко. Восстание подавле­но, и это повлекло за со­бой третий раздел Польши:

России отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия и Западная Волынь: к Авст­рии и Пруссии отошли ис­конно польские земли. В результате разделов Речь Посполитая как государство перестала существовать.

Французская революция 1789-1794 гг. и Екате­рина II. Третья внешнеполитическая задача - борьба с революционной Францией - только начиналась решать­ся при Екатерине II. Последовательное продолжение она получила при цар­ствовании ее сына Павла I. Но и Ека­терина заняла враждебную пози­цию по отношению к революционной Франции, щедро поддерживала французских эмиг­рантов-роялистов, субсидировала во­енные приготовле­ния Пруссии и Ав­стрии против Фран­ции и в 1791 г. зак­лючила союз со Швецией и Англией для совместной ин­тервенции против нее. К походу во Францию готовился 60-тысячный корпус Суворова, но ее смерть помешала этому. Тем не ме­нее русский флот участвовал в морс­кой блокаде Фран­ции. Активная борь­ба с революцион­ной Францией со­провождалась реак­цией внутри страны, гонениями на про­светителей.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru