Сигналы и их характеристика

АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Инженерная и компьютерная графика»

Рекомендуется для направления подготовки

210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Курс «Инженерная и компьютерная графика» является базовым курсом, изучаемым студентами инженерного профиля. По этому курсу читаются лекции и проводятся лабораторные работы.

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла. Для изучения курса требуется знание основ черчения и информатики на уровне среднего образования. Формируемые навыки в ходе освоения инженерной графики на компьютерной основе на всех этапах дальнейшего обучения являются средством выполнения инженерных и научных работ. Следует отметить динамику постоянного совершенствования таких средств, что требует от процесса преподавания постоянной доработки и переработки некоторых разделов.

В свою очередь данный курс, помимо самостоятельного значения, является предшествующей дисциплиной для ряда других специальных дисциплин, связанных с процессом проектирования и создания новой техники.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

способы моделирования типовых геометрических 2D и 3D объектов в электронном виде (ПК-2);

методы решения инженерно-геометрических задач в системах автоматизированного проектирования (ПК-2);

правила выполнения чертежей деталей, сборочных единиц, электрических схем (структурных, функциональных, принципиальных, монтажных) с учётом современных мировых стандартов (ПК-3).

уметь:

читать и выполнять чертежи (ПК-3);

применять Государственные стандарты ЕСКД, необходимые для разработки и оформления конструкторско-технологической документации (ПК-3),

использовать полученные знания и навыки при создании электронных моделей схем и устройств на персональном компьютере (ПК-2).

осуществлять схемотехническое проектирование разрабатываемых радиоприемных узлов и устройств (ПК-13, ПК-14);

владеть:

навыками самостоятельной работы на компьютере и в компьютерных сетях; быть способным к компьютерному моделированию устройств, систем и процессов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ (ПК-2).

Общая трудоемкость дисциплины, изучаемой во 2-м семестре, составляет 2 зачетных единиц. Изучение дисциплины завершается зачетом.

Основные разделы дисциплины:

    Введение в курс «Инженерная и компьютерная графика». Основы компьютерной графики. Интерактивные системы, классификация, назначение, примеры и эффективность их использования.

    Российские международные стандарты по оформлению электронной документации на схемы и устройства.

    Метод проекций как основа построения чертежа. Ортогональные и аксонометрические проекции.

    Формирование электронных типовых 2D и 3D геометрических моделей объектов.

    Понятие алгоритма функционирования. Российские и международные стандарты по начертанию схем алгоритмов. Операнды (объекты информации) и операции. Внешнее и внутреннее представление объектов информации. Точность и способы кодирования объектов информации.

    Структуры данных в 2D и 3D системах компьютерной графики и автоматизированного проектирования.

    Устройства ввода-вывода в системах компьютерной графики и автоматизированного проектирования. Классификация.

    Понятие жизненного цикла (ЖЦ) промышленного продукта. Этапы жизненного цикла. CALS-технологии. Международные стандарты в CALS-технологиях.

    Электронная обобщённая модель промышленного продукта. Состав и формирование обобщённой модели. Электронные модели на отдельных этапах жизненного цикла.

    Схемы электрические (структурные, функциональные, принципиальные, монтажные): правила выполнения и графического оформления, формирование электронных моделей схем.

    Структурный анализ и синтез систем. SADT – технологии.

Разработчики:

Зав. кафедрой ИКГ проф. Е.И.Артамонов

АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория электрических цепей»

Рекомендуется для направления подготовки

210700 - Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Квалификации (степени) выпускника бакалавр

Целью преподавания дисциплины является изучение студентами теории различных электрических цепей для решения проблем передачи, обработки и распределения электрических сигналов в системах связи. Дисциплина ‹‹теория электрических цепей›› (ТЭЦ) должна обеспечивать формирование общетехнического фундамента подготовки будущих специалистов в области инфокоммуникационных технологий и систем связи, а также, создавать необходимую базу для успешного овладения последующими специальными дисциплинами учебного плана. Она должна способствовать развитию творческих способностей студентов, умению формулировать и решать задачи изучаемой специальности, умению творчески применять и самостоятельно повышать свои знания. Эти цели достигаются на основе фундаментализации, интенсификации и индивидуализации процесса обучения путём внедрения и эффективного использования в учебном процессе достижений инфокоммуникационных технологий. В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться знания, умения и навыки, позволяющие проводить самостоятельный анализ различных электрических цепей инфокоммуникационных устройств.

Главной задачей изучения ТЭЦ является обеспечение целостного представления студентов о проявлении электромагнитного поля в электрических цепях, составляющих основу различных устройств инфокоммуникационных технологий.

Другими задачами изучения ТЭЦ являются: усвоение современных методов анализа, синтеза и расчёта электрических цепей, а также, методов моделирования и исследования различных режимов электрических цепей на персональных ЭВМ.

ТЭЦ является первой дисциплиной, в которой студенты изучают основы построения, преобразования и расчета электрических цепей инфокоммуникационных устройств. Она находится на стыке дисциплин, обеспечивающих базовую и специальную подготовку студентов. Изучая эту дисциплину, студенты впервые знакомятся с принципами функционирования, методами анализа и синтеза рассматриваемых электрических цепей. Приобретенные студентами знания и навыки необходимы как для грамотной эксплуатации инфокоммуникационной аппаратуры, так и для разработки устройств, связанных с передачей и обработкой сигналов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

    методы и средства теоретического и экспериментального исследования электрических цепей (ОК-1, ОК-2, ОК-9);

    основы теории нелинейных электрических цепей (ОК-9);

    основные методы анализа электрических цепей в режиме гармонических колебаний (ОК-9, ПК-2);

    частотные характеристики электрических цепей (ОК-9, ПК-2);

    методы анализа электрических цепей при негармонических воздействиях (ОК-9, ПК-2);

    основы теории четырехполюсников и цепей с распределенными параметрами (ОК-9);

    основные методы исследования устойчивости электрических цепей с обратной связью (ОК-9, ПК-2);

    основы теории электрических аналоговых и дискретных фильтров (ОК-9, ПК-2, ПК-14);

    уметь:

- объяснять физическое назначение элементов и влияние их параметров на функциональные свойства и переходные процессы электрических цепей (ОК-9);

    рассчитывать и измерять параметры и характеристики линейных и нелинейных электрических цепей (ОК-9, ПК-10);

    рассчитывать и анализировать параметры электрических цепей на персональных ЭВМ

( ПК-1, ПК-2);

- проводить анализ и синтез электрических фильтров с помощью персональных ЭВМ

(ПК-1, ПК-2);

владеть:

- навыками чтения и изображения электрических цепей (ПК-14);

-навыками составления эквивалентных расчетных схем на базе принципиальных электрических схем цепей (ОК-9);

- навыками проектирования и расчета простейших аналоговых и дискретных электрических цепей

(ПК-14);

- навыками работы с контрольно-измерительными приборами (ПК-4).

Общая трудоемкость дисциплины, изучаемой в 3 и 4 семестрах, составляет 7 зачетных единиц. По дисциплине предусмотрен зачет, курсовая работа и экзамен.

Основные разделы дисциплины:

1

Основные законы и общие методы анализа электрических цепей

2

Режим гармонических колебаний

3

Частотные характеристики

4

Основы теории четырехполюсников

5

Теория электрических фильтров

6

Спектральное представление колебаний

7

Режим негармонических воздействий

8

Цепи с распределенными параметрами

9

Электрические цепи с нелинейными элементами

Разработчик:

Зав. кафедрой ТЭЦ проф. Ю.Ф. Урядников

АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Электроника»

Рекомендуется для направления подготовки

210700 – Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Общая трудоемкость дисциплины, изучаемой в 4 семестре, составляет 3 зачётных единицы (72 часа, в том числе 36 часов аудиторных занятий, 36 часов самостоятельных занятий). По дисциплине предусмотрен экзамен.

Целью преподавания дисциплины является изучение студентами элементной базы средств связи, применяемой в многоканальных телекоммуникационных системах, телевизионной, радиорелейной, тропосферной, космической и радиолокационной связи.

Основной задачей дисциплины является изучение принципов действия, характеристик, параметров и особенностей устройства важнейших полупроводниковых, электровакуумных и оптоэлектронных приборов, используемых в системах связи. К их числу относятся диоды, биполярных и полевые транзисторы, приборы с отрицательной дифференциальной проводимостью, оптоэлектронные и электровакуумные приборы, элементы интегральных схем и основы технологии их производства.

В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться знания, умения и навыки, позволяющие использовать полупроводниковые, электровакуумные и оптоэлектронные приборы, а так же базовые ячейки интегральных схем при разработке и эксплуатации средств связи.

В результате изучения дисциплины студенты должны получить знания, имеющие не только самостоятельное значение, но и обеспечивающие базовую подготовку для усвоения ряда последующих схемотехнических дисциплин. Настоящая дисциплина находится на стыке дисциплин, обеспечивающих базовую и специальную подготовку студентов, необходимую для эксплуатации электронных приборов в средствах связи. Изучая эту дисциплину, студенты получают практические навыки экспериментальных измерений параметров и технических характеристик, методов измерений разнообразных электровакуумных и полупроводниковых приборов.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

    функциональные назначения изучаемых приборов (ОК-9);

    принцип действия изучаемых приборов и понимать сущность физических процессов и явлений, происходящих в них (ОК-9);

    условные графические обозначения изучаемых приборов (ОК-9);

    схемы включения и режимы работы электронных приборов (ОК-9);

    вид статических характеристик и их семейств в различных схемах включения(ОК-9);

    физический смысл дифференциальных, частотных и импульсных параметров приборов(ОК-9);

    электрические модели и основные математические соотношения, Т-образные эквивалентные схемы биполярного транзистора (БТ) для схем с ОБ и ОЭ и П-образную схему для полевого транзистора(ОК-9);

    связь основных параметров БТ в схемах ОБ и ОЭ(ОК-9);

    преимущества интегральных схем(ОК-9);

    основы технологии создания интегральных схем(ОК-9);

    микросхемотехнику и принцип работы базовых каскадов аналоговых и ячеек цифровых схем()К-9);

уметь:

    объяснять устройство изучаемых приборов, их принцип действия, назначение элементов структуры и их влияние на электрические параметры и частотные свойства (ОК-9);

    определять дифференциальные параметры по статическим характеристикам(ОК-9);

    производить пересчет значений параметров из одной схемы включения БТ в другую(ОК-9);

    по виду статических характеристик определять тип прибора и схему его включения(ОК-9);

    объяснять физическое назначение элементов и влияние их параметров на электрические параметры и частотные свойства базовых каскадов аналоговых схем и переходные процессы в базовых ячейках цифровых схем(ОК-9);

    пользоваться справочными эксплуатационными параметрами приборов (ПК-14);

    выбирать на практике оптимальные режимы работы изучаемых приборов (ОК-9);

владеть:

    навыками компьютерного исследования приборов по их электрическим моделям (ПК-2);

    навыками расчета базовых каскадов аналоговых и ячеек цифровых схем (ПК—14);

    навыками работы с контрольно-измерительной аппаратурой (ПК-4);

Процесс изучения дисциплины связан с формированием общекультурных, гуманитарных и общепрофессиональных компетенций студента, который:

использует основные законы и положения естественнонаучных, гуманитарных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа, теоретического и экспериментального исследования (ОК-9);

знает метрологические принципы и владеет навыками инструментальных измерений в лабораторных условиях (ПК-4);

имеет навыки самостоятельной работы на компьютере, с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ (ПК-2).

Основные разделы дисциплины:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Полупроводниковые диоды

Биполярные транзисторы

Полевые транзисторы

Полупроводниковые приборы с отрицательным сопротивлением

Технологические основы интегральных схем

Введение в аналоговую микросхемотехнику

Введение в цифровую микросхемотехнику

Оптоэлектронные приборы

Электровакуумные приборы

Разработчики:

Зав. Кафедрой ЭиМСТ профессор Г.М. Аристархов

АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая теория связи»

Рекомендуется для направления подготовки

210700 – Инфокоммуникационные технологии и системы связи

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Целью преподавания дисциплины «Общая теория связи» (ОТС) является изучение основных закономерностей обмена информацией на расстоянии, её обработку, эффективную передачу и помехоустойчивый приём в телекоммуникационных системах различного назначения. Она должна способствовать развитию творческих способностей студентов, умению формулировать и решать задачи оптимизации систем связи, умению творчески применять и самостоятельно повышать свои знания в области инфокоммуникаций.

Задача ОТС состоит в том, чтобы ознакомить студентов с современными методами анализа и синтеза систем передачи и приёма аналоговых и цифровых сообщений в условиях мешающих воздействий, а также с вопросами оптимизации телекоммуникационных систем и устройств на основе вариационных и статистических методов.

ОТС относится к учебному профессиональному циклу. Для изучения дисциплины ОТС студенты должны владеть знаниями, умениями и компетенциями, полученными при изучении следующих дисциплин математического и естественнонаучного, а также профессионального циклов: математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика, информатика, физика, электроника, теория электрических цепей, цифровая обработка сигналов. Данная дисциплина является предшествующей для таких дисциплин профессионального цикла, как вычислительная техника и информационные технологии, основы построения инфокоммуникационных систем и сетей.

В результате освоения дисциплины ОТС студент должен:

    знать:

    физические свойства сообщений, сигналов, помех и каналов связи, их основные виды и информационные характеристики (ОК-1, ОК-9, ПК-1);

    принципы и основные закономерности обработки, передачи и приёма различных сигналов в телекоммуникационных системах (ОК-1, ОК-9);

    методы оптимизации сигналов и устройств их обработки (ОК-1, ОК-2, ОК-9);

    методы кодирования дискретных сообщений (ОК-1, ОК-9, ПК-17);

    методы защиты информации при несанкционированном доступе (ОК-1, ОК-9, ПК-1);

    методы многоканальной передачи и распределения информации (ОК-1, ОК-9, );

    перспективные направления развития телекоммуникационных систем (ОК-1, ПК-16, ПК-17);

уметь:

    получать математические модели сигналов, каналов связи и определять их параметры по статическим характеристикам (ОК-1, ОК-9, ПК-18);

    проводить математический анализ и синтез физических процессов в аналоговых и цифровых устройствах формирования, преобразования и обработки сигналов (ОК-9, ПК-18);

    оценивать реальные и предельные возможности телекоммуникационных систем (ОК-9);

    рассчитывать пропускную способность, информационную эффективность и помехоустойчивость телекоммуникационных систем (ОК-9, ПК-17);

владеть:

    методами компьютерного моделирования сигналов и их преобразований при передаче информации по каналам связи (ПК-2);

    навыками решения вариационных задач при оптимизации сигналов и систем (ОК-9, ПК-17);

    навыками экспериментального исследования методов кодирования и декодирования сообщений, методов оценки помехоустойчивости модемов (ПК-2, ОК-9, ПК-17).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц. Аудиторные занятия (108 час) включают: лекции, практические и лабораторные занятия. Самостоятельная работа (108 час) включает курсовую работу (40 час). Вид промежуточного контроля: зачет (4 семестр), защита КР и экзамен (5 семестр).

Основные разделы дисциплины.

1. Общие сведения о телекоммуникационных системах (ТКС).

2. Детерминированные сигналы

3. Случайные сигналы

4. Каналы связи

5. Методы формирования и преобразования сигналов в каналах связи

6. Теоретико-информационные основы передачи сообщений

7. Теоретико-информационные основы защиты информации

8. Теория помехоустойчивого кодирования

9. Оптимальный приём дискретных сообщений

10. Оптимальный приём непрерывных сообщений

11. Принципы многоканальной связи и распределения информации

12. Методы повышения эффективности ТКС

Разработчики: Зав. кафедрой ТЭС, проф. А.С. Аджемов,

проф. кафедры ТЭС В.Г. Санников.

АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Схемотехника телекоммуникационных устройств»

Рекомендуется для направления подготовки

210700 - Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Квалификации (степени) выпускника бакалавр

Целью преподавания дисциплины является изучение студентами особенностей построения схем аналоговых и цифровых электронных устройств, осуществляющих усиление, фильтрацию, генерацию и обработку сигналов, а также аналого-цифровых и цифро-аналоговых устройств. В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться знания, умения и навыки, позволяющие проводить самостоятельный анализ физических процессов, происходящих в электронных устройствах, как изучаемых в настоящей дисциплине, так и находящихся за ее рамками. Студенты должны также ознакомиться с особенностями микроминиатюризации рассматриваемых устройств на базе применения соответствующих интегральных микросхем.

В результате изучения настоящей дисциплины студенты должны получить знания, имеющие не только самостоятельное значение, но и обеспечивающие базовую подготовку для усвоения ряда последующих схемотехнических дисциплин.

Данная дисциплина является первой, в которой студенты изучают основы схемотехники и получают навыки “чтения” электрических схем телекоммуникационных устройств. Она находится на стыке дисциплин, обеспечивающих базовую и специальную подготовку студентов. Изучая эту дисциплину, студенты впервые знакомятся с принципами функционирования, методами анализа и схемотехникой рассматриваемых электронных устройств. Приобретенные студентами знания и навыки необходимы как для грамотной эксплуатации телекоммуникационной аппаратуры, так и для разработки широкого класса устройств, связанных с формированием, передачей, приемом и обработкой сигналов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- принципы работы изучаемых электронных устройств и понимать физические процессы, происходящие в них (ОК-9);

- методы анализа линеаризованных аналоговых электронных устройств, основанные на использовании эквивалентных схем (ОК-9);

- методы исследования аналоговых электронных устройств, работающих в режиме большого сигнала, основанные на аналитических и графо-аналитических процедурах анализа (ОК-9);

- принципы построения различных вариантов схем электронных устройств с отрицательной и/или положительной обратными связями (ОС), понимать причины влияния ОС на основные показатели и стабильность параметров изучаемых устройств; понимать причины возникновения неустойчивой работы усилителей с отрицательной ОС (ОК-9, ПК-14);

- способы оценки устойчивости электронных устройств с внешними цепями ОС (ОК-9, ПК-14);

- основы схемотехники аналоговых и цифровых интегральных схем (ИС) и устройств на их основе (ПК-14);

- основные методы расчета электронных схем (ПК-14);

    уметь:

- объяснять физическое назначение элементов и влияние их параметров на электрические параметры и частотные свойства базовых каскадов аналоговых схем и переходные процессы в базовых ячейках цифровых схем (ОК-9);

- применять на практике методы анализа линеаризованных аналоговых электронных устройств, основанные на использовании эквивалентных схем (ОК-9);

- применять на практике методы исследования аналоговых электронных устройств, работающих в режиме большого сигнала, основанные на аналитических и графо-аналитических процедурах анализа (ОК-9);

- выполнять расчеты, связанные с выбором режимов работы и определением параметров изучаемых электронных устройств (ПК-14);

- формировать цепи ОС с целью улучшения качественных показателей и получения требуемых форм характеристик аналоговых электронных устройств (ПК-14);

- проводить компьютерное моделирование и проектирование аналоговых электронных устройств, а также иметь представление о методах компьютерной оптимизации таких устройств (ПК-2);

- пользоваться справочными параметрами аналоговых и цифровых ИС при проектировании телекоммуникационных устройств (ПК-14);

владеть:

- навыками чтения и изображения электронных схем на основе современной элементной базы (ПК-14);

- навыками составления эквивалентных схем на базе принципиальных электрических схем изучаемых устройств (ОК-9);

- навыками проектирования и расчета простейших аналоговых и цифровых схем (ПК-14);

- навыками работы с контрольно-измерительной аппаратурой (ПК-4).

Процесс изучения дисциплины направлен также на формирование следующих общекультурных и ощепрофессиональных компетенций выпускника, который:

использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-9);

имеет навыки самостоятельной работы на компьютере и в компьютерных сетях; готов и способен к компьютерному моделированию устройств, систем и процессов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ (ПК-2);

знает метрологические принципы и владеет навыками инструментальных измерений, используемых в области инфокоммуникационных технологий и систем связи (ПК-4);

умеет проводить расчеты по проекту сетей, сооружений и средств связи в соответствии с техническим заданием с использованием как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ; умеет проводить технико-экономическое обоснования проектных расчетов с использованием современных подходов и методов (ПК-14).

Общая трудоемкость дисциплины, изучаемой в 4 и 5 семестрах, составляет 5 зачетных единиц. По дисциплине предусмотрен экзамен.

Основные разделы дисциплины:

1. Основные технические показатели и характеристики аналоговых электронных устройств

2. Принципы электронного усиления аналоговых сигналов и построения усилителей

3. Обратная связь (ОС) в электронных устройствах

4. Обеспечение и стабилизация режимов работы транзисторов по постоянному току.

5. Каскады предварительного усиления.

6. Оконечные усилительные каскады

7. Функциональные узлы на базе операционных усилителей (ОУ).

8.Устройства сопряжения аналоговых и цифровых электронных узлов

9. Логические основы цифровой техники

10.Элементная база цифровой техники

11.Узлы цифровых устройств

Разработчики:

Декан ф-та РиТ проф. А.В. Пестряков

Зав. кафедрой РПрУ проф. Н.Н. Фомин

АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Вычислительная техника и информационные технологии»

Рекомендуется для направления подготовки

210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи

по профилям «Программно-защищенные инфокоммуникации»,

«Инфокоммуникационные технологии в сервисах и услугах связи», «Интеллектуальные инфокоммуникационные системы»

Квалификации (степени) выпускника бакалавр

Целью преподавания дисциплины является изучение основных типов цифровых устройств, принципов и методов их построения, приобретение практических навыков построения цифровых устройств с требуемыми функциональными возможностями.

В результате изучения дисциплины студенты приобретают базовые знания в области цифровых устройств, которые послужат фундаментом при изучении специальных устройств в последующих дисциплинах.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- логические основы цифровой техники (ОК-9);

- методы минимизации логических функций (ОК-9);

- варианты схемной реализации логических элементов; серии ИМС (ОК-9);

- схемы и функционирование цифровых устройств (ЦУ) комбинационного типа (ОК-9);

- методы синтеза ЦА (ОК-9);

- схемы и функционирование ЦУ последовательностного типа (ОК-9);

- программируемые логические матрицы ;

- АЦП и ЦАП;

- классификация ЭВМ;

- структурную организацию МПС (ПК-1);

- организацию памяти в МПС (ПК-1);

- микроконтроллеры (ПК-13);

- программирование типовых задач на языке Ассемблера (ПК-2);

уметь:

- представлять логические функции в табличной и аналитической форме (ПК-1);

- получать минимальное выражение для логической функции в заданном базисе (ПК-1);

- анализировать функционирование типовых ЦУ (ОК-9);

- выполнять синтез цифрового автомата заданного типа (ОК-9);

- строить ЦУ на основе ПЛМ (ОК-9);

- составлять алгоритмы функционирования МПС для конкретных задач (ПК-14);

- выполнять оценку проектных решений на основе выбранных критериев (ПК-15);

владеть:

- навыками чтения и изображения схем ЦУ (ПК-14);

- навыками работы с контрольно-измерительной аппаратурой (ПК-4);

- навыками проектирования схем ЦУ;

- навыками разработки алгоритмов и программ решения задач управления на основе микроконтроллера (ПК-2);

- отладки программ, разработанных на языке Ассемблера, средствами отладчика (ПК-2);

Процесс изучения дисциплины направлен также на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника, который:

использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-9);

имеет навыки самостоятельной работы на компьютере и в компьютерных сетях; готов к компьютерному моделированию устройств, систем и процессов с использованием пакетов прикладных программ (ПК-2).

Общая трудоемкость дисциплины, изучаемой в 5 семестре, составляет

4 зачетные единицы. По дисциплине предусмотрен экзамен.

Основные разделы дисциплины:

  1. Логические основы ЦУ

    Серии логических элементов. Минимизация логических функций.

    Узлы комбинационного типа.

    Цифровые автоматы.

    Регистры, счетчики.

    Синтез цифровых автоматов.

    Структурная организация микропроцессорных систем.

    Организация памяти в МПС

    Микроконтроллеры ( на примере конкретного типа ). Структура, функционирование, система команд. Способы адресации. Программирование.

Разработчики:

Зав. кафедрой МКиИТ проф. М.В. Яшина

Доцент кафедры МК и ИТ доц. Л.В.Кириллова

АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Цифровая обработка сигналов»

Рекомендуется для направления подготовки

210700 - Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Квалификации (степени) выпускника бакалавр

Целями и задачами преподавания дисциплины являются:

    изучение основ фундаментальной теории цифровой обработки сигналов (ЦОС) в части базовых методов и алгоритмов ЦОС, инвариантных относительно физической природы сигнала, и включающих в себя: математическое описание (математические модели) линейных дискретных систем (ЛДС) и дискретных сигналов, включая дискретное и быстрое преобразование Фурье (ДПФ и БПФ); основные этапы проектирования цифровых фильтров (ЦФ); синтез и анализ ЦФ и их математическое описание в виде структур; оценку шумов квантования в ЦФ с фиксированной точкой (ФТ); принципы построения многоскоростных систем ЦОС;

    изучение современных средств компьютерного моделирования базовых методов и алгоритмов ЦОС.

В результате изучения настоящей дисциплины студенты должны получить знания, имеющие не только самостоятельное значение, но и обеспечивающие базовую подготовку для усвоения ряда последующих дисциплин, связанных с конкретными приложениями методов ЦОС.

Данная дисциплина является развитием и логическим продолжением таких дисциплин профессионального цикла как «Теория электрических цепей», «Общая теория связи», «Вычислительная техника и информационные технологии», обеспечивая согласованность и преемственность с этими дисциплинами при переходе к цифровым технологиям.

В результате освоения дисциплины студент должен:

    знать:

    методы математического описания линейных дискретных систем (ОК-9);

    основные этапы проектирования цифровых фильтров (ПК-14);

    основные методы синтеза и анализа частотно-избирательных цифровых фильтров (ПК-14);

    методы математического описания цифровых фильтров в виде структуры (ОК-9);

    метод математического описания дискретных сигналов с помощью дискретного преобразования Фурье (ДПФ) (ОК-9);

    алгоритм быстрого преобразования Фурье (БПФ) Кули-Тьюки (ОК-9);

    принципы оценки шумов квантования в цифровых фильтрах с фиксированной точкой (ОК-9);

    принципы построения систем однократной интерполяции и децимации (ОК-9);

    уметь:

    объяснять математическое описание линейных дискретных систем в виде алгоритмов (ОК-9);

    выполнять компьютерное моделирование линейных дискретных систем на основе их математического описания (ПК-2);

    задавать требования к частотным характеристикам цифровых фильтров (ПК-14);

    обосновывать выбор типа цифрового фильтра, КИХ или БИХ (с конечной или бесконечной импульсной характеристикой) (ПК-14);

    синтезировать цифровой фильтр и анализировать его характеристики средствами компьютерного моделирования (ПК-2);

    обосновывать выбор структуры цифрового фильтра (ОК-9);

    выполнять компьютерное моделирование структуры цифрового фильтра (ПК-2);

    вычислять ДПФ дискретного сигнала с помощью алгоритмов БПФ средствами компьютерного моделирования (ПК-2);

    объяснять принципы построения систем однократной интерполяции и децимации (ОК-9).

владеть:

    навыками составления математических моделей линейных дискретных систем и дискретных сигналов (ОК-9);

    навыками компьютерного моделирования линейных дискретных систем (ПК-2);

    навыками компьютерного проектирования цифровых фильтров (ПК-2);

    навыками компьютерного вычисления ДПФ на основе БПФ (ПК-2).

Процесс изучения дисциплины способствует также формированию следующих общекльтурных и общепрофессиональных компетенций компетенций выпускника, который:

использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-9);

имеет навыки самостоятельной работы на компьютере и в компьютерных сетях; готов и способен к компьютерному моделированию устройств, систем и процессов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ (ПК-2);

умеет проводить расчеты по проекту сетей, сооружений и средств связи в соответствии с техническим заданием с использованием как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ; умеет проводить технико-экономическое обоснования проектных расчетов с использованием современных подходов и методов (ПК-14).

Общая трудоемкость дисциплины, изучаемой в 5-м семестре, составляет 3 зачетные единицы. Изучение дисциплины завершается зачетом.

Основные разделы дисциплины:

1. Введение

2. Линейные дискретные системы

3. Цифровые фильтры

4. Эффекты квантования в цифровых фильтрах

5. Описание дискретных сигналов в частотной области

6. Дискретное преобразование Фурье

7. Быстрое преобразование Фурье

8. Многоскоростные системы ЦОС

9. Заключение

Разработчики:

Декан ф-та РиТ проф. А.В. Пестряков

Проф. каф. цифровой обработки сигналов СПб ГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича А.И. Солонина

АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ И СЕТЕЙ»

Рекомендуется для направления подготовки бакалавров

210700 – Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Общая трудоемкость дисциплины, изучаемой в 5 семестре, составляет 6 зачетных единиц (180 часов, в том числе 72 часа аудиторных занятий и 108 часов самостоятельных занятий). По дисциплине предусмотрен экзамен.

Целью преподавания дисциплины является изложение базовых принципов и технологий построения инфокоммуникационных сетей общего пользования и локальных сетей; изучение основных характеристик различных сигналов связи и особенностей их передачи по каналам и трактам; изучение принципов и особенностей построения аналоговых и цифровых систем передачи и коммутации, используемых для проводной и радиосвязи.

В процессе изучения данной дисциплины студенты впервые получают базовую информацию по следующим вопросам:

    Структура Единой сети электросвязи (ЕСЭ) РФ, методы коммутации в сетях электросвязи, топология и архитектура различных инфокоммуникационных сетей, модель взаимодействия открытых сетей, транспортные сети и сети доступа.

    Различные виды сигналов электросвязи (телефонный, телеграфный, передачи данных, телевизионного вещания и др.) и их характеристики.

    Особенности построения непрерывных и дискретных каналов связи, типовые каналы и их основные характеристики.

    Принципы построения систем передачи с частотным (ЧРК) и временным (ВРК) разделением каналов, иерархические принципы построения аналоговых и цифровых систем передачи.

    Основные методы кодирования речи (ИКМ, ДМ, АДИКМ и др.) и типы двоичных кодов.

    Принципы синхронизации и регенерации цифровых сигналов.

    Особенности построения беспроводных, в том числе мобильных, сетей связи.

    Принципы построения спутниковых и наземных радиосистем.

    Особенности построения оптических систем и сетей связи

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

знать:

принципы построения инфокоммуникационных сетей (ПК-1);

основные характеристики первичных сигналов связи (ПК-3);

принципы построения проводных и радиосистем передачи с частотным и временным разделением каналов (ПК-1);

основные характеристики каналов и трактов (ПК-3);

принципы построения оконечных устройств сетей связи (ПК-11);

принципы построения аналоговых и цифровых систем коммутации (ПК-3);

современное состояние инфокоммуникационной техники и перспективные направления её развития (ПК-6, ПК-13).

уметь:

формулировать основные технические требования к инфокоммуникационным сетям и системам (ПК—3);

анализировать основные процессы, связанные с формированием,
передачей и приемом различных сигналов (ПК-1);

оценивать основные проблемы, связанные с эксплуатацией и внедрением новой инфокоммуникационной техники (ПК-9).

владеть способностью:

    сравнительной оценки различных способов построения инфокоммуникационных систем и сетей (ПК-16);

    оценки влияния различных факторов на основные параметры каналов и трактов (ПК-1).

В процессе изучения дисциплины у студентов формируются следующие компетенции:

овладение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-7);

способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ПК-1);

способность использовать нормативную и правовую документацию, характерную для области инфокоммуникационных технологий и систем связи (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, рекомендации МСЭ, стандарты связи, протоколы, терминологию, нормы ЕСКД и т.д., а также документацию по системам качества работы предприятий) (ПК-3);

готовность к созданию условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечению ее интеграции с международными сетями связи; готовность содействовать внедрению перспективных технологий и стандартов (ПК-6);

умение составлять нормативную документацию (инструкции) по эксплуатационно-техническому обслуживанию сооружений, сетей и оборудования связи, по программам испытаний (ПК-9);

умение организовать доведение услуг до пользователей услугами связи; способность провести работы по управлению потоками трафика на сети (ПК-11);

готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-16).

Основные разделы дисциплины:

    Базовые принципы построения инфокоммуникационных сетей

    Сигналы электросвязи и их характеристики

    Типовые каналы связи и их характеристики

    Принципы построения систем передачи с частотным разделением каналов

    Принципы построения систем передачи с временным разделением каналов

    Особенности построения оптических систем передачи

    Особенности построения систем и сетей радиосвязи

Разработчик:

Зав. кафедрой МЭС, проф., д.т.н. Гордиенко В.Н.

АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Электромагнитные поля и волны»

Рекомендуется для направления подготовки

210700 - Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Квалификации (степени) выпускника бакалавр

Целью преподавания дисциплины является изучение студентами особенностей структуры электромагнитного поля волн распространяющихся в различных средах, в линиях передачи электромагнитной энергии и объёмных резонаторах; формирование у студентов навыков алгоритмизации решения краевых задач электродинамики. В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться знания, навыки и умения, позволяющие проводить самостоятельный анализ физических процессов, происходящих в различных направляющих системах, устройствах сверхвысоких частот, в однородных и неоднородных средах, понимать сущность электромагнитной совместимости.

В результате изучения настоящей дисциплины студенты должны получить знания, имеющие не только самостоятельное значение, но и обеспечивающие базовую подготовку для усвоения ряда последующих дисциплин.

Данная дисциплина является первой, в которой студенты изучают вопросы практического применения теории электромагнитного поля. Она находится на стыке дисциплин, обеспечивающих базовую и специальную подготовку студентов. Изучая эту дисциплину, студенты впервые знакомятся со структурой электромагнитного поля, возникающего в различных средах и направляющих системах. Приобретенные студентами знания и навыки необходимы как для грамотной эксплуатации телекоммуникационной аппаратуры, так и для разработки широкого класса устройств, связанных с передачей и приемом сигналов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные уравнения, описывающие электромагнитное поле и энергетические соотношения в нем (ОК-1, ОК-9);

- методы решения уравнений Максвелла при заданных источниках (ОК-9, ПК-13);

- методы исследования элементарных излучателей (ОК-9, ПК-14);

- явления, возникающие на границе раздела сред (ОК-9, ПК-14);

- общие свойства волн, распространяющихся в линиях передачи (ОК-9, ПК-14);

    уметь:

- анализировать структуру электромагнитного поля плоских волн, распространяющихся в однородных средах (ОК-9, ПК-14);

- анализировать структуру электромагнитного поля, созданного элементарными излучателями (ОК-9, ПК-5, ПК-14);

- анализировать структуру электромагнитного поля в различных линиях передачи, включая полые и диэлектрические волноводы, а также волоконные световоды (ПК-13, ПК-14);

- проводить расчеты избирательных свойств объемных резонаторов (ПК-14);

владеть:

- навыками практической работы с современными универсальными пакетами прикладных компьютерных программ (ПК-1, ПК-2);

- навыками практической работы с лабораторными макетами для изучения структуры электромагнитных полей (ПК-4, ПК-5);

- навыками практической работы с современной измерительной аппаратурой (ПК-4, ПК-5).

Процесс изучения дисциплины направлен также на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника, который:

использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-9, ПК-1);

имеет навыки самостоятельной работы на компьютере и в компьютерных сетях; готов и способен к компьютерному моделированию электромагнитных процессов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ (ПК-1, ПК-2);

знает метрологические принципы и владеет навыками инструментальных измерений характеристик электромагнитных полей, используемых в области инфокоммуникационных технологий и систем связи (ПК-4, ПК-5);

умеет проводить расчеты основных характеристик электромагнитных полей и волн при проектировании сетей, сооружений и средств связи, в соответствии с техническим заданием с использованием как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ с использованием современных подходов и методов (ПК-2, ПК-14).

Общая трудоемкость дисциплины, изучаемой в семестрах, составляет 6 зачетных единиц. По дисциплине предусмотрен экзамен и курсовая работа.

Основные разделы дисциплины:

1. Введение. Основные уравнения электромагнитного поля.

2. Энергия и мощность электромагнитного поля.

3. Решения уравнений Максвелла при заданных источниках. Электродинамические потенциалы.

4. Основные теоремы и принципы в теории гармонических полей.

5. Излучение электромагнитных волн.

6. Плоские волны в однородной среде.

7. Отражение и преломление плоских волн на границе раздела двух сред.

8. Общие свойства волн, распространяющихся в линиях передачи энергии.

9. Линии передачи с Т волнами. Полые металлические волноводы. Линии передачи поверхностных волн (включая волоконные световоды). Неоднородности в линиях передачи.

10. Объемные резонаторы.

Разработчики:

Зав. кафедрой ТЭД и А проф. В.В. Чебышев

Проф. кафедры ТЭДиА В.А.Соколов

АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Метрология, стандартизация и сертификация в инфокоммуникациях».

Рекомендуется для направления подготовки

210700 – Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Общая трудоёмкость дисциплины 5 зачетных единиц (144 часов, в том числе 54 часа аудиторных, 90 часов самостоятельных занятий), изучается в 5 и 6 семестрах. По дисциплине предусмотрен зачет и экзамен.

Данная дисциплина может изучаться после освоения математического и естественнонаучного цикла, а также основных дисциплин профессионального цикла, которые дают знания по методам обработки сигналов, основам схемотехники телекоммуникационных устройств и основам построения инфокоммуникационных систем и сетей. Главная задача изучения дисциплины - подготовка будущего специалиста в области инфокоммуникационных технологий и систем связи к практической деятельности в области обеспечения качества услуг телекоммуникаций за счет организации эффективного метрологического обеспечения, грамотного и сознательного использования результатов стандартизации и сертификации, опирающихся на достижения передовой науки и практики.

Цель преподавания дисциплины:

бакалавр по направлению подготовки 210700 должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

Сервисно-эксплуатационная деятельность:

    приёмка и освоение вводимого оборудования;

    наладка, настройка, регулировка и испытания оборудования, тестирование, настройка и обслуживание аппаратно-программных средств;

    организация и выполнение мероприятий по метрологическому обеспечению введению и эксплуатацию телекоммуникационного оборудования;

    составление инструкций по контролю и эксплуатации оборудования и программ испытаний;

    проведение всех видов измерений параметров оборудования и сквозных каналов и трактов (настроечных, приёмосдаточных, эксплуатационных и аварийных)

    проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта: поиск и устранение неисправностей;

    организацию мероприятий по охране труда и технике безопасности в процессе технического обслуживания и ремонта телекоммуникационного оборудования.

Расчетно-проектная деятельность:

    контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации техническим регламентам, национальным и международным стандартам, стандартам связи, техническим условиям и другим нормативным документами.

Экспериментально-исследовательская деятельность:

    проведение измерений и наблюдений, составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

    участие во внедрении результатов испытаний, исследований и разработок.

Организационно-управленческая деятельность:

    организация работы малых коллективов исполнителей;

    составление технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам;

    ведение деловой переписки (служебные записки, докладные, письма и т.д.

    составление заявительной документации в надзорные государственные органы инфокоммуникакационной отрасли;

    выполнение работ в области технического регулирования, сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;

В результате изучения дисциплины бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетециями (ОК):

    владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

    уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

    готовностью кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

    способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);

    использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10).

В результате изучения дисциплины бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетециями (ПК):

    иметь навыки самостоятельной работы на компьютере и в компьютерных сетях; быть способным к компьютерному моделированию устройств, систем и процессов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ (ПК-2);

    способностью использовать нормативную и правовую документацию, характерную для области инфокоммуникационных технологий и систем связи (Законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, рекомендации МСЭ, МЭК, ИСО, стандарты связи, протоколы, терминологию, а также документацию по системам качества работы предприятий) (ПК-3);

    знать принципы метрологического обеспечения и владеть навыками инструментальных измерений, используемых в области инфокоммуникационных технологий и систем связи (ПК-4);

    способностью осуществлять монтаж, наладку, настройку, регулировку, опытную проверку работоспособности, испытания и сдачу в эксплуатацию средств и оборудования сетей и организаций связи (ПК-8);

    уметь составлять нормативную документацию по эксплуатационно-техническому обслуживанию сетей и оборудования связи, по программам испытаний (ПК-9);

    уметь организовать и осуществить проверку технического состояния и ресурса оборудования; применять современные методы их обслуживания и ремонта; обладать способностью осуществлять поиск и устранение неисправностей, повысить надежность и готовность сетей; уметь составить заявку на оборудование, средства измерений и запасные части, подготовить техническую документацию на ремонт и восстановление работоспособности оборудования, средств, систем и сетей связи (ПК-10);

    способностью к разработке проектной и рабочпй технической документации, оформлению законченных проектно-конструкторских работ в соответствии с нормами и стандартами; готовностью к контролю соответствия разрабатываемых проектов технической документации, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-15);

    организовать и проводить испытания новых перспективных средств электросвязи и информатики с целью оценки соответствия требованиям технических регламентов, международных и национальных стандартов и иных нормативных документов (ПК-17).

Основные разделы дисциплины

1. Общие сведения о роли метрологического обеспечения (МО) в общем плане и в телекоммуникациях. Основные понятия и задачи метрологического обеспечения. Особенности метрологического обеспечения в области телекоммуникаций и радиоэлектронике.

2. Основные понятия стандартизации. Принципы и задачи стандартизации. Национальная и международная стандартизация. Стандартизация в телекоммуникациях.

3. Сертификация. Системы сертификации. Техническое регулирование. Схемы сертификации. Сертификация в телекоммуникациях.

4. Основы теории погрешностей. Нормирование погрешностей средств измерений.

5.Методы и средства измерений основных электрических параметров и характеристик. Аналоговые и цифровые средства измерений. Структура и принципы построения средств измерений. Основные характеристики средств измерений.

6.Автоматизация измерений. Информационно-измерительные системы.

7.Измерения в аналоговых многоканальных системах передачи.

8.Измерения в цифровых сетях. Контроль и тестирование.

Разработчики:

Заведующий кафедрой «Метрология, стандартизация и измерения в технике связи»

Профессор Хромой Б.П.

Профессор кафедры «Метрология, стандартизация и измерения в технике связи»

Сенявский А.Л.

АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Электропитание устройств и систем телекоммуникаций »

Рекомендуется для направления подготовки

210700 – Инфокоммуникационные технологии и системы связи

по профилю «Инфокоммуникационные технологии в сервисах и услугах связи» Квалификации (степени) выпускника бакалавр

Курс «Электропитание устройств и систем телекоммуникаций » является одним из профилирующих курсов, изучаемых студентами по профилю «Инфокоммуникационные технологии в сервисах и услугах связи». Поэтому курсу читаются лекции, проводятся лабораторные и расчетно-практические занятия.

Для изучения курса требуется знания по высшей математике, физике, теории электрических цепей, микроэлектроники, метрологии и методов использования компьютерной и микропроцессорной техники.

В свою очередь данный курс, помимо самостоятельного изучения, является предшествующей дисциплиной для ряда других специальных дисциплин, связанных с обработкой и передачей информации, таких как «Основы сетевых технологий в инфокоммуникационных системах и сервисах», «Планирование развития сервисов и услуг связи на базе инфокоммуникационных технологий», «Системы и услуги документальной электросвязи» и др.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- организацию электроснабжения предприятий телекоммуникации, основные параметры и требования к источникам электроснабжения (ПК-2, ПК-13, ПК-14);

- знать принципы функционирования основных узлов системы электропитания (ПК-2, ПК-13, ПК-14);

- знать и уметь применять на практике методы анализа основных устройств электропитания: трансформаторов, выпрямителей, статических преобразователей, стабилизаторов напряжения, уметь проводить компьютерное моделирование узлов системы электропитания. (ПК-13, ПК-14);

- уметь оценивать надёжность различных вариантов систем электропитания и их узлов (ПК-13, ПК-14);

- иметь навыки практической работы с лабораторными макетами узлов системы электропитания, а также с современной измерительной аппаратурой (ПК-8, ПК-10);

- разрабатывать и обосновывать соответствующие техническому задания и современному уровню развития источников и систем электропитания (ПК-13, ПК-14).

Общая трудоёмкость дисциплины, изучаемой в 7-ом семестре составляет 5 зачетных единиц. Изучение дисциплины завершается экзаменом.

Основные разделы дисциплины:

    Введение. Основные понятия и определения устройств и систем электропитания.

    Источники электроснабжения предприятий связи.

    Электромагнитные элементы устройств электропитания.

    Выпрямительные устройства.

    Сглаживающие фильтры.

    Стабилизаторы напряжения и тока.

    Статистические преобразователи постоянного напряжения.

    Системы электропитания.

    Надёжность систем электропитания.

Разработчики:

Декан ф-та ИТ доц. В.Н.Репинский

Зав. кафедрой ЭПУиСС доц. М.Ф. Колканов

АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Рекомендуется для направления подготовки

210700 – Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Квалификации (степени) выпускника бакалавр

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у будущих специалистов правовых, теоретических и практических знаний в области безопасности жизнедеятельности. Эти знания необходимы для овладения профессиональными навыками в сфере инфокоммуникационных технологий и системам связи для создания безопасных и комфортных условий труда при штатных и аварийных ситуациях. По курсу читаются лекции и проводятся лабораторные работы.

Основной задачей курса является обучение студента организационным и правовым основам безопасности жизнедеятельности, грамотному эргономическому обеспечению систем и средств связи, изучение санитарно-гигиенических факторов производственной среды, основ электробезопасности при проектировании, монтаже и обслуживании систем и средств связи. Студент должен уметь обеспечить безаварийную работу систем и средств связи в нормальных условиях и во внештатных ситуациях.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» является научной общетехнической дисциплиной и базируется на знаниях, полученных студентами при изучении: физики - электричество, оптика, акустика, электромагнитное излучение; химии – физико-химические свойства элементов и их соединений; биологии – биопринципы функционирования организма человека; математики – основы теории дифференциальных уравнений и численных методов; теории электрических цепей – закон Ома, законы Кирхгофа, электрические цепи; системы электропитания предприятий и линий связи.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- нормативную и правовую документацию по основам безопасности жизнедеятельности, по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде, по организации безопасных условий труда (ПК – 3);

- действие на организм человека санитарно гигиенических факторов производственной среды: микроклимата, шума и вибрации, электромагнитных полей и излучений, освещенности производственного помещения; методы измерений этих параметров и способы защиты от них при несоответствии СН (ОК – 9);

- действие электрического тока на организм человека, напряжения прикосновения и шагового напряжения (ОК – 9);

- безопасные способы освобождения человека от действия электрического тока при напряжениях до 1000 В и свыше 1000 В при монтаже, эксплуатации и при ремонтах систем и средств связи (ОК – 11);

- методы анализа и выбора электропитающих сетей для аппаратуры связи с точки зрения их безопасности и исходя из технологических требований (ОК – 9, ПК – 14);

- принципы работы и построения различных вариантов схем систем защитного заземления, зануления, устройств защитного отключения (ПК – 12);

- работу систем пожарной сигнализации, ручных и автоматических средств пожаротушения (ПК – 12);

- виды блокировок, диэлектрических защитных средств и предохранительных приспособлений, знаки и плакаты безопасности (ПК – 12);

уметь:

- организовать грамотное эргономическое обеспечение систем и средств связи (ОК – 9, ПК – 7);

- применять на практике методы и приборы по измерению санитарно-гигиенических параметров производственной среды (ПК – 4, ПК – 5, ПК – 7);

- использовать нормативную и правовую документацию по безопасности жизнедеятельности для приведения в соответствие измеренных санитарно-гигиенических параметров производственной среды нормативным требованиям (ПК – 3, ПК – 5);

- выполнять расчеты систем общеобменной и местной вентиляции производственных помещений, санитарно-защитных зон;

- освободить человека, попавшего под опасное напряжение и оказать ему первую доврачебную помощь (ПК – 12);

- пользоваться диэлектрическими защитными средствами и предохранительными приспособлениями (ОК – 11, ПК – 12);

- произвести обоснованный выбор и расчет современных систем и средств защиты от поражения электрическим током (ОК – 11, ПК – 14);

- осуществлять контроль за системами и средствами защиты от поражения электрическим током в соответствии с нормативными требованиями (ОК – 11, ПК – 10, ПК – 12);

- осуществлять контроль за исправностью пожарной сигнализации и средствами пожаротушения (ПК – 10, ПК – 12);

владеть:

- навыками работы с контрольно-измерительной аппаратурой, измеряющей санитарно-гигиенические параметры производственной среды, аппаратурой измеряющей параметры электропитающей сети и защитных систем и средств (ПК – 4);

- навыками проектирования и расчета защитных систем (ПК – 14);

- навыками работы с первичными средствами пожаротушения (ОК – 11, ПК – 12);

- навыками оказания первой доврачебной помощи (ОК – 11, ПК -12).

Общая трудоемкость дисциплины, изучаемой в 8 семестре составляет зачетных единиц.

Основные разделы дисциплины:

    Организационные и правовые основы безопасности жизнедеятельности.

    Эргономическое обеспечение систем и средств связи.

    Санитарно-гигиенические факторы производственной среды. Параметры их характеризующие по СН, методы и приборы их измеряющие, способы защиты при несоответствии СН. (Микроклимат производственных помещений; шум и вибрация; электромагнитные поля и излучения, освещение производственных помещений).

    Основы электробезопасности. (Действие электрического тока на организм человека. Явления при стекании тока в землю. Напряжения прикосновения и шага. Анализ опасности поражения током в различных электрических сетях. Защитные меры в электроустановках: применение малых напряжений, защитное заземление, зануление. Устройства защитного отключения, защита от перехода напряжения, защита от случайного прикосновения).

    Безопасность и экологичность систем и средств связи (в зависимости от профиля).

    Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (Освобождение человека от действия тока и других поражающих факторов и оказание первой доврачебной помощи.

Пожарная безопасность).

Разработчики:

Декан ф-та РиТ проф. А.В. Пестряков

Зав. кафедрой РПрУ проф. Н.Н. Фомин