Основы информационной безопасности (работа 1)

Введение

Я выбрала тему «Основы информационной безопасности». Мне эта тема показалась очень актуальной и интересной. В современности информационная безопасность, на мой взгляд, самое главное, для отношений в обществе. Общественность, как и бизнес, должна, помимо раскрытия и донесения нужной информации, еще и обезопасить ту информацию, которая имеет особый вес и секретность. Но, много информации скрывается государством за «шторами секретности». Хотелось слышать всегда бы ту информацию, которая может быть и горькая, но правильная и не ложная. Но, безопасность, она на то и безопасность, чтоб уберечь и сохранить одну волну и не затронуть те темы, которые не являются достоверными. Существует много законов и правил подачи информации и термины безопасности. О них, о правилах, основах и законах информационной безопасности я хочу написать в своей контрольной работе. Просмотрев журналы, прочитав несколько учебников и газет о политике, обществе и информации сложилось много выводов и конечно, как и в любой науке – вопросов. О глубоком анализе писать рано, недостаточно опыта, но есть анализ того, что на самом деле касается жизненных ситуаций, и, конечно связей с обществом и информацией. Термин – «информационная безопасность» имеет много характеристик. Это и состояние защищённости информационной среды, и защита информации, представляющая собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, процесс, направленный на достижение этого состояния. Информационная безопасность организации – это состояние защищённости информационной среды организации, обеспечивающее её формирование, использование и развитие.

Основы информационной безопасности

Государство – это определенная организация политической, государственной власти в обществе, организация, не совпадающая с самим обществом. Но в обществе кроме государства существуют и другие организации. Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Информация – результат взаимодействия источника, среды передачи и приёмника информации. В большинстве случаев, информацией не является статическое восприятие. Как информация воспринимается объектом потребления, изменение состояния источника информации или среда её передачи – все это имеет значение при ее получении. В узком смысле слова, информацией можно считать результат сравнения одного с другим (дифференцирование). Основная функция приёмника данных – фильтрация, игнорирование шума и выявление нового в бесконечном потоке обычного. Информация необходима для объектов, потребляющих её – как средство обеспечения их существования, позволяет реагировать на изменения в окружающем мире. Информация делится на множество типов: достоверная; непротиворечивая; ложная; неправдоподобная. А так же существует и своя охрана информации, называемая информационная безопасность. Тип информации определяет её потребитель, используя различные среды передачи и источники информации. Информационная безопасность государства – это состояние сохранности информационных ресурсов государства и защиты, законных прав личности и общества в информационной сфере. В современном социуме, информационная сфера имеет две составляющие: информационно-техническую (искусственно созданный человеком – мир техники, технологий и т.п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека). Информационную безопасность можно представить двумя частями: информационно-техническая безопасность и информационно-психологическая (психофизическая) безопасность. Безопасность информации – это состояние защищенности информации (ее данных), при которой обеспечены её конфиденциальность, доступность и целостность. Конфиденциальность информации – это принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам, либо разглашать устно, содержащиеся в них сведения без согласия собственника экономического субъекта. За исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Доступность информации – состояние информации (ресурсов автоматизированной информационной системы), при которой субъекты, имеющие право доступа, могут реализовывать их беспрепятственно.
Примечание. К правам доступа относятся: право на чтение, изменение, копирование, уничтожение информации, а также права на изменение, использование, уничтожение ресурсов. Целостность информации – является одним из трех основных критериев информационной безопасности объекта. Обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки. Не всегда обязательные категории модели безопасности: невозможность отказа от авторства; подотчётность – обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий; достоверность – свойство соответствия предусмотренному поведению или результату; аутентичность или подлинность – свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным. В Государственном стандарте РФ приводится следующая рекомендация использования терминов «безопасность» и «безопасный»: «безопасность» и «безопасный» следует применять только для выражения уверенности и гарантий риска. Не следует, употреблять эти слова в качестве описательного прилагательного предмета, так как они не передают никакой полезной информации.

Целью реализации информационной безопасности какого-либо объекта является построение Системы обеспечения информационной безопасности данного объекта (СОИБ). Для построения и эффективной эксплуатации СОИБ необходимо: выявить требования защиты информации, специфические для данного объекта защиты; учесть требования национального и международного Законодательства; использовать наработанные практики (стандарты, методологии) построения подобных СОИБ; определить подразделения, ответственные за реализацию и поддержку СОИБ; распределить между подразделениями области ответственности в осуществлении требований СОИБ. На базе управления рисками информационной безопасности определить общие положения, технические и организационные требования, составляющие политику информационной безопасности объекта защиты; реализовать требования политики информационной безопасности, внедрив соответствующие программно-технические способы и средства защиты информации; реализовать Систему менеджмента (управления) информационной безопасности (СМИБ); используя СМИБ организовать регулярный контроль эффективности СОИБ и при необходимости, пересмотр и корректировку СОИБ и СМИБ. Как видно, из последнего этапа работ, процесс реализации СОИБ непрерывный и циклично (после каждого пересмотра) возвращается к первому этапу, повторяя последовательно всё остальные. Так СОИБ, корректируется для эффективного выполнения своих задач защиты информации и соответствия новым требованиям постоянно обновляющейся информационной системы.

Нормативные документы в области информационной безопасности

В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся: акты федерального законодательства, международные договоры РФ; конституция РФ; законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы); указы Президента РФ; постановления правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств; нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления. Международные стандарты информационной безопасности – государственные (национальные) стандарты РФ; рекомендации по стандартизации; методические указания.

Органы, обеспечивающие информационную безопасность

В зависимости от приложения деятельности в области защиты информации (в рамках государственных органов власти или коммерческих организаций), сама деятельность организуется специальными государственными органами (подразделениями), либо отделами (службами) предприятия.

Государственные органы РФ, контролирующие деятельность в области защиты информации:

-комитет государственной думы по безопасности;

– совет безопасности России;

– федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК);

– федеральная служба безопасности России (ФСБ России);

-министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России); федеральная служба надзора в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Службы, организующие защиту информации на уровне предприятия: служба экономической безопасности; служба безопасности персонала (Режимный отдел); отдел кадров; служба информационной безопасности. Политика безопасности (информации в организации) – совокупность документированных правил, процедур, практических приемов или руководящих принципов в области безопасности информации, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Политика безопасности информационно-телекоммуникационных технологий – правила, директивы, сложившаяся практика, которые определяют, как в пределах организации, её информационно-телекоммуникационных технологий управлять, защищать и распределять активы, в том числе критичную информацию. Для построения политики информационной безопасности, обязательно требуется рассматривать следующие направления защиты информационной системы:

– Защита объектов информационной системы;

– Защита процессов, процедур и программ обработки информации;

– Защита каналов связи;

– Подавление побочных электромагнитных излучений;

– Управление системой защиты.

По каждому из перечисленных выше направлений, политика информационной безопасности должна описывать следующие этапы создания средств защиты информации:

– Определение информационных и технических ресурсов, подлежащих защите;

– Выявление полного множества потенциально возможных угроз и каналов утечки информации;

– Проведение оценки уязвимости и рисков информации при имеющемся множестве угроз и каналов утечки;

– Определение требований к системе защиты;

– Осуществление выбора средств защиты информации и их характеристик;

– Внедрение и организация использования выбранных мер, способов и средств защиты;

– Осуществление контроля целостности и управление системой защиты.

Политика информационной безопасности оформляется в виде документированных требований на информационную систему. Документы обычно разделяют по уровням описания (детализации) процесса защиты. Документы верхнего уровня политики информационной безопасности отражают позицию организации к деятельности в области защиты информации, её стремление соответствовать государственным, международным требованиям и стандартам в этой области. Подобные документы могут называться «Концепция ИБ», «Регламент управления ИБ», «Политика ИБ», «Технический стандарт ИБ» и т.п. Область распространения документов верхнего уровня обычно не ограничивается, однако данные документы могут выпускаться и в двух редакциях – для внешнего и внутреннего использования. Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799–2005, на верхнем уровне политики информационной безопасности должны быть оформлены следующие документы: «Концепция обеспечения ИБ», «Правила допустимого использования ресурсов информационной системы», «План обеспечения непрерывности бизнеса». К среднему уровню относят документы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности. Это требования на создание и эксплуатацию средств защиты информации, организации информационных и бизнес-процессов организации по конкретному направлению защиты информации. Например: безопасность данных, безопасность коммуникаций. Подобные документы обычно издаются в виде внутренних технических и организационных политик (стандартов) организации. Все документы среднего уровня политики информационной безопасности конфиденциальны. В политику информационной безопасности нижнего уровня входят регламенты работ, руководства по администрированию, инструкции по эксплуатации отдельных сервисов информационной безопасности.

Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности

Информационная безопасность возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человека о наличии сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путём воздействия на них. Средства информационных коммуникаций обусловили наличие и развитие средств, которые обеспечили информационный обмен между всеми элементами социума. Учитывая влияние на трансформацию идей информационной безопасности, в развитии средств информационных коммуникаций можно выделить несколько этапов.

Первый этап

Первый этап – до 1816 года. Характеризуется он использованием естественно возникавших средств информационных коммуникаций. В этот период основная задача информационной безопасности заключалась в защите сведений о событиях, фактах, имуществе, местонахождении и других данных, имеющих для человека лично или сообщества, к которому он принадлежал, жизненное значение.

Второй этап

Второй этап, начиная с 1816 года, связан с началом использования искусственно создаваемых технических средств электрики и радиосвязи. Для обеспечения скрытности и помехозащищенности радиосвязи необходимо было использовать опыт первого периода информационной безопасности на более высоком технологическом уровне, а именно применение помехоустойчивого кодирования сообщения (сигнала) с последующим декодированием принятого сообщения (сигнала).

Третий этап

Третий этап – начиная с 1935 года, связан с появлением радиолокационных и гидроакустических средств. Основным способом обеспечения информационной безопасности в этот период было сочетание организационных и технических мер, направленных на повышение защищенности радиолокационных средств от воздействия на их приемные устройства активными маскирующими и пассивными имитирующими радиоэлектронными помехами.

Четвертый этап

Четвертый этап – начиная с 1946 года, связан с изобретением и внедрением в практическую деятельность электронно-вычислительных машин (компьютеров). Задачи информационной безопасности решались, в основном, методами и способами ограничения физического доступа к оборудованию средств добывания, переработки и передачи информации.

Пятый этап

Пятый этап – начиная с 1965 года, обусловлен созданием и развитием локальных информационно-коммуникационных сетей. Задачи информационной безопасности также решались, в основном, методами и способами физической защиты средств добывания, переработки и передачи информации, объединённых в локальную сеть путём администрирования и управления доступом к сетевым ресурсам.

Шестой этап

Шестой этап – начиная с 1973 года – связан с использованием сверхмобильных коммуникационных устройств с широким спектром задач. Угрозы информационной безопасности стали гораздо серьёзнее. Для обеспечения информационной безопасности в компьютерных системах с беспроводными сетями передачи данных потребовалась разработка новых критериев безопасности. Образовались сообщества людей – хакеров, ставящих своей целью нанесение ущерба информационной безопасности отдельных пользователей, организаций и целых стран. Информационный ресурс стал важнейшим ресурсом государства, а обеспечение его безопасности – важнейшей и обязательной составляющей национальной безопасности. Формируется информационное право – новая отрасль международной правовой системы.

Седьмой этап

Седьмой этап, начиная с 1985 года, связан с созданием и развитием глобальных информационно-коммуникационных сетей, с использованием космических средств обеспечения. Можно предположить, что очередной этап развития информационной безопасности, очевидно, будет связан с широким использованием мобильных коммуникационных устройств с широким спектром задач и глобальным охватом в пространстве и времени, обеспечиваемым космическими информационно-коммуникационными системами. Для решения задач информационной безопасности, на этом этапе необходимо создание макросистемы информационной безопасности человечества под эгидой ведущих международных форумов. Сегодня всё в мире полагается на компьютеры и интернет, средства связи (электронная почта, мобильные телефоны), индустрия развлечений (цифровое телевидение, MP3), транспорт (автомобильные двигатели, аэронавигация), торговля (интернет-магазины, кредитные карты), медицина (оборудование, медицинские архивы), и список можно продолжать. Самая большая доля нашей повседневной жизни полагается на компьютеры. Информационная безопасность состоит в защите этой информации методами предотвращения, обнаружения и реагирования на атаки.

Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности

Средства защиты от несанкционированного доступа (НСД):

-Средства авторизации;

-Мандатное управление доступом;

-Избирательное управление доступом;

-Управление доступом на основе ролей;

-журналирование (называется еще и аудит).

Системы анализа и моделирования информационных потоков (CASE системы).

Системы мониторинга сетей:

-Системы обнаружения и предотвращения вторжений (IDS/IPS).

Системы предотвращения утечек конфиденциальной информации (DLP системы).

Анализаторы протоколов.

Антивирусные средства.

Межсетевые экраны.

Криптографические средства:

-Шифрование;

-Цифровая подпись.

Системы резервного копирования.

Системы бесперебойного питания:

-Источники бесперебойного питания;

– Резервирование нагрузки;

-Генераторы напряжения.

Системы аутентификации:

-Пароль;

-Сертификат;

-Биометрия.

Средства предотвращения взлома корпусов и краж оборудования.

Средства контроля доступа в помещения.

Инструментальные средства анализа систем защиты:

– Программный мониторинговый продукт.

основа информационной безопасности (в фирме, большой аудитории, бизнесе)

Основа информационной безопасности в организации – это внутрифирменный контроль и достоверность. Система информационной безопасности (СИБ) является одним из основных элементов организационного менеджмента. От эффективности функционирования СИБ зависит большинство сторон деятельности и успешность организации в целом. Исходными условиями создания полноценной основы системы информационной безопасности должны быть четкие представления о ее целях и структуре, о видах угроз и их источниках, и о возможных мерах противодействия. Среди перечня угроз безопасности фирмы наиболее существенной считается утечка конфиденциальной информации. Изучение механизма движения информации в организациях разного профиля показывает, что особое внимание следует уделять контролю данных, передаваемых по слаботочным информационным сетям, в частности телефонным линиям. Однако, для построения системной работы необходимы четкие процедуры при работе с информацией, а эффективность внедряемой СИБ будет во многом зависеть от соблюдения сотрудниками установленных в организации правил защиты информации. Касаясь организационной структуры, способной воплотить основы программы информационной безопасности и донести их до широкого круга общественности, следует обратить особое внимание на создание и функционирование региональных центров общественной информации, как важнейших элементов непосредственного взаимодействия с различными целевыми аудиториями.

Заключение

В заключении, хочу отметить и сделать вывод из основной части и прочитанной литературы. Я не касалась темы характеристики информационной системы. Ведь ее связь с государством и ее характер – все это, играет самую главную роль в нашей жизни. Ведь, даже сходить в магазин – и то, получение информации о цене и качестве. Информационная безопасность Российской Федерации характеризуется уровнем защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Информационная сфера Российской Федерации является важной составляющей жизнедеятельности общества и государства. Вследствие этого обеспечение безопасности национальных интересов Российской Федерации в этой сфере способствует укреплению национальной безопасности Российской Федерации. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере определяются следующими темами: информационная сфера играет ключевую роль в реализации многих конституционных прав и свобод граждан, в обеспечении возможности самореализации личности, духовном обновлении, политической и социальной стабильности общества, обеспечении функционирования государства; информационная сфера становится все более важным фактором развития экономики промышленно развитых стран мира, мировой экономики в целом, развития мирового сообщества; нормальная жизнедеятельность человеческого общества во все большей степени зависит от состояния информационной сферы, которая, в связи с этим, все активней используется для оказания «силового» давления на государственную политику тех или иных стран, как со стороны иностранных государств, так и организованной преступности, международных и национальных террористических групп. Выделяются три основные группы национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Первую группу составляют национальные интересы, связанные с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере, духовным обновлением России. Эти интересы, направлены на обеспечение государственных гарантий: свободу получения информации в интересах сохранения здоровья, неприкосновенности частной жизни и недопустимости произвольных посягательств на честь и репутацию человека. Свободу мысли, убеждений и следования своим убеждениям, свободу выражения убеждений в общении с другими лицами, свободу участия в культурной жизни общества, защиту интересов человека, связанных с использованием результатов его интеллектуальной деятельности другими лицами. К числу национальных интересов этой группы относятся: обеспечение гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в области информационной деятельности, свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, свободы массовой информации и запрета цензуры; обеспечение гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в области политической, интеллектуальной и духовной деятельности, включая свободу совести, вероисповедания, мысли и слова, литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, участия в культурной жизни, пользования учреждениями культуры, доступа к культурным ценностям; обеспечение гарантий, конституционных прав человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защиту своей чести и доброго имени, гарантий неприкосновенности частной жизни, запрещения сбора, хранения, использования и распространения информации. О частной жизни лиц без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством. Соблюдение установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, к другим охраняемым законом сведениям, а также ограничений прав и свобод человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере, в интересах защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обеспечение гарантий недопущения пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Охрана интеллектуальной собственности, развитие, сохранение, рациональное использование информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации. Вторую группу составляют национальные интересы, связанные с развитием отечественной индустрии средств информатизации, телекоммуникаций и связи, обеспечением ею потребностей внутреннего рынка, выходом ее продукции на мировые рынки, а также обеспечением накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. К числу национальных интересов этой группы относятся: развитие и совершенствование инфраструктуры единого информационного пространства Российской Федерации, а также повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов, развитие отечественного рынка информационных услуг, повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах прогрессивного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации. Развитие отечественной индустрии информационных услуг и повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов, как на внутреннем и международном информационных рынках. Развитие отечественного производства, конкурентоспособных средств и систем информатизации и связи, расширение участия Российской Федерации в международной кооперации производителей этих средств и систем; обеспечение государственной поддержки отечественных фундаментальных и прикладных исследований и разработок в сфере информатизации. Третью группу составляют национальные интересы, связанные с обеспечением безопасности информационных и телекоммуникационных систем как развернутых, так и создаваемых на территории России. К числу национальных интересов этой группы относятся: повышение безопасности информационных систем, включая сети связи и, прежде всего, первичные сети связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием. Экологически опасными и экономически важными производствами, интенсификация развития отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля их эффективности, расширение международного сотрудничества Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов. Достижение этих интересов позволит сбалансировать государственную политику по обеспечению возможности использования прав и свобод человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере, повышению эффективности развития и использования информационной инфраструктуры Российской Федерации, ее информационных ресурсов, а также обеспечению их безопасности. Защита национальных интересов Российской Федерации, реализуемых в информационной сфере, от угроз внешнего и внутреннего характера составляет основное содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации. Безопасность-это такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности её функционирования и развития. Безопасность – состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз. Международный день защиты информации отмечается 30 ноября (а началось все с 1988 года). В 1988 году произошла первая массовая компьютерная эпидемия – эпидемия «червя Морриса». В 1988 году, американская ассоциация компьютерного оборудования, объявила – 30 ноября международным Днем защиты информации (Computer Security Day). По инициативе «Ассоциации компьютерного оборудования», в этот день проводятся международные конференции по защите информации. «По-настоящему безопасной можно считать лишь систему, которая выключена, замурована в бетонный корпус, заперта в помещении со свинцовыми стенами и охраняется вооруженным караулом, – но и в этом случае сомнения не оставляют меня» – Юджин Х. Спаффорд.

Список использованной литературы



    Национальный стандарт РФ «Защита информации. Основные термины и определения» (ГОСТ Р 50922–2006).

    Национальный стандарт РФ «Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью» (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799–2005).

    Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В.Ф. Пилипенко. 2 е изд., доп. и перераб. – М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.

    Информационная безопасность (2 я книга социально-политического проекта «Актуальные проблемы безопасности социума»). М.: «Оружие и технологии», 2009.

    Национальный стандарт РФ «Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 1. Концепция и модели менеджмента безопасности информационных и телекоммуникационных технологий» (ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335–1 – 2006).

    Рекомендации по стандартизации «Информационные технологии. Основные термины и определения в области технической защиты информации» (Р 50.1.053–2005).

    Словарь терминов по безопасности и криптографии. Европейский институт стандартов по электросвязи.

    http://www.glossary.ru/cgi-

    Рекомендации по стандартизации «Техническая защита информации. Основные термины и определения» (Р 50.1.056–2005).

    Государственный стандарт РФ «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты» (ГОСТ Р 51898–2002).

    Домарев В.В. Безопасность информационных технологий. Системный подход – К.: ООО ТИД Диа Софт, 2004. – 992 с.

    Лапина М.А., Ревин А.Г., Лапин В.И. Информационное право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

    Фролов С.С. Социология. М., 1998 г.

    Основы социологии: Курс лекций / Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 1994 г.

    Кравченко А.И. Социология. М., 1999