Информационные системы в экономике (работа 6)

Оглавление

Введение

Глава 1. Экономическая информация и данные

1.1 Требования к экономической информации

1.2 Требования к данным и информации

Глава 2. Информационное обеспечение экономики

2.1 Внешние входящие информационные потоки

2.2 Внутренние информационные потоки

2.3 Мониторинг внешней деловой среды

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность. Переход общества к постиндустриальной эпохе и наукоемким технологиям опирается на информационные ресурсы, что повышает требования к квалификации труда производственного персонала. Современные производственные и сервисные технологии, производство продукции и услуг, немыслимы без информационных технологий, обеспечивающих потребности в информации управленческих, производственных, снабженческих, торговых, сбытовых и других функциональных подразделений предприятий. Информационные технологии дают возможность рационально распоряжаться всеми видами ресурсов предприятия.

Материальные и финансовые ресурсы всегда ограничены, поэтому ключевым фактором успеха экономической деятельности является принятие правильного и своевременного решения о том, где и как следует их сосредоточить для достижения максимального эффекта.

Именно своевременная и актуальная информация позволяет концентрировать ресурсы в нужное время и в нужном месте для реализации главных, приоритетных задач.

Информационные системы расширяют профессиональные возможности специалистов и позволяют осуществлять деятельность хозяйствующего субъекта более рационально, целенаправленно и экономно, а следовательно, более эффективно.

Цель исследования – рассмотреть основы информационного обеспечения экономики.

Задачи исследования:

    Изучить особенности экономической информации и данных.

    Проанализировать требования к данным и информации.

    Определить особенности внешних и внутренних информационных потоков.

    Рассмотреть мониторинг внешней деловой среды

Объект исследования – основополагающие характеристики информационной системы в экономике. Предмет исследования - определение особенностей информационного обеспечения экономики.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении дается обоснование актуальности, ставится цель, задачи работы, строится структура. Первая глава посвящена изучению экономической информации и данных. Вторая глава рассматривает внешние и внутренние информационные потоки, а также мониторинг внешней деловой среды. В заключении делаются выводы по работе.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Амириди Ю.В., Кочанова Е.Р., Морозова О.А., Титоренко Г.А. и других.

Глава 1. Экономическая информация и данные

1.1 Требования к экономической информации

Говоря об информатике и информатизации, нельзя не сформулировать четко, что же понимается под информацией. ''Информация, - по определению Норберта Винера, - это обозначение содержания, полученного человеком из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде"1. Информация - это знания для других, отчужденные от их первоначального живого источника (генератора) и ставшие сообщениями (в той или иной степени переработанными). К информации относятся знания, сконцентрированные в статьях, книгах, патентных описаниях, устных сообщениях (непосредственно, по телефону, радио, телевидению), в управленческих документах (отчетах, планах, предписаниях и т.п.), проектной документации, моделях, алгоритмах, программах и т.д.

Информация - это овеществленная, отчужденная от создателя и обобществленная форма знания. С одной стороны, информация обеспечивает превращение знания в общественное достояние. С другой стороны, информация представляет собой модель, т.е. упрощенное и огрубленное представление знания. Таким образом, текст, закрепленный на материальном носителе, является информационной моделью знания.

Информация - это отчужденное знание, записанное в определенном формате на определенном языке в виде знаков на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации2.

Специалисты по информатике делят информацию на два уровня - данные (или первичные данные) и информацию. Первичные (или фактические) данные представляют собой первичные сведения о каком-то событии или содержат точное описание этого события. При обобщении данных о многих событиях или описании исходного события данные превращаются в информацию. Информация может содержать сведения о многих событиях, описания различных событий, объединенных по какому-либо признаку, и т.д. Однако при обобщении или, как иногда говорят, при укрупнении исходных данных и преобразовании их в информацию могут возникать различного рода искажения. Тогда Информация и информационные системы в экономике для того, чтобы провести проверку укрупненной информации, требуется снова "спускаться" на уровень первичных данных и устранять искажения.

На рисунке 1 показано, как происходит преобразование данных в информацию в типичных системах информационной поддержки, использующихся на предприятии. Часто такие системы называют учетными3.

В учетных системах каждая торговая или производственная операция фиксируется в соответствующих документах - накладных, чеках, расходных ордерах, актах приемки и пр. Эти документы существуют, как правило, и в бумажном, и в электронном виде. Они, так же как и данные, называются первичными, поскольку отражают фактически выполняемые операции и содержат точные и достоверные данные о каждой операции. Если не принимать во внимание случаи умышленного искажения данных в первичных документах, то неправильные первичные данные могут возникнуть только в результате ошибок в работе персонала или учетных систем, которые случаются чрезвычайно редко4.

Поскольку руководителям предприятия работать с каждым первичным документом неудобно, да и нецелесообразно, первичные данные обобщаются, например, в журналах операций или в сводных таблицах. В принципе эти обобщенные сведения уже можно рассматривать как информацию. Но на этом процесс укрупнения данных и обобщения информации не заканчивается.

Рисунок 1 Взаимосвязи данных и информации в учетных системах

Каждое подразделение предприятия использует журналы операций для выполнения своей работы, но для того чтобы вписаться в работу предприятия в целом и оценить свое участие в этой работе, подразделение готовит отчеты более высокого уровня, содержащие не только обобщенные и укрупненные данные из первичных документов, но и необходимые дополнительные сведения, характеризующие работу подразделения.

К таким сведениям может относиться, например, загрузка персонала или оборудования за отчетный период, информация по взаимодействию со смежными подразделениями и любые другие сведения, предусмотренные действующей на предприятии системой планирования и отчетности. Если в процессе подготовки отчетов о деятельности подразделений или сводного отчета о деятельности предприятия возникает ситуация, когда два отчета от разных подразделений "не стыкуются", т.е. содержат противоречащие друг другу сведения, для выяснения причин таких противоречий приходится опускаться на самый нижний уровень учетной системы - уровень первичных данных и выяснять причины возникших расхождений5.

С обобщенной информацией работать удобнее, она более информативна и при правильном использовании создает близкую к действительности информационную модель предприятия. Однако при возникновении искажений в процессе обобщения и укрупнения информации, что достаточно часто происходит, например, при наличии на предприятии нескольких учетных систем, работающих автономно, созданная в итоге информационная модель будет тоже искаженной, как и принимаемые на ее основе решения.

Искажения информации возможны не только в учетных, но и в информационно-справочных системах, с помощью которых предприятие получает информацию из внешней среды. Как правило, из внешней среды поступает обобщенная информация, содержащая первичные факты, значения и/или выводы. Типичным случаем поступления такой информации на предприятие является статья, в которой описывается, например, принятие каким-либо органом власти некоторых решений, которые, по мнению автора, приведут к определенным последствиям. Если описываемые решения или предполагаемые последствия важны для предприятия, то руководитель предприятия может либо положиться на мнение автора статьи, либо проверить достоверность описанных фактов.

Чаще всего без проверки никакие решения не принимаются.

На рисунке 2 показано, как происходит преобразование данных в информацию и информации обратно в данные, а затем снова в информацию в информационно-справочных системах.

При поверхностном взгляде может показаться, что выполняется двойная напрасная работа, когда из уже обработанной информации "вытаскиваются" первичные данные, которые затем снова обрабатываются и превращаются в информацию. Однако только такой подход к работе с информацией, полученной из внешних источников через информационно-справочные системы, позволяет выделять действительно существующие и влияющие на деятельность предприятия факты, анализировать их, строить прогнозы и принимать на их основе важные для предприятия решения6.

Рисунок 2 Взаимосвязи данных и информации в информационно-справочных системах

Для того чтобы с уверенностью пользоваться информацией, она должна быть качественной. Теоретическое понятие качества информации достаточно сложное и запутанное. В обычной практике информация считается качественной, если она удовлетворяет ряду требований.

1.2 Требования к данным и информации

Весь комплекс информационно-аналитического обеспечения бизнеса призван реализовать информационную поддержку решения стоящих перед руководством предприятия в целом и его отдельными структурными подразделениями задач. Качество информации применительно к деятельности предприятия определяется тем, насколько рациональны и обоснованны управленческие решения, принятые руководством предприятия на ее основе. Качественная информация должна обеспечивать возможность адекватной оценки ситуации и выработки эффективных оперативных и стратегических решений. Обычно считают, что информация качественная, если она достоверна, точна, актуальна, доступна по запросу и представлена в удобной для понимания и использования форме (рис. 3).

Рисунок 3 Требования к информации, используемой для управления предприятием

Рассмотрим спецификации и особенности выделенных выше требований к информации7.

Достоверность. Используемая для управления предприятием и принятия управленческих решений информация должна быть максимально достоверной. Недостоверная информация приводит к искажению информационной модели предприятия, а решения, базирующиеся на искаженной информационной модели, приводят к неправильным действиям и прямым убыткам.

Точность и достоверность очень близкие характеристики, но не синонимы. Например, для того чтобы отгрузить товар клиенту, недостаточно достоверно знать, что поступила оплата от клиента, нужно точно знать, какая именно сумма поступила. Точно так же недостаточно просто достоверно знать, что за определенные нарушения могут последовать штрафные санкции, а необходимо точно знать, при каких именно нарушениях и какие санкции могут наступить.

Актуальность. Информация должна содержать сведения, которые действительны в момент ее использования. Что толку получить исчерпывающую информацию, когда "поезд ушел"?

Доступность по запросу. Это одно из важнейших свойств качественной информации. Поскольку информация представляет собой обобщенные и обработанные данные, очевидно, что на обработку тратится какое-то время. Если время ожидания подготовки информации слишком велико, она может утратить свою актуальность.

Удобная форма представления. Информация, поступающая лицам, принимающим решения, должна максимально содействовать этому процессу. Недостаточно обработанная, плохо структурированная или представленная в неудобном для восприятия виде информация может не только существенно замедлить процесс принятия решений, но и потребовать вовлечения управленческого персонала в переработку информации, что в принципе не является их работой и может быть выполнено менее квалифицированным персоналом.

Информация, удовлетворяющая этим требованиям, может считаться качественной. Но для того чтобы построить систему получения и использования качественной информации в деятельности предприятия, подчас требуется не меньше усилий и затрат, чем для построения основного производства. Информация - редкое благо, у которого имеются свои издержки8.

Лица, принимающие решения, инициируют сбор информации лишь до тех пор, пока ожидаемые выгоды не повысят предполагаемые затраты на ее получение. Требуемая информация, как правило, не сконцентрирована в одном определенном месте вследствие закономерности концентрации и рассеяния информации, согласно которой основная часть информации (около одной ее трети по интересующему вопросу) концентрируется в сравнительно небольшом числе источников, остальная же информация рассеяна по значительно большему числу источников. Поэтому при поиске и сборе "рассеянной" информации проявляется закономерность повышения стоимости информации по мере увеличения ее полноты: стоимость сбора информации резко повышается по мере увеличения ее полноты. Проблема стоимости информации - не единственный фактор, влияющий на то, как собирать и использовать информацию. Попытки собрать исчерпывающий объем информации могут привести к критической потере времени, когда конкуренты примут важные решения раньше, базируясь не на основе точной и всесторонней информации, а на основе деловой интуиции9.

Для того чтобы облегчить процесс принятия решений в условиях неопределенности, существуют различные программные продукты, позволяющие моделировать принимаемые решения и оценивать их последствия.

Глава 2. Информационное обеспечение экономики

2.1 Внешние входящие информационные потоки

Внешние входящие информационные потоки представляют собой информацию, создаваемую вне предприятия во внешней деловой среде.

Внешняя деловая среда - это совокупность экономических, политических, иных субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношений, складывающихся между ними и предприятием (рис. 4).

Рисунок 4 Внешняя деловая среда предприятия

Степень воздействия внешней деловой среды на бизнес различна.

Наиболее важны субъекты внешней деловой среды, с которыми предприятие постоянно взаимодействует, образующие ближайшее окружение (или микроокружение) предприятия: клиенты, поставщики, партнеры, конкуренты, налоговые органы, органы власти, средства массовой информации.

Поступающая из микроокружения предприятия информация образует регулярные входящие информационные потоки, которые предприятие использует в своей ежедневной деятельности.

Субъекты, которые, как правило, не оказывают непосредственного воздействия на функционирование, но определяют общие условия деловой среды, образуют макроокружение предприятия. Действия этих субъектов приводят к возникновению факторов, характеризующих макроокружение. К таким факторам относятся: политические, макроэкономические, научно-технические, производственные, демографические, правовые, экологические, социально-культурные10.

Поступающая из макроокружения предприятия информация также образует входящие информационные потоки, но периодичность их поступления, как правило, связана с какими-либо изменениями во внешней деловой среде (например, изменения в действующем законодательстве или изменения условий поставки или ассортимента товаров, предлагаемых поставщиками). Для большинства предприятий информационные потоки, отражающие состояние макроокружения предприятия, являются важным источником сведений о внешней деловой среде, но в ежедневной регулярной деятельности практически не используются. Эти потоки можно характеризовать как нерегулярные входящие информационные потоки. Поступающая с этими потоками информация используется в большинстве случаев "для сведения", хотя иногда вызывает необходимость предпринять соответствующие действия11.

2.2 Внутренние информационные потоки

Внутренние информационные потоки образует информация, которая циркулирует внутри предприятия. Эти потоки содержат как поступившую извне, так и порожденную внутри предприятия информацию.

Таким образом, для обеспечения информационных потребностей различных групп потребителей информации предприятия могут использоваться регулярные входящие нерегулярные входящие и внутренние информационные потоки.

Четкое разделение информации на потоки и определение того, какие потоки могут удовлетворить потребности каждой группы потребителей информации на предприятии, является очень важным.

Такое разделение позволяет установить, какая именно информация нужна каждой группе потребителей и какова целесообразность предоставления конкретным сотрудникам доступа к тем или иным источникам информации. В общем виде можно выделить три уровня информационных потребностей работников предприятия и соответствующие им три вида информационных потоков:

    внутренние;

    внутренние и регулярные входящие;

    внутренние информационные, регулярные и периодические входящие12.

Общее разделение потребителей информации по отношению к трем видам информационных потоков - это первый шаг для определения информационных потребностей сотрудников. Дальнейшее структурирование этих потоков необходимо для того, чтобы предоставить каждому работнику тот объем информации, который ему действительно необходим для работы, поскольку избыток информации так же опасен, как и ее недостаток. Практически каждый работник предприятия является одновременно и потребителем информации, и ее поставщиком для других сотрудников. Поступающая извне или порождаемая на предприятии информация обязательно должна иметь своего потребителя, т.е. быть адресной. В то же время информация должна быть необходимой и достаточной для выполнения работником своих функций. Анализ структуры информационных потоков на соответствие критерию необходимости и достаточности получаемой потребителями информации позволяет минимизировать как сами информационные потоки, так и нагрузку на потребителей и внутренних производителей информации.

Информационные системы, обеспечивающие производство, обработку, хранение и использование информации внутри предприятия, подробно описываются в следующих главах. А пока рассмотрим цели мониторинга внешней среды предприятия и существующие для этого возможности.

2.3 Мониторинг внешней деловой среды

Мониторинг внешней деловой среды необходим для своевременной реакции менеджмента предприятия на изменение внешних условий.

Нерегулярные входящие информационные потоки используются достаточно редко, однако именно содержащаяся в них информация является основой для принятия стратегически важных решений, определяющих направления развития предприятия, его рыночную стратегию, структуру, ассортимент и другие столь же важные аспекты.

Иногда от своевременно полученной и правильно оцененной информации зависит само существование бизнеса. Поэтому, хотя периодические внешние информационные потоки не оказывают непосредственного воздействия на повседневную деятельность, их использование для мониторинга состояния внешней деловой среды является настолько важным, что на многих предприятиях создаются специальные организационные структуры, занимающиеся информационно-аналитической деятельностью на базе именно этих потоков.

Особую важность, поступающая с этими потоками информация имеет в моменты принятия принципиально важных для развития предприятия решений: при создании, реорганизации, смене видов деятельности, изменении ассортимента продукции, выходе на новые рынки и т.д. Наличие на предприятии системы получения и обработки нерегулярных информационных потоков является своеобразной "страховкой" от того, что неприятности обрушатся неожиданно, как гром среди ясного неба.

Эффективность мониторинга внешней среды зависит от квалификации людей, занимающихся этой деятельностью. Дело в том, что очень трудно поставить формальную задачу этим людям. Ведь для предприятия могут оказаться критически важными незначительные на первый взгляд изменения во внешней деловой среде. А ведь таких небольших изменений ежедневно происходят тысячи, если не миллионы.

Умение найти такие изменения и способность понять их важность - необходимые качества для людей, занимающихся анализом внешней для предприятия информации.

Изменения, постепенно происходящие и накапливающиеся во внешней деловой среде, приводят к появлению новых и ранее неизвестных товаров, услуг, новых направлений бизнеса, но вместе с тем создают ограничения, препятствующие деятельности предприятия или даже делающие эту деятельность невозможной или нецелесообразной. Своевременное обнаружение произошедших или грядущих изменений позволяет превратить их в новые возможности, новые конкурентные преимущества, а не новые проблемы.

Можно привести много примеров, когда правильно или неправильно оцененные последствия происходящих изменений приводили к ситуациям, радикально меняющим всю деловую среду. Одним из наиболее впечатляющих является пример неверной оценки американцами перспектив изобретенного ими в 1943 г. транзистора. В результате заложенными в транзисторе большими возможностями воспользовалась по завершении Второй мировой войны фирма Sony, которая приобрела соответствующую лицензию. Через десять лет японские фирмы заполнили рынок бытовой радиоаппаратуры США, практически вытеснив с него американских производителей.

Большинство руководителей понимают важность своевременного принятия решений, которые являются ответом на внешние изменения. Поэтому на любом предприятии тем или иным образом собирается, обрабатывается и используется информация о макроокружении и изменениях, происходящих в его состоянии. Только на одних предприятиях это делается нерегулярно и бессистемно, а на других – организуются специальные подразделения, систематически работающие в следующих основных направлениях:

    выявление, структурирование и регулярное уточнение информационных потребностей предприятия;

    мониторинг и отбор источников информации;

    сбор информации, оценка ее достоверности, полноты и значимости;

    анализ информации и выявление тенденций в анализируемых сферах;

    разработка прогнозов и альтернативных сценариев действий предприятия;

    оценка и сравнение альтернативных сценариев, выбор стратегии действий и принятие управленческих решений для реализации выбранной стратегии.

Построение системы регулярного информационного обеспечения руководителей предприятия качественной информацией о макроокружении выполняется в несколько этапов.

На первом этапе определяются информационные потребности предприятия. Для этого облеченные властью люди, как правило топ-менеджеры, должны принять решение, какая именно информация (о каких внешних сферах) представляет интерес.

На втором этапе необходимо обеспечить физическое наличие информационных потоков, т.е. наладить процесс получения информации на различных носителях. Постепенно бумажные носители (документы, пресса, книги) уступают место электронным, к тому же доступным в режиме реального времени. Современные средства информатики могут обеспечить быстрый и достаточно дешевый доступ к обширным базам данных, электронным журналам и иным электронным изданиям. Однако наличие большого числа баз данных имеет как достоинства, так и недостатки: большой выбор источников информации может затруднять и замедлять процесс поиска, вносить в него элемент неопределенности.

На третьем этапе устанавливается регулярность мониторинга и определяются формы представления конечных его результатов потребителям (чаще всего - руководителям предприятия). На основании полученной информации строятся прогнозы и разрабатываются сценарии действий предприятия, учитывающие происходящие изменения во внешней среде.

Наибольшее значение для предприятия имеют факторы макроокружения, которые можно отнести к пяти группам: правовые, экономические, производственные, демографические и научно-технические.

Изменения в правовом окружении предприятия (в действующем законодательстве, включая налогообложение и бухучет) необходимо отслеживать регулярно, поскольку практически постоянно вводятся какие-то дополнения и изменения в законодательстве. Отсутствие своевременной информации об изменениях, например, в формах бухгалтерской отчетности может привести к дополнительным расходам или даже к штрафам. Демографические или научно-технические факторы не оказывают столь непосредственного и оперативного влияния на деятельность предприятия, однако именно они могут существенно повлиять на общую ситуацию в том бизнесе, которым занимается предприятие. Например, недооценка руководителями компании IBM, мирового лидера в производстве "больших" компьютеров, коммерческих перспектив производства настольных персональных компьютеров привела к тому, что IBM вышла на рынок персональных компьютеров, когда на нем было уже много производителей, и уже так и не смогла занять на нем лидирующего положения.

Мониторинг изменений в правовом поле является необходимой регулярной функцией подразделений предприятия, связанных с управлением финансами, бухгалтерией и, естественно, юридическими подразделениями. С мониторингом демографических и научно-технических изменений дело обстоит сложнее именно в силу того, что они не оказывают быстрого воздействия на работу тех или иных подразделений предприятия. Поэтому часто просто бывает непонятно, а кто же должен заниматься этим мониторингом. Если на предприятии нет специального человека или подразделения, занимающегося таким мониторингом, то он ложится на руководителей, которые, получая информацию от случая к случаю, сами анализируют ее и сами же строят прогнозы на основе этого анализа.

Заключение

В работе мы рассмотрели тему «Информационное обеспечение экономики».

Современное общество называют информационным. При этом имеют в виду, что значительная часть общества занята производством, хранением, переработкой и реализацией информации, а также высшей ее формы — знаний. Особенность этого общества заключается в непрерывном обмене информацией.

Широкое развитие компьютерной техники и телекоммуникаций позволило собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были немыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная и непроизводственная деятельность человека, его повседневная сфера общения поистине безгранично расширяются за счет вовлечения опыта, знаний и духовных ценностей, выработанных мировой цивилизацией. Экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все в большей - как создание и распространение информационных продуктов и услуг. Для новой экономики информация становится тем же, чем нефть и ее производные стали для экономики индустриальной: она превращается в «топливо» для приобретения знаний, необходимых в условиях нового века.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций в большой степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Понятие, обозначаемое термином «информация», является очень емким. Оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках: физике, биологии, информатике, экономике, психологии, социологии и др.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. В различных теориях и концепциях, например теории прибыли экономиста Фрэнка Найта, теории информации инженера и математика Клода Шеннона информация определяется как средство снижения неопределенности и риска.

Одна из важнейших разновидностей информации — экономическая информация. Она непосредственно связана с управлением коллективами людей, производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг. Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени.

Список использованной литературы

    Амириди Ю.В., Кочанова Е.Р., Морозова О.А. Информационные системы в экономике. Управление эффективностью банковского бизнеса. – М.: КноРус, 2009.

    Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Форум, Инфра-М, 2009.

    Информационные системы в экономике / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: Юнити-Дана, 2008.

    Информационные системы в экономике. Практикум. – М.: КноРус, 2008.

    Информационные системы и технологии в экономике и управлении / Под редакцией В. В. Трофимова. – М.: Юрайт-Издат, 2009.

    Корчагин Р.Н., Поленова Т.М., Сафонова Т.Е. Информационные системы в экономике. Методические рекомендации. – М.: РАГС, 2009.

    Кулемина Ю.В. Информационные системы в экономике. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009.

    Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2008.

    Федорова Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита. – М.: Омега-Л, 2009.

    Черников Б.В. Информационные технологии управления. – М.: Форум, Инфра-М, 2008.

1 Черников Б.В. Информационные технологии управления. – М.: Форум, Инфра-М, 2008. – с. 52.

2 Информационные системы в экономике. Практикум. – М.: КноРус, 2008. – с. 31.

3 Амириди Ю.В., Кочанова Е.Р., Морозова О.А. Информационные системы в экономике. Управление эффективностью банковского бизнеса. – М.: КноРус, 2009. – с. 127.

4 Информационные системы и технологии в экономике и управлении / Под редакцией В. В. Трофимова. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – с. 73.

5 Федорова Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 19.

6 Амириди Ю.В., Кочанова Е.Р., Морозова О.А. Информационные системы в экономике. Управление эффективностью банковского бизнеса. – М.: КноРус, 2009. – с. 130.

7 Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Форум, Инфра-М, 2009. – с. 27.

8 Информационные системы в экономике / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: Юнити-Дана, 2008. – с. 166.

9 Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2008. – с. 53.

10 Информационные системы в экономике / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: Юнити-Дана, 2008. – с. 169.

11 Кулемина Ю.В. Информационные системы в экономике. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009. – с. 127.

12 Корчагин Р.Н., Поленова Т.М., Сафонова Т.Е. Информационные системы в экономике. Методические рекомендации. – М.: РАГС, 2009 – с. 32.