Создать меню без файла описания ресурсов с помощью функций CreateMenu и CreatePopupMenu (работа 2)

Министерство образования Российской Федерации

Институт переподготовки кадров

Уральского государственного технического

университета

Кафедра микропроцессорной техники
Курсовая работа

ТЕМА: Создать меню без файла описания ресурсов с помощью функций CreateMenu и CreatePopupMenu.

Пояснительная записка

Руководитель В.П.Кулюкин

Слушатель гр. СП-923 Г.Г.

2001г.

Содержание

Введение 3

Постановка задачи 5

Создание меню без описания ресурсов с помощью функций CreateMenu и CreatePopupMenu 6

Текст программы 7

Заключение 13

Библиографический список 14

Введение

Ассемблер- один из самых старых из существующих сегодня языков программирования.Когда-то это был самый основной язык, без которого нельзя было заставить компьютер сделать что-либо полезное.

Постепенно ситуация менялась. Появились более удобные средства общения с компьютером. Но в отличии от других языков ассемблер не умирал, более того он немог этого сделать в принципе.

Если коротко, то ассемблер- это символическое представление машинного языка. Все процессы в машине на самом низком, аппаратном уровне приводятся в действие только командами машинногшо языка.

Отсюда понятно, что несмотря на общее название, язык Ассемблера для каждого типа компьютера свой. Это касается и внешнего вида программ, написанных на Ассемблере, и идей, отражением которых этот язык является.

Известно, что к программированию на языке ассемблера обращаются тогда, когда от программы требуется максимальная скорость исполнения, когда необходимо обеспечить взаимодействие с нестандартными внешними устройствами, когда необходимо полностью использовать возможности процессора и операционной системы. На языке ассемблера можно запрограммировать все, на что способна соответствующая вычислительная машина, то есть ассемблер является машинно-ориентированным языком программирования. Программируя на ассемблере иногда в силу привычки, иногда в силу необходимости, особенно при организации интерфейса пользователя, приходится многократно программировать одни и те же элементарные задачи. В языках высокого уровня эта проблема решена применением стандартных функций и процедур. В ассемблере эта проблема могла бы быть решена за счет библиотек стандартных функций как на уровне исходных текстов, так и объектных кодов, но такие библиотеки не стандартизованы и не распространяются вместе с компиляторами. С появлением Windows 95 ситуация несколько изменилась. Создание приложений на языке ассемблера представляет собой весьма сложную задачу в связи с высоким уровнем интеграции прикладной программы и операционной системы, но теперь нет необходимости многократно решать проблемы пользовательского интерфейса и управления исполнением команд на уровне машинных команд [I]. Они решаются теперь с помощью операционной системы за счет обращения к функциям интерфейса прикладного программирования – Application Programming Interface (API).

Программирование пользовательского интерфейса с применением функций Win32 API основано на использовании так называемых ресурсов. Ресурсами являются соответствующим образом оформленные данные, используемые операционной системой для создания внешнего отображения органов управления приложением, и средства, обеспечивающие ввод данных в процессе исполнения программы в режиме диалога. Ресурсы описываются в текстовом файле с расширением

rc. Файл ресурсов после обработки компилятора ресурсов и получения двоичного файла с расширением res с помощью компоновщика объединяется с исполняемым файлом.

Постановка задачи

Наиболее очевидным средством управления приложением является меню. Строка меню выводится на экран непосредственно под строкой заголовка. Это меню называется главным. Выбор элемента меню влечет за собой выдачу приложению сообщения WM_COMMAND, содержащего идентификатор пункта меню. Идентификаторы анализируются в оконной процедуре приложения, что обеспечивает соответствующую реакцию на полученное сообщение. Каждый пункт меню определяется тремя характеристиками. Первая определяет то, что будет отображаться в данном пункте меню – это либо строка текста, либо картинка. Вторая характеристика определяет либо константу, посылаемую оконной процедуре в сообщении WM_COMMAND, либо всплывающее меню, которое выводится на экран, когда пользователь выбирает данный пункт меню. Третья характеристика указывает, является ли данный пункт меню разрешенным (enabled), запрешенным (disabled), недоступным (grayed) или помеченным (checked). Эта характеристика пункта меню не является обязательной.

Меню можно создать тремя способами. Можно определить меню в файле описания ресурсов, создать меню без файла описания ресурсов непосредственно в программе с помощью функций CreatMenu, AppendMenu и InsertMenu или с помощью функции LoadMenuIndirect, создав предварительно структуру MENUITEMPLATE. Наиболее простым и понятным при программировании под Windows95 на языке ассемблера является определение меню в файле описания ресурсов с помощью любого текстового редактора.

Моя задача заключается в создание меню без файла описания ресурсов с помощью функций CreateMenu и CreatePopupMenu. Одним из средств создания меню без использования файла описания ресурсов является функции CreateMenu с последующим добавлением необходимого числа пунктов с помощью функции AppendMenu.

Создание меню без описания ресурсов с помощью функций CreateMenu и CreatePopupMenu

Windows-приложение на ассемблере содержит один сегмент данных .data и один сегмент кода .code. В программе использовано 20 функций API. Параметры этим функциям передаются через стек, результат возвращается в регистре ЕАХ.

Директива mode1 задает плоскую модель памяти (flat) и стиль передачи параметров при входе в процедуры программы и выходе из них (stdcall). Модель памяти flat обозначает плоскую модель памяти. В соответствии с плоской моделью памяти компилятор создает программу, которая содержит 32-битовый сегмент для данных и кода программы. Указание этой модели памяти заставляет компоновщик создать исполняемый файл с расширением .exe.

Параметр stdcall определяет порядок передачи параметров через стек справа налево.

Директива include включае в программу файл win32.inc.

Функции Win32 API, используемые в программе должны быть объявлены с помощью директивы extrn для того, чтобы компилятор мог сгенерировать правильный код.

При создании окна приложения с помощью CreateMenu получаем дескриптор меню и используем его в качестве одного из параметров функций CreateWindowExA. Затем с помощью функции CreatePopupMenu получаем дескриптор выпадающего меню и вызовом AppendMenu определяем все пункты наших меню.

Результат работы программы приведен на Рис.1.

Текст программы

    p386 ; эта директива разрешает транслятору обрабатывать команды

; процессора i386

    jumps ; транслятор автоматически преобразует команду

;условной

; передачи управления в комбинацию условной и безусловной

; команд если условная команда в силу ограниченности

; области своего действия ;не обеспечивает передачу

; управления по нужному адресу

    model flat, STDCALL ; выбирается модель памяти для 32- разрядного

; программирования и правила передачи

; параметров функциям STDCALL, далее

; действующие по умолчанию

    include win32.inc ; файл описания структур и констант

    L equ <LARGE> ; последовательности символов LARGE,

; являющейся именем операции, объявляющей

; следующий за ней операнд 32-разрядным,

; присваивается имя L

    IDM_QUIT equ 100

    IDM_ABOUT equ 101

    MF_ENABLED equ 0

    MF_POPUP equ 10h

    MF_OWNERDRAW equ 100h

;Функции Win32 API, используемые программой

    extrn BeginPaint :PROC

    extrn CreateWindowExA :PROC

    extrn DefWindowProcA :PROC

    extrn DispatchMessageA :PROC

    extrn EndPaint :PROC

    extrn ExitProcess :PROC

    extrn GetMessageA :PROC

    extrn GetModuleHandleA :PROC

    extrn LoadCursorA :PROC

    extrn LoadIconA :PROC

    extrn RegisterClassA :PROC

    extrn PostQuitMessage :PROC

    extrn ShowWindow :PROC

    extrn TranslateMessage :PROC

    extrn UpdateWindow :PROC

    extrn CreateMenu :PROC

    extrn MessageBoxA :PROC

    extrn AppendMenuA :PROC

    extrn DrawMenuBar :PROC

    extrn CreatePopupMenu :PROC

    .data ; переопределенное имя, означающее начало сегмента

; данных

    newhwnd dd 0

    lppaint PAINTSTRUCT <?>

    msg MSGSTRUCT <?>

    wc WNDCLASS <?>

    hInst dd 0

    fl dw 0

    szTitleName db 'Это наше окно',0

    szClassName db 'ASMCLASS32',0

    szHello db 'Привет!',0

    szAppName db 'Сообщение',0

    hMenu dd 0

    hsub>menu dd 0

    item1 db 'Меню',0

    item2 db 'Выход',0

    item3 db 'Возврат',0

    .code ; переопределенное имя, означающее начало

; сегмента кода

    start:

    push L 0

    call GetModuleHandleA

    mov [hInst], eax

;инициализация структуры WndClass

    mov [wc.clsStyle], CS_HREDRAW + CS_VREDRAW +

CS_GLOBALCLASS

    mov [wc.clsLpfnWndProc], offset WndProc

    mov [wc.clsCbClsExtra], 0

    mov [wc.clsCbWndExtra], 0

    mov eax, [hInst]

    mov [wc.clsHInstance], eax

    push L IDI_APPLICATION

    push L 0

    call LoadIconA

    mov [wc.clsHIcon], eax

    push L IDC_ARROW

    push L 0

    call LoadCursorA

    mov [wc.clsHCursor], eax

    mov [wc.clsHbrBackground], COLOR_WINDOW + 1

    mov dword ptr [wc.clsLpszMenuName],0

    mov dword ptr [wc.clsLpszClassName], offset szClassName

    push offset wc

    call RegisterClassA

    call CreateMenu

    mov [hMenu],eax

    push L 0 ; lpParam

    push [hInst] ; hInstance

    push [hMenu] ; menu

    push L 0 ; parent hwnd

    push L CW_USEDEFAULT ; height

    push L CW_USEDEFAULT ; width

    push L CW_USEDEFAULT ; y

    push L CW_USEDEFAULT ; x

    push L WS_OVERLAPPEDWINDOW ; Style

    push offset szTitleName ; Title string

    push offset szClassName ; Class name

    push L 0 ; extra style

    call CreateWindowExA

    mov [newhwnd], eax

    call CreatePopupMenu

    mov [hsub>menu], eax

    push offset item2

    push L IDM_QUIT

    push 0

    push eax

    call AppendMenuA

    push offset item3

    push L IDM_ABOUT

    push 0

    push [hsub>menu] ;eax

    call AppendMenuA

    push offset item1

    push [hsub>menu]

    push MF_POPUP

    push [hMenu]

    call AppendMenuA

    nop

    push L SW_SHOWNORMAL

    push [newhwnd]

    call ShowWindow

    push [newhwnd]

    call UpdateWindow

    push [newhwnd]

    call DrawMenuBar

    msg_loop:

    push L 0

    push L 0

    push L 0

    push offset msg

    call GetMessageA

    cmp ax, 0

    je end_loop

    push offset msg

    call TranslateMessage

    push offset msg

    call DispatchMessageA

    jmp msg_loop

    end_loop:

    push [msg.msWPARAM]

    call ExitProcess

    ;----Оконная процедура----

    WndProc proc uses ebx edi esi, hwnd:DWORD, wmsg:DWORD,\

    wparam:DWORD, lparam:DWORD

    LOCAL hDC:DWORD

    cmp [wmsg], WM_DESTROY

    je wmdestroy

    cmp [wmsg], WM_SIZE

    je wmsize

    cmp [wmsg], WM_CREATE

    je wmcreate

    cmp [wmsg],WM_PAINT

    je wmpaint

    ;**************************************

    cmp [wmsg],WM_COMMAND

    je wmcommand

    ;**************************************

    jmp defwndproc

    wmcommand:

    mov eax,lparam

    cmp ax,0

    jne m1

    mov eax,wparam

    cmp ax,IDM_ABOUT

    jne m2

    call MessageBoxA,0,offset szHello,offset szAppName,MB_OK

    jmp m1

    m2: cmp ax,IDM_QUIT

    jne m1

    push 0

    call PostQuitMessage

    m1: mov eax,0

    jmp finish

    wmcreate:

    mov eax, 0

    jmp finish

    defwndproc:

    push [lparam]

    push [wparam]

    push [wmsg]

    push [hwnd]

    call DefWindowProcA

    jmp finish

    wmdestroy:

    push L 0

    call PostQuitMessage

    mov eax, 0

    jmp finish

    wmsize:

    mov eax, 0

    jmp finish

    wmpaint:

    push offset lppaint

    push [hwnd]

    call BeginPaint

    mov [hDC],eax

    push offset lppaint

    push [hwnd]

    call EndPaint

    mov eax,0

    jmp finish

    finish:

    ret

    WndProc endp

    ;---------------------------------

    public WndProc

    end start ; конец программы

рис1. Окно программы

Заключение

Моя задача состояла в создании программы без файла описания ресурсов с помощью функций CreateMenu и CreatePopupMenu. Это приложение не выполняет никакой полезной работы и служит для демонстрации некоторых возможностей системы в организации интерфейса пользователя.

Библиографический список

    Зубков С.В. Assembler. Для DOS Windows и Unix. М.: ДМК, 1999

    Пустоваров В.И. АССЕМБЛЕР. Программирование и анализ корректности машинных программ.

    Применение TURBO ASSEMBLER для программирования ПЭВМ. Часть1,2.: Методические указания к лабораторному практикуму по дисциплине : «Системное программное обеспечение» / Составитель В.П.Кулюкин. Екатеринбург: изд. ИПК УГТУ, 2000.