Разработка курса по OS/2 Warp

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Кафедра системного анализа

БИЗНЕС-ПЛАН

РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО КУРСА ПО

OS/2 WARP CONNECT 4

Студент гр. К9-04 Крутов И.С. ______________

(подпись)

Оценка ______________

Подпись преподавателя ______________

Общие сведения об организации

АО КУДИЦ - ОБРАЗ

ул. Садовая-Черногрязская, 4

тел. 207-08-04

Виды деятельности:

    Проведение учебных курсов.

    Сетевые решения.

    Разработка программного обеспечения.

Название, назначение, краткая характеристика разработки

Полное название инвестиционного проекта — разработка учебного курса по операционной системе OS/2 Warp Connect 4. Êóðñ ïðåäíàçíà÷åí äëÿ îáó÷åíèÿ òåõíè÷åñêèõ ñïåöèàëèñòîâ ïî OS/2 Warp â ó÷åáíîì öåíòðå ÀÎ ÊÓÄÈÖ-ÎÁÐÀÇ â Ìîñêâå.

Целями данного курса являются:

    Повышение качества обучения специалистов за счет создания отвечающих современным требованиям компьютерного бизнеса раздаточных материалов для слушателей, лабораторных работ с подробными описаниями и иллюстрациями и демонстрационного программного обеспечения.

    Повышение уровня знаний технических специалистов за счет включения в курс недокументированных возможностей новой операционной системы.

Постановка проблемы

Фирма IBM* â 1996 ãîäó âûïóñòèëà íîâóþ âåðñèþ îïåðàöèîííîé ñèñòåìû OS/2 Warp Connect 4. Äëÿ ìàêñèìàëüíîãî èñïîëüçîâàíèÿ âîçìîæíîñòåé ýòîé îïåðàöèîííîé ñèñòåìû íåîáõîäèìî ñîçäàòü íîâûé êóðñ íà îñíîâå óæå èìåþùèõñÿ êóðñîâ ïî ïðåäûäóùèì âåðñèÿì OS/2 Warp.

Актуальность разработки

Отличительной особенностью разработки является использование оригинальных материалов фирмы IBM äëÿ ñîçäàíèÿ êóðñà è ñðåäñòâ ïîääåðæêè äëÿ íåãî.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ñäåëàíî ìíîæåñòâî ïóáëèêàöèé â ðàçëè÷íûõ êîìïüþòåðíûõ èçäàíèÿõ ïî ïîâîäó âîçìîæíîñòåé íîâîé îïåðàöèîííîé ñèñòåìû íà îñíîâàíèè ðåçóëüòàòîâ òåñòèðîâàíèÿ. Ïî îöåíêàì ñïåöèàëèñòîâ ýòà îïåðàöèîííàÿ ñèñòåìà çàíèìàåò óñòîé÷èâîå ïîëîæåíèå íà ðûíêå îôèñíûõ îïåðàöèîííûõ ñèñòåì. Áîëåå òîãî, ðàñøèðåííûå âîçìîæíîñòè ýòîé ñèñòåìû ñïîñîáñòâóþò åå äàëüíåéøåìó ïðîäâèæåíèþ íà êîìïüþòåðíîì ðûíêå, â ÷àñòíîñòè, íà òåððèòîðèþ Ðîññèè è ñòðàí áëèæíåãî çàðóáåæüÿ. Ïîýòîìó íåîáõîäèìû ñðåäñòâà, îáåñïå÷èâàþùèå âîçìîæíîñòü ïîëüçîâàòåëÿì è òåõíè÷åñêèì ñïåöèàëèñòàì äåòàëüíî ðàçîáðàòüñÿ â ñòðóêòóðå OS/2 ñ öåëüþ äàëüíåéøåãî íàèáîëåå ýôôåêòèâíîãî åå èñïîëüçîâàíèÿ. Ïðåäëàãàåìûé êóðñ îáåñïå÷èò âîçìîæíîñòü íàèáîëåå ýôôåêòèâíîãî èñïîëüçîâàíèÿ îïåðàöèîííîé ñèñòåìû è ñíèæåíèÿ çàòðàò íà åå òåõíè÷åñêóþ ïîääåðæêó. Êðîìå òîãî, ôèðìîé IBM ïðåäóñìîòðåíà ñïåöèàëüíàÿ ïðîãðàììà ñåðòèôèêàöèè ñïåöèàëèñòîâ ïî OS/2.

Теоретическое обоснование разработки

OS/2 Warp Connect 4 ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íîâåéøóþ âåðñèþ ïðîãðàììíîãî îáåñïå÷åíèÿ, çàâîåâàâøåãî áîëåå 65 âûñøèõ íàãðàä â êîìïüþòåðíîé èíäóñòðèè. Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ñèñòåìà îïòèìèçèðîâàíà òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû îáåñïå÷èâàòü âûñî÷àéøóþ ïðîèçâîäèòåëüíîñòü, à öåëûé ðÿä íîâøåñòâ óïðîùàåò âàøå «îáùåíèå» ñ íåé è ðàñøèðÿåò ãîðèçîíòû åå âîçìîæíîñòåé. OS/2 ïðåäëàãàåò öåëûé êîìïëåêò ñðåäñòâ ñåòåâîãî âçàèìîäåéñòâèÿ, ÷òî ñóùåñòâåííî ñíèæàåò ðàñõîäû. À ïîñêîëüêó ôèðìà IBM áåðåò íà ñåáÿ òàêæå òåñòèðîâàíèå ïðîäóêòîâ íà ñîâìåñòèìîñòü, òî ñíèçÿòñÿ òàêæå è âðåìåííûå çàòðàòû. OS/2 Warp Connect ðàçðàáàòûâàëàñü ñ ïðèöåëîì íà ðàáî÷èå ãðóïïû è áèçíåñ íåáîëüøèõ ìàñøòàáîâ. Ñèñòåìà ÿâëÿåòñÿ âñåîáúåìëþùåé ñðåäîé äëÿ ðàáîòû íà íàñòîëüíîì ïåðñîíàëüíîì êîìïüþòåðå, â êîòîðîé âû ïîäêëþ÷åíû êî âñåì ÷ëåíàì âàøåé ðàáî÷åé ãðóïïû, èìååòå äîñòóï êî âñåé èíôîðìàöèè è ïîëüçóåòåñü âñåìè íåîáõîäèìûìè âèäàìè ñåðâèñà — áëàãîäàðÿ ñïåöèàëüíûì ñåòåâûì ôóíêöèÿì, âõîäÿùèì â ñîñòàâ Warp Connect.

Описание разработки

В связи с появлением и стремительным продвижением новой операционной системы на рынке компьютерных технологий (по оценкам ряда независимых экспертов) необходимо средство, позволяющее обучить пользователей работе с новой операционной системой, а также дающее возможность службам технической поддержки эффективно настраивать среду для комфортной работы пользователей.

Методы решения проблемы

Поставленная задача может быть решена двумя способами.

Во-первых, можно выпустить специальную серию учебников для самостоятельного изучения, в которых отразить наиболее существенные моменты, связанные с работой в новой системе.

Во-вторых, можно разработать по специальной методике курс, который поможет за максимально короткое время освоить все приемы работы с операционной системой OS/2.

В первом случае высоки временные затраты на изучение системы, следовательно, труд технического специалиста становится менее эффективным. Второй вариант выглядит предпочтительнее, поскольку позволяет в максимально короткие сроки под руководством опытных инструкторов освоить в полном объеме методы работы с новой операционной системой.

Описание курса

Курс состоит из набора раздаточных материалов для слушателей, комплекса лабораторных работ и демонстрационного программного обеспечения.

Текст лекций состоит из семи частей. В первой части дается общий обзор операционной системы OS/2, à â ïîñëåäóþùèõ — äåòàëüíîå îïèñàíèå ïàðàìåòðîâ íàñòðîéêè OS/2.

Курс содержит также десять лабораторных работ, посвященных основным моментам при настройке OS/2. Ëàáîðàòîðíûå ðàáîòû âêëþ÷àþò â ñåáÿ ðàçäàòî÷íûé ìàòåðèàë, îïèñàíèå ðàáîòû è ïðîãðàììíûå ñðåäñòâà äëÿ íàãëÿäíîé òðåíèðîâêè.

Предполагаемая длительность курса — пять дней.

Маркетинговые исследования

Анализ рынка сбыта

Потенциальными потребителями являются российские сетевые специалисты, которые занимаются вопросами организации межсетевого взаимодействия при помощи операционной системы OS/2 Warp Connect, ñëóæáû òåõíè÷åñêîé ïîääåðæêè ïðåäïðèÿòèé è îðãàíèçàöèé, ðàáîòíèêè êîòîðûõ èñïîëüçóþò â ñâîåé ðàáîòå OS/2, à òàêæå ñîòðóäíèêè ïðåäïðèÿòèé è îðãàíèçàöèé, êîòîðûå ðàíåå íå ðàáîòàëè ñ OS/2, íî â äàëüíåéøåì õîòåëè áû ïåðåéòè ê ðàáîòå ñ íåé.

В целом по России насчитывается около 500 фирм — потенциальных потребителей, в том числе и бизнес-партнеров фирмы IBM. Ó÷èòûâàÿ, ÷òî OS/2 çàâîåâûâàåò âñå áîëüøå ìåñòà íà êîìïüþòåðíîì ðûíêå Ðîññèè, òî ÷èñëî ïîòåíöèàëüíûõ çàêàç÷èêîâ ïîñòîÿííî ðàñòåò. Äàííûå ïîëó÷åíû íà îñíîâå ýêñïåðòíûõ îöåíîê íåçàâèñèìûõ ñïåöèàëèñòîâ â îáëàñòè êîìïüþòåðíûõ òåõíîëîãèé è ïðîâåäåííûõ ñïåöèàëèçèðîâàííûõ îïðîñàõ ðóêîâîäèòåëåé ïðåäïðèÿòèé è îðãàíèçàöèé, à òàêæå ðóêîâîäèòåëåé òåõíè÷åñêèõ è èíôîðìàöèîííûõ îòäåëîâ.

Оценка конкуренции

Для оценки конкуренции было проведено исследование, целью которого было:

    Определение количества учебных центров, ведущих подготовку специалистов в данной области

    Выяснение деталей, характеризующих проводимые учебные курсы

    Определение средней стоимости одного дня обучения

    Выявление наиболее сильных конкурентов

Информация была получена с помощью телефонных звонков в учебные центры. Список российских компьютерных фирм, которые проводят обучение, был взят из каталога “Кто есть кто на компьютерном рынке России” ВЕСНА-ЛЕТО-96. Список насчитывает 150 предприятий. Из них удалось выявить только три, которые проводят курсы, посвященные OS/2 Warp Connect 4.

Для оценки конкуренции была сформирована система показателей технического уровня, которая включает в себя следующие свойства учебного курса:

    Назначение курса

    Продолжительность курса

    Наличие раздаточных материалов слушателя

    Наличие материалов на русском языке

    Выдаваемый сертификат

    Стоимость одного дня обучения

Были выбраны три аналога — учебные курсы фирм МИКРОИНФОРМ, ИНТЕРРОСТ и IBM ÂÎÑÒÎ×ÍÀß ÅÂÐÎÏÀ/ÀÇÈß ËÒÄ. Äàííûå áûëè âçÿòû èç òàáëèöû, ïîëó÷åííîé â õîäå ñïåöèàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ.

Был проведен сравнительный анализ технического уровня по выбранным показателям для четырех учебных центров, включая и КУДИЦ-ОБРАЗ. Данные исследования приведены в таблице 1:

Таблица 1: «Сравнение показателей ТУ»

Фирма

Для кого предназначен курс

Длит. курса, дней

Мате-риалы

Мате-риалы рус.

Серт-ифи-кат

Стои-мость, тыс. руб.

МИКРОИНФОРМ

Технические специалисты

5

Да

Нет

800

ИНТЕРРОСТ

Технические специалисты

7

Нет

300

IBM ÂÎÑÒÎ×ÍÀß ÅÂÐÎÏÀ/ÀÇÈß ËÒÄ

Технические специалисты

4

Да

Нет

IBM

600

КУДИЦ-ОБРАЗ

Технические специалисты

5

Да

Да

IBM

200

Сравнивая характеристики, можно заметить, что разработанный курс превосходит по некоторым показателям имеющиеся курсы. Особенно привлекательными являются стоимость одного дня обучения и наличие материалов слушателей на русском языке, а также наличие сертификата фирмы IBM. Ïîýòîìó ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî êóðñ ÿâëÿåòñÿ êîíêóðåíòîñïîñîáíûì.

Оценка тактики

Для информирования потенциальных потребителей будет использоваться реклама на страницах популярных компьютерных изданий, факсимильная связь для бизнес-партнеров, рассылка рекламных проспектов по предприятиям и организациям России, раздача рекламных буклетов на различных компьютерных выставках.

Курсы будут проводиться примерно раз в две недели, ожидаемое количество слушателей — десять человек на одном курсе.

Оценка была сделана на основе мнения независимых экспертов.

Оценка риска

Стадии разработки курса могут сопутствовать следующие риски:

    трудности с набором квалифицированных кадров;

    недостаточный уровень заработной платы (текучесть кадров, снижение производительности труда);

    изношенность оборудования (физическая и моральная);

    недостаточность качества материалов.

При разработке курса эти риски не имеют существенного значения, поскольку создание курса выполняют высококвалифицированные специалисты, работающие по контракту, пункты которого полностью оговорены с работниками и приняты ими. Работа осуществляется на качественном оборудовании фирмы IBM (ïåðñîíàëüíûå êîìïüþòåðû, ïðèíòåðû) è êîïèðîâàëüíûõ àïïàðàòàõ ôèðìû Kodak.  ðàáîòå èñïîëüçóþòñÿ îðèãèíàëüíûå ìàòåðèàëû ôèðìû IBM, ïîëó÷åííûå ïî âíóòðåííèì êàíàëàì. Íàëàæåíû ïðî÷íûå êîíòàêòû ñ íåñêîëüêèìè ïîñòàâùèêàìè áóìàãè, à â ñëó÷àå ñðûâà ïîñòàâîê ïðåäóñìîòðåí ðåçåðâíûé ôîíä. Âñå ýòè âîçìîæíîñòè ñâîäÿò ê ìèíèìóìó âåðîÿòíîñòü ïîÿâëåíèÿ óêàçàííûõ âûøå ðèñêîâ.

На стадии эксплуатации курса могут возникать следующие риски:

    финансово-экономические риски;

    неустойчивость спроса;

    появление альтернативного курса;

    снижение цен конкурентами;

    рост налогов;

    рост цен на сырье, материалы;

    обеспеченность рабочей силой.

Оценка вероятности появления указанных рисков приведена в таблицах 1, 2 и 3.

Таблица 1: «Простые риски»

Простые риски

Приоритеты

Веса

Si

Pi

Wi

Финансово-экономические

1

0.25

Неустойчивость спроса

2

0.25

Появление альтернативного курса

3

0.2

Снижение цен конкурентами

4

0.1

Повышение налоговых ставок

5

0.1

Рост цен на сырье, материалы

6

0.05

Обеспеченность рабочей силой

7

0.05

Всего

7

1

При экспертной оценке рисков была принята следующая система оценки:

0 — вероятность возникновения риска мала;

25 — вероятность возникновения риска ниже среднего;

50 — вероятность возникновения риска средняя;

75 — вероятность возникновения риска выше среднего;

100 — вероятность возникновения риска высока.

Таблица 2: «Экспертная оценка рисков»

Простые риски, Si

Эксперты

Vi

1-й

2-й

3-й

Финансово-экономические

25

25

25

25

Неустойчивость спроса

25

50

50

41.66667

Появление альтернативного курса

25

0

25

16.66667

Снижение цен конкурентами

50

25

50

41.66667

Повышение налоговых ставок

75

75

100

83.33333

Рост цен на сырье, материалы

0

0

25

8.333333

Обеспеченность рабочей силой

0

0

25

8.333333

Таблица 3: «Оценка рисков»

Риски

Веса

Вероятность

Балл

Si

Wi

Vi

Wi*Vi

Финансово-экономические

0.25

25

6.3

Неустойчивость спроса

0.25

42

10.5

Появление альтернативного курса

0.2

17

3.4

Снижение цен конкурентами

0.1

42

4.2

Повышение налоговых ставок

0.1

83

8.3

Рост цен на сырье, материалы

0.05

8

0.4

Обеспеченность рабочей силой

0.05

8

0.4

Всего

1

225

33.5

Как видно из расчетов, наиболее вероятны появления двух рисков: неустойчивость спроса и повышение налоговых ставок. Для минимизации влияния риска неустойчивости будет проводиться модернизация курса в соответствии с усовершенствованием операционной системы, дополнительная рекламная кампания. Повышение налоговых ставок приведет к увеличению стоимости одного дня курса, но это коснется также и фирм-конкурентов. Риски, связанные с поведением конкурентов на российском рынке имеют незначительное влияние.

Финансовое обоснование

Определение стоимости работ

В таблице 1 дана схема расчета себестоимости работ.

Таблица 1: «Схема расчета себестоимости работ»

№ п/п

Наименование статей расхода

Затраты тыс.руб.

Обоснование

1

Заработная плата

5000

См. табл. 2

2

Материалы

1000

См. табл. 3

3

Отчисления в фонды социального страхования, занятости, пенсионный фонд, обязательное медицинское страхование

1950

39% от пункта 1, в том числе:

28% пенсионный фонд;

2% фонд занятости;

5,4% соц. страхование;

3,6% мед. страхование

4

Расходы на эксплуатацию ЭВМ и офисного оборудования

250

См. табл. 4

5

Накладные расходы

2050

25% от пунктов 1-4

6

Плановая себестоимость работ

10250

Сумма пунктов 1-5

7

Отчисления в бюджет

350

    3,4% плановой себестоимости, в том числе: - отчисления во внебюджетный фонд НИОКР Комитета по высшей школе и Минфина РФ — 1,5%; - отчисления в дорожные фонды — 0,4%;

    отчисления на содержание жилищного фонда и объектов соц.культ.быта — 1,5%

    8

Полная себестоимость работ

10600

Сумма пунктов 6-7

Таблица 2: «Расчет заработной платы»

№ п/п

Наименование должности

Оклад

(тыс. руб)

Время работы (чел. месяц)

Сумма зарплаты (тыс. руб.)

1

Студент-дипломник

2500

2

5000

Таблица 3: «Расчет затрат на материалы»

№ п/п

Наименование материала

Единица измерения

Количество

Цена единицы (тыс. руб.)

Всего сумма (тыс.руб.)

1

Бумага

коробка

1

150

150

2

Прозрачные пленки

упаковка

2

50

200

3

Картриджи для принтеров

штука

1

550

550

4

Дискеты

штука

10

5

50

Итого:

(с учетом транспортных затрат 5% от стоимости материалов)

1000

Таблица 4. «Расчет затрат на эксплуатацию ЭВМ и офисного оборудования»

№ п/п

Наименование оборудования

Цена прибора

(тыс. руб.)

Срок службы (гг)

Время использования (час)

Затраты на аренду (тыс. руб)

1

ПЭВМ

7200

10

640

50

2

Лазерный принтер

5400

10

640

40

3

Ксерокс

36000

10

400

160

Итого:

250

Прогноз объемов (3 года)

Таблица 5: «Прогнозируемые объемы продаж»

№ п/п

1 год

2 год

3 год

1

Объем реализации, шт (кол-во проведений курса)

24

24

24

План денежных поступлений и выплат

Таблица 6: «План денежных поступлений и выплат»

№ п/п

Выплаты

Год до освоения

Годы эксплуатации

1

1

2

1

Выручка от курсов, тыс. руб.

0

240000

240000

2

Зарплата инструкторов,

тыс. руб.

10000

10000

10000

3

Арендная плата, тыс. руб.

50000

50000

50000

4

Себестоимость разработки, тыс. руб.

10600

0

0

5

Оплата единовременных расходов, тыс. руб.

10000

10000

10000

6

Оплата рекламы, тыс. руб.

0

10000

10000

7

Налоги и другие обязательные выплаты, тыс. руб.

10000

10000

10000

8

Всего платежей, тыс. руб.

90600

90000

90000

9

Баланс платежей, тыс. руб.

-90600

150000

150000

Баланс доходов и расходов по продукту

Таблица 7: «Баланс доходов и расходов по продукту»

№ п/п

Показатели

Годы эксплуатации

1

2

3

1

Объем реализации, чел.

240

240

240

2

Цена за единицу, тыс. руб.

1000

1000

1000

3

Выручка, тыс. руб.

240000

240000

240000

4

Накладные расходы, тыс. руб.

80000

80000

80000

5

Прямые расходы, тыс. руб.

10000

10000

10000

6

Точка самоокупаемости

83

83

83

Расчет показателей оценки эффективности

Точка пересечения кривой выручки и кривой текущих издержек характеризует объем производства, при котором фирма работает без убытков. Дальнейший рост объемов производства будет приносить прибыль. Åñëè íà êóðñû ïðèõîäÿò â òå÷åíèå ãîäà 80 ÷åëîâåê, òî ïðîâåäåíèå ýòîãî êóðñà ÿâëÿåòñÿ áåçóáûòî÷íûì. Åñëè æå êîëè÷åñòâî ñëóøàòåëåé áîëüøå óêàçàííîãî ÷èñëà, òî ïðîâåäåíèå êóðñà ïðèíîñèò ïðèáûëü.

По построенному на основании таблицы 6 графику расчета срока окупаемости можно определить срок окупаемости разработанного курса. Срок окупаемости курса равен 7 месяцам.

Правовые аспекты

Курс разработан с использованием только оригинальных материалов фирмы IBM. Было получено разрешение на использование этих материалов при создании учебного курса. В ходе работ были проведены перевод этих материалов на русский язык и их переработка с учетом требований IBM и КУДИЦ-ОБРАЗ. Авторские права принадлежат фирмам IBM è ÀÎ ÊÓÄÈÖ-ÎÁÐÀÇ.

Список литературы

    Тригер Д.Я. Технико-экономическое обоснование и информационное обеспечение дипломных проектов. - М.: МИФИ, 1982.

    Борисов Н.Н., Елтаренко Е.А. Методы оценки технического уровня разработок. - М.: МИФИ, 1990.

    Липсиц И.В. Бизнес-план - основа успеха. - М.: Машиностроение, 1990.