Программирование. Delphi

ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Исторически сложилось так, что программирование возникло и развивалось как процедурное программирование, которое предполагает, что основой программы является алгоритм, процедура обработки данных.

Объектно-ориентированное программирование (ООП) - это методика разработки программ, в основе которой лежит понятие объекта, как некоторой структуры, описывающей объект реального мира, его поведение. Задача, решаемая с использованием методики ООП, описывается в терминах объектов и операций над ними, а программа при таком подходе представляет собой набор объектов и связей между ними.

Замечание

Строго говоря, для того, чтобы разрабатывать приложения в Delphi на базе предоставляемых средой разработки компонентов, знание концепции ООП не является необходимым. Однако для более глубокого понимания того, как программа взаимодействует с компонентами, что и почему Delphi добавляет в текст программы, материал данной главы весьма полезен.

Класс

Классический язык Pascal позволяет программисту определять свои собственные сложные типы данных - записи (records). Object Pascal, поддерживая концепцию объектно-ориентированного программирования, дает возможность определять классы. Класс - это сложная структура, включающая в себя помимо описания данных описание процедур и функций, которые могут быть выполнены над представителем класса - объектом.

Вот пример описания простого класса:

TTPerson=class

Private

fname: string [15] ;

f address: string [35] ;

public

procedure show;

end;

Данные класса называются полями, процедуры и функции - методами. В приведенном примере TTPerson - это имя класса, fname и faddress - имена полей, show - имя метода.

Замечание

Согласно принятому в Delphi соглашению имена полей должны начинаться с буквы f (от слова field - поле).

В программе описание класса помещают в раздел описания типов (type).

Объект

В программе представители класса - объекты, объявляются в разделе var. Например, так:

var

student: TTPerson;

professor: TTPerson;

Следует обратить особое внимание на то, что в Object Pascal объект - это динамическая структура. Переменная-объект содержит не данные, а ссылку на данные объекта. Поэтому программист должен позаботиться о выделении памяти для этих данных.

Выделение памяти осуществляется при помощи специального метода класса - конструктора, которому обычно присваивают имя create (создать). Чтобы подчеркнуть особую роль и поведение конструктора, в описании класса вместо слова procedure используется слово constructor. Ниже приведено описание класса TTPerson, в состав которого введен конструктор.

TTPerson = class

private

fname: string [ 15] ;

f address: string [35] ;

constructor create; // конструктор

public

procedure show; // метод

end;

Выделение памяти для данных объекта происходит присваиванием значения результата применения метода-конструктора к типу (классу) объекта. Например, после выполнения инструкции

professor: =TTPerson.create ;

выделяется необходимая память для данных объекта professor .

Помимо выделения памяти, конструктор, как правило, решает задачу присваивания полям объекта начальных значений, т. е. осуществляет инициализацию объекта. Ниже приведен пример реализации конструктора для объекта TTPerson.

constructor TTPerson.create ;

begin

fname: = ‘ ‘ ;

faddress:=’’' ;

end;

Реализация конструктора несколько необычна. Во-первых, в теле конструктора нет привычных инструкций New, обеспечивающих выделение динамической памяти (всю необходимую работу по выделению памяти выполняет компилятор). Во-вторых, формально, конструктор не возвращает значения, хотя в программе обращение к конструктору осуществляется как к методу-функции.

После объявления и инициализации объект можно использовать, например, установить значение поля объекта. Доступ к полю объекта осуществляется указанием имени объекта и имени поля, которые отделяются друг от друга точкой. Хотя объект является ссылкой, однако правило доступа к данным с помощью ссылки, согласно которому после имени переменной, являющейся ссылкой, надо ставить значок ^ на объекты не распространяется. Например, для доступа к полю fname объекта professor вместо

professor^. Fname

надо писать

professor.fname

Очевидно, что такой способ доступа к полям объекта более естественен.

Если в программе некоторый объект больше не используется, то можно освободить память, занимаемую полями этого объекта. Для выполнения этого действия используют метод-деструктор free. Например, чтобы освободить память занимаемую полями объекта professor, достаточно записать

professor.free;

Метод

Методы класса (процедуры и функции, объявление которых включено в описание класса) выполняют действия над объектами класса. Чтобы метод был выполнен, надо указать имя объекта и имя метода, отделив одно имя от другого точкой. Например, инструкция

professor.Show;

вызывает применение метода show к объекту professor. Фактически инструкция применения метода к объекту - это специфический способ записи инструкции вызова процедуры.

В программе методы класса определяются точно так же, как обычные процедуры и функции, за исключением того, что имя процедуры или функции, являющейся методом, состоит из двух частей: имени класса, к которому принадлежит метод, и имени метода. Имя класса от имени метода отделяется точкой.

Ниже приведен пример определения метода show приведенного выше класса TTPerson.

// метод show класса TTPerson

procedure TTPerson. show;

begin

ShowMessage(‘Имя:'+fname+#13+'Адрес: '+faddress) ;

end;

Следует обратить внимание на то, что в инструкциях метода доступ к полям объекта осуществляется без указания имени объекта.

Инкапсуляция и свойства объекта

Под инкапсуляцией понимается скрытие полей объекта с целью обеспечения доступа к ним только посредством методов класса.

В Object Pascal ограничение доступа к полям объекта реализуется при помощи свойств объекта. Свойство объекта характеризуется полем, хранящем значение свойства, и двумя методами, обеспечивающими доступ к полю свойства. Метод установки значения свойства называется методом записи свойства (write), метод получения значения свойства называется методом чтения свойства (read).

В описании класса перед именем свойства записывают слово property (свойство). После имени свойства указывается его тип, затем имена методов, обеспечивающих доступ к значению свойства. После слова read указывается имя метода, обеспечивающего чтение свойства, после слова write - записи свойства имя метода. Ниже приведен пример описания класса TTPerson, содержащего два свойства: Name и Address.

type

TName=string[15] ;

TAddress=string[35] ;

TTPerson = class

Private

FName:Tname; // значение св-ва Name

Faddress:TAdress; // значение св-ва Address

Constructor Create (Name :Tname) ;

Procedure Show;

Function GetName:TName;

Function GetAddress:TAddress;

Procedure SetAddress (NewAddress: TAddress ) ;

Public

Property Name: Tname

read GetName;

Property Address: Taddress

read GetAddress

write SetAddress;

end;

В программе для установки значения свойства не обязательно записывать инструкцию применения к объекту метода установки значения свойства, можно записать обычную инструкцию присваивания значения свойству. Например, чтобы присвоить значение свойству Adress объекта student, достаточно записать

Student.Address:= 'С.Петербург, ул.Садовая 21, кв. 3';

Компилятор перетранслирует приведенную инструкцию присваивания значения свойству в инструкцию вызова метода

Student.SetAddress ( ' С. Петербург, ул. Садовая 21, кв .3'),•

Внешне использование свойств в программе ничем не отличается от использования полей объекта. Вместе с тем между свойством и полем объекта существует принципиальное отличие: при присвоении и чтении значения свойства автоматически вызывается процедура, которая выполняет некоторую работу.

В программе на методы свойства можно возложить некоторые дополнительные задачи. Например, с помощью метода можно проверить корректность присваиваемых свойству значений, установить значения других, логически связанных со свойством, полей, вызвать вспомогательную процедуру.

Оформление данных объекта как свойства позволяет ограничить доступ к полям, хранящим значения свойств объекта, например можно разрешить только чтение. Чтобы инструкции программы не могли изменить значение свойства, в описании свойства надо указать только имя метода чтения. Попытка присвоить значение свойству, предназначенному только для чтения, вызывает ошибку времени компиляции. В приведенном выше описании класса TTperson свойство Name доступно только для чтения, а свойство Address - для чтения и записи.

Установить значение свойства, защищенного от записи, можно во время инициализации объекта. Ниже приведены методы класса ттрегзоп, обеспечивающие создание объекта класса ттрегзоп и доступ к его свойствам.

//конструктор объекта TTPerson

Constructor TTPerson.Create (Name:TName) ;

begin

FName:Name ; end;

// метод получения значения свойства Name

Function TTPerson.GetName ;

begin

Result: =FName ;

end;

// метод получения значения свойства Address

Function TTPerson.GetAddress;

begin

Result: =FAddress;

end;

// метод изменения значения свойства Address

Procedure TTPerson.SetAddress (NewAddress: TAddress ) ;

Begin

if FAddress =' '

then FAddress: =NewAddress;

end;

Приведенный конструктор объекта TTPerson создает объект и устанавливает значение поля FName, определяющего значение свойства Name.

Инструкции программы, обеспечивающие создание объекта класса TTPerson и установку его свойства, могут быть, например, такими:

student: =TTPerson.create ( ' Иванов ' ) ;

student.address:='yл. Садовая, д.З, кв.25';

Наследование

Концепция объектно-ориентированного программирования предполагает возможность определять новые классы посредством добавления полей, свойств и методов к уже существующим классам. Такой механизм получения новых классов называется порождением. При этом новый, порожденный, класс (потомок) наследует свойства и методы своего базового, родительского класса.

В объявлении класса-потомка указывается класс родителя. Например, класс TEmployee (сотрудник) может быть порожден от рассмотренного выше класса ттрегзоп путем добавления поля Department (отдел). Объявление класса TEmployee в этом случае может выглядеть так:

TEmployee = class (TTPerson)

FDepartment: integer; // номер отдела

constructor Create (Name :TName;Dep: integer) ;

end;

Заключенное в скобки имя класса TTPerson показывает, что класс TEmployee является производным от класса TTPerson. В свою очередь, класс ттрегзоп является базовым для класса TEmployee.

Класс TEmployee имеет свой собственный конструктор, который обеспечивает инициализацию класса родителя и своих полей. Вот пример реализации конструктора класса TEmployee:

constructor TEmployee.Create(Name:Tname;Dep:integer);

begin

inherited Create (Name);

FDepartment: =Dep;

end;

В приведенном примере директивой inherited вызывается конструктор родительского класса, затем присваивается значение полю класса потомка.

После создания объекта производного класса в программе можно использовать поля и методы родительского класса. Ниже приведен фрагмент программы, демонстрирующей эту возможность.

engineer: =TEmployee.create ( ' Сидоров ' , 413 ) ;

engineer.address:='yл.Блохина, д.8, кв.10';

Первая инструкция создает объект типа TEmployee. Вторая устанавливает значение свойства, которое относится к родительскому классу.

Директивы Protected и Private

Помимо объявлений элементов класса (полей, методов, свойств) описание класса, как правило, содержит директивы protected (защищенный) и private (закрытый), которые устанавливают степень видимости элементов класса в программе.

Элементы класса, объявленные в секции protected, доступны только в порожденных от него классах. Область видимости элементов класса этой секции не ограничивается модулем, в котором находится описание класса. Обычно в секцию protected помещают описание методов класса.

Элементы класса, объявленные в секции private, видимы внутри модуля. Эти элементы не доступны за пределами модуля, даже в производных классах. Обычно в секцию Private помещают описание полей класса, а методы, обеспечивающие доступ к этим полям, помещают в секцию protected.

Ниже приведено описание класса TTPerson, в которое включены директивы управления доступом.

TTPerson = class

private

Fname:TName; { значение св-ва Name }

Faddress:TAddress; ( значение св-ва Address)

protected

Constructor Create (Name :TName);

Function GetName :TName ;

Function GetAddress:TAddress;

Procedure SetAddress(NewAddress:TAddress);

Property Name:Tname

read GetName;

Property Address :Taddress

read GetAddress

write SetAddress;

end;

Замечание

Если надо чтобы элементы класса были полностью скрыты, то определение класса следует поместить в отдельный модуль.

Полиморфизм и виртуальные методы

Полиморфизм - это возможность использовать одинаковые имена для методов, входящих в различные классы. Концепция полиморфизма обеспечивает при применении метода к объекту использование именно того метода, который соответствует классу объекта.

Пусть определены три класса, один из них является базовым для двух других.

type // базовый класс

TPerson=class

fname: string; { имя }

constructor Create (name: string);

function info: string;

virtual;

end;

// производный от базового Tperson

TStud=class (TPerson)

fgr: integer; { номер группы }

constructor Create (name: string; gr: integer) ;

function info: string; override;

end;

// производный от базового Tperson

Tprof=class (TPerson)

fdep: string; { название кафедры }

constructor Create(name:string;dep:string);

function info: string; override;

end;

В каждом из этих классов определен метод info. В базовом классе при помощи директивы virtual метод info объявлен виртуальным. Объявление метода виртуальным дает возможность дочернему классу произвести замену виртуального метода своим собственным. В каждом дочернем классе определен свой метод info, который замещает соответствующий метод родительского класса (метод порожденного класса, замещающий виртуальный метод родительского класса, помечается директивой override). Ниже приведено определение метода info для каждого класса.

function TPerson.info: string;

begin

result=’’ ;

end;

function TStud.info:string;

begin

result :=fname+' гp. '+IntTostr(fgr) ;

end;

function TProf.info: string;

begin

result :=fname+' каф. '+fdep;

end;

В программе список людей можно представить массивом объектов класса TPerson.

list:array[1..SZL]of TPerson;

Замечание

Здесь следует вспомнить, что объект - это указатель.

Объявить подобным образом список можно потому, что Object Pascal позволяет указателю на родительский класс присвоить значение указателя на дочерний класс. Поэтому элементами массива list могут быть как объекты класса TStud, так и объекты класса Tprof.

Вывод списка можно осуществить применением метода info к элементам массива, например, так:

st:=’’;

for i:=l to SZL do // SZL - размер массива-списка

if list[i] <> NIL

then st:=st+info.list[i]+#13; ShowMessage(st);

Во время работы программы каждый элемент массива может содержать как объект типа TStud, так и объект типа Tprof. Концепция полиморфизма обеспечивает применение объекту именно того метода, который соответствует типу объекта.

Процедура TForml.Button1click, которая запускается в результате щелчка на кнопке Добавить (Button1), создает объект list[n] класса TStud или TProf. Класс создаваемого объекта определяется состоянием радиокнопки студент (RadioButton1),

Процедура TForml.Button2Click, которая выполняется в результате щелчка на кнопке Список (Button2), применяя метод info к каждому объекту списка (элементу массива), формирует строку, представляющую собой весь список.

Классы и объекты Delphi

Для реализации интерфейса Delphi использует библиотеку классов, которая -содержит большое количество разнообразных классов, поддерживающих форму и различные компоненты (командные кнопки, поля редактирования и т. д.).

Во время проектирования формы приложения Delphi автоматически добавляет в текст программы необходимые объекты. Если сразу после запуска Delphi просмотреть содержимое окна редактора кода, то там можно обнаружить следующие строки:

type

Tform1 = class (TForm)

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: Tform1

Это описание класса исходной, пустой, формы приложения и объявление объекта - формы приложения.

Когда программист, добавляя необходимые компоненты, создает нужную форму, Delphi формирует описание класса формы. Когда программист создает функцию обработки события формы или ее компонента, Delphi добавляет объявление метода в описание класса формы приложения.

Помимо классов визуальных компонентов в библиотеку классов входит класс обработки исключительных ситуаций (ошибок), класс общего управления приложением и другие. Рассмотрение этих классов в задачу данной книги не входит.

Создание простого текстового редактора

1. Поместите компонент Bevel (на странице Additional) на новую форму и присвойте его свойству Align значение alTop.

2. На компонент Bevel поместите четыре кнопки. Озаглавьте их &0реn..., &Save, Save &As... и E&xit.

Многоточие в конце имени представляет собой секретный код Windows, означающий, что щелчок на кнопке вызовет еще один диалог, а не приведет к немедленному выполнению некоторого действия.

3. Поместите на форму компонент Memo и установите следующим образом его свойства:

Свойство Значение

Align alClient

ScrollBars ssBoth

Lines (пусто)

4. Измените заголовок формы на My Editor. Затем поместите на форму компонент OpenDialog и присвойте его свойствам следующие значения:

Свойство Значение

Default Ext ТХТ

Options.ofHideReadOnly True

Options.ofFileMustExist True

Options.ofNoReadOnlyReturn True

Title Open Text File

5. Для того чтобы открыть окно Filter Editor (Редактор фильтра), дважды щелкните на свойстве Filter.

6. Заполните две первые строки в колонке Filter Name (Имя фильтра) названиями фильтров Text files и All files, а в колонке Filter (Фильтр) введите соответствующие фильтры: *.ТХТ и *.*.

7. Поместите на форму компонент SaveDialog и установите для его свойств такие значения:

Свойство Значение

Default Ext ТХТ

Options.ofHideReadOnly True

Options.ofOverwritePrompt True

Options.ofNoReadOnlyReturn True

Title Save Text File

8. Введите тот же набор фильтров, что и для диалога открытия файла.

9. Создайте обработчик события OnClick для кнопки Exit, содержащий одну команду Close;

10. Для обработчика события OnClick кнопки Open используйте следующие строки:

WITH OpenDialog1 DO

IF Execute THEN

BEGIN

Memo1.Lines.LoadFromFile(Filename);

HistoryList.Add(Filename);

Caption:='My Editor-'+

ExtractFilename(Filename);

SaveDialog1.Filename:=Filename;

Filename:=’’;

End;

11. Дважды щелкните на кнопке Save и введите следующую строку в качестве ее обработчика события OnClick: .

Memo1.Lines.SaveToFile( SaveDialog1.Filename);

12. Наконец, для кнопки Save As укажите следующее:

WITH SaveDialog1 DO

IF Execute THEN

BEGIN

Memo1.Lines.SaveToFile(Filename);

Caption:='My Editor - ' +

ExtractFilename(Filename);

End;

Мы создали простой текстовый редактор. Он позволяет загружать, редактировать и сохранять небольшие и средние файлы. Возможности этого редактора приблизительно такие же, как и у приложения Notepad (Блокнот) Windows. Можно вырезать, копировать и вставлять текст, используя стандартные комбинации клавиш Windows. Имя каждого открытого файла добавляется в список диалога открытия файла на случай, если вам потребуется открыть его снова. Этот проект нам еще понадобится, поэтому сохраним его. Назовем модуль MYEDITU.PAS, а главный проект - MYEDIT.PRJ.

Диалог выбора шрифта.

Загрузите опять проект MyEdit и поместите на форму компонент FontDialog. Переместите кнопку Exit вправо и вставьте кнопку с заголовком &Font между кнопками Save As и Exit. В обработчик события OnClick новой кнопки поместите следующий код:

WITH FontDialog1 DO

IF Execute THEN

BEGIN

Memo1.Font:= Font;

Следующую строку поместите в обработчик события OnApply компонента FontDialog:

Memo1.Font:= FontDialog1. Font;

Запустите программу и загрузите файл. С помощью кнопки Font выберите какой-нибудь шрифт. Используя все возможности, создайте самый необычный вариант. Содержимое файла будет отображаться выбранным вами шрифтом с применением указанного размера, стиля и цвета. Опять откройте диалог выбора шрифта и переместите его так, чтобы он не закрывал самого окна редактора. Внесите несколько изменений в окне диалога и щелкните на кнопке Apply (Применить). Изменения станут действительными немедленно, а диалог Font (Шрифт) не закроется. Это упрощает испытание различных возможностей. Обратите внимание, что в этом примере программы, после того как была использована кнопка Apply (Применить), вы никак не сможете отменить внесенные изменения. С другой стороны, это не такая уж и большая беда - если не устраивает только что выбранный шрифт, можно вернуть шрифт, использовавшийся раньше.

Сохраните обновленный проект MyEdit, обладающий теперь возможностью изменять шрифты.

Компонент Memo не обладает способностью отображать больше одного шрифта сразу. Для этого существуют другие компоненты.

Добавим в свою программу диалог выбора цвета.

1. Поместите на новую форму диалог выбора цвета (компонент ColorDialog) и присвойте его свойству Color значение clWhite.

2. Установите свойство Ctl3D формы в False, а в качестве константы цвета также выберите clWhite.

3. Поместите на форму новую кнопку, назовите её Color.

В обработчик события OnClick формы поместите следующие строки:

IF ColorDialog1.Execute THEN

Form1.Color := ColorDialog1.Color;

4. Запустите программу.

Диалог выбора принтера.

Загрузите опять проект MyEdit и поместите на него диалог настройки принтера компонент PrinterSetupDialog). Компонент Bevel расположите таким образом, чтобы осталось место для второго ряда кнопок, где разместите две новые кнопки, оза-аавленные &Print... и P&rint Setup.... Создайте обработчик события OnClick кнопки Print Setup с единственной строкой кода:

PrinterSetupDialog1.Execute;

Запустите программу и щелкните на кнопке Print Setup (кнопка Print пока еще делать ничего не может). Появится диалог.

Подготовка к печати.

Диалог Print Setup (Настройка принтера) используется для выбора и конфигурации принтера. Когда дело дойдет до печати, в действие вступит диалог Print (Печать).

В проект MyEdit добавьте компонент PrintDialog, оставив все его свойства со значениями, установленными по умолчанию. Дважды щелкните на кнопке Print, и замените пару begin-end следующим кодом:

VAR

POutput: TextFile;

N : LongInt;

BEGIN

IF PrintDialog1.Execute THEN

BEGIN

AssingPrn (POutput);

Rewrite (POutput);

Printer.Canvas.Font: = Memo1.Font;

FOR N: = 0 to Memo1.Lines.Count – 1 DO

Writeln(POutput, Memo1.Lines [N]);

CloseFile (POutput);

END;

END;

Перейдите в верхнюю часть модуля и добавьте Printers в оператор uses. (Найдите строку в начале файла, начинающуюся со слова uses. После этого слова добавьте имя модуля и запятую.) Выберите на форме компонент FontDialog и присвойте его свойству Device значение fdBoth, чтобы ограничить выбор шрифтами, которые годятся и для экрана, и для принтера.

Мы только что добавили в ваш редактор возможность печати. Этот редактор не позволяет печатать несколько копий или направлять их в подбор, но вы сможете распечатать содержимое редактора любым шрифтом. А с помощью диалога Print Setup (Выбор принтера) вы сможете выбрать принтер, ориентацию бумаги и параметры конфигурации, соответствующие вашему принтеру.

Диалог поиска и замены текста.

Загрузите проект MyEdit и установите свойство HideSelection компонента Memo в False. На форме разместите компоненты FindDialog и ReplaceDialog и выберите их оба. Дважды щелкните на свойстве Options и установите frHideMatchCase, frHideWholeWord и frHideUpDown в True. Добавьте во второй ряд кнопки с заголовками Fi&nd... и &Replace... Для события OnClick кнопки Find используйте следующую строку:

FindDialogl.Execute;

а для кнопки Replace следующую строку:

ReplaceDialogl.Execute;

Выберите компонент FindDialog, перейдите на страницу Events и дважды щелкните на событии OnFind. Вставленную Delphi пару begin-end замените следующим блоком кода:

VAR

Buff, P, FT: Pchar;

BuffLen : Word;

begin

WITH Sender AS TFindDialog DO

BEGIN

GetMem (FT, Length (FindText) + 1);

StrPCopy (FT, FindText);

BuffLen := Memo1.GetTextLen + 1;

GetMem (Buff, BuffLen);

Memo1.GetTextBuff (Buff, BuffLen);

P: = Buff + Memo1.SelStart + Memo1.SelLength;

P: = StrPos (P, FT);

IF P = NIL THEN MessageBeep (0)

ELSE

BEGIN

Memo1.SelStart: = P-Buff;

Memo1.SelLength: = Length (FindText);

END;

FreeMem (FT, Length (FindText) + 1;

FreeMem (Buff, BuffLen);

END;

end;

Когда закончите, щелкните на компоненте ReplaceDialog, перейдите на страницу Events в окне Object Inspector и щелкните на кнопке раскрытия списка обработчика события OnFind. Из появившегося списка выберите только что созданный обработчик события для FindDialog. Теперь создайте обработчик события OnReplace со следующими строками:

WITH Sender AS TReplaceDialog DO

WHILE True DO

BEGIN

IF Memo1.SelText <> FindText THEN

FindDialodFind (Sender);

IF Memo1.SelLength = 0 THEN Break;

Memo1.SelText: = ReplaceText;

IF NOT (frReplaceAll IN Options) THEN Break;

END;

Сохраните программу, запустите ее и загрузите текстовый файл. Замените в нем все точки на восклицательные знаки и сохраните его.

Задание. Создайте форму для открытия графических файлов.

Лабораторная по Delphi. Работа с базами данных.

Работа с Database Form Expert.

Delphi имеет мощное средство создания таблиц путем внесения или ре дактирования полеи на форме. Рассмотрим простой пример того, как построить приложение, используя эксперт форм базы данных. В этом примере использован один из образцов баз данных, включенных в Delphi.

Использование эксперта форм базы данных .

1. Запустите Delphi.

2. Выберите Database/Database Form Expert из главного меню.

3. В первом диалоговом окне выберите Create a simple form и Great a form using TTable objects; нажмите Next.

4. В следующем диалоговом окне выберите DBDEMOS в секции Drive or Alias. Выделение DBDEMOS выводит список таблиц, составляющих базу данных, в панели списка слева.

5. Выберите EMPLOYEE.DB; щелкните мышью на Next.

6. Нажмите кнопку >>, чтобы указать, что вы хотели бы построить форму с отображением всех полей .

7.Продолжайте выбирать Next, принимая все по умолчанию до окончания процесса создания формы.

8.Выберите из меню Run/Run.

Это простейшее приложение дает пользователю полный контроль над таблицей, содержащей информацию о служащих. Чтобы манипулировать записями, вверху формы размещена панель управления базой данных. Каждая кнопка панели выполняет определенную функцию базы данных.

Поработав с этим простым пользовательским интерфейсом, выберите Close, чтобы завершить приложение.

Использование Database Desktop для создания новой таблицы

Создадим таблицу нового образца. Borland Database Desktop доступна в меню Tools в IDE Delphi. Выберите эту опцию для вызова рабочего стола.

Создание новой таблицы

1. Выберите опцию File/New/Table из главного меню. В этот момент появится диалоговое окно, запрашивая тип таблицы, которую вы хотите создать. При разработке новых приложений наиболее удобна простотой работы с ней база данных Paradox; поэтому выберите Paradox 7 и нажмите ОК.

2. Прежде всего вы должны решить, какие данные вы хотите хранить в вашей таблице и каков тип этих данных. В этом примере рассмотрим таблицу информации о студентах университета. Каждое поле должно быть занесено в раздел Field Roster (список полей) диалогового окна. Чтобы занести первое поле, введите SSN в колонке имени поля (Field Name). Это означает, что вы хотите добавить новое поле, названное SSN.

3. Следующая часть информации требует указания, какой тип данных будет храниться в поле. Номера Social Security (социальной страховки) хранятся как строки символов. Щелкните правой кнопкой мыши на поле Type, чтобы показать имеющиеся в наличии типы данных. Для строк Paradox использует тип Alpha. Выберите Alpha из списка типов данных.

4. Некоторые типы данных требуют указания размера. Это говорит базе данных о наибольшем объеме данных, который может храниться в поле. Что касается номеров страховки, то нам известно, что SSN состоит из 11 символов, включая тире, так что введем в это поле число 11. Некоторые типы данных, такие как Number (число), не используют понятия “размер поля”.

5. В заключение нужно сообщить базе данных, является ли поле ключом, или нет. Ключ означает, что за каждой записью закреплено уникальное значение. Использование ключей в базах данных чрезвычайно важно. Пометим поле SSN как ключ, потому что вы знаете, что каждому студенту будет соответствовать одна- единственная запись и каждый студент имеет уникальный номер страховки.

6. Чтобы определить следующее поле в таблице, нажмите Enter. Продолжайте определять поля, используя информацию из таблицы

Таблица .Определение полей таблицы и их атрибутов

Имя поля Тип Размер Ключ

SSN А 11 *

Name А 30

Class A 10

Phone A 8

GPA N

7. Щелкните мышью на кнопке Save As, чтобы сохранить информацию о таблице.

8. В диалоге Save Table as укажите в окне списка Drive (or alias) имя DBDEMOS. Введите studinfo.db в текстовом окне New file name и для сохранения таблицы щелкните мышью на ОК.

Как из Delphi получить доступ к созданной таблице?

Простейший способ создания приложения, имеющего доступ к таблице в Delphi: это Form Expert. Теперь рассмотрим, какие шаги необходимо предпринять для построения приложения на пустом месте. Простейшим способом обеспечения доступа и манипуляции данными является использование визуальных компонентов базы данных. Визуальные компоненты базы данных хранятся на двух страницах библиотек визуальных компонентов: Data Access и Data Control. Органы управления в странице Data Access используются для того, чтобы дать Delphi информацию о таблицах базы данных и функциях, которые должны быть использованы, тогда как страница Data Control содержит ряд визуальных компонентов, которые могут отображать информацию базы данных или обеспечивать интерфейс для манипуляций данными (таких, как вставка, удаление и модификация).

Как предоставить Delphi сведения о таблице - компонент ТТаЫе

Чтобы использовать таблицу, нужно в качестве первого шага дать знать Delphi, что вы намереваетесь взаимодействовать с таблицей. Чтобы сделать это, нужно поместить на форму объект Table, которому доступны табличные данные. Проверка списка свойств показывает, что там есть свойство, называемое DataBaseName и TableName. Это два минимальных свойства, которые нужно установить для того, чтобы таблица была доступна Delphi. Свойство DataBaseName соответствует имеющимся в наличии псевдонимам базы данных. TableName описывает таблицы в базе данных, которые должны быт использованы.

Обеспечение доступа к таблице с информацией о студентах

Первым шагом в создании приложения, обеспечивающего доступ к базе данных с информацией о студентах, которую вы создали ранее, должно быть размещение компонента ТТаЫе на вашей форме и конфигурирование свойств DataBaseName и TableName.

1. Создайте новое приложение.

2. Поместите на форму компонент ТТаЫе. Компонент TTable может быть найден на странице DataAccess библиотеки визуальных компонентов.

3. В списке свойств установите DatabaseName как DBDEMOS. DBDEMOS - это псевдоним базы, в которой будет сохраняться таблица STUDINFO.DB.

4. После установки свойства DatabaseName свойство TableName должно показать окно списка с перечнем всех таблиц, имеющихся в наличии в базе данных. Выберите STUDINFO.DB как имя базы данных.

5. Установите значение свойства Active равным true. Это немедленно от-, крывает таблицу при запуске приложения. Если установить значение false, приложение не будет иметь доступа ни к каким данным в таблице до тех пор, пока свойство не станет равным true во время исполнения.

6. Установите свойство Name равным Studinfo.

Во время исполнения можно модифицировать два других свойства - Readonly и Exclusive. Установка значения свойства Readonly равным true позволяет приложению только просматривать данные в базе данных без возможности их модификации. Опция Exclusive разрешает доступ к данным только этому приложению. Теперь у приложения есть вся информация, которая необходима для подключения к таблице. Однако нет никакого способа манипуляции данными таблицы до тех пор, пока объект таблицы не будет связан с объектом DataSourse.

Обеспечение связи - компонент TDataSourse

Delphi имеет возможность доступа к информации в базе данных, которая доставляется рядом компонентов, известных как наборы данных (DataSets), одним из которых является компонент TTable. Привязанные к данным ком-оненты (data-aware) - это органы управления, которые отображают и манипулируют теми данными, которые доступны Delphi. Чтобы обеспечить уровень абстракции для органов управления, которые могут перемещаться по данным и отображать информацию, был разработан TDataSource. TDataSource также позволяет узнать, изменялись ли данные, и определить, каково состояние набора или источника данных.

Добавление DataSource

1. Выберите DataSource и добавьте его на форму.

2. Установите свойство DataSet равным Studinfo. Это свяжет источник данных с компонентом TTable с именем Studinfo, который в свою очередь получает доступ в таблицу STUDINFO.DB в базе данных DBDEMOS.

3. Установите имя для DataSource как dsStudent.

Органы управления, привязанные к данным - просмотр и модификация данных

Итак, вы организовали все необходимое для связи с таблицей. Однако теперь надо решить, как данные должны быть отображены, и как ими манипулировать. Наиболее просто это можно сделать с помощью органов управления, привязанных к данным (их называют data-aware или data-bound). Большинство средств управления с привязкой к данным предназначено для связи полей базы данных с визуальным компонентом. Стандартные привязанные компоненты весьма мощны, просты в использовании, и Delphi имеет обширный набор этих компонентов. За исключением DBNavigator, все компоненты на странице Data Control используются для отображения информации баз данных. Чтобы начать работать с ними, добавьте к вашему примеру сетку DBGrid.

Добавление привязанной к данным сетки DBGrid

1. Поместите компонент DBGrid на вашу форму. Это первый из размещенных вами на форме компонентов, который видим во время исполнения; измените его размер так, чтобы он занял большую часть формы.

2. Установите свойство DataSource равным dsStudent; это свяжет сетку с источником данных.

3. Что при этом происходит? Как только было установлено свойство Data-Source, на сетке автоматически стали появляться имена полей. Если в таблице STUDINFO.DB были данные, то они должны были бы отображаться даже во время проектирования. Однако если значение свойства Active было установлено равным False, то ничего нельзя увидеть до тех пор, пока оно не станет равным True.

4. Запустите приложение. С этого момента данные действительно могут быть введены в сетку. Напечатайте номер SSN, нажмите кнопку Tab, напечатайте имя. Продолжайте нажимать TAB до тех пор, пока не заполните все поля. По завершении первой записи компонент DBGrid автоматически сдвинет курсор на следующую строку. Продолжайте добавление нескольких простых записей в таблицу. Обратите внимание, что если введены две записи с одинаковым SSN, произойдет ошибка.

5. Завершите приложение и добавьте еще один орган управления - компонент DBEdit. Он отображает одно поле таблицы. .В отличие от сетки, которая может отображать несколько записей, DBEdit отображает поле текущей записи. Текущая запись - это просто запись, к которой в данный момент имеет доступ машина базы данных. DBGrid указывает текущую запись, отображая рядом с ней треугольный значок.

6. Добавьте DBEdit на форму и установите свойство DataSource равным dsStudent. Теперь нужно указать поле, чтобы компонент знал, что отображать. Чтобы установить поле, установите свойство DataField равным SSN.

7. Запустите программу.

Обратите внимание, что если вы переходите к другой записи (щелчком на ней в сетке), указатель текущей записи перемещается. Это приложение предоставляет пользователю определенные возможности управления, но для больших баз данных это неприемлемо. Delphi имеет мощное средство управления, которое позволяет перемещаться между объектами в таблице:DBNavigator. DBNavigator – это панель, которая позволяет легко передвигаться между таблицами.

Добавление DBNavigator.

Выберите DBNavigator и поместите его на форму. Установите свойство DataSource равным dsStudent.

Установите свойство ShowHint равным True. Это вызовет появление подсказки всякий раз, когда курсор мыши будет задерживаться над кнопкой панели.

Запустите приложение. Обратите внимание, как просто перемещаться между записями, прыгать к началу или концу базы данных и редактировать записи.