Компьютерная подготовка (работа 1)

Компьютерная подготовка

Курсовая работа.

Выполнил студент ТМЦДО гр.: з-472-27б специальности 061000 Маркелова А.А.

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Кафедра автоматизации обработки информации.

г. Абакан.

2005 г.

Написать программу, которая формирует базу «Телефонный справочник», содержащую следующие сведения: ФИО, адрес, телефон. Просмотр базы и обработка должна выполняться в программе Excel.

Программа должна удовлетворять следующим требованиям:

Приложение выполнить с использованием языка программирования VBA для MS Excel.

При открытии книги Excel, содержащей проект, обеспечить один рабочий лист, на котором оформить рекламную заставку проекта и поместить элемент запуска проекта на исполнение.

Проект должен обеспечивать следующие режимы работы:

ввод исходных данных и формирование базы;

корректировка данных (исправление, добавление, удаление);

работа с данными (поиск, сортировка, просмотр);

формирование статистики:

общее количество абонентов телефонной сети;

количество телефонов на указанной улице;

количество телефонов в указанном доме.

Для каждого режима работы определить кнопку запуска и пользовательскую форму.

На экране разместить одну панель инструментов, обеспечивающую работу проекта. Остальные панели скрыть.

Данные проекта сохранять в файле.

При вводе числовых данных обеспечить обработку ошибок некорректного ввода.

Введение

Цель работы: закрепление знаний, полученных при изучении курса «Компьютерная подготовка», а также приобретение новых навыков создания завершенных программных приложений для MS Excel.

В дополнение к огромным возможностям MS Excel, входящего в состав Microsoft Office квалифицированному пользователю доступен полноценный язык программирования Visual Basic for Applications (VBA), позволяющий оживить страницы электронных таблиц, превратив их в сложное Windows – приложение, осуществляющее многогранную обработку данных под управлением оператора. При этом, большинство часто используемых операций программируется заранее, что упрощает работу конечного пользователя и значительно снижает вероятность возникновения ошибки как на этапе ввода исходных данных, так и при их последующей обработке.

В настоящей работе используются наиболее часто употребляемые элементы проектирования приложений для MS Excel. В том числе: процедуры (подпрограммы и функции), модули и формы. В коде VBA применялись различные типы данных (включая определенные пользователям описания типов), многоуровневые условные операторы и операторы циклов. Для реализации хранения информации во внешнем файле использованы встроенные функции работы с файлами (последовательный доступ).

Диалог с пользователем реализован при помощи функций ввода/вывода информации InputBox и MsgBox, а также ряда специально созданных форм. В указанных формах применены элементы управления типа: надпись, поле, рамка, переключатель, кнопка.

Поскольку программирование на VBA построено на основе событийной модели, то и в данной работе обработка событий является основой для выполнения тех или иных действий, направленных на решение конкретных задач.

MS Excel имеет богатую объектную модель. При решении поставленной задачи использовались объекты следующих типов: Application, Workbook, Worksheet, Range, CommandBar, а также коллекции Workbooks и Worksheets.

Работа выполнена в среде Microsoft Excel 2002.

Структура программного комплекса

Состав программного комплекса

Программный комплекс «Телефонный справочник» состоит из двух файлов, располагаемых в каталоге “c:\tmp\”:

"Телефонный справочник.xls" – основной файл, содержащий таблицу просмотра базы данных и инструменты, необходимые для работы с ней.

"phones.db" – вспомогательный текстовый файл, используемый для хранения базы данных.

Работа программы осуществляется под управлением Microsoft Excel, входящего в состав пакета Microsoft Office, поэтому для ее использования необходимо наличие указанного пакета на клиентском компьютере.

Иерархия объектов

Описываемое Excel-приложение в своем составе содержит:

Рабочую книгу Workbook «Телефонный справочник» + программный код VBA, состоящую из двух листов:

Worksheet Лист1 (Старт) + программный код VBA

Worksheet Лист2 (База данных) + программный код VBA

Пять форм + программный код VBA:

addRowForm – для режима добавления новой записи

delRowForm – для режима удаления записи

editRowForm – для режима редактирования записи

reportForm – для режима формирования статистики

sortForm – для режима сортировки базы данных

Модуль Module1, содержащий описание типа данных Record для одной записи об абоненте, а также функции работы (чтения/записи) с такими данными и внешним файлом.

Панель инструментов “Phones”, обеспечивающую работу программы и состоящую из девяти кнопок:

чтение базы данных;

запись базы данных;

добавление записи;

корректировка записи;

удаление записи;

поиск;

сортировка;

отчет (статистика);

выход из программы.

Руководство пользователя

Запуск программы

Для запуска программы необходимо в MS Excel открыть книгу:

“Телефонный справочник.xls”

Вы увидите один лист с рекламной надписью и двумя кнопками. Для отображения листа с базой данных нажмите на кнопку «Начать работу».

В результате, рекламная страница исчезнет, а вместо нее появится основной лист, содержащий шапку базы данных и панель инструментов для работы.

Чтение / запись базы данных

Поскольку вся информация хранится во внешнем файле, то для загрузки базы данных на лист Excel таблицы необходимо на панели инструментов нажать кнопку «Открыть базу данных». При этом существующие на листе данные будут заменены информацией из внешнего файла “phones.db”.

Для сохранения результатов работы с базой данных нажмите кнопку «Сохранить базу данных» на панели инструментов. Вся текущая информация, отображаемая на листе, будет записана во внешний файл “phones.db”.

Режимы корректировки данных

В целях безопасности, листы книги защищены от корректировки обычными способами. Поэтому для добавления, изменения и удаления информации предусмотрены соответствующие режимы работы, инициируемые второй группой кнопок панели инструментов.

При нажатии на любую из них, будет предложено диалоговое окно, в котором в соответствующие поля нужно занести новую (откорректировать существующую) информацию и нажать кнопку подтверждения операции.

Если перед выбором режима удаления записи были отмечены несколько строк базы данных, то вместо отображения формы с удаляемой информацией будет просто предложено подтвердить удаление отмеченных записей.

Внимание. В режиме добавления/корректировки записи обязательны для заполнения поля: Фамилия, Имя, Отчество, Улица, Дом, Телефон. Кроме того, в поле Телефон допускается ввод только числовых данных (не более 10 цифр).

Поиск информации

Для поиска нужной информации нажмите кнопку «Найти» на панели инструментов. Будет запущен стандартный механизм поиска информации по листу MS Excel.

Режимы сортировки

В программе предусмотрено три режима сортировки данных:

По абоненту (фамилия + имя + отчество);

По адресу (улица + дом + квартира);

По телефону.

Для выполнения сортировки достаточно нажать соответствующую кнопку на панели инструментов и выбрать один из трех предложенных режимов.

Формирование статистики

Согласно заданию программа позволяет рассчитать следующую статистику:

Общее количество абонентов телефонной сети;

Количество телефонов на указанной улице;

Количество телефонов в указанном доме.

Войдите в режим «Отчет», выберите требуемый отчет и, при необходимости, задайте параметры его формирования. Количество абонентов по заданным реквизитам будет посчитано и отображено в диалоговом окне.

Завершение работы с программой

Для завершения работы с программой нажмите кнопку «Выход» на панели инструментов. Лист с базой данной будет скрыт, а появится лист с рекламной заставкой. Для подтверждения выхода повторно выберите кнопку «Выход». Если «Телефонный справочник» был единственной открытой книгой, приложение MS Excel будет полностью закрыто, в противном случае – закроется только книга с описываемой программой.

Внимание. Не забывайте сохранять информацию во внешнем файле, иначе последние корректировки могут быть утеряны.

Дополнение

Все стандартные панели инструментов скрываются и восстанавливаются при открытии / закрытии книги «Телефонный справочник», а также при переключении между окнами. Во избежание проблем с восстановлением стандартного набора панелей инструментов не рекомендуется самостоятельно менять набор отображаемых панелей инструментов пока описываемая книга остается открыта.

При возникновении любой нестандартной ситуации следует закрыть книгу «Телефонный справочник» и выставить нужные панели через меню «Вид».

Заключение

В ходе выполнения работы были закреплены знания по работе в MS Excel и основам программирования на VBA, а также приобретены практические навыки создания завершенных программных приложений для MS Excel.

Результатом проделанной работы является приложение «Телефонный справочник», функционально выполняющее основные задачи, стоящие перед приложением такого уровня и назначения.

Разумеется, выполненный проект не является завершенным в полной мере. В качестве направлений для развития проекта можно упомянуть, например, более конкретизированный механизм поиска информации или реализация оптимальных методов сортировки (что может быть более эффективным на больших объемах информации).

Список литературы

Потахова И.В. Компьютерная подготовка. Офисное программирование: Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. – 181с.

Справочное руководство по MS Excel и Visual Basic for Applications: Microsoft Corp., 2001.

Демидова Л.А., Пылькин А.Н. Программирование в среде Visual Basic for Applications: Практикум – М.: Горячая линия – Телеком, 2004. – 175с.

Приложение. Листинг программ VBA

Рабочая книга

Dim oldBars(20) As Long, kol As Integer



Private sub> Workbook_Activate()

kol = 0

Dim bar As CommandBar

For Each bar In Application.CommandBars

If bar.Visible And Not (bar.Protection = msoBarNoChangeVisible) _

And (bar.Type = msoBarTypeNormal) And Not (bar.Name = "Phones") Then

kol = kol + 1

oldBars(kol) = bar.index

End If

Next bar

For i = 1 To kol

Application.CommandBars(oldBars(i)).Visible = False

Next



If ThisWorkbook.ActiveSheet.Name = "База данных" Then

showTools

End If

End sub>



Private sub> Workbook_Deactivate()

Dim i As Integer

For i = kol To 1 Step -1

Application.CommandBars(oldBars(i)).Visible = True

Next



hideTools

End sub>



Private sub> Workbook_Open()

ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Visible = True ' спрятать стартовый лист

ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Activate ' сделать активным лист с БД

ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Visible = False ' показать базу данных

End sub>

Лист1 (Старт)

Private sub> ExitButton_Click()

ExitProject

End sub>



Private sub> StartButton_Click()

'Commandbars

ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Visible = True ' показать базу данных

ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Activate ' сделать активным лист с БД

ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Visible = False ' спрятать стартовый лист

End sub>



Лист2 (База данных)

Private sub> Worksheet_Activate()

showTools

End sub>



Private sub> Worksheet_Deactivate()

hideTools

End sub>



sub> addRecord()

If (ActiveCell.row < 5) Or (Len(ActiveCell.EntireRow.Cells(, 1).Value) = 0) Then

Range("A5").Activate

End If

ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect

addRowForm.Show vbModal

ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect

End sub>



sub> delRecord()

If (ActiveCell.row < 5) Or (Len(ActiveCell.EntireRow.Cells(, 1).Value) = 0) Then

Exit sub>

End If

ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect

If Selection.Rows.count = 1 Then

delRowForm.Show vbModal

Else

Dim response

response = MsgBox("Отмечено записей: " + Str(Selection.Rows.count) + Chr(13) + "Удалить все?", vbYesNoCancel, "Внимание!")

If response = vbYes Then

Selection.EntireRow.Delete

End If

End If

ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect

End sub>



sub> editRecord()

If (ActiveCell.row < 5) Or (Len(ActiveCell.EntireRow.Cells(, 1).Value) = 0) Then

Exit sub>

End If

ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect

editRowForm.Show vbModal

ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect

End sub>



sub> sort()

ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect

sortForm.Show vbModal

ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect

End sub>



sub> report()

Dim oldCell As Range

ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect

Set oldCell = ActiveCell

reportForm.Show vbModal

oldCell.Activate

ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect

End sub>

addRowForm

Private sub> UserForm_Activate()

FamBox.Value = ""

ImBox.Value = ""

OtBox.Value = ""

StreetBox.Value = ""

NoBox.Value = ""

FlatBox.Value = ""

PhoneBox.Value = ""



FamBox.SetFocus

End sub>



Private sub> CancelButton_Click()

addRowForm.Hide

End sub>



Private sub> OKButton_Click()

' проверка информации

Dim box As Variant, boxes As Variant



boxes = Array(FamBox, ImBox, OtBox, StreetBox, NoBox, PhoneBox)

For Each box In boxes

If Len(Trim(box.Value)) = 0 Then

box.SetFocus

Exit sub>

End If

Next box

If Len(Trim(PhoneBox.Value)) > 10 Then

MsgBox "Более 10 цифр в номере телефона"

PhoneBox.SetFocus

Else

' заполнение записи из формы

Dim myRecord As Record

myRecord.Fam = FamBox.Value

myRecord.Im = ImBox.Value

myRecord.Ot = OtBox.Value

myRecord.street = StreetBox.Value

myRecord.no = NoBox.Value

myRecord.Flat = FlatBox.Value

myRecord.Phone = Val(PhoneBox.Value)

' добавление строки на лист и ее заполнение

ActiveCell.EntireRow.Insert

putRecord ActiveCell.EntireRow, myRecord

' скрытие формы

addRowForm.Hide

End If

End sub>



Private sub> PhoneBox_KeyPress(ByVal KeyAscii As MSForms.ReturnInteger)

If (KeyAscii < Asc("0")) Or (KeyAscii > Asc("9")) Then

MsgBox "Допускается ввод только цифр!"

KeyAscii.Value = 0

End If

End sub>



delRowForm

Private sub> CancelButton_Click()

delRowForm.Hide

End sub>



Private sub> OKButton_Click()

' удаление текущей строки

ActiveCell.EntireRow.Delete

' скрытие формы

delRowForm.Hide

End sub>



Private sub> UserForm_Activate()

Dim myRecord As Record

myRecord = getRecord(ActiveCell.EntireRow)



FamBox.Value = myRecord.Fam

ImBox.Value = myRecord.Im

OtBox.Value = myRecord.Ot

StreetBox.Value = myRecord.street

NoBox.Value = myRecord.no

FlatBox.Value = myRecord.Flat

PhoneBox.Value = myRecord.Phone



OKButton.SetFocus

End sub>

editRowForm

Private sub> UserForm_Activate()

Dim myRecord As Record

myRecord = getRecord(ActiveCell.EntireRow)



FamBox.Value = myRecord.Fam

ImBox.Value = myRecord.Im

OtBox.Value = myRecord.Ot

StreetBox.Value = myRecord.street

NoBox.Value = myRecord.no

FlatBox.Value = myRecord.Flat

PhoneBox.Value = myRecord.Phone



FamBox.SetFocus

End sub>





Private sub> CancelButton_Click()

editRowForm.Hide

End sub>



Private sub> OKButton_Click()

' проверка информации

Dim box As Variant, boxes As Variant



boxes = Array(FamBox, ImBox, OtBox, StreetBox, NoBox, PhoneBox)

For Each box In boxes

If Len(Trim(box.Value)) = 0 Then

box.SetFocus

Exit sub>

End If

Next box

If Len(Trim(PhoneBox.Value)) > 10 Then

MsgBox "Более 10 цифр в номере телефона"

PhoneBox.SetFocus

Else

' заполнение записи из формы

Dim myRecord As Record

myRecord.Fam = FamBox.Value

myRecord.Im = ImBox.Value

myRecord.Ot = OtBox.Value

myRecord.street = StreetBox.Value

myRecord.no = NoBox.Value

myRecord.Flat = FlatBox.Value

myRecord.Phone = Val(PhoneBox.Value)

' добавление строки на лист и ее заполнение

putRecord ActiveCell.EntireRow, myRecord

' скрытие формы

editRowForm.Hide

End If

End sub>



Private sub> PhoneBox_KeyPress(ByVal KeyAscii As MSForms.ReturnInteger)

If (KeyAscii < Asc("0")) Or (KeyAscii > Asc("9")) Then

MsgBox "Допускается ввод только цифр!"

KeyAscii.Value = 0

End If

End sub>

reportForm

Private sub> UserForm_Activate()

AllOption.Value = True

OKButton.Caption = "Расчет"

OKButton.SetFocus

End sub>



Private sub> AllOption_Click()

OKButton.Caption = "Расчет"

End sub>



Private sub> StreetOption_Click()

OKButton.Caption = "Параметры..."

End sub>



Private sub> HouseOption_Click()

OKButton.Caption = "Параметры..."

End sub>



Private sub> CancelButton_Click()

reportForm.Hide

End sub>



Private sub> OKButton_Click()

Dim myRecord As Record

Dim counter As Long

Dim street As String, no As String, title As String

If AllOption.Value Then

counter = count()

MsgBox "Общее количество абонентов: " + Str(counter)

Else

myRecord = getRecord(ActiveCell.EntireRow)

If StreetOption.Value Then

title = "Отчет по улице"

street = InputBox("Задайте наименование улицы:", title, myRecord.street)

If Len(street) > 0 Then

street = Trim(street)

counter = count(street)

MsgBox "Количество телефонов на улице '" + street + "': " + Str(counter)

End If

Else

title = "Отчет по дому"

street = InputBox("Задайте наименование улицы:", title, myRecord.street)

If Len(street) > 0 Then

street = Trim(street)

no = InputBox("Улица '" + street + "'" + Chr(10) + "Задайте номер дома:", title, myRecord.no)

If Len(no) > 0 Then

no = Trim(no)

counter = count(street, no)

MsgBox "Количество телефонов в доме '" + street + " " + no + "': " + Str(counter)

End If

End If

End If

End If

reportForm.Hide

End sub>



Private Function count(Optional street, Optional no) As Long

Dim myRecord As Record

Dim data As Range, curRow As Range

Dim doCalc As Boolean, counter As Long



counter = 0

Range("A5").Activate

Set data = ActiveCell.CurrentRegion



For Each curRow In data.Rows

myRecord = getRecord(curRow)

doCalc = False



If IsMissing(street) Then

' все абоненты

doCalc = True

Else

If IsMissing(no) Then

' по улице

doCalc = (Trim(myRecord.street) = street)

Else

' по дому

doCalc = (Trim(myRecord.street) = street) And (Trim(myRecord.no) = no)

End If

End If



If doCalc Then counter = counter + 1



Next curRow

count = counter

End Function



sortForm

Private sub> UserForm_Activate()

OKButton.SetFocus

End sub>



Private sub> CancelButton_Click()

sortForm.Hide

End sub>



Private sub> OKButton_Click()

Dim sht As Worksheet

Dim rng As Range

Set sht = ThisWorkbook.ActiveSheet

Set rng = sht.Range(sht.Cells(5, 1), sht.Cells(65536, 1).End(xlUp).Offset(, 7))



If NameOption.Value Then

' сортировать по ФИО

rng.sort Key1:=sht.Columns("A"), Order1:=xlAscending, Key2:=sht.Columns("B"), Order2:=xlAscending, Key3:=sht.Columns("C"), Order3:=xlAscending, Header:=xlNo

Else

If AddressOption.Value Then

' сортировать по адресу

rng.sort Key1:=sht.Columns("D"), Order1:=xlAscending, Key2:=sht.Columns("E"), Order2:=xlAscending, Key3:=sht.Columns("F"), Order3:=xlAscending, Header:=xlNo

Else

' сортировать по телефону

rng.sort Key1:=sht.Columns("G"), Order1:=xlAscending, Header:=xlNo

End If

End If



sortForm.Hide

End sub>



Module1

Public Type Record

Fam As String

Im As String

Ot As String

street As String

no As String

Flat As String

Phone As Long

End Type



Public Function dbFileName() As String

dbFileName = ThisWorkbook.Path + "\phones.db"

End Function



sub> ToolbarExitButton()

If ThisWorkbook.ActiveSheet.Name = "Старт" Then

ExitProject

Else

ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Visible = True ' спрятать стартовый лист

ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Activate ' сделать активным лист с БД

ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Visible = False ' показать базу данных

End If

End sub>



sub> ExitProject()

ThisWorkbook.Saved = True

If Application.Workbooks.count = 1 Then

Application.Quit 'завершить работу Excel

Else

ThisWorkbook.Close 'завершить работу проекта

End If

End sub>



sub> dbRead()

ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect

Dim myRecord As Record

Dim data As Range, curRow As Range

Dim row As Integer

Range("A5").Activate

Set data = ActiveCell.CurrentRegion

data.ClearContents

Open dbFileName For Input As #1

row = 1

Do While Not EOF(1)

Input #1, myRecord.Fam, myRecord.Im, myRecord.Ot, myRecord.street, myRecord.no, myRecord.Flat, myRecord.Phone

putRecord ActiveCell.Cells(row), myRecord

row = row + 1

Loop

Close #1

ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect

End sub>



sub> dbWrite()

ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect

Dim myRecord As Record

Dim data As Range, curRow As Range

Range("A5").Activate

Set data = ActiveCell.CurrentRegion

Open dbFileName For Output As #1

For Each curRow In data.Rows

myRecord = getRecord(curRow)

Write #1, myRecord.Fam, myRecord.Im, myRecord.Ot, myRecord.street, myRecord.no, myRecord.Flat, myRecord.Phone

Next curRow

Close #1

ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect

End sub>



Function getRecord(row As Range) As Record

Dim myRecord As Record

myRecord.Fam = row.Cells(, 1).Value

myRecord.Im = row.Cells(, 2).Value

myRecord.Ot = row.Cells(, 3).Value

myRecord.street = row.Cells(, 4).Value

myRecord.no = row.Cells(, 5).Value

myRecord.Flat = row.Cells(, 6).Value

myRecord.Phone = row.Cells(, 7).Value

getRecord = myRecord

End Function



sub> putRecord(row As Range, myRecord As Record)

row.Cells(, 1).Value = myRecord.Fam

row.Cells(, 2).Value = myRecord.Im

row.Cells(, 3).Value = myRecord.Ot

row.Cells(, 4).Value = myRecord.street

row.Cells(, 5).Value = myRecord.no

row.Cells(, 6).Value = myRecord.Flat

row.Cells(, 7).Value = myRecord.Phone

End sub>



sub> showTools()

Application.CommandBars("Phones").Enabled = True

Application.CommandBars("Phones").Visible = True

End sub>



sub> hideTools()

Application.CommandBars("Phones").Visible = False

Application.CommandBars("Phones").Enabled = False

End sub>