Язык и речь чести, справедливости и доброты: юро-лингво-дидактический аспект

Контрольная работа

По дисциплине: Русский язык и культура речи

На тему:

Язык и речь чести, справедливости и доброты: юро-лингво-дидактический аспект

Содержание


Введение

1. Язык как средство культурно-национальной идентификации

2. Государственная и этническая идентичности

3. Семейно-родовые ценности

4. Роль фольклора в формировании нравственных ценностей

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В жизни каждого человека существует определенная система ценностей. реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл. Ценности могут иметь как общечеловеческий характер, так и конкретно-исторический, т.е. быть значимыми для отдельной человеческой общности в определённый период её исторического развития.

Ценности выражают определенные типы отношений между людьми, и именно таких отношений, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы и от самого себя, а напротив, объединяют людей в общности, такие, как семья, народность, нация, общество в целом.

С точки зрения субъекта, признающего некое понятие за ценность, можно разграничить индивидуальные, групповые, этнические (национальные) и общечеловеческие ценности. Одними из наиболее значимых ценностей для человека являются ценности семьи, рода, а также национальные ценности.

Те или иные социальные группы или коллективы (семья, дружеская компания, партия, сословие, интеллигенция в широком смысле слова, крестьянство, духовенство, люди городской или сельской культуры) могут обладать особенностями в конфигурации ценностей, однако существует определенная базовая система ценностей, характеризующая нацию и определяемая общностью исторической судьбы, географическим пространством обитания, преимущественным характером хозяйственной деятельности и многими другими факторами. Этническая система ценностей как таковая не вербализируется обществом, не представляется в виде набора принципов, она выражается в языке, в авторитетных текстах и может быть реконструирована на основании оценок, которые дают тому или иному понятию члены социума.

Целью моей работы является анализ ценностных установок, представленных в языке. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть язык как средство культурно-национальной идентификации;

- проанализировать формирование государственной и этнической идентичностей

- оценить значение семейно-родовой культуры на жизнь человека

1. Язык как средство культурно-национальной идентификации

Язык не случайно называют зеркалом культуры. В нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и определенная система ценностей народа, его обычаи, традиции, а также видение мира. Язык хранит в себе культурные ценности – в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной литературе, устной и письменной речи. Язык является передатчиком и носителем культуры, он передает достижения национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Язык не существует вне культуры, овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.

Язык и человек неразделимы. Язык не существует вне человека, и человек не существует вне языка. В каком-то смысле человек подчинен своему родному языку: он с младенчества попадает под влияние и власть языка родителей и вместе с языком усваивает хранящуюся в нем культуру того речевого коллектива, членом которого он совершенно случайно, не имея никакого выбора, оказался.

О соотношении национальной культуры и личности написано много представителями разных наук: психологами, культурологами, социологами. В связи с этим хотелось бы процитировать строки из книги E. М. Верещагина и В.Г. Костомарова «Язык и культура»: «Человек не рождается ни русским, ни немцем, ни японцем и т. д., а становится им в результате пребывания в соответствующей национальной общности людей. Воспитание ребенка проходит через воздействие национальной культуры, носителями которой являются окружающие люди»

Человек родился и с первой минуты слышит звуки своего будущего родного языка. Язык знакомит его с окружающим миром, навязывая ему то видение, ту картину, которую «нарисовали» до него и без него. Через некоторое время он начинает осознавать, что помимо его родного языка существуют и другие. Ко мне это осознание пришло в три года, когда к нам приехала в гости бабушка, чувашка по национальности. Она пела мне на ночь колыбельную на чувашском языке. Слова этой колыбельной до сих сохранились в моей памяти.

Сĕм вǎрманĕ каш та каш,

Сулхǎн çилĕ ваш та ваш.

Эс ан çуйǎх, ан çухраш,

Çывǎр пĕчĕкçĕ чǎваш.

Тогда значение слов мне еще было непонятно, но бабушка кратко объяснила мне смысл. Позже, уже учась в школе, я услышала текст этой колыбельной на уроке чувашского языка. В качестве перевода к ней приводилось близкое по смыслу стихотворение Аполлона Майкова.

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;

Солнце скрылось под водой;

Ветер, после трех ночей,

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

"Где изволил пропадать?

Али звезды воевал?

Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских,

Звезд не трогал золотых;

Я дитя оберегал,

Колыбелочку качал!"

В этом русском стихотворении такие же яркие образы, та же плавность звучания и нежность, как и в чувашской колыбельной. Слова, когда-то услышанные на тогда еще незнакомом чувашском языке, облеклись в родную и удобную для восприятия форму на русском языке. Но тогда, в первый раз, непривычные слова чувашского языка, имеющие знакомое значение, стали для меня настоящим открытием. До сих пор помню захватывающий зрительный образ, который при этом возникал: легкий прохладный ветер, убаюкивающий своим дуновением малыша.

Тогда для меня настоящим открытием стало существование других языков. Позже, начав посещать занятия по английскому языку, я поняла, какое многообразие языков существует в мире. Иностранный язык казался мне своеобразным ключом к новому неизведанному миру.

Таким образом, язык - это философия мира, это синтетическое представление об этом мире. Каждый язык - это запечатленная в его особенностях система знаний о мире, видение этого мира, его понимание. Но при этом для каждого человека важнейшую нравственную ценность представляет тот язык, который для него является родным, тот, который способствует наиболее полному самораскрытию личности.

2. Государственная и этническая идентичности

язык этнический фольклор нравственный

Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что «мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка». Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

Особое место в жизни человека занимают этнические и семейные ценности. Существует определенная базовая система ценностей, характеризующая нацию и определяемая общностью исторической судьбы, географическим пространством обитания, преимущественным характером хозяйственной деятельности и многими другими факторами.

Сущность любого деления групп состоит в различиях между ними. Разговор о любой национальной специфике может возникнуть только тогда, когда мы начинаем сравнивать как минимум два народа, две разные культуры. И лишь то, что при этом сравнении не совпадает — в языке, поведении, быте, искусстве — и является национальной спецификой.

Этнический облик каждого народа неповторим. Существует много мифов о различиях в способностях и темпераменте этнических и расовых групп и социальных классов. В действительности, однако, нет оснований считать, что предполагаемые различия включают в себя что-либо сверх культурных и исторических различий.

Все народы равны. Но «равны» не значит «одинаковы». Возможно, главная ценность разделения человечества на этносы и состоит в том, что их культуры различны. Благодаря этому мир - многоцветная палитра, пестрая мозаика, состоящая из различных красочных элементов этнических культур. Можно ли представить унифицированно безнациональный мир? Тогда его «культурная карта» была бы одноцветна и скучна.

Но как же определить принадлежность человека к тому или иному этносу? Человека, прежде всего, следует относить к той этнической группе, с которой он сам себя отождествляет. Таким образом, основной признак принадлежности к этносу субъективен - этническое самосознание как ощущение себя членом определенного.

А как же определяется национальность человека? Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включают в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству. Исходя из этого, под национальностью понимается исторически сложившаяся общность людей, имеющих свои отличия друг от друга. В определении слова «национальный», это понятие сравнивается с понятием «государственный». Так ли это?

На самом деле национальность не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился. Это обстоятельство ничем не отзывается в будущем, кроме записи в графе «Место рождения».

Между тем, в большинстве случаев, ребенок, рожденный в одной местности, принадлежит к коренной национальности этой местности. Это обуславливается соотношением титульной и нетитульной народностей, т.к. родители этого ребенка, скорее всего, принадлежат к титульной. Так, дети северных народов России принадлежат к коренной национальности, потому что она там преобладает (эвенки, кето).

Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Возьмем далекий от России пример чистокровной бразильской семьи. Ребенок в этой семье никогда не сможет стать американцем по национальности. Следовательно, национальность определяется в большинстве своем смешением кровей, а не влиянием окружающего мира. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность - раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности нельзя стесняться и считать её недостатком.

Как же, исходя из этих утверждений, определить свою национальность? Я родилась в городе Козловка Чувашской Республики, моя мама – русская, а отец – чуваш. К какой национальности я должна себя отнести?

Со смешанными семьями труднее. В любом случае национальность по смешению кровей узнать невозможно. Как ни странно, в таких ситуациях большое значение имеет собственное убеждение человека - кем он себя считает, если имеет «разных» родителей.

Я считаю себя русской по национальности, для меня российская идентичность более значима, чем этническая.

Вопрос идентичности в настоящее время является достаточно острым в российской политической действительности. Под идентичностью понимается ощущение принадлежности или связи с той или иной общностью (народ, страна, коллектив, национальность, раса, языковая группа, партия и т.п) или культурой, традицией, идеологией (религиозная вера, местоположение, общественное движение и т.п). Одни из самых значимых идентичностей – это гражданская идентичность (связь со страной, большой и малой родиной), которую часто называют патриотизмом или национальной идентичностью, и это этническая (на более привычном языке – национальная) идентичность или принадлежность). Последняя означает связь со своей этнической общностью, культурой и языком.

В чем же для меня выражается российская идентичность? Прежде всего – в осознании принадлежности к российской нации. Одним из значимых моментов этногосударственной идентификации для меня наряду с территорией, местом рождения, природой и родным языком является история нашей страны, прошлое русского народа.

Делая вывод над всем вышесказанным, необходимо отметить, что какова бы не была важность национальности и этнической принадлежности, это не является причиной для конфликтов. Главное в человеке не национальность, а его моральные и человеческие качества личности. Национальность, наоборот, может служить поводом для дружбы и общения, а не становиться камнем преткновения.

Наиболее перспективным для современного мира, в том числе и для России, является подход, который видит этнокультурное многообразие как многообразие форм человеческой идентификации, включая существование культурной сложности на уровне индивида и на уровне коллектива. Другими словами, существуют и должны быть признаны наукой и государственной процедурой социо-культурная общность российский народ или россияне, чья этническая идентичность может определяться, в том числе и сложными словами: русский помор, украинец-русский, татаро-башкирин и т.п. Безусловным является и то, что два типа групповой идентичности (по культуре и по гражданско-политическому сообществу) также сосуществуют и не являются взаимоисключающими, т.е. русский и россиянин, татарин и россиянин, чеченец и россиянин и т.п. - это абсолютная норма, как бы не старались этнонационалисты подвергнуть сомнению российскую идентичность, выраженную в слове россиянин.

3. Семейно-родовые ценности

«Зародившись в “Я”, национальность находит свое развитие в “СемьЯ”» - это высказывание очень точно выражает значение семьи в жизни человека. Наряду с национальной идентичностью, основную ценность для человека представляет принадлежность к семье, роду. «В человеке нет ничего, что было бы выше его рода. В нем-то и воплощается его род. Воля рода - сам человек, и воля отдельного человека не отлична от воли рода. Конечно, отдельный человек может стремиться всячески обособляться от общей жизни; но это может обозначать только то, что в данном случае приходит к распадению и разложению жизни самого рода, разлагается сама жизнь данного типа или в данное время или в данном месте. Так или иначе, но всегда жизнь индивидуума есть не что иное, как жизнь самого рода; род - это и есть единственный фактор и агент, единственное начало, само себя утверждающее в различных индивидуумах», - так описывает А.Ф.Лосев значение рода для человека в книге «Родина».

Семейно-родовая культура человеческого сообщества и особенно русская семейно-родовая культура сегодня подвергаются величайшему негативному воздействию. Мы имеем многочисленные примеры недооценки и явного пренебрежения к тому, что несли в себе тысячелетиями сформированные традиции быта, семейно-родовых отношений, преемственности поколений. Семейно-родовая культура всегда играла и играет сегодня в жизни русского общества ключевое значение. Тем не менее, её роль долгое время не осознавалась обществом, как мы не осознаём, скажем, роль воздуха в нашем дыхании. Процессы семейно-родового взаимодействия происходят естественно и непрерывно, что, безусловно, мешает их осмыслению и исследованию. 2 – 3 столетия в науке было принято определять только человека и только общество в целом в предельно узком временном диапазоне. Теперь в этой чреде научных объектов несколько запоздало, но с полным правом появляется семья. Причём этому объекту с каждым годом уделяется наукой всё больше и больше внимания

В чем же выражаются ценности рода для каждого из нас? Для меня – это память о предках, семейные традиции и истории, передающиеся из поколения в поколение. Говорят, что родители продолжают жить в своих детях. Память предков, «родовая» память, живет в каждом из нас, от наших предков нам передаются определенные внешние признаки, черты характера, склонности, способности.

В детстве мне всегда хотелось, как можно больше узнать о своих предках, я расспрашивала о них бабушку и она рассказывала мне, все, что могла вспомнить. А сейчас уже не у кого спросить. Тяжело сознавать, что так много сведений об истории нашего рода утрачено. Моя тетя пыталась узнать больше о прошлом нашего рода, проводя исследования в архивах. Ей удалось найти довольно интересную информацию: прародитель нашего рода Елизар Елизарович служил в Семеновском полку во времена царствования Петра I. Он был евреем по происхождению и родился в городе Армавир (сейчас относится к Краснодарскому краю). Больше подробностей о нем узнать не удалось.

В моей памяти сохранилось много историй нашей семьи довоенного и военного времени. Моя прабабушка со стороны мамы, Екатерина Александровна Ветлужских (в девичестве Шашина), происходила родом из купеческой семьи. При советской власти их семья была раскулачена. Репрессированы были и родители другой прабабушки, Любови Федоровны Винокуровой (в девичестве Сбоевой). Они были сосланы в лагеря и впоследствии, отбыв срок, вернулись в родные места. Прабабушке тогда пришлось очень тяжело, у нее не осталось ничего, даже детей было нечем кормить. А время было тяжелое, военное. Из пятерых ее детей выжили тогда только трое, включая мою бабушку. Но и после войны семью прабабушки преследовали несчастья. Вернувшись с Великой Отечественной войны без единой царапины, ее муж, Николай Романович Винокуров, погиб от руки односельчан. Он был бригадиром тракторной бригады, требовал от коллектива колхоза выполнения партийного плана. Многим это было не по нраву, его подстерегли в лесу и задушили противники советской власти. Прабабушка тогда долго не могла оправиться от горя. Прадедушка Алексей Григорьевич Ветлужских сражался в битве при Курской дуге, был тяжело ранен в бою и так до конца и не оправился от ранения. Его, в отличии от других прадедушек, я хотя бы немного знала. Но воспоминания из детства довольно смутные, а так хотелось бы знать и помнить больше. Говорить о предках можно до бесконечности. История рода заслуживает того, чтобы о ней писали, чтобы ее помнили. Сейчас, мы как никогда нуждаемся в том, чтобы возродить традиции бережного отношения к памяти предков.

Делая вывод, следует заметить, что в сегодняшних непростых обстоятельствах общество, практически стихийно, пытается вернуться к ценностям семейно-родовой культуры, состраданию судьбам предков, покаянию перед свершившейся исторической несправедливостью. Сегодня архивы заполнены людьми, желающими найти свои родовые корни, реальные следы жизни и деятельности предков. Архивисты и генеалоги активно помогают им в поиске документов и составлении родословий. Создаются пособия по архивной работе, образованию и воспитанию в аспекте изучения и освоения традиционной семейно-родовой культуры в семье, в образовательных учреждениях. Таким образом, налицо духовно-нравственная и благотворная потребность общества в том, чтобы найти и возродить те первоначальные источники русской цивилизации, которые были выработаны предыдущими тысячелетиями истории – «животворящую» семейно-родовую культуру единого великого русского народа.

«Семья это мост между прошлым и будущим, живое звено отечественной истории. Сегодня наступило время, когда в наших силах восстановить утраченную связь поколений, воскресить забытые традиции. Мы можем, а потому - обязаны - это сделать, чтобы построить новую Россию на фундаменте, заложенном нашими предками, а полученные знания, как бесценное сокровище, передать потомкам» - так описывает значение семейных ценностей в жизни каждого премьер-министр России В.В.Путин.

О семейных ценностях уже было сказано выше, но хотелось бы подчеркнуть значение для человека не только памяти о предках, но также отношений с родными, которые находятся рядом.

Несомненно, пример родственников оказывает сильное воздействие на формирование жизненных ценностей, выбор пути в жизни. Формирование жизненных ориентиров во многом происходит не только на основании собственного опыта, но и опыта родных и близких людей.

Для меня таким примером стал мой дядя – Казаринов Александр Викторович, служащий регионального управления МЧС города Йошкар-Олы Марийской Республики. Долгие годы он самоотверженно спасал людей во время пожаров. Возвращаясь утром с ночного дежурства, он часто рассказывал о тех, кого удалось спасти. Эти рассказы навсегда остались в моей памяти. За годы службы ему не было присвоено ни одной награды, но главное – не это. Главное – сознание того, что помогаешь людям, можешь спасти чью-то жизнь. Лучшая награда – людская благодарность.

Вдохновленная его примером, я решила выбрать профессию, которая так или иначе связана с возможностью помогать людям. Именно поэтому я решила стать государственной служащей. Мне кажется, работая в государственных органах, я смогу принести пользу обществу.

Я понимаю, что работа в государственных структурах не всегда связана с возможностью помогать людям напрямую, но, тем не менее, является важной составляющей жизни общества. Органы государственного управления способствуют сохранению порядка в обществе, упорядочивают политические и общественные процессы, устраняют противоречия в механизме осуществления государственной власти. Для меня большое значение имеет возможность быть частью этого процесса.

Таким образом, влияние примера родных в жизни человека довольно велико. Достижения родных могут стать ценным источником жизненного опыта и осознать место каждого человека в жизни.

4. Роль фольклора в формировании нравственных ценностей

Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой культуры в сфере общения. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми – всё впитывает в себя ребёнок, наблюдая, слушая, читая. Исключительно важную роль в речевом и личностном развитии ребёнка играет детская литература. В русской и мировой литературе есть огромное количество прекрасных сказок и стихов для маленьких детей: народные сказки, сказки К. Чуковского, Пушкина, Ш. Перро, братьев Гримм и много других гениальных творений, составляющих золотой фонд литературы. Они позволяют приобщиться к мировой культуре, помогают в осмыслении себя и окружающего мира. Эти произведения являются сокровищницей не только речи и языка, но и переживаний, смыслов, человеческого опыта, представлений и ценностей.

В сказках весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Сказки впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, ее история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове». Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу – родной язык, остались бессмертными».

Сказка будит воображение ребёнка, даёт образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше.

Моей первой – и самой любимой – сказкой была сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане, о сыне его, князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеде», которую часто читала мне вслух мама. Я так полюбила эту сказку, что в два года уже рассказывала ее наизусть. Особенно мне нравилось рассматривать иллюстрации к сказке, выискивать в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаться к разглядыванию одних и тех же изображений. Иллюстрации помогали лучше представить содержание текста и понять его, позволяли «остановить мгновенье», ещё и ещё раз вернуться к любимому персонажу. Так что картинка в детской книжке – это не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания и присвоения текста.

Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомлённости и устойчивости окружающего, помогают не только запоминанию, но и проживанию, присвоению. «Сказка о царе Салтане» - не исключение. В ней главный герой совершает три попытки, чтобы достигнуть своей цели. Все эти повторы не только создают поэтику народных сказок, но и помогают проникнуть в их художественный смысл.

И, конечно же, каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз. От многократного повторения сказка вовсе не надоедает, напротив, она становится всё более любимой и своей. Ребёнок снова и снова проживает и переживает уже знакомые события и не перестаёт волноваться за судьбу главных героев, бояться злодеев и радоваться счастливому концу. В детстве я вновь и вновь просила почитать мне уже знакомые сказки, и интерес к ним с каждым разом только возрастал. Было необыкновенно увлекательно раз за разом проживать события сказки.

Особенно в «Сказке о царе Салтане» меня привлекала их стихотворная форма. Красота звучания, игра рифмованных слов, музыкальность ритмического текста буквально завораживали меня. Поэтические строки казались настолько ясными, звонкими и складными, что их хотелось постоянно повторять и заучивать наизусть (впрочем, они сами заучились и не забылись потом всю жизнь).

Также огромное значение в сказке имела ее морально-этическая сторона, противостояние добра и зла. Тогда, конечно, эти ценности воспринимались неосознанно, но все же оказывали влияние на формирование оценочных суждений по отношению к окружающему миру.

Таким образом, глубокие исторические корни, то, что сказки впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование сегодня, когда на первый план выступает введение ребенка в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры.

Заключение

Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а знание объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идёт о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаём и отрицаем. Такие ценности могут иметь как общечеловеческий характер, так и конкретно-исторический, т.е. быть значимым для отдельной человеческой общности в определённый период её исторического развития.

Исходная особенность ценностных отношений в том, что они включают в себя желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, душевным стремлением; ценности не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы и от самого себя, а напротив, объединяют, собирают людей в общности любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом, включая, в это единство человечности весь мир. Ценностные отношения являются для людей не внешними и принудительными, а внутренними и ненасильственными; подлинными ценностями, например, совестью, любовью или мужеством, нельзя завладеть с помощью силы, обмана или денег, отобрать их у кого-либо так же, как власть или богатство.

Ценностные ориентации являются важным компонентом передающегося по наследству традиционного знания каждого представителя этноса (в отличие от знания рационального, обусловленного личным жизненным опытом). Основная масса этнокультурной информации (традиционного знания) усваивается (как осознанно, так и бессознательно) в раннем возрасте вместе с языком.

Важность ценностных ориентаций в жизни того или иного этноса обусловило их «кодирование» в системе национального языка (лексики по преимуществу), определенных этнических установках.

Важное место в системе ценностей занимает государственная и этническая идентичности. Во все времена отдельный человек так или иначе связывал свое бытие и его смысл с историей и существованием народа, к которому он принадлежал. Более того, он искал смысл своего существования и жизненного предназначения прежде всего в культуре своего народа. Поэтому мы можем причислить этнические ценности к разряду экзистенциальных. Значимость государственной, гражданской идентичности, так же, как и этнической формируется, если в процессах категоризации участвуют элементы знания, которые для личности представляют ценность. Важный момент становления общероссийской идентичности – возможность совмещения идентичности гражданской и этнической. Наиболее перспективным для современного мира, в том числе и для России, является подход, который видит этнокультурное многообразие как многообразие форм человеческой идентификации, включая существование культурной сложности на уровне индивида и на уровне коллектива. Ценностные структуры, в соответствии с которыми люди конкретной этнической общности строят свое повседневное поведение и «выбирают» идеалы и смыслы, являются наиболее значимой частью сознания данного этноса.

Также значимое место в системе человеческих ценностей занимают семейно-родовые ценности. Семейно-родовая культура всегда играла и играет сегодня в жизни русского общества ключевое значение. Тем не менее, её роль долгое время не осознавалась обществом, как мы не осознаём, скажем, роль воздуха в нашем дыхании. Процессы семейно-родового взаимодействия происходят естественно и непрерывно, что, безусловно, мешает их осмыслению и исследованию. Два – три столетия в науке было принято определять только человека и только общество в целом в предельно узком временном диапазоне. Теперь в этой чреде научных объектов несколько запоздало, но с полным правом появляется семья. Причём этому объекту с каждым годом уделяется наукой всё больше и больше внимания.

Таким образом, в настоящее время общество наконец-то осознало значение этнических и семейно-родовых ценностей в формировании у каждого следующего поколения способности к сочувствию, сопереживанию и состраданию с другими людьми, с людьми разных поколений, способности к духовному объединению с гражданами своего трудового коллектива, артели, общины, своей страны, способности к сознательному и почётному самоотверженному служению своему Отечеству.

Список использованной литературы

    Бурье П. Практический смысл. - М., 2006;

    Верещагин Е.М., Костомаров В.Г.. Язык и культура. - М., 2006;

    Воркачев С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа: Монография. - Краснодар, 2007;

    Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: «Новое литературное обозрение», 2006;

    Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: Сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2006;

    Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. — М.: НОРМА—ИНФРА М, 2006.

    Общественное мнение – 2006. Аналитический Центр Юрия Левады. Данные исследования Будущее России: социальная сфера. - М., 2006;

    Поливановские чтения. Сборник статей по материалам докладов и сообщений конференции. Часть 1. Идеи Е.Д. Поливанова в свете современных лингвистических концепций. Проблемы социолингвистики. – Смоленкс: СГПУ, 2007;

    Проекты законов о языках – экспертный анализ: Материалы круглого стола. – К., 2006;

    Славяне. Письменность и культура: материалы научной конференции,

посвящённой Дню славянской письменности и культуры.- Смоленск: СГПУ, 2006;

    Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб: Наука, 2007.