Русский язык (работа 3)

Группа 3ф-1

Шифр С - 1546

Вариант – 6

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету «Русский язык»

студентки 3 курса

специальности:

«Финансы»

Самойличенко Людмилы Сергеевны

Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах:

аристокра΄тия, агроно΄мия, аге΄нтство, ана΄лог, апарта΄менты, балова΄ть, бе΄нзопрово΄д, буржуази΄я, бла΄га, бомбардирова΄ть, бюрокра΄тия, валово΄й, взбодри΄ть, визави΄, восприня΄ть, введе΄нный, ве΄рование, веро­испове΄дание.

Задание 2. Вмести точек оставьте нужную гласную: Ё или Е, прочитайте слова:

Аф...ра, ман...вры, ос.длый, оп...ка, никч...мный, однонрем...нный, одноим...нный, пре...мник, старь...вщик, реш...тчатый, остри..., атл...т, отцв...тший, побл...кший, длиннош...рстный, недоум...нный, ос.тр, яр...м, гренад...р.

Афера, манёвры, оседлый, опека, никчёмный, одновременный, одноимённый, преемник, старьёвщик, решётчатый (и решетчатый), остриё, атлет, отцветший, поблёкший, длинношерстный, недоуменный, осётр, ярем, гренадер.

Задание 3. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы ПРЕДСТАВИТЬ - ПРЕДОСТАВИТЬ:

1) Мне ... общежитие (отдать в чье-то распоряжение).

2) ... вам самим решать такие вопросы (даю возможность шить).

3) Нужно срочно ... отчёт о летней практике (предъявить.).

4) Дедушку ... к ордену (ходатайствовать о награде).

5) Все меня ... чудаком (считать, воображать).

6) Фильм был ... на фестивале (предъявлять к показу).

7) Актёр умел ... чужие голоса (копировать, изображать).

8) Эта квартира... собой литературный музей (является).

9) Прошу ... мне очередной отпуск (дать).

1) Мне предоставить общежитие (отдать в чье-то распоряжение).

2) Предоставляю вам самим решать такие вопросы (даю возможность шить).

3) Нужно срочно представить отчёт о летней практике (предъявить.).

4) Дедушку представить к ордену (ходатайствовать о награде).

5) Все меня представляют чудаком (считать, воображать).

6) Фильм был представлен на фестивале (предъявлять к показу).

7) Актёр умел представлять чужие голоса (копировать, изображать).

8) Эта квартира представляет собой литературный музей (является).

9) Прошу предоставить мне очередной отпуск (дать).

Задание 4. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных:

басня, башня, вафля, ватрушка, вишня, кочерга, двойня.

Басня - басен, башня - башен, вафля - вафель, ватрушка - ватрушек, вишня - вишен, кочерга - кочерёг, двойня - двоен.

Задание 5. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных и обозначьте в них ударение:

апельсин, оладья, запястье, метр, кольцо, грамм, судья, дело, башкир, облако, чулок, блюдце, ущелье.

Апельсин - апельси΄нов, оладья - ола΄дий, запястье - запя΄стий, метр - ме΄тров, кольцо - коле΄ц, грамм - гра΄ммов, судья - суде΄й, дело - дел, башкир – башки΄р, облако - облако΄в, чулок - чуло΄к, блюдце - блю΄дец, ущелье - уще΄лий.

Задание 6. Выберите правильную глагольную форму и запишите следующие предложения:

1) На море полный штиль, и наша лодка едва... на волнах: а) колышется; б) колыхается.

2) Судьба сурова по отношению ко мне, но я никогда не...: а) ропщу; б) ропчу.

3)Сосед, живущий этажом выше, опять... мебель: а) движет; б) двигает.

4)Я не понимаю, что... вашими поступками: а) движет; б) двигает.

1) На море полный штиль, и наша лодка едва колышется на волнах.

2) Судьба сурова по отношению ко мне, но я никогда не ропщу.

3)Сосед, живущий этажом выше, опять двигает мебель.

4)Я не понимаю, что движет вашими поступками.

Задание 7. Ошибка допущена в словосочетании. Исправьте и запишите:

1) малосоленый иваси;

2) овощное рагу;

3) большая кенгуру;

4) полноводная Миссури;

5) черная лебедь.

1) малосоленая иваси;

2) овощное рагу;

3) большой кенгуру;

4) полноводная Миссури;

5) черный лебедь.

Задание 8. Содержит грамматическую ошибку предложение. Исправьте и запишите:

1) Международные договоры утверждаются парламентами.

2) Над болотом кружила пара цаплей.

3) Много лет прожив на кордоне, он знал толк в лесе.

4) Шторма и цунами каждое лето обрушивались на побережье.

5) После заморозок ягоды рябины становятся сладкими.

1) Международные договоры утверждаются парламентом.

2) Над болотом кружила пара цапель.

3) Много лет прожив за кордоном, он знал толк в лесе.

4) Шторма и цунами каждое лето обрушиваются на побережье.

5) После заморозков ягоды рябины становятся сладкими.

Задание 9. Речевая ошибка допущена в предложении. Исправьте и запишите:

1) Обладаю высокими навыками работы на компьютере.

2) В семье он был единственным ребенком и получился эгоистом.

3) Езда на велосипеде не только создаст вам отличное настроение, но и позаботится о вашем здоровье.

4) Наш магазин предлагает широкий ассортимент велосипедов по невысокой цене.

5) Велоспорт не только улучшает силу и выносливость мышц, но и повышает эффективность работы сердца и легких.

1) Обладаю навыками работы на компьютере.

2) В семье он был единственным ребенком и вырос эгоистом.

3) Езда на велосипеде не только создаст вам отличное настроение, но и укрепит ваше здоровье.

4) Наш магазин предлагает широкий выбор велосипедов по невысокой цене.

5) Велоспорт не только повышает силу и выносливость мышц, но и улучшает эффективность работы сердца и легких.

Задание 10. Ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм, допущены в предложении. Исправьте и запишите:

1) Сквозь шум машины я услышал угрожающее рокотание и гул реки.

2) В его душе попеременно появлялся страх, досада, обида.

3) Сердечная мышца состоит из левого и правого желудочков.

4) Дикий гусь и утка прилетели первыми.

5) Тридцать один подписчик журнала «Коммерсант» выиграли льготную подписку на следующий год.

1) Сквозь шум машины я услышал угрожающие рокотание и гул реки.

2) В его душе попеременно появлялись страх, досада, обида.

3) Сердечная мышца состоит из левого и правого желудочка.

4) Дикий гусь и утка прилетели первыми.

5) Тридцать один читатель журнала «Коммерсант» выиграл льготную подписку на следующий год.

Задание 11. Нормы употребления однородных членов нарушены в предложении. Исправьте и запишите:

1) Дирекция завода утвердила предложенный проект реконструкции, и какие меры нужно принять для его реализации.

2) И я люблю вас за все - за прошлое и настоящее, за вчерашнее и сегодняшнее.

3) Значительные изменения и реформы произошли в последнее время в жизни общества.

4) Дипломант конкурса награжден премией и высокой оценкой жюри.

5) Среди литературных героев ему нравились люди, ищущие свое место в жизни и которые преодолевают препятствия.

1) Дирекция завода утвердила предложенный проект реконструк­ции и меры для его реализации.

2) И я люблю вас за все - за прошлое и настоящее, вчерашнее и сегодняшнее.

3) Значительные изменения произошли в последнее время в жизни общества.

4) Дипломант конкурса награжден премией.

5) Среди литературных героев ему нравились люди, ищущие свое место в жизни и преодолевающие препятствия.

Задание 12. Речевые недочеты и ошибки допущены в предложении. Исправьте и запишите:

1) Когда его спросили, почему он не садится к столу, он сказал что я еще не проголодался.

2) Он говорил, что у Магды была колдовская власть над людьми.

3) Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше.

4) С горы были видны дома и поля пшеницы, которые обрабатывали селяне.

5) Лес, погруженный в туман и который окружал нас со всех сторон, вызывал ужас.

1) Когда его спросили, почему он не садится к столу, он сказал, что еще не проголодался.

2) Он говорил, что Магда обладала колдовской властью над людьми.

3) Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше.

4) С горы были видны дома, а также поля пшеницы, которые обрабатывали селяне.

5) Лес, погруженный в туман и окружающий нас со всех сторон, вызывал ужас.

Задание 13. Найдите и исправьте ошибки в согласовании:

1) Восемь человек вошло в дом трактирщика.

2) Тридцать один ученик участвовали в походе.

3) Большая часть домов в этом районе каменные.

4) На протяжении веков крестьянство боролись против помещиков.

5) Иванов был круглая сирота.

1) Восемь человек вошли в дом трактирщика.

2) Тридцать один ученик участвовал в походе.

3) Большая часть домов в этом районе каменные.

4) На протяжении веков крестьянство боролось против помещиков.

5) Иванов был круглый сирота.

Задание 14. Найдите и исправьте ошибки в управлении глаголов:

1) Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личного заявления.

2) По приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

3) Из-за своей скромности она никогда не выступает.

4) Об этом не раз уже было указано.

5) На собрании постановили о том, чтобы выдать премию.

1) Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личному заявлению.

2) С приездом в Москву он чувствовал себя плохо.

3) Из-за своей скромности она никогда не выступает.

4) На это не раз уже было указано.

5) На собрании постановили выдать премию.

Задание 15. Исправьте речевые ошибки:

1) Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.

2) Что можно комментировать о таком ударе?

3) Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.

4) На конференции состоялся обмен мнений.

5) Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

1) Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов.

2) Как можно комментировать такой удар?

3) Сегодня погода благоприятствует хорошему темпу лыжных гонок.

4) На конференции состоялся обмен мнениями.

5) Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории.

Задание 16. Исправьте речевые ошибки:

1) У стены стоит черная рояль.

2) На ужин мы приготовили жареную картофель.

3) По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.

4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофя.

5) Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло.

1) У стены стоит черный рояль.

2) На ужин мы приготовили жареный картофель.

3) По обеим сторонам дороги росли высокие деревья.

4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофе.

5) Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло.

Задание 17. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений:

1) Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

2) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов.

3) Летом мы побывали в Пскове и не только посетили Михайловское, но и Святогорский монастырь.

4) Я занимаюсь теннисом не только летом, а также зимой.

5) В комнате возле печи стояла девушка, она была жарко натоплена.

1) Толпы людей были повсюду: на улицах, на площадях, в скверах.

2) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова.

3) Летом мы побывали в Пскове, посетили Михайловское и Святогорский монастырь.

4) Я занимаюсь теннисом не только летом, но и зимой.

5) В комнате возле жарко натопленной печи стояла девушка.

Задание 18. Исправьте речевые ошибки, связанные с употребле­нием причастных и деепричастных оборотов.

1) В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2) Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3) Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

4) Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

5) Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

1) В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2) Из этой книги мы узнали об ужасах, пережитых нашим народом.

3) После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.

4) Перечисляя в конце фильма имена погибших, автор призывает не забывать их.

5) Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

Задание 19. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

1) Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

2) Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом!

3) Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.

4) Помещики жестоко обращались со своими придворными.

5) Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

1) Спонсоры внесли значительную финансовую помощь в организацию праздника.

2) Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать капитаном!

3) Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться ме­стом на балконе.

4) Помещики жестоко обращались со своими крепостными.

5) Во время перемены между уроками в класс вошел директор школы.

Задание 20. Определите, к какому стилю речи относится текст. Найдите языковые средства, характерные для этого стиля. Переписать текст и выписать языковые средства.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) признается уч­режденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учреди­тельными документами.

Официально-деловой стиль - это стиль документов: международ­ных договоров, государственных актов, юридических законов, поста­новлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт.

К ним относятся:

1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетель­ства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

3) широкое использование терминологии, номенклатурных наиме­нований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббре­виатур;

4) частое употребление отглагольных существительных, отымен­ных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того, что и др.), а также различных, устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если ...; на том основании, что ...; по той причине, что ...; с тем условием, что ...; таким обра­зом, что ...; то обстоятельство, что ...; тот факт, что ... и т.п.);

5) повествовательный характер изложения, использование номи­нативных предложений с перечислением;

6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;

7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим;

8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

9) слабая индивидуализация стиля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на Дону: «Феникс»,2002. – 544с.

    Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995

    Русский язык и культура речи: Учебник.\ Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.,2000.