Иностранные инвестиции в России (работа 2)

ВВЕДЕНИЕ

Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики - привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

1. Виды инвестиций.

Инвестиции - это финансовые и материальные средства, интеллектуальная собственность переданная из одного государства в другое с целью получения прибыли.

Инвестиции можно разделить на три категории:

-прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории или активно участвует в управлении им;

-портфельные, при которых иностранный инвестор не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.

Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами несколько различаются (что будет показано ниже), такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал).

2. Инвестиционный климат в России.

Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в отечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 году были приняты первые нормативные документы о создании и функционировании совместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами, которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Важнейшим законодательным актом, и по сей день регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, явился принятый в 1991 году закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”. Главным результатом принятия этого закона стало предоставление предприятиям с иностранными инвестициями национального режима, при котором такие предприятия пользуются на территории страны равными юридическими правами и несут равные обязанности с чисто российскими предприятиями (за исключением деятельности в некоторых стратегических отраслях экономики). Процесс массовой приватизации в России в 1992-94 годах, стремительное развитие российского рынка ценных бумаг и создание его нормативной базы впервые в отечественной истории создали предпосылки для развития зарубежных портфельных инвестиций в России. Вместе с тем, несмотря на определенный прогресс в последнее время, противоречивость, неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы остаются одними из важнейший препятствий на пути привлечения иностранных инвестиций в Россию.

Статистика иностранных инвестиций в российскую экономику весьма противоречива. Министерство экономики, Центральный Банк РФ, Госкомстат России и зарубежные экономические институты, ведущие такую статистику, дают существенно отличающиеся друг от друга данные. Однако, если пользоваться данными Госкомстата, накопленный объем вложений иностранного капитала в Россию к началу 1998 года составил около 12 млрд долларов, из которых около 10,7 млрд долларов пришлось на прямые инвестиции и около 1,5 млрд - на портфельные. При этом динамика иностранных вложений по годам крайне неравномерна - так, их средний ежегодный объем в 1992-94 годах составлял около 1,0 млрд долларов, за 1995 год - около 1,6 млрд долларов, в 1996 году – примерно 2 млрд долларов, в 1997 – 4,2 млрд. Следует отметить, что указанный уровень иностранных вложений является (учитывая масштабы российской экономики) крайне низким, особенно на фоне привлечения зарубежных инвестиций другими странами мира. Так, в последние годы ежегодный приток только прямых иностранных вложений в экономику Таиланда достигал 2,5 млрд долларов, Мексики и Малайзии - 10 млрд долларов, Китая - 25 млрд долларов, а в экономику США - 60-65 миллиардов долларов. Особенно подчеркнуто выглядело поведение инвесторов во время осеннего кризиса 1997 года, когда практически все программы кредитования переориентировались на страны Юго-Восточной Азии. Также, для сопоставления можно указать, что общий объем инвестиций (включающий прочие инвестиции только в 1997 году составил 10,4 млрд долларов, т.е. практически равнялся всем прямым инвестициям полученным Россией за время ее существования)

Следствием незначительного объема инвестиций является малая роль уже существующих предприятий с иностранными инвестициями в экономике России - на их долю, по самым оптимистичным данным, приходится менее 2% общего объема промышленного производства в России.

Причиной такой ситуации является сохраняющийся неблагоприятный инвестиционный климат России, основными характеристиками которого являются:

высокая общая политическая нестабильность, в частности нестабильность законодательства;

резкий спад производства начиная с 1991 года, следствием которого, в частности, является резкое сокращение внутреннего спроса на промышленную продукцию и услуги;

несовершенство нормативно-правовой базы в экономике в целом и в области иностранных инвестиций в частности;

высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин;

недостаток качественной инфраструктуры;

фактическое отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций.

3.Прямые иностранные инвестиции в России

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:

    привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);

    регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

    привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

    создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику бывшего СССР, в 1987-1991 гг. среди всех этих форм привлечения капитала преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с зарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций (в нынешней российской терминологии фактически - обществ с ограниченной ответственностью или закрытых акционерных обществ). В дальнейшем, когда недостатки “советской” формы СП - произвольная оценка вкладов сторон, невозможность контроля производства иностранным партнером, неликвидность вклада в уставный фонд - стали очевидными, преобладающей (в особенности для крупных инвесторов) формой вложений в России стало приобретение крупных пакетов открытых АО (что стало особенно актуальным в ходе приватизации) или создание 100%-ых дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестирования остаются преобладающими и в настоящее время, хотя начала расти роль вложений в различные финансовые и страховые предприятия (в 1997 году только 26% прямых иностранных инвестиций было направленно в промышленность, 9% в деятельность по обеспечению функционирования рынка (аудит и реклама), а целых 54% (или 2,1 млрд долларов) – в финансово-кредитную сферу)

До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов на основе концессий и соглашений о разделе продукции (эта форма широко применяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранных вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государственных земель). Несмотря на то, что среди иностранных инвесторов уже проводились тендеры на освоение на концессионных началах ряда российских месторождений (в т.ч. Сахалинского нефтяного шельфа), практическое их освоение так и не началось. Подписанный же Президентом РФ в декабре 1995 г. закон “О соглашениях о разделе продукции” пока практически нереализуем на практике, т.к. отсутствует обеспечивающая его выполнение нормативная база (так и не принят закон, устанавливающий перечень месторождений к которым может применяться закон соглашениях о разделе продукции).

Не получили пока должного развития в России и свободные экономические зоны (СЭЗ). В отсутствие закона о СЭЗ уже созданные зоны (СЭЗ “Находка” в Приморье, СЭЗ “Янтарь” в Калининградской области и др.) существуют практически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтам местных и федеральных властей, произвольному введению и отмене льгот для инвесторов и т.п., что в конечном счете сводит на нет усилия по привлечению в СЭЗ иностранных вложений.

Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередь показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля таких инвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (ТЭК /включая нефтехимию/, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля, телекоммуникации, общественное питание, строительство офисных и гостиничных зданий в крупных городах, пищевая промышленность, финансовые услуги).

Такой “отраслевой перекос” не случаен - он в значительной мере отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда. Страна выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего это:

    крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой рисковостью и временной невыгодностью вложений. К этому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco, Occidental Petroleum), химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, BAT Industries, Philip Morris), финансовом бизнесе (Chase Manhattan Bank, Citibank, ABN-AMRO), отчасти - в области телекоммуникаций (Siemens, Alcatel, US West);

    средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов (как правило, при этом, не требующих очень высоких капитальных затрат), прежде всего - в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;

    инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов также в первую очередь характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.

При этом, как уже было отмечено, все указанные категории инвесторов практически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся в наиболее тяжелом экономическом положении. Помимо общих рисков, присущих всем вложениям в Россию, инвесторов отпугивают низкая рентабельность и необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому перевооружению, характерные для большинства российских машиностроительных и металлургических предприятий, высокая конкуренция со стороны производителей из стран с более стабильной экономикой (производство высокотехнологичной продукции, легкая промышленность), отсутствие частной собственности на землю (сельскохозяйственное производство).

Кроме ”отраслевого перекоса” в прямых иностранных инвестициях в Россию налицо и территориальная неравномерность - по данным Госкомстата, в 1997 году свыше 67 процентов зарубежных вложений пришлось на Москву и Московскую область, а еще свыше 20% - на долю всего семи других субъектов Российской Федерации. Таким образом, львиная доля инвестиций из-за рубежа идет либо в регионы с развитой торговой, транспортной (в первую очередь - внешнеторговой) и информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом (Москва и область, Санкт-Петербург, отчасти - Приморский край), либо в регионы с высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий ТЭК (Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан). Характерно, что эта диспропорция не имеет тенденции к уменьшению – в 1995 году в экономику Москвы поступило более 55% зарубежных инвестиций

Описанная выше тенденция к неравномерному отраслевому и территориальному распределению прямых иностранных инвестиций в сочетании с их незначительным для экономики в целом объемом заставляет сделать вывод о практически маргинальной роли прямых иностранных инвестиций в сегодняшней России. Иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль “катализатора роста” лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Развитие этой тенденции (даже при количественном росте иностранных инвестиций) может привести к т.н. “венесуэлизации” российской экономики - структуре национального хозяйства, при которой налицо ослабление связей и глубокий технологический разрыв между передовыми экспортно-ориентированными отраслями, в значительной мере контролируемыми иностранным капиталом (ТЭК, деревообработка, нефтехимия, горная промышленность, металлургия и обслуживающая эти отрасли инфраструктура) и примитивным, низко-производительным производством в других отраслях, ориентированных только на внутренний спрос (все остальные отрасли).

Избежать этой тенденции и добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно, очевидно, путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти:

- создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, реализация механизма раздела продукции и создание реально действующих свободных экономических зон);

четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;

создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;

снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;

введение частной собственности на землю;

создание механизмов страхования иностранных инвестиций.

К сожалению, надо отметить, что в настоящее время реализация перечисленных выше мер представляется делом довольно отдаленного будущего. Этот фактор в условиях высокой конкуренции со стороны других стран мира за привлечение зарубежных инвестиций не позволяет ожидать существенного количественного роста и изменения структуры прямых зарубежных вложений в Россию в ближайшем будущем, хотя определенный пропорциональный рост может наблюдаться.

4. Пути и меры по привлечению прямых иностранных инвестиций.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику являет­ся важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.

Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на форми­рование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных:

- достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу приоритетности решения общенаци­ональной проблемы выхода России из экономического кризиса;

- ускорение работы Государственной думы над общехозяйственным (в том числе Гражданским кодексом) и уголовным законодательством, наце­ленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

- радикализация борьбы с преступностью;

- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвес­тиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкла­дам;

- внедрение в строительстве системы оплаты объектов за конечную

строительную продукцию;

- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иност­ранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы пол­ностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российс­кую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характе­ризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализа­цию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

29 сентября 1994 года вышло постановление Правительства Российс­кой Федерации номер 1108 "Об активизации работы по привлечению иност­ранных инвестиций в экономику Российской Федерации".

5.Портфельные иностранные инвестиции в Россию

Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий, а также в ценные бумаги, эмитируемые государственными и местными органами власти с целью получения максимального дохода на вложенные средства. Портфельный инвестор, в отличие от прямого, занимает позицию “стороннего наблюдателя” по отношению к предприятию-объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им.

Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является для российской экономики достаточно задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;

пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;

эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

Ниже будут рассмотрены два основных потока привлекаемых в Россию иностранных портфельных инвестиций:

- вложения портфельных инвесторов в акции и облигации российских акционерных обществ, свободно обращающиеся на российском и зарубежном рынке ценных бумаг;

- вложения иностранных портфельных инвесторов во внешние и внутренние долговые обязательства Российской Федерации, а также ценные бумаги, эмитированные субъектами Федерации.

5.1. Рынок корпоративных ценных бумаг

Проникновение западных портфельных инвесторов на российский рынок корпоративных ценных бумаг началось фактически лишь в ходе ваучерной приватизации в 1992-93 гг. Приватизация впервые обеспечила рыночное предложение акций российских промышленных предприятий для сторонних инвесторов, привлекательность вложений в которые объяснялась следующими факторами:

- ваучерная (и ранняя денежная) приватизация практически не преследовала цели получения в государственный бюджет доходов от приватизации - главной ее целью было формальное юридическое преобразование государственных предприятий в акционерные общества и создание таким образом предпосылок для возникновения в России рынка капиталов. Следствием такого подхода явился достаточно произвольный порядок определения уставных капиталов новых акционерных обществ и крайне низкая цена, по которой акции были проданы государством (так, капитализация нефтедобывающего объединения “Сургутнефтегаз” с объемом ежегодной добычи нефти свыше 33 млн тонн по цене чекового аукциона в 1994 году составила всего около 16 млн долларов). Поэтому одним из важнейших факторов, способствовавших приобретению акций некоторых российских АО иностранными портфельными инвесторами, была огромная недооцененность этих ценных бумаг по сравнению со сходными компаниями в других странах ;

- акции многих российских предприятий (в особенности - предприятий экспортно-ориентированных отраслей) имели, с точки зрения портфельных инвесторов, большой потенциал курсового роста в будущем. Несмотря на то, что в настоящее время эти компании не могут позволить себе выплату дивидендов своим акционерам, перспектива их развития позволяет предположить, что в будущем эти АО могут стать устойчиво прибыльными, а значит - выплачивать высокие дивиденды по своим акциям, следствием чего явится их курсовой рост;

- высокая рискованность вложений в Россию, экономическая и политическая нестабильность должны были неизбежно привести к высокой нестабильности курсов российских акций и создать возможность получения высокой спекулятивной прибыли от операций с ними.

Вместе с тем высокий общий уровень рисков и почти полное отсутствие правового регулирования рынка ценных бумаг сдерживали ориентированных на вложения в Россию инвесторов. Вследствие этого первыми иностранными финансовыми институтами, которые стали вкладывать в 1993-94 гг. свои и клиентские средства на российском рынке корпоративных ценных бумаг, явились либо отделения крупных международных финансовых компаний (Credit Suisse First Boston, Fleming, Pioneer), либо молодые компании, созданные специалистами, хорошо знакомыми с российской спецификой (Brunswick, группа “Диалог”).

Специфика нарождающегося рынка ценных бумаг России способствовала тому, что страна была отнесена инвесторами к так называемым “возникающим рынкам” (emerging markets), традиционно отличающимся высокими рисками, неразвитой инфраструктурой рынка капиталов, неустойчивостью курсов ценных бумаг. Портфельные инвестиции на таких рынках так же традиционно сопряжены с высокой вероятностью значительных убытков и потери ликвидности вложений, но, в силу неустойчивости рынка способны приносить и фантастические для устойчивых рынков прибыли. Работа по портфельному инвестированию на “возникающих рынках” является весьма специфичным видом финансового бизнеса, привлекающим весьма малую и наиболее рискованную часть инвестиционного капитала развитых стран. Именно капитал такого рода и стал в первую очередь вкладываться в акции российских акционерных обществ, образованных в процессе приватизации.

В этот период выявились и наиболее привлекательные для западных портфельных инвесторов акции российских предприятий. За весьма редкими исключениями к ним относились:

- акции крупнейших нефтегазодобывающих предприятий, предприятий цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и некоторых других сырьевых отраслей, в значительной мере ориентированных на экспорт своей продукции, а также обслуживающих экспорт морских пароходств;

- акции предприятий - национальных или региональных монополистов в стратегических отраслях национального хозяйства - энергетике, телекоммуникациях и т.п.

Интересной особенностью этих вложений было то, что предпочтение при вложениях отдавалось ценным бумагам тех предприятий, контрольные пакеты акций которых были закреплены за государством. Причиной этого является то, что процесс обращения акций “новых АО” после завершения чековой приватизации во многом сводился к скупке их российскими финансовыми группами, борющимися за полный контроль над приватизированными предприятиями. Вместе с тем практика “возникающих рынков” (полностью подтвердившаяся и в России) свидетельствует о том, что для этих рынков весьма характерны грубые нарушения прав мелких акционеров крупными, что приводит к резкому обесцениванию акций, принадлежащих портфельным инвесторам (которые, как правило, владеют относительно некрупными пакетами). Нахождение контрольного пакета акций в руках государства, таким образом, является своеобразной страховкой от подобного произвола.

Указанный выше выбор активов для портфельного инвестирования был не случаен. Во многом он повторяет логику прямых иностранных вложений в Россию - инвесторы предпочитали вкладывать средства в акции предприятий, на продукцию которых в долгосрочной перспективе существует платежеспособный внешний или внутренний спрос, что позволяет ожидать в будущем значительных прибылей этих АО и высоких дивидендов по их акциям.

Вместе с тем многих портфельных инвесторов привлекала на российский рынок акций в первую очередь возможность получения сверхвысоких прибылей за счет спекуляций с российскими ценными бумагами, имеющими очень нестабильную курсовую динамику. Помимо традиционных для "возникающих рынков” рисков, в России такой нестабильности способствовал дополнительный специфический фактор.

Чековая приватизация, явившаяся практически бесплатной раздачей государственной собственности в виде акций вновь созданных АО в частные руки, привела к тому, что акции российских предприятий оказались лишены одной из своих титульных функций - давая акционеру право на участие в управлении акционерным обществом и получение части его прибыли в виде дивидендов, они не являлись инструментом привлечения средств в основной капитал предприятия для долгосрочного развития. Даже те относительно незначительные средства, которые были получены от продажи части акций на денежных аукционах, пошли не на прямое финансирование соответствующих предприятий, преобразованных в АО, а в федеральный и региональные бюджеты. Таким образом, рынок российских акций оказался практически оторван от реального сектора, и акции во многом превратились в чисто игровой, спекулятивный финансовый инструмент. Этому способствовал и тот факт, что подавляющее большинство “новых АО” даже при благоприятной макроэкономической ситуации будет в состоянии платить дивиденды по своим акциям лишь через несколько лет - таким образом, практически невозможным было и определение сколько-нибудь разумной цены тех или иных акций исходя из предполагаемых дивидендов.

В силу указанных причин спекулятивные тенденции среди иностранных портфельных вложений в России стали фактически доминирующими. Отрыв спекулятивного рынка акций от нуждающегося в инвестициях реального сектора приводит к тому, что портфельные инвестиции в акции, несмотря на свой довольно значительный объем не оказывают практически никакого прямого положительного воздействия на экономику и не выполняют своей основной задачи - привлечения финансового капитала в наиболее эффективные в экономическом смысле отрасли и предприятия.

Выражением такого отрыва является также то, что большинству российских предприятий крайне трудно привлечь средства иностранных портфельных инвесторов путем выпуска новых эмиссий акций и облигаций, реальные денежные средства от продажи которых пошли бы на финансирование производства. Практически единственным шансом на это продолжает оставаться уход за пределы национального фондового рынка (т.е. выпуск ADR или GDR).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент иностранные портфельные инвестиции в акции промышленных предприятий не играют для российской экономики значительной положительной роли. Причина этого, однако, лежит не в природе этих инвестиций, а в том положении на российском рынке капиталов, которое создалось в результате общего экономического кризиса и проведения чековой приватизации. В связи с этим регулирование рынка капиталов и приведение его в соответствие с нормальной мировой практикой является важнейшим фактором для привлечения портфельных вложений из-за рубежа и включения средств иностранных портфельных инвесторов в российский инвестиционный цикл. Главными задачами, стоящими в этой связи перед российскими экономическими властями и предприятиями, являются:

- создание стабильной и всеобъемлющей нормативно-правовой базы, регламентирующей выпуск ценных бумаг российскими предприятиями и порядок их обращения на фондовом рынке;

- правовое обеспечение прав акционеров и владельцев иных корпоративных ценных бумаг;

- создание надежной общенациональной инфраструктуры фондового рынка, открытой как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов;

- организация выпуска российскими предприятиями новых эмиссий ценных бумаг, предназначенных, в частности, и для размещения на зарубежных рынках капиталов;

- создание внутрироссийской системы коллективных инвестиций (в первую очередь - инвестиционных фондов и трастовых структур), что должно придать рынку ценных бумаг дополнительную стабильность и снизить его привлекательность для спекулятивного иностранного капитала.

Эти меры, безусловно, не могут сами по себе в условиях экономического и политического кризиса привести к резкому увеличению объема иностранных портфельных инвестиций, однако без их реализации эта область инвестиций окажется практически потерянной для развития российской экономики.

5.2. Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг

Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов за счет привлечения средств зарубежных портфельных инвесторов в выпускаемые соответствующими органами власти долговые ценные бумаги является очень широко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем. Существенным его преимуществом является то, что такое финансирование бюджета является неинфляционным - это особенно важно для тех государств, которые, подобно России, наряду с финансированием бюджета нуждаются в проведении жесткой денежной политики. К сожалению, в России этот способ приобрел специфическую российскую окраску и из средства лечения болезни превратился в дополнительный фактор заболевания (особенно для муниципальных бумаг).

Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций в государственные ценные бумаги:

- привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило, номинированных в национальной валюте;

- размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках. Такие облигации, являющиеся частью внешнего государственного долга, обычно номинируются в одной из ведущих мировых валют.

Появившийся в 1993 году рынок краткосрочных рублевых облигаций внутреннего займа (ГКО/ОФЗ), имевший своей целью финансирование дефицита федерального бюджета за счет средств российских инвесторов, также на первых порах был закрыт для вложений зарубежных средств. Такой запрет, существующий в различных формах в разных странах мира, в целом вполне обоснован - рынок внутреннего долга является также и мощным инструментом реализации денежной политики, и приток или отток с этого рынка более “мобильных”, чем средства внутренних инвесторов, иностранных денег может существенно дестабилизировать денежное хозяйство страны. Вместе с тем сверхвысокая доходность ГКО/ОФЗ, благоприятная динамика курса рубля по отношению к доллару и меньшая рискованность вложений в эти ценные бумаги по сравнению с другими российскими активами привели к тому, что зарубежные портфельные инвесторы (в первую очередь - некрупные) стали вкладывать деньги на этом рынке в обход существующих запретов, заключая договора с российскими банками, основывая в России специальные дочерние фирмы и т.п. Статистики таких скрытых вложений не существовало, но, по некоторым оценкам, на долю иностранных инвесторов к началу 1996 года приходилось до 3-5 процентов всех вложений в ГКО/ОФЗ, что составляло от 600 млн до 1 млрд долларов.

Этот фактор, а также то, что к началу 1996 года стала очевидной нехватка средств российских инвесторов для финансирования расходов бюджета, привел к тому, что в феврале 1996 года иностранные портфельные инвесторы были допущены на российский рынок краткосрочных облигаций внутренних займов. Однако предложенная российскими властями схема инвестиций, призванная защитить стабильность рынка ГКО/ОФЗ от непредсказуемого притока/оттока иностранного спекулятивного капитала, существенно снизила доходность и ликвидность таких вложений.

Несмотря на это, либерализация рынка ГКО/ОФЗ привела к довольно значительному проникновению на этот рынок зарубежных портфельных инвесторов Основными иностранными инвесторами, вкладывающими на рынке внутреннего российского долга средства своих клиентов, являются крупнейшие зарубежные финансовые структуры - Merrill Lynch, Lehman Brothers, J.P. Morgan, Credit Suisse и т.п. В настоящее время основной задачей правительства становится не дополнительное привлечение иностранных инвесторов, а попытка вытеснить их в реальный сектор (до сих пор во многом безуспешная).

На рынке международных облигаций России тоже удалось добиться определенного успеха, так 24 марта 1998 года Россия выпустила уже 4 выпуск еврооблигаций, на сумму 1.25 млрд немецких марок, под 9,442% годовых.

6. Типы иностранных инвестиций.

Производя инвестиции в России иностранные компании и банки могут преследовать следующие цели:

1) Получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены на которую в России значительно выше мировых.

2) Использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья.

3) Использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен.

4) Встраивание российских предприятий в технологические цепочки иностранных ФПГ, что обычно достигается покупкой российских поставщиков сырьевых ресурсов и полуфабрикатов.

5) Покупка потенциально эффективных российских предприятий (обычно экспортно-ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведение маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой продукции.

6) Продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы.

7) Использование морально устаревшего или экологически вредного оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах. Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана.

8) Инвестирование средств российского происхождения под видом иностранных, чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от действий властей.

Ряд иностранных компаний, поняв, что многие ниши на российском рынке не заполнены, и убедившись в высоком спросе на свою продукцию, начали инвестировать средства в производство этой продукции в России. Главным образом эти инвестиции направлялись в пищевую промышленность, производство товаров широкого потребления, в частности в создание сборочных производств по выпуску бытовой техники.

Одними из первых свои предприятия в России организовали McDonalds (рестораны быстрого обслуживания), Coca-Cola (производство одноименного напитка), Funai (сборка видеотехники). Собственное пищевое производство в Подмосковье организует компания Mars (объем инвестиций - $100 млн.), инвестиционный проект намерена реализовать компания Cadburi (производство шоколада). Компания Philipp Morris купила контрольный пакет Краснодарской табачной фабрики и намерена финансировать ее реконструкцию в объеме $60 млн.

7. Инвестиции по отраслям.

7.1 Черная металлургия.

В средствах массовой информации имеется совсем немного сообщений об инвестировании в предприятия черной металлургии. По-видимому, в настоящее время не реализуется ни одного крупного инвестиционного проекта со значимым участием иностранного капитала в этой области.

Помимо общеэкономических причин слабой активности иностранных инвесторов можно назвать ряд факторов, снижающих интерес иностранного капитала к предприятиям черной металлургии.

При покупке предприятия перед иностранным инвестором встает задача создания системы сбыта продукции и закупок сырья.

В настоящее время на внутреннем российском рынке трудно создать подобную систему в том виде, который бы удовлетворял западного инвестора. Сложилась ситуация, при которой для получения необходимых гарантий инвестор должен поставить под контроль всю технологическую цепочку, особенно поставщиков сырья, а это часто невозможно.

Использование иностранной компанией собственной закупочно-сбытовой системы также затруднено. Доставка сырья из-за границы и (в меньшей степени) вывоз готовой продукции за рубеж требуют высоких транспортных расходов из-за удаленности большинства российских металлургических заводов от морских портов.

Нельзя забывать, что избыточные сталелитейные мощности - проблема многих развитых стран, и в них имеются жесткие ограничения на импорт стали. Это также затруднило бы для иностранной компании сбыт продукции российского предприятия.

На большинстве российских металлургических заводов используются устаревшие технологии, что снижает желание иностранного капитала приобретать их акции.

Тем не менее, потенциально черная металлургия могла бы привлекать иностранных инвесторов. Несмотря на высокие транспортные расходы на экспорт идет около половины производимой продукции, что говорит о хороших экспортных возможностях отрасли. С развитием рыночной экономики иностранные фирмы могут начать ориентироваться и на внутрироссийский рынок.

В настоящее время в отрасли реализуются лишь отдельные, сравнительно небольшие проекты с участием иностранного капитала.

Немецкий банк “Dresdner Bank A.G.” намеревался оказывать финансовую поддержку Верх-Исетскому металлургическому заводу и Нижнетагильскому металлургическому комбинату.

Орско-Халиловский металлургический комбинат (г.Новотроицк, Южный Урал) заключил соглашения с германскими фирмами Thyssen и Fuchs, а также с итальянской Danieli на участие этих компаний в модернизации производства.

Шведский концерн “Sandvik”, мировой производитель и поставщик твердых материалов и бурового инструмента, является владельцем 87% акций АО “Московский комбинат твердых сплавов” (МКТС) и готов инвестировать в комбинат в 1996 году $10-13 млн. В 1995 году МКТС уже освоил в рамках инвестиционной программы около $7 млн. Для ее реализации комбинату с сентября 1994 года открыта кредитная линия американского “Сити-Банка” в $8 млн. Экспорт твердых сплавов, в том числе в США, Южную Корею, Францию, Англию, Германию, Польшу составил в 1995 году около 12% от общего объема производства.

7.2 Цветная металлургия.

Одной из самых привлекательных отраслей для иностранных инвесторов является алюминиевая промышленность. Такой интерес можно объяснить рядом факторов. Основная составляющая в себестоимости алюминия - электроэнергия. Сравнительная дешевизна электроэнергии в России и удачное расположение многих алюминиевых заводов (например, Братский завод находится рядом с двумя крупными гидроэлектростанциями, у которых практически нет других крупных потребителей энергии) позволяют получать высокую прибыль.

В алюминиевой отрасли эффективно использование толлинговой схемы (работа на давальческом сырье), что позволяет легко включить российское предприятие в технологическую цепочку иностранного партнера, решить проблемы поставок сырья и реализации продукции, уменьшить налоги и таможенные сборы, уменьшить оборотные средства предприятий (которым не надо самим закупать сырье), обойти квоты на поставку российского алюминия на Запад.

Рентабельность производства повышается также благодаря относительной дешевизне российской рабочей силы и хорошему состоянию оборудования на многих предприятиях.

Иностранные инвесторы проявляют высокий интерес ко многим крупным алюминиевым заводам.

Австралийская корпорация Alcoa высказывала намерение приобрести пакет акций создаваемой ФПГ на базе Красноярского металлургического комбината, Красноярского алюминиевого завода и Ачинского глиноземного комбината.

Интересы Alcoa и другой австралийской алюминиевой компании Comalco пересеклись с интересами мощной торговой группы Trans World Metals, которая ранее сотрудничала с монопольным поставщиком алюминия из СССР компанией “Разноимпорт”. Trans World Metals смогла купить (действуя через российских партнеров, а также через фирму Trans CIS, основанную эмигрантами из СССР) пакеты акций Красноярского, Братского, Саянского, Богословского, Волгоградского алюминиевых заводов, Самарской металлургической компании. Однако затем Trans World Metals потеряла свои позиции на ряде заводов в результате отмены итогов инвестиционных конкурсов. Руководство Братского завода попросту “вычеркнуло” партнеров Trans World Metals Залог-банк и АО “Русский капитал” из реестра акционеров.

В результате интересы иностранных компаний в российской алюминиевой промышленности разделились, по-видимому, следующим образом: Trans World Metals - Братский, Саянский, Волгоградский, Новокузнецкий заводы, Alcoa и Comalco - Красноярский алюминиевый завод, Красноярский металлургический комбинат, Ачинский глиноземный комбинат.

Практически нет сообщений о попытках иностранного капитала внедриться в производство никеля. Можно отметить, что у иностранных компаний практически не было возможностей приобрести крупный пакет акций монополиста никелевого производства - “Норильского никеля”.

Мировое производство некоторых цветных металлов контролируется крайне ограниченным числом компаний-монополистов. Такие компании могут стараться поставить под контроль соответствующее производство в России исходя из стратегии экспансии и нежелания пускать на мировой рынок независимых конкурентов. При этом экономическая целесообразность может отойти на второй план.

Некоторым иностранным компаниям удалось захватить ведущие позиции в той или иной отрасли цветной металлургии промышленности России (или даже СНГ). Интересы иностранных инвесторов в цинковой промышленности СНГ распределились следующим образом: Челябинский электролитный завод - швейцарская компания Euromin, Лениногорский комбинат - компания Gerald Metals, Алмалыкский завод (Казахстан) - компания Glencore. Усть-каменогорский комбинат (Казахстан), к которому проявляли интерес венгерские инвесторы, проводил политику на полную независимость, однако оказался на грани банкротства и сейчас ему подыскивают покупателей.

Несмотря на высокий интерес иностранного капитала к цветной металлургии, перспективы иностранных инвестиций в отрасль остаются неопределенными. Это связано прежде всего с общеэкономической и общеполитической ситуацией. Кроме того, инвестирование в гигантские предприятия (какими являются наиболее рентабельные алюминиевые заводы) в российских условиях сопряжено с дополнительным политическим риском.

7.3 Нефтегазовая отрасль.

В российскую нефтегазовую отрасль вложено больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. В нефтегазовую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.

Иностранным инвесторам не удалось поставить под прямой контроль ни одну из российских нефтедобывающих компаний. Это объясняется тем, что все эти компании - очень крупные предприятия “стратегического” значения. Кроме того существует прямой запрет на продажу акций ряда российских нефтяных компаний за рубеж.

Из-за сложного политического и экономического положения в России перспективы иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль остаются неясными. Тем не менее, международные нефтяные компании имеют опыт работы в развивающихся странах и умеют преодолевать специфические трудности, связанные с отсутствием нормальной рыночной среды и произвольными действиями властей. Однако в любом случае вряд ли будет возможно самостоятельное освоение крупных месторождений иностранными компаниями, что создало бы конкуренцию российским нефтедобывающим гигантам. Иностранный капитал используется нефтяными компаниями, в основном, для “импорта” современных технологий и финансирования реализуемых ими проектов.

Компания “Пурнефтегаз” планирует привлечь иностранных инвестиций на сумму $15 млн. путем продажи крупного пакета своих акций, приобретенных на вторичном рынке. Привлеченные средства планируется направить на реализацию крупных инвестиционных проектов, среди которых совместное с компанией Shell освоение Комсомольского нефтяного месторождения, освоение и модернизация Харампурского нефтегазового месторождения.

Банк Societe Generale Vostok кредитует две нефтедобывающие компании - “Татнефть” ($280 млн.) и “Черногорнефть” ($50 млн.).

С помощью новых технологий СП “Комиарктикойл” достигло трехкратного увеличения добычи нефти с части Верхне-Возейского месторождения. Иностранные учредители СП - канадская фирма “Галф-Канада” и английская “Бритиш гэз”. Тем не менее “Галф-Канада” выразила желание продать свою долю (25%) в СП, подчеркнув, что, хотя капиталовложения перспективны с технической точки зрения, они слишком рискованны из-за постоянно меняющихся экономических условий.

Американский нефтяной концерн АРКО (ARCO) объявил 29 сентября 1995 г. о приобретении конвертируемых облигаций НК “ЛУКойл”, которые после конвертации в апреле 1996 г. будут составлять 5,7% уставного капитала компании. АРКО приобрела 241000 облигаций “ЛУКойла” на сумму в $250 млн. Облигации будут обменены на голосующие акции общим числом 40,9 млн. в апреле 1996 года, что превратит американский концерн в крупнейшего держателя облигаций “ЛУКойла”.

Англо-американо-норвежский консорциум в составе Brown and Root, Smedvig, Petek и Instance стал победителем тендера на право реализации газовой программы Томской области. Программа предусматривает разработку Северо-Васюганского, Мельджинского и Казанского месторождений газа с доказанными запасами около 300 млрд.куб.м. газа.

Кали-Банк ГмбХ, дочерняя фирма германской компании Wintershall AG предоставит российскому акционерному обществу “Газпром” кредит в размере DM1 млрд., сообщили Агентству нефтяной информации в пресс-службе “Газпрома”. Кредит будет использован для реализации проекта строительства газопровода Ямал - Западная Европа.

РАО “Газпром” и немецкий концерн “BASF” подписали соглашение о выделении 1 млрд. марок для реализации проекта по поставке ямальского газа в западную Европу. Средства немецкой стороны для разработки газовых месторождений на Ямале выделяются под гарантии “Газпрома” и проект осуществляется без участия правительства РФ.

Международный консорциум Timan Pechora Company в составе Texaco, Exxon, Amoco, Norsk Hydro и Роснефти намерен разрабатывать Тимано-печорское месторождение с извлекаемыми запасами около 400 млн. тонн.

Южно-корейская ФПГ “Хендэ” проявляет интерес к Ковыткинскому газовому месторождению в Иркутской области.

Эксимбанк США и Центробанк РФ достигли договоренности о выдаче лицензий Центробанка на открытие залоговых счетов, что фактически является завершающим шагом в процессе подготовки к участию Эксимбанка США в кредитовании российских предприятий “Нижневартовскнефтегаз”, “Пермьнефть”, “Татнефть”, “Черногорнефть” и “Томскнефть”.

Американский фонд Tempelton Investment Management намерен через свое подразделение фонд Tempelton Russia инвестировать в “Пермнефть” и “Коминефть”.

Общая стоимость проекта освоения Штокмановского месторождения в Мурманской области, которое будет вести российская компания “Росшельф”, оценивается, примерно, в $10-12 млрд. Планируется провести международный тендер на финансирование проекта. Интерес к тендеру проявили некоторые западные компании и банки, в частности, американские Goldman Sax и Morgan Stanley.

Правительство РФ и дочерняя фирма французской компании Total “Тоталь Разведка Разработка Россия” подписали 20.12.95 г. соглашение о разработке Харьягинского нефтегазового месторождения. Извлекаемые запасы оцениваются в 160.4 млн. тонн. Соглашение предусматривает разработку месторождения французской компанией в течение 33 лет, что потребует от Total инвестиций в размере $1 млрд.

7.4 Химическая промышленность.

Некоторые отрасли химической промышленности, благодаря богатым природным ресурсам, обладают хорошим экспортными перспективами (например, производство минеральных удобрений). Это делает их потенциально привлекательными для иностранных инвесторов.

Высокий внутренний спрос на товары бытовой химии способствует иностранным инвестициям в предприятия этого профиля. Инвесторов также привлекает возможность вкладывать средства в небольшие предприятия.

Неплохими экспортными возможностями и хорошим внутренним спросом характеризуется также нефтехимия. Имеются примеры вложения иностранных средств в предприятия отрасли в рамках проектов, реализуемых крупными российскими нефтяными компаниями.

Недостатком химической отрасли является то, что многие производства были созданы с военными целями.

Химические предприятия крайне разнородны и вряд ли можно говорить о каких-либо перспективах химической промышленности в целом. Однако в любом случае ожидать масштабных иностранных инвестиций в ближайшее время не приходится, хотя в настоящее время и реализуется ряд проектов.

Крупный инвестиционной проект выполняется на Ефремовском химическом заводе (Тульская обл.) при участии американской фирмы Amoco. В создаваемом СП американской фирме будет принадлежать 50% акций. Предприятие будет выпускать 250 тыс. тонн терефталевой кислоты в год.

Немецкая фирма Chemsteidt заключила соглашение с АО “Термопласт” (Тюменская обл.) об организации производства полипропилена на базе одного из заводов, принадлежащих АО. Инвестиции немецкой стороны составят 1 млрд. DМ. В 1995 г. уже вложено 50 млн. марок.

Американская компания Dow Chemical намерена участвовать в реконструкции производства на химическом заводе АО “Корунд” (Нижегородская обл.). Общая стоимость проекта (реализуемого в рамках ФПГ “Русхим”) равна $150 млн.

7.5 Лесоперерабатывающая промышленность.

Большой интерес проявляют зарубежные инвесторы к лесной отрасли. Иностранные инвестиции в отечественные деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные предприятия только за первые полгода 1995 года составили более $250 млн., в то время как за 1994 году в целом они оценивались в сумме $49,5 млн.

Лесоматериалы - традиционная статья российского экспорта с хорошо очерченными перспективами. Это предопределяет интерес иностранных инвесторов к лесной отрасли. Лесная промышленность привлекательна также тем, что не требует таких больших затрат при реализации проектов модернизации, как, например, металлургия. При нормальном развитии российской экономики иностранные вложения в лесную отрасль должны возрастать.

Некоторым иностранным компаниям удалось установить контроль над крупными предприятиями отрасли. Например, дочерняя структура американской компании New Century фирма Alliance Cellulose владеет контрольным пакетом акций Выборгского ЦБК и 12% “Сахалинлеспрома”. Попытка фирмы скупить еще 20% акций “Сахалинлеспрома” окончилась неудачей благодаря противодействию дирекции предприятия. Крупным пакетом акций Сыктывкарского ЛПК владеет российско-швейцарское СП Ilim Pulp. Другая фирма из этого холдинга Ilim Pulp Enterprise собрала контрольный пакет Котласского ЦБК.

АО “Волга” (Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, Нижегородская область) принадлежит консорциуму трех западных инвесторов Volga Newsprint Holding. 33,2% уставного капитала предприятия владеет немецкая фирма Herlitz International Trading, известный в Европе экспортер бумаги, 32% - Credit Swiss First Boston, представляющий интересы американских инвестиционных фондов, 25% - Международная Финансовая Корпорация. АО “Волга” планирует завершить в 1996 году 2-летнюю инвестиционную программу общим объемом $ 190 млн. и увеличить выпуск бумаги до 520 тыс. тонн. В 1995 году комбинат получил $ 100 млн. иностранных инвестиций и кредитов. Остальные средства должны быть получены в основном за счет прибыли предприятия. 65% продукции комбината экспортируется.

В конце декабря 1995 г. начал работу новый деревоперерабатывающий комбинат (СП “Экурус” - производство мебели и стройматериалов), построенный в Выборге турецкой компанией Acur. По объему выпуска предприятие - одно из крупнейших в Северо-западном регионе России. Комбинат построен на основе замороженной “советской” стройки. К настоящему моменту конъюнктура мирового рынка изменилась таким образом, что новое предприятие может быть убыточным.

О намерении инвестировать в лесную промышленность объявляли ряд крупных иностранных банков: Societe Generale, ING-Bank, Chase Manhattan bank. Крупные кредиты предприятиям лесной отрасли намеревался предоставить Экспортно-импортный банк США.

8. Роль Российских инвестиционных банков

в привлечении иностранных капиталов

Большую роль в инвестиционной политике государства способны сыграть отечественные инвестиционные банки, которые могут привлечь крупные иностранных капиталы. В Федеральной комиссии по ценным бумагам полагают, что между эмитентом и инвестором должны находиться профессиональные посредники - интересы инвестора должен представлять финансовый брокер, интерес эмитента -инвестиционный банк. Увязывание возможных противоречий между ними должно быть осуществлено за счет подготовки соответствующей правовой базы. Вполне вероятно, что реализация правительственных программ по привлечению инвестиций и совершенствованию механизма послечековой приватизации без таких банков будет вообще чрезвычайно затруднена.

Роль банка может быть многообразна. При эмиссии акций и их размещении эмитенты поступают , как правило , очень непрофессионально, банк же может значительно сократить издержки и время для эмитента, выкупив одновременно весь тираж эмиссии, отдав деньги предприятию, которое использует их на производство, а полученный резерв времени - для концентрации сил в конкурентной

борьбе. Столь же профессионально банк может создать пул инвесторов, подобрав фирмы, заинтересованные в поддержании определенных предприятий или желающие наладить новые технологические цепочки поставок сырья, полуфабрикатов и схем сбыта продукции. Банк может управлять портфелем акций предприятия, подбирая высокодоходные и высоколиквидные бумаги, в том числе для своего клиента, обеспечивая дополнительный доход предприятию путем оборота акций на фондовом рынке.

Но в настоящее время банкам еще предстоит доказать, что они способны привлечь крупные капиталы в Россию. Пока они совершенно не оправдывают надежд. На Неглинной полагают, что это даже хорошо. Есть возможность спокойно достроить кредитно - инвестиционные институты без сильных потрясений. Нынешнее состояние банковской системы в ЦБ РФ описывают как переход от броуновского движения и легкой жизни к серьезной работе. Сейчас идет перегруппировка сил. Надежные остаются. Ненадежные уходят. Цель Центробанка - помочь сильным скорее преодолеть переходный период, т.к. в слабой экономике, объясняют, не может быть слабых банков.

Это лишь часть (причем малая) той программы, которую Центробанк уже начал осуществлять, чтобы укрепить российские кредитные институты. Сделать их более эффективными инвесторами, партнерами по инвестициям, объектами для инвестирования. Сейчас в России насчитывается 180 банков (из общего числа около 2600) с иностранным участием. Причем в десяти доля иностранного капитала составляет 100%, а в шести - свыше 50%. В свою очередь, 45 российских банков открыли филиалы в ближнем зарубежье. Восемь - в дальнем, а еще 34 создали там свои представительства.

Реструктуризации банковской системы, повышению ее инвестиционной активности очень мешает, убеждены на Неглинной, отсутствие в России законов о предпринимательстве, компаниях, ценных бумагах, слияниях, поглощениях и объединениях. Нет реальной ответственности руководителей и учредителей коммерческих банков за недобросовестную деятельность. Это привело к парадоксальной ситуации: в 1995 г. были отозваны лицензии у 198 банков, а полностью ликвидированы лишь семь.

Не выходя за рамки своих полномочий, Центробанк приступил к частичной санации кредитных институтов. Особое внимание он уделяет лицензированию как форме превентивного надзора - за репутацией учредителей, их финансовой устойчивостью, может ли банк не только брать, но и выдавать кредиты. Стало уже печальной практикой, когда пайщики грабят собственное детище, выбивая для себя льготные кредиты и инвестирование. Это прямой путь к банкротству.

Другая задача, которую поставил перед собой Центробанк, это сделать многообразной кредитную систему в России. Ее основу должны составлять универсальные и специализированные банки, гарантирующие общую устойчивость и надежность. Кроме них, необходимы различные типы кредитных учреждений (ссудо - сберегательные кассы, общества взаимного кредита, кредитные кооперативы и т.д.) Соответственно нужны различные подходы в регулировании их деятельности, убеждены на Неглинной.

Центробанк намерен всячески поддерживать конкуренцию. Привлекать в Россию иностранные банки, чтобы они действовали здесь непосредственно, или через дочерние, филиальные структуры. Особенно поощрять тех, кто имеет активы в нашей стране, хотя на первых порах возможны некоторые ограничения.

Чтобы российские банки соответствовали международным стандартам, Неглинная будет добиваться от них соблюдения ряда критериев. Прежде всего достаточности капитала, без чего невозможно выдавать крупные кредиты, гарантии, осуществлять многие операции.

Центробанк собирается проводить политику поощрения концентрации финансового капитала через слияния объединения и иные формы интеграции банковских активов, но так, чтобы при этом не создавалось монополий, хотя на Западе обращают внимание не на размеры новых структур, а на их поведение на рынке. Само укрепление банков, концернов, организация транснациональных корпораций и кредитных институтов считается благом, поскольку усиливает конкурентные позиции страны на международной арене. Неглинная хочет жестко регулировать подобную консолидацию, а также открытие филиалов, укрупнения, которые будут разрешаться лишь финансово устойчивым банкам.

Центробанком с 1996 г. вводится новая инструкция, регулирующая деятельность банков. Планируется изменить нормативы ( количественно и качественно), группировку активов в зависимости от риска, в т.ч. на одного заемщика, упорядочить кредитование пайщиков, отчетность, которая не отвечает мировым критериям и не отражает реального положения кредитного института. Навести порядок в консолидированных отчетах "материнских", "дочерних", и филиальных подразделений, которого сегодня просто нет.

Предполагается ввести мониторинг отдельных параметров банковской деятельности для снижения рисков на МБК и СКВ. Для предотвращения системных рисков Неглинная создает систему раннего реагирования. Готова работать индивидуально с отдельными банками, попавшими в трудную ситуацию: помогать в финансовой отчетности, бухучете, оценке рисков, внутреннем и внешнем аудите.

Решено усовершенствовать систему рефинансирования коммерческих банков. Есть проекты по ломбардному, стабилизационному и чрезвычайному кредитованию в рамках совместной с правительством денежно-кредитной программы. Рефинансирование, конечно, не исключит банкротства и не будет предоставляться всем подряд. Во время кризиса 24 августа этой чести удостоились лишь надежные

банки, получившие ресурсы для поддержания текущей ликвидности. И то всего на семь дней.

В первом чтении принят Закон о страховании вкладов. Основные учредители создаваемого для этого фонда - коммерческие банки. Будет улучшена система платежей. Готовы нормативные акты по электронным формам расчетов, а также с помощью пластиковых карт и при операциях с ценными бумагами, что с удовлетворением воспринято с зарубежными инвесторами.

9. Правовые аспекты инвестиционной деятельности в России

Основные проблемы переходного этапа нашей экономики связанны с отсутствием достаточно понятных , корректных, стабильных "правил игры", т.е. законодательной базы, регулирующей инвестиционную деятельность. Основу национального законодательства об иноинвестициях составляют правовые гарантии,

непосредственно влияющие на международный инвестиционный процесс. Цель таких гарантий - обеспечение взаимных интересов принимающих стран и иностранных инвесторов. Другими словами, иностранная частная собственность - инвестиции - как бы приравниваются по правовому положению к частной собственности отечественных инвесторов.

Однако, для взаимовыгодных отношений это недостаточно. Ведь иностранным инвесторам приходится нести дополнительные расходы на транспорт, связь и многое другое. Поэтому национальное законодательство принимающих стран предусматривают предоставление иностранным инвесторам льгот и привилегий ( в отношении налогообложения, таможенных пошлин, и др.)

В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим деятельность по иностранному инвестированию, является Закон РФ от 4 июля 1991 года "Об иностранных инвестициях в РСФСР". Статья 6 Закона указывает, что иностранные инвестиции на территории РФ пользуются полной правовой защитой, а статья 7 декларирует гарантии от принудительных изъятий. Согласно закону, иностранные инвестиции не подлежат национализации, реквизиции или конфискации кроме как в исключительных, предусмотренных законодательством случаях. При этом иностранные инвесторы имеют право на возмещение возникающих убытков. Налоги инвесторы платят в соответствии с законами РФ.

Предусмотрены некоторые льготы совместным предприятиям с иностранными инвестициями - право без лицензии экспортировать продукцию и импортировать товары для собственных нужд, оставлять валютную выручку полностью в своем распоряжении.

До недавнего времени большая проблема было связана со взиманием таможенных пошлин и налогов с иностранных фирм, которые практически не имели никаких преимуществ перед российскими инвесторами. Поэтому зарубежные партнеры вынуждены были уменьшать размеры своих инвестиционных программ на величину взимаемых пошлин и налогов. Но 25 января подписан Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ" В качестве таких мер установлено снижение в 2 раза таможенных пошлин на ввоз иностранных товаров, если ввозящие их иностранные компании являются учредителями предприятий по производству аналогичных товаров и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли материального производства РФ. Тоже относится к налогообложению компаний с долей иностранного капитала более 30% (или не менее 10млн $), оно приравнено фактически к налогообложению малых предприятий; инвесторы освобождены от таможенных пошлин, НДС и акцизов при поставке оборудования для действующих предприятий и при вкладе их в уставной капитал.

Но все равно, законодательная база, регулирующая иноинвестиции, не доработана. Так, все бизнесмены мира ведут свое дело на основе законов, у нас же им приходиться руководствоваться указами, распоряжениями, постановлениями и другими нормативными документами, которые постоянно меняются, дополняются, уточняются, разъясняются, что затрудняет реализацию любых экономических программ.

Заключение

Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на:

    улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономической и законодательной ситуации и создание эффективного экономического законодательства;

    организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором;

По оценкам, за последние годы в Россию вложено всего $15.7 млрд. иностранных средств, в то время как только в 1993 году Китай привлек $25 млрд. В 1995 г. Россия привлекла меньше иностранных инвестиций, чем маленькая Венгрия.

Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных инвесторов вкладывать средства не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Опасное развитие получила тенденция вложения иностранных средств в ГКО и другие государственные ценные бумаги, с помощью которых финансируется госбюджет.

Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия.

К этим негативным сторонам российского рынка нужно прибавить экономический кризис, который начался в конце августа 1998г. Результаты этого кризиса составляют рост курса доллара, товаров, а соответственно и иностранных инвестиций, так как иностранным инвесторам просто не выгодно вкладывать свой капитал в страну в которой нет ничего конкретного, где даже сами жители не могут сказать, что будет завтра. Я думаю, что больше повезло компаниям, которые имели давние связи, но и они уже начинают сворачивать свое производство. Хочется верить, что рано или поздно экономическое положение в России стабилизируется и соответственно стабилизируется приток иностранных инвестиций, ведь только в США иностранные годовые инвестиции равны общему долгу России - 200млрд.$.

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Я. Уринсон, "Инвестиционный климат в России и привлечение иност­ранных инвестиций", Вопросы Экономики, №8 1994 г.;

2) В. Фельзенбаум, "Иностранные инвестиции в России", Вопросы Эконо­мики, №8 1994 г.;

3) В. Филатов, "Проблемы инвестиционной политики в индустриальной экономике переходного типа", Вопросы Экономики, №7 1994 г.;

4) А. Витин, "Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций", Воп­росы Экономики, №7 1994 г.;

5) "О социально-экономическом положении России", Экономика и жизнь, №6 1994 г.;

6) "Собрание законодательства Российской Федерации", номер 24 от 10 октября 1994 года, официальное издание администрации президента Рос­сийской Федерации, Москва

7) Материалы газеты “Коммерсантъ-DAILY” за 1994-1996 гг.

8) Материалы газеты “Финансовые известия” за 1995-1996 гг.

9) Материалы журнала “Рынки капиталов” за 1995-1996 гг







TYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>29


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

факультет : МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема : Иностранные инвестиции в Россию

выполнил студент гр.312 : Половинкин Д.В.

проверил : _______________

Новосибирск 1998

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................1

1. Виды инвестиций............................................................................2

    Инвестиционный климат в России..............................................2

    Прямые иностранные инвестиции в Россию..............................3

    Пути и меры по привлечению прямых иностранных

    инвестиций.......................................................................................7

    Портфельные иностранные инвестиции в Россию....................8

    Рынок корпоративных ценных бумаг.......................................8

    Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг...12

    Типы иностранных инвестиций...................................................13

    Инвестиции по отраслям...............................................................14

    Черная металлургия...................................................................14

    Цветная металлургия.................................................................15

    Нефтегазовая отрасль.................................................................16

    Химическая промышленность..................................................18

    Лесоперерабатывающая промышленность.............................18

    Роль российских банков в привлечении иностранных

капиталов........19

    Правовые аспекты инвестиционной деятельности в России...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................23

Список литературы............................................................................24