Языковые средства выражения экспрессивности в текстах, блогах В. Соловьева

"Языковые средства выражения экспрессивности в текстах, блогах В. Соловьева"

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты языковых средств выражения экспрессивности

1.1 Особенности публицистического стиля

1.2 Синтаксический строй и экспрессивный синтаксис

1.3 Языковые средства выражения экспрессивности

Глава 2. Аналитический обзор блогов В. Соловьева

Список литературы

Введение

Речевое воздействие в публицистике осуществляется с помощью определенных речевых средств. С целью достижения психологического эффекта журналист постоянно стремится отойти от традиционных форм, найти для: выражения старого содержания свежие, более выразительные языковые средства. Экспрессивность является в настоящее время одной - из наиболее активно исследуемых лингвистических категорий. Интерес к проблеме экспрессивности, вспыхнувший в последние десятилетия; объясняется вниманием к "языковой личности", а точнее, к описанию языка как средства обнаружения и вместе с тем; воздействия на" языковую личность, ее поведение и внутреннюю духовную деятельность.

Антропологическая лингвистика тесно связана с экспрессивным аспектом языка. Облекая свою мысль в языковую форму, автор сообщения неизбежно выражает и свое отношение к предмету или ситуации. Очень часто такое сообщение окрашено субъективным отношением отправителя информации к тому, о чем он говорит или пишет. Поэтому экспрессия рассматривается как обнаружение индивидуальности говорящего, проявляющейся в чувствах, эмоциях и оценках субъекта. Эта авторская экспрессия находит свое выражение в речи, в том или ином отборе языковых средств, и может иметь дополнительной целью оказание определенного воздействия на адресата (слушателя или читателя). Экспрессивность, таким образом, выступает как феномен языковой личности и ее субъективных интенций.

Предметом данного исследования является экспрессивность и ее роль в процессе журналистского творчества, связанного с отображением социальной действительности. Язык газетной публицистики призван, как известно, воздействовать на массы читателей, внушая им те или иные идеи, способствуя появлению не только эмоциональной; реакции в форме переживаемого чувства-отношения; но и реакций в форме действий и поступков. Первостепенная роль в этом процессе принадлежит журналисту как творческой языковой личности. В антропологической лингвистике исследовательский акцент сделан на личности субъекта речи, интерпретатора, носителя специфической точки зрения на мир. Эта специфика; заключается не только в субъективности языковой личности и ее пристрастности, но и в специфике ее национально-культурных стереотипов, гештальтов и прототипов, что находит непосредственное выражение в журналистской деятельности, которая опосредована социальной действительностью. Экспрессивность выступает в тексте как средство прагматики, которое в (комплексе с другими речевыми средствами контекста) способствует, с одной стороны, проявлению позиций самого журналиста, его интерпретаций, эмоций и оценок, а с другой - обнаруживая речевую стратегию автора, становится одним из средств речевого воздействия на читателя. По отношению к процессу журналистского мастерства экспрессивность рассматривается как явление авторизации публицистического дискурса, проявление индивидуальности журналиста в отборе экспрессивных средств с целью выражения своих собственных интенций, а также с целью воздействия на читателя.

Актуальность работы определяется тем, что экспрессивный аспект языка как результат речевой деятельности языковой личности занимает все большее место в лингвистических исследованиях. Проблема экспрессивности оказывается в центре активных изысканий современных лингвистов. Она волнует как филологов, редакторов, так: и пишущих _ журналистов.

Экспрессивные языковые средства активно развиваются внутри самого публицистического стиля. Расчлененность конструкций, выраженная на письме структурно-логическими знаками; препинания, является той базой, на основе которой: возникает экспрессивный синтаксис и экспрессивная пунктуация. Общим явлением для современного публицистического стиля во всех его жанровых разновидностях стало все возрастающее: его сближение с разговорной речью и соответственно, употребление расчлененных экспрессивных конструкций, что свидетельствует одновременно о возрастающей роли пунктуации, отражающей расчленение на письме.

Глава 1. Теоретические аспекты языковых средств выражения экспрессивности

1.1 Особенности публицистического стиля

Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати (в газете, журнале), в политических выступлениях, речах на собраниях и т.д.

Основная функция речи - воздействующая, которая тесно переплетается с информативной функцией.

Роль публицистики, особенно газетной, заключается в том, чтобы убеждать читателя и воздействовать на его волю и чувства с целью создания общественного мнения; кроме того, содержание публицистических произведений служит передаче сообщений и разъяснению, комментированию событий.

Публицистичность - это прежде всего ярко выраженная авторская позиция, одна из форм проявления авторской тенденциозности.

Публицистичность - это искусство аргументации, убеждения, поэтому нестандартность и яркость выражения усиливает действенность речи.

В публицистической литературе освещаются самые разнообразные актуальные вопросы, представляющие интерес для общества: идеологические, политические, экономические, философские, морально-этические, вопросы воспитания, культуры, искусства, вопросы повседневной жизни, производства и т.д.

При всей полноте описания субъективно-характеризующей семантики языковых и речевых фактов проблема экспрессивности в языке, речи и тексте до сих пор не имеет целостной концептуальной опоры, а экспрессивность, как и раньше, преимущественно приравнивается к эмоциональной оценочности (эмотивности). Кроме того, лингвистическая экспрессиология буквально увязла в бесконечных выяснениях соотношения понятий экспрессивности, субъективной модальности и эмоциональности (эмотивности). Между тем, исходя из основных положений о тексте, он создается на основе авторского целеполагания. Исходный импульс создания текста - цель автора, собственно текст - это воплощение речью движения к цели, направляемое авторской волей.

Функции публицистики обусловливают и ее языково-стилистические особенности. Определяющим является сочетание воздействующей функции и информационной.

Для реализации чисто информационной функции используются нередко однотипные, регулярно воспроизводимые языковые стандарты (клишированные обороты), помогающие пишущим оперативно передать новости, а читающим - быстро и правильно их воспринимать.

Реализация функции воздействия требует иных языковых средств - экспрессивных, образных.

Воздействующая функция речи в произведениях публицистического стиля определяет стилевые черты: побудительность, экспрессивность, новизну выражений, оценочность, полемичность.

Информационная функция речи в произведениях обусловливает черты иного плана: логичность, официальность, точность, стандартизированность.

В публицистическом стиле (в частности, в газетном) органически сочетаются экспрессия и стандарт.

Строй речи - открытый, эмоциональный. Двойственность функции речи рождает качества, таким образом, прямо противоположные, что и приводит к противоречивости в самом стиле как системе. Если, например, официально-деловой стиль консервативен и устойчив, то публицистический - консервативен и в высшей степени подвижен. Большое влияние на выбор языковых средств и организацию текста оказывает и жанровое многообразие публикаций.

Информационные жанры (заметка, репортаж, отчет, интервью), аналитические (корреспонденция, статья, обзор, письмо, обозрение) и художественно-публицистические (очерк, раздумья, зарисовка, фельетон, памфлет, блог) не могут обходиться одинаковыми речевыми средствами.

Публицистичность - это оценочность, страстность, особая эмоциональность. Острота высказывания, полемичность, открытая прямая оценочность - черты, присущие не только публицистическим жанрам, но здесь они являются стилеобразующими, без них не может быть публицистического произведения. Публицистический стиль - это система незамкнутая, открытая, подвижная.

Сочетание логического и эмоционального, объективного и субъективного рождает проблему взаимосвязи слова и образа, проблему стилистики различных публицистических жанров.

В публицистике основная роль принадлежит авторской речи (позиция автора активная, открытая, оценки его четки и определенны). Она имеет разнообразные стилистико-эстетические и коммуникативные функции. С авторской речью контрастирует и одновременно взаимодействует прямая речь и несобственно-прямая. Это взаимодействие (с учетом способов и приемов сочетания) и формирует речевой облик жанра: интервью, например, строится на прямой речи, в очерке она имеет характерологическую функцию, высвечивая героя "изнутри", в фельетоне активна несобственно-прямая речь, доведенная до сатирического звучания.

Стандартизированность обеспечивает быструю передачу информации. Стандарт экономит усилия, помогает оперативно откликаться на события, создает нейтральный фон стиля. Однако именно здесь и таится опасность появления штампа.

Штамп появляется с потерей речевыми клише экспрессивно-оценочных качеств. Источником штампов может быть и стремление к образной речи, к новизне выражений. Из-за частого повторения эти языковые средства теряют свои выразительные свойства: белое золото, получить прописку.

Публицистический стиль использует самую разнообразную в тематическом плане лексику и фразеологию, отражая тем самым социальную многоплановость современного русского языка. На общем нейтральном фоне здесь особенно приметны оценочные средства, причем оценка в публицистике имеет не индивидуальный, а социальный характер.

Среди нейтральных лексических средств в публицистическом стиле активно используются общественно-политическая терминология, научные, технические и производственные термины, много номенклатурных единиц, географических названий, наименований должностей, названий газет, журналов и т.д.

Лексические единицы, обозначающие социально-политические процессы и идеологические понятия, в различных контекстах могут приобретать оценочное значение (демократия, диктатура, партийность, авангард, свобода).

К стилистически окрашенной лексике относится лексика, имеющая гражданско-патетическое звучание или риторическую окраску: дерзать, свершать, быть на страже, отчизна; ниспадать, восторжествовать, низводить и др.

В публицистическом стиле появление новых слов и словосочетаний непосредственно и мгновенно отражает социальные и политические процессы в обществе: альтернативные выборы, баланс интересов, финансовое оздоровление, экономическое поведение, экономическое пространство, политическое пространство, новое политическое мышление, декоммунизация общества, эпоха застоя, политика диалога и др. Активно происходит семантическая трансформация слов, например, появление новых значений у слов либерализация (цен), тусовка, обвал, беспредел.

Новой тенденцией можно считать использование оценочных прилагательных при обозначении социальных и политических процессов (хрупкое перемирие, бархатная революция, сторонник шелкового пути и др.). Показательно своеобразное употребление цветовых прилагательных, например прилагательных белый, красный, желтый, коричневый, черный (белая смерть, красная суббота, черный рынок, коричневая чума, коричневый лагерь, коричневая литература, желтый дождь).

В целом публицистическому стилю свойственно контрастное сочетание разных лексико-фразеологических пластов: книжных и разговорных, высоких и сниженных. Однако это не механическое смешение, а целенаправленное объединение, дифференцированное по разным жанрам публицистики. В использовании разноплановой лексики и фразеологии действует принцип эстетической целесообразности. Например, в очерке и фельетоне допустимо просторечие, тогда как информационные жанры не допускают таких вольностей стиля, хотя в последнее время отступлений от этого правила более чем достаточно. Публицистическому стилю свойственны образования имен с помощью книжных суффиксов (учительство, компьютеризация, ваучеризация, активизация, гласность, парламентаризм, приспособленчество, сохранность); обильны наименования с суффиксами лица (подвижник, пособник, застрельщик), с приставками (сверхзадача, межзональный, антифашист). Среди лексики общественно-политической, оценочной сильно развито словосложение (очковтирательство, малоэффективный). Много аббревиатур (СНГ, ГИБДД, ГОСТ, ООН) и сложносокращенных слов (автострада, псевдорынок, фотофестиваль, клиповед, бизнес-школа, рок-звезда).

В разряде оценочной лексики распространены модели с суффиксами сниженной окраски (шумиха, показуха, вкусовщина, митинговщина).

1.2 Синтаксический строй и экспрессивный синтаксис

Синтаксический строй публицистической речи стремится к прозрачности синтаксических конструкций, простоте структур. В выразительных целях часто используется инверсия, разные виды актуализации, повторы, вопросно-ответные и призывные побудительные формы и др.

Характерны обобщенно-личные и неопределенно-личные, безличные предложения, с помощью которых можно "отстраниться" от конкретного деятеля (нам сообщают, передают; в заметке сообщается).

Публицистика активно использует экспрессивный синтаксис: номинативные, присоединительные и парцеллированные конструкции, вопросно-ответные построения. Синтаксическая фрагментность в подаче материала создает иллюзию свободной, непринужденной речи, что способствует проявлению контактоустанавливающей функции речи.

Для синтаксиса в целом характерны, с одной стороны, традиционные публицистические (приподнято-патетические) конструкции (синтаксический параллелизм, периоды, повторы), с другой - "раскованные", близкие к разговорным конструкции (расчлененные, неполные, осколочные конструкции). Такая сложность синтаксической системы стиля продиктована жанровым многообразием публикаций, различием их конкретных целевых, содержательных и функциональных установок. На синтаксической структуре сказывается многомерность общей тональности стиля: от агитационной призывности до тона доверительной беседы.

В публицистике широко представлены образные средства (тропы, фигуры), используются фразеологические обороты, пословицы, крылатые выражения, которые часто трансформируются, переосмысливаются в нужном для журналиста ключе. Приемы контаминации, столкновения смыслов, обновления устойчивых словосочетаний, привычных речевых формул имеют жанрово-композиционную обусловленность и делают речь выразительной, активно воздействующей на читателя. Все это связано с общей экспрессивной направленностью стиля.

Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально - и экспрессивно - окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к экспрессии обуславливает использование конструкций с разговорной окраской: частиц, междометий, инверсий, бессоюзных предложений, пропуск того или иного члена предложения и др.

1.3 Языковые средства выражения экспрессивности

Экспрессивные средства служат созданию политической и социальной заостренности, злободневности, образные средства здесь не только средства наглядности, но и средства социальной оценки изображаемого.

Вопрос о том, является ли художественная речь функциональным стилем, до сих пор еще вызывает споры. Одни исследователи ставят стиль художественной литературы в один ряд с функциональными стилями, другие считают его явлением иного, более сложного порядка. Думается, что причиной спора является совмещение понятий "художественный стиль" и "язык художественной литературы" (глубинно - стиль и текст).

Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (передовая статья, репортаж), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется, как и письменной, так и в устной форме. Характерной чертой газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций - тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере).

Для актуальности информации очень значим временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя. Автор не только высказывает свое отношение к сообщаемой информации, а выражает мнение определенной социальной группы людей - партии, движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газетно-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.

Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать на них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

Лексика газетно-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы, использует такие словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски: оболванивание, желтая пресса, пособник и т.п., которые показывают принадлежность газетно-публицистическому стилю речи и содержат отрицательную оценку. Многие слова приобретают газетно-публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении.

Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-. ультра- (антиконституционный, ультраправые и др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка - приватизация, электорат, деноминация и др.

Рассматриваемый стиль привлекает весь запас эмоционально-экспрессивных и оценочных слов, включая в сферу оценочности даже имена собственные, названия литературных произведений (Плюшкин, Держиморда, Человек в футляре). Стремление к выразительности, образности и, в то же время, краткости реализуется также с помощью прецедентных текстов (текстов, знакомых любому), что является неотъемлемой частью публицистической речи.

Экспрессивность как способность единиц выступать в коммуникативном акте в качестве средства субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи, улучшать форму высказываний - понятие динамическое. Это градуируемое свойство, которое зависит от мотивированности применения конструкций, характера их сочетаемости. При недостаточно мотивированном, концентрированном применении штампов одной модели, частотности употребления и повторяемости штампов на "малой площади" без изменения в семантике и внешней форме единиц их экспрессивные свойства деактуализируются. Но штампы становятся более экспрессивными при мотивированном включении в текст. Экспрессивные свойства речевых штампов в публицистическом тексте усиливаются с помощью обновления синтагматических связей единиц; изменений в семантике и внешней форме сочетаний слов и построения текстовых парадигм.

Для использования штампов в публицистических текстах характерен синкретизм собственно экспрессивной функции (выражения оценки и эмоций, стилистической дифференциации) и эстетической (употребление как характерологического средства, при индивидуализации речи персонажей, определения их социального статуса и т.п.). Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые предпринято комплексное исследование речевых штампов как конструкций с градуируемыми экспрессивными свойствами. Исследование проводится на основе примеров из словарей, художественной прозы и публицистики современных русских писателей, язык произведений которых мало изучен. Разработана типология речевых штампов по способу номинации, структуре значения, степени экспрессивности.

У речевых штампов выделяются следующие категориальные признаки:

1) стереотипная сниженная экспрессивность (однообразие семантики и структуры, серийность конструкций, несмотря на то, что они предназначены для экспрессивной функции);

2) раздельнооформленность, наличие не менее двух лексических компонентов;

3) стабильность сочетаний, десемантизация слов-компонентов, которая проявляется в редукции денотативных и/или коннотативных сем;

4) использование стилистически окрашенных конструкций не по назначению; их стилистическое и семантическое рассогласование с другими элементами текста;

5) чрезмерная употребительность единиц в небольшом по объему тексте; текстах одного стиля речи. При употреблении штампов страдают эмоциональность, информативность высказываний, внешняя форма речи, её воздействие на адресата снижается.

Экспрессивность штампов - явление динамическое. Позитивно оцениваемую динамику экспрессивности штампов можно определить терминологически с помощью дифференциации экспрессивной функции 1 и экспрессивной функции 2. Экспрессивная функция 1 связана с традиционным применением единиц, оно приводит к снижению выразительности у конструкций. Экспрессивная функция 2 представляет собой соединение функции выражения эмоций и оценки с эстетической функцией (использованием единицы для улучшения внешней формы речи).

Авторские фонетические средства, повышающие экспрессивность речи и ее эмоциональное и эстетическое, воздействие, связаны со звуковой материей речи через выбор слов и их расположение и повторы. В своей совокупности эти средства рассматриваются учением о благозвучии, или эвфонией. Эвфонией, или инструментовкой, называют также и самый объект этого изучения, т.е. соответствующую настроению сообщения фонетическую организацию высказывания.

К частным текстовым функциям эмотивной лексики относятся:

создание психологического портрета образа персонажей ("описательно - характерологическая функция");

эмоциональная интерпретация мира, изображенного в тексте, и его оценка ("интерпретационная и эмоционально-оценочная функции"); обнаружение внутреннего эмоционального мира образа автора ("интенциональная функция");

воздействие на читателя ("эмоционально-регулятивная функция").

К частным текстовым функциям эмотивной лексики относятся:

создание психологического портрета образа персонажей ("описательно-характерологическая функция");

эмоциональная интерпретация мира, изображенного в тексте, и его оценка ("интерпретационная и эмоционально-оценочная функции"); обнаружение внутреннего эмоционального мира образа автора ("интенциональная функция");

воздействие на читателя ("эмоционально-регулятивная функция").

Мы рассматриваем экспрессивность как одну из ведущих концептуальных категорий, обусловливающих её прагматико-коммуникативное существование. Экспрессивность в нашей работе представлена как сущностная характеристика текста, как акт прагматического текстообразования.

Возможности экспрессивности как сущностной характеристики заложены прежде всего в его денотативном плане. Именно от денотативной отнесённости предмета зависит в конечном счёте ожидаемый перлокутивный эффект. Денотат текста (товар, услуга, имидж, общечеловеческие ценности, политические партии, движения) может иметь ту или иную личностную значимость для получателя рекламы, независимо от того, есть или нет в тексте экспрессивные единицы. Именно денотативный план создаёт почву для возникновения коннотативных смыслов, глубинных замыслов авторской сверхидеи.

Использование экспрессивных языковых средств в процессе порождения текста зависит от автора. Адресант на правах более информированного участника коммуникации восполняет возможные пробелы в концептуальной картине мира адресата. Причём делает он это не навязчиво, а очень тактично и дружелюбно, раскрывая собеседнику новые возможности, подчёркивая их преимущества и предлагая ими воспользоваться. Прагматика текста проявляется не только в том, что он воздействует на реципиента, но и в том, что текст содержит имплицитную информацию о его авторе и сфере коммуникации. Через своё послание автор актуализирует комплекс вербализированных и невербализированных знаний об окружающем мире, в том числе и некоторую систему ценностей, к которой и отсылает потребителя напрямую или косвенно.

Специальные языковые средства (образные, эмотивные, оценочные), используемые в тексте, сами по себе не создают общей экспрессивности текста. Экспрессивность возникает при условии, что эти средства, во-первых, отображают определённое содержание (характеризуют объект описания), а во-вторых, адресуются реальному читателю, для которого они окажутся личностно значимыми. Всякий текст, в том числе и публицистический, рассчитан на восприятие, понимание и оценку. Следовательно, экспрессивные усилия автора достигают цели тогда, когда они сообразуются с апперцептивными возможностями реципиента.

Употребление системных экспрессивных средств и приёмов усиливает общий экспрессивный тон текста, поскольку всякий приём - это активная и серьёзная "игра" значениями и смыслами, имеющая коммуникативную цель и прагматическое назначение - эмоциональное заражение адресата.

Экспрессивная функция текста реализуется лишь при включении текста в процесс общения, т.е. при наличии реципиента, способного воспринять текст. Следовательно, нужно учитывать связь текста с внешними явлениями, психологической и социальной реальностью, с функционированием текста в этой реальности.

Стремление к максимальной экспрессивности становится одним из главных и обязательных мотивов языкотворчества при создании художественных текстов, а сама экспрессивность является их обязательной и существенной характеристикой.

Отсюда следует, что экспрессивность публицистического текста - особый вид экспрессивности. В тексте экспрессивность становится символом художественной выразительности. В структуре текста на перовое место выдвигается образный план. Художественный образ становится ядром экспрессивности, а языковые единицы, качественно преобразуясь, соединяясь определенным образом, придают художественное своеобразие данному тексту, определяют его художественные достоинства.

Изучение способов выражения оценки и экспрессивности в СМИ особенно важно потому, что экспрессивность усиливает эмоциональное воздействие на общественное сознание адресата и непосредственно участвует в формировании того или иного общественного мнения.

Глава 2. Аналитический обзор блогов В. Соловьева

С первых же фраз текста интуитивно ощущаешь, что речь Соловьева строится в энергичных тонах. Эмоциональный строй сочетает, казалось бы, противоположные понятия: категоричную уверенность и сомнения.

"Что-то мне как-то неспокойно. Вчера Дмитрий Анатольевич Медведев, президент Российской Федерации, вызывает Игоря Ивановича Шувалова, первого заместителя председателя правительства Российской Федерации, непосредственного подчиненного Владимира Владимировича Путина и высказывает ему вполне конкретное недовольство. А сегодня Дмитрий Анатольевич Медведев вызывает Михаила Маратовича Фридмана, руководителя известного и уважаемого "Альфа-банка", который, как известно, предъявил ряд исков структурам господина Дерипаски, по возвращению долгов.

Тревожно мне, очень тревожно. Вот во вчерашнем посте я начал рассуждать, что тревожно, когда президент напрямую углубляется в вопросы экономики, а здесь президент напрямую углубляется в вопросы бизнеса. Это как-то еще более странно. Ну можно себе представить, чтобы Барак Хусейн Обама вызвал председателя "Сити-групп" и сказал ему: "Значит так, слушай. У тебя там "Дженерал Моторс" кредитуется. Ты давай - веди себя прилично, деньги, которые они тебе не могут заплатить назад не требуй"? Странная все-таки ситуация: либо рынок, либо не рынок. Хотя в России, думаю, ни у кого нет никаких иллюзий, что рынком пахнет только на Дорогомиловском и Центральном. "

Двойственность функции речи приводит к противоречивости, что характерно для публицистического стиля. Текстуальное рассмотрение материала показывает, что прямых сигналов категоричности практически нет. Эффект подчеркнутой уверенности создается исключительно за счет грамматики и ритмики. Повествовательный строй изложения, короткая фраза и представление действий через совершенный вид глагола - вот основной набор использованных средств. Даже без лексических и лексико-синтаксических средств воздействия названные средства хорошо передают несомненную уверенность автора во всех своих утверждениях:

"Много сталкиваюсь с разного рода работниками, занятыми в самых разных отраслях. И вот что удивительно: может мне так "везет", может нет, но как-то все больше и больше людей, которым совершенно наплевать на свою репутацию. В последнее время никого ничего не волнует.

Можно заплатить сколько угодно денег, но все равно смешно даже требовать от людей хоть какое-то качество работы. Людям безразлично. Ни деньги, ни человеческие отношения не играют никакой роли. Страна вырождается со страшной скоростью.

В советское время у людей было хотя бы какое-то представление о том, что есть репутация, что потом смотреть в глаза друг другу придется. Сейчас как будто никакого завтра никогда не будет. "

На основе техники риторических фигур, а также разговорного лексикона и строя речи автор добивается большой воздействующей силы высказывания. Существенно, что в тексте постоянно обеспечивается "многослойность" выразительности: восходящие градации строятся на разговорной лексике, и все это заключено в динамичные ритмические структуры. Уверенность оратора приобретает за счет этого явственную личностно-эмоциональную окраску. С одной стороны это полная, всеобъемлющая уверенность, с другой, речевое сигналы предположительности, сомнения, на всем протяжении текста.

"Выходные. Это всегда изменение ритма, всегда планируемая остановка, но организм не знает что с ней делать.

Просыпаешься зачем-то рано, хотя можешь еще доспать. Лежишь, ворочаешься с боку на бок, а сон не идет. Заставляешь себя еще хотя бы несколько минут оторвать от дня.

Потом все-таки встаешь и пытаешься настроиться на времяпрепровождение, соответствующее дню календаря, но чувствуешь в себе недовольство. Не понимаешь что делать, куда себя девать. Шатаешься, шатаешься, зачем-то ешь, чуть больше чем надо. Зачем-то задерживаешься чуть дольше чем надо на поворотах... глядишь - и день прошел.

А ведь вроде как-то на него рассчитывал, что-то планировал, и почти ничего не успел. И так каждый раз.

Уж легче не думать что этот день выходной, и относиться к нему как к еще одному рабочему. И перенести в ранг работы столь необходимые и важные дела как общение с друзьями. Ну и, конечно, лучше всего весь этот день просто отдать детям, хотя назвать это работой язык не поворачивается. "

"Не верь глазам своим, не верь ушам своим.

С большим любопытством на каком-то из каналов услышал фразу: "Давайте обсудим что делать, чтобы остановить рост цен в России, ведь мы - часть мировой экономики и во всем мире цены растут". И это заявляется на федеральном канале, в программе, претендующей на серьезные политические обсуждения, как я понимаю.

Вроде, не было нигде заставки, что это юмористическая программа...

Так вот, дорогие политпропагандисты, должен вас огорчить: в мире роста цен не наблюдается, в мире наблюдается падение цен. А вот в России рост цен не имеет никакого отношения к мировому финансовому кризису, а имеет прямое отношение ко многим факторам, большинство из которых российского происхождения.

Есть такое страшное слово - монополия.

И какую нашу индустрию ни рассмотришь, почти всюду наткнешься на монопольный сговор.

Но, конечно, попытка объяснить внутрироссийский рост цен мировым закулисьем - это оценка "5". Да здравствует российская пропагандистская машина и ее верные и преданные сыны и внуки! Люди, ку-ку! Хотя, у вас и так настолько перекошенные лица, что даже не надо спрашивать - стыдно ли вам врать? По лицам видно - стыдно. "

Хочется также отметить, что Соловьев внимательно следит за орфографией и пунктуацией в своем блоге, что характеризует его как образованного человека.

При помощи синтаксиса автор создает экспрессивно - окрашенные конструкции. Широко используются восклицательные и вопросительные предложения, предложения с обращением, риторические вопросы. Стремление к экспрессии обуславливает использование конструкций с разговорной окраской. Лексика Соловьева включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы, использует такие словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски, которые показывают принадлежность к публицистическому стилю и содержат отрицательную оценку.

"Я бы даже подумал, что все это случайно, если б потом не услышал в передаче господина Гордона следующую фразу, обращенную к Жириновскому - "И тут я увидел двух бомжей, и они говорят: пойдем в храм или к …", в конце которой Гордон употребил ругательный в русском языке термин для обозначения евреев. А чтобы ни у кого не было сомнений, чтобы никому не показалось, что они ослышались, Гордон повторил это еще раз. При этом, так как передача идет не в прямом эфире, сложно подозревать, что творческая группа этого не видела.

Ну, что же, значит теперь эта терминология на буковку "ж" стала приемлемой на Первом канале. Значит, теперь уже можно. Сначала было можно Приходько отказываться петь с Хором Турецкого, потому что они евреи, а потом - Гордону использовать оскорбительные для еврейского народа клички, получая большое удовольствие от того, что делается это в эфире Первого канала.

Ну, и окончательно, чтобы не было никакой иллюзии, что теперь все можно, просто восхитила меня передача "Прожектор Перис Хилтон", когда Микки Рурк вместе с ликующими от его присутствия ведущими курил и пил в прямом эфире. Жалко, что он не попросил женщину, иначе, наверное, привели бы Юлию Панкратову и она бы, наконец, осуществила свою мечту, судя по тому, как она себя вела во время выпуска новостей. Но вместе с этим хотелось бы поблагодарить Константина Львовича за то, что хотя бы во время интервью с президентом нигде не было видно ни Приходько, ни Микки Рурка с его зубочисткой. Превратить великую страну в подобострастно лижущую зад дурно воспитанному Микки Рурку - это талант. Почему этому человеку позволяется на российском экране все? Из-за того, что он снялся в фильме "Рестлер"? Это что, наша новая национальная идея? Такое поклонение перед Западом? Первый канал показывает, что можно? "

Специальные языковые средства (образные, эмотивные, оценочные), используемые в тексте, адресуются реальному читателю, для которого они окажутся личностно значимыми. На мой взгляд, Соловьев ориентируется в основном на образованного, интеллигентного читателя, который разделяет его взгляды и согласен со многими мыслями. Он не навязывает свое мнение, а очень тактично и дружелюбно раскрывает собеседнику свои переживания по разным вопросам, подчёркивая их значимость и предлагая задуматься над ними. Хотя читают тексты Владимира и люди, не разделяющие его позиции, а порой тайно или явно ненавидящие автора.

"Удивительное дело - насколько же народ в моем блоге считает себя вправе хамить людям, которые почему-то не разделяют их точку зрения.

Но если Вера Шоман ко мне хорошо относится и пишет, почему тогда есть право у любой глупой бабищи, прикрываясь любым ником, писать ей гадости? У нее что, нет другого способа выражать свою глупость? Дорогая Вера, выражаю вам свою всемерную поддержку. Не обращайте внимания на дур ни в реале, ни в виртуале. На дураков, кстати, тоже.

Надеюсь, что этим я четко и ясно высказываю свое отношение к сообщениям многих граждан. Не каждый, умеющий писать, умен. Но, к сожалению, каждый, кто пишет, далеко не скромен. Иначе он бы тысячу раз подумал - а надо ли ему оставлять на блоге сообщения, не имеющие никакого отношения к содержанию блога, а касающиеся личностных разборок с одним из участников. "

"А среди комментариев у себя на сайте я прочитал запись одного из блогеров, которая меня удивила своей колоссальной несправедливостью, ангажированностью, а главное - такими замечаниями "через губу". Я не знаю этого человека и не хочу его знать, но когда он позволяет себе так, походя, сказать: "А у вас в передачах море заказухи и джинсы", то хочется спросить, с чего он это взял. Потому что за такие обвинения человек обычно должен отвечать. Вторая фраза, которая меня удивила: "Вы же на содержании власти! ". Это, конечно, тоже оскорбление и звучит как-то ужасно глупо. Поэтому, естественно, человека, который в двух предложениях позволил себе столько оскорбительных вещей в мой адрес, я из блога исключаю, это не вопрос. Но больше всего меня удивляет, что человек считает себя вправе писать такие вещи. А ведь он даже не представляет, чем я занимаюсь. И, хотя видит результаты моей деятельности, считает, что это так, нормально. Не понимает, какой кровью это дается. Вот так, "через губу", мелко клацая ногтями по клаве, он может себе позволить забыть о том, какую войну я выдержал, чтобы Виктор Петрович Иванов ушел из администрации президента, чтобы сняли Майкову, чтобы пролетные деньги контролировались, чтобы освободили мальчика в Нижнем Новгороде и многое-многое другое. Но человеку это не важно, ему важно сказать: "А я про Соловьева могу сказать что угодно" и он чувствует себя героем. А для меня он… Ну, сами понимаете, кто он для меня. Поэтому, по крайней мере, у себя в блоге я его видеть не хочу, как и в мой жизни. Пусть живет себе где-то там, среди бесчисленного множества ненавидящих меня граждан. Но позволять вещи оскорбительные и мерзкие на моей территории я не собираюсь.

Владимир Соловьев в своем блоге старается доводить до читателя самую свежую информацию. Это еще одна функция воздействия на массового читателя, выражающая эмоционально-экспрессивный характер публицистического стиля. А с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля. Автор не только высказывает свое отношение к сообщаемой информации, но и выражает мнение определенной социальной группы людей. Экспрессивные средства служат созданию политической и социальной заостренности, злободневности, образные средства здесь не только средства наглядности, но и средства социальной оценки написанного.

"Я вчера с ужасом узнал о произошедшем в городе Сочи на пресс-конференции Бориса Немцова. Больше всего меня возмутила реакция ряда людей, которым я позвонил и которые сказали: "А! Самопиар!" Я сказал: "А если голову себе бензопилой отпилят, тоже скажут - ради самопиара? ". Сегодня в эфире "Серебряного дождя" я побеседовал на эту тему с самим Борисом Ефимычем:

Соловьев: Борис, расскажи, пожалуйста, что вчера произошло в Сочи. Вообще, что там происходит, почему такой накал страстей? Немцов: В Сочи выборы, 26 апреля они должны состояться. За последний год в Сочи поменялось 4 мэра, причем все эти 4 мэра назначенцы Ткачева - такие засланные казачки из кубанских столиц. Два были из Армавира, один из Анапы, один тоже там из Краснодара. И, честно говоря, для сочинцев, которые себя ощущают жителями всероссийской здравницы (в Советском Союзе это была всесоюзная здравница), это все довольно унизительное дело. Сочинцы не хотят себя чувствовать станичниками, хотят себя чувствовать федеральным городом. Таковым, собственно, они себя чувствовали всю жизнь - и в Советском союзе, и в постсоветское время. А их хотят в станицу превратить. У Сочи отобрали бюджет, финансирование идет через казначейство города Краснодара. У Сочи отобрали все полномочия. Короче говоря, люди себя чувствуют униженными, и их сильно утомила вот эта деятельность Ткачева, губернатора Краснодарского края, который хочет сделать Сочи своей вотчиной. И, собственно, ко мне обратились, чтобы я принял участие в этих выборах. Честно говоря, я не ожидал… Соловьев: То есть это была инициатива жителей Сочи? Немцов: Это была инициатива жителей Сочи, которая, честно говоря, меня поразила, и для меня она была абсолютно неожиданной. Я в Сочи, конечно, родился и прожил там счастливое детство до 7 лет. Потом, конечно, ездил каждый год, возглавлял комиссию по Сочи, когда занимался строительством первой теплоэлектростанции сочинской, поскольку Сочи - энергодефицитный регион. Но сказать, что я мечтал стать мэром Сочи, было бы большой натяжкой.

Соловьев: Было бы смешно. Борис, скажи, пожалуйста, а что вчера произошло? Немцов: Вчера у меня должна была быть пресс-конференция, посвященная Олимпиаде и моей позиции по Олимпиаде. Если коротко, то я за Олимпиаду, но по-человечески. То, что я здесь увидел (я уже здесь больше двух недель), меня потрясло. Масштаб откатов, масштаб бесхозяйственности, масштаб цинизма и насилия над народом, которого выгоняют из Имеретинской долины, где он, собственно, сотни лет жил, уничтожают старообрядческое кладбище - там хотят построить Центральную ледовую арену (этому кладбищу, кстати, тоже более ста лет). Уничтожают экологию в заповедниках Западный Кавказ. Превратили Сочи в такой транспортный коллапс, в городе, где отдыхать невозможно, жить невозможно. Вот это все меня, конечно, сильно поразило и, короче говоря, мое предложение сводится к тому, что Олимпиаду, конечно, надо провести (Сочи должен остаться столицей Олимпиады), но провести в Сочи исключительно горнолыжные соревнования: прыжки с трамплина, бобслей, а соревнования, связанные с хоккеем, фигурным катанием, лыжами - в других местах.

Соловьев: В других местах, да? Но давай, все-таки, от политической программы, потому что сочинцев здесь все равно нет, к тому, что с тобой случилось.

Немцов: Я сейчас объясню. Мне кажется, что именно с этой программой был связан инцидент. Вот в чем дело. То есть в том-то и дело, что хотели сорвать эту пресс-конференцию. Придумали они замечательный способ: просто мне плеснули в лицо нашатырным спиртом, разбавленным с "Колой", как потом выяснилось.

Соловьев: То есть, проведена экспертиза? Немцов: Экспертиза была проведена немедленно, потому что запах нашатыря ни с чем перепутать невозможно. И более того: облили не только меня. В глаза попали мне - они целились, видимо, а там еще были журналисты из Интерфакса, из сочинских газет, которые рядом со мной стояли. На них тоже попало. И потом все это выветривалось довольно долго. Важная деталь: до инцидента перед входом в наш штаб стоял человек - трансвестит, который уже участвовал в провокациях в Москве против Ильи Яшина.

Соловьев: Да, я помню этот известный интернетовский ролик.

Немцов: Помнишь, как он пытался его поцеловать, Яшин его ударил. Вот этот человек там был, и его функция состояла в том, чтобы отвлечь внимание от этих негодяев, которые с нашатырным спиртом были. Ему, надо сказать, это удалось сделать, потому что он такой экзотической наружности был, и поэтому охрана моя - она на него отреагировала. По сути, остался один в этот момент, и они этим воспользовались. К счастью, у нас в штабе умывальник оказался близко. Я успел себя привести в порядок, так что пресс-конференция состоялась. Потом было интересно. Потом мы трижды звонили в милицию, милиция трижды делала вид, что она не слышит, о чем мы говорим, а потом приехала все-таки уже оперативная группа, когда я оттуда ушел. Случилось это где-то через полтора часа. Они сняли отпечатки пальцев с этих бутылок - те-то побросали бутылки, когда бежали, то есть бутылки валялись.

Соловьев: А сколько их было? Немцов: Я не видел никого, если честно. Они всегда подло, исподтишка действуют.

Соловьев: На пресс-конференции было много народу? Немцов: Они же на меня накинулись перед входом в штаб, а не внутри, поэтому журналисты там, собственно… Там был Первый канал немецкого телевидения, там были еще камеры сочинские или я уж не знаю какие. Еще была камера "Новой газеты" - у них там есть, видимо, для Интернета специальный ресурс. Они не успели выскочить, и поэтому засняли только трансвестита. Трансвестит есть, он уже есть в блоге у Яшина и на YouTube - его можно посмотреть. Конечно, он московский человек, он сюда прислан. Он связан то ли с "нашистами", то ли с "Молодой гвардией", в общем, с какой-то из кандидатских группировок.

Соловьев: Но они отказались от участия. Мало того, люди, с которыми я говорил, говорят: "Да ладно, прекратите, это Немцов сам себя раскручивает, к нему никто не ходит из избирателей. Пытается привлечь к себе внимание".

Немцов: Мне очень нравится. Владимир Владимирович вчера, находясь в Сочи, сказал, что ни в коем случае не надо голосовать за Немцова, если у меня рейтинг - ноль. Зачем великий отец нации призывает сочинцев этого не делать? Я теперь тебе скажу правду. Правда следующая: провели социологию. Социология такая: если выборы состоятся в воскресенье, я стану мэром. Точка. То есть причина истерики, которая началась у кремлевских - ровно в этом. То есть, они реально проигрывают выборы. Они полностью объявили блокаду, информация, например, о вчерашнем нападении на сочинских телеканалах просто не появилась - такой не было новости, так же как и не было этой новости в сочинских газетах. Есть прямая блокировка любой информации о моей деятельности. Тем не менее, Сочи - город маленький и он полнится слухами и молвой. Люди все друг друга знают, поэтому то, что они все закрыли, меня не сильно смущает. Вчера, например, я встречался с чеченской общиной - здесь 200 чеченских семей живет, сейчас еду на Имеретинскую долину в совхоз "Россия" встречаться с людьми, которых выгоняют из домов. То есть, меня они остановить не могут. Единственное - то, что люди запуганы. Даже мои родственники, которые здесь живут, боятся мне звонить. То есть, тут атмосфера страха и ужаса и, кроме того, Путин включился в предвыборную компанию против меня. Так что, когда эти негодяи из кремлевских организаций говорят, что это самопиар, они лишний раз подтверждают, что они негодяи. У меня просьба просто к Суркову. Я не знаю, послушает он или нет. А он может негодяев убрать из Сочи? Сочи - спокойный город, здесь живут приличные люди. Пусть эти люди выберут себе мэра и нормально живут и работают. У меня просьба - только это. Могу вам сказать, что когда мы сюда приехали 12 марта, и здесь было выдвижение (как раз инициативная группа меня выдвигала), здесь тоже были "нашисты" на входе, потом получили команду и ушли. Ну, в принципе это было правильно, потому что ну что привлекать внимание? У меня сейчас просто просьба: кремлевские, уберите этих подонков, очень прошу вас.

Соловьев: Борис, еще вопрос: ты себя чувствуешь как? То есть, твоему здоровью это не повредило, глаза как? Немцов: Я себя чувствую нормально, глаза чуть-чуть красные, но в целом все нормально. Сегодня у меня полный рабочий день, буду в Адлере работать.

Соловьев: Скажи, пожалуйста, а в Сочи кто еще выдвигается? Есть ли какая-то реальная конкуренция? У народа какая-то позиция есть? Немцов: В Сочи заявилось уже 14 человек. Но если всерьез говорить, то борьба идет между представителями власти. Скорее всего, это будет исполняющий Влад Пархомов, которого прислал в Сочи Ткачев из Анапы, и я. То есть борьба будет между властью и оппозицией, причем, такая абсолютно классическая. Но она будет без правил со стороны власти. Там тема такая: они все синхроны, внимание, вот на сочинском канале ФКТ, все синхроны отсылают Ткачеву, в администрацию Кубани, и пока он не поставит визу, они не могут их озвучить. Дальше было сказано, извини, на твоем любимом НТВ, что такого города, как Сочи, нет, и темы выборов в Сочи тоже нет. Ну, чтобы было понятно. Ужас наполняет их души, глаза, сердца, я не знаю, если они у них есть. Я не понимаю, чего они боятся, откровенно говоря, вот я реально не понимаю. Сочинцев они достали этими своими кубанцами, станичниками и так далее. Сочинцы хотят иметь нормального мэра с федеральной известностью.

Соловьев: А Луговой уже начал свою предвыборную кампанию, Лебедев, Волочкова, вот эти все люди? Немцов: Значит, по поводу этих деятелей. Заявился Луговой, но, по-моему, ему запретили вообще отмечаться, потому что это позорище конечно. Человек находится в международном розыске, представьте себе на секундочку, что он стал мэром. Бойкот Олимпиады гарантирован. Теперь, что касается Саши Лебедева, он должен сегодня приехать в Сочи, по крайней мере, он мне так сказал. Мне нравится, что он хотел участвовать, нравится, потому что он федеральный человек, известный, грамотный, и я считаю, что проблемы с Сочи, проблема с Олимпиадой тем самым в связи с его участием, моим участием, они не будут исключительно сочинскими, они будут носить общероссийский характер. И как бы ни включали цензуру, все равно ничего не получится. Что касается Волочковой - это комедия. Волочкова, безусловно, балерина. Но к проблемам города, к серьезным проблемам города, конечно, эти люди, никакого отношения не имеют, что Луговой, что Волочкова… Я понимаю, зачем они это делают. Они хотят дискредитировать саму тему выборов, показать, что выборы - это клоунада. И поэтому всяких экзотических людей пытаются сюда запихнуть. Но знаете, повстречавшись с сочинцами, я могу сказать, что им не до смеха, реально не до смеха. Да, и выселяют, и отдыхающих мало, и дороговизна дикая, и насилие этих чиновников со всех сторон, и бизнес отнимают. Короче говоря, не нужны Волочкова, Луговой, потому что это в Москве клоунада, а там не очень веселая картина. Из Сочи, по крайней мере, это выглядит невесело, никто не улыбается при упоминании этих фамилий.

Соловьев: Спасибо большое, Борис, мы будем тебе звонить, если ты не возражаешь, узнавать, как у тебя обстоят дела.

Хотел бы отметить, что пресс-секретарь движения "Наши" Кристина Потупчик по поводу атаки на Бориса Немцова сказала "Коммерсанту", госпоже Марии Луизе Тирмастэ, что "мы этого не делали и не имеем к этому никакого отношения". Во время голосования в эфире "Серебряного дождя" слушатели присылали ответы на вопрос: "Верите ли вы Борису Немцову или не верите? ". Пришло много сообщений, в том числе очень негативных в адрес Бориса Ефимовича, но были и позитивные. Многие вспоминали Борису Ефимовичу Украину, многие вспоминали ему "Волги", и конечно, уровень ненависти крайне высокий. Но вообще сообщения были такие печальные, вот просто, знаете, реально печальные. "

Большое влияние на выбор языковых средств и организацию текста оказывает и жанровое многообразие публикаций Соловьева. Часто автор прибегает к стихотворному жанру.

"Газетам всем я очень доверяю! И утро каждое они всегда со мной! Пускай бумагу, только, мягче применяют... .

Чтоб не тревожить старый геморрой! "

"Вчера наш Государь и присные бояре Мирить взялись купцов и было посему! Что деньги и любовь они друг другу дарят! Осталось лишь решить: кто сколько и кому... "

Как мы знаем, в публицистике основная роль принадлежит авторской речи (позиция автора активная, открытая, оценки его четки и определенны). На примере блога Владимира Соловьева мы смогли увидеть, как использование разнообразных стилистико-эстетических и коммуникативных функций, с использованием контраста авторской и прямой речи, формирует речевой облик жанра.

Список литературы

    Апресян Ю.Д. Избранные труды. - 2-е изд. - М.: Языки русской культуры. Т.1, 2005.

    Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного произведения. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2007.

    Гринкевич (Вахненко), Е.В. Клише и штамп 2006.

    Язык. Дискурс. Текст: Материалы Международной научной конференции. - Ростов н/Д, 2004. (0,1 п. л)

    Гринкевич (Вахненко), Е.В. Десемантизация как причина появления

    штампов // Функционально-системный подход к исследованию языковых единиц разных уровней: Материалы 2006.

    Маслова В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста. - Минск: Высшая школа, 2007.

    Снегирёва Л.А. Анализ текстов англоязычной рекламы. - Минск, 2007.

    Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. - М.: Наука, 2008.

    Третьякова Г.Н. Речевое воздействие в устной коммуникации // Теория коммуникации. Языковые значения: Сб. науч. статей // Отв. ред. З.А. Харитончик. - Минск: МГЛУ, 2006. - С.21-30.

    Харченко В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова. - РЯШ, 2006, № 3. с.67-68.

    Фомин А.Г. Прагмалингвистические условия порождения рекламного текста (на материале англоязычной рекламы): Автореф. дис. канд. филол. наук. - Барнаул, 2005.