Инфляция (работа 10)

(Казахский Государственный Национальный Университет им.Аль-Фараби

Институт Экономики и Права

Êàôåäðà ýêîíîìè÷åñêîé òåîðèè

Êóðñîâàяÿ ðàáîòà

Кожахметов Р.Т.

ПЛАÍ ÐÀÁÎÒÛ

Ââåäåíèå 3

Инфляция в мировой экономике

1. сущность , пðè÷èíû и вèäû èíôëÿöèè 4

2. ñîöèàëüíо-эêîíîìè÷åñêèå ïîñëåäñòâèÿ èíôëÿöèè 10

3. аíòèèíôëÿöèîííàÿ ïîëèòèêà и политика регулирования 11 доходов

 Специфика инфляции в Республике Казахстане

1.Особенности развития инфляции в Республике Казахстан 15

2.Сîöèàëüíо-эêîíîìè÷åñêèå ïîñëåäñòâèÿ èíôëÿöèè в РК 17

3.Пути преодоления инфляции 18

Заключение 24

Список используемой литературы 26

Введение

Процесс инфляции такого же древнего происхождения , как и номинальные денежные знаки , с которыми инфляция неразрывно связана. В докапиталистических формациях инфляция проявлялась главным образом в форме обесценения монет .Рабовладельческие и феодальные государства уменьшали металлическое содержание монет ( вместо золота и серебра вводили в них , например , медь ) и выпускали в обращение заки стоимости , а точнее – фальшивые деньги . В этих условиях имела место так называемая монетно-денежная инфляция .

С появлением бумажных денег монетно-денежная инфляция уступает место бумажно-денежной инфляции . В ХХ веке повсеместно был прекращен размен бумажных денег на золото по фиксированному курсу . Это лишило экономику автоматически действовавшего антиинфляционного механизма . Он обеспечивал стабильность денежного обращения. Сегодня инфляция приняла всеобщий и хронический характер во всех странах .

Òåðìèí èíôëÿöèÿ (îò ëàòèíñêîãî inflatio - âçäóòèå) âïåðâûå ñòàë óïîòðåáëÿòüñÿ â Ñåâåðíîé Àìåðèêå â ïåðèîä ãðàæäàíñêîé âîéíû 1861-1865 ãã. è îáîçíà÷àë ïðîöåññ ðàçáóõàíèÿ áóìàæíî-äåíåæíîãî îáðàùåíèÿ.  XIX âåêå ýòîò òåðìèí óïîòðåáëÿëñÿ òàêæå â Àíãëèè è âî Ôðàíöèè. Øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå â ýêîíîìè÷åñêîé ëèòåðàòóðå ïîíÿòèå èíôëÿöèÿ ïîëó÷èëî â ÕÕ âåêå ñðàçó ïîñëå ïåðâîé ìèðîâîé âîéíû.  ñîâåòñêîé ýêîíîìè÷åñêîé ëèòåðàòóðå ïîíÿòèå âîçíèêëî ëèøü â ñåðåäèíå 20õ ãîäîâ.

Íàèáîëåå ëàêîíè÷íîå îïðåäåëåíèå èíôëÿöèè - ïîâûøåíèå îáùåãî óðîâíÿ öåí, íàèáîëåå îáùåå - ïåðåïîëíåíèå êàíàëîâ îáðàùåíèÿ äåíåæíîé ìàññû ñâåðõ ïîòðåáíîñòåé òîâàðîîáîðîòà, ÷òî âûçûâàåò îáåñöåíиванèå äåíåæíîé åäèíèöû è ñîîòâåòñòâåííî ðîñò òîâàðíûõ öåí.

I Инфляция в мировой экономике .

1.Сущность , причины и виды èíôëÿöèè

Ñóòü èíôëÿöèè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî íàöèîíàëüíàÿ âàëþòà îáåñöåíèâàåòñÿ ïî îòíîøåíèþ ê òîâàðàì, óñëóãàì è èíîñòðàííûì âàëþòàì, ñîõðàíÿþùèì ñòàáèëüíîñòü ñâîåé ïîêóïàòåëüíîé ñïîñîáíîñòè. Ðîñò öåí ìîæåò áûòü ñâÿçàí ñ ïðåâûøåíèåì ñïðîñà íàä ïðåäëîæåíèåì òîâàðîâ, îäíàêî òàêàÿ äèñïðîïîðöèÿ ìåæäó ñïðîñîì è ïðåäëîæåíèåì âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ íå ÿâëÿåòñÿ èíôëÿöèåé. Ïðèìåð - ýíåðãåòè÷åñêèé êðèçèñ 70õ â ÑØÀ, êîãäà íåôòåäîáûâàþùèå ñòðàíû ïîäíÿëè öåíû íà íåôòü â äåñÿòêè ðàç, à íà äðóãèå òîâàðû è óñëóãè â òî âðåìÿ öåíû âîçðîñëè íà 7-9%.

Íåçàâèñèìî îò ñîñòîÿíèÿ äåíåæíîé ñôåðû, òîâàðíûå öåíû ìîãóò èçìåíÿòüñÿ âñëåäñòâèå ðîñòà ïðîèçâîäèòåëüíîñòè òðóäà, öèêëè÷åñêèõ è ñåçîííûõ êîëåáàíèé, ñòðóêòóðíûõ ñäâèãîâ â ñèñòåìå âîñïðîèçâîäñòâà, ìîíîïîëèçàöèè ðûíêà, ãîñóäàðñòâåííîãî ðåãóëèðîâàíèÿ ýêîíîìèêè, ââåäåíèÿ íîâûõ ñòàâîê íàëîãîâ, äåâàëüâàöèè è ðåâàëüâàöèè äåíåæíîé åäèíèöû, èçìåíåíèÿ êîíúþíêòóðû ðûíêà, âîçäåéñòâèÿ âíåøíåýêîíîìè÷åñêèõ ñâÿçåé, ñòèõèéíûõ áåäñòâèé, è ò.ï. Î÷åâèäíî, ÷òî íå âñÿêèé ðîñò öåí - èíôëÿöèÿ , è среди названных выше причин роста цен âàæíî âûäåëèòü äåéñòâèòåëüíî èíôëÿöèîííûå.

Òàê, ðîñò öåí, ñâÿçíûé ñ öèêëè÷åñêèìè êîëåáàíèÿìè êîíúþнêòóðû, íåëüçÿ ñ÷èòàòü èíôëÿöèîííûì. Ïî ìåðå ïрîõîæäåíèÿ ôàç öèêëà çàìåòíî áóäåò ìåíÿòüñÿ è äèíàìèêà öåí. Öåíû áóäóò ïîâûøàòüñÿ â ôàçàõ áóìà è ïàäàòü â ôàçàõ êðèçèñà, à çàòåì ñíîâà âîçðàñòàòü â ïîñëåäóþùèõ ôàçàõ âûõîäà èç êðèçèñà.

Ïîâûøåíèå ïðîèçâîäèòåëüíîñòè òðóäà ïðè ïðî÷èõ ðàâíûõ óñëîâèÿõ ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ öåí. Îäíàêî âîçìîæíû ñëó÷àè, êîãäà ïîâûøåíèå ïðîèçâîäèòåëüíîñòè òðóäà ïðèâîäèò ê ïîâûøåíèþ çàðàáîòíîé ïëàòû.  ýòîì ñëó÷àå - ò.í. èíôëÿöèè èçäåðæåê ïîâûøåíèå çàðàáîòíîé ïëàòû â êàêîé-òî îòðàñëè äåéñòâèòåëüíî ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîâûøåíèåì îáùåãî óðîâíÿ öåí.

· Èòàê, ê âàæíåéøèì èíôëÿöèîííûì ïðè÷èíàì ðîñòà öåí ìîæíî îòíåñòè ñëåäóþùèå:

1. Äèñïðîïîðöèîíàëüíîñòü - íåñáàëàíñèðîâàííîñòü ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ è äîõîäîâ - ò.í. äåôèöèò ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà. ×àñòî ýòîò äåôèöèò ïîêðûâàåòñÿ çà ñ÷åò èñïîëüçîâàíèÿ “ïå÷àòíîãî ñòàíêà” ÷òî ïðèâîäèò ê óâåëè÷åíèþ äåíåæíîé ìàññû è êàê ñëåäñòâèå - èíôëÿöèè.

2. Èíôëÿöèîííî îïàñíûå èíâåñòèöèè - ïðåèìóùåñòâåííî ìèëèòàðèçàöèÿ ýêîíîìèêè. Âîåííûå àññèãíîâàíèÿ âåäóò ê ñîçäàíèþ äîïîëíèòåëüíîãî ïëàòåæåñïîñîáíîãî ñïðîñà, à êàê ñëåäñòâèå - óâåëè÷åíèþ äåíåæíîé ìàññû. ×ðåçìåðíûå âîåííûå àññèãíîâàíèÿ îáû÷íî ÿâëÿþòñÿ ãëàâíîé ïðè÷èíîé õðîíè÷åñêîãî äåôèöèòà ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà à òàêæå óâåëè÷åíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà äëÿ ïîêðûòèÿ êîòîðîãî âûïóñêàþòñÿ äîïîëíèòåëüíûå áóìàæíûå äåíüãè.

3. Îòñóòñòâèå ÷èñòîãî ñâîáîäíîãî ðûíêà è ñîâåðøåííîé êîíêóðåíöèè êàê åãî ÷àñòè. На инфляционный процесс в немалой степени влияет и характер национальной экономики и рынка . частности , господство монополистических структур в экономике , превалирование несовершенной конкуренции на рынках являются той благоприятной средой , в которой легко подхватываются и усиливаются инфляционные тенденции . Монопольное положение предприятия позволяет не только взвинчивать цены , но и одновременно сокращать производство с целью еще большего роста цен и поддержания их на высоком уровне .Искусственно снижая эластичность спроса , монополистические структуры подавляют , угнетают реакцию производства на спрос и тем самым усиливают и продлевают возникающее инфляционное неравновесие .

Ñîâðåìåííûé ðûíîê â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè мîнîïîëèñòè÷åí. Ïîñêîëüêó мîнîïîëèñò çàèíòåðåñîâàí â ñîêðàùåíèè ïðîèçâîäñòâà è ïðåäëîæåíèÿ òîâàðîâ ñîçäàåòñÿ äåôèöèò èñïîëüçóåìûé èì äëÿ ïîääåðæàíèÿ èëè ïîäíÿòèÿ öåíû íà òîâàð.

4. Èìïîðòèðóåìàÿ èíôëÿöèÿ, ðîëü êîòîðîé âîçðàñòàåò ñ ðîñòîì îòêðûòîñòè ýêîíîìèêè è âîâëå÷åíèÿ åå â ìèðîõîçÿéñòâåííûå ñâÿçè òîé èëè èíîé ñòðàíû. Âîçìîæíîñòè äëÿ áîðüáû ó ãîñóäàðñòâà äîâîëьно-òàêè îãðàíè÷åíû. Ìåòîä ðåâàëüâàöèè ñîáñòâåííîé âàëþòû, èíîãäà ïðèìåíÿåìûé â òàêèõ ñëó÷àÿõ, äåëàåò èìïîðò áîëåå âûãîäíûì, îäíîâðåìåííî çàòðóäíÿÿ ýêñïîðò.

5. Èíôëÿöèîííûå îæèäàíèÿ - âîçíèêíîâåíèÿ ó èíôëÿöèè ñàìîïîääåðæèâàþùåãîñÿ õàðàêòåðà. Íàñåëåíèå è õîçÿéñòâåííûå ñóáúåêòû ïðèâûêàþò ê ïîñòîÿííîìó ïîâûøåíèþ óðîâíÿ öåí. Íàñåëåíèå òðåáóåò ïîâûøåíèÿ çàðàáîòíîé ïëàòû è çàïàñàåòñÿ òîâàðàìè âïðîê îæèäàÿ èõ ñêîðîå ïîäîðîæàíèå. Ïðîèçâîäèòåëè æå îïàñàþòñÿ ïîâûøåíèÿ öåí ñî ñòîðîíû ñâîèõ ïîñòàâùèêîâ, îäíîâðåìåííî çàêëàäûâàÿ â öåíó ñâîèõ òîâàðîâ ïðîãíîçèðóåìûé èìè ðîñò öåí íà êîìïëåêòóþùèå è ðàñêà÷èâàþò òåì ñàìûì ìàõîâèê èíôëÿöèè. Æèâîé ïðèìåð òàêèõ èíôëÿöèîííûõ îæèäàíèé ìû ìîæåì íàáëþäàòü â ñâîåé ïîâñåäíåâíîé æèçíè.

 òåîðèÿõ, ðàçðàáàòûâàåìûõ çàïàäíûìè ýêîíîìèñòàìè, âûäåëÿþòñÿ â êà÷åñòâå àëüòåðíàòèâíûõ êîíöåïöèé èíôëÿöèè ñïðîñà è èíôëÿöèè èçäåðæåê. Ýòè êîíöåïöèè ðàññìàòðèâàþò ðàçëè÷íûå ïðè÷èíû èíôëÿöèè.

Èíôëÿöèÿ ñïðîñà - íàðóøåíèå ðàâíîâåñèÿ ìåæäó ñïðîñîì è ïðåäëîæåíèåì ñî ñòîðîíû ñïðîñà. Îñíîâíûìè ïðè÷èíàìè çäåñü ìîãóò áûòü óâåëè÷åíèå ãîñóäàðñòâåííûõ çàêàçîâ (íàïðèìåð, âîåííûõ), óâåëè÷åíèå ñïðîñà íà ñðåäñòâà ïðîèçâîäñòâà â óñëîâèÿõ ïîëíîé çàíÿòîñòè è ïî÷òè ïîëíîé çàãðóçêè ïðîèçâîäñòâåííûõ ìîùíîñòåé à òàêæå ðîñò ïîêóïàòåëüíîé ñïîñîáíîñòè òðóäÿùèõñÿ (ðîñò çàðàáîòíîé ïëàòû ) â ðåçóëüòàòå, íàïðèìåð, ñîãëàñîâàííûõ äåéñòâèé ïðîôñîþçîâ. Âñëåäñòâèå ýòîãî âîçíèêàåò èçáûòîê äåíåã ïî îòíîøåíèþ ê êîëè÷åñòâó òîâàðîâ, ïîâûøàþòñÿ öåíû. Òàêèì îáðàçîì èçáûòîê ïëàòåæíûõ ñðåäñòâ â îáðàùåíèè ñîçäàåò äåôèöèò ïðåäëîæåíèÿ, êîãäà ïðîèçâîäèòåëè íå ìîãóò ðåàãèðîâàòü íà ðîñò ñïðîñà.

Èíôëÿöèÿ èçäåðæåê - ðîñò öåí âñëåäñòâèå óâåëè÷åíèÿ èçäåðæåê ïðîèçâîäñòâà. Ïðè÷èíàìè óâåëè÷åíèÿ èçäåðæåê ìîãóò áûòü монîïîëèñòè÷åñêàÿ ïîëèòèêà öåíîîáðàçîâàíèÿ, ýêîíîìè÷åñêàÿ è ôèíàíñîâàÿ ïîëèòèêà ãîñóäàðñòâà, ðîñò öåí íà ñûðüå, äåéñòâèÿ ïðîôñîþçîâ, òðåáóþùèõ ïîâûøåíèÿ çàðàáîòíîé ïëàòû, è äð.

Íà ïðàêòèêå íåëåãêî îòëè÷èòü îäèí òèï èíôëÿöèè îò äðóãîãî, âñå îíè òåñíî ñâÿçàíû è ïîñòîÿííî âçàèìîäåéñòâóþò è ,íàïðèìåð, ðîñò çàðïëàòû ìîæåò âûãëÿäåòü è êàê èíôëÿöèÿ ñïðîñà è êàê èíôëÿöèÿ èçäåðæåê.

Íåîáõîäèìî òàêæå îòìåòèòü, ÷òî íè â îäíîé ýêîíîìè÷åñêè ðàçâèòîé ñòðàíå íå íàáëþäàëîñü âî âòîðîé ïîëîâèíå ÕÕ âåêà ïîëíàÿ çàíÿòîñòü, ñâîáîäíûé ðûíîê èëè æå ñòàáèëüíîñòü öåí. Öåíû ïî ðÿäó ïðè÷èí â ýòî âðåìÿ ðîñëè ïîñòîÿííî è äàæå â ïåðèîäà çàñòîÿ ïðîèçâîäñòâà. Òàêîå ÿâëåíèå íàçûâàåòñÿ ñòàãôëÿöèåé - èíôëÿöèîííûì ðîñòîì öåí â óñëîâèÿõ ñòàãíàöèè - çàñòîÿ ïðîèçâîäñòâà, ýêîíîìè÷åñêîãî êðèçèñà.

Èíôëÿöèÿ ìîæåò ïðîòåêàòü óìåðåííî - áûòü ïîëçó÷åé, â óñëîâèÿõ êîòîðîé öåíû âîçðàñòàþò íå áîëåå ÷åì íà 10 % â ãîä. Ìíîãèå ñîâðåìåííûå ýêîíîìèñòû, â òîì ÷èñëå ñîâðåìåííûå ïîñëåäîâàòåëè ýêîíîìè÷åñêîãî ó÷åíèÿ Êåéíñà ñ÷èòàþò òàêóþ èíôëÿöèþ íåîáõîäèìîé äëÿ ýôôåêòèâíîãî ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Òàêàÿ èíôëÿöèÿ ïîçâîëÿåò ýôôåêòèâíî êîððåêòèðîâàòü öåíû ïðèìåíèòåëüíî ê èçìåíÿþùèìñÿ óñëîâèÿì ïðîèçâîäñòâà è ñïðîñà.

Ãàëîïèðóþùàÿ èíôëÿöèÿ, ïðè êîòîðîé õàðàêòåðåí ðîñò öåí îò 20% äî 200% â ãîä ÿâëÿåòñÿ óæå ñåðüåçíûì íàïðÿæåíèåì äëÿ ýêîíîìèêè, õîòÿ ðîñò öåí åùå íå ñëîæíî ïðåäñêàçàòü è âêëþ÷èòü â ïàðàìåòðû ñäåëîê è êîíòðàêòîâ.

Íàèáîëåå ãóáèòåëüíà äëÿ ýêîíîìèêè ãèïåðèíôëÿöèÿ, ïðåäñòàâëÿþùàÿ ñîáîé àñòðîíîìè÷åñêèé ðîñò êîëè÷åñòâà äåíåã â îáðàùåíèè è êàê ñëåäñòâèå êàòàñòðîôè÷åñêèé ðîñò òîâàðíûõ öåí. Ðîëü ñàìèõ äåíåã â òàêèõ ñëó÷àÿõ ñèëüíî óìåíüøàåòñÿ è íàñåëåíèå, äà è ïðîìûøëåííûå ïðåäïðèÿòèÿ ïðåèìóùåñòâåííî ïåðåõîäÿò íà äðóãèå, ãîðàçäî ìåíåå ýôôåêòèâíóþ ôîðìû ðàñ÷åòà, íàïðèìåð - áàðòåð.  îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ ïîÿâëÿþòñÿ ïàðàëëåëüíûå âàëþòû, ñèëüíî âîçðàñòàåò ðîëü èíîñòðàííûõ âàëþò. Ãèïåðèíôëÿöèÿ íàíîñèò ñèëüíåéøèé óäàð äàæå ïî íàèáîëåå ñîñòîÿòåëüíûì ñëîÿì îáùåñòâà. Âñå ýòè âèäû èíôëÿöèè ñóùåñòâóþò òîëüêî ïðè îòêðûòîì åå ñîñòîÿíèè - ò.å. ïðè îòíîñèòåëüíî ñâîáîäíîì ðûíêå. Ïðè ïîäàâëåííîé æå èíôëÿöèè ðîñò öåí íà òîâàðû è óñëóãè ìîæåò è íå íàáëþäàåòñÿ, à îáåñöåíåíèå äåíåã ìîæåò âûðàæàòüñÿ â äåôèöèòå ïðåäëîæåíèÿ.

 50-60 ãîäû èíôëÿöèÿ ïðîòåêàëà â áîëüøèíñòâå ñòðàí óìåðåííûìè òåìïàìè.  ñâÿçè ñ íåôòÿíûì êðèçèñîì íà÷àëà 70õ ãîäîâ èíôëÿöèÿ ñòàëà âûõîäèòü èç-ïîä êîíòðîëÿ ãîñóäàðñòâà, äåçîðãàíèçóÿ íîðìàëüíûé ýêîíîìè÷åñêèé ïðîöåññ. Ñðåäíåãîäîâîé óðîâåíü ïðèðîñòà ðîçíè÷íûõ öåí çà âðåìÿ ñ 73 ïî 80 ãã. ïîäñêî÷èë â ñðåäíåì íå 9%.

· Òàáëèöà 1 - Ñðåäíåãîäîâûå ïîêàçàòåëè òåìïà ðîñòà ðîçíè÷íûõ öåí â íåêîòîðûõ ñòðàíàõ ñ ðàçâèòîé ðûíî÷íîé ýêîíîìèêîé.

1966-1974

1975-1980

1980-1987

ÑØÀ

1.7%

5.1%

9.3%

Àíãëèÿ

3.1%

7.1%

15.8%

Èòàëèÿ

3.4%

6.0%

17.9%

Ôðàíöèÿ

5.0%

5.9%

10.9%

 êîíöå 80õ ãîäîâ òåìïû ðîñòà öåí ïîíèçèëèñü äî (â ñðåäíåì) 4% â ãîä, ÷òî ñîîòâåòñòâóåò ìîäåëè óìåðåííîé èíôëÿöèè. Ýòîìó ìîæíî ïðèâåñòè íåñêîëüêî ïðè÷èí.  èõ ÷èñëå - ïàäåíèå ìèðîâûõ öåí íà íåôòü, óñèëåíèå êîíêóðåíöèè, ïðåæäå âñåãî â ìèðîâîì ìàñøòàáå, ïîâûøåíèå ïðîèçâîäèòåëüíîñòè òðóäà âìåñòå ñ ñîãëàñîâàííûìè äåéñòâèÿìè ïðàâèòåëüñòâ è ïðîôñîþçîâ ïî óäåðæàíèþ óðîâíåé çàðàáîòíîé ïëàòû íà ïðåæíåì óðîâíå.

Òàêæå ðàçäåëÿþò äâà òèïà èíôëÿöèè - ñáàëàíñèðîâàííóþ è íåñáàëàíñèðîâàííóþ. Ïðè ñáàëàíñèðîâàííîé èíôëÿöèè öåíû ïîäíèìàþòñÿ îòíîñèòåëüíî óìåðåííî è îäíîâðåìåííî íà áîëüøèíñòâî òîâàðîâ è óñëóã.  ýòîì ñëó÷àå ïî ðåçóëüòàòàì ñðåäíåãîäîâîãî ðîñòà öåí ïîäíèìàåòñÿ ïðîöåíòíàÿ ñòàâêà ãîñóäàðñòâåííîãî áàíêà è òàêèì îáðàçîì ñèòóàöèÿ ñòàíîâèòñÿ ðàâíîñèëüíîé ñèòóàöèè ñî ñòàáèëüíûìè öåíàìè.

 ñëó÷àå æå íåñáàëàíñèðîâàííîé èíôëÿöèè öåíû íà ðàçëè÷íûå òîâàðû è óñëóãè ïîâûøàþòñÿ ðàçíîâðåìåííî è íà ïî-ðàçíîìó í êàæäûé òèï òîâàðà.

Ñóùåñòâóþò è äðóãèå âèäû êëàññèôèêàöèè èíôëÿöèè, íàïðèìåð, íà îæèäàåìóþ è íåîæèäàåìóþ.

Îæèäàåìóþ èíôëÿöèþ ìîæíî ñïðîãíîçèðîâàòü íà êàêîé-ëèáî ïåðèîä âðåìåíè è îíà çà÷àñòóþ ÿâëÿåòñÿ ïðÿìûì ðåçóëüòàòîì äåéñòâèé ïðàâèòåëüñòâà.  êà÷åñòâå ïðèìåðà ìîæíî ïðèâåñòè ëèáåðàëèçàöèþ öåí â Ðîññèè 92-ãî ãîäà è ñîîòâåòñòâóþùèé ïðîãíîç ðîñòà öåí, ïîäãîòîâëåííûé ïðàâèòåëüñòâîì ÐÔ íàêàíóíå - â äåêàáðå 91-ãî ãîäà.

Íåîæèäàåìàÿ èíôëÿöèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ âíåçàïíûì ñêà÷êîì öåí, ÷òî íåãàòèâíî ñêàçûâàåòñÿ íà ñèñòåìå íàëîãîîáëîæåíèÿ è äåíåæíîãî îáðàùåíèÿ.  ñëó÷àå íàëè÷èÿ ó íàñåëåíèÿ èíôëÿöèîííûõ îæèäàíèé òàêàÿ ñèòóàöèÿ âûçîâåò ðåçêîå óâåëè÷åíèå ñïðîñà, ÷òî ñàìî ïî ñåáå ñîçäàåò òðóäíîñòè â ýêîíîìèêå è èñêàæàåò ðåàëüíóþ êàðòèíó îáùåñòâåííîãî ñïðîñà, ÷òî âåäåò ê ñáîþ â ïðîãíîçèðîâàíèþ òåíäåíöèé â ýêîíîìèêå è ïðè íåêîòîðîé íåðåøèòåëüíîñòè ïðàâèòåëüñòâà åùå ñèëüíåå óâåëè÷èâàåò èíôëÿöèîííûå îæèäàíèÿ, êîòîðûå áóäóò ïîäñòåãèâàòü ðîñò öåí. Îäíàêî â ñëó÷àå, êîãäà âíåçàïíûé ñêà÷îê öåí ïðîèñõîäèò â ýêîíîìèêå íå çàðàæåííîé èíôëÿöèîííûìè îæèäàíèÿìè, òî âîçíèêàåò òàê íàçûâàåìûé “ýôôåêò Ïèãó” - ðåçêîå ïàäåíèå ñïðîñà ó íàñåëåíèÿ â íàäåæäå íà ñêîðîå ñíèæåíèå öåí. Âñëåäñòâèå ñíèæåíèÿ ñïðîñà ïðîèçâîäèòåëü ñòàíîâèòñÿ âûíóæäåí ñíèæàòü öåíó è âñå âîçâðàùàåòñÿ â ñîñòîÿíèå ðàâíîâåñèÿ.

2. Сîöèàëüíо-эêîíîìè÷åñêèå ïîñëåäñòâèÿ èíôëÿöèè.

Ýòè ïîñëåäñòâèÿ ñëîæíû è ðàçíîîáðàçíû. Íåáîëüøèå òåìïû èíôëÿöèè ñîäåéñòâóþò ðîñòó öåí è íîðìû ïðèáûëè являясь таким образом фактором âðåìåííîго îæèâëåíèя êîíúþíêòóðû . Ïî ìåðå óâåëè÷åíèÿ òåìïîâ èíôëÿöèè îíà ïðåâðàùàåòñÿ â ðåàëüíîå ïðåïÿòñòâèå äëÿ ïðîèçâîäñòâà è îáîñòðÿåò ýêîíîìè÷åñêóþ è ñîöèàëüíóþ íàïðÿæåííîñòü â îáùåñòâå .Инфляция искажает структуру потребительского спроса , обостряет проблему емкости внутреннего рынка . Ãàëîïèðóþùàÿ èíôëÿöèÿ äåçîðãàíèçóåò ïðîèçâîäñòâî, íàíîñèò ñåðüåçíûé ýêîíîìè÷åñêèé óùåðá, çàòðóäíÿåò ïðîâåäåíèå ýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêè. Òàêæå íåðàâíîìåðíûé ðîñò öåí óñèëèâàåò äèñïðîïîðöèè ìåæäó îòðàñëÿìè ýêîíîìèêè, èñêàæàåò ñèñòåìó ïîòðåáèòåëüñêîãî ñïðîñà è îáîñòðÿåò ïðîáëåìó ðåàëèçàöèè òîâàðîâ íà âíóòðåííåì ðûíêå. Ãàëîïèðóþùàÿ èíôëÿöèÿ àêòèâèçèðóåò ñïðîñ äî óðîâíÿ, íà êîòîðîì îí íå ìîæåò áûòü íàñûùåí ïðîìûøëåííîñòüþ, à òîâàðíûé äåôèöèò, â ñâîþ î÷åðåäü, ïîäðûâàåò ñòèìóëû ê äåíåæíîìó íàêîïëåíèþ. Ñáåðåæåíèÿ íàñåëåíèÿ îáåñöåíèâàþòñÿ, ïîòåðè íåñóò áàíêè è äðóãèå êðåäèòóþùèå ó÷ðåæäåíèÿ.

Инфляция имеет и социальные последствия , она ведет к перераспределению национального дохода , ÿâëÿåòñÿ êàê áû ñâåðõíàëîãîì íà íàñåëåíèå, что обуславливает îòñòàâàíèå темпов роста номинальной , а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги .Ущерб от инфляции терпят все категории паемных работников , лица свободных профессий , пенсионеры , доходы которых либо уменьшаются , либо возрастают темпами меньшеми ,чем темпы инфляции .

3. Àíòèèíôëÿöèîííая ïîëèòèêà и политика регулирования доходов .

Îïûò áîðüáû ñ èíôëÿöèåé â Ðîññèè ïîêàçûâàåò, ÷òî áîëüøàÿ ÷àñòü ìåðîïðèÿòèé îñíîâûâàåòñÿ â îñíîâíîì íà “êíèæíûõ” ïðèìåðàõ, òîãäà êàê óñïåõ â áîðüáå ñ ýòèì çëîì âîçìîæåí òîëüêî ëèøü ïðè ó÷åòå òîíêèõ îñîáåííîñòåé ñèòóàöèè. Òàê, ê ïðèìåðó, ñæàòèå äåíåæíîé ìàññû - òîò ñàìûé ïðåñëîâóòûé ìîíåòàðèçì â ðàçíûõ ñòðàíàõ ïðèâîäèò ê äèàìåòðàëüíî ïðîòèâîïîëîæíûì ðåçóëüòàòàì.  îäíèõ ñòðàíàõ уìåíüøåíèå íàëè÷íûõ äåíåã â îáîðîòå ñíèæàåò èíôëÿöèþ, â äðóãèõ - ïîâûøàåò. Òîíêîñòü áîðüáû ñ èíôëÿöèей çàêëþ÷àåòñÿ èìåííî â òîì, ÷òîáû ïðàâèëüíî óëîâèòü è èñïîëüçîâàòü èìåííî òå, îáóñëîâëåííûå ìåñòîì è âðåìåíåì ÿâëåíèÿ.

Êàê èçâåñòíî, ÷åòêî âûäåëèòü êàêîé èç âèäîâ èíôëÿöèè èìååò ìåñòî íåâîçìîæíî , òàê êàê îíè ñèëüíî ïåðåïëåòåíû ìåæäó ñîáîþ.  ñëó÷àå èíôëÿöèè èçäåðæåê öåíû ðàñòóò ïî ïðè÷èíå æåëàíèÿ ïðîèçâîäèòåëåé ïðîäàòü ñâîþ ïðîäóêöèþ ïî áîëåå âûñîêèì öåíàì, à ïðè èíôëÿöèè ñïðîñà ïîêóïàòåëü ïðîäóêöèè ñòðåìèòñÿ потратить äåíüãè êàê ìîæíî ñêîðåå. Î÷åâèäíî, ÷òî îáà ýòè ñëó÷àÿ èìåþò ìåñòî â íàøåé äåéñòâèòåëüíîñòè. Áîëüøèíñòâî ýêîíîìèñòîâ ñ÷èòàþò, ÷òî èñïîëüçóÿ ëèøü îäèí ðû÷àã - ðåãóëÿòîð äåíåæíîé ìàññû îò èíôëÿöèè èçáàâèòüñÿ íåâîçìîæíî.

Ìåòîäû áîðüáû ñ èíôëÿöèåé ìîãóò áûòü ïðÿìûå è êîñâåííûå. ×àùå âñåãî ïðîÿâëÿåòñÿ ñëåäóþùàÿ çàêîíîìåðíîñòü - ÷åì êðèçèñíåå ñèòóàöèÿ, òåì íàñóùíåå ïðÿìûå ìåòîäû âîçäåéñòâèÿ ïðàâèòåëüñòâà è öåíòðàëüíîãî áàíêà íà ýêîíîìèêó è äåíåæíóþ ìàññó, êàê åå ñîñòàâëÿþùóþ.

Êîñâåííûå ìåòîäû âêëþ÷àþò:

    ðåãóëèðîâàíèå îáùåé ìàññû äåíåã ÷åðåç óïðàâëåíèå “ïå÷àòíûì ñòàíêîì”.

    ðåãóëèðîâàíèå ïðîöåíòíûõ ñòàâîê êîììåð÷åñêèõ áàíêîâ ÷åðåç óïðàâëеíèå èìè Цåíòðîáàíêîì.

    îáÿçàòåëüíûå äåíåæíûå ðåçåðâû êîììåð÷åñêèõ áàíêîâ.

    îïåðàöèè öåíòðàëüíîãî áàíêà íà îòêðûòîì ðûíêå öåííûõ áóìàã.

Êîñâåííûå ìåòîäû íå ìîãóò ðàáîòàòü â íàøåé ýêîíîìèêå íà ïîëíóþ ìîùíîñòü ïî ïðè÷èíå åå íåäîñòàòî÷íîé “ðûíî÷íîñòè”. Ïîëíîöåííûé ðûíîê öåííûõ áóìàã, â òîì ÷èñëå ðûíîê ãîñóäàðñòâåííûõ îáÿçàòåëüñòâ ó íàñ îòñóòñòâóåò, à ñîîòâåòñòâåííî öåíòðàëüíûé áàíê íå ìîæåò âîçäåéñòâîâàòü íà äåíåæíóþ ìàññó ÷åðåç êóïëþ-ïðîäàæó öåííûõ áóìàã.

Ïðÿìîå ðåãóëèðîâàíèå ïîêóïàòåëüíîé ñïîñîáíîñòè äåíåæíîé åäèíèöû âêëþ÷àåò â ñåáÿ òàêèå ìåòîäû, êàê:

    ïðÿìîå è íåïîñðåäñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå êðåäèòîâ è èõ ðàñïðåäåëåíèÿ ãîñóäàðñòâîì.

    ãîñóäàðñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå öåí.

    ãîñóäàðñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå ïðåäåëîâ çàðàáîòíîé ïëàòû.

    ãîñóäàðñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå âíåøíåé òîðãîâëè è îïåðàöèé ñ èíîñòðàííûì êàïèòàëîì.

    ãîñóäàðñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå âàëþòíîãî êóðñà.

Ïðàêòèêà ïðÿìîãî ðåãóëèðîâàíèÿ äåíåæíîé ìàññû øèðîêî ðàñïðîñòðàíåíà íà çàïàäå. ÑØÀ íåîäíîêðàòíî â 60õ - 70õ ãîäàõ íåîäíîêðàòíî çàìîðàæèâàëè öåíû íà ìíîãèå òîâàðû. Ïîëòîðà äåñÿòèëåòèÿ ïîñëå âòîðîé ìèðîâîé âîéíû ïîíàäîáèëîñü ñòðàíàì çàïàäíîé Европы äëÿ íà÷àëà ëèáåðàëèçàöèè öåí, äà è òî íåïîëíîé. Ôðàíöèÿ ïîëíîñòüþ ëèáåðàëèçîâàëà öåíû íà âíóòðåííåì ðûíêå ëèøü â 1986 ãîäó. Ô. Рузвельт âûâîäèë ÑØÀ èç ãëóáî÷àéøåãî êðèçèñà 30õ ïóòåì æåñòî÷àéøåãî ãîñóäàðñòâåííîãî ðåãóëèðîâàíèÿ ýêîíîìèêè.  áîëüøèíñòâå ñòðàí ñóùåñòâîâàëè ñïåöèàëüíûå çàêîíû, îãðàíè÷èâàþùèå äîõîäû îò òîðãîâîãî ïîñðåäíè÷åñòâà.

Íîðìàëèçàöèÿ âàëþòíîãî êóðñà ÿâëÿåòñÿ àáñîëþòíî íåîáõîäèìûì äëÿ ïðåêðàùåíèÿ âñåâîçìîæíûõ íåýêâèâàëåíòíûõ ìåæäóíàðîäíûõ òîðãîâûõ îïåðàöèé , ðåàëüíî îöåíèâàÿ âîçìîæíîñòè ðåãóëèðîâàíèÿ âàëþòíîãî êóðñà çà ñ÷åò èíòåðâåíöèé öåíòðàëüíîãî áàíêà ñëåäóåò ñêàçàòü, ÷òî íàäåæä íà óñïåõ òàêîé ïîëèòèêè ïðàêòè÷åñêè íå ñóùåñòâóåò. Î÷åâèäíî, ÷òî êóðñ äîëëàðà ðàñòåò ñêà÷êîîáðàçíî - â íåêîòîðûé ìîìåíò Цåíòðîáàíê íå èìååò âîçìîæíîñòåé ñäåðæèâàòü êóðñ è åãî êàê áû “ïðîðûâàåò”. Ïîñëåäíåå âðåìÿ Öåíòðîáàíê íàó÷èëñÿ èñïîëüçîâàòü êðèçèñíûå ïîëèòè÷åñêèå ìîìåíòû äëÿ òàêèõ ñêà÷êîâ. Äî òåõ ïîð, ïîêà èíîñòðàííàÿ âàëþòà íå áóäåò èñïîëüçîâàòüñÿ ëèøü äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ èìïîðòà è äðóãèõ òåêóùèõ ïëàòåæåé ïîëèòèêà “èãðû íà ïîíèæåíèå” îáðå÷åíà íà ïîðàæåíèå.

 öåëîì, íàäî îòìåòèòü, ÷òî ðåàëüíî â íàøåì ñåãîäíÿøíåì ïîëîæåíèè ïî íàñòîÿùåìó ýôôåêòèâíû òîëüêî ïðÿìûå ìåòîäû áîðüáû ñ èíôëÿöèåé - ðåãóëèðîâàíèå êðåäèòîâ, öåí è çàðàáîòíîé ïëàòû, ðåãóëèðîâàíèå âàëþòíîãî êóðñà è âíåøíåé òîðãîâëè.

Ñäåðæèâàíèå ðîñòà çàðàбîòíîé ïëàòû â óñëîâèÿõ ñòèìóëèðîâàíèÿ ñîâîêóïíîãî ñïðîñà ÿâëÿåòñÿ êëþ÷åâûì ýëåìåíòîì ,ñïîñîáíûì ïîâëèÿòü íà çàìåäëåíèå òåìïîâ ðàçâèòèÿ èíôëÿöèè .Òåì ñàìûì ïðåäïîëàãàåòñÿ '÷òî íàèëó÷øèì ìåòîäîì áûëî áû íåïîñðåäñòâåííîå âîçäåéñòâèå íà óðîâåíü çàðàбîòíîé ïëàòû .

Ïîëèòèêà ðåãóëèðîâàíèÿ äîõîäîâ ñîñòîèò â îñóùåñòâëåíèè âëèÿíèÿ íà óðîâåíü çàðïëàòû è äðóãèõ äîõîäîâ íå ÷åðåç ñîâîêóïíûé ñïðîñ , à íåïîñðåäñòâåííî .

Íàïðèìåð ïðàâèòåëüñòâî ìîæåò îáðàòèòüñÿ ê ïðîôñîþçàì ñ ïðîñüáîé îãðàíè÷èòü â òå÷åíèå äàííîãî ãîäà ðîñò çàðàáîòíîé ïëàòû óðîâíåì â 2%.Äðóãîé âàðèàíò – äîñòèæåíèå òàêîãî êîìïðîìèññà ìåæäó ïðàâèòåëüñòâîì è ïðîôñîþçàìè , ïðè котором ïðîôñîþçû îáÿçóþòñÿ нå òðåáîâàòü ñëèøêîì çíà÷èòåëüíîãî óâåëè÷åíèÿ çàðïëàòû â îáìåí íà îáåùàíèå ïðàâèòåëüñòâà ñäåðæèâàòü ðîñò íàëîãîâ .

Ïîìèìî ýòîãî ïðàâèòåëüñòâî ìîæåò ïðèíèìàòü çàêîíû, ðåãóëèðóþùèå òåìïû ðîñòà çàðïëàòû è öåí. Òàêèå þðèäè÷åñêèå àêòû ïðèíÿòî íàçûâàòü êîíòðîëåì íàä çàðïëàòîé è öåíàìè.

Êîíòðîëü íàä çàðïëàòîé è öåíàìè îãðàíè÷èâàåò è ðåãóëèðóåò äåéñòâèÿ ôèðì ïî âûïëàòå çàðïëàòû è íàçíà÷åíèю öåí .

Òàêîé êîíòðîëü ïðèìåíÿëñÿ â Ñîåäèíåííûõ Øòàòàõ âî âðåìÿ âòîðîé ìèðîâîé âîéíû è âîéíû â Êîðåå , à òàêæå â ãîäû ïðåçèäåíòñòâà Íèêñîíà .Íå âûçûâàåò ñîìíåíèÿ òî , ÷òî âî âðåìÿ âòîðîé ìèðîâîé âîéíû èìåííî ïîëèòèêà ðåãóëèðîâàíèÿ äîõîäîâ óäåðæèâàëà öåíû îò òàêîãî æå áûñòðîãî ðîñòà êàêîé èìåë ìåñòî âî âðåìåíà ïðåäûäóùèõ âîéí .Òî÷íî òàêæå î÷åâèäíî ÷òî ïðè Íèêñîíå ïîëèòèêà ñäåðæèâàíèÿ äîõîäîâ ïðàêòè÷åñêè íå èìåëà óñïåõà .

 ñàìîì äåëå ,÷àñòî ìîæíî âñòðåòèòü óòâåðæäåíèå î òîì , ÷òî ïîëèòèêà îãðàíè÷åíèÿ äîõîäîâ íèêîãäà íå ïðèíîñèëà óñïåõà. Îò÷àñòè ýòî ìîæåò áûòü îáúÿñíåíî òåì , ÷òî ÷àñòî îíà ðàññìàòðèâàåòñÿ â êà÷åñòâå ïðоòèâîâåñà ìàêðîýêîíîìи÷åñêîé ïîëèòèêå ñîêðàùåíèÿ èíôëÿöèè , à íå êàê ïîëåçíîå äîïîëíåíèå ïîñëåäíåé. Âåäü åñëè ïðàâèòåëüñòâî ïðîâîäèò æåñòêóþ àíòèèíôëÿöèîííóþ ôèñêàëüíî-äåíåæíóþ ïîëèòèêó ,ñàìîå âðåìÿ ïðèìåíèòü ìåðû ïî ïðåäîòâðàùåíèþ ðîñòà çàðïëàòû è öåí, âîçìîæíîãî â ðåçóëüòàòå èíôëÿöèîííûõ îæèäàíèé è îïðåäåëåííîé èíåðöèè ýêîíîìè÷åñêèõ ïðîöåññîâ .Íî íà ïðàêòèêå , êàê ïðàâèëî, ðåãóëèðîâàíèå äîõîäîâ îáû÷íî íå ñîïðîâîæäàåòñÿ æåñòêîé ìàêðîýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêîé.

Ïðèìåðаìи íåóäà÷íîãî èñïîëüçîâàíèÿ æåñòêîé ìàêðîýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêè â äîïîëíåíèå ê êîíòðîëþ íàä öåíàìè ÿâëÿþòñÿ Àðãåíòèíà è Áðàçèëèÿ â 1986 ã.  ýòèõ ñòðàíàõ ïðàâèòåëüñòâî ,ïûòàÿñü óìåíüøèòü òðåõçíà÷íûå òåìïû èíôëÿöèè , èñïîëüçîâàëî ìåðû öåíîâîãî êîíòðîëÿ .Îäíàêî ýòè ñòðàíû íå ñìîãëè â äîñòàòî÷íîé ìåðå ñîêðàòèòü áþäæåòíûé äåôèöèò , ÿâëÿþùèéñÿ èñòî÷íèêîì èíôëÿöèîííîãî äàâëåíèÿ .Ïîñêîëüêó ìàñøòàáû ñîêðàùåíèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ è óâåëè÷åíèÿ íàëîãîâûõ ïîñòóïëåíèé áûëè íåäîñòàòî÷íû , áþäæåòíûé äåôèöèò îñòàâàëñÿ íà äîâîëüíî âûñîêîì óðîâíå è òåìïû èíôëÿöèè в обеих странах áûëè ñíèæåíû ëèøü íà êîðîòêîå âðåìÿ .

Íåóäà÷è â îñóщåñòâëåíèè ïîëèòèêè êîíòðîëÿ íàä öåíàìè è çàðïëàòîé ìîæíî òàêæå îáúÿñíèòü çíà÷èòеëüíûìè àäìèíèñòðàòèâíûìè ñëîæíîñòÿìè åå ïðîâåäåíèÿ. Ê îðãàíàì êîíòðîëÿ ïîñòîÿííî ïðåäúÿâëÿþòñÿ òðåáîâàíèÿ ñäåëàòü èñêëþ÷åíèÿ äëÿ òåõ èëè èíûõ цен èëè äëÿ êàêîé-ëèáî îòðàñëè. Êîíå÷íî , íå ðàáîòàÿ â ýòîé îòðàñëè , òðóäíî ïðàâèëüíî îïðåäåëèòü ,êàêèìè äîëæíû áûòü óðîâåíü öåí è âåëè÷èíà çàðïëàòû ,ïîýòîìó îò êîíòðîëèðóþùèõ îðãàíîâ òðåáóåòñÿ ïðèíÿòèå æåñòêèõ è íå ïîäëåæàùèõ îáñóæäåíèþ ðåøåíèé .Ïîñòåïåííî ,ïî ìåðå äàëüíåéøåãî îòêëîíåíèÿ öåí îò ñîñòîÿíèÿ ðàâíîâåñèÿ è óñèëåíèÿ äåôèöèòà ,äàâëåíèå íà êîíòðîëèðóþùèå îðãàíû ñ òðåáîâàíèÿìè ïðåäîñòàâèòü ëüãîòû âîçðàñòàåò ,è â êîíöå êîíöîâ , эòî äåëàåò ìåðû êîíòðîëÿ òðóäíîîñóùåñòâèìû.

II Специфика развития инфляции в Республике Казахстан

1. Особенности развития инфляции в Республике Казахстан .

Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями ,связанными со спецификой республики в экономическом и социальном аспектах развития в до- и послесоветский период .

Прежде всего , она развивается в обстановке резкого спада производства.

Другой особенностью инфляции в Казахстане является то ,что она возникла из состояния «подавленной «инфляции , когда цены на товары и услуги были искусственно низки , но имелся их значительный дефицит .Состояние «подавленной» инфляции создает внешнюю видимость макроэкономического равновесия ,поддерживаемого неприемлемыми для нормальной экономики методами – тотального дотирования убыточных производств , отраслей. Процесс сопровождался накоплением значительных денежных средств у предприятий , организаций , населения , на которые нельзя было приобрести продукцию производственно-технического и потребительского назначения . По своей сути это инфляция спроса , т.е. повышенный спрос хозяйственных агентов и населения не мог быть удовлетворен со стороны предложения .

Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степень монополизма в экономике , что связано с наличием крупных предприятий , работавших на потребности экономики Советского Союза . Крупные сырьедобывающие , металлургические ,химические , машиностроительные предприятия не имеют аналогов в республике и не создают конкурентной среды , присущей рынку .

Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства Казахстана , что обусловливает зависимость внутреннего рынка по потребительским товарам от внешних рынков . В данном случае инфляция генерируется за счет двух составляющих . Во-первых , удорожание импортируемой продукции за счет таможенных пошлин . Во-вторых , разницей в стоимости и соответсвенно в ценах на сырьевую продукцию , с одной стороны , и готовые потребительские или инвестиционные товары – с другой .Данный фактор проявляется через состояние платежного баланса государства – его отрицательное сальдо . Сбалансирование достигается за счет внешних займов , распродажи активов , снижения официальных валютных резервов государства .Однако названные меры нарушают макроэкономическую стабильность в экономике , требуют крупных внутренних вложений денежных средств на достижение хозяйственной стабильности и вызывают новую волну инфляции .

Развитию инфляции в Казахстане способствовало поспешное проведение таких финансовых и социальных мероприятий , как введение новых налогов , вызывающих инфляционный эффект – налога на добавленную стоимость с первоначальной ставкой в 28 % , акцизов ,экспортных и таможенных пошлин , отчислений средств , включаемых в себестоимость продукции , в Фонд преобразования экономики , Государственный фонд содействия занятости населения , резкое увеличение отчислений на социальное страхование .

Налог на добавленную стоимость в странах с развитой рыночной экономикой служит инструментом сдерживания излишнего инвестиционного спроса , переключение его на потребительский.Это необходимо , чтобы не допустить кризиса перепроизводства .В Казахстане сейчас , при резком падении инвестиционного спроса , дополнительное его сокращение под влиянием действия НДС еще больше усугубляет проблему накоплений и является фактором снижения инвестиций в народное хозяйство .

Рассмотрим тенденцию развития инфляции в Республике Казахстан с 1994 года .Как видно из графика в 1994 месячный уровень инфляции был очень высок – 45 %, уровень близкий к гиперинфляции . (гиперинфляция 50% и больше) .В 1994-1995 г изменение месячного уровня инфляции было скачкообразным , что характеризует экономическую нестабильность . С октября 1995 года наблядается тенденция к снижению уровня инфляции и постепенно уровень инфляции стабилизируется .



2.Социально-экономические последствия инфляции в РК

Существенной особенностью инфляции является ее отражение в деформированном состоянии рынка в Казахстане .Неготовность большинства структур единого народнохозяйственного комплекса к восприятию форм и методов рыночного самоуправления привела к результатам , обратным ожидаемым

Либерализация цен , имевшая целью достижение упорядочения их структуры и соотношения в общей структуре обернулась обвальным их ростом в сотни и тысячи раз и еще большими диспропорциями в соотношениях цен на отдельные виды товара , услуг .

Разрешение коммерческой деятельности гражданам , организациям и предприятиям для достижения оперативности движения товаров , улучшения снабжения , удовлетворения спроса рыночными методами вызвало разгул спекуляции , привело к неуправляемым процессам перераспределения .Этот процесс приобрел стихийный , неуправляемый характер , чему способствует ослабление контроля со стороны государственных органов , игнорирование законодательства коммерческими структурами и т.д.

Политические и психологические факторы инфляции связываются с поведением населения ,хозяйствующих субъектов относительно обстановки , складывающейся в государстве . Политическая нестабильность , недоверие населения к правительству , политические кризисы , неуверенность в будущем нарушают естественное функционирование денежного обращения , приводит к «бегству» от денег , что усиливает спрос на необесценивающиеся активы ,, иностранную валюту , золото . Психологическое состояние «ожидаемой» инфляции вызывает ажиотажный спрос , закупку товаров впрок , что порождает дефицит и соответствующее повышение цен.

3. Пути преодоления инфляции .

Анализ причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет выработать соответствующую дефляционную политику, а также механизм реализации , т.е. методы , способы , приемы противодействия инфляции , комплексно и целенаправленно действовать на очаги ее возникновения .

Необходимо отметить следующие условия преодоления инфляции :

1) чем выше уровень инфляции, тем труднее с ней бороться ;

2) все пути снижения инфляции являются антисоциальными, т.е. болезненны для подавляющего большинства населения ;

Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включает воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной сфер функционирования общества , хотя решающей из них является базовая , производственно-экономическая .

Рассмотрим методы преодоления инфляции .

Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.

Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения :

1)уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение налично-денежной эмиссии Национальным банком;

2)увеличение учетных ставок за централизованные кредиты в целях удорожания кредитных ресурсов и снижение их доступности

3)увеличение резервных требований центрального банка к коммерческим банкам для ограничения кредитной экспансии коммерческих банков;

4)прямое сокращение кредитов центрального банка в тех же целях.

Теоретически можно преодолеть инфляцию путем прекращения кредитной эмиссии , но в наших условиях только ценой остановки производства ; сокращение эмиссии , приводящее к спаду производства при достижении критических величин в жизненно важных отраслях хозяйства или под давлением определенных социальных групп вынуждает правительство возобновить эмиссию , после чего происходит очередное повышение цен .Этот процесс последовательно повторяется :отсутствие рыночной конкуренции на микроуровне и неразвитость рыночной среды приводит к возникновению инфляционных волн . При сохранении подобной экономической политики в расчете только на включение автоматических рыночных механизмов ситуация воспроизводится бесконечно долго и приводит к разрушению экономического потенциала страны .

Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов , сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижение дефицитов государственного бюджета .

Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении налогового бремени, особенно косвенного налогообложения .Косвенные налоги имеют инфляционный характер , поскольку увеличивают цены ,сокращают спрос. Другим вариантом действия высоких налогов является их давление на производство , что ограничивает предложение .И третье ,значительное налоговое бремя ,как правило ,связывается с действием множества налогов ,усложняющих налоговую систему , что приводит к уклонению от налогов. Поэтому при инфляции , предпочтительнее простая и надежная налоговая система .Сокращение государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на бюджетную , так и на сферу материального производства в отношении государственных предприятий и организаций .В последнем случае антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции – инфляции издержек , или производителей .

Для преодоление инфляции, связанной с издержками производства, требуется преодоление спада производства . Это требует усиления мотивационных стимулов производительного труда, заинтересованности в его эффективных результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовымми усилиями и результатом непосредственная. Государство поошряет этот сектор путем обеспечения благоприятного правового и экономического режима его функционирования. В государственном же секторе стимулирование эффективности труда обеспечивается на основе совершенствования тарифной системы оплаты труда и разнообразных систем поошрения за достижение необходимых показателей и критериев эффективности производства.

Необходимый элемент в системе мер по преодолению инфляции - создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности предприятий, организаций всех форм собственности и всех организационно-правовых видов. Антиинфляционное действие названных механизмов сводится к схеме: «снижение издержек – снижение цен - сохранение массы прибыли за счет роста производства - увеличение предложения – удовлетворение спроса».

Создание механизма конкуренции связано с проведением антимонопольных мероприятий, развития разных форм собственности, законодательным обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности.

Механизм банкротства требует последовательнык организационных, экономических и финансовых мер по преобразованию убыточных производств, вклчючающик в себя восполнение объема и номенклатуры выпускаемой продукции, трудоустройство или переобучение работников, реконструкцию предприятий, финансирование мероприяитий.

Наиболее радикальным средством воздействия на инфляцию является установление контроля цен и заработной платы в рамках государственного регулирования экономики.

Выбор масштабов регулирования цен и заработной платы определяется в программах краткосрочной политики и варьируется в широких пределах в зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной защиты населения.

Принципиально важным является одновременное ограничение обоих факторов – заработной платы и цен. Раздельное ограничение не может привести к успеху по следующим соображениям.

Регулирование только цен при снятии ограничений на оплату труда, равно как и отставание в темпах роста, приводит к появлению разнообразных дефицитов и, как показывает опыт, к подавленной инфляции.

Регулирование (или преимущественное регулирование) только заработной платы с целью сокращения спроса, а также влияния на уменьшение инфляции производителей (продавцов) не может радикально улучшить ситуацию.

Во-первых, предполагаемое накопление средств предприятий, организаций за счет ценового фактора не может быть реализовано в воспроизводственном процессе при подавлении основного его фактора - трудового, при капитализации упомянутых средств из-за ослабления (даже отсутствия) стимулирующик мотивов трудовой активности участников процесса.

Во-вторык, получают развитие нелегальные способы получения доходов, в обиход официально регистрируемых для возможной реализации номинального ценового объема появившегося на рынке продукта; при попыткак проведения ограничений в национальной денежной наличности для обмена начнет привлекаться иностранная валюта, усилятся бартерные операции; ужесточение контроля источников незаконных доходов приведет к дополнительным затратам государства на содержание соответствующих органов.

В-третьих, затруднения с реализацией произведенного продукта в назначенных рыночных ценах внутри страны повлекут за собой дополнительный вывоз его за пределы республики, что в условиях внутреннего недопотребления нежелательно; ввиду посредственного качества отечественных товаров и насыщенности внешних рынков реализация этих товаров возможна по ценам ниже мировых, что приведет к потерям для национальной экономики.

Перечисленные сценарии развития событий в том или ином сочетании способны усугубить ситуацию с кризисом, привести экономику республики к дальнейшей дестабилизации.

Представляется более целесообразным совместное последовательное регулирование цен и заработной платы. При этом ценовое регулирование может осуществляться в виде ограничения рентабельности. В первую очередь это относится к базовым, исходным видам продукции: нефть, уголь, газ, электро- и теплоэнергия, зерно, хлопок, другая первичная сельхозпродукция. Именно их стоимость закладывается в основание всей пирамиды цен продукции последующих технологических переделов.

Продукция предприятий-монополистов должна жестко ограничиваться по уровню цен, и любое их повышение является предметом тщательного анализа со стороны государственных органов ценообразования.

Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам роста производительности труда, являются по своему характеру неинфляционными.

В целом процесс регулирования цен и заработной платы должен осуществляться путем тшательного обоснования и согласования шагов по изменениям в уровнях ставок заработной платы и цен на совместных обсуждениях профсоюзов, представителей администрации предприятий и правительства. Компромиссные соглашения по уровням оплаты труда и цен должны выдерживаться в течение определенного соглашением краткосрочного периода.

В этик условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно постепенное снижение ее темпов.

Заключение

Процесс инфляции такого же древнего происхождения , как и номинальные денежные знаки , с которыми инфляция неразрывно связана . Òåðìèí èíôëÿöèÿ (îò ëàòèíñêîãî inflatio - âçäóòèå) âïåðâûå ñòàë óïîòðåáëÿòüñÿ â Ñåâåðíîé Àìåðèêå â ïåðèîä ãðàæäàíñêîé âîéíû 1861-1865 ãã. è îáîçíà÷àë ïðîöåññ ðàçáóõàíèÿ áóìàæíî-äåíåæíîãî îáðàùåíèÿ.

Сегодня инфляция приняла всеобщий и хронический характер во многих странах мира . Республика Казахстан не исключение .

Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями .Прежде всего , она развивается в обстановке резкого спада производства.

Другой особенностью инфляции в Казахстане является то ,что она возникла из состояния «подавленной «инфляции , когда цены на товары и услуги были искусственно низки , но имелся их значительный дефицит . Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степень монополизма в экономике , что связано с наличием крупных предприятий , работавших на потребности экономики Советского Союза . Крупные сырьедобывающие , металлургические ,химические , машиностроительные предприятия не имеют аналогов в республике и не создают конкурентной среды , присущей рынку .

Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства Казахстана , что обусловливает зависимость внутреннего рынка по потребительским товарам от внешних рынков .

Естественно , процесс инфляции не мог негативно не отразиться на деформированном состоянии рынка в Казахстане . Так разрешение коммерческой деятельности гражданам , организациям и предприятиям для достижения оперативности движения товаров , улучшения снабжения , удовлетворения спроса рыночными методами вызвало разгул спекуляции , привело к неуправляемым процессам перераспределения .Этот процесс приобрел стихийный , неуправляемый характер , чему способствует ослабление контроля со стороны государственных органов , игнорирование законодательства коммерческими структурами и т.д.

Политические и психологические факторы инфляции связываются с поведением населения ,хозяйствующих субъектов относительно обстановки , складывающейся в государстве . Политическая нестабильность , недоверие населения к правительству , политические кризисы , неуверенность в будущем нарушают естественное функционирование денежного обращения , приводит к «бегству» от денег , что усиливает спрос на необесценивающиеся активы ,, иностранную валюту , золото .

Как видим , процес инфляции мешает развитию экономики , поэтому необходимо проводить меры по преодолению инфляции .Наиболее целесообразным является последовательное регулирование цен и заработной платы. Продукция предприятий-монополистов должна жестко ограничиваться по уровню цен, и любое их повышение является предметом тщательного анализа со стороны государственных органов ценообразования.

Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам роста производительности труда, являются по своему характеру неинфляционными.

В целом процесс регулирования цен и заработной платы должен осуществляться путем тшательного обоснования и согласования шагов по изменениям в уровнях ставок заработной платы и цен на совместных обсуждениях профсоюзов, представителей администрации предприятий и правительства. Компромиссные соглашения по уровням оплаты труда и цен должны выдерживаться в течение определенного соглашением краткосрочного периода.

В этик условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно постепенное снижение ее темпов.

· Используемая литература

К.Берентаев

' Инфляционная волна в Каз-не' Финансы Каз-на 9/97

А.Кожанулова

Финансы Каз-на 11/97 ' Инфляция и учет

основных средств '

Нацагенство РК

Экономика и право Каз-на 11'97 ' Индекс потребительских цен и инфляция '

Л.М.Музапарова,

М.У.Спанов

Финансы Каз-на 4/97 'Макроэкономические показатели Каз-на '

В.Д.Мельников

” Государственное финансовое регулирование экономики Казахстана ” Алматы 1995

Под ред-й Ильясова К.К.

” Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана ” , Алматы 1996

Булатов

” Экономика ”

Ñ.Ôèøåð Ð.Äîðíáóø

Ð. Øìàëåíçè

”Ýêîíîìèêà”

Алматы - 1998