Понятие, сущность и виды юридических лиц РБ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВГУ им. П.М. МАШЕРОВА»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Курсовая работа

по курсу: «Гражданское право»

Выполнил: студент

группы ПР-6, ФПК ИПК

Барановский В.И.

Научный руководитель:

Защищена с

оценкой « »

Члены комиссии: Допущена к защите:

__________________ «__» ______________________________

__________________ Зав.кафедрой ______________________

ВИТЕБСК 2004 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение 3

Глава 1. Понятие и сущность юридического лица 5

§ 1. Понятие и признаки юридического лица в гражданском

праве Республики Беларусь 5

§ 2. Правоспособность юридического лица 11

§ 3. Сущность юридического лица 13

Глава 2. Виды юридических лиц 19

§ 1. Характеристика организационно-правовых форм

юридических лиц 19

§ 2. Коммерческие организации 21

§ 3. Некоммерческие организации 28

Заключение 30

Список использованной литературы 32

3

ВВЕДЕНИЕ

Развитие института юридического лица тесно связано с бурным ростом рыночной экономики, где необходима концентрация капиталов. Поскольку товарно-денежные отношения зачастую требуют объединения значительных материальных средств, то отдельные граждане, как правило, не в состоянии принимать самостоятельное участие в этих отношениях. Только объединив капиталы многих субъектов хозяйствования можно ставить и решать крупные задачи. Эта особенность рыночных товарно-денежных отношений и обусловила участие в них образований, действующих на рынке в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования, именуемых юридическими лицами. Именно институт юридического лица и стал правовой формой концентрации капиталов.

Конструкция «юридическое лицо», возникнув ещё в Древнем Риме, прошла длительный путь развития. В научной литературе этот институт частного права подвергался неоднократному и тщательному анализу. Учёные-цивилисты во все времена вели острые дискуссии по поводу сущности, признаков, правоспособности юридического лица. Эти дискуссии находили своё отражение и в законодательстве.

Юридическое лицо является сегодня одним из элементов правовой и экономической системы государства. И необходимость в детальном изучении сущности и содержания категории юридического лица обусловливается тем, что в ней концентрируются проблемы, противоречия и тенденции развития правоспособности, права частной собственности и других институтов частного права.

Юридическое лицо -- это субъект гражданского права. Но мы не можем удовлетвориться простой констатацией этого. Важно решить вопрос: какую задачу решает участие именно юридических лиц в гражданских отношениях? В чём состоит общественная необходимость этого?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к экономическому обоснованию юридических лиц и определиться с подходом к исследованию экономических отношений, которые опосредуются правовой формой юридического лица. Особо важным для нас является сделать правильный выбор количественного средства соизмерения многообразных экономических явлений, которые предлагаются теориями того или иного подхода.

Проблема юридического лица очень сложна и трудна для права. История права показывает, что современное правовое представление о юридическом лице как особой и единой личности, созданной людьми (физическими лицами) для реализации определенных хозяйственных (нехозяйственных) целей, сложилось далеко не быстро.

В своей работе мы будем использовать метод системного анализа. И в исследовании мы ставим перед собой следующие цели: исследовать понятие юридического лица;

4

-выяснить его сущность и найти отличительные признаки;

-определить виды юридического лица в Республике Беларусь. Таким образом, конструкция "юридическое лицо" интересна для рассмотрения и анализа, ибо содержащиеся в ней противоречия и проблемы не полностью раскрыты и на сегодняшний день. Для изучения данной категории проанализированы монографии и статьи различных авторов. Теоретической направленности исследования способствовали, в первую очередь, работы А.А. Слугина, Л. Н. Яровикова, В. В. Бараненкова, В.Ф.Чигира и других учёных-цивилистов. В последующих главах более подробно рассмотрены те или иные проблемы, приводятся мнения различных авторов по отдельным вопросам, а также произведен анализ спорных моментов с целью прийти к истинному пониманию такой категории, как "юридическое лицо".

5

Глава 1. Понятие и сущность юридического лица.

§ 1. Понятие и признаки юридического лица в гражданском праве Республики Беларусь.

Нормы права и складывающиеся на их основе правовые отношения -- центральные интегрирующие элементы правовой системы, образующие её каркас. Они составляют ядро той постоянной юридической среды, в которой непрерывно находятся, вращаются участки социального общения. Это активно пульсирующий, динамический блок правовой системы.

Современные экономика и право требуют детального описания того, что есть юридическое лицо, так как сегодня существует такое множество подобных конструкций, что нередко встает вопрос, отнести ли то или иное коллективное образование к юридическим лицам или нет. И от решения данного вопроса зависит режим имущества этого лица, ответственность его членов и т.д.

Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 г. (ГК) в ч. 1 ст. 44 даёт нам следующее определение юридического лица: «Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс».

Однако следует отметить, что не всякая организация может являться юридическим лицом. Для этого необходим ряд признаков:

    организационное единство; сущность в том, что лицо имеет
    определённую структуру, соподчинённость входящих в него
    структурных подразделений и структурных единиц, что
    находит отражение в его уставе или общем положении;

    имущественная обособленность; это означает, что имущество
    юридического лица обособлено от его учредителей,
    участников, членов и от имущества всех других физических и
    юридических лиц, государства и административно-
    территориальных единиц;

    самостоятельная ответственность юридического лица по своим
    обязательствам; это означает, что юридические лица отвечают
    по своим обязательствам своим имуществом (п.1 ст.52 ГК).
    Например, при банкротстве одного из участников его
    ответственность по обязательствам общества распределяется
    между остальными участниками пропорционально их вкладам
    (п.1 ст.94ГК);

6

- самостоятельное выступление юридического лица в гражданском обороте и любом суде от своего имени; т.е. юридическое лицо выступает в качестве самостоятельного субъекта права и в отношении с другими органами государственной власти и управления.

Рассмотрим теперь более подробно указанные признаки юридического лица.

Организационное единство. Термин «организационное единство» не обозначен в ст. 44 ГК Республики Беларусь 1998 г. Однако есть другой «организация», под которой, в соответствии с нормами гражданского права, понимается коллективное образование, обладающее организационным единством. Этот признак предполагает наличие внутренней структуры, органов управления юридическим лицом, структурных подразделений и структурных единиц, входящих в его состав, наличие штатного расписания, правил внутреннего трудового распорядка, подчинение нижестоящих органов вышестоящим, наличие трудового коллектива. Благодаря организационному единству становится возможным превратить волю множества участников в единую волю юридического лица, а также единообразно и целенаправленно выразить эту волю вовне. Таким образом, множество лиц и структурных подразделений, объединенных в организацию, выступают в гражданском обороте как одно лицо, как один субъект права. Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами и другими актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц. Такое положение дел, когда в соответствующей статье Гражданского кодекса прямо не закреплен признак «организационное единство», не может рассматриваться объективно обоснованным и правильным. Поэтому необходимо норму о том, что организационное единство является обязательным признаком юридического лица, прямо закрепить в Гражданском кодексе.

Однако есть и другая точка зрения. Некоторые авторы (например, Е.В.Богданов) считают, что указанный признак вообще не является обязательным для юридического лица, поскольку присущ не всем видам данного субъекта права, а потому не должен быть закреплён в Гражданском кодексе. Свою позицию Е.В. Богданов обосновывает путём анализа такого вида юридического лица, как «компания одного лица, т.е. юридического лица, создаваемого лишь одним учредителем» . Анализируя предложенную позицию, можно сделать вывод, что, говоря о компаниях одного лица, автор подразумевает унитарные предприятия и высказывает мнение о том, что для них не характерно наличие организационного единства. Однако данная точка зрения вызывает сомнения, потому что и при наличии одного учредителя, как это имеет место в унитарных

1Богданов Е.В. Сущность и ответственность юридического лица // Государство и право. - 1997. - № 10. -С. 98.

7

предприятиях, у юридического лица существует определённое количество служб, структурных подразделений (даже если они представлены всего одним человеком), определённый штат работников, трудовой коллектив. Помимо этого, основываясь на п.4 ст. 1 13 ГК Республики Беларусь, можно сказать, что учредитель (собственник имущества) не обязательно является директором (руководителем) данного юридического лица, а может его назначать. Отсюда следует вывод, что позиция Богданова Е.В. не достаточно обоснована и требует некоторых оговорок.

Имущественная обособленность. Если организационное единство необходимо для объединения множества субъектов в одно коллективное образование, то обособленное имущество создает материальную базу деятельности такого образования. Любая практическая деятельность немыслима без соответствующей базы: технических средств, зданий, сооружений, денежных средств и т.д. Объединение этих объектов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и обособление его от имущества, принадлежащего другим субъектам гражданских правоотношений, и называется имущественной обособленностью юридического лица.

Всякое юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс, на котором отражается принадлежащее ему имущество. Важно подчеркнуть требование ГК, согласно которому имущество юридического лица должно принадлежать ему на праве собственности или на ином ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления). Это означает, что исключается возможность функционирования юридического лица исключительно на базе имущества, полученного по договору аренды либо имущественного найма, или на основе заемных средств при отсутствии вкладов учредителей юридического лица в его уставный капитал (уставный фонд).

Как общее правило, выступающая в имущественном обороте организация должна быть собственником своего имущества (хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, общественные организации, фонды и другие). Однако ГК не мог не учитывать реальную ситуацию, сложившуюся в нашей стране: существование в настоящее время и на обозримую перспективу большого числа государственных предприятий, не являющихся собственниками имущества, закрепленного на их балансе. Эти предприятия наделяются правом хозяйственного ведения на соответствующее государственное имущество (ст.276 ГК Республики Беларусь), что даёт возможность признавать их юридическими лицами.

Другой вид специфических организаций с точки зрения вещного права на закрепленное имущество -- это финансируемые собственником учреждения. Указанные субъекты в отношении имущества обладают правом оперативного управления (ст.ст.277, 278 ГК). Таким же вещным правом наделяются и казённые предприятия.

8

Некоторые авторы (в частности, Ю.Н.Фролов) полагают, что признаком юридического лица является не наличие обособленного как такового имущества, а сам принцип функционирования организации по распоряжению, пользованию и владению им. С точки зрения Фролова это не одно и то же. Он объясняет это тем, что юридическое лицо в течение какого-то периода времени может вообще не обладать имуществом. Так, например, некоторые некоммерческие организации сразу после их создания не имеют ни имущества, ни прав требования, ни тем более обязательств. Вся имущественная обособленность таких юридических лиц заключается лишь в их способности быть носителем права владения, пользования и распоряжения имуществом в будущем.

Таким образом, считает Фролов, имущественная обособленность как элемент правоспособности юридического лица присуща всем без исключения юридическим лицам с момента их образования, тогда как появление у конкретного юридического лица имущества, как правило, связано с моментом формирования его уставного фонда. Все имущество организации учитывается на ее самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной смете. Именно в этом и состоит внешнее проявление имущественной обособленности данного юридического лица .

Самостоятельная имущественная ответственность. Наличие у юридического лица обособленного имущества представляет собой минимальную гарантию прав его кредиторов по гражданско-правовым обязательствам. Любая организация несёт ответственность за результаты своей деятельности и отвечает по своим долгам принадлежащим ей имуществом (ст. 52 ГК). По долгам юридического лица, по общему правилу, учредители ответственности не несут, а юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей. Исключением являются случаи, когда иное прямо предусмотрено законодательством или учредительными документами. Ответственность финансируемых собственником учреждений ограничена находящимися в их распоряжении денежными средствами. Однако и в этом случае интересы кредиторов не пострадают, поскольку при недостаточности денежных средств у учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества.

В теории права существуют разночтения относительно правовой природы имущественной ответственности. Одни полагают, что ее сущность состоит в умалении имущества должника, другие - что и в наступлении возможных неблагоприятных юридических последствий, ссылаясь, например, на систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение договора поставки по качеству продукции, на нецелевое использование предоставленных кредитов и т.д., а кредит может быть востребован досрочно. Ю.Н.Фролов полагает, что наиболее обоснованной

1Фролов Ю.Н. Проблемы правовой характеристики юридического лица // Правовые акты: социальная обусловленность, качество, применение и совершенствование: Материалы междунар. науч.-практ. конф. аспирантов и студентов. - Минск, 1999.- с. 197.

9

является позиция, согласно которой имущественная ответственность - это сложная конструкция, элементами которой являются:

-уменьшение в натуре или в стоимостном выражении имущества должника в результате, например, возмещения понесенных кредитором убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени);

-правовые последствия, без которых имущественная ответственность иногда невозможна.

По мнению цивилиста, такое определение имущественной ответственности следовало бы закрепить законодательно1.

Анализ действующего законодательства демонстрирует наличие общей тенденции усиления ответственности юридических лиц. Например, в полных товариществах участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (п.1 ст.66 ГК Республики Беларусь), а члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе (п.1 ст. 107 ГК Республики Беларусь).

По поводу роли самостоятельной имущественной ответственности как признака юридического лица существует такое мнение: «Самостоятельная и исключительная имущественная ответственность является хотя и вторичным (производным), но более глубоким признаком, чем все остальные признаки, входящие в содержание понятия юридического лица. Этот признак свидетельствует о завершении развития юридической личности общественного образования»2.

Роль данного признака еще более возросла в последнее время, особенно с учетом специфики юридического лица унитарного предприятия. Если юридические лица с несколькими учредителями образуются для совместной предпринимательской деятельности, объединения капиталов и управления ими, а также ограничения предпринимательского риска, то унитарные предприятия создаются лишь для ограничения предпринимательского риска путём передачи ответственности по обязательствам с учредителя на юридическое лицо. В унитарном предприятии нет необходимости объединения капиталов, ибо учредитель сам формирует уставной фонд. Он мог бы с успехом управлять капиталом и без образования юридического лица, занимаясь индивидуальной предпринимательской деятельностью. Однако, желая оградить себя от ответственности, он создает юридическое лицо. В связи с этим следует поставить вопрос об усилении ответственности данных юридических лиц и их учредителей.

1Фролов Ю.Н. Проблемы правовой характеристики юридического лица // Правовые акты: социальная обусловленность, качество, применение и совершенствование: Материалы междунар. науч.-практ. конф. аспирантов и студентов. - Минск. 1999. - с. 198.

2 Советское гражданское право. Субъекты гражданского права: Учебник / Под ред. С.Н.Братуся. - М.: Юридическая литература, 1984. - с. 98.

10

Выступление в гражданском обороте от своего имени.

Способность выступать в имущественном обороте от своего имени означает, что юридическое лицо вправе от своего имени заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и другие) либо иным способом приобретать права или нести обязанности. В этом плане положение юридического лица разительно отличается от других организаций, не обладающих статусом юридического лица. Например, филиалы и представительства, которые наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом, имеют отдельный баланс и субсчёт в банке, не вправе заключать договоры от своего имени. Руководители филиалов и представительств действуют исключительно от имени и по доверенности создавших их юридических лиц. И если уж руководитель филиала подписывает договор, то только от имени юридического лица. Такой договор порождает права и обязанности для юридического лица, а не для его филиала, представительства.

Гражданские права приобретаются и гражданские обязанности принимаются юридическим лицом через его органы, действующие в соответствии с законами и учредительными документами. Некоторые юридические лица могут приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (например, полное товарищество или коммандитное товарищество).

ГК содержит нормы, обеспечивающие защиту интересов юридических лиц от злоупотреблений со стороны тех лиц, которые в силу закона или учредительных документов выступают от имени юридического лица, и должны действовать в интересах представляемого юридического лица добросовестно и разумно. В противном случае учредители (участники, члены) юридического лица вправе потребовать от указанных лиц возместить убытки, причиненные ими юридическому лицу (ст.49 ГК).

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд. Поэтому защита гражданских прав обеспечивается предъявлением иска, содержащего соответствующее требование в зависимости от выбранного способа защиты, в суд.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что любая организация будь-то производящая товар и поставляющая его за вознаграждение другим организациям или гражданам-предпринимателям; осуществляющая за вознаграждение строительство, перевозку грузов или пассажиров, оказывающая иные торговые или посреднические услуги; не связанная с материальным производством, направленная на выполнение управленческих, религиозных и т.п. функций - для участия в отношениях товарооборота должна обладать определенными признаками, т.е. должна быть признана законом субъектом гражданских правоотношений. Общим правилом, закрепленным и в Гражданском кодексе Республики Беларусь, является наличие четырёх признаков для того, чтобы считать ту или иную организацию юридическим лицом.

11

§ 2. Правоспособность юридического лица.

Признаки юридического лица являются критериями его правоспособности. Понятие и содержание гражданской правоспособности юридических лиц является одним из важнейших, сложных и наименее исследованных в литературе аспектов обширной проблемы юридических лиц в гражданском праве Республики Беларусь. Вместе с тем исследование этой проблемы имеет большое научно-теоретическое и практическое значение. В научном плане оно состоит в выработке правильного определения понятия гражданской правоспособности и обозначения круга элементов, входящих в данное понятие. Решение этой задачи позволяет определить в содержании гражданской правоспособности характер, круг и объем прав и обязанностей, которыми могут обладать юридические лица. Практический же аспект состоит в том, что определение объёма и содержания прав и обязанностей юридических лиц в теории позволяет такому субъекту правильно их уяснять и реализовывать на практике.

Актуальность и особое значение исследования вопроса гражданской правоспособности обусловлено также и тем, что эта проблема состоит из элементов, многие из которых сами по себе являются мало исследованными, новыми и крайне важными при рассмотрении общей проблемы юридических лиц. От того, как будут решены вопросы о содержании, объёме и соотношении этих элементов в рамках гражданской правоспособности, зависит нормальное функционирование юридического лица и его существование вообще. К таким проблемным вопросам относится прежде всего само понятие правоспособности юридического лица, определение прав юридических лиц в отношении закреплённого за ними имущества, иные имущественные и личные неимущественные права юридических лиц, вопросы волеизъявления юридического лица, определение круга лиц, поведение которых рассматривается как действия самого юридического лица и т.д.

Если само понятие юридических лиц вырабатывалось в истории медленно и с трудом, то тем более это надо сказать относительно объёма их правоспособности. Наиболее спорным вопросом всегда был вопрос о правоспособности общей или специальной. Сущность его заключается в следующем. Раз юридическое лицо создано, то возникает вопрос: обладает ли оно в имущественной области всеми теми же юридическими правами, которыми обладает и физическое лицо, или же круг этих прав уже, ограничен лишь тем, что определяется самой целью юридического лица? Может ли оно заключать все сделки, доступные частному лицу, или же только такие, которые находятся в связи с его целью? Может ли, например, акционерное общество, имеющее своей целью эксплуатацию какого-либо промышленного предприятия и доставление прибыли своим членам, в своём общем собрании сделать постановление об ассигновании определённой суммы в виде пожертвования на какие-нибудь

12

благотворительные цели? Или, наоборот, может ли какое-нибудь научное или спортивное учреждение открыть фабрику или торговое заведение?

Ранее этот вопрос являлся чрезвычайно сложным, особенно ввиду того, что законодательство на этот счёт не содержало определённых, исключающих всякие сомнения, норм. В то время, как одни из цивилистов не усматривали никаких оснований для сужения свободы деятельности юридических лиц и в этом смысле признавали принцип общей правоспособности, другие, отправляясь от того соображения, что деловая деятельность юридических лиц создаётся только ввиду известной цели, отстаивали принцип специальной правоспособности. При этом надо отметить, что на этой последней точке зрения стояли не только представители теории фиктивности юридических лиц, но часто и сторонники их реальности.

В первую очередь, необходимо дать ответ на вопрос: что такое правоспособность. В теории правоспособность определена как способность лица иметь субъективные юридические права и нести обязанности.1 Для того, чтобы быть субъектом права, юридическое лицо должно обладать правоспособностью. Гражданская правоспособность заключает в себе две основные возможности для субъекта права: во-первых, иметь в своем правовом комплексе определённые гражданские права, а, во-вторых, выбирать среди этих прав. Вместе с тем следует отметить, что существуют и такие права и обязанности, которые возникают помимо воли субъекта права. Но в своей основе правоспособность предполагает автономию воли субъекта как носителя прав и обязанностей.

Для осуществления деятельности, предусмотренной в уставе, юридическое лицо, наряду с правоспособностью, должно обладать дееспособностью, т.е. способностью своими действиями реализовывать гражданские права и обязанности. Дееспособность юридического лица возникает одновременно с правоспособностью после его государственной регистрации. Субъект хозяйствования реализует дееспособность через свои органы управления, которые вступают в гражданский оборот от имени юридического лица и приобретают своими действиями права и обязанности непосредственно для представляемого. Юридическое лицо несёт ответственность за действия своих работников, совершённые ими в пределах служебных обязанностей. Поскольку у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно и в полном объёме, в литературе появилось объединённое понятие право дееспособности, или просто правоспособности.

Ряд авторов применительно к юридическим лицам используют понятие правосубъектности, причём одни ученые отождествляют его только с правоспособностью, другие сводят правосубъектность к

1Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР. 1997. - с. 346.

13

содержанию такой категории, как правовой статус, третьи -- включают в него и правоспособность, и дееспособность. При этом среди авторов, придерживающихся точки зрения, что правосубъектность включает правовой статус юридического лица, нет единого мнения и по вопросу об определении данной категории. Ввиду этого, по мнению Л. В. Сысоевой, при определении понятия гражданской правоспособности целесообразно исходить из объединенного понятия праводееспособности, исключая из него другие категории.1

Правоспособность может быть универсальная (общая), которая позволяет осуществлять любые виды деятельности, не запрещённые законом, и специальная, предполагающая, что юридическое лицо может иметь не все права, предусмотренные гражданским законодательством, а только те, которые соответствуют целям и предмету деятельности юридического лица, предусмотренным в его учредительных документах.

Белорусское законодательство закрепило принцип специальной правоспособности (ст. 45 ГК Республики Беларусь): «Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)». Например, существует «Положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования (юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица) специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности, находящихся в ведении Минздрава».2 Право юридического лица на занятие лицензируемыми видами деятельности возникает с момента получения лицензии или с указанной в ней даты и прекращается по истечении срока действия лицензии.

§ 3. Сущность юридического лица.

В течение всего времени юридические лица были одной из
излюбленнейших тем в цивилистической литературе. И, действительно,
уже сам факт их особой правоспособности давал богатую пищу для теории
права. Чем объяснить эту правоспособность, чем объяснить то
обстоятельство, что некоторое общественное образование

рассматривается и действует в обороте как единичный реальный человек, как физическая личность? Выяснением этого вопроса занимаются учёные

1Сысоева Л.В. К вопросу о понятии гражданской правоспособности юридических лиц. - Мн.,1998.-с. 77. 2 О порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности, находящихся в ведении Минздрава. Приказ Министерства здравоохранения от!5 января 1998 г. N 15.

14

всех стран мира. Разработано множество различных по своему содержанию и направленности теорий. Они различаются в зависимости от той исторической эпохи, в условиях которой предпринималась попытка выяснить сущность юридического лица.

Поскольку теорий сущности юридического лица огромное множество, все они объединены в несколько групп в зависимости от их содержания.

Все зарубежные теории сущности юридического лица можно подразделить на три группы:

    теории фикции,

    теории реальности юридического лица,

    агностические теории.

Основанием такого разделения является то, что для первой группы теорий (теорий фикции) характерно признание лишь физического лица единственным подлинным субъектом права. Вторая группа теорий (теории реальности) рассматривает юридическое лицо полноправным субъектом права, существующим реально наравне с физическими лицами. Третья же группа (агностические теории) вообще отказывается раскрыть сущность юридического лица, исходя из того положения, что всякий субъект права -как физическое, так и юридическое лицо это «явление, созданное правопорядком путем приурочения (привязки) к определенной точке, именуемой субъектом, имущественных прав и обязанностей, предусмотренных нормами права».1 Авторы данных теорий отрицают необходимость существования категории «юридическое лицо», предлагая заменить её другой (коллективная собственность, целевое имущество и т.д.). Каждая группа теорий имеет определённые разновидности. Так, разновидностью теории фикции является теория интереса Иеринга. Среди реалистических теорий выделяются органическая теория и теория правовой реальности, а среди агностических теорий - теория коллективной собственности и теория целевого имущества.

Советские ученые предложили свое понимание сущности юридического лица. Были разработаны четыре теории: социальной реальности (Генкин Д.М.), государства (Аскназий С.И.), коллектива (Венедиктов А.В.), директора (Толстой Ю.К.).

Цивилист О.А.Красавчиков выделяет два периода в развитии доктрины юридического лица в советский период:

    30-е начало 60-х гг. XX века появление четырёх теорий
    (государства, коллектива, директора, социальной реальности);

    с конца 1961 г., когда законодатель определил в Основах
    гражданского законодательства Союза ССР и союзный республик
    сущность юридического лица через категорию «организация». С этого

1 Советское гражданское право. Субъекты гражданского права: Учебник / Под ред. С.Н.Братуся. - М.: Юридическая литература, 1984. - с. 70.

15

момента дискуссия вокруг общих проблем юридического лица была практически свернута.1

Теория государства была разработана в 40-х годах С. И. Аскназием. Поставив перед собой задачу выявить и проанализировать общественные отношения, которые стоят за фигурой государственного юридического лица, Аскназий акцентирует внимание на том, что деятельность государственных предприятий (организаций), между которыми складываются отношения, направляются государством, являющимся единым собственником всего государственного имущества. Волю и интерес государства на конкретном участке выполнения плана реализует администрация предприятия, используя для этого выделенное предприятию имущество и привлекая соответствующий рабочий коллектив. Однако ни администрация, ни коллектив работников предприятия не является субстратом (основой) государственного юридического лица, носителем его прав. За каждым государственным юридическим лицом стоит только само государство, единый всенародный коллектив, являющийся не только собственником всего государственного имущества, но и действительным носителем прав, предоставленных юридическому лицу.

Данная теория подверглась критике. Ее противники указывали на то, что она входит в противоречие с реальными общественными отношениями, складывающимися между юридическими лицами, поскольку признается носителем прав, предоставленных юридическому лицу, только само государство, и отсюда вывод, что государство вступает в имущественные отношения с самим собой.

В 40-е годы в советской литературе возникла ещё одна концепция юридического лица. Её основателем был профессор А.В.Венедиктов. Данная теория в литературе кратко именуется теорией коллектива. Согласно этой концепции, за каждым государственным юридическим лицом стоят:

    само социалистическое государство, весь советский народ в лице
    своего социалистического государства как единый и единственный
    собственник всего фонда государственной собственности и

    возглавляемый ответственным руководителем коллектив рабочих
    и служащих данного юридического лица как коллектив, который под
    руководством дирекции непосредственно осуществляет задачи,
    возложенные государством на это юридическое лицо.

По мнению А. В. Бенедиктова, только такое решение вопроса позволяет раскрыть сущность государственного юридического лица во всей её полноте. Усматривая за государственным юридическим лицом только само социалистическое государство, невозможно понять правовые отношения между отдельными государственными юридическими лицами как отношения людей, как отношения реальных человеческих

1Красавчиков О.А. Юридическое лицо - организация - система общественных: Сб. ст. - М: Институт государства и права АН СССР, 1983. - с. 38.

16

коллективов, выполняющих возложенные на них государством функции. Впадая же в обратную крайность и видя за государственным юридическим лицом только коллектив рабочих и служащих, выполняющий во главе со своим руководителем возложенные на данное юридическое лицо задачи, невозможно решить вопрос о собственнике имущества государственного юридического лица. В этом случае анализ природы государственных юридических лиц в полном её объеме не был бы произведен, так как полное раскрытие сущности любого юридического лица невозможно без анализа основного вопроса о праве собственности на имущество юридического лица

Участником гражданского оборота и, следовательно, юридическим лицом, А.В.Венедиктов признавал именно коллектив рабочих и служащих во главе с его руководителем, а не государство в целом, хотя оно и стоит за юридическим лицом как собственник выделенного государственной организации имущества.

Теория коллектива также подвергалась критике. По мнению некоторых советских ученых, эта теория не сумела доказать, что именно организованный коллектив, а не администрация (ответственный руководитель, директор) обладает правомочием распоряжения имуществом государственного предприятия, иной государственной организации. Указывалось на то, что распорядительные сделки совершаются на основе решений, принимаемых единоначальником (директором), а не в силу решений коллектива. А для выступления организации в гражданском обороте решающим является право распоряжения имуществом.

Тем не менее концепция А. В. Бенедиктова была воспринята и развита многими цивилистами: С. Н. Братусем, В. П. Грибановым, О. С. Иоффе, Н. С. Малеиным, Г. К. Матвеевым.

Практика послужила импульсом к появлению новой теории юридического лица теории директора Ю. К. Толстого. Основные положения данной теории сводятся к следующему. Нельзя с точки зрения теории коллектива обосновать право распоряжения как решающего для юридического лица правомочия в сфере обращения. Не принадлежат также коллективу и правомочия владения и пользования имуществом, закреплённым за юридическим лицом. Эти правомочия предоставляются каждому работнику только для того, чтобы он мог выполнить свои обязанности, предусмотренные трудовым договором.

Ю.К.Толстой полагал, что за каждым юридическим лицом стоят само государство и ответственный руководитель (директор) организации, уполномоченный государством на управление имуществом. Воля государства здесь преобразуется в волю должностного лица, выражаемую им как носителем административной и гражданской правоспособности. В итоге - вывод, что ответственный руководитель выступает как субстрат юридического лица, он неотделим от последнего. Поэтому, выступая в гражданском обороте от имени юридического лица как его орган,

17

ответственный руководитель выступает тем самым от своего имени. Не только правомочия распоряжения, но и правомочия владения и пользования имуществом, имеющиеся у государственной организации, -это права, закрепленные за ее ответственным руководителем.

Теория директора не нашла большой поддержки в литературе по гражданскому праву. Но, по мнению С. Н. Братуся, она послужила известным толчком к тому, чтобы усилить и развить аргументы, обосновывающие принадлежность правомочия распоряжения коллективу как юридическому лицу.

Уже в 40-50-е годы были подмечены недостатки рассмотренных теорий:

    сторонники этих теорий распространили без достаточных к тому
    оснований результаты, полученные в процессе исследования
    государственных юридических лиц, на все иные виды данной категории
    субъектов права. Иначе говоря, признаки отдельного вида были возведены
    в ранг признаков рода;

    эти концепции трактовали юридическое лицо как правовую форму
    и в связи с этим усердно вели поиск «людского субстрата», стоящего «за»
    данным юридическим лицом. Однако как только указанный субстрат
    обнаруживается (государство, коллектив, директор), то на последующей
    стадии научного анализа происходит подмена понятий и найденный
    субстрат объявляется сущностью юридического лица.

О. А. Красавчиков, признавая, что юридическое лицо является правовой формой выражения определённых общественных отношений людей, объединенных единой целью, критикует теории, утверждающие, что за юридическим лицом стоят всенародный или более узкий коллектив или даже руководитель -- единоначальник. Недостаток этих теорий, по мнению этого автора, состоит в том, что в них общественные отношения людей были заменены самими людьми. Поскольку речь идет о юридическом лице, надо признать, что таким лицом является не всенародный коллектив, не коллектив работников предприятия, ни тем более его директор, а организация. Организация - не сумма индивидов, её составляющих. Сущность организации (как и общества в целом) - в тех связях и отношениях, в которых находятся люди, объединяясь для достижения поставленных целей. Отсюда делается вывод, что организация представляет собой определённое социальное образование, т.е. систему существенных социальных взаимосвязей, объединённых для достижения поставленных целей в единое структурно и функционально дифференцированное социальное целое.1

Критика анализируемых взглядов послужила своего рода теоретической базой для формирования противоположных идей, в частности, теории социальной реальности, выдвинутой Д. М. Генкиным. Сущность данной точки зрения проста - не нужно искать, что стоит «за»

1 Красавчиков О.А. Юридическое лицо - организация - система общественных отношений: Сб. ст. - М.: Институт государства и права АН СССР, 1983. - с. 66.

18

юридическим лицом, последнее само является социальной реальностью, которую надо изучать, совершенствовать и т.д. Генкин утверждал, что категория субъекта права, в частности юридического лица, «это правовая категория, олицетворяющая общественную реальность», что «вопрос о субъекте права, о юридическом лице - это вопрос о выступлении данного образования как единства, как носителя воли в его отношениях к другим субъектам».1

Однако и здесь не обошлось без критики. По мнению Г. М. Степаненко, в теории социальной реальности сам термин «социальная реальность» является неопределённым и не дающим представления о том понятии, которое он призван определить. «Социальных реальностей» бесчисленное множество. В понятии юридического лица как «социальной реальности» не раскрывается важнейший вопрос: общественные отношения каких именно людей или коллективов получают правовое опосредование в институте юридического лица.2

Таким образом, среди учёных не существует единых позиций по поводу сущности юридического лица. Этот вопрос является настолько сложным, что некоторые цивилисты высказали мнение, что невозможно создать единую теорию юридических лиц, т.к. «юридическое лицо - это общие скобки, которые обнимают различные по своей юридической сущности явления. Надо вскрыть эти общие скобки, чтобы понять каждое из стоящих за ними отношений».3

Следовательно, те явления, которые подводятся под общее понятие юридического лица, представляются по своей внутренней юридической структуре совершенно различными не только для разных категорий юридических лиц, но даже в пределах одного их вида - корпораций. Это свойство, объединяющее их, отнюдь ещё не определяет собой всей их юридической природы. Отнюдь не достаточно изучения этого одного их свойства, чтобы понять их. Даже глубокий анализ понятия юридического лица не позволил бы познать юридическую природу различных явлений, подводимых под эту категорию, как путём анализа понятия млекопитающих невозможно познать всей природы человека и его отличий от других млекопитающих. Юридическое лицо может быть ограничено в правоспособности лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законодательными актами. Решение об ограничении прав юридического лица может быть оспорено в судебном порядке.

1Красавчиков О.А. Юридическое лицо - организация - система общественных отношений: Сб. ст. - М.: Институт государства и права АН СССР, 1983. - с. 65.

2Степаненко Г.М. К вопросу о понятии и сущности государственных юридических лиц. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1965.-с. 102.

3 Русак Л.Г. Товарищеские союзы как форма организации юридических лиц. - Минск: Амалфея, 2000. - с. 62.

19

Глава 2. Виды юридических лиц.

§ 1. Характеристика организационно-правовых форм юридических лиц.

При определённых условиях и по определённым правилам каждая из организационно-правовых форм способна преобразовываться в другие формы. Данное обстоятельство очень важно, т.к. позволяет вести коммерческую деятельность более гибко и динамично. Рыночная экономика сформировалась на основе индивидуальной собственности и немыслима без неё. Однако со временем эта форма собственности претерпела существенные изменения.

Во-первых, частная собственность, эволюционируя, всё чаще приобретала не индивидуальную, а различные ассоциированные формы -коллективную, групповую, акционерную. Поэтому в западной экономической теории и практике утвердилось представление, согласно которому под частной собственностью понимается всякая негосударственная форма собственности. В этом есть своя логика, т.к. в качестве представителя общества выступает государство, а все остальные субъекты собственности олицетворяют лишь часть общества и в этом смысле являются субъектами частной собственности.

Во-вторых, наряду с частной собственностью развивались государственная собственность и базирующееся на ней государственное хозяйствование.

В-третьих, широкое распространение получили смешанные формы собственности, в образовании которых ведущую роль играет акционерная форма. Последняя на Западе стала наиболее распространенной: в западных страна ею охвачено около 80 процентов основного капитала и производимой продукции. Участие в рыночных товарно-денежных отношениях нередко требует значительных капиталов, которыми не обладают отдельные граждане. Только объединив капиталы многих субъектов хозяйствования можно ставить и решать крупные задачи. Эта особенность рыночных товарно-денежных отношений обусловила участие в них искусственных образований, действующих на рынке в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования, именуемых юридическими лицами.

Многообразие видов и форм хозяйственной деятельности юридических лиц, образованных на основе различных форм собственности, требует научной классификации юридических лиц. Результатом такой классификации является определённая система, позволяющая не только обозреть великое множество юридических лиц, но и соответствующим образом законодательно урегулировать их деятельность, правильно разрешать различного рода споры с участием

20

юридических лиц, а также споры между учредителями юридических лиц по поводу имущества последних.

Юридические лица делятся на виды по различным критериям в зависимости от цели, которая ставится при классификации. Можно выделить много критериев для классификации данных субъектов права.

Можно выделить следующие критерии классификации. Юридические лица можно классифицировать в зависимости от:

-форм собственности, на которой они образованы;

-прав учредителей (участников, членов) юридического лица на

имущество последнего;

-целей деятельности;

-состава учредителей;

-способа образования;

-состава учредительных документов;

-характера участия учредителей в деятельности юридического

лица;

-объёма вещных прав юридического лица;

-обязанностей участников (членов) участвовать в деятельности

юридического лица;

-особенностей статуса юридического лица;

-соподчинённости юридических лиц.

Гражданский кодекс Республики Беларусь выделяет юридические лица, в отношении которых участники имеют обязательственные права. К таким лицам относятся:

    хозяйственные товарищества и общества,

    производственные и потребительские кооперативы.1
    Участники таких юридических лиц могут иметь вещные права

только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд.

А к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся:

    унитарные предприятия, в том числе дочерние,

    финансируемые собственником учреждения.

Что касается юридических лиц, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, то к ним ГК относит:

    общественные и религиозные организации (объединения),

    благотворительные и иные фонды,

    объединения юридических лиц (ассоциации и союзы),

    иные некоммерческие организации.

Ещё одна классификация предоставляется нам в ст. 46 ГК. Она подразделяет юридические лица на коммерческие и некоммерческие.

1ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.

21

К коммерческим юридическим лицам относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие полученную прибыль между участниками.

К некоммерческим относятся организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной деятельности цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

В дальнейшем при исследовании видов юридических лиц мы будем придерживаться этой классификации.

Юридическое лицо в своей деятельности действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

§ 2. Коммерческие организации.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.1

Термин «коммерческие организации» в обычном обороте до последнего времени характеризовал организации негосударственной формы собственности. Новый Гражданский кодекс Республики Беларусь дал иное определение коммерческим организациям, которое базируется на основной цели предпринимательской деятельности - получении прибыли и её распределении между участниками.

Для легализации своей деятельности коммерческие организации должны согласовать с регистрирующими органами своё наименование, виды экономической деятельности, оформить в установленном порядке учредительные документы, сформировать в установленном размере и порядке уставный фонд, зарегистрировать свою организацию как юридическое лицо, налогоплательщика, учётную статистическую единицу, плательщика фонда социальной защиты, открыть расчётный счет в выбранном банке, осуществить найм необходимого персонала и получить необходимые лицензии.

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, предмет и цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида сведения.

Уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ формируется за счёт вкладов учредителей в виде денежных средств, ценных бумаг, вещей (имущества), имущественных или иных отчуждаемых прав,

1 п. 2 ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.

22

имеющих денежную оценку. Права и обязанности участников хозяйственных товариществ и обществ, а также их порядок организации и деятельности регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь и соответствующими нормативными актами.

Итак, к хозяйственным товариществам и обществам относятся коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным фондом.1

Хозяйственные товарищества в свою очередь подразделяются на: полное товарищество, коммандитное товарищество.

Полным товариществом в Республике Беларусь признаётся товарищество, «участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества».2 Участниками полных товариществ могут быть индивидуальные предприниматели или коммерческие организации. Полное товарищество создаётся и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. Учредительный договор полного товарищества должен содержать помимо общих сведений условия о размере и составе уставного фонда товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участников в уставном фонде; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов. Участники полного товарищества солидарно между собой несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Полное товарищество может быть ликвидировано либо преобразовано в унитарное предприятие.3

К коммандитным товариществам относятся товарищества, в которых «наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности».4 Положение полных товарищей, участвующих в коммандитном товариществе, и их ответственность по обязательствам товарищества определяются законодательством об участниках полного товарищества. К коммандитному товариществу применяются правила о полном товариществе. Коммандитное товарищество создаётся и действует на

1 ст. 63 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.

2 ст. 66 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.
3 ст. 80 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.
4 ст. 8! Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.

23

основании учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами. Учредительный договор коммандитного товарищества помимо сведений, указанных нами в начале главы, должен также содержать условия о размере и составе уставного фонда товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в уставном фонде; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками. В дальнейшем коммандитное товарищество может быть преобразовано в полное товарищество, а также в унитарное предприятие.1

Коммандитное общество характеризуется тем, что в нём наблюдается обособление его участников, и наряду с полными товарищами есть группа лиц, деятельность которых фактически скрыта от третьих лиц. В отличие от полного товарищества в качестве коммандита может выступать любое физическое или юридическое лицо. Однако вкладчик не является предпринимателем, т.к. не осуществляет такой деятельности, а лишь вносит вклад с целью извлечения дохода.

Выделяют следующие хозяйственные общества:

    общество с ограниченной ответственностью (ООО);

    общество с дополнительной ответственностью (ОДО);

    акционерное общество (АО):

    открытого типа (ОАО);

    закрытого типа (ЗАО).
    Рассмотрим эти виды.

Прежде всего необходимо отметить то, что обществом с ограниченной и обществом с дополнительной ответственностью и акционерным обществом признаются юридические лица, созданные по соглашению юридическими лицами или гражданами путём объединения их имущества с целью осуществления хозяйственной деятельности.2

Общество имеет наименование с указанием вида общества,
специального наименования, позволяющего отличить одно общество от
другого, а также местонахождения общества. Участниками общества
могут быть граждане Республики Беларусь и других государств, лица без
гражданства, юридические лица, в том числе иностранные, в пределах
предусмотренных законодательством Республики Беларусь прав и
обязанностей. Правовое положение предприятий общества

определяется законодательством Республики Беларусь о предприятиях.3

Общество создаётся и действует на основе устава, который должен содержать следующие сведения: вид общества; цели его деятельности; наименование и местонахождение; состав участников для

1 ст. 85 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.

2 ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной

ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992 г.

3 ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992 г.

24

общества с ограниченной и общества с дополнительной ответственностью; размер уставного фонда общества; порядок образования имущества и распределения прибыли; структуру и компетенцию органов управления и контроля общества; права и обязанности участников общества; порядок принятия решений, в том числе перечень вопросов, по которым необходимо единогласие или квалифицированное большинство голосов; порядок ликвидации и реорганизации общества, а также условия, определённые для каждого вида общества в отдельности.

Обществом с ограниченной ответственностью признаётся учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров.1

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав, которые включают в себя помимо общих сведений должны содержать сведения о размере долей каждого из участников, о размере, составе и порядке внесения ими вкладов.2 Создание общества с ограниченной ответственностью включает в себя заключение договора между участниками о совместной деятельности по созданию общества, утверждение устава общества всеми участниками и государственную регистрацию общества.

Уставный фонд общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников и определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.

Общество с ограниченной ответственностью в дальнейшем может быть преобразовано в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив, а также в унитарное предприятие в случае, когда в составе общества остался один участник.3

Обществом с дополнительной ответственностью признаётся учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.4

К обществу с дополнительной ответственностью применяются нормы, регулирующие создание и деятельность общества с ограниченной ответственностью, с учётом особенностей, предусмотренных законодательством, регулирующим их деятельность.5

Участники такого общества солидарно несут субсидиарную

1 ст. 85 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.

2 ст. 44 Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной

ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992 г.

3 ст. 91 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.

4 ст. 94 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.

5 ст. 53 Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992 г.

25

ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами. При недостаточности имущества общества участники отвечают по его обязательствам в пределах, определенных уставом пропорционально их долям в имуществе общества.

Учредительные документы общества с дополнительной ответственностью должны наряду с положениями, установленными для общества с ограниченной ответственностью, содержать размер и порядок обеспечения дополнительной ответственности участниками общества.

К акционерным обществам относятся общества, уставный фонд которых разделён на определённое число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.1 Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Выделяют два вида акционерных обществ: открытое и закрытое. Различие между ними заключается в следующем.

Акционерное общество является открытым, если его акции распространяются путём открытой продажи или подписки и их свободное хождение на рынке ценных бумаг не ограничено иначе, чем по закону. А закрытым акционерное общество будет, если хождение его акций на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его уставом.2

Порядок образования акционерного общества выглядит следующим образом. Учредители акционерного общества заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного фонда общества, категории выпускаемых акций и порядок размещения, сведения о видах и категориях выпускаемых акций, их количестве и номинальной стоимости, соотношении акций различных видов и категорий, полный перечень ограничений хождения акций для закрытого акционерного общества.

Открытое акционерное общество создаётся путём открытой подписки на акции или преобразования закрытого акционерного общества либо иного хозяйственного общества или товарищества. А порядок создания закрытого акционерного общества включает в себя заключение договора о совместной деятельности по созданию общества, утверждение устава, государственную регистрацию общества и регистрацию акций в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах.

1 ст. 96 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.

2 ст. 30-31 Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной
ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992 г.

26

Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями, который включает в себя помимо сведений, установленных для хозяйственных обществ, условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного фонда общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. Список участников закрытого акционерного общества прилагается к уставу.

Высшим органом управления в акционерном обществе является общее собрание его акционеров.

Акционерное общество может быть реорганизовано в общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью или в производственный кооператив, в унитарное предприятие, или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.

Также хозяйственные общества разделяются по степени участия других обществ в работе первых на дочерние и зависимые общества (ст.ст. 105- 106ГК).

Дочерним называется общество, если другое (основное) хозяйственное общество в силу определённых причин имеет возможность определять решения этого общества. И дочернее общество не будет нести ответственности по долгам основного общества.

Зависимым хозяйственным обществом называется то общество, в котором другое хозяйственном обществе имеет в высшем органе управления количество голосов, достаточное для отклонения нежелательных для себя решений.

Дочерние и зависимые общества могут объединяться в хозяйственные группы и холдинги. Однако они -- субъективное явление, т.к. для их возникновения требуется особое согласие или разрешение.

Так например, под холдингом понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы, в состав имущества которого входят и (или) в управлении которого находятся доли (акции) в имуществе иных юридических лиц, обеспечивающие ему право принятия или отклонения решений, принимаемых их высшими органами управления.1 Создание, деятельность и прекращение деятельности холдингов осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Государственная регистрация холдинга осуществляется регистрирующим органом только после получения надлежащим образом оформленного согласия Министерства экономики.

Следующим видом юридического лица является производственный кооператив. Производственным кооперативом (или артелью) называется «коммерческая организация, участники которой обязаны внести

1 п. I Постановления Совета Министров Республики Беларусь «О холдингах, создаваемых в процессе приватизации» от 20 апреля 1993 г. N 250.

27

имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе» (ст. 107 ГК Республики Беларусь).

Учредительным документом производственного кооператива является устав, утверждаемый общим собранием его членов, который содержит условия о размере уставного фонда, о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о характере и порядке трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по личному трудовому участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива; о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель.

Необходимо также отметить одну разновидность производственного
кооператива колхоз (сельскохозяйственный производственный

кооператив), который «является одной из форм производственного кооператива и действует на основании устава, утверждённого общим собранием (собранием уполномоченных) членов колхоза».1

Производственный кооператив может быть добровольно реорганизован в хозяйственное товарищество или общество, в унитарное предприятие или ликвидирован по решению общего собрания его членов.

Коммерческим юридическим лицом является унитарное предприятие, которым признаётся «коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество» (п.1 ст. 113 ГК). Также унитарные предприятия подразделяются на:

    основанные на праве хозяйственного ведения;

    основанные на праве оперативного управления -- казённое
    предприятие (ст.ст. 114-115 ГК).

Первые учреждаются по решению собственника его имущества, унитарного предприятия, либо уполномоченного на то государственного органа. Вторые учреждаются по решению Правительства Республики Беларусь на базе находящегося в её собственности имущества.

1 Указ Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов».

28

§ 3. Некоммерческие организации.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений),

финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных

фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами.1

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и юридических лиц, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, для удовлетворения материальных (имущественных) потребностей граждан либо граждан и юридических лиц.

Некоммерческие организации могут осуществлять

предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций. Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Под потребительским кооперативом в гражданском праве Республики Беларусь понимается добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст. 116 ГК). Потребительский кооператив действует на основании устава, который содержит в себе условия и порядок приема в члены кооператива и прекращения членства в нём; права и обязанности членов кооператива; условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством

1 ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.

29

голосов, о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков. Примером потребительского кооператива может быть жилищные, жилищно-строительные кооперативы, молодежные жилые комплексы, коллективы индивидуальных застройщиков, гаражные кооперативы, садоводческие товарищества и др.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.1

Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями, однако они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Примерами могут выступать общественные объединения, политические парии, профсоюзы, религиозные общины и т.д., особенности правового положения которых определяются законодательством.

Ещё одним видом некоммерческой организации в Республике Беларусь будет являться фонд -- не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК). Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Учреждениями называются организации, «созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые ими полностью или частично».2 Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законодательством.

Объединениями юридических лиц (ассоциациями или союзами) называются коммерческие организации, созданные по договору между собой в целях координации своей предпринимательской деятельности и для представления и защиты общих имущественных интересов, представляющих из себя некоммерческие организации. Они имеют переданное в собственность имущество, которым могут пользоваться только для достижения уставных целей (ст. 121 ГК). Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций, которые также будут являться некоммерческими организациями.

1 ст. 117 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.

2 ст. 120 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.

30 Заключение.

Право всегда существовало не только для отдельных лиц, но и для целых социальных союзов (род, семья, государство и т.д.). Человек всегда был частью определенного социального организма, с помощью которого регулировалась его деятельность в обществе. Гражданское право знает два вида субъектов прав: физические и юридические лица. Назначение юридических лиц в обществе - - быть формой организации совместной деятельности людей. Юридическое лицо позволяет объединить множество усилий физических лиц в волю одного лица. В гражданском обороте юридическое лицо выступает единым субъектом прав, хотя внутри организации может быть сколько угодно физических лиц. В современном гражданском законодательстве организации граждан являются основной правовой формой совместной деятельности людей, поскольку для достижения своих целей (хозяйственных, общественных и т.д.) физические лица объединяются в организации. Их воля иметь организацию выражается в учредительных документах. Отдельная личность подчиняется целям союза, но только в некотором отношении, вступая в организацию, в части, необходимой для достижения поставленной союзом цели.

Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 г. раскрывает
понятие юридического лица через его признаки. В самом кодексе
указывается на четыре признака юридического лица, являющихся
обязательными для признания его субъектом права: организационное
единство, имущественная обособленность, самостоятельная

имущественная ответственность и выступление в гражданском обороте от своего имени. Большинство цивилистов стоит на данной позиции, считая эти признаки необходимыми и достаточными. Однако в литературе встречаются мнения о том, что надо ввести ещё один признак в качестве дополнительного (несение налогового бремени) либо, наоборот, отрицается необходимость такого признака, как организационное единство. Тем не менее, позиция, закреплённая в Гражданском кодексе, является устоявшейся и обоснованной, и потому не представляется необходимым вводить новые признаки либо отрицать значение уже закреплённых в Гражданском кодексе.

Юридическое лицо явление весьма многогранное и сложное. Познать его сущность пытались цивилисты различных стран мира, разных исторических эпох. Было выдвинуто множество концепций, предлагающих свое понимание сущности юридического лица. Одни авторы говорили, что данный субъект права является фиктивным, выдуманным и существующим лишь в нашем сознании; другие утверждали, что юридическое лицо - реально существующее образование, независимое от составляющих его физических лиц, полноправный субъект права; третьи вообще отрицали необходимость существования такой категории, как «юридическое лицо», предлагая заменить её какой-либо иной.

31

В толковании сущности юридического лица также не было единства мнений. В результате чего было предложено отказаться от поиска сущности юридического лица, поскольку невозможно познать юридическую природу различных явлений, подводимых под эту категорию.1 Кроме того, за поисками сущности было значительно упущено изучение тех явлений, которые стоят за понятием юридического лица.

Вопрос о правоспособности также является достаточно дискуссионным. В Гражданском кодексе Республики Беларусь закреплена специальная правоспособность юридического лица, однако не все авторы придерживаются данной позиции, полагая, что специальная правоспособность выступает тормозящим фактором для юридических лиц в условиях рыночной экономики, ибо ограничивает предпринимательскую инициативу, не дает юридическим лицам возможности гибко перестраиваться в соответствии с потребностями рынка. Всё это дает основание полагать, что в условиях перехода к рыночной экономике есть необходимость наделить юридические лица общей (универсальной) правоспособностью, следуя общемировым тенденциям.

Таким образом, анализируемые в данной работе вопросы достаточно актуальны и требуют своего разрешения. В настоящее время такой субъект права как юридическое лицо занимает главенствующие позиции в мировой экономике, и потому оно привлекает всё большее внимание учёных-цивилистов всех стран мира. От того, как будут решены вопросы относительно понятия, правоспособности юридического лица и др., будет зависеть и само существование юридического лица, его роль в гражданском обороте, его права и обязанности.

1 Русак Л.Г. Товарищеские союзы как форма организации юридических лиц. - Мн., 2000. - с. 62.

32 Список использованной литературы.

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999. - 324с.

    Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах
    с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной
    ответственностью» от 9 декабря 1992 г., N 35, ст.552// Ведомости
    Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., N 35, ст.552.

    Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах
    организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» от 2
    февраля 2001 г. № 49// Национальный реестр правовых актов
    Республики Беларусь, 2002 г., № 82, 1/3856.

    Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О
    холдингах, создаваемых в процессе приватизации» от 20 апреля 1993
    г. N 250//Собрание положений Правительства Республики Беларусь,
    1993, № 12, ст. 208.

    Приказ Министерства здравоохранения «О порядке выдачи
    субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на
    осуществление видов деятельности, находящихся в ведении
    Минздрава» от 15 января 1998 г. N 15// Бюллетень нормативно-
    правовой информации, 1998 г., № 4.

    Богданов Е.В. Сущность и ответственность юридического лица //
    Государство и право. - 1997. - № 10. - С. 97-99.

    Гражданский кодекс: новое в регулировании деятельности
    юридических лиц. И. Тушинский // Юрист, № 7(14), июль 2002, с. 17

-19.

8. Комментарий к Гражданскому Кодексу Республики Беларусь: В 2
кн. Кн.1 (2)./Отв. ред. В.Ф. Чигир. -- Мн.: Амалфея, 1999. -- 544с.
(624с.).

9. Красавчиков О.А. Юридическое лицо организация система

общественных отношений // СССР-Австрия: проблемы гражданского

и семейного права: Сб. ст. - М.: Институт государства и права АН

СССР, 1983.-С.38-46.

10.Понятие юридических лиц в современном гражданском

правеРоссии. В. В. Бараненков // Государство и право, 2003 г., № 11,

с. 53-59.

11. Русак Л.Г. Товарищеские союзы как форма организации

юридических лиц. - Минск: Амалфея, 2000. - 256 с.

12.Советское гражданское право. Субъекты гражданского права:

Учебник / С.Н.Братусь, А.И.Пергамент, В.А.Дозорцев и др.; Под ред.

С.Н.Братуся. - М.: Юридическая литература, 1984. - 288 с. 13.Степаненко Г.М. К вопросу о понятии и сущности государственных

юридических лиц // Материалы конференции по итогам науч.-иссл.

работы за 1963-1964 гг. - Саратов: Издательство Саратовского

университета, 1965. - С. 102-105.

33

14.Сысоева Л.В. К вопросу о понятии гражданской правоспособности юридических лиц // Теоретические проблемы правового регулирования хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений: Тез. докл. Респ. науч.-практ. конф., Минск, 17-18 апреля 1998 г. - Минск: Тесей, 1998. - С.75-79.

15.Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1997. 526с.

16.Фролов Ю.Н. Проблемы правовой характеристики юридического лица // Правовые акты: социальная обусловленность, качество, применение и совершенствование: Материалы междунар. науч.-практ. конф. аспирантов и студентов. - Минск, 1999. - С. 196-200.

17.Чигир В.Ф. Юридические лица. - Минск: Амалфея, 1994. - 71 с.