Конституционное право граждан на обжалование актов органов исполнительной власти республики Болгария

Конституционное право граждан на обжалование актов органов исполнительной власти республики Болгария

Термин Конституция происходит из латинского языка и означает «устанавливать». В самом общем плане понятие Конституция определяется как организация одной общности, одного союза. Государство – это самый сложный союз, и Конституция является основной схемой и программой его функционирования.

В правовой науке принято считать, что термин Конституция как государственной организации впервые использовал римский оратор Цицерон.

Американский континент дал образцы первых конституций современного типа – это Конституция штата Вирджиния 1776 г., за которой последовало принятие Конституций других штатов и федеральной Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 г.

На европейском континенте в 1791 году были приняты две Конституции – это Конституция Польши (май 1791 года) и первая Французская Конституция (август 1791 года).

Первая болгарская Конституция была принята 16 апреля 1879 г. Учредительным собранием, собравшимся в Тырново. Затем были Конституция 1947 г. и Конституция 1971 г.

Ныне действующая Конституция Болгарии принята 12 июля 1991 года Великим народным собранием. Она содержит нормы, которыми определяются основы государственного строя Болгарии, организация и функционирование высших государственных органов (Народное собрание, Совет министров, Президент, Конституционный суд), основы экономической и общественной жизни и правового положения граждан.

В Конституции Российской Федерации, принятой всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Россия провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью государства. А признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства.

Действующая конституция Украины принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года. В ней выражается суверенная воля украинского народа. Этим актом гарантируются основные права и свободы человека и гражданина в Украине, определяются основы организации и деятельности системы органов государственной власти, признается и гарантируется местное самоуправление. Конституция основывается на Акте провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года, подтвержденного 1 декабря того же года всенародным голосованием.

Действующая Конституция Приднестровской Молдавской Республики принята на референдуме 24 декабря 1995 г. и подписана Президентом 17 января 1996 г. Она определяет Приднестровскую Молдавскую Республику как президентскую республику. Политический режим – демократия в процессе становления, которая является гарантией прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает точное исполнение Конституции и законов.

Конституция является актом высшей юридической силы и остальные нормативно-правовые акты не могут ей противоречить. Соответствие законов и других правовых актов нормам Конституции является предпосылкой для создания единой непротиворечивой правовой системы. Это значит, что финансовое, гражданское, уголовное право и все остальные отрасли права создаются на основе и в соответствии с положениями Конституции, ее принципами и нормами.

Конституция гарантирует основные права и свободы человека и гражданина, устанавливает систему юридических процедур их защиты. Конституция регламентирует основы государственной организации. Она определяет формы государственного управления и устройство системы государственных органов.

Конституционный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную обеспечивает эффективное функционирование публичной власти. Чтобы не допустить злоупотребления властью, чтобы одна каждая из ветвей контролировалась действиями других ветвей власти, Конституция определяет механизмы их взаимных сдержек и противовесов.

В Конституции особое внимание уделено принципу равноправия граждан. Согласно Конституции все люди свободны и равны в достоинстве и правах, все они равны перед законом. Не допускаются привилегии или ограничения прав и свобод на основании определенных признаков, таких как раса, национальность, этническая принадлежность, пол, происхождение, религия, образование, убеждения, имущественное положение. Принцип равноправия определяет в высшей степени демократическую сущность гражданского общества.

Демократический характер Конституции обусловлен широким объемом прав и свобод, предоставленных человеку и гражданину Конституцией Республики Болгария. Перечень и объем конституционных прав и свобод соответствуют международным стандартам прав человека.

Другие права и свободы дают возможность гражданам участвовать в политической жизни – право избирать и быть избранным, право объединения в политические партии, право на участие в митингах и манифестациях и др.

Третья группа – это социально-экономические права человека и гражданина, которые дают возможность участвовать в хозяйственной жизни – право на собственность, право на труд и т.д.

В статье 45 Конституции Болгарии предусматривается, что граждане имеют право подавать жалобы, представлять предложения и подавать петиции в государственные органы.

В зависимости от характера защищаемых интересов основные права, определенные в статье 45, бывают личными, политическими или социально-экономическими. Их можно отнести и к защите основных прав третьего поколения. Например, право на благоприятную окружающую среду. Жалобы, предложения и петиции можно использовать отдельно или как средство для защиты других основных прав. В этом смысле их можно квалифицировать как процедурные гарантии реализации основных прав и законных интересов граждан, а также рассматривать их как процессуальные права.

В зависимости от субъективного характера права, предусмотренные в статье 45, могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

Жалобы граждан предполагают наличие прямого интереса со стороны подателя, затрагивание его личных прав или законных интересов. Жалобы подаются в органы центральной государственной администрации или местные государственные органы. Жалобы подаются индивидуально или группой граждан, которые обращаются в государственные институты для устранения нарушения их прав или законных интересов. Не анонимный характер жалоб – обязательное условие их подачи.

В отличие от жалоб представление предложения не связано с нарушением основных прав. В компетентные органы жалобу отправляет гражданин или группа граждан с целью совершенствования деятельности государственного органа или для решения вопроса, находящегося в его компетенции. право гражданин конституция болгария

В соответствии с болгарским законодательством правосудие является государственной деятельностью, которая осуществляется судом. Цель судебной власти – защита прав и законных интересов широкого круга субъектов права, а именно: граждан, юридических лиц и государства. Правосудие представляет собой решение правовых споров судом по существу (правосудие). Оно осуществляется во имя народа (ст. 118 Конституции), являющегося, согласно ст. 1 абз. 2 Основного Закона, источником всей власти в государстве.

Конституционный суд считает, что положения ст. 120, абз. 2 объединяют в своем содержании две различные по своему характеру конституционные нормы.

Первая – процессуально-правовая. Вторая – материально-правовая, она определяет конституционные критерии возможности судебного обжалования административных актов. В этом смысле процессуальный интерес легитимируется обстоятельством, когда в конкретном случае были нарушены или поставлены под угрозу права или законные интересы соответствующих физических или юридических лиц. Включение юридических лиц в качестве субъектов права на судебное обжалование оправдывает включение норм, его закрепляющих, в шестую главу Конституции Болгарии, так как в систематическом отношении она могла бы относиться и ко второй главе Конституции.

Вопрос о судебном контроле над административными актами решен нормами ст. 120 Конституции. Согласно абз. 2 из круга административных актов, которые могут быть обжалованы в суде, исключаются «четко указанные законом». В той же конституционной норме не содержатся критерии, которые ставят под сомнение это право Народного собрания (Решение № 18 1997 года по к.д. № 12 1997 года – Д.В. № 110 от 1997 г.).

Конституционный суд неоднократно подчеркивал, что законодатель может исключить из судебного порядка обжалование административных актов только тогда, когда это исключение не задевает конституционно признанные основные права и свободы граждан или когда другая более высокая, четко провозглашенная конституцией ценность должна быть приоритетно защищенной. Такой, например, является сфера национальной безопасности (Решение № 5 1997 года по к.д. № 25 1996 года – Д.В., № 20 от 1997 г.).

Это, однако, не означает, что по внутреннему административному иерархическому порядку тот, кого это коснулось, не может на основании ст. 45 и ст. 56 Конституции (эти нормы имеют прямое действие согласно ст. 5, абз. 2 Основного Закона) предоставить свои доводы перед вышестоящим административным органом. Этот вывод исходит из общего принципа субординирования в области администрации. Непосредственно вышестоящие административные органы всегда могут отменить акты подчиненных им органов управления в силу присущего им права служебного внутриведомственного контроля и без наличия определенной нормы закона. Это также форма защиты лица, которого это касается. Конституционный суд в Решении № 3 1994 года по к.д. № 1 1994 года (Д.В., номер 49 от 1994 года), разъясняя право защиты по ст.56 Конституции, указал как формы его реализации не только обжалование в суде, но и «жалобы, устные и письменные возражения и объяснения».

Акты, касающиеся прав и личных интересов граждан, могут быть обжалованы согласно распоряжениям Административно-процессуального кодекса (АПК), изм. в Государственном бюллетене № 30 от 11 апреля 2006 г. и вошедшим в силу с 12 июля 2006 г. Это долгожданный нормативный акт, при помощи которого защищаются права и личные интересы граждан Республики Болгария. Этот АПК регламентирует защиту прав граждан относительно актов, изданных органами государственного управления.

Действующий Закон об административных нарушениях и наказаниях остался за рамками Административно-процессуального кодекса и имеет цель защищать права граждан по поводу наложенных на них наказаний в соответствии с законом.

Административно-процессуальный кодекс дает возможность гражданам защищать свои права двумя способами. Первый способ – согласно административному порядку, т.е. спор решается вышестоящим административным органом. Второй способ – в порядке судебного разбирательства. В условиях правого государства в Республике Болгария восстановилась деятельность административных судилищ по судебным районным и Верховным административным судам. До принятия и вхождения в силу АПК действовали несколько законов, устраивающие процессуальные действия в этой связи, которые были отменены. Защита прав граждан в порядке судебных разбирательств рассматриваются в стадии двух инстанций. Существует и третья инстанция – при Верховном административном суде, регламентирующая АПК как «отмену вошедшего в силу», который ставит конец процессу – защищает права граждан в этой области. При неудовлетворительном решении суда не исключается возможность того, что граждане предъявят свои права Европейскому суду по правам человека.

Конституция Республики Болгарии провозглашает основные принципы развития демократического гражданского общества. Эти принципы являются правовыми нормами самого высокого ранга.

Предусмотрено, что каждый гражданин может искать защиты своих прав и законных интересов, когда они задеты. При этом отказ соответствующего органа обеспечить защиту недопустим.

Основной недостаток в развитии нашего общества заключается в том, что граждане редко пользуются возможностями, которые предоставлены Конституцией и законами для защиты своих прав.

Основным Законом государства и всей правовой системой гарантируется жизнь, достоинство и права личности. Создаются условия для свободного развития человека и гражданского общества.