Наркомания в аспектах угроз национальной безопасности

Введение

Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность.

Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридических приемлемых во многих странах наркомании признаны социальным бедствием. Наркотические мафии управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-восточная Азия). Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума.

В международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке существует документ, указывающий на число наркоманов на земном шаре - 1 000 000 000 человек.

Наркомания, как подчеркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, является большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе.

Каждое государство предпринимает меры по предупреждению злоупотребления среди населения, исключением не является и Россия.

Целью данной курсовой работы является изучение наркомании в аспектах угроз национальной безопасности.

Глава 1. Нормативно-правовое регулирование в деятельности по предупреждению распространения наркомании

      Нормативно-правовые акты по предупреждению наркомании

Все нормативно-правовые акты по предупреждению и распространению наркотиков можно классифицировать по федеральному признаку. Также существуют международные нормативно-правовые акты. Они представлены в таблице №1.

Таблица №1

Международные конвенции и соглашения:

Дата

Полное наименование

Акт

30.03.1961

Единая конвенция о наркотических средствах 
(с изменениями от 25 марта 1972 г.)

Конвенция ООН

20.12.1988

Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Конвенция ООН

21.02.1971

Конвенция о психотропных веществах

Конвенция ООН

10.06.1998

План действий по борьбе с изготовлением и оборотом стимуляторов амфетаминового ряда и их прекурсоров, а также со злоупотреблением ими

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН

10.06.1998

Декларация о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики

Декларация ООН

10.06.1998

Контроль над прекурсорами

Проект Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН

10.06.1998

План действий по налаживанию международного сотрудничества в деле искоренения незаконных наркосодержащих культур и содействия альтернативному развитию

Проект Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН

28.07.1999

Лакхнауское соглашение о принятии единообразных мер по контролю международной торговли прекурсорами и другими химическими веществами, используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ

Соглашение ООН

Российское законодательство:

Дата

Полное наименование

Акт

08.07.1994

Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Соглашение стран СНГ

16.07.1997

Заключение Постоянного Комитета по Контролю Наркотиков о размерах незаконной культивации растений, отнесенных к наркотическим средствам

Заключение

09.10.1997

Таблица крупных и особо крупных размеров наркотических средств и психотропных веществ

Таблица

08.01.1998

"О наркотических средствах и психотропных веществах"

Федеральный закон

30.06.1998

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Постановление Правительства РФ

29.06.1999

Руководящие принципы и основные направления деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года

Решение Совета Безопасности РФ

28.02.2000

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде

Приказ Минобразования РФ №619

07.06.2000

Федеральный закон о внесении дополнения в ст. 4 закона РФ "О средствах массовой информации" в связи с принятием федерального закона"О наркотических средствах и психотропных веществах"

Федеральный закон

24.09.2002

"О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ"

Указ Президента РФ №1068

11.04.2003

"Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации"

Указ Президента РФ №306

15.04.2004

Комментарий к новым статья УК РФ, связанным с наркотиками. Статьи вступают в силу 16 марта 2004г.

Комментарий narcozona.ru

06.05.2004

Постановление Правительства РФ "Об утверждении средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228 и 229 УК РФ"

Постановление Правительства РФ

13.09.2005

Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы"

Постановление Правительства РФ

10.02.2006

28.12.2009

Постановление Правительства РФ "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228 и 229 УК РФ"

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации

Постановление Правительства РФ

Постановление Правительства РФ

1.2 Правовые основы борьбы с наркоманией

В настоящее время наркомания приобретает характер глобальной социальной проблемы. Вред, наносимый здоровью и благополучию людей, отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы жизнедеятельности общества и государства, потребовали консолидации усилий международного сообщества, принятия международно-правовых мер по предотвращению незаконного производства, спроса и оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Конвенция Организации Объединенных Наций, принятая 21 февраля 1971 года в Вене, определила сферу контроля над психотропными веществами, порядок их использования для медицинских целей, меры по запрещению и ограничению экспорта и импорта наркотических веществ, общее направление мер по противодействию незаконному обороту психотропных веществ и наказанию виновных.

В соответствии с Конвенцией был образован Международный комитет ООН по контролю за наркотиками. Комитет подготавливает ежегодные доклады о своей работе, содержащие полученную им информацию вместе с любыми замечаниями и рекомендациями. Доклады препровождаются Сторонам соглашения и затем публикуются Генеральным секретарем ООН.

Конвенция Организаций Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая 19 декабря 1988 года, на 6-ом пленарном заседании, констатировала все большее распространение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ среди различных социальных групп и обратила особое внимание на использование детей в качестве потребителей наркотиков и их эксплуатацию при незаконном производстве и обороте психотропных веществ. Была подчеркнута взаимосвязь между незаконным оборотом наркотиков и иными формами организованной преступности, которая подрывает экономику и создает угрозу для стабильности, безопасности и суверенитета государства.

Конвенция дополнительно регламентировала меры по оказанию взаимной юридической помощи, включая подготовку кадров, передачу материалов уголовного разбирательства, выдачу преступников и ряд других вопросов, связанных с усилением борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Указом Президента РФ была запрещена свободная реализация продукции (работ, услуг) и отходов производства, которые могли способствовать распространению наркотических средств и психотропных веществ.

Утверждено Положение о Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблениям наркотическими средствами и их незаконному обороту. Основные задачи комиссии включали выработку и осуществление, на основе межправительственных и межведомственных соглашений, мероприятий по обеспечению реализации государственной политики по контролю за наркотиками.

Постановлением Правительства РФ устанавливались государственные квоты, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ.

Важным шагом в деле усиления борьбы с наркоманией стало принятие Федерального закона от 8 января 1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах», в редакции от 1 декабря 2004 года, которым установлены правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Согласно закону государственная политика в этой сфере отношений базируется на следующих принципах:

1. Государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

2. Лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических веществ;

3. Координация деятельности федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

4. Развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков на многосторонней и двусторонней основе.

Значительное место в законе уделено правовому регулированию противодействия незаконному обороту наркотиков. Проведение таких мер возлагалось на Генерального прокурора РФ, МВД, Федеральную службу безопасности, таможенную, пограничную и службу внешней разведки, а также на Министерство здравоохранения и другие государственные органы исполнительной власти.

Организация противодействия наркомании осуществлялась на основе соответствующих федеральных целевых программ, которые были признаны обеспечивать координацию деятельности всех причастных к их исполнению органов государственной власти. Финансирование целевых программ осуществлялось за счет средств федерального бюджета, а также путем создания специальных внебюджетных фондов.

Федеральный закон 1998 года регламентировал широкую палитру правовых мер, которые должны были осуществляться с целью борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В числе исполнителей перечислены практически все правоохранительные органы РФ. К недостаткам закона относится то обстоятельство, что стоящие перед ним задачи были сформулированы в общем виде, без их подразделения с учетом характера деятельности конкретных органов правоохраны.

Указом Президента от 20 сентября 2002 года при МВД было образовано новое структурное подразделение – Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, во главе с заместителем Министра внутренних дел.

Указом Президента РФ от 11 марта 2003 года «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» Госкомитет по противодействию незаконному обороту наркотиков при МВД, был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России).

Госнаркоконтроль России – специально уполномоченный орган, обеспечивающий исполнение законодательства РФ в сфере борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических веществ. Общая численность вновь созданного правоохранительного органа определена в количестве 40 тысяч штатных единиц, в основном за счет перевода на новую службу сотрудников ранее упраздненной налоговой полиции Российской Федерации.

В связи с проведением административной реформы и в целях совершенствования государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств Госнаркоконтроль России был преобразован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Глава 2 Угрозы национальной безопасности со стороны наркомании

2.1 Аспекты анализа наркомании как явления

Наркоманию можно рассматривать как социальное "заразное" заболевание, распространение которого происходит внутри социальных групп. Поэтому невозможно "изолированное" существование наркомана в среде - рано или поздно вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потребления наркотиков.

Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата.

Основной акцент должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики, направленной на сохранение и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной сферы. Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной. Она должна основываться на системном исследовании влияния условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения. Мероприятия первичной профилактики должны включать меры защиты, которые воздействуют на неблагоприятно влияющие наркопровоцирующих факторы, и повышающие устойчивость человека к неблагоприятным факторам социальной и психологической природы.

Можно выделить несколько аспектов угроз со стороны наркомании.

Социальный аспект проблемы заключается в том, чтобы понять всю сложность взаимоотношений между человеком, употребляющим наркотики, и разными уровнями его социального окружения.

Экономический аспект. Незаконный оборот наркотиков порождает колоссальный по своим масштабам теневой оборот денежных средств. Торговля и потребление наркотиков выступают как чрезвычайно мощный механизм перекачивания денежных средств в теневой оборот. Очевидно, что оказавшись в тени, эти деньги выходят из-под контроля государства и могут использоваться для увеличения потенциала теневой экономики и криминального мира.

Медицинский аспект. Государство затрачивает на медицинское обслуживание наркоманов значительные средства, отвлекая тем самым часть средств от решения других проблем здравоохранения. С другой стороны, затраты на оплату лечения наркомана в частных наркологических и реабилитационных центрах столь значительны, что это неизбежно приводит к снижению жизненного уровня населения.

Трудовой аспект. Развитие наркотической зависимости приводит к разрушению трудовой мотивации и трудового поведения в целом. Таким образом, из сферы материального и духовного производства происходит постоянный отток рабочей силы. Наркоманы составляют сегодня огромную, ничего не производящую, а только лишь потребляющую часть населения. Поскольку интенсивное употребление психоактивных веществ (за исключением чая, кофе и табака) практически несовместимо ни с работой, ни с учебой, распространение наркомании среди молодежи приводит как к снижению общего интеллектуального потенциала страны, так и к "обеднению" трудовых ресурсов. На фоне общего экономического кризиса эти процессы носят латентный характер, однако, их негативные последствия неизбежно скажутся при смене "трудовых" поколений.

Государственные средства, затрачиваемые на пресечение незаконного оборота наркотиков, не дают сколько-нибудь ощутимого результата. Следовательно, финансовые и другие средства будут направляться в эту сферу во все более возрастающих объемах.

Демографический аспект. В сферу незаконного систематического потребления наркотиков вовлекаются преимущественно подростки и юноши мужского пола. Соотношение наркоманов мужского и женского пола составляет примерно 10:1. Формирование наркотической зависимости приводит к разрушению полоролевого поведения и угасанию сексуальных инстинктов. С другой стороны, смерть от передозировок и несчастных случаев, связанных с наркоманией, приводит к резкой диспропорции в отношении полов. В результате этих явлений уже в ближайшее время произойдет определенное снижение рождаемости, увеличение количества одиноких женщин и неполных семей.

Среди наркоманов значительный процент составляют дети из неполных семей или семей, имеющих единственного ребенка. Высокая смертность среди наркоманов приводит к значительному возрастанию числа "бездетных" и "беспризорных" стариков, о которых некому будет заботиться. Если учесть крайнюю неразвитость системы социальной поддержки старости в нашей стране (дома престарелых, интернаты, стационары дневного пребывания, досуговые центры и т.д.), то очевидно, что появление огромного количества не получающих помощи и поддержки стариков чревато серьезными гуманитарными проблемами.

Моральный аспект. В результате систематического употребления наркотиков происходит стремительная девальвация личности человека. Постепенно у наркомана разрушается моральная основа регуляции поведения: оно становится направленным исключительно на непосредственное удовлетворение потребности в наркотиках. Ценности жизни, закрепленные традиционной моралью, оказываются низвергнутыми. Постепенно формируется "наркоманская" система ценностей, приобретающая статус основы наркоманского способа жизни. Традиционная мораль, даже подкрепленная авторитетом религии, оказалась сегодня перед лицом самой серьезной опасности. Российская семья, также оказалась неспособна защитить ребенка от наркомании. Это надо признать, и факт такого признания станет важным вкладом в социальную психотерапию. Пока общество таково, что родители стыдятся своих детей больше, чем любят их - дети будут погибать.

Жизнь сложна и противоречива, но то, что для взрослого существует как противоречие, для подростка превращается в непреодолимый личностный кризис, порождающий экзистенциальное отчаяние. Сохранить целостность личности всегда помогала семья и традиционная культура. Семья сегодня оказалась в глубоком кризисе: родители не имеют возможности показать позитивный пример своим детям. Традиционная культура стремительно деградирует, что приводит к изменению меры человеческого в человеке. В поисках целостности и самоидентичности подросток незаметно включается в орбиту наркоманской субкультуры с ее традициями, фольклором, особым языком, системой ценностей, жизненных принципов, особых отношений. Наркоманская субкультура предстает сегодня как контркультура с гораздо большим потенциалом.

Как контркультура наркомания эксплуатирует глубинные основания культуры, извращая их позитивный смысл.

Политический аспект. Из проблемы сугубо медицинской наркомания превратилась в проблему общенационального масштаба, постепенно приобретая статус главной угрозы для безопасности страны. Масштабностью проблемы не преминули воспользоваться различные политические партии и социальные группы, используя спекуляции на "наркоманские" темы для решения своих проблем. На выборах в органы законодательной и исполнительной власти всех уровней 85% кандидатов практически во всех регионах России обращались к проблеме наркомании в своих предвыборных программах. Спекулятивность подобных заявлений очевидна: после избрания практически ничего не делается. Несомненно, подобные действия приводят и к снижению авторитета политиков, и к снижению авторитета власти в целом.

Международный (межгосударственный) аспект. Классический пример, иллюстрирующий глубинные взаимосвязи производства и торговли наркотиками с межгосударственными отношениями.

Таким образом, наркотики стали элементом международной политики еще в прошлом веке. В текущем столетии защита своих граждан от наплыва наркотиков неоднократно становилась поводом для вмешательства во внутренние дела, а иногда и военных операций США в латиноамериканских странах.

Медицинский аспект. Традиционная наркология рассматривает наркоманию как неизлечимую хроническую болезнь, в течение которой возможны более или менее продолжительные периоды ремиссии.

Считается, что по мере приема наркотиков развиваются три главных клинических феномена:

    Психическая зависимость.

    Физическая зависимость.

    Толерантность.

Таким образом, чисто медицинский подход к наркомании оказывается неэффективным в плане лечения и реабилитации, и тем более, в плане профилактики.

Психологический аспект. Известно, что наркоманов можно встретить среди любых типов личности и что потребность в изменениях состояния сознания является характерной для рода человеческого вообще. Однако не все же принимают наркотики, а тем более становятся наркоманами. С точки зрения психологии, наркомания рассматривается как проблема личности, принимающей наркотики в определенном социально - культурном контексте. При этом общество, социальная и культурная среда, реагируя на наркоманию, "встраиваются" своими реакциями в "наркоманский" тип поведения. Отсюда становится понятным, что для эффективной реабилитационной работы необходима реализация комплексного подхода, включающего в себя работу с личностью наркомана, его ближайшим микросоциальным окружением, а также с обществом в целом: оно должно изменить свое отношение к наркотикам и наркоманам так, чтобы, по крайней мере, не подкреплять их отношения к себе как к социальным изгоям, неудачникам или бунтарям.

В настоящее время серьезность проблемы усугубляется быстротой и непредсказуемостью распространения наркотиков, ростом объемов наркотических веществ на рынке, их доступностью, притоком синтетических психоактивных веществ и появлением практики одновременного злоупотребления несколькими веществами сразу.

Проблему, связанную со злоупотреблениями психоактивными веществами, необходимо рассматривать как проблему личности, которая употребляет наркотические вещества в определенном социально-культурном контексте, при этом общество и культурная среда реагируют на это противоречиво и не всегда эффективно.

2.2 Общественность в профилактике наркомании

Лучшая методика борьбы с наркоманией - профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших.

Большая нагрузка на исполнительные органы власти каждого региона ложится в связи с острой необходимостью пропаганды здорового образа жизни. Для этого следует задействовать все средства массовой информации, максимально расширить социальную базу здравоохранения, привлекая к работе с медиками на основе партнерских отношений объединения граждан, клубы, благотворительные фонды больных и их родственников, религиозные организации.

В последнее время особенно обострилась проблема борьбы с наркоманией, уже превратившейся в социальное бедствие. И здесь сотрудничество власти с общественными организациями и медиками способно внести решающий вклад в локализацию очагов наркотической эпидемии. Огромную роль могут сыграть и средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение. Очевидно, что та мощь и изобретательность, которые демонстрирует пресса в продвижении товаров крупных зарубежных компаний, может быть использована и в борьбе с наркоманией. К сожалению, социальная реклама у нас – в отличие от западных стран - до сих пор в диковинку. Только в последнее время в России власть и средства массовой информации стали использовать новые формы и способы антинаркотической пропаганды.

Россия начинала борьбу - антипропаганду наркотиков в средствах массовой информации:

1) В самой популярной газете МК очень часто публиковались материалы, связанные с наркотиками и впоследствии открылась рубрика НА ИГЛЕ, а в газете <Комсомольская Правда> открылась рубрика СЛЕЗЬ С ИГЛЫ

2) В молодежных журналах и на радио Станция печатались материалы, ведутся передачи, посвященные вреду наркотиков.

3) На канале НТВ запустили проект "БЕЗ НАРКОТИКОВ", совместно с радиостанцией Максимум идет программа Сумерки - ток-шоу, где выступали наркоманы, психологи.

4) Во многих школах и учебных заведениях проводились программы, которые знакомят молодежь (категорию повышенного риска) с проблемами наркомании. Сотни лекций прочитаны сотрудниками Фонда Спасения Детей и Подростков от Наркотиков.

На обсуждение был вынесен закон о легализации мягких наркотиков (он не прошел до сих пор). Само слово легализация приведет к стиранию запрета на наркотики, и миллионы людей, которые раньше не решались попробовать пусть даже легкие наркотики, теперь с удовольствием это сделают. Государство будет продавать им только легкие и очищенные наркотики, а средства от продажи пойдут в бюджет. Однако все равно данная программа обойдется государству куда дороже в чисто финансовом плане. Ведь за каждым зарегистрированным наркоманом должно быть установлено наблюдение: такой человек не должен работать на транспорте, в сфере образования и еще во многих местах. Кроме того, у нашего МВД средства на борьбу с наркотиками крайне ограничены. Даже существующая федеральная целевая программа по противодействию этому злу в 1997 году была выполнена лишь на половину из-за нехватки средств.

Безусловно, антипропаганда очень эффективна, как и Программы профилактики и борьбы с наркоманией. И несмотря на нехватку средств в милиции, на таможне и ФСБ созданы специальные отделы борьбы с наркотиками, но этих мер все равно недостаточно.

Существующая система наркологической помощи в России ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания. Профилактические программы направленные на предотвращение злоупотребления наркотиками и токсикантами не получили должного распространения в нашей стране.

Несмотря на наличие богатого мирового опыта в области профилактической наркологии, оригинальных отечественных разработок, коллективов способных реализовать профилактические программы, эта основная сфера антинаркотической деятельности остается без должного внимания заинтересованных ведомств. Основной причиной такой ситуации является межведомственная разобщенность отсутствие единой стратегической концепции профилактики.

Попытки решить проблему путем активизации деятельности наркологической службы страны не приносят должного результата. Причин этому несколько: отсутствие реального постоянного контакта наркологов с коллективами несовершеннолетних (которые являются основной средой для приобщения к наркотикам), трудность первичного выявления начальных этапов алкоголизма и наркомании, слабая материально- техническая база наркологических учреждений.

Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

Обучение педагогов основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их конкретными психотехническими и психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги, психодрама, дискуссионная работа), способами формирования системы альтернативных наркотикам увлечений, позволит уже в ближайшем будущем оградить подрастающие поколение страны от наркотической эпидемии.

наркомания правовой акт общественность профилактика

Глава 3. Деятельность государственных органов по профилактике наркомании в РФ

Предусмотрена «Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений».

Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации, (далее – Концепция) является системой взглядов на цель, задачи, основные принципы и направления профилактики наркомании и предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – наркотики)

Концепция призвана обеспечить комплексный, дифференцированный и целенаправленный подход к организации и проведению профилактики наркомании и предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (далее – профилактика наркомании и предупреждение наркопреступности).

Масштаб незаконного оборота и потребления наркотиков на территории Российской Федерации представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства. В последние годы в Российской Федерации предприняты меры по коренному изменению стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков. С 1 января 1997 г. в Российской Федерации исключена уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах без цели сбыта. С 11 декабря 2003 г. утратило силу положение Уголовного кодекса Российской Федерации позволявшее применять принудительные меры медицинского характера к лицам, признанным нуждающимися в лечении от наркомании. Таким образом, прежний правоприменительный вектор смещен от борьбы с потребителями наркотиков (наркозависимыми) на противодействие организованному наркобизнесу, пресечение наркотрафика, подрыв финансовых основ наркопреступности. В этой связи основным средством воздействия на потребителей наркотиков является профилактика наркомании и предупреждение наркопреступлений.

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» одним из принципов государственной антинаркотической политики является приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Профилактика наркомании законодательно определена как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании, а антинаркотическая пропаганда как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

В формировании системы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также различные организации, включая государственные учреждения, общественные и религиозные объединения.

Несмотря на актуальность требований нормативных правовых актов и концептуальных документов, они не стали руководством к действию для государственных органов власти и органов местного самоуправления, а также субъектов информационного пространства и не исполняются в полном объеме.

Отсутствие адекватных и эффективных мер по профилактике наркомании и предупреждения наркопреступности в условиях рыночной модели экономики привело к тому, что незаконное распространение наркотиков превратилось в широкомасштабную угрозу для государственной безопасности, здоровья и благополучия населения и встало в один ряд с такими угрозами национальной безопасности, как международный терроризм, оружие массового уничтожения, вооруженные региональные конфликты. Наркоагрессия в России представляет собой угрозу всем видам безопасности: политической, социальной, экономической, информационной, личной и др., а сама наркоситуация в стране приняла характер эпидемии, став непосредственной причиной ухудшения уровня здоровья и генофонда, сокращения численности населения.

В государстве созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, обеспечивающие позитивное изменение наркоситуации.

Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость выработки новых государственных подходов в определении целей и задач профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности на современном этапе развития России.

Заключение

На фоне отсутствия государственной политики в области борьбы с распространением наркомании в России, отсутствия единой государственной программы и федерального финансирования регионы вынуждены были решать эту проблему в рамках отдельных краев и областей, исходя из имеющихся, сильно ограниченных средств. И с 1998 года практически во всех регионах России были приняты областные программы по борьбе с наркоманией.

Сегодня основными действующими лицами антинаркотических программ являются административные органы власти, правоохранительные органы (областные УВД, отделы по незаконному обороту наркотиков, отделы предупреждения правонарушений несовершеннолетних, Федеральная служба безопасности), управления образования, учреждения официальной медицины (комитеты здравоохранения, наркологические диспансеры, СПИД-центры), комитеты по делам молодежи.

Во всех регионах инициаторами этих программ выступили губернаторы, а основными разработчиками — силовые ведомства. Главная цель таких программ — объединение и координация мер, предпринимаемых различными ведомствами, «по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ».

Даже беглого анализа программ достаточно, чтобы понять, что в них четко и полно прописана лишь деятельность силовых структур, которые являются главными инициаторами и идеологами «борьбы с наркоманией». Ее основные направления — пресечение сбыта и производства наркотиков, усиление материально-технической базы отделов УВД по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также оснащение наркодиспансеров, создание коммерческих реабилитационных центров для больных наркоманией.

Список литературы

    Наркомания в России: анализ и прогноз демографических последствий/Боев Б.//Alma-mater.-2002.-№3.- С.26-31,46;

    О концепции борьбы с наркоманией: система культурного воздействия общества/Т.Г. Киселева; //Ученые записки: Вып.23. /Науч. Ред. Киселева Т.Г., Черниченко В. И., Ярошенко Н. Н. –М.:МГУКИ,2001;

    Наркотики - оружие массового поражения// ОБЖ. – 2004.- №4

    Педагогическая профилактика наркомании: методические рекомендации/ Овчаренко В.// ОБЖ.-2005-№3;

    Наркомания – реальная угроза национальной безопасности/ Р.Г. Миронов// Социально-гуманитарные знания.-2005.-№3;

    Социальная стратегия государства/Н. Малышева//Социальная работа. -2006.-№1

    Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях: Письмо Рособразования от 24.11.2005г. №14-11-272/03