Гражданство Российской Федерации (работа 8)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА»

Кафедра конституционного и международного права

Дисциплина: конституционное право России

ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(курсовая работа)

Научный руководитель:

______________________

______________________

______________________

Работа выполнена:

______________________

______________________

______________________

Саратов

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

    Понятие и основные принципы российского гражданства. Морально-политическое и юридическое содержание гражданства Российской Федерации

    Правовое регулирование гражданства. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Приобретение и прекращение гражданства России. Гражданство детей

    Производство по делам о гражданстве в государственных органах Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

Введение

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство.

В юридической литературе гражданство рассматривается как устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), как определенное правовое положение лица в конкретной стране, и как признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. российский гражданство правовой двойной

Гражданство - это особый статус, который предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение в полном объеме комплексом прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства1.

Статус гражданина является гарантией предоставления политических прав и доступа к государственной службе, условием свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину. В большинстве государств именно на интересы граждан сориентированы социальные и экономические программы правительства, законодательство в области труда и социального обеспечения. С точки зрения международного права только граждане страны могут рассчитывать на правовую защиту в качестве представителей национальных или этнических меньшинств.

Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека- Государство ждет от своих граждан особой лояльности. В свою очередь граждане рассчитывают на защиту и покровительство страны, если у них возникают проблемы с властями или частными лицами за рубежом. Эти взаимные обязательства носят персональный и экстерриториальный характер, они не прекращаются в случае длительного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за ее пределами. В отличие от этого власть государства распространяется на иностранцев и лиц без гражданства только тогда, когда они находятся на его территории. Эти отношения носят более формальный характер и, как правило, не порождают устойчивых взаимных обязательств.

Нестабильная политическая обстановка в мире, усиление террористической угрозы и другие факторы привели к тому, что в конце 90-х годов ХХ века, пользуясь довольно простым порядком принятия гражданства, стало очевидной необходимость принятия нового закона, который бы ужесточил порядок принятия гражданства. 31 мая 2002 года был принят Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»2.

Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и, прежде всего, условия приобретения и прекращения гражданства России. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве3.

Таким образом, в течение многих лет в России было сформировано новое законодательство, регулирующее основные положения института гражданства. Именно это и делает актуальной проблему конституционно-правового анализа этого института.

Учитывая отмеченную актуальность, целью данной работы является выяснение основных положений конституционно-правового регулирования института гражданства в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:

    Установление общих положений правового регулирования гражданства, как конституционно-правового института;

    определение понятия гражданства и исследование его основных принципов;

    установление морально-политического и юридического содержания гражданства;

    рассмотрение вопросов приобретения и прекращения гражданства; вопроса гражданства детей;

    изучение производства по делам о гражданстве в государственных органах России.

    Понятие и основные принципы российского гражданства. Морально-политическое и юридическое содержание гражданства Российской Федерации

Провозглашая приоритет и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя (ст. 2), Конституция в той же гл. 1 устанавливает и основополагающие нормы о гражданстве Российской Федерации (ст. 6). Это обусловлено тем, что гражданство - первичный элемент конституционно-правового статуса личности, определяющего ее взаимоотношения с государством4.

Конституционные нормы о гражданстве действуют в единстве с конкретизирующими их законодательными положениями. Согласно п. «в» ст. 71 Конституции, гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации, а пункт «а» ст. 89 возлагает решение вопросов гражданства России на Президента РФ. Отношения, касающиеся гражданства, регламентируются Законом о гражданстве. Определенный в данном Законе механизм его реализации конкретизирован в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации5 и других подзаконных актах. Нормы о гражданстве содержатся также в конституциях республик, Семейном кодексе России, а также в международных договорах нашей страны6.

Закон о гражданстве установил следующие принципы гражданства:

    Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    Гражданство России является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

    Проживание гражданина РФ за пределами России не прекращает его гражданства РФ.

    Гражданин России не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

    Гражданин РФ не может быть выслан за пределы России или выдан иностранному государству.

    Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории нашей страны.

    Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров России, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Главные принципы гражданства, которые закреплены в ч. 1 ст. 6 Конституции РФ – это принципы единства и равенства гражданства независимо от оснований его приобретения.

Российской гражданство – гражданство открытое и не зависит от расы, языка, национальности и других обстоятельств, а только от воли человека принять или выйти из российского гражданства. Оно не зависит от политической обстановки в стране или желания должностных лиц различных государственных органов7.

Принцип единого гражданства связывался до сих пор и в теории, и в законодательстве с федеративным устройством России, наличием в ее составе государств-республик, существованием в большинстве из них наряду с гражданством РФ гражданства республики.

Конституционный принцип равного гражданства означает, что оно является таковым для всех российских граждан независимо от оснований приобретения. Не устанавливаются никакие ограничения, различия в правовом статусе граждан, категории граждан в зависимости от того, как и когда они приобрели гражданство РФ. Конкретным проявлением этого принципа является полное равноправие женщин и мужчин при решении вопросов о российском гражданстве. Заключение или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменения гражданства.

Еще одним важным принципом является то, что гражданин не может быть лишен гражданства. Это положение полностью соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека. Этот принцип впервые закреплен была в Законе о гражданстве 1991 г., затем в Конституции РФ и повторен в Законе о гражданстве 2002 г. Он гарантирует право человека на гражданство, свободное осуществление гражданами своих прав и свобод без боязни утратить гражданство, например за инакомыслие или длительное проживание за границей. А именно по этим причинам многие лишались советского гражданства, а порой и высылались за пределы страны многие лица и группы лиц на протяжении всей истории развития Советского государства8.

Закон о гражданстве особо оговаривает, что проживание гражданина России за ее пределами не прекращает его гражданства и что российские граждане за границей пользуются защитой и покровительством РФ. В то же время, согласно ст. 61 Конституции РФ, гражданин России не может быть выслан за пределы страны, а также выдан (это касается преступников) другому государству ни по каким основаниям.

Вместе с тем Конституция РФ гарантирует каждому право изменить свое гражданство. Это право может быть реализовано путем выхода из российского гражданства или выбора гражданства. Изменение гражданства осуществляется только на основе добровольного волеизъявления лица, но не может быть односторонней акцией, так как гражданство характеризуется взаимной ответственностью государства и личности и регламентируется законом9.

Закон о гражданстве указывает на основания, по которым может быть отказано в выходе из гражданства. Это касается граждан, проживающих или намеревающихся поселиться в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеющих либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из законов.

Закон одновременно определяет случаи, когда выход из гражданства не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также, если гражданин привлечен в качестве обвиняемого либо обязан отбыть наказание на основе вступившего в законную силу приговора суда.

Предусмотренные Законом о гражданстве основания, препятствующие изменению гражданства, лишь на время откладывают возможность реализации данного права и соответствуют положениям ч. 3 ст. 55 Конституции о допустимости ограничения федеральным законом прав и свобод только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны.

В целом действующее законодательство о гражданстве определило основные принципы гражданства, которые в целом соответствуют общепринятым международным принципам.

    Правовое регулирование гражданства. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Приобретение и прекращение гражданства России. Гражданство детей

В соответствии со ст. 11 Закона о гражданстве основания приобретения гражданства РФ являются:

а) рождение;

б) прием в гражданство России;

в) восстановление в гражданстве РФ;

г) по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международным договором РФ.

Закон также указывает в качестве оснований приобретения гражданства:

- выбор гражданства при изменении Государственной границы РФ (ст.17) – а именно при изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором России лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.

Процедура приобретения гражданства регламентирована Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ от 14 ноября 2002 г.

В России появились новые условия приема в гражданство - владение русским языком, наличие законного источника средств к существованию, а также обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства, отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором России или действующим Законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Рассмотрим основные положения порядка приобретения гражданства.

1. Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

- оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство России (независимо от места рождения ребенка);

- один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

- один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории России либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

- оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории России и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения10.

Приобретение гражданства по рождению называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципов «права крови» или «права почвы». Мы их рассмотрим далее.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке (натурализация) при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории России со дня получения вида на жительство до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 13 Закона о гражданстве (далее мы ее рассмотрим). Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на 3 месяца в течение одного года;

б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство нашей страны;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором России или Федеральным законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства России.

Владение русским языком подтверждает либо документ об образовании, либо свидетельство об изучении русского языка на территории иностранного государства, либо сертификат о прохождении специального тестирования, выданный образовательной организацией, действующей по специальному разрешению Министерства образования и науки РФ. От предоставления подобных документов освобождаются мужчины после 65 лет и женщины после 60, недееспособные граждане и инвалиды11.

Часть 2 статьи 13 говорит о том, что срок проживания на территории РФ, установленный пунктом «а» части первой, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

б) состояние в браке с гражданином РФ не менее трех лет;

в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ;

г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для России;

д) предоставление лицу политического убежища на территории РФ;

е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Лицо, имеющее особые заслуги перед РФ, может быть принято в гражданство нашего государства без соблюдения условий, предусмотренных частью первой данной статьи12.

Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке вызвал особые дискуссии. Законом 2002 г. были определены следующие особенности приема в гражданство в упрощенном порядке. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве, если указанные граждане и лица:

- имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство России;

- имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

    ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории России;

    ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, - по заявлению родителя;

    ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ13.

Ветераны ВОВ, имевшие гражданство СССР, могут стать гражданами России при соблюдении только одного условия – если они дадут обязательство соблюдать Конституцию и федеральные законы. Данное условие исключается при принятии в гражданство детей и недееспособных лиц, чьи родители или опекуны, имеющие российское гражданство, подают заявление о приеме их в гражданство РФ.

Одним из способов приобретения российского гражданства является и восстановление в гражданстве лица, которое его имело, но по каким-то причинам утратило, при этом срок проживания на территории России сокращается до трех лет при сохранении всех остальных условий.

Существует и такой способ приобретения гражданства как оптация (выбор гражданства). Он имеет место в случае, когда какая-то территория переходит в соответствии с международным договором от одного государства другому. Жителям такой территории обычно предоставляется право выбрать гражданство того или иного государства. Различают позитивную оптацию, т.е. сохранение прежнего гражданства, и негативная оптация – отказ от бывшего гражданства и получение нового14.

Что касается прекращения гражданства, то его условия практически остались неизменными в сравнении с Законом о гражданстве 1991 г. и в целом разработаны на основе общепринятых международных принципов.

Статьей 18 Закона о гражданстве 2002 г. предусматривается, что гражданство РФ прекращается:

- вследствие выхода из гражданства РФ;

- по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международным договором России.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 Закона о гражданстве15.

Гражданство РФ прекращается также в результате негативной оптации, т.е. когда гражданин выбрал гражданство другого государства. Выход из гражданства может осуществляться в упрощенном, т.е. регистрационном порядке. Основанием для рассмотрения вопроса в таком порядке является иностранное гражданство одного из родителей.

Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Государственными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются: Президент РФ; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы (МВД России); Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (МИД России), дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами России.

Президент РФ решает вопросы приема в гражданство РФ в общем порядке; принимает решения по вопросам восстановления в гражданстве в общем порядке; дает разрешение на выход из гражданства; отменяет решения о приеме в гражданство. В осуществление полномочий по делам о гражданстве Президент издает указы.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте РФ действует Комиссия по вопросам гражданства. К ее полномочиям относится внесение на рассмотрение главы государства своих предложений и представлений по вопросам гражданства. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию установленный правовыми нормами срок16.

Напомним вам, что гражданство - это устойчивая правовая связь, и по нашему законодательству на него не влияют различные внешние обстоятельства, включая браки.

Общий принцип нашего законодательства, изложенный в ст. 24 Закона о гражданстве, состоит в том, что гражданство детей в возрасте соответствует гражданству родителей, мнение детей не учитывается. В международном и конституционном праве этот принцип называется «принципом крови» и отличается от «принципа почвы» тем, что согласно «принципу почвы» ребенок может считаться гражданином той страны, на территории которой он родился, независимо от того, что оба его родителя являются гражданами другого государства (это правило действует, например, в США).

«Принцип крови» наше законодательство трактует в плане государственной принадлежности родителей, а отнюдь не их национальности. Это следует учитывать в связи с тем, что некоторые страны (например, Израиль) готовы считать своими гражданами всех лиц соответствующей национальности независимо от того, где они родились и проживают. Россия не придерживается такого принципа17.

Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство России, их ребенок, проживающий на территории РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ.

Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий за пределами РФ, может приобрести гражданство России по заявлению обоих его родителей.

Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ.

Если один из родителей, приобретающий гражданство РФ, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.

Если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином РФ, их ребенок сохраняет гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства РФ одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином РФ, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (статья 25 Закона о гражданстве).

Исторически гражданство ребенка определялось по отцу. И сегодня подобные положения можно встретить в законодательстве ряда стран (Индия, Таиланд, Южная Корея). Однако в настоящее время подобные подходы не являются общепризнанными. Законы о гражданстве европейских государств, США, Японии являются нейтральными но отношению к полу, они допускают предоставление гражданства как по отцовской, так и по материнской линии18. Соответственно дети, родившиеся от смешанных браков, получают право на гражданство как отца, так и матери. Согласно российскому закону при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка является гражданином РФ, вопрос решается на основании их письменного соглашения. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если он родился на ее территории либо если бы иначе он стал лицом без гражданства.

Наша страна Россия чаще всего придерживается «принципа крови», но в определенных ситуациях действует «принцип почвы», когда рождение ребенка на территории РФ предопределяет его гражданство (в частности, при отсутствии соглашения родителей - российского гражданина и иностранца). Есть и другие случаи: ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства; ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ; находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ.

Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его лицами, не состоящими в гражданстве РФ, сохраняет гражданство РФ. Если усыновители или один из них имеют иное гражданство, то по их ходатайству гражданство РФ у усыновленного ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство19.

    Производство по делам о гражданстве в государственных органах Российской Федерации

Производство по делам о гражданстве - это урегулированная в законодательстве деятельность полномочных государственных органов и должностных лиц по рассмотрению вопросов приобретения и прекращения гражданства. Круг полномочных государственных органов, их полномочия, порядок (процедуры) решения дел о гражданстве определены Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

Делами о гражданстве ведают: Президент РФ; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; Министерство внутренних дел РФ и Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ. К полномочиям Президента РФ относятся: принятие решений по вопросам приема в гражданство РФ; восстановление в гражданстве РФ в общем порядке; разрешение гражданину РФ иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставление почетного гражданства. По данным вопросам Президент издает указы.

Иные государственные органы осуществляют в основном подготовительную работу. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ (структурно она входит в состав Администрации Президента) рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства, обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданства, готовит предложения Президента РФ по делам о гражданстве и др. Компетенция Министерства внутренних дел РФ и Министерства иностранных дел РФ по решению вопросов гражданства идентична, с той лишь разницей, что Министерство внутренних дел и его органы рассматривают такие дела в отношении лиц, проживающих на территории РФ, а Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения — в отношении лиц, проживающих за пределами РФ. В круг их полномочий входит: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства; проверка фактов и представляемых документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству РФ и др.20

Данному вопросу также целиком посвящена глава VII Закона о гражданстве. В частности, статья 32 говорит о порядке подачи заявлений по вопросам гражданства России.

Заявление по вопросам гражданства РФ подается по месту жительства заявителя:

а) лицом, проживающим на территории РФ, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел;

б) лицом, проживающим за пределами РФ и не имеющим места жительства на территории РФ, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение России, находящиеся за пределами РФ.

Строгая регламентация в данном отношении призвана исключить чиновничий беспредел в решении вопросов гражданства и защитить права человека.

Важной гарантией соблюдения законности при решении вопросов гражданства является возможность обжалования этих решений. Так отказ в приобретении или прекращении гражданства либо в принадлежности к гражданству РФ может быть обжалован в суд. Отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков их рассмотрения, а также другие действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения данных дел и исполнение решений, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд21.

Итак, заявления, касающиеся вопросов гражданства, подаются в органы внутренних дел РФ по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами РФ, в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения России.

Ходатайства по вопросам гражданства подаются на имя Президента России через органы внутренних дел по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами РФ, через дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Заявления и ходатайства по вопросам гражданства подаются в письменном виде. Согласие заинтересованных лиц на приобретение, прекращение, сохранение или изменение гражданства должно иметь письменную форму. Подпись под этим документом удостоверяется нотариально. Подписи граждан РФ, проживающих за ее пределами, могут удостоверяться дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями РФ,

Если заявитель не может подписать заявление или ходатайство по неграмотности или в силу своих физических недостатков, оно по его просьбе подписывается другим лицом, о чем делается соответствующая нотариальная запись. За пределами РФ такая запись в заявлении или ходатайстве делается дипломатическим представительством и консульским учреждением РФ.

Оформление заявления или ходатайства по вопросам гражданства РФ производится органом внутренних дел РФ по месту жительства при личном обращении заявителя, а если заявитель проживает за пределами РФ - соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ.

При подаче заявлений и ходатайств по вопросам гражданства РФ уплачивается государственная пошлина, размер которой устанавливается законодательством России. Малообеспеченные лица освобождаются полностью или частично от уплаты государственной пошлины в порядке, установленном законом РФ.

Орган внутренних дел РФ либо дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ выносит по ходатайству о приобретении или прекращении гражданства РФ свое мотивированное заключение, а в необходимых случаях составляет представление.

Заключения и представления по вопросам гражданства РФ и другие необходимые документы направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства не должен превышать 6 месяцев, а ходатайств – 9 месяцев.

Срок подачи заявления по вопросам гражданства РФ, пропущенный по уважительным причинам, может быть по просьбе заявителя восстановлен Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ22.

Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания указа Президента РФ23.

Заключение

До 1917 года в Российской империи даже не существовало понятий «гражданин России» и «гражданство». Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в развитии института гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. ввел общее для всех наименование - гражданин РФ.

Напомним вам, что гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами, это и определенное правовое положение лица в конкретной стране, и признание государством данного лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений.

Гражданство - это особый статус, юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение в полном объеме комплексом прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства.

Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека.

Закон о гражданстве от 31 мая 2002 г. регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, условия его приобретения, приема в гражданство и прекращения гражданства России; вопросы гражданства детей. В данном законодательном акте закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве.

В данном курсовом исследовании мы выяснили основные положения конституционно-правового регулирования института гражданства в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

- установлены общие положения правового регулирования гражданства, как конституционно-правового института;

- определено понятие гражданства и исследованы его основные принципы;

- установлено морально-политическое и юридическое содержание гражданства;

- рассмотрены вопросы приобретения и прекращения гражданства; вопросы гражданства детей;

- изучено производство по делам о гражданстве в государственных органах России.

Подводя итог, можно сказать, что Конституция РФ 1993 г. является конституцией демократического правового государства. В ней и Законе «О гражданстве РФ» довольно обстоятельно изложены нормы права о гражданстве России, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Достаточно четко построенная система этих норм позволяет увидеть, что они подкрепляются гарантиями их реализации и защиты. В них заложен огромный потенциал, при реализации которого Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.

Библиографический список

1) Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2) Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 18 дек. 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; 2003. № 46. Ст. 4447; 2004. № 45. Ст. 4377; 2006. № 2. Ст. 170; № 31. Ст. 3420.

3) Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (в ред. от 7 апреля 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4570; 2006. № 15. Ст. 1584.

4) Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (в ред. от 31 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4571; 2004. № 1. Ст. 16.

5) Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 1999.

6) Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы. // Законодательство. – 1997. – № 6.

7) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издание второе, измененное и дополненное. Издательство НОРМА. Москва, 2000.

8) Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002.

9) Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005.

10) Миронов В.Ф., Миронов А.В. Гражданство в Российской Федерации: Комментарий законодательства / Под общ. ред. В.Ф. Миронова. М., 2003.

11) Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. – М.: Норма, 1999

1 Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. – М.: Норма, 1999. – С.105-106.

2 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. – 2002. – №22. – Ст.2031; Российская газета. – 14 ноября 2003 г.

3 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издание второе, измененное и дополненное. Издательство НОРМА. Москва, 2000. С. 274.

4 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. С. 43.

5 Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – №46. – Ст.4571.

6 Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005. С. 144.

7 Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005. С. 145.

8 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издание второе, измененное и дополненное. Издательство НОРМА. Москва, 2000. С. 276.

9 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. С. 44.

10 Статья 12 Закона о гражданстве.

11 Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005. С. 148.

12 Статья 13 Закона о гражданстве.

13 Статья 14 Закона о гражданстве.

14 Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005. С. 149.

15 Статья 20 Закона о гражданстве говорит о том, что выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин России: 1) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом; 2) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; 3) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

16 Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (в ред. от 7 апреля 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4570; 2006. № 15. Ст. 1584.

17 Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы. // Законодательство. – 1997. – № 6.

18 Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. – М.: Норма, 1999. – С.119-120.

19 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издание второе, измененное и дополненное. Издательство НОРМА. Москва, 2000. С. 278.

20 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издание второе, измененное и дополненное. Издательство НОРМА. Москва, 2000. С. 280-281.

21 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издание второе, измененное и дополненное. Издательство НОРМА. Москва, 2000. С. 282-283.

22 Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1318 «Об утверждении Положения о комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ и ее состава».

23 Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005. С. 150-151.