Электронное правительство и электронный документооборот в органах государственного управления

Региональный центр переподготовки и повышения квалификации государственных служащих акимата Северо-Казахстанской области

Самостоятельная работа

на тему: "Электронное правительство и электронный документооборот в органах государственного управления"

Выполнил: слушатель курсов

с 6 по 17 октября 2008 года

Сансызбаев К.С.

Руководитель:

преподаватель Липчанская М.А.

Петропавловск - 2008

Содержание

Введение

1. Этапы становления электронного правительства

2. Технологии, используемые в работе электронного правительства

2.1 Портал электронного правительства

2.2 Единая система электронного документооборота

3 Обзор сайтов Государственных учреждений Северо-Казахстанской области

Заключение

Список использованных источников

Введение


"Все свое ношу с собой" – высшая мудрость древних нашла свою реализацию в наши дни благодаря тому, что сегодня все документы огромного предприятия могут храниться и переноситься внутри одного персонального компьютера.

Электронное правительство – система государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации. Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В условиях широкого распространения информационных технологий в Казахстане, развития электронного правительства, внедрения электронного документооборота, оказания электронных услуг работа и является актуальной и практически значимой.

Целью работы является исследование развития электронного правительства и электронного документооборота в государственных органах. В связи с формулированной целью были поставлены следующие задачи:

- Рассмотреть историю возникновения, этапы развития, современное состояние электронного правительства.

- Описать достоинства и недостатки веб-сайтов Северо-Казахстанской области.

1. Этапы становления электронного правительства

Президентом Казахстана поставлена амбициозная задача вхождения республики в число 50 самых конкурентоспособных стран мира. Понятно, что эта задача немыслима без осуществления весомых шагов в сторону цифровой экономики и информационного общества, без формирования информационной инфраструктуры "электронного правительства". В 2004 г. была принята "Государственная программа формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005–2007 годы", разработанная в соответствии с Посланием Президента народу Казахстана "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации!". Это один из первых серьезных шагов на пути развития высокотехнологичного государства.

В Республике Казахстан осуществляется серьезная работа по формированию информационного общества. Приняты и реализуются "Государственная программа формирования "электронного правительства" на 2005–2007 годы", разработана "Программа снижения информационного неравенства на 2007–2009 годы".

О внедрении нового элемента в схеме взаимоотношений "гражданин-правительство" говорил Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в Послании народу Казахстана 1 марта 2006 г.: "Специальный акцент хочу сделать на необходимости скорейшего внедрения системы "электронного правительства". Это повысит эффективность деятельности государственных органов, приведет к снижению коррупции и административных барьеров. Ускорить реализацию проекта электронного правительства. Для этого в 2007 году будет принять закон "О национальных реестрах идентификационных номеров". В практической реализации это выражается в том, что каждый гражданин обладает универсальным персональным кодом, вместо множества требуемых сейчас РНН, СИК, № паспорта и т.д.".

Суть электронного правительства заключается не в информационных технологиях, как таковых, а в удовлетворении потребностей граждан с учетом того, что сегодняшний мир очень широко использует эти технологии.

Создание "электронного правительства" в Казахстане имеет долгосрочную перспективу, и его реализация может быть осуществлена только в несколько этапов. Государственная программа по формированию "электронного правительства" в основном ориентирована на формирование базовой инфраструктуры е-правительства. Реализация концепции "электронного правительства" требует наличия, по крайней мере, следующих стартовых условий:

• соответствующего уровня компьютеризации государственных органов;

• определенного уровня развития рынка информационно-коммуникационных технологий в стране;

• наличия или присутствия профессионалов IT как у заказчиков в лице госорганов, так и у поставщиков товаров и услуг способных реализовать поставленные задачи;

• приемлемой нормативно-правовой базы;

• достаточного уровня финансирования;

• политической воли не только у главы государства, но и у всех участников этого процесса.

В рамках создания "электронного правительства" осуществляется автоматизация деятельности государственных органов. Главным здесь является создание таких информационных систем государственных органов, которые позволят предоставлять гражданину востребованные и достаточно актуальные для его повседневной жизни и работы электронные сервисы. И в этом заложена основная идея "электронного правительства" в Казахстане – это "обеспечение граждан быстрым и качественным доступом к электронным услугам государственных органов".

При разработке данной Программы был изучен опыт стран, в которых достигнуты значительные успехи в развитии технологий е-правительства: Корея, Сингапур, Эстония и другие. С учетом мирового опыта внедрение "электронного правительства" в Республике Казахстан осуществляется в четыре этапа.

Информационный этап (2005-2006 годы)

На данном этапе обеспечена единая точка доступа ко всем информационным ресурсам государственных органов и ориентация на нужды граждан и организаций, исходя из концепции жизненных и бизнес-событий.

В рамках данного этапа до конца 2006 года на Портале были размещены информационные услуги всех государственных органов.

Интерактивный этап (2006 г. – 2008 г.)

В рамках данного этапа реализованы механизмы идентификации и авторизации пользователей с целью предоставления государственными органами интерактивных услуг гражданам, реализован сервис приема обращений граждан и запущена в эксплуатацию мобильная версия Портала.

Транзакционный этап (2008 г. – 2010 г.)

На данном этапе будут реализованы механизмы обращения граждан через Портал к платным государственным услугам с возможностью осуществления финансовых транзакций за счет интеграции с платежным шлюзом и банковскими информационными системами.

Четвертый этап (2010 г. и далее) – формирование информационного общества, при котором электронные услуги будут преобладать над бумажными и охватывать весь жизненный цикл человека.

Но для реализации "электронного правительства", недостаточно лишь разработать программу его внедрения. Нужно также готовить людей, которые, владея компьютерной грамотностью и имея доступ к ИКТ, смогут взаимодействовать с "электронным правительством" в любой географической точке страны.

Первая ступень в формировании информационного общества – это снижение информационного неравенства. Для реализации этой задачи, Агентством РК по информатизации и связи разработана "Программа снижения информационного неравенства на 2007–2009 годы". Программа направлена на решение задач по снижению информационного неравенства, характеризующегося разным уровнем компьютерной грамотности населения и неравными возможностями доступа к современным коммуникационным технологиям.

В качестве основных действенных рычагов влияния на снижение информационного неравенства будет использовано:

• введение многоуровневой "Национальной IT-сертификации";

• введение обязательности наличия национального IT-сертификата при приеме на государственную службу;

• введение тестирования 100% выпускников учебных заведений по информатике;

• введение предмета информатики в курсы повышения квалификации работников бюджетной сферы.

На пути к снижению информационного неравенства нужно сделать три важных шага. Первый – обучение населения. Второй – понижение тарифов на Интернет. Третий – обеспечение доступа граждан к Интернет-ресурсам.

С 1 сентября 2006 г. на 25% уменьшился тариф на услуги Интернета. Но для доступа к новым государственным интерактивным услугам людям потребуется электронная идентификационная карта (e-ID), которая должна появиться в скором времени в рамках программы создания национальной идентификационной системы (далее НИС). С такой картой гражданин сможет зайти на портал э-правительства и получить любые справки в электронном виде, избежав утомительного стояния в очередях.

На сегодняшний день все госорганы имеют собственные веб-сайты и предоставляют информацию населению, что говорит о том, что Интернет-инфраструктура уже сформирована.

Вместе с тем, на основе проведенного Агентством анализа имеется ряд проблем включающих: недостаточно актуальное и востребованное информационное содержание веб-сайтов госорганов. На многих ресурсах дизайн не обновлялся в течение уже нескольких лет, у более чем 40% официальных Интернет-ресурсов госорганов отсутствует режим ежедневного обновления информации о текущей деятельности.

Интернет-ресурсы отдельных ведомств имеют устаревшую структуру, затрудняющую оперативный доступ граждан к необходимой информации, не развиты ресурсы, информирующие о порядке работы госоргана и рассмотрении обращений граждан.

2. Технологии, используемые в работе электронного правительства

2.1 Портал электронного правительства

12 апреля 2006 г. состоялся запуск веб-портала "электронного правительства" в Интернете – www.e.gov.kz рис. 1.

Рис. 1 – Веб-Сайт электронного правительства Республики Казахстан.

Веб-портал "электронного правительства" является практическим механизмом реализации концепции предоставления государственных услуг по принципу "одного окна".

В настоящее время на портале реализовано более 1500 информационных услуг, охватывающих деятельность министерства образования и науки, труда и социальной защиты населения, индустрии и торговли, юстиции, финансов, здравоохранения, энергетики и минеральных ресурсов, Агентства по делам государственной службы и Национальный банк, свои услуги оказывают как государственные органы Генеральная прокуратура, Конституционный совет, Налоговый комитет МФ РК, Комитет национальной безопасности и другие, так и частные предприятия АО "Казпочта", АО "НК "КазМунайГаз", ТОО "КаР-Тел" (Beeline), ТОО "GSM Казахстан АО "Казахтелеком" (Kcell) и другие.

В основу дизайна и структуры веб-портала положена идея "электронного правительства", которая заключается в сервисном подходе к обслуживанию граждан.

Информационные услуги сгруппированы на веб-портале в соответствии с основными жизненными циклами человека: детство, учеба, юность, семья, работа, старость, и бизнес-циклами предприятия: планирование, открытие, ликвидация. Построение структуры предоставления электронных услуг вокруг жизненных циклов человека и бизнеса, направлено на максимальное облегчение поиска и получения необходимой информационной услуги.

Помимо информационных услуг на портале реализован ряд сервисов: "Электронная почта", "Сервис контактов", "Сервис календарного планирования", "Сервис подписки".

Веб-портал поддерживает три языка (казахский, русский, английский). На веб-портала "электронного правительства" реализован новостной блок.

Если портал "электронного правительства", является лицом внешнего контура, то основным достижением внутреннего контура G2G "правительство для правительства" – будет перевод на электронное взаимодействие между госслужащими.

Задачей Казахстана на современном этапе является концентрация усилий для перехода к информационному обществу через Информационные Технологии.

2.2 Единая система электронного документооборота

Электронный документооборот – это первый опыт по внедрению электронного управления. Электронный документооборот позволит открыть оперативный доступ к информации, необходимой для принятия управленческих решений государственными органами, а также сократить почтовые расходы по пересылке и время доставки документов адресату.

Электронный документ — документ, созданный с помощью средств компьютерной обработки информации, подписанный электронной цифровой подписью и сохранённый на машинном носителе в виде файла соответствующего формата.

Электронная цифровая подпись — аналог собственноручной подписи, являющийся средством защиты информации, обеспечивающим возможность контроля целостности и подтверждения подлинности электронных документов.

Основные принципы электронного документооборота

Однократная регистрация документа, позволяющая однозначно идентифицировать документ в любой инсталляции, данной системы.

Возможность параллельного выполнения операций, позволяющая сократить время движения документов и повышения оперативности их исполнения

Непрерывность движения документа, позволяющая идентифицировать ответственного за исполнение документа (задачи) в каждый момент времени жизни документа (процесса).

Единая (или согласованная распределённая) база документной информации, позволяющая исключить возможность дублирования документов.

Эффективно организованная система поиска документа, позволяющая находить документ, обладая минимальной информацией о нём.

Развитая система отчётности по различным статусам и атрибутам документов, позволяющая контролировать движение документов по процессам документооборота и принимать управленческие решения, основываясь на данных из отчётов.

За 2005-2007 в Республике Казахстан была создана и внедрена в центральных государственных органах система единой системы электронного документооборота государственных органов (ЕСЭДО), позволившая упорядочить документарную информацию, структурировать существующие бизнес-процессы и повысить уровень исполнительской дисциплины.

Единая система электронного документооборота государственных органов Республики Казахстан предназначена для автоматизации технологических процессов по подготовке, регистрации, структурировании, хранении, архивации, поиска и обработке документов, контролю их исполнения, авторизации доступа к ним, выпуску и рассылке документов.

Целями создания проекта ЕСЭДО являются повышение эффективности и прозрачности процессов делопроизводства государственных органов, а также повышение эффективности государственного управления в целом за счет перевода государственных органов на использование безбумажных технологий делопроизводства электронного документооборота, механизмов коллективного использования документов.

Результатами реализации ЕСЭДО должны стать: построенная единая система юридически значимого оперативного электронного документооборота государственного масштаба с применением электронной цифровой подписи; четкая структуризация процессов делопроизводства в государственных органах, приведение их к единому порядку; оптимизация работы государственных служащих путем организации бесперебойного и эффективного доступа к документам, автоматизации рутинных операций по отслеживанию и поиску необходимой информации, формированию отчетов документооборота; создание механизма диалога гражданина и органов государственной власти посредством веб-портала "электронного правительства", ЕСЭДО и Национального удостоверяющего центра.

На сегодня 7 000 госслужащих работают в системе, 65 центральных госорганизаций используют электронный документооборот.

О результатах внедрения ЕСЭДО, по словам заместителя председателя правления АО "Национальные информационные технологии" Азиза Копбосынова, говорят такие цифры: если в 2006 году госорганами сформировано и направлено около 7 000 документов, то в 2007 количество документов достигло 36 574, а за первое полугодие этого года – 61 937 документов.

3. Обзор сайтов Государственных учреждений Северо-Казахстанской области

На сегодняшний день в Северо-Казахстанской области все государственные учреждения имеют собственные веб-сайты. Головным является официальный сайт Северо-Казахстанской области www.sko.kz рис.2

Рис. 2 – официальный сайт Северо-Казахстанской области

От официального сайта Северо-Казахстанской области берут свое начало сайты аппаратов Акимов районов (Напр. Аппарат акима г. Петропавловска http://petropavl.sko.kz, Аппарат акима Кызылжарского района http://kzh.sko.kz), и областные исполнительные управления (Напр. Департамент экономики и бюджетного планирования http://debp.sko.kz , Управление по развитию языков http://tilbas.sko.kz). Все сайты построены по схожей структуре имеется информация об учреждении, ссылки на нормативно-правовые акты, отчеты по проделанным мероприятиям, размещены информации по региональным Программам развития отраслей. Стоит отметить, что на всех web-сайтах имеется информация о свободных вакансиях в данном государственном учреждении. Абсолютно все государственные учреждения производят государственные закупки через свои официальные сайты, размещают объявления, принимают заявки, подводят итоги, и все это можно увидеть у них на сайте. А также любой желающий имеет возможность посредством сайтов отправлять письма государственным учреждениям. Для этого на каждом сайте государственного учреждения есть раздел "Виртуальная приемная". В будущем хотелось, чтобы государственные учреждения имели возможность через официальные сайты принимать заявки на занятие вакантной должности, подводили итоги государственных закупок автоматически, осуществление переписки между учреждениями через электронную почту, оплату государственных пошлин, уплата налогов, посредством электронных денег. Существенным недостатком всех сайтов государственных учреждений является слабая наполняемость, отсутствие своевременной информации. В том числе имеются технические недостатки это – однотипный дизайн, двухуровневый домен, большое количество лишней информации. Я думаю эти вопросы в будущем, несомненно, решаться.

Заключение

Внедрение электронного правительства – это важный элемент административной реформы, направленный на повышение эффективности государственного управления. Во-первых, оно обеспечивает прозрачность государственных процедур, способствует снижению уровня коррупции. Во-вторых, сокращает государственные расходы по содержанию государственного аппарата и одновременно повышает социальный уровень государственных служащих. И, в третьих, улучшается профессионализм и КПД деятельности служащих. В-четвертых, позволяет не тратить много времени на такие процедуры, как уплата налогов, оформление и получение различных документов. Создан web-портал, предлагается более тысячи информационных услуг государственных органов. Эти услуги с каждым годом растут. Внедряется электронный документооборот в Аппарате Президента, Правительстве, Парламенте, некоторых министерствах и ведомствах. Уже сейчас есть возможность отправлять декларации налоговой отчетности через Интернет, подавать заявки на государственные закупки электронным способом, функционируют виртуальные приемные. Для того, чтобы программа электронного правительства приобрела достаточную общественную значимость, необходимо: 1) правительство должно предпринимать дальнейшие усилия по повышению уровня развития информационной инфраструктуры; и 2) для того, чтобы инициативы строились на реалистичной основе, правительству необходимо учитывать сложившиеся условия, в частности уровень развития информационной инфраструктуры.

Список использованных источников

    "Государственная программа формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005–2007 годы". Указ Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 г. № 1471.

    План мероприятий по реализации "Государственной программы формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005–2007 годы". Постановления Правительства Республики Казахстан от 8 декабря 2004 г. № 1286.

    "Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007–2009 годы". Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2006 г. № 995.

    Интернет сайт Агентства РК по информатизации и связи – www.aic.gov.kz.

    Интернет портал электронного правительства Республики Казахстан – www.e.gov.kz.