Система конституционного права зарубежных стран. Конституционно-правовой статус монарха

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет, сущность, источники и система конституционного права зарубежных стран

2. Конституционно–правовой статус монарха

3. Определение: судебная система ЗС

Список использованной литературы

1. Предмет, сущность, источники и система конституционного права зарубежных стран

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина.

Как наука это совокупность различных взглядов, теорий, учений, гипотез по вопросам конституционного права зарубежных стран, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах и указах президента и регулирующих определенную группу общественных отношений.

Предметом правового регулирования конституционного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти.

Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами государственного права.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений могут быть центральные и местные партийные органы.

Предметом конституционного права как отрасли права являются четыре группы общественных отношений:

а) основы конституционного строя;

б) основы взаимоотношений государства и личности;

в) политико-территориальное устройство;

г) основы организации и деятельности органов государственной власти.

Методы правового регулирования конституционного права:

а) метод властных отношений (предполагает наличие у одной стороны государственно-властных полномочий, которые закрепляются за высшими органами власти, что и определено в Конституции);

б) наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через механизм прав и обязанностей;

в) совокупность классических принципов воздействия на участников общественных отношений: дозволение (передача прав), запрет, возложение обязанностей.

Идеи конституционного значения – об устройстве общества и государства высказывались уже в сочинениях таких древнегреческих мыслителей, как Платон и Аристотель, а также в сочинениях известных мыслителей Рима – Цицерона и Гая. В более поздний период, относящийся уже к средним векам, были опубликованы работы Фомы Аквинского, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права. Зарождение науки связано со становлением основных идей конституционного права, с периодом крушения феодального абсолютизмаи деятельностью известных всему миру просветителей, таких как Н. Радищев, Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо и других.

Именно они в свое время сформулировали многие положения, которые легли в основу современного конституционного права – о разделении властей; народном суверенитете, парламентаризме, естественных и неотчуждаемых правах человека, ответственном правительстве и др. Перечисленные идеи нашли свое закрепление уже в первых конституционных документах: Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г., в Конституции Польши 1791 г. На развитие науки конституционного права в XIX веке большое влияние оказали труды А. Дайси в Великобритании, У. Уиллоуби в США, Ж.П. Эсмена во Франции.

В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции – М. Дюверже; в Великобритании – Д. Макинтош, Д. Маршалл; в Италии – Д. Верготти; в Германии – Штайн; в США – Л. Трайб и др. Тщательному исследованию конституционное право зарубежных стран подвергли и российские ученые – М.А. Крутоголов, Б.С. Крылов, В.В. Макланов, А.А. Мишин, Б.А. Страшун, В.А. Туманов, Н.П. Фарберов, В.Е. Чиркин и др.

В настоящее время в науке о конституционном праве зарубежных стран существует два основных направления: радикалистское и либеральное.

Либеральное направление. Представители этого направления выступают за демократическое, правовое и социальное государство, разделение властей, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом, признание местного самоуправления, за подлинно народный характер государственной власти (а не классовый).

Радикалистское направление .Ученые леворадикалистского направления полагают, что служебная роль конституционного права заключается в создании условий для строительства социализма и коммунизма, они против разделения властей и местного самоуправления, за ликвидацию частной собственности и установление правления одной «коммунистической» партии.

Оба этих направления отражают лишь полярные взгляды в науке о конституционном праве зарубежных стран. Наряду с этими направлениями, а точнее в их рамках, существуют и крупные научные школы, имеющие международный характер, объединяющих авторов разных стран. Это три основные школы: юридическая, политологическая и теологическая. Юридическая школа имела главенствующее влияние до 20-х годов XX в. Сторонники этой школы ориентировались в основном на изучение государства, его органов, прав человека с юридических позиций. Одновременно они признавали социальный характер государства и призывали юристов изучать это государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. Эта школа в настоящее время практически утратила свое значение, но ее методы исследования используются в науке конституционного права и поныне.

Политологическая школа свою окончательную победу одержала в середине XX в. Сторонники этой школы призывают изучать не столько нормы конституционного права, сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов.

Теологическая школа занимает особое место в юридической мысли. Оно смыкается своей религиозной интерпретацией с радикалистским направлением. И представлена она главным образом исследованиями мусульманских юристов. Труды ее сторонников отличались идеями Халифата – справедливого правления, которое существовало при пророке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах.

Особенности норм конституционного права. Нормы конституционного права, как и другие правовые нормы, — это общеобязательные правила, установленные главным образом нормативными правовыми актами (законами, указами и др.) и обеспечиваемые государственным принуждением. Лишь в сравнительно редких случаях такие нормы создаются иначе – путем судебного прецедента, конституционного обычая – или не обеспечиваются судебной защитой (тот же конституционный обычай, социально-экономические права личности в некоторых странах).

В отличие от отраслей частного права, где используется, как правило, диспозитивный метод регулирования (сторонам предоставляется возможность выбора того или иного варианта поведения), в конституционном праве доминирует императивный (повелительный) метод. Большинство норм конституционного права, будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписывающий, запрещающий, обязывающий характер. Они повелевают лишь определенное поведение (нормы-веления). Реже используются нормы-дозволения (они широко применяются и являются основными лишь при регулировании основ правового статуса личности). В конституционном праве много и норм-принципов, реализация которых имеет опосредованный характер. Есть нормы-определения: ст. 2 конституции Франции определяет государство как неделимую, светскую, социальную и демократическую республику. Особый характер имеют положения преамбулы (введения) конституции. Обычно считается, что такие положения не нормативны, но содержат исходные начала для понимания сути данной конституции.

Структура норм конституционного права тоже имеет свои особенности. Санкции в нормах конституционного права встречаются редко (они обычно названы в актах других отраслей права), а если и имеются, то обычно носят политический характер: отставка правительства, отрешение от должности президента и т.д. Уголовная ответственность может быть предусмотрена лишь за определенные преступления и формулируется в самом общем виде (например, за государственную измену или взяточничество президента), но наступает она лишь после отрешения от должности и, как и для обычного гражданина, по нормам уголовного права. Гражданская ответственность высших должностных лиц за нанесение ущерба гражданам в результате незаконных действий при исполнении служебных обязанностей тоже может быть предусмотрена конституцией, но наступает она по нормам гражданского права. Что касается гипотезы (условия применения нормы), то она также редко имеет словесное выражение в актах конституционного права и обычно подразумевается или формулируется косвенным образом. Нормы конституционного права, как и других отраслей права, с одной стороны, объективно, а с другой – по воле ученых-систематизаторов соединяются в отдельные группы. Например, одна группа норм относится к вопросам гражданства (приобретение гражданства, утрата гражданства, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.), другая регулирует положение главы государства (порядок выборов президента, его полномочия, досрочное отрешение от должности и т.д.), третья – личные свободы граждан (неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки и т.п.). Такие объединения норм образуют институты конституционного права.

Институт конституционного права – это система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах, в общем, совпадают с институтами, которые вычленяются в российском конституционном праве: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, местного самоуправления и др. Названные выше институты существуют, однако, не во всех зарубежных странах. В тех странах мусульманского фундаментализма, где в соответствии с принципами ислама создание политических партий не разрешается, политическая система ограничивается, по существу, государственными органами и особый институт политической системы не складывается. С другой стороны, есть страны, где реально существующая социально-экономическая структура общества не нашла достаточного выражения в нормах конституций, не стала особым институтом конституционного права (например, в султанате Бруней и даже в США). Вместе с тем в конституционном праве зарубежных стран есть такие институты, которых нет в России. Во многих из этих стран они связаны с существованием монархии.

Источниками конституционного права являются те формы, в которых выражаются нормы конституционного права.

В науке конституционного права существуют определенные классификации (виды или группы):

Закон:

1) основной закон – Конституция;

2) конституционные законы – у них своя специфика и различают 3 их вида:

а) конституционные законы, которые предшествуют конституции (действуют до ее принятия – есть в любой стране);

б) конституционные законы, которые в своей совокупности составляют Конституцию (Швеция – 3 конституции закона);

в) конституционные законы, которые дополняют и изменяют Конституцию и могут становиться частью этой Конституции, хотя в ее текст не входят.

3) органические законы – специфика зарубежных стран. Они тоже развивают и дополняют положения Конституции, но их принятие обязательно. Оно предусмотрено в самом тексте Конституции.

4) обычные законы – принимаются простым большинством голосов, регулируют какую-либо одну сторону общественных отношений.

5) парламентские уставы – регламенты парламента, его палат – их нормы касаются только депутатов и особенность их принятия в том, что они подписываются обычно Спикером.

6) акты Глав государств и исполнительной власти – обычно указы монархов, декреты президентов, постановления правительств. Особую роль среди этих актов играют акты, имеющие силу закона. Они издаются на основе: делегированного законодательства; передачи законодательных полномочий Парламента названным органам; принадлежащее Правительству по Конституции право регламентарной власти; в соответствии с исключительными полномочиями президента.

Судебный прецедент. Это те решения суда по конкретным делам, которые признаются обязательными для решения последующих аналогичных дел. Он имеет место как источник права лишь в тех странах, которые входят в англосаксонскую систему права (Индия, США, Канада), – суды приобретают не только судебные, но и нормотворческие функции. Судебный прецедент определил многие важные конституционные положения (неответственность монарха, институт контрасигнатуры актов монарха).

Обычай – правило поведения, вошедшие в привычку в силу его длительного применения. Конституционный обычай отличается от бытового обычая тем, что они поддерживается государством.

Конституционный обычай в зарубежных странах бывают двух видов:

1. Обычай церемониального характера (тронная речь королевы, вхождение лорда в парламент);

2. Обычай материального характера (правила о порядке определения, назначения премьер-министра в Великобритании. Этот порядок нигде не записан, но в силу конституционного обычая – это лидер победившей в парламенте партии).

Акты чрезвычайных органов государственной власти, которые принимаются в результате военных, государственных переворотов, революций. Этими актами, пришедшие к власти силы могут делать практически всё. Президент получал неограниченные полномочия и мог самостоятельно вводить осадное положение, мог распустить Парламент в любое время и осуществлять законодательство путем издания декретов, имеющих силу закона. Всего за 3 года Президентом было подписано 6 тысяч декретов.

Доктринальные источники – это труды выдающихся ученых (специфика зарубежных стран). В том случае, когда допускаются доктринальные источники (англосаксонская система права), они применяются, когда нет правовой нормы, прецедент не срабатывает, не помогает обычай. Это не норма права, а лишь довод в пользу той или иной точки зрения.

Международные договоры – становятся источниками, когда:

– касаются конституционных проблем;

– их признание предусмотрено Конституцией;

– современные Конституции устанавливают приоритет норм международных договоров (ФРГ, Болгария, Польша).

Внутригосударственные договоры – во многих странах (Италия, Испания).

Религиозные источники (своды законов) – у мусульман – источник КП - религиозные нормы и шариат (в Иране).

Акты органов конституционного контроля. Решая вопросы о соответствии законов Конституции, принимают решения, которые являются источником конституционного права некоторых стран. Акты местных органов – на уровне субъектов федерации, автономных образований. Совместные постановления Парламента и Центрального Комитета Коммунистической партии – в социалистических странах.

2. Конституционно – правовой статус монарха

Институт главы государства своим появлением обязан абсолютной монархии. Правда, современные монархии далеко не те, какими они являлись в эпоху средневековья. Во многих монархических государствах под влиянием демократических сил монархи в соответствии с нормами конституций были лишены своих широких прерогатив и за ними остались в основном представительские и церемониальные функции. Так, согласно Конституции Швеции 1974 г. король лишен права «вето», права выступать в парламенте с тронной речью (он лишь официально открывает сессии), а также назначать и увольнять членов правительства, судей и высших чиновников государственного аппарата. Принадлежавшие ему ранее функции главы исполнительной власти полностью переданы правительству.

Аналогичным ограничениям подвергаются полномочия глава государства Японии в соответствии с Конституцией 1947 г. Если Конституция 1889 г. провозглашала, что «император занимает престол на вечные времена и правит в силу своего происхождения» (ст. 1), что «личность императора священна и неприкосновенна» (ст. 26) и что он «глава империи, которому принадлежит суверенитет» (ст. 4), то в соответствии с Конституцией 1947 г. «император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть» (ст. 1). Правовое положение монарха в отличие от президента характеризуется двумя основными особенностями. Во-первых, власть монарха юридически считается непроизводной ни от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса. Он властвует бессрочно (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти в стране. Даже в парламентарных монархиях законодательный процесс, государственное управление, отправление правосудия осуществляются от имени монарха, хотя за этим стоят парламент, правительство, суды. Во-вторых, власть монарха наследственна и переходит от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. Этот порядок закрепляется либо конституцией, либо конституционными законами, которые нередко дополняются обычаями.

Во всех монархических государствах за их главой признается право на содержание двора, т.е. особого штата должностных лиц, ведающих не государственными, а частными делами монарха. Штат это весьма большой и обходится налогоплательщику довольно дорого. Достаточно отметить, что в Японии только за соблюдением императорского протокола следит управление двора со штатом 1130 человек и с годовым бюджетом 11 миллионов иен.

Денежное содержание монархов складывается из доходов от их личных имуществ и ассигнований из государственного бюджета. Размер содержания монарха, а также круг членов его семьи, получающих содержание, обычно устанавливается законом парламента в начале каждого царствования и выплачивается по цивильному листу.

Главная причина сохранения института монарха в условиях сегодняшнего дня заключается в том, что он выгоден определенным политическим силам. Несмотря на то, что во всех парламентарных монархиях (а их абсолютное большинство в сравнении с дуалистическими и абсолютными) наблюдается практическая нуллификация полномочий монарха, заинтересованные в монархе силы доказывают и добиваются сохранения этого анахронизма прежней эпохи. Дело заключается в том, что монаршьи прерогативы значительно шире президентских. Это и абсолютное «вето», которое в отличие от президентского отменить нельзя, это и досрочный роспуск нижней палаты парламента, это и смещение правительства. Даже наделенный широкими полномочиями президент США всем набором таких действенных прерогатив не обладает. Сохранение монархии и широких полномочий монарха позволит в кризисных ситуациях, в условиях резкого обострения социальных проблем и конфликтов использовать этот институт силам, находящимися у власти.

Говоря о причинах сохранения монархий как формы правления и монарха как главы государства при этой форме организации власти, нельзя не отметить и такой фактор, как дань традиции, консерватизму в организации функционирования государственной власти.

3. Определение: судебная система ЗС

Судебная система ЗС - это совокупность судов, построенных в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями, отвечающая задачам, стоящим перед страной, доступная для граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. Учебно-практическое пособие. — М.: МЭСИ, 2007. 184 с.

2. Ковачев Д.А. Федерация в зарубежных странах // Журнал российского права. – 1997. – № 7. - 87 с.

3. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / М.В. Баглай, Л.М. Энтин, Ю.И. Лейбо. – М.: Норма, 2005. – 236 с.

4. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 318 с.

5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. Ї В 4 т. – М., 2002.

6. Кудинов О.А.Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2003. - 238 с.