Правовое регулирование время отдыха

Министерство образования и науки Украины

Крымский юридический институт

Национальной юридической академии Украины имени Я. Мудрого

Курсовая работа

По дисциплине «Трудовое право»

на тему «Правовое регулирование время отдыха»

Выполнила

студентка ЗФО

4 курса 46 группы

Алексеева Людмила

г. Симферополь 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Понятие и виды времени отдыха

РАЗДЕЛ 2. Отпуска, их виды и порядок предоставления

2.1 Отпуск, общая характеристика

2.2 Ежегодный основной отпуск

2.3 Ежегодные дополнительные отпуска и их продолжительность

2.4 Творческий отпуск

2.5 Отпуска без сохранения заработной платы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСКОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Мною выбрана тема «Время отдыха: правовые вопросы»

Актуальность темы в вопросе отдыха граждан в рамках охватываемых трудовым правом, на мой взгляд состоит в следующем: во-первых, это право закреплено не только нормами трудового права, а в первую очередь в основном законе государства – Конституции. Организация труда и отдыха в предприятиях различных форм собственности, к сожалению, не всегда соответствует нормам указанным в законе. На мой взгляд, особенно это касается предприятий, входящих в сферу частных. Отсутствие надлежащего контроля со стороны администрации, отсутствие комиссии по трудовым спорам в таких организациях. Ненадлежащая работа по ознакомлению работников с их правами на отдых ведут не только к нарушениям этих прав, но и к более серьезным последствиям (производственный травматизм, профессиональные заболевания и т.п.)

Из-за большого объема законодательства о времени отдыха и особенно об отпусках, разбросанности правовых норм по различным актам, наличия отдельных положений, применяемых по сложившейся практике, у членов профсоюзных комитетов, профактива, профсоюзных работников, администрации предприятий, учреждений, организаций нередко возникают затруднения при решении конкретных проблем.

В украинском трудовом праве временем отдыха признается та часть календарного времени, в течение которого работники освобождаются от выполнения трудовых обязанностей и могут использовать его по собственному усмотрению.

Таким образом, понятие времени отдыха охватывает собой не только время собственно отдыха, в течение которого восстанавливаются физические и духовные силы, но и время, затрачиваемое человеком на социально-культурное развитие, общественную деятельность, учебу, научное, техническое и художественное творчество, занятия физкультурой и спортом и т. д. Это вполне соответствует определению свободного времени.

По трудовому законодательству в составе свободного от работы времени различаются: перерывы в течение рабочего дня, ежедневный (междусменный) отдых, еженедельный отдых, праздничные дни, дополнительные свободные от работы дни, отпуска (некоторые из них, в свою очередь, подразделяются на несколько видов).

Правовое регулирование времени отдыха осуществляется Конституцией Украины, Кодексом законов о труде, Законом Украины «Об отпусках» и т.д.

Целью данной работы является анализ нормативно – правовой базы, которая регулирует время отдыха.

Цель работы предполагает раскрытие следующих задач:

    Анализ понятия и видов времени отдыха;

    Рассмотрение особенностей отпусков, их видов и порядка предоставления.

Объектом исследования данной работы являются отношения, которые возникают в сфере обеспечения времени отдыха трудящихся.

Предметом исследования является система правовых норм, которая регулируется трудовым правом.

Методологический инструментарий исследования базируется на научных методах, таких как исторический, конкретно-социологический, сравнительно-правовой.

Данная тема была исследована такими авторами: Беляцкий С., Геращенко Л, Зубковский В., Венедиктов В., Прилипко С. И т.д.

Работа структурирована в соответствии с поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух разделов, вывода и списка нормативных источников и использованной литературы.

РАЗДЕЛ 1. Понятие и виды времени отдыха

Время отдыха - это часть календарного периода, в течение которого работник согласно закону должен быть освобожден от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по собственному усмотрению для удовлетворения своих интересов и восстановления трудоспособности.

Законодательством установлены следующие виды времени отдыха:

- перерывы в течение рабочего дня (смены);

- ежедневный отдых (междусменный перерыв);

- выходные дни (еженедельный отдых);

- праздничные и нерабочие дни;

- отпуска.

В соответствии со ст. 66 КЗоТ перерыв для отдыха и питания предоставляется продолжительностью не более двух часов. Такой перерыв должен предоставляться, как правило, через четыре часа после начала работы. Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. На тех предприятиях, где по условиям производства перерыв установить невозможно, работникам должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени. Перечень таких работ, порядок и место приема пищи устанавливаются собственником или уполномоченным им органом с согласия профсоюзного комитета. Перерывы для отдыха и приема пищи не включаются в рабочее время и не оплачиваются.

Отдельным категориям работников предоставляется дополнительные перерывы во время рабочего дня, которые включаются в рабочее время и регулируются специальными нормативными актами:

- перерывы для отдыха на погрузочно-разгрузочных работах. Правила об условиях труда грузчиков при погрузочно-разгрузочных работах, утвержденные НКТ СССР 20 сентября 1931 г.предусматривают, кроме обеденного перерыва, специальные перерывы для отдыха, входящие в рабочее время. Продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка;

- перерывы для обогревания. Правилами о работе на открытом воздухе в холодное время года, утвержденными обязательным постановлением НКТ СССР от 11 декабря 1929 г., установлено, что при работе на открытом воздухе в холодное время года применяются перерывы для обогревания.

Вопросы о числе и продолжительности перерывов и об устройстве мест обогревания решаются для отдельных предприятий или групп их в зависимости от местных условий по соглашению работодателя с профсоюзом;

- перерывы для кормления ребенка. Женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, помимо общего для всех работников перерыва для отдыха и приема пищи, предоставляются перерывы для кормления ребенка. Такие перерывы предоставляются не ранее чем через три часа после начала работы продолжительностью не менее тридцати минут. При наличии двух и более грудных детей продолжительность такого перерыва должна составлять не менее одного часа. Сроки и порядок предоставления перерывов устанавливаются собственником предприятия с учетом желания матери. Перерывы для кормления ребенка включаются в рабочее время и оплачиваются (ст. 183 КЗоТ). Правом на перерыв для кормления ребенка пользуются женщины, работающие неполное рабочее время. По желанию женщины, имеющей детей, и в зависимости от продолжительности ее рабочего дня (смены) допускается: присоединение перерыва для кормления ребенка к обеденному перерыву; перенесение одного или в суммарном виде двух перерывов для кормления ребенка на конец рабочего дня, то есть более раннее окончание работы по сравнению с продолжительностью рабочего дня, установленного трудовым договором.

К дополнительным перерывам во время рабочего дня, включающимся в рабочее время, также можно отнести: перерывы на работах с вредными условиями труда, перерывы на физкультурные паузы или для производственной гимнастики, а также другие перерывы, предусмотренные законодательством.

Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) – это перерыв в работе между окончанием рабочего дня (смены) и началом следующего рабочего дня (смены). Его продолжительность должна быть не менее сорока двух часов (ст. 70 КЗоТ). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два выходных дня в неделю, как правило, подряд - в субботу и воскресенье. При режиме шестидневной рабочей неделе работникам предоставляется один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе определяется, как правило, графиком работы предприятия, согласованным с профсоюзным комитетом и, как правило, предоставляется вместе с общим выходным днем. На непрерывно действующих предприятиях или предприятиях, где работа не может быть прервана в общий выходной день в связи с необходимостью обслуживания населения (магазины, предприятия бытового обслуживания, театры, музеи и т.п., выходные дни устанавливаются местными Советами (ст. 68 КЗоТ). В соответствии со ст. 69 КЗоТ на предприятиях, остановка которых невозможна по производственно-техническим условиям или в связи с необходимостью беспрерывного обслуживания населения, а также на погрузочно-разгрузочных работах, связанных с работой транспорта, выходные дни предоставляются в разные дни недели поочередно каждой группе работников в соответствии с графиком сменности. Работники, находящиеся в командировке, работают и пользуются выходными днями по режиму предприятия, куда они командированы.

В случае, если работник находится в командировке в выходной день, ему после возвращения с командировке в установленном порядке предоставляется другой день отдыха.

В историческом аспекте интересно напомнить, что в Декрете 1917 года «О 8-часововом рабочем дне» вместе с установлением общей продолжительности рабочего дня 8 часов и 6 часов в субботу, устанавливался один выходной день в неделю. При этом не было указано, что это должно быть именно воскресенье. Решение об этом должна была принять местная власть с профсоюзами. Два выходных дня было установлено ЦК КПСС, Советом Министров СССР от 7 мая 1967 года.

В соответствии со ст. 71 КЗоТ работа в выходные дни запрещается. Привлечение отдельных работников к работе в такие дни возможно с согласия профсоюзного комитета в следующих исключительных случаях:

1) для предотвращения общественного или стихийного бедствия, производственной аварии и немедленного устранения их последствий;

2) для предотвращения несчастных случаев, гибели или порчи государственного или общественного имущества;

3) для выполнения неотложных, заранее не предусмотренных работ, от немедленного выполнения которых зависит в дальнейшем работа предприятия, учреждения, организации в целом или его отдельных подразделений;

4) для выполнения неотложных погрузочно-разгрузочных работ с целью предотвращения или устранения простоя подвижного состава или скопления грузов в пунктах отправления и назначения.

В таких ситуациях привлечение к работе в выходной день оформляется письменным приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного им органа.

Работа в выходной день компенсируется, по соглашению работника и собственника, предоставлением другого дня отдыха или в денежной форме в двойном размере (ст. 72 КЗоТ). К работе в выходной день не привлекаются несовершеннолетние работники (ст. 192 КЗоТ), беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет (ст. 176 КЗоТ).

Правило о недопустимости привлечения к работе в дни еженедельного отдыха не применяется к работникам непрерывно действующих предприятий, а также тех предприятий, учреждений, которые должны обязательно работать именно в общеустановленный день отдыха (например, музеи, театры и т.п.). На таких предприятиях еженедельный отдых предоставляется либо в соответствии с графиками сменности, либо в один общий день недели, не совпадающий с общеустановленным (воскресенье) днем отдыха.

Законодательством Украины предусмотрены следующие праздничные дни, работа в которые не производится:

1 января - Новый год;

7 января - Рождество Христово;

8 марта - Международный женский день;

1 и 2 мая - День международной солидарности трудящихся;

9 мая - День Победы;

28 июня - День Конституции Украины;

24 августа - День независимости Украины.

Работа также не производится в дни религиозных праздников:

7 января - Рождество Христово;

один день (воскресенье) - Пасха (Великодень);

один день (воскресенье) - Троица.

По представлению религиозных общин других (неправославных) конфессий, зарегистрированных в Украине, руководство предприятий, учреждений, организаций предоставляет лицам, исповедующим соответствующие религии, до трех дней отдыха в течение года для празднования их больших праздников с отработкой за эти дни.

В данные дни допускаются работы, прекращение которых невозможно по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие предприятия, учреждения, организации), работы, вызванные необходимостью обслуживания населения. В эти дни допускаются работы с привлечением работников в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 71 КЗоТ.

Законодательство не устанавливает каких-либо требований относительно порядка привлечения к работе в праздничные и нерабочие дни, но нужно отметить, что привлечение работников к работе в праздничные дни и нерабочие дни должно оформляться приказом лишь только в том случае, если выход работников на работу не предусмотрен графиком сменности (графиком выхода на работу).

Компенсация за работу в праздничные и нерабочие дни производится в соответствии со ст. 107 КЗоТ.

В Дополнениях к Генеральному соглашению между Кабинетом Министров Украины и Конфедерацией работодателей Украины и профсоюзными объединениями на 1999-2000 гг. предусмотрено, что Кабинет Министров Украины обязуется разработать проект Закона Украины «О внесении изменений в статью 71 КЗоТ по установлению порядка привлечения работников к работе в праздничные дни».

РАЗДЕЛ 2. Отпуска, их виды и порядок предоставления

2.1 Отпуск, общая характеристика

Отпуск является одним из важнейших видов времени отдыха, что нашло свое отражение в Конституции Украины.

Отпуск – это время отдыха, которое исчисляется в календарных днях и предоставляется работникам с сохранением места работы и заработной платы.

Право на отпуск имеют все граждане Украины, которые состоят в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лица, работающие по трудовому договору у физического лица. Наравне с гражданами Украины право на отпуск имеют иностранные граждане и лица без гражданства, которые работают в Украине (ст. 2 Закона Украины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 года).

Законом Украины «Об отпусках» предусмотрены следующие виды отпусков:

1) ежегодные отпуска:

- основной отпуск (статья 6 Закона);

- дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда (статья 7 Закона);

- дополнительный отпуск за особый характер труда (статья 8 Закона);

- иные дополнительные отпуска, предусмотренные законодательством;

2) дополнительные отпуска в связи с обучением (статьи 13, 14 и 15 Закона);

3) творческий отпуск (статья 16 Закона);

4) социальные отпуска: отпуск в связи с беременностью и родами (статья 17 Закона); отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет (статья 18 Закона); дополнительный отпуск работникам, имеющим детей (статья 19 Закона);

5) отпуска без сохранения заработной платы (статьи 25, 26 Закона).

На самом деле данный перечень не исчерпывающий. Коллективным договором (соглашением), трудовым договором могут устанавливаться другие виды отпусков. Кроме того, согласно ст. 9-1 КЗоТ и ч.6 ст.69 Хозяйственного Кодекса Украины предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников. Это касается и случаев предоставления ежегодных отпусков большей продолжительности. Такие дополнительные льготы должны быть определены трудовыми и коллективными договорами.

Право на отпуск обеспечиваются: во-первых, гарантированным предоставлением отпуска определенной продолжительности с сохранением на его период места работы (должности), заработной платы (пособия) в случаях, предусмотренных Законом Украины «Об отпусках»; во-вторых, запрещением замены отпуска денежной компенсацией, кроме случаев, предусмотренных ст.24 Закона Украины «Об отпусках».

Следует отметить, что наряду с Законом Украины «Об отпусках» существует целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление отпусков отдельным категориям работающих. Например, предоставление отпусков работникам внутренних дел регулируется Положением о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Украины. Этим Положением устанавливаются особенности предоставления отпусков данной категории работников. Так, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Украины предоставляются отпуска таких видов:

  1. очередные;

    короткосрочные;

    по болезни;

    каникулярные;

    в связи с окончанием учебных заведений системы МВД Украины;

    дополнительные и социальные (по беременности и родам, по уходу за ребенком), творческие, в связи с обучением.

В продолжительность отпуска не включается не только праздничные и нерабочие дни, но и время, необходимое для проезда к месту проведения отпуска и обратно, в том числе и при разделении отпуска на две части, а также при отзыве работника из отпуска.

Законодательством, коллективным договором, соглашением и трудовым договором могут устанавливаться иные виды отпусков. Рассмотрим некоторые из них.

2.2 Ежегодный основной отпуск

Право на отпуск имеют все работники, т.е. все лица, выполняющие работу на основании трудового договора на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности. Закон «Об отпусках» (ст. 2) специально подчеркивает, что право на отпуск имеют иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Украине. Устранены любые сомнения в том, имеют ли право на отпуск сезонные и временные работники. Это право не только вытекает из ст. 2 Закона «Об отпусках», для этой категории работников, но и прямо предусмотрено частью девятой ст. 6 Закона «Об отпусках». Право на отпуск имеют работники, заключившие трудовые договоры не только с предприятиями, учреждениями, организациями, но и с гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без создания юридического лица или использующими труд граждан в домашнем хозяйстве. Из текста Закона «Об отпусках» совершенно определенно вытекает, что право на отпуск или денежную компенсацию вместо неиспользованных дней отпуска имеют работники-совместители. [20, с. 221]

Право на отпуск не дифференцируется по критерию формы собственности. Что же касается указания в ст. 2 Закона «Об отпусках» на независимость права на отпуск от отраслевой принадлежности предприятия, то это правильно, если право на отпуск рассматривать узко (как именно право). Дифференциация продолжительности отпуска в зависимости от вида деятельности предприятия и отраслевой принадлежности, определяющей содержание трудовой деятельности и условия труда, законодательству не противоречит.

В период отпуска работник не несет обязанность выполнять работу, условленную трудовым договором, и подчиняться внутреннему трудовому распорядку. Период отпуска работник может использовать по своему усмотрению. Он только должен так все рассчитать, чтобы к моменту окончания отпуска вернуться на предприятие, в учреждение, организацию и продолжить выполнение работы в соответствии с трудовым договором. Невыход на работу после окончания отпуска в связи со сложностью выезда в место постоянного проживания и работы, по общему правилу, должен признаваться прогулом без уважительной причины. Наличие вины в действиях работника, не вышедшего на работу после окончания отпуска, определяется по критерию его надлежащей заботы о выходе на работу. Хотя работник в период отпуска и не работает, время отпуска включается в его страховой стаж, в специальный стаж, который исчисляется в соответствии со специальным законодательством, и в стаж работы, дающий право на ежегодные отпуска. Следовательно, трудовой договор и трудовые правоотношения на период отпуска сохраняют свою силу. [20, с. 224]

На собственнике лежит обязанность оплачивать время отпуска из расчета среднего заработка. Если же работник уволился, не использовав право на отпуск, а также в некоторых других случаях, работнику выплачивается средний заработок за время неиспользованного отпуска или за неиспользованный отпуск. Это дает основания утверждать, что отпуск уменьшает объем обязанности работника выполнять роботу (освобождает от выполнения трудовых обязанностей на соответствующий период). И если работник правом на уменьшение объема работ не воспользовался, ему выплачивается денежная компенсация в порядке, установленном законодательством.

Ежегодный основной отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 календарных дней за отработанный рабочий год, который отсчитывается со дня заключения трудового договора.

Лицам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью 31 календарный день.

Для некоторых категорий работников законодательством Украины может быть предусмотрена другая продолжительность ежегодного основного отпуска. При этом продолжительность их отпуска не может быть меньше предусмотренной частью первой ст. 75 КЗоТ.

Основной отпуск - это такой отпуск, право на который имеют все работники. Это - главное отличие основного отпуска от всех других. Для получения других видов отпусков необходимы специальные юридические факты-основания. Для получения основного отпуска необходим один юридический факт - нахождение работника в трудовых правоотношениях в течение предусмотренного времени. При формулировании части первой ст. 75 КЗоТ законодатель исходил из того, что в трудовые правоотношения вступают не только наемные рабочие, но и члены производственных кооперативов, коллективных предприятий, фермерских хозяйств. Поэтому для них рабочий год исчисляется не со дня приобретения статуса члена кооператива (КСП), а со дня возникновения трудовых правоотношений, т.е. достижения соглашения о выполнении работником определенной работы с соблюдением установленных правил об оформлении такого соглашения и начала работы.

Есть только одно исключение из правила о праве работников на отпуск. Работники, выполняющие педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, не имеют права на отпуск по той причине, что в ставках оплаты их труда учтена оплата времени отпуска (Приложение к приказу Министерства образования и науки «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений»).

Закон «Об отпусках» перешел от исчисления продолжительности отпуска, как правило, в рабочих днях к определению продолжительности отпуска в календарных днях. Если в соответствии с актами, принятыми до вступления в силу этого Закона, продолжительность отпуска была определена в рабочих днях, она должна быть переведена в календарные дни путем умножения продолжительности отпуска в рабочих днях на дробь 7/6.

Продолжительность ежегодного основного отпуска составляет 24 календарных дня за отработанный рабочий год, если иная (большая) продолжительность отпуска не установлена законодательством.

Некоторые категории работников пользуются правом на ежегодный основной отпуск большей продолжительности. К ним относится в первую очередь промышленно-производственный персонал угольной, сланцевой, металлургической, электроэнергетической промышленности, а также персонал, занятый на открытых горных работах, на работах на поверхности шахт, разрезов, карьеров и рудников, на строительно-монтажных работах в шахтном строительстве, на транспортировке и обогащении полезных ископаемых (часть вторая ст. 6 Закона «Об отпусках»). Термин «промышленно-производственный персонал» используется не вполне корректно. В соответствии с п. 4.2 Инструкции по статистике численности работников, занятых в народном хозяйстве Украины, деление на промышленно-производственный персонал (персонал основной деятельности) и персонал непроизводственных организаций, состоящих на балансе промышленного предприятия (персонал неосновной деятельности) применяется только к промышленным предприятиям. Занятые на строительно-монтажных работах в шахтном строительстве - это, по общему правилу, работники строительных предприятий, персонал которых в соответствии с п. 4.4 Инструкции делится на несколько иные категории. Персонал неосновной деятельности этих предприятий определен в п. 4.10 названной Инструкции.

Категориям работников, указанным выше, ежегодный основной отпуск предоставляется продолжительностью 24 календарных дня (как и всем другим работникам), однако за каждые два отработанных года продолжительность отпуска им увеличивается на 2 дня. Формулировка части второй ст. 6 Закона «Об отпусках» «за каждые два отработанных года» может означать только одно: время выполнения указанных работ должно суммироваться независимо от наличия перерывов в работе и независимо от того, в одном или в нескольких предприятиях выполнялись эти работы. Поскольку такого основания для продления основного отпуска ранее в законодательстве не было, стаж работы, дающий право на увеличение продолжительности основного ежегодного отпуска должен, на наш взгляд, исчисляться со дня вступления в силу Закона «Об отпусках» (с 1 января 1997 года). Однако общая продолжительность ежегодного основного отпуска этой категории работников не должна превышать 28 календарных дней.

Работники, занятые на подземных горных работах, в разрезах, карьерах и рудниках глубиной 150 метров и ниже, имеют право на ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней независимо от стажа работы.

Работники, занятые на подземных горных работах, в разрезах и рудниках глубиной до 150 метров, имеют право на основной ежегодный отпуск продолжительностью 24 календарных дня. Однако при стаже работы на данном предприятии два года и более ежегодный основной отпуск продлевается на 4 дня. Обратим внимание на то обстоятельство, что в Законе не говорится о непрерывном стаже, значит стаж работы в указанных условиях может суммироваться, однако только тогда, когда работник состоял в трудовых отношениях с тем же предприятием.

Работники лесной промышленности и лесного хозяйства, государственных заказников, национальных парков, имеющих лесные площади, лесоохотничьих хозяйств, постоянных лесозаготовительных и лесохозяйственных подразделений этих предприятий, а также лесничеств по Списку работ, профессий и должностей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, имеют право на ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Список работ, профессий и должностей работников лесной промышленности и лесного хозяйства, государственных заказников, национальных парков, имеющих лесные площади, лесоохотничьих хозяйств, постоянных лесозаготовительных и лесоохотничьих подразделений других предприятий, а также лесничеств, которым предоставляется основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, и Порядок применения этого Списка утверждены постановлением Кабинета Министров Украины.

Работники горноспасательных частей, которые не относятся к военизированному личному составу, имеют право на ежегодный основной отпуск продолжительностью 24 календарных дня с увеличением его на 2 календарных дня за каждые два отработанных года, но не более 28 календарных дней (часть пятая ст. 6 Закона «Об отпусках»). Очевидно, имеются в виду 2 года работы в горноспасательных частях после вступления в силу Закона «Об отпусках», а не только работа в одной и той же горноспасательной части, а тем более - не непрерывная работа.

Руководящим работникам учебных заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогическим, научно-педагогическим работникам и научным работникам названные категории работников имеют право на ежегодный основной отпуск продолжительностью до 56 календарных дней.

Инвалиды I и II групп имеют право на ежегодный основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а инвалиды III группы - 26 календарных дней (часть 7 ст. 6 Закона «Об отпусках»). В связи с установлением этого правила, на наш взгляд, утратили силу нормы, которыми были предусмотрены отпуска для отдельных категорий инвалидов большей продолжительности, чем это предусматривалось ранее действующими общими правилами, но меньшей продолжительности, чем это установлено Законом «Об отпусках». Однако здесь следует учитывать, что в соответствии с п. 2 Постановления Верховной Рады Украины «О порядке введения в силу Закона Украины «Об отпусках» инвалиды, которые пользовались отпуском большей продолжительности, чем это предусмотрено Законом «Об отпусках», сохраняют право на такой отпуск на все время их работы на данном предприятии, в учреждении, организации на должностях, профессиях, работах, которые давали им право на такой отпуск.

Работники в возрасте до 18 лет имеют право на ежегодный основной отпуск продолжительностью 31 календарный день. Отпуск такой продолжительности предоставляется за тот период работы работника, когда ему не исполнилось 18 лет. Например, работник устроился на работу 25 августа 2004 года. Отпуск за первый рабочий год ему предоставляется с 1 июня 2005 года. Возникает вопрос, какой должна быть продолжительность отпуска, если работнику 30 апреля 2005 года исполнилось 18 лет. За период с 25 августа 2004 г. по 30 апреля 2005 года ежегодный основной отпуск исчисляется из расчета 31 календарный день, а с 1 мая по 25 августа 2005 года - 24 календарных дня.

Сезонным и временным работникам отпуск предоставляется пропорционально отработанному времени. Список сезонных работ, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 марта 1997года.

В соответствии с частью десятой ст. 6 Закона «Об отпусках» сохраняют силу акты законодательства, устанавливающие для отдельных категорий работников иную продолжительность отпуска. Правда, эти акты не действуют, если установленная ими продолжительность основного ежегодного отпуска меньше установленной Законом «Об отпусках» как общее правило (часть первая ст. 6 названного Закона). В связи с этим сохраняют силу положения законодательства, устанавливающие продолжительность ежегодного основного отпуска:

1) для государственных служащих - продолжительностью 30 календарных дней (ст. 35 Закона «О государственной службе»);

2) для судей - продолжительностью 30 рабочих дней (п. 5 ст. 44 Закона «О статусе судей»). Перерасчет рабочих дней в календарные проводится путем перемножения продолжительности отпуска в рабочих днях (30) на дробь 7/6. В результате этого продолжительность отпуска определяется в 35 календарных дней;

3) для прокуроров - продолжительностью 30 календарных дней (ст. 49 Закона «О прокуратуре»);

4) для работников, работающих на территории радиоактивного загрязнения:

а) в зонах отчуждения и безусловного отселения - продолжительностью 44 календарных дня;

б) в зоне гарантированного добровольного отселения - 37 календарных дня;

в) в зоне усиленного радиологического контроля - 30 календарных дней (ст. 47 Закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»);

5) для должностных лиц таможенных органов - в зависимости от выслуги лет: до 10 лет- 30 суток; от 10 до 15-35 суток; от 15 до 20 лет - 40 суток; более 20 лет - 45 суток (п. 37 Положения о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах Украины). Хотя сутки не предусмотрены и вообще в Кодексе законов о труде как единица исчисления сроков, и в законодательстве об отпусках - в частности, все-таки несложно сделать вывод о том, что сутки и календарный день в этих случаях не различаются.

В соответствии с частью десятой ст. 6 Закона «Об отпусках» иная (большая) продолжительность отпуска может устанавливаться актами законодательства, принятыми после вступления в силу названного Законом. С учетом этого ст. 27 Закона «О предотвращении заболевания синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД) и социальной защите населения» (в редакции от 3 марта 1998 г.) устанавливает ежегодный основной отпуск общей продолжительностью 56 календарных дней медицинским работникам, которые заражены вирусом иммунодефицита человека или заболели СПИД вследствие выполнения профессиональных обязанностей.

2.3 Ежегодные дополнительные отпуска и их продолжительность

Дополнительные отпуска в Кодексе законов о труде и Законе «Об отпусках» называются ежегодными, как и основные.

Не вполне, однако, ясно, о каком годе речь идет, когда говорят – «ежегодный». Применительно к основному отпуску слово «ежегодный» означает, что отпуск предоставляется за рабочий год, исчисляемый со дня начала работы до истечения 365 (366) дней. При этом день окончания рабочего года соответственно отодвигается на количество дней, которые в соответствии с законодательством не включаются в стаж работы, дающий право на отпуск.

Правила исчисления стажа, дающего право на ежегодный дополнительный отпуск, являются более строгими. Законом «Об отпусках» они установлены еще более жесткими. Периоды, которые включаются в стаж работы, дающий право на ежегодный дополнительный отпуск, не совпадают с периодами, которые включаются в счет ежегодного основного отпуска. Поэтому рабочий год, дающий право на ежегодный дополнительный отпуск далеко не всегда будет совпадать с рабочим годом, дающим право на основной отпуск.

Ст. 7 и 8 Закона «Об отпусках» предусматривают возможность предоставления работникам двух видов ежегодных дополнительных отпусков:

1) ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;

2) ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда. В этой категории дополнительных отпусков выделяется два подвида:

а) дополнительный отпуск отдельным категориям работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья;

б) дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем.

Кроме того, в ст. 4 Закона «Об отпусках» выделяются другие дополнительные отпуска, предусмотренные законодательством.

За работу с вредными и тяжелыми условиями труда дополнительный отпуск продолжительностью до 35 календарных дней предоставляется работникам, занятым на работах, связанных с негативным воздействием на здоровье вредных производственных факторов, по Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых предоставляет право на ежегодный дополнительный отпуск, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины.

В пределах до 35 календарных дней конкретная продолжительность такого дополнительного отпуска должна устанавливаться коллективным или трудовым договором. Использование в части второй ст. 7 Закона «Об отпусках» именно союза «или» означает, что коллективно-договорное и индивидуально-договорное регулирование продолжительности дополнительного рассматриваемого в данном пункте комментария отпуска должно осуществляться в соответствии с общим правилом ст. 5 Закона «О коллективных договорах и соглашениях», которым запрещается включать в трудовые договоры условия, ухудшающие положение работников по сравнению с коллективными договорами.

Критериями, на основании которых должна определяться конкретная продолжительность дополнительного отпуска, предоставленного за работу с вредными и тяжелыми условиями труда в коллективном или трудовом договоре, являются результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и время занятости работника в таких условиях. В настоящее время действует Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины. Хотя этот акт утвержден в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении» и не был непосредственно ориентирован на определение продолжительности ежегодного дополнительного отпуска в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, все-таки его следует применять при отсутствии другого. Непосредственным правовым основанием для определения продолжительности дополнительного отпуска по рассматриваемому основанию являются Показатели и критерии условий труда, по которым будут предоставляться ежегодные дополнительные отпуска работникам, занятым на работах, связанным с негативным воздействием на здоровье вредных производственных факторов (далее для краткости - Показатели и критерии). Этот нормативный акт определяет продолжительность дополнительного отпуска в зависимости от вида вредных производственных факторов, класса, условий и характера труда. Продолжительность дополнительного отпуска в Показателях и критериях определена на основании Гигиенической классификации труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной сферы, тяжести и напряженности трудового процесса). Гигиеническая классификация утверждена приказом Министерства здравоохранения от 27 декабря 2001 года № 528, однако в Министерстве юстиции не регистрировалась.

Содержание Показателей и критериев свидетельствует о том, что они не допускают учета других факторов при определении продолжительности дополнительного отпуска. Тем самым, в них пока что не учтено положение части второй ст. 7 Закона «Об отпусках», предписывающее при определении конкретной продолжительности ежегодного дополнительного отпуска учитывать не только результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, но и время занятости работников в таких условиях. Исправить эту ситуацию на предприятии практически довольно сложно, поскольку учет занятости работников в условиях, дающих основания для дополнительного отпуска, нарушил бы всю систему показателей и критериев. Только в отдельных случаях в связи с постоянной занятостью на работах с вредными и тяжелыми условиями труда можно было бы устанавливать несколько дополнительных дней отпуска с учетом времени занятости в таких условиях.

Указанные нормативные акты создают достаточное юридическое основание для проведения аттестации рабочих мест и определения на ее основе продолжительности дополнительного отпуска в связи с вредными и тяжелыми условиями труда. И все-таки Кабинет Министров при утверждении упомянутого Списка установил, как правило, максимальную, а в отдельных случаях - фиксированную продолжительность отпуска. Поскольку это правило не вполне соответствует закону, предприятия при условии соблюдения правил, регулирующих порядок проведения аттестации, определение продолжительности дополнительного отпуска и юридическое закрепление этого в коллективном или трудовом договоре, могут, на наш взгляд, отойти от продолжительности дополнительного отпуска, установленного Кабинетом Министров.

И все-таки Порядок применения Списков производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, предписывает: «В случаях, когда продолжительность дополнительного отпуска по результатам аттестации рабочих мест превышает максимальную продолжительность, указанную в Списке, отпуск может быть продлен на количество дней этой разницы за счет собственных средств предприятия». Это положение, на наш взгляд, не должно применяться по двум причинам:

1) оно не соответствует части второй ст. 7 Закона «Об отпусках», предоставляющей сторонам коллективного (трудового) договора безусловное право определять продолжительность отпуска в соответствии с результатами аттестации рабочих мест;

2) вопрос об источниках расходов предприятия-плательщика налога на прибыль на оплату дополнительного отпуска решается исключительно Законом «О налогообложении прибыли предприятий» (ч. 5.10 ст. 5). Эти отношения не могут регулироваться даже нормами Кодекса законов о труде, не говоря уже о рассматриваемом подзаконном акте. Поэтому определение в названном Порядке источников расходов на оплату дополнительного отпуска юридической силы не имеет. И как положение методического характера оно на законе не основывается.

При утверждении указанного Списка Кабинет Министров в ряде случаев внес в него работы и должности с указанием «постоянно занятый», «постоянно работающий». С учетом этого Министерство труда и социальной политики при утверждении Порядка применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, вынуждено было установить: «Если в Списке указано «постоянно занятый» или «постоянно работающий», в счет времени, отработанного во вредных и тяжелых условиях труда, включаются только те дни, когда работник фактически был занят в этих условиях полный рабочий день, установленный для работников этих производств, цехов, профессий и должностей». Это правило, как и указание в Списке на постоянно занятых, постоянно работающих, не соответствует, на наш взгляд, п. 1 части второй ст. 9 Закона «Об отпусках», в соответствии с которым в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные отпуска, включается время фактической работы с вредными, тяжелыми условиями труда, если работник занят в таких условиях не менее половины продолжительности рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности. Естественно, применению подлежит Закон, а не названные подзаконные акты.

П. 1 части первой ст. 8 Закона «Об отпусках» предусматривает предоставление ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда продолжительностью до 35 календарных дней отдельным категориям работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья. Список производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, дающих право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины.

В этом Списке также в некоторых случаях предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного отпуска по рассматриваемой причине только постоянно работающим (занятым), в то время как п. 1 части второй ст. 9 Закона «Об отпусках» устанавливает, что в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные отпуска включается время фактической работы во вредных и тяжелых условиях труда или с особым характером труда, если работник занят в таких условиях не менее половины продолжительности рабочего времени, установленного для работников данного предприятия, цеха, профессии или должности. Такое же, как и в названном Списке, правило повторяется в Порядке применения Списка производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и в условиях повышенного риска для здоровья, дающих право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда. При наличии противоречий между законом и подзаконными актами должна применяться норма Закона «Об отпусках».

Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда устанавливается коллективным или трудовым договорами в зависимости от времени занятости работника в таких условиях[9,с201].

Критерий дифференциации продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда законом установлен такой, который не позволяет достаточно обоснованно дифференцировать его продолжительность для отдельных категорий работников. Действительно, абсолютное большинство работников постоянно занято в условиях, дающих право на дополнительный отпуск за особый характер труда. Поскольку другие критерии для дифференциации отсутствуют, всем этим работникам, имеющим максимальный показатель по критерию дифференциации продолжительности дополнительного отпуска (стопроцентная занятость в соответствующих условиях), пришлось бы устанавливать продолжительность дополнительного отпуска в 35 календарных дней.

В таких условиях Кабинет Министров в указанном выше Списке установил конкретную продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер работы для соответствующих производств, работ, профессий и должностей. С точки зрения обычной логики Кабинет Министров совершенно прав. Однако, установив конкретную продолжительность ежегодных дополнительных отпусков за особый характер труда для каждого производства, каждой работы, профессии, вида должностей, Кабинет Министров все-таки, по нашему мнению, несколько отступил от правила части второй ст. 8 Закона «Об отпусках», в соответствии с которым конкретная продолжительность этого дополнительного отпуска устанавливается коллективным или трудовым договором.

Определять продолжительность ежегодных дополнительных отпусков за особый характер труда в коллективных договорах все-таки совершенно необходимо. Продолжительность, установленную названным выше Списком, следует использовать как обязательную минимальную гарантию. Отступление при этом от продолжительности такого отпуска, указанной в Списке, в сторону увеличения представляется вполне допустимым. При этом затраты работодателей на оплату времени отпусков большей продолжительности чем установленная законодательством, относятся на валовые расходы плательщиков налога на прибыль.

Другой разновидностью ежегодных дополнительных отпусков за особый характер труда является отпуск, предоставленный работникам с ненормированным рабочим днем.

Списки должностей, работ и профессий, работа по которым предоставляет право на ежегодный дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, определяются соглашениями и коллективными договорами.[11,с 27-28]

Cписки, внесенные в коллективные договоры, могут дополнять списки, внесенные в отраслевые и региональные соглашения, однако не могут их сужать.

Соглашениями не может определяться продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер работы работникам с ненормированным рабочим днем. Этот вопрос должен решаться коллективными или трудовыми договорами. В силу права сторон трудового договора определять в нем продолжительность отпуска за особый характер труда (ненормированный рабочий день) в трудовой договор можно включить условие о большей продолжительности дополнительного отпуска, чем это установлено коллективным договором, однако о меньшей - нельзя.

Ежегодный дополнительный отпуск может быть предоставлен работнику по одному из оснований на выбор работника. Однако Кабинету Министров предоставлено право (часть первая ст. 10 Закона «Об отпусках») определять порядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков по нескольким основаниям. Используя это право, Кабинет Министров в некоторых случаях для конкретных производств, цехов, работ, профессий и должностей в утвержденных им названных выше Списках предусмотрел право работников на получение ежегодного дополнительного отпуска по двум основаниям (за вредные и тяжелые условия и за особый характер труда).

Ограничение возможности предоставления работникам дополнительных отпусков по нескольким основаниям касается только отпусков, установленных ст. 7 и 8 Закона «Об отпусках». Это ограничение не распространяется на другие виды отпусков, предусмотренные абзацем пятым (последним) п. 1 части первой ст. 4 Закона «Об отпусках», п. 2-5 и частью второй ст. 4 Закона «Об отпусках», хотя бы они и назывались дополнительными.

П. 1 ч.1 ст. 4 Закона «Об отпусках» устанавливает возможность предоставления работникам других ежегодных дополнительных отпусков, предусмотренных законодательством. Это означает, что с вступлением в силу Закона «Об отпусках» сохранили силу правила, которыми установлены ежегодные дополнительные отпуска, в частности, для таких категорий работников:

1) государственным служащим, имеющим стаж работы в государственных органах свыше 10 лет, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью до 15 календарных дней. Постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке и условиях предоставления государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления дополнительных оплачиваемых отпусков» предусмотрено, что государственным служащим, имеющим стаж государственной службы свыше 10 лет предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 календарных дней, а, начиная с одиннадцатого года этот отпуск увеличивается на 2 календарных дня за каждый следующий год работы на должностях государственных служащих;

2) судьям предоставляется ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 15 календарных дней. Такой отпуск предоставляется при наличии стажа работы свыше 10 лет (ч. 5 ст. 44 Закона «О статусе судей»). В названный стаж включается время работы на должности судьи, а также на должностях следственных, прокурорских работников. Кроме того, в этот стаж включается время работы на должностях, где законом предусмотрены такие же льготы (ч. 6 ст. 44 Закона «О статусе судей»), т.е. право на дополнительный отпуск за стаж работы, в частности, на должностях государственных служащих;

3) аттестованным работникам прокуратуры предоставляется ежегодный дополнительный отпуск, продолжительность которой дифференцируется в зависимости от стажа работы в прокуратуре и составляет:

а) при стаже больше 10 лет - 5 календарных дней;

б) при стаже более 15 лет -10 календарных дней;

в) при стаже более 20 лет -15 календарных дней (ст. 49 Закона «О прокуратуре»).

К числу других ежегодных дополнительных отпусков, которые могут устанавливаться законодательством в соответствии с абзацем пятым ст. 4 Закона «Об отпусках», следует отнести дополнительные отпуска, предусмотренные Законом «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».

Пункт 22 ст. 20 и ст. 21 Закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» предусматривают предоставление дополнительного отпуска продолжительностью 14 рабочих дней в год лицам, отнесенным к категории 1 и 2 пострадавших вследствие катастрофы. По заявлению работника, статус которого как пострадавшего соответствующей категории надлежаще подтвержден, собственник обязан предоставить ему указанный дополнительный отпуск.

Один из родителей ребенка из числа указанных в ст. 27 Закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 14 рабочих дней ежегодно (ст. 30 названного Закона).

Членам добровольных пожарных дружин (команд) может предоставляться дополнительный отпуск с сохранением заработной платы до 10 рабочих дней (часть третья ст. 29 Закона «О пожарной безопасности»). Указывается, что отпуск такой продолжительности предоставляется «на год».

В некоторых случаях в соответствии с частью второй ст. 4 Закона «Об отпусках» законодательством предусматривается предоставление других отпусков, которые к категории ежегодных не относятся, а поэтому должны предоставляться за другой период или вообще независимо от периода.

Пострадавшим, которые стали инвалидами вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, если они использовали свой ежегодный отпуск до получения путевки на санаторно-курортное лечение, предоставленной Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины или приобретенной пострадавшим на условиях, когда расходы на приобретение путевки в соответствии с законодательством компенсируются названным Фондом, собственник обязан предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск на период санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и в обратном направлении.

По представлению руководящих органов общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы предприятия, учреждения, организации имеют право предоставлять членам таких формирований дополнительный отпуск продолжительностью до пяти дней (часть первая ст. 18 Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы»). Обязанности предоставлять такие отпуска работодатели не несут. Такие отпуска предоставляются предприятиями «за счет собственных средств». Плательщики налога на прибыль не вправе относить такие расходы на валовые расходы, поскольку они не несут обязанности предоставлять такие отпуска. А бюджетные учреждения вправе предоставлять такие отпуска при наличии средств в пределах сметы.

Работники, избранные в состав выборных профсоюзных органов предприятий, учреждений, организаций, имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью до 6 календарных дней с сохранением заработной платы за счет работодателя на время профсоюзного обучения (часть седьмая ст. 41 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Женщине, работающей и имеющей двоих или более детей в возрасте до 15 лет, или ребенка инвалида, или усыновившей ребенка, одинокой матери, отцу, воспитывающему ребенка без матери (в том числе и в случае продолжительного нахождения матери в лечебном заведении), а также лицу, взявшему ребенка под опеку, предоставляется ежегодно дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней без учета праздничных и нерабочих дней. При наличии нескольких оснований для предоставления этого отпуска его общая продолжительность не может превышать 14 календарных дней (ст. 19 Закона «Об отпусках)

В случае увольнения работника ему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им дни ежегодного отпуска, а также дополнительного отпуска работникам, имеющим детей - ст. 24 Закона «Об отпусках». То есть право на такой отпуск и выплату денежной компенсации за него в случае увольнения не утрачивается.

Рассмотрим пример: Работница (одинокая мать) принята на работу 25 декабря 2007 года. Ребенку исполняется 18 лет 2 января 2008 года.

  1. Если одинокая мать до 25 декабря 2007 г. Работала на другом предприятии, она могла использовать социальный отпуск, а при увольнении ей должны были выплатить денежную компенсацию за все неиспользованные дни такого отпуска. В таком случае на следующем месте работы (с 25.12.2007 г.) указанный отпуск не предоставляется.

    Если же одинокая мать с 1 января 2007 г. до 25 декабря 2007 г. вообще не работала и была принята на работу с 25 декабря 2007 года, то за 2007 год ей может быть предоставлен дополнительный отпуск на основании ст. 19 Закона «Об отпусках», а в случае увольнения может быть выплачена компенсация за 7 календарных дней, которые работница (одинокая мать) не использовала в 2007 году.

    Если одинокая мать уволилась с работы 9 января 2008 года, ей должна быть включена компенсация за все неиспользованные дни дополнительного отпуска работникам, имеющим детей, т.е. продолжительностью 7 календарных дней за 2008 г. В этом случае на следующем месте работы она не будет иметь права на указанный отпуск в 2008 году.

Действующим законодательством не предусмотрен срок давности, после которого утрачивается право на дополнительный отпуск работникам, имеющим детей.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что Постановлением Верховной Рады «О порядке введения в силу Закона «Об отпусках» (в редакции от 2 ноября 2000 г.) предусмотрено сохранение права на большую продолжительность не каждого из отпусков, на которые работник имеет право, а только общей продолжительности ежегодных отпусков.

2.4 Творческий отпуск

Право на творческий отпуск имеют работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности по основному месту работы. Творческий отпуск предоставляется для завершения диссертации на соискание ученой степени доктора или кандидата наук, а также для написания учебника, монографии, справочника или другого научного труда.

Творческий отпуск для завершения кандидатской диссертации предоставляется продолжительностью до трех месяцев, докторской - до шести.

Основанием для предоставления творческого отпуска для завершения диссертации является заявление работника и рекомендация о целесообразности предоставления творческого отпуска научного (научно-технического) совета центрального органа исполнительной власти или ученого совета высшего учебного заведения III-IV уровней аккредитации или научно-исследовательского института соответствующего профиля. [16, с. 66]

Для получения творческого отпуска с целью завершения работы над диссертацией лицо, желающее получить ученую степень, должно сделать научный доклад на заседании кафедры, отдела или лаборатории, где оно проводит научную работу. По результатам доклада дается мотивированное заключение с обоснованием продолжительности отпуска.

Творческий отпуск для написания учебника или научного труда продолжительностью до трех месяцев предоставляется на основании заявления работника и справки издательства о включении учебника или научного труда в план издательства на текущий год.

Поскольку в последнее время получить такую справку только несколько сложнее, чем написать заявление, существенное значение приобретает правило о том, что творческий отпуск для рассматриваемых целей может быть предоставлен только работнику, успешно сочетающему основную трудовую деятельность с научной работой. Если учебник или научный труд создается авторским коллективом, творческий отпуск предоставляется одному из авторов на основании письменного заявления, подписанного всеми членами авторского коллектива. [16, с. 69]

На время творческого отпуска за работником сохраняется место работы и средняя заработная плата.

Продолжительность, порядок и условия предоставления и оплаты творческих отпусков устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Застрахованным лицам в период пребывания в творческом отпуске дни временной нетрудоспособности не оплачиваются.

2.5 Отпуска без сохранения заработной платы

Законом Украины «Об отпусках» предусмотрено предоставление двух видов отпусков без сохранения заработной платы:

1) отпусков, предоставленных работникам в силу субъективного права, которое принадлежит им по закону;

2) отпусков без сохранения заработной платы, предоставленных по соглашению сторон. Эта категория отпусков включает в себя отпуска, предоставленные работникам по семейным обстоятельствам и другим причинам (предоставляются по соглашению между собственником и работником).

Собственник обязан предоставить работнику отпуск без сохранения заработной платы в таких случаях (ст. 25 Закона «Об отпусках»):

- матери или отцу, воспитывающему детей без матери (в том числе и в случае длительного нахождения матери в лечебном заведении), имеющим двух и более детей в возрасте до 15 лет или ребенка-инвалида, - продолжительностью до 14 календарных дней ежегодно;

- мужчине, жена которого находится в послеродовом отпуске, -продолжительностью 14 календарных дней;

- матери в случае, если ребенок нуждается в домашнем уходе, -продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста. В соответствии с п. 3 части первой ст. 25 и ст. 18, 19 Закона «Об отпусках», такое право имеет также отец ребенка, бабка, дед, другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком, лица, усыновившие или взявшие ребенка под опеку. Отец ребенка имеет право на получение отпуска по указанному основанию также и тогда, когда он воспитывает ребенка без матери, в том числе и в случае длительного нахождения ее в лечебном заведении (вне зависимости от фактического осуществления им ухода за ребенком). Перечисленные лица имеют право на получение отпуска без сохранения заработной платы также в соответствии с ч. 7 ст. 179 и ст. 186 КЗоТ;

- ветеранам войны, лицам, имеющим особые заслуги перед Родиной, и лицам, на которых распространяется действие Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», - продолжительностью до 14 календарных дней ежегодно.

Лицами, имеющими особые заслуги перед Родиной, признаются Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, лица, награжденные четырьмя и более медалями «За отвагу», а также Герои Социалистического труда, отмеченные этим званием за труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. (ст. 11 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»). Ветераны войны определены в ст. 4-9 названного Закона. Лица, на которых распространено действие этого Закона, определены в его ст. 10. В соответствии с Законом «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (п. 22 ст. 16), лицам, имеющим особые заслуги перед Родиной, отпуск без сохранения заработной платы предоставляется продолжительностью до трех недель. Такое же правило содержится и в Декрете «О льготах Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы», сохранившем юридическую силу (ст. 9). Эти последние нормы можно признать специальными и применять их преимущественно перед нормой п. 4 ст. 25 Закона «Об отпусках». Тогда продолжительность отпуска этой категории работников должна составлять три недели;

- лицам, имеющим особые трудовые заслуги перед Родиной, -продолжительностью до 21 календарного дня ежегодно. Такими лицами признаются Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы (ст. 8 Закона «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине»);

- пенсионерам по возрасту и инвалидам третьей группы - продолжительностью до 30 календарных дней ежегодно. Это право имеют также пенсионеры по возрасту, получающие пенсию на льготных условиях;

- инвалидам 1 и 2 групп - продолжительностью до 60 календарных дней;

- лицам, вступающим в брак, - продолжительностью до 10 календарных дней;

- работникам в случае смерти родных по крови или по браку: мужа (жены), родителей (отчима, мачехи), ребенка (пасынка, падчерицы), братьев, сестер - продолжительностью до 7 календарных дней без учета времени, необходимого для проезда к месту погребения и назад; других родных - продолжительностью до 3 календарных дней без учета времени, необходимого для проезда к месту погребения и назад;

- работникам для ухода за больным родственником по крови или по браку, который по заключению медицинского заведения нуждается в постоянном уходе, - продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более 30 календарных дней;

- работникам для завершения санаторно-курортного лечения -продолжительностью, определенной в медицинском заключении;

- работникам, допущенным к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения, - продолжительностью 15 календарных дней, без учета времени, необходимого для проезда к месту нахождения учебного заведения и в обратном направлении (ст. 214 КЗоТ);

- работникам, допущенным к сдаче вступительных экзаменов в аспирантуру с отрывом или без отрыва от производства, а также работникам, обучающимся без отрыва от производства в аспирантуре и успешно выполняющим индивидуальный план подготовки, - продолжительностью, необходимой для проезда к месту нахождения учебного заведения или заведению науки и в обратном направлении. К категории лиц, имеющих право на отпуск без сохранения заработной платы по рассматриваемому основанию, не относятся работники, обучающиеся без отрыва от производства в высших учебных заведениях. Они могут получить отпуск без сохранения заработной платы на период проезда к месту нахождения учебного заведения и назад только с согласия собственника (часть первая ст. 26 Закона «Об отпусках»). Если такое согласие не будет получено, работник вынужден будет для проезда использовать время дополнительного отпуска в связи с обучением;

- совместителям - на срок до окончания отпуска по основному месту работы;

- ветеранам труда - продолжительностью до 14 календарных дней ежегодно. Лица, относящиеся к категории ветеранов труда, определены в ст. 6 Закона «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста»;

- работникам, не использовавшим по предыдущему месту работы «ежегодный основной и дополнительные отпуска», и получившим за них денежную компенсацию, - продолжительностью до 24 календарных дней в первый год работы на данном предприятии, до наступления шестимесячного срока непрерывной работы.

Также к числу отпусков без сохранения заработной платы ст. 25 Закона «Об отпусках» относит и предоставление работникам, обучающимся без отрыва от производства в аспирантуре, в течение четвертого года обучения, по их желанию, одного свободного от работы дня в неделю без сохранения заработной платы.

Ст. 26 Закона «Об отпусках» не предусматривает прямо возможности предоставления работникам по их требованию отпуска без сохранения заработной платы в обязательном порядке в других установленных законодательством случаях. Это, однако, не может быть основанием для отрицания силы тех норм законов, которые такую возможность предоставляют. Так, ст. 58 Закона «О выборах народных депутатов Украины» предусматривает предоставление кандидатам в народные депутаты Украины «неоплачиваемых» отпусков на период избирательной компании. Предоставление «неоплачиваемых» отпусков предусмотрено также Законом «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» (ст. 33). Необходимость предоставления отпусков без сохранения заработной платы вытекает также из некоторых других законов, в частности, из части второй ст. 126 КЗоТ.

Возможность предоставления работникам по их требованию в обязательном порядке отпусков без сохранения заработной платы может быть предусмотрена подзаконными актами, если только соответствующий правотворческий орган наделен полномочиями издавать такие акты. С учетом этого следует признать не противоречащим закону правило о предоставлении должностным лицам таможенных органов времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска, но не более 15 суток (п. 36 Положения о порядке прохождения службы в таможенных органах Украины).

Если работник имеет право на получение отпуска без сохранения заработной платы по нескольким основаниям, использование отпуска по одному из оснований не препятствует использованию отпуска по другим основаниям.

Время предоставления отпуска без сохранения заработной платы в одних случаях определяется самим работником в пределах действия обстоятельств, указанных в ст. 25 Закона «Об отпусках», а в других случаях подлежит согласованию с собственником.

Работник имеет право обратиться с заявлением в комиссию по трудовым спорам, в случае предоставлении ему принудительного отпуска без сохранения заработной платы (Приложение 1.3)

Следует отметить, что в Финляндии пятая неделя отпуска может быть реализован только в осенне-зимний период; в Швеции пятая неделя отпуска по желанию работника может накапливаться на протяжении пяти лет, то есть каждые шесть лет работник имеет отпуск, составляющий десять недель. В Японии по закону отпуск предоставляется продолжительностью от 10 до 20 дней. В Корее продолжительность рабочего времени составляет 54 часа, много предприятий работают шестидневную рабочую неделю в две смены по 12 часов и 3 днями отпуска в год.[14,с 46]

Например, в автомобильных компаниях французких фирм «Пежо» и «Ситроен» каждая неделя бесприрывной работы (баз прогулов и опозданий) дает работнику 15 баллов, а служащему-9 баллов. Пятсот баллов дают право на один дополнительный оплачиваемый день отпуска.

Кроме этого, характерной чертой в законодательстве западных стран является гендерная линия – предоставление отпуска для присмотра за ребенком какому-либо из родителей или по очереди каждому из них. В Швеции только 25 % человек, которые воспользовались таким отпуском- родители. Такой от пуск предоставляется до достижения ребенком школьного возраста – 6-8 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Время отдыха - это часть календарного периода, в течение которого работник согласно закону должен быть освобожден от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по собственному усмотрению для удовлетворения своих интересов и восстановления трудоспособности.

Законодательством установлены следующие виды времени отдыха: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный отдых (междусменный перерыв); выходные дни (еженедельный отдых); праздничные и нерабочие дни; отпуска.

Отпуск - это время отдыха, которое исчисляется в календарных днях и предоставляется работникам с сохранением места работы и заработной платы.

Право на отпуск имеют все граждане Украины, которые состоят в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лица, работающие по трудовому договору у физического лица.

Наравне с гражданами Украины право на отпуск имеют иностранные граждане и лица без гражданства, которые работают в Украине (ст. 2 Закона Украины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 года).

Законом Украины «Об отпусках» предусмотрены следующие виды отпусков: ежегодные отпуска, дополнительные отпуска в связи с обучением (статьи 13, 14 и 15 Закона); творческий отпуск (статья 16 Закона); социальные отпуска: отпуск в связи с беременностью и родами (статья 17 Закона); отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет (статья 18 Закона); дополнительный отпуск работникам, имеющим детей (статья 19 Закона); отпуска без сохранения заработной платы (статьи 25, 26 Закона).

Законодательством, коллективным договором, соглашением и трудовым договором могут устанавливаться иные виды отпусков.

Трудовое законодательство на сегодняшний день самое несоблюдаемое. С одной стороны вроде бы применяется Кодекс законов о труде, нормы которого устанавливают определенные принципы взаимоотношений работника и работодателя, но с другой стороны, есть работодатель, он же — хозяин, для которого, будем откровенны, законы не писаны: нужен лишь экономически полезный результат, а каким способом он достигается (с нарушением трудового законодательства или нет) — вопрос, зачастую не подлежащий рассмотрению. Поэтому проблем в трудовых отношениях существует предостаточно. И, конечно, в летний период особенно актуальной является проблема предоставления ежегодных отпусков.

Что касается например, Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении отпусков». Краткая хронология работы над данным Законом сводится к следующим этапам: 29 января 2001 года законопроект был получен Верховным Советом и только почти через год, 29 ноября, был впервые принят. Тем не менее Президент его не подписал и вернул на доработку. Несколько раз законопроект мигрировал от Верховного Совета к Президенту и обратно. 7 июля 2002 года в очередной раз проект был принят, и в очередной раз Президент его вернул.

Следует отметить, что принятый Закон действительно противоречив: с одной стороны, он устанавливает существенные гарантии не только в отношении определенных категорий работников (в общем-то, эта его часть не вызывает проблем и непонимания). С другой же стороны, этот Закон вполне может повлечь финансовый произвол работодателей в отношении своих же работников.

Несмотря на закрепленные в главе V КЗоТ нормы, регулирующие порядок предоставления и продолжительность ежегодного отпуска, каждое предприятие привносит в этот порядок свои новации, как радующие сердце работника, так и огорчающие его. Самое странное, что Закон опять «молчит» не защищает и не гарантирует.

Что хорошего ожидает отпускников с принятием Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении отпусков»? Прежде всего, Законом вводится статья 781 КЗоТ, в соответствии с которой, в том случае, когда праздничный или нерабочий день совпадает с выходным днем, выходной день переносится на следующий после праздничного или нерабочего.

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении отпусков» предусматривает также ощутимые в отпускной период льготы для лиц, имеющих детей. Так, женщине, которая работает и имеет двоих или более детей в возрасте до 15 лет или ребенка-инвалида, либо женщине, которая усыновила ребенка; отцу, который воспитывает ребенка без матери (в т.ч. если мать на протяжении длительного периода находится в лечебном учреждении), а также лицу, которое взяло ребенка под опеку, ежегодно предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск протяженностью 7 календарных дней. При наличии нескольких оснований для такого отпуска срок может увеличиваться до 14 дней, но не более. Случись указанному Закону быть подписанным в начале июля, можно представить, какое количество матерей провели бы в отпуске со своими детьми на 7 дней больше! И какой бы урон это принесло предприятиям… Нет, с этой точки зрения данный Закон действительно не ко времени.

Но на этом приятные стороны законодательных нововведений не заканчиваются. Рассматриваемый Закон содержит также определенные гарантии работникам при предоставлении им отпусков. Так, согласно части 5 статьи 79 КЗоТ, конкретный период предоставления ежегодных отпусков согласовывается между работником и собственником, который обязан уведомить работника о дате начала отпуска не позднее, чем за две недели до установленного графиком срока. В случае нарушения собственником срока уведомления работника о времени предоставления ему отпуска ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой период (статья 80 КЗоТ). В то же время, очень трудно доказать, что работник действительно не был предупрежден. Поэтому в Законе предложено «бесформенное» уведомление заменить на письменное.

Помимо этого, Закон привел во внутреннее соответствие еще несколько норм КЗоТа, противоречиво регулирующих порядок предоставления отпусков. На этом совпадение взглядов законодательной власти и гаранта Конституции заканчиваются.

Основным моментом, по которому не нашли понимания депутаты и Президент, является возможность предоставления отпуска за свой счет в случае простоя предприятия не по вине работников (норма, которая закреплена в настоящее время в пункте 3 статьи 86 КЗоТ и которую депутаты желают закрепить в Законе Украины «Об отпусках»). История этого спорного вопроса довольно длительная. Подобная норма уже содержалась в статье 26 Закона Украины «Об отпусках» в редакции от 15 ноября 1996 года. Однако в ноябре 2000 года она была исключена как способствующая развитию на Украине скрытой безработицы. Тогда срок, на который предоставлялся такой отпуск, не был ограничен. На сегодняшний день депутаты посчитали целесообразным восстановить данную норму, однако с тем условием, что максимальный срок такого отпуска не должен превышать 2-х месяцев (в первоначальной редакции принятого, но не подписанного Закона этот срок составлял 6 месяцев).

Президент, тем не менее, не согласился с предложением восстановить данную норму, как по правовым, так и по социально-экономическим причинам. Прежде всего, как отмечено в Предложениях Президента к Закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении отпусков», данное положение противоречит статье 43 Конституции Украины, в соответствии с которой государство должно создавать условия для полного осуществления гражданами права на труд. Противоречит оно и статье 46 Конституции, в которой указано, что граждане имеют право на социальную защиту, которая включает право на их обеспечение в случае безработицы по не зависящим от них причинам.

Введение нормы, устанавливающей, что в случае простоя предприятия предоставляются неоплачиваемые либо частично оплачиваемые отпуска, может привести не только к нарушению Конституции (хотя в социально-трудовых отношениях нарушение Конституции Украины скорее правило, чем исключение). Негативный эффект от применения данной нормы может проявиться и в социально-экономической сфере: легализированная невыплата заработной платы, увеличение количества безработных и, в конечном итоге, отсутствие у предприятий (особенно государственных) стимула к улучшению производственного процесса. Трудно не согласиться с предложениями Президента, особенно применительно к трудовому законодательству в угольных и других подобных регионах, где простаивают предприятия.

Хочется обратить внимание не столько на благородные намерения депутатов и Президента Украины создать работникам условия для полноценного отдыха, сколько на отсутствие желания закрепить гарантии реализации работниками права на ежегодный отпуск, что, по нашему мнению, представляется гораздо более важным моментом в процессе реализации трудовых прав граждан.

С каждым годом все больше расширяется круг лиц, имеющих право на отпуск. Но все равно еще далеко не все идеально. Многие люди не знают свои права, не знают, например, что из-за стажа увеличивается отпуск, не знают, куда они могут обратиться, если их не устраивает время отпуска. Также люди не подозревают, что им предоставлены льготы на отпуск. Было бы целесообразно, чтобы работодатели еще при подписании трудового договора (соглашения) наряду с другими вопросами объясняли работнику его право на отдых.

Пожалуй, отпуск – это наиболее желанный период времени для большинства работников, ведь рабочее время измеряется годами, а отпуск — днями. Но, несмотря на общие правила об отпусках, каждое предприятие самостоятельно решает, на каких именно условиях предоставлять работнику отпуск: с полной его оплатой или частичной, на 24 дня или на месяц и т.п.

Решением проблемы соблюдения трудового законодательства, в честности, в вопросе отдыха работников может состоять в следующем:

  1. Надлежащий контроль за соблюдением законодательства об отпусках в пределах своей компетенции центральных и местных органов государственной исполнительной власти, органов прокуратуры.

    Привлечение лиц, виновных в нарушении данных прав к ответственности, предусмотренной законом.

    Разъяснительная работа среди населения через средства массовой информации.

    Надлежащая, а не формальная работа профессиональных союзов, комиссий по трудовым спорам.

    Надзор за соблюдением законодательства об отпусках уполномоченными на это

государственными органами и инспекциями, которые являются независимыми в своей деятельности от владельца или уполномоченного им органа.

    Защита законных прав на отдых в суде.

СПИСКОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Украины: Ведомости Верховной Рады,1996, №30

2. Кодекс законов о труде Украины: Научно - практический комментарий. - Х.: ООО «Одиссей», 2008. - 736 с.;

3. Кодекс Законів про працю з постатейними матеріалами // Бюлетень Законодавства і юридичної практики України. - 1997. - № 11 - 12. - С. 546 - 547;

4. Закон Украины от 15.12.92 г. « О статусе судей» № 2862 – XII //

5. Закон Украины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 года № 504/96-ВР

6. Список № 1290 – 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 17.11.97 г.

8. « Порядок оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы,не связанной с несчастным случаем на производстве, за сет средств предприятия, учреждения, организации», утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 06.05.2001 г. №439 // Офіційний вісник України. – 2001. - №20. – Ст.852

9. Постанова Кабінету Міністрів України від 1 серпня 1992 р. №422 «Про порядок проведення атестації робочих місць за умовами праці // ЗП України. 1992. - №9. – с.201

10. Інструкція про службові відрядження в межах України та за кордон: Затверджено наказом Міністерства фінансів України від 13 березня 1998 р. № 59 у ред.. Наказу Міністерства фінансів України від 10 червня 1999р. № 146// Праця і зарплата. – 1999. - №14

11. Рекомендаціі що до порядку надання працівникам з ненормованим робочим днем щорічної додаткової відпустки за особливий характер праці: Затверджені Наказом Міністерства праці та соціальної політики України від 10 жовтня 1997 р. №7 (зі змінами,внесеними Наказом Мінпраці та соціальної політики України від 5 лютого 1998р. №18)// Людина і праця: Інформатичний бюлетень Мінпраці та соціальної політики України. – 1997. - №12 с. 27-28;1998.- №3. – с.28

12. Письмо Министерства труда и социальной политики Украины «О норме продолжительности рабочего времени на 2006 год» от 04.10.2005 г. № 7881/0/14-05/036-15

13. Навчально-методичний посібник. Бабков М.І.- С.,2008. - 125с.

14. Беляцький С. Праця та ринкові перетворення в Південній Кореї// Праця і зарплата. – 1998.-№1. – с. 46-49.

15. Венедиктов В. С. Теоретические проблемы юридической ответственности в трудовом праве. - Х.: КОНСУМ, 1995. - 136 с.

16. Венедиктов В. С. Трудовое право Украины: Учебное пособие. - Х.: Консум, 1998. - 140 с.;

17. Киселев И. Я. Цит. соч. – с. 205-206

18. Мицкевич А. В. Субъекты советского права. - М.: Юрид. лит., 1962 - 321

19. Советское трудовое право: субъекты прав. - М.: Юрид. лит., 1984. - 321 с.;

20. Чанышева И.Г. Трудовое право Украины - Х.: Одиссей, 1999. - 480 с.