Особенности социально-молодежной политики в странах Скандинавского полуострова

Введение

Молодежь – это та часть населения, которая еще не играет решающей роли в жизни страны, но от которой непосредственно зависит будущее всех остальных социально-демографических групп. Поэтому для государства важно обеспечить полный набор условий, способствующих «хорошему старту» молодежи, своевременной и успешной интеграции в сферу социально-трудовых отношений. В современном мире, переживающем глобальный экономический кризис, вхождение молодежи в общество, занятие ею достойного места на рынке труда особенно сложно. Кроме того, возникли серьезные проблемы, связанные со здоровьем молодежи, ее социальным самочувствием и экономическим положением. Серьезные опасения вызывает употребление молодыми людьми психоактивных веществ, раннее начало половой жизни, распространение различных форм девиантного поведения. Все эти и многие другие проблемы молодежи должны являться объектом пристального внимания правительства, озабоченного качеством жизни страны как в настоящий момент, так и в долгосрочной перспективе.

Особенно остро стоит молодежный вопрос в России, которая в ходе экономических и политических преобразований конца прошлого века утратила большую часть многолетнего опыта работы с молодежью, в то время как количество проблем подрастающего поколения неуклонно растет. Например, по данным статистики, 40% детей в нашей стране рождаются больными, причем по мере взросления потенциал здоровья молодого поколения не возрастает, а постоянно снижается, в результате чего школу оканчивают абсолютно здоровыми менее 10% юношей и девушек.

Поэтому в нашей стране необходима тщательная разработка программ молодежной политики, направленной на решение всего спектра проблем молодежи. В связи с этим актуальным представляется изучение опыта организации работы с молодежью в тех странах, которые добились в этой сфере ощутимых успехов. Социал-демократическая модель социальной политики, реализуемая в странах северной Европы, несомненно, позволяет добиться очень высоких результатов в решении проблем молодежи.

Целью настоящей курсовой работы является выявление особенностей молодежной политики в странах северо-западной Европы.

Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:

    Определить сущность понятия «социальная политика» как родового для молодежной политики.

    Установить особенности молодежи как социально-демографической группы и ее основные социальные проблемы.

    Определить содержание молодежной политики как направления государственной социальной политики.

    Установить общие характеристики социальной политики стран северо-западного региона зарубежной Европы.

    Выделить общие и особенные черты молодежной политики страны северо-западной Европы.

Объектом настоящей работы является молодежная политика как направления социальной политики.

Предмет работы – общее и особенное в молодежной политике стран северо-западной Европы.

Основным методом исследования является сравнительный анализ литературных источников.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть полезны для специалистов различных ведомств, реализующих на местном уровне государственную молодежную политику.

1. Социально-молодежная политика как элемент системы социальной защиты населения

1.1 Социальная политика, ее сущность и основные направления

Наиболее значимой детерминантой самодвижения социальной сферы является социальная политика. Именно социальная политика призвана решать проблему соотношения экономического развития и сохранения социальных гарантий, уменьшая противоречия в экономических и социальных процессах, протекающих в большей или меньшей мере стихийно.

Социальная политика – одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами). Социальная политика – многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы и т.п., проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния.

Реальная социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными условиями эпохи, особенностями экономического, политического и культурного развития общества, вероятностными и информационными факторами ее формирования.

Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики – государственная, региональная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход имеет право на существование и его нельзя исключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного понимания этого социального явления. При таком узком толковании социальной политики, например, отсутствие мер и мероприятий позволяет делать вывод об отсутствии социальной политики как таковой. Социальная политика всегда имеет место не только чисто с теоретических позиций, но и в практической жизни. Другое дело, социальная политика может быть, к сожалению, ошибочной, слабой, деформированной и т.д., ибо в широком смысле и с научных позиций – это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

Социальная политика разрабатывается и реализуется посредством соблюдения ряда основных принципов: социальная справедливость; эгалитаризм, понимаемый как равенство социальных, личных прав, правовых возможностей, но не фактическое равенство материального положения, невозможное в принципе; социальная дифференциация; адресность поддержки слабозащищенных слоев населения; защита всех категорий населения от стихийных явлений, негативных факторов общественной жизни – инфляции, безработицы, роста цен и пр.; социальное партнерство; социальное равновесие, при котором исключаются острые конфликты между различными слоями и группами населения; поддержание стабильности в обществе, без которой невозможна мобилизация усилий государства и всей общественности по реализации различных социальных программ; толерантность как проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения; максимизация прожиточного минимума как стартовой основы при оказании социальной помощи и защиты; гражданский мир и согласие различных слоев, групп населения, партий, других общественных организаций и объединений, могущих своими действиями упрочить консенсусные и скоординированные основы социальной политики.

Многообразие объектов социальной политики, ее задач и направлений может быть отражено в понятии о ее типах. Выделяется несколько основных типов социальной политики, каждый из которых имеет свою структуру:

1. Государственно-территориальный тип социальной политики. В данном случае структура политики будет определяться административно-территориальным делением государства. Так в РФ с этой точки зрения можно выделить федеральную, региональную и муниципальную социальную политику. Таким образом, структурированная социальная политика будет осуществляться с учетом географических и климатических условий регионов, численностью населения в них, его социально-культурными особенностями и т.д. Как отмечает Е.И. Холостова, «рассмотрение социальной политики, осуществляемой в системе уровней государственного устройства позволяет утверждать, что деятельность по ее разработке и реализации будет продуктивной только в том случае, если все уровни будут действовать в единстве целей и средств, если будет последовательно проведено структурирование полномочий и обязанностей по каждому из уровней с созданием их непротиворечивой системы, и если всегда будет учитываться комплексность социальной политики».

2. Сферный тип социальной политики. Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность общества и все функции государства, причем ряд элементов в рамках такой структуры являются «пограничными», лежат на стыке социальной сферы и смежных областей деятельности. Объект и предмет сферного типа социальной политики являются далеко не линейными, а многоуровневыми и системными. Они совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс – социально-трудовую сферу (СТС) – систему взаимосвязанных компонентов и частей (частных сфер), среди которых:

• отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.);

• рынок труда, занятость, безработица;

• социальное партнерство;

• социальная защита;

• оплата и охрана труда;

• социальное страхование;

• пенсионная система и др.

Поэтому, проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не увлекаясь одними направлениями и не забывая другие участки. Вряд ли можно признать сильной и правильной социальную политику, в рамках которой ее субъекты обращают свое внимание лишь на развитие образования, культуры и т.п. и не уделяют его проблемам занятости, мотиваций, пенсионного обеспечения и т.д.

3. Демографический тип социальной политики. Для данного типа характерна ориентация на различные социально-демографические группы населения. С одной стороны, такой подход позволяет рассмотреть в различных группах населения нечто особенное, то что отличает их от других. С другой стороны, он позволяет сосредоточить в едином содержательном и организационном блоке все проблемы, касающиеся конкретной социально-демографической группы и наметить пути их разрешения, независимо от того, к деятельности какого ведомства они относятся.

В то же время, использование данного подхода связано с определенными рисками. Концентрация внимания на одной категории нуждающихся граждан или на небольшом их количестве обычно бывает вызвана дефицитом социально-экономических ресурсов, невозможностью организации всеохватной социальной политики, стремлением обеспечить выживание особо уязвимых слоев. Однако такой подход может обернуться отсутствием единой социальной политики, дроблением социальных усилий на отдельных направлениях, что ограничивает их действенность. Так, планируя политику в отношении пожилых людей, нельзя забывать о том, что проблемы старшего поколения закладываются в детстве, укореняются в зрелом возрасте и лишь проявляются в пенсионные годы. Можно сказать, что такой подход ориентирован скорее на выживание определенных групп населения, чем на социальное развитие всего общества.

Тем не менее, именно демографический подход в соответствии с темой данной работы должен быть использован в качестве ее методологической основы. Учитывая рассмотренные его особенности, необходимо понимать, что социально-демографический подход в социально и экономически развитых странах северной Европы не является основным для структурирования социальной политики. В данных государствах преобладают территориальный и сферный типы политики. Поэтому молодежная политика там обычно не выделяется как один из центральных элементов социальной политики, а как бы растворяется в основных социальных сферах.

1.2 Молодежь как социальная группа, ее социальные проблемы

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано В.Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь–социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». В источниках по социальной работе можно встретить такие определения: «молодежь – это социально-демографическая группа, в возрасте от 14 до 30 лет – от наступления физической зрелости до достижения трудовой и социальной стабильности (приобретение профессии, экономической самостоятельности), создания семьи и рождения детей»; «молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества».

К своеобразию особенностей социального состава молодого поколения (в силу его переходного положения, а также вследствие изменений, происходящих в самом обществе) необходимо отнести:

во-первых, наличие значительной доли молодежи (учащиеся, студенты), не имеющей в полном смысле слова собственного социального положения и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом – социальным положением родительской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой;

во-вторых, то, что социальные особенности различных групп молодежи определяются не только их формальной принадлежностью к различным структурам общества, но и непосредственной включенностью в массовые движения. Образуемые таким образом социокультурные модели масс молодежи (неформальные, движенческие, когортные и т.д.) существенно различаются.

Разные авторы выделяют различные характеристики молодежи как социальной группы. Так, указывается, что отличительными чертами современной молодежи является то, что она, как правило, более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Кроме того, особенности молодежи на современном этапе определяется не только способностью молодого поколения наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент ею становления социальную структуру общественных отношений, но и участвовать в ее активном совершенствовании и преобразовании.

Т.С. Зубкова и Т.В. Тимошина выделяют следующие характеристики молодежи, определяющие ее роль в обществе: большая потенциальная общественная энергия; способность видеть и остро воспринимать все негативные черты общества на каждом этапе его развития; потребность в переменах и уверенность в своих возможностях произвести их; максимализм и несклонность к компромиссам; отсутствие жизненного опыта; потребность в сильном лидере; неумение адекватно и объективно оценивать себя и других.

Таким образом, как относительно самостоятельная социально-демографическая группа молодежь имеет свою специфику, требующую пристального анализа, разработки специальных концепций и теорий среднего уровня. Учитывая относительность самостоятельности молодежи как социально-демографической группы, необходимо, во-первых, не отрывать эту группу от общества, частью которого она является, а во-вторых, акцентировать внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и потребностей молодежи социально обусловлен, и они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Поэтому и молодежные проблемы, ставшие предметом научного анализа, принято подразделять на две большие группы:

1. Специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.

2. Проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т.д.).

Наиболее значимые социальные проблемы молодежи связаны с «жизненным стартом» – с получением образования, началом трудовой жизни, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современном обществе обозначенные проблемы обострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом в связи с ростом продолжительности учебы. К таким проблемам можно отнести проблему равных образовательных возможностей, проблему занятости и трудоустройства, проблему организации досуга, проблему социализации и социальной идентификации и т.д.

1.2 Молодежная политика как направление социальной политики

В настоящее время термином «молодежная политика» обозначают ряд государственных и социальных функций, осуществляемых в отношении молодого поколения. В.Т. Лисовский и его соавторы выделяют несколько аспектов в понимании данного термина.

Во-первых, это очень широкая, многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколение с момента рождения и до 29 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье, свободное время, обязательная воинская служба и т.д.).

Во-вторых, под «молодежной политикой» подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных и муниципальных (местных) учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. Они совместно с другими структурами решают частные вопросы, касающиеся проблем молодежной безработицы, преступности среди подростков, социальной незащищенности молодей семьи.

В-третьих, термин «молодежная политика» охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи. В некоторых регионах комитеты по делам молодежи объединены с соответствующими комитетами по спорту и физической культуре, что отражает прямолинейное и узкое понимание сути молодежной политики на данной территории.

Как узкое, так и широкое трактование сути молодежной политики подвергаются критике со стороны ученых и практиков. Такие подходы приводят или к сужению содержания этого вида социальной политики или к ее «размыванию» в других социально-экономических вопросах, решаемых правительственными и муниципальными органами в отношении различных категорий населения.

Молодежная политика – это своего рода «молодежный срез» государственной (общенациональной), муниципальной (региональной районной), социально-экономической политики. Она может осуществляться также частными, общественными организациями и фондами. Это система мер по «завоеванию», удержанию и поддержанию определенного социального (экономического правового, политического, этнического, культурологического и т.д.) статуса молодежи, которая в силу тех или иных причин оказывалась или может оказаться в перспективе в трудном, ущемленном положении по сравнению с другими группами (слоями) населения и при этом только собственными силами не в состоянии улучшить свое положение.

Таким образом, цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). Цель определяет две взаимосвязанные задачи:

– создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики);

– создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества; практической отработки новых общественных отношений и форм социальной жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).

Можно утверждать, что государственная молодежная политика – это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.

Традиционно выделяются следующие направления молодежной политики:

    обеспечение соблюдения прав молодежи;

    обеспечение гарантий в сфере труда и занятости;

    государственная поддержка молодой семьи;

    гарантированное предоставление социальных услуг;

    поддержка талантливой молодежи;

    формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

    поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

    содействие международным молодежным обменам.

Указывается, что система формирования и реализации государственной молодежной политики включает три основных направления деятельности: социальное законодательство; государственное регулирование; плановое и финансовое обеспечение.

В ряде стран Запада молодежная политика рассматривается как составная часть стратегии социально-экономического развития, причем речь идет не только о расходах на конкретные молодежные программы, а об инвестициях, направленных на подготовку новой рабочей силы, на развитие производительных сил в целом. Такой подход к молодежной политике имеет конечной целью всестороннее развитие личности молодых людей, их привлечение к сознательному и активному участию в жизни общества и государства.

Среди множества глобальных проблем, находящихся в центре внимания ООН, забота о молодом поколении была провозглашена в качестве одной из важнейших ее задач, особенно после принятия в 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами. Проблемы молодежи становятся постоянным объектом внимания всей системы ООН, в том числе ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ.

Для реализации молодежных программ ЮНЕСКО уделяет большое внимание соблюдению основных прав и свобод человека, прежде всего права на жизнь. В этих целях ЮНЕСКО оказывает помощь в поиске новых и развитии существующих форм сотрудничества на местном, региональном и международном уровнях. Молодежная политика и деятельность ЮНЕСКО пользуются вниманием и поддержкой правительств многих стран мира, общественных сил, в том числе молодежных объединений и их руководящих органов. В решении проблем молодежи активное участие принимает Международная организация труда (МОТ). В своих решениях и практической деятельности она учитывает долгосрочные перспективы в связи с ростом числа молодых людей в мире, особенно в развивающихся странах, которые, по мнению экспертов МОТ, «встретятся с серьезными, а в отдельных случаях непреодолимыми, трудностями в поисках производственной занятости».

В развитых странах Запада реализуются две основные стратегии молодежной политики. Первая (ее называют иногда неоконсервативной) предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее социально защищенным и «неблагополучным» категориям молодежи при жесткой регламентации расходования средств и категорий нуждающихся в помощи. Вторая, разработанная социал-демократическими правительствами ряда стран Центральной и Северной Европы, исходит из ответственности государства за интеграцию всей молодежи и предусматривает разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей.

В настоящее время в Европе наметилась тенденция перехода от всеобъемлющих, единых, централизованных общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи к локальным, целевым, централизованным, гибким проектам, при реализации которых акцент делается на усилиях местных (муниципальных, районных) органов власти как более приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социальные, экономические и политические особенности конкретной территории, где формируется и реализуется молодежная политика.

В качестве приоритетных целей современной государственной молодежной политики выступает выравнивание социального статуса различных групп молодежи и становление ее субъективности в сфере труда, духовного и физического развития. Сильная молодежная политика должна дать молодым людям не набор лозунгов, а хотя бы небольшой опыт победы, вселить веру в возможность реальных социальных достижений.

Молодежная политика должна носить дифференцированный характер по направлениям: образования, воспитания, профессиональной подготовки, занятости, здравоохранения, социального обеспечения и т.п. и реализовываться специальными государственными министерствами, ведомствами, структурами при участии общественности. Кроме того молодежная политика дифференцирована по уровням реализации.

Одним из важнейших элементов социальной политики в отношении молодежи является ее социальная защита. Ведущая цель государственной системы социальной защиты молодежи – помочь молодым людям обрести чувство собственного достоинства, веру в свои силы, желание собственным трудом добиться лучшей жизни, а не пассивно ожидать ее. Здоровый человек нуждается не только и не столько в социальной защите, сколько в предоставлении ему возможности самоопределиться, самоутвердиться.

Социальная защита может быть рассмотрена в четырех аспектах:

1. Защита самого процесса формирования и развития личности молодого человека.

2. Защита среды формирования и развития личности.

3. Защита прав молодого человека.

4. Целевая социальная защита:

Во-первых, это помощь молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, для решения строго определенных конкретных задач.

Во-вторых, это постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет на пороге нищеты и бедности. В условиях всеобщего и ужесточающегося жизненного кризиса это направление становится наиболее важным и актуальным.

Подводя итоги анализу социально-молодежной политики как элемента системы социальной защиты населения, можно резюмировать, что социальная политика – одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства, которая призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы.

Выделяются различные типы и направления социальной политики, в том числе демографический тип, элементом которого является молодежная политика. Необходимость последней обусловлена наличием ряда объективно существующих проблем молодежи как социально-демографической группы современного общества.

Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества).

2. Общее и особенное в социально-молодежной политике стран северо-западной Европы

2.1 Общая характеристика социальной политики стран северо-западной Европы

Понятие северо-западной Европы является спорным. Традиционно к северо-западной Европе относят государства Скандинавского п-ова (Норвегия, Швеция, Финляндия), Исландию, Фарерские о-ва и Данию. Включение последнего государства в список северных стран обусловлено тем, что в его территорию входит Гренландия – огромный остров, расположенный севернее полярного круга. При расширенном понимании северо-западной Европы к ней относят также государства Прибалтики: Эстонию, Латвию и Литву.

Достаточно часто как синоним понятию северная Европа используется термин Скандинавия, хотя полностью на Скандинавском п-ове расположены только 2 государства – Норвегия и Швеция. Финляндия, часть территории которой также лежит на Скандинавском полуострове, является еще менее «скандинавской» страной, чем Дания и Исландия, поскольку шведский, норвежский, датский и исландский этносы и языки родственны между собой, в то время как финны относятся к совершено иной этнической группе.

В последнее время в результате усиления интеграции всех северно-европейских государств, включая Россию, также получил широкое распространение термин Баренц-регион, произведенный от названия европейской региональной организации: Совет Баренцева / Евроарктического региона.

Поскольку полный список государств северо-западной Европы достаточно велик и включает от 6 до 9 государств, в настоящей курсовой работе предметом анализа будет являться социально-молодежная политика трех ведущих стран данного региона: Норвегии, Швеции и Финляндии. Именно эти страны являются своеобразным «лицом» региона и демонстрируют типичный для него подход к решению социальных проблем.

Общими характеристиками данных государств являются следующие: малая численность населения при достаточно больших в европейских мерках территориях; высокий уровень урбанизации; умеренный климат (несмотря на то, что значительная часть территории скандинавских стран находится за полярным кругом, достаточно комфортные условия жизни в них создаются благодаря теплому течению Гольфстрим); наличие выхода к морю.

Социальное законодательство стран северной Европы характеризуется высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. При этом значительную роль в предоставлении социальных услуг играют местные органы самоуправления, имеет место большой охват населения различными социальными услугами и видами помощи. Такая модель социальной политики получила название «бевериджской» или социал-демократической.

Основу «бевериджской» модели составляет идея о том, что любой человек, независимо от его принадлежности к экономически активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов. В странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым, независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы. Финансирование таких систем социальной защиты происходит через налоги из государственного бюджета. Приоритетным является принцип национальной солидарности, основанный на концепции распределительной справедливости.

Социал-демократическая модель является разновидностью «бевериджской» и иначе называется скандинавской, или нордической. Главным признаком этой модели является универсализм: социальное обеспечение – это право всех граждан, гарантированное главным образом государственным сектором (бюджетом). Государственный сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения, поэтому в скандинавских странах одни из самых высоких налогов в мире. Например, в Швеции уровень налогообложения составляет около 67%.

Государственные налоги, как правило, имеют косвенный характер и связаны с розничной продажей товаров и услуг населению. Прямым налогом облагаются доходы. Часть налогов остается в коммуне, часть перечисляется государству на содержание армии, полиции, университетов и т.д. Итогом такой активной перераспределительной политики явилось полное решение проблемы бедности. Однако, не решенной в скандинавских странах остается проблема так называемых «слабых» групп (дети до 6 лет и «неправильно воспитанные» дети, трудные подростки, старики, инвалиды, безработные, нарко- и алкоголезависимые). В настоящий момент подход к решению проблем данных групп базируется на следующих принципах:

    Одинаковая ценность всех людей независимо от возраста и производительности.

    Добровольность (со стороны получателя) предоставления социальных услуг.

    Непрерывность и всесторонность социальной помощи.

    Гибкость и доступность социальной защиты.

Для реализации данных принципов в государственных социальных службах занято большое количество работников, большую часть из которых составляют женщины. В целом социал-демократическая модель предполагает достаточно успешное использование корпоративности, результатом чего является контролируемая классовая борьба, где представители различных групп интересов сотрудничают с государством. Эта модель имеет обязательным предварительным условием высоко и хорошо организованное общество и является итогом политической приверженности принципам институционального общества благосостояния.

Рассмотрим некоторые национальные особенности реализации социал-демократической модели в скандинавских странах.

В Финляндии впервые специальные законы о социальной защите были приняты в 1936 г. Государство стремилось предотвратить развитие нежелательных тенденций в жизни общества административными мерами. С 1984 г. действует закон об организации обслуживания и оказания услуг социального характера, в котором систематизированы прежние разрозненные законы в этой сфере.

В настоящее время важнейшее место в социальной политике отводится муниципальным властям. Коммуны обладают большой степенью самостоятельности и, опираясь на право взимания местных налогов с населения и предприятий, сами решают вопрос об организации на территории коммуны сферы социальных услуг. Первичное социальное и медицинское обслуживание населения осуществляется полностью за счет муниципальных учреждений. Приоритетом для коммун является большое внимание быту населения, создание условий для воспитания и развития детей, повышение комфортности жилья. В социальной политике принимают активное участие не только официальные муниципальные власти, но и общественные движения.

Все 460 финских коммун поделены на категории, в зависимости от сложившегося уровня обеспечения и необходимой поддержки и получают соответствующие субсидии от государства, размер которых в 90-х гг. колебался от 29 до 63% всех расходов коммуны на здравоохранение и социальную помощь.

Финская система социального обеспечения имеет три основных элемента: профилактическая политика социального обеспечения и здравоохранения, социальные услуги и услуги здравоохранения и третий – социальное страхование.

В целом за время своего существования социальная политика Финляндии прошла три этапа децентрализации. На первом этапе происходила передача прав на ее осуществление от государства к регионам и коммунам, на втором – от коммун к микрорайонам и общинам, а на третьем – коллективам граждан и даже отдельным лицам.

Шведская модель социальной защиты отличается универсальностью, т.е. охватом всех слоев населения. Основным принципом этой модели является принцип солидарности, который состоит в том, что все граждане равным образом и независимо от социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад. Швеция – страна с одним из наиболее высоких показателей числа социальных работников на душу населения в мире. Число профессиональных социономов в стране оценивается в 18 тыс. человек, причем вузы страны осуществляют ежегодный выпуск около 1000 специалистов. Кроме того, в Швеции насчитывается несколько сотен тысяч социальных работников без высшего образования.

В социальном законодательстве Швеции реализован интегральный подход к социальному обслуживанию как сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные службы, муниципальные и губернские власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов окружающей их обстановки. Вопросы социального и медицинского обслуживания, как и в Финляндии, относятся к компетенции муниципальных и областных властей. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого они постоянно проживают.

В каждом муниципалитете за социальное обслуживание отвечает комитет социальной помощи, который при желании может организовывать и районные комитеты. Работа в муниципальных и районных комитетах ведется по следующим направлениям:

    Планирование и проектирование коммунального обслуживания в социальной сфере.

    Улучшение социальных условий конкретных групп населения.

    Индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам.

Система социального обеспечения в Швеции гарантирует каждому гражданину возможность достойного существования и уверенность в социальной защищенности. Благодаря национальной солидарности и высокому уровню самосознания оказалось возможным проводить налоговую политику, которая в сочетании с социальной образует механизм равномерного распределения личных доходов граждан.

Норвегия – это государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина. Финансирование социальной сферы в стране составляет около 30% государственного дохода, каждый десятый трудящийся занят в социальной сфере или сфере здравоохранения. Организация социальной защиты основана на выделении трех уровней: государственного, регионального, муниципального.

В Норвегии существует три основных типа социальных служб: государственная служба, финансирование которой осуществляется на бюджетной основе. Службы регионального уровня, получающие финансовую поддержку от крупных организаций или правительства; социальные службы, образованные в результате частых начинаний и финансируемые частными лицами или общественными организациями, движениями, церковью. Таких служб в Норвегии большинство.

Выделяются следующие приоритетные направления социальной политики в Норвегии: социальное страхование и пенсионное обеспечение; контроль употребления алкоголя; защита детей; охрана здоровья населения.

Коммуны в Норвегии обязаны оказывать экономическую помощь людям, которые не состоянии сами обеспечивать себя материально или заботиться о себе. В каждой коммуне есть служба, которая оказывает социальную помощь.

Социальная служба по определенным условиям выдает пособия ходатаям, которым они нужно для преодоления трудной жизненной ситуации и адаптации к ней. Помощь, в основном, дается в такой форме, чтобы она содействовала данному лицу стать независимым в течении приемлемого времени. Социальная служба несет расширенную информационную ответственность, дает информацию, советы и руководящие указания, которые могут содействовать решению или предотвращению социальных проблем. Если социальная служба сама не может оказать такую помощь, она по мере возможности должна проследить за тем, чтобы ее оказали другие.

В заключение обзора социальной политики скандинавских стран следует сказать, что несмотря на значительные успехи достигнутые в области социального обеспечения и защиты, в современных условиях мирового кризиса даже скандинавские модели зачастую дают сбой.

2.3 Сравнительный анализ подходов к решению проблем молодежи в отдельных государствах северо-западной Европы

Основной причиной формирования молодежной политики как отдельного направления социальной политики является трудность процесса социализации молодых людей в современных условиях. Некоторая часть молодых людей выпадает из общего процесса адаптации, пополняет ряды маргинальных элементов, становясь очагом социальной дестабилизации и преступности. Молодежная политика в странах северной Европы ориентирована как на молодежь в целом, так и на проблемную ее часть. Молодежь, как правило, условно разделяется на группы (от 14–18 лет до 25–27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста.

Общая цель молодежной политики различных скандинавских государств – содействие бесконфликтной интеграции молодых людей в общество. За 10–12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо получить образование, овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания, чтобы вступить в самостоятельную жизнь как полноценная сознательная личность.

В национальных концепциях молодежной политики европейских стран можно выделить 2 основные стратегии. Первая основана на ведущей роли государства, а вторая – на паритете государства и структур гражданского общества. В странах Скандинавского п-ова традиционно реализуется вторая из названных стратегий.

Среди скандинавских стран Финляндия занимает особое место. Экономические успехи этой страны достигнуты благодаря некоторым особенностям финской социально-экономической модели и таким чертам национального характера как трудолюбие, основательность, законопослушание, склонность к разумному потреблению, к инновационной деятельности, высокий престиж образования и профессионального обучения, а также готовность к постоянному самосовершенствованию и т.д.

В Финляндии молодежная работа делится на собственно гражданскую работу молодых людей и различные общественные меры, направленные на улучшение условий деятельности молодежи, что дополняется сервисными услугами, связывающими эти два сектора. Согласно Закону о молодежи (72/2006), за общую разработку молодежной политики и работу с молодежью отвечает Министерство образования.

Работа с молодежью акцентируется на сотрудничестве со школьными сообществами. Среди их ключевых партнеров Отдел общего образования департамента Министерства образования и научной политики и Национальный Совет по образованию. Их общая сфера деятельности охватывает жизнь школьников после уроков, грамотность школьников в области средств массовой информации и демократии, а также различные проекты по расширению возможностей молодежи (2003–2007 гг.). Ответственность за образование и обучение в молодежной работе лежит на Отделах Министерства по университетскому, политехническому и профессиональному образованию.

В настоящее время финские законы, регулирующие высшее образование, кроме традиционных видов деятельности, ставят перед высшей школой новую задачу – контролировать окружающую среду и потенциальный рынок труда. Решение этой проблемы достигается путем усиления контактов с местными компаниями и фирмами, общественными и частными организациями как непосредственными заказчиками на подготовку соответствующих специалистов. Почти каждый вуз имеет специальную службу занятости для студентов, ее сотрудники обязаны изучать ситуацию на рынке труда. Кроме того, существуют национальные агентства, которые исследуют тенденции в этой сфере на национальном уровне. Усиление влияния государства на систему высшего образования, повышение требований к специалисту и его положению на рынке труда обусловило одну из ведущих тенденций университетского образования – возрастание его профессиональной ориентации.

Основными организациями, занятыми в молодежное работы общественного сектора – это местные власти (муниципалитеты). Их обязанности определены в Законе о молодежи, но муниципальное учреждение по своему усмотрению определяет объем и проводит реализацию сервисов. На 1.01.2006 г. в Финляндии существовало 432 муниципальных учреждения.

В целях расширения гражданской и общественной активности молодых людей, определенной в Законе о молодежи в Финляндии (2006 г.) созданы 69 национальных молодежных организаций и национальных служб по организации молодежной работы и 37 национальных организаций по молодежной работе, получающих рабочие субсидии от Министерства образования. Кроме того, Министерство образования выделяет рабочие субсидии районным организациям.

Как и в других скандинавских странах, в Финляндии ведется активная борьба с наркотиками, которая является важным аспектом молодежной политики этих стран. Однако в этой стране паника в обществе не достигла того размаха, как в других скандинавских странах. Это связано со следующими факторами: во-первых, Финляндия занимает окраинное положение и поэтому все новые «веяния» доходят туда с опозданием; во-вторых, в Финляндии долгое время проблемой номер один был алкоголизм, поэтому наркотики отходили на второй план; в-третьих, решение большой части финских проблем с наркотиками берет на себя соседняя Швеция, в которой борьба с наркоманией – ведущий национальный приоритет.

Как и в других скандинавских странах, в Финляндии имеет место активное вовлечение молодежи в политическую жизнь страны. В Парламенте Финляндии регулярно один раз в два года (с 1998 года) собирается «Молодежный парламент». 17 марта 2006 г. состоялось пленарное заседание «Молодежного парламента», что стало одним из ключевых событий в рамках столетнего юбилея финского парламента. «Молодежный парламент» организован совместно с Центром школьных клубов.

Парламент Финляндии проводит «игры в законодателей» – инновационный способ обучения законотворческой деятельности, навыкам парламентаризма и политики. Участники игры узнают, как готовятся и принимаются законы, как проходит рабочий день членов парламента. Игра может проводиться на финском или шведском языке в гостевом центре; также возможно проведение игры в режиме он-лайн на сайте парламента.

Норвежские органы власти на протяжении многих лет уделяли большое внимание тому, чтобы обеспечить активную роль детей и молодежи в развитии общества. Как государственное законодательство, так и ратифицированная Конвенция ООН о правах ребенка поддерживают право детей и молодежи на высказывание собственного мнения и право на то, что это мнение будет услышано. Благодаря этому дети и молодежь получают возможность оказывать воздействие на свою жизнь и получают стимул для активного участия в жизни общества.

Неправительственные детские и молодежные организации проводят обучение детей и молодежи демократии, участию в общественной жизни и осознанию своей ответственности. Норвежские органы власти полагают, что детские и молодежные организации являются выразителем детских и молодежных интересов и играют основную роль в политике по отношению к детям и юношеству. На этом основании государство проводит активную деятельность по поддержке и укреплению неправительственных организаций такого типа.

Также норвежское правительство придает большое значение мерам, способствующим повышению активной роли детей и молодежи в обществе. Таким образом, наряду с государственными мерами, уделяется также внимание учебному процессу, проведению досуга, обстановке в семье и культуре. Муниципальные органы власти постоянно организуют мероприятия, которые позволяют детям и молодёжи возможность участвовать в процессе планирования и принятия решения на местном уровне. 75 процентов от общего количества коммун Норвегии учредили детские и молодежные советы и другие подобные организации. Помимо этого центральные и местные органы власти организуют собрания, семинары, слушания и конференции и прочие мероприятия, на которых дети и молодежь могут высказать свои идеи и предложения.

Работа с молодежью в образовательных учреждениях в Норвегии строится на основе отнесения учащегося к одному из следующих типов личности:

    Человек, ищущий смысл жизни;

    Творческий человек;

    Работающий человек;

    Всесторонне образованный человек;

    Человек, способный к сотрудничеству;

    Экологически грамотный человек;

    Интегрированный человек.

Такая классификация позволяет осуществлять учет личностных особенностей учащихся, способствовать их максимальной самореализации. Из всех скандинавских стран Норвегия в этом отношении является самой передовой.

Норвегия является самой строгой страной в отношении к наркотикам на Скандинавском п-ове. При отягчающих обстоятельствах за такие преступления можно получить максимально предусмотренное законом наказание – 21 год лишения свободы. В Швеции и Финляндии максимальный срок равен 10 годам. Существующая в Норвегии система контроля за потреблением лекарственных средств, по всей видимости, является самой строгой в мире, хотя на уровне потребления это никак не отражается, а уровень потребления алкоголя признан самым низким в Скандинавии.

Норвежский парламент (Стортинг) использует различные формы сотрудничества с молодыми людьми и студентами:

– экскурсии во время заседаний парламента (4 экскурсии каждый день), встречи молодых людей с представителями в парламенте от их территориальных образований;

– организация лекций о законодательстве, функциях парламента, электоральной системе;

– предоставление помещений, помощь студентам в организации встреч, дебатов, лекций по актуальным проблемам;

– помощь школам, которые участвуют в ролевых играх в парламенте.

Информация об этих мероприятиях содержится в рассылаемых в школы и библиотеки брошюрах, а также на сайте Парламента. На «молодежных страницах» сайта парламента предлагаются различные варианты действий (например, взять интервью у члена парламента). В сентябре 2005 года был открыт учебный центр («мини-Тинг»), где проводятся трехчасовые ролевые игры для школьников старших классов, дающие знания о работе парламента, политике и демократии.

Шведская молодежная политика является эталонной и освещена в литературе наиболее полно. Разработка единых национальных программ и планов в той стране не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции. Деятельность по реализации молодежной политики координируется Министерством культуры, действует Государственный молодежный совет и молодежные советы на муниципальном уровне.

Повышение качества и доступности образования как важного канала успешной социализации, увеличение числа молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы (повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучение в ВУЗах) является одним из главных направлений молодежной политики в Швеции. Успешные образованные люди, получившие подготовку по востребованной специальности, являются залогом социальной стабильности. В Швеции обучение как в средней, так и в высшей школе бесплатное, но стипендия для оплаты проживания и учебных пособий предоставляется в виде подлежащего возврату кредита (4% отчисления от заработка после завершения учебы и устройства на работу).

К середине 90-х гг. в Швеции была завершена модернизация системы гимназического образования. Под модернизацией понимается введение школьного обучения для всех. «Более конкретный смысл этого понятия означает, что в Швеции приняты законы, гарантирующие всем детям и молодежи страны бесплатный доступ к формальному образованию, независимо от того, к какой нации или этносу он принадлежит».

Профессиональное образование в Швеции в большой степени ориентировано на решение проблем детей и молодежи из тех групп населения, которые подвержены социальной изоляции, являются маргинальными. В основном к таким группам относятся семьи иммигрантов. Дети из таких семей часто не могут достичь минимального уровня образования, не продолжают учебу в старших классах, лишены доступа к обозначенным выше образовательным программам. Также вниманием охвачена молодежь с асоциальным поведением, злоупотребляющая алкоголем, наркотиками. Для того, чтобы такие дети смогли в будущем стать полноценными гражданами и принимать активное участие в жизни общества, в шведских школах предпринимаются инициативы, содействующие успешной социализации учащейся молодежи.

Местные власти отдают себе отчет в том, насколько сложным и противоречивым является процесс вхождения учащейся молодежи в современное общество. Для оптимизации этого процесса они организуют в период летних каникул различные практикумы по изучению той или иной профессии. Летняя работа служит полем деятельности и тем, кто вплотную подошел к проблемам взрослой жизни и тем, кто еще выбирает, раздумывает, присматривается к будущей профессии или просто желает приобрести какие либо умения, которые сделают его жизнь более наполненной.

Одним из важнейших направлений социальной политики Швеции, в том числе и молодежной, является решение проблемы межнационального общения и сотрудничества как внутри страны (многонациональность давно стала отличительной чертой шведского общества), так и в отношениях с другими странами. Всячески поощряются и находят отражение в учебных планах различные формы образовательного обмена, когда учащиеся и учителя из шведских образовательных учреждений получают возможность учиться и работать в других странах. В последние годы активно решается проблема интенсификации изучения шведского языка иммигрантами.

Минимизация молодежной безработицы является другим направлением молодежной политики. В Швеции проблема трудоустройства и профессиональной переподготовки решается на локальном уровне с учетом особенностей местных рынков труда и кадровых запросов бизнеса. Частный бизнес в Швеции принимает активное участие в профессиональной подготовке учащихся старшей школы. Деловой мир, заинтересованный в пополнении энергичной, профессионально подготовленной молодежью, с готовностью откликается на призыв школы к сотрудничеству. Существуют даже варианты собственных образовательных программ предприятий, учитывающих современные требования к формированию профессиональных умений, необходимых для производства той или иной продукции. Шведские специалисты считают, что в настоящее время слишком быстро меняются технологии, а информация устаревает и перестает иметь практическое значение. Поэтому суть подготовки квалифицированного работника они видят в овладении им принципами современного бизнеса и технологии, которое позволит выпускникам в дальнейшем находить себе применение в различных сферах и на различных рабочих местах.

Важное место занимает гражданское воспитание: не только выработка умения отстаивать свои права, но и воспитание социально-политической активности в целом. В настоящее время Агентство образования Швеции проводит анализ деятельности школ, направленный на поиск новых методов борьбы с антагонизмом в сфере общечеловеческих ценностей. Усилия системы народного образования, нацеленные на интеграцию молодежи в современный мир взрослых, позволяют молодым людям с уверенностью смотреть в будущее. Большое внимание также уделяется половому и сексуальному воспитанию молодежи. Шведская образовательная программа «Любовь! Вы можете это почувствовать» в 1997 г. была признана «лучшей образовательной программой по сексу».

Шведская система молодежной политики направлена на решение проблем на том уровне власти, где оно максимально эффективно, при широком привлечении общественных организаций, являющихся полноправными партнерами государства.

Важное направление молодежной политики – борьба с наркоманией. В Швеции действует успешно работающая система борьбы с наркоманией. С этой целью в 2001 г. была подготовлена образовательная программа «Сохраните ваше здоровье». Основная работа ведется на уровне губерний и коммун. В коммунах к подобной деятельности привлечены учреждения социальной службы, здравоохранения, образования, полиции, исправительные колонии, общественные объединения и частные лица, научные институты. Головным звеном является Социальная комиссия коммунального управления, в составе которой находится специальное подразделение по противодействию наркомании. Непосредственная помощь наркоманам оказывается через межрайонные группы численностью 8–10 человек, под опекой которых находится 5–6 городских районов. Основные задачи таких групп – это выявление наркоманов, проведение с ними психотерапевтических мероприятий, распространение антинаркотической пропаганды.

Для выявления лиц, имеющих проблемы с наркотиками действуют специальные наркопатрули, которые посещают общественные места, места традиционного скопления молодежи. При выявлении наркоманов с ними ведется разъяснительная работа, направление в медицинское учреждение возможно только при соблюдении принципа добровольности.

Важное направление борьбы с наркоманией в Швеции – издание и распространение пропагандистской литературы. Это брошюры, листовки, плакаты, в простой и доходчивой форме рассказывающие о вреде алкоголя и наркотиков и о том, где и каким образом можно получить консультацию и помощь специалистов. Эта литература печатается за счет бюджета коммуны и распространяется в учебных заведениях, по месту жительства, в больницах, на рабочих местах. Кроме того, эксперты, привлекаемые социальными службами, ведут лекционно-разъяснительную деятельность в школах, высших учебных заведениях. Такая работа проводится не только среди учащихся, но и с родителями, которым на специальных занятиях даются основные знания по антинаркотическому законодательству, сведения о наркотических средствах, навыки оказания несложной помощи в экстренных ситуациях.

Так же в Швеции действуют программы по обеспечению доступного жилья для молодежи, дающие возможность молодежи жить обособленно от родителей, по поддержке на федеральном и местном уровнях организаций по досугу молодежи.

В Швеции Отдел информации и управления знаниями Риксдага отвечает за организацию образовательных экскурсий в парламент для школьников (каждый год около 20 тысяч школьников посещают парламент). Во время экскурсий обсуждаются проблемы, актуальные для общества и парламента, школьники могут задавать вопросы о работе и организации Риксдага. Также проводятся экскурсии для школьных учителей, студентов и преподавателей колледжей и университетов.

Риксдаг в 2004 году с целью повышения активности молодых граждан в четвертый раз провел акцию «Молодежный парламент». 349 учеников старших классов один день могли «побыть» членами парламента – работали в комитетах, участвовали в дебатах, голосовали, обращались к министрам. Заседание вел спикер парламента. Следующая такая акция планируется в 2007 году.

В Швеции имеется сеть специализированных учреждений социального обслуживания для молодежи. К основным из них относятся:

    Молодежные центры преодоления кризиса («молодежные дома»). В них помещают правонарушителей в возрасте 16–21 года. Каждый воспитанник имеет отдельную комнату, которая совершенно не похожа на камеру исправительного учреждения. В центре есть все, что нужно для организации интересного и здорового досуга молодежи. Вокруг таких учреждений отсутствует колючая проволока, ограда. Воспитанники могут посещать родственников, без охраны передвигаться по городу. Однако в таких центрах достаточно жесткий режим. Воспитанники работают по 7–8 часов в день. Основными способами исправления и реабилитации является построение с воспитанниками доверительных отношений, привитие им трудовых навыков, создание условий для переосмысления жизни, формирование правил культурного, социально приемлемого общения.

    Приюты для подростков, ушедших из семьи. Работники приюта не спешат возвратить подростка в семью или поставить на учет в полицию. Они пытаются, опираясь на индивидуальный подход, разобраться в характере подростка, мотивах его поведения. Главная цель – направить усилия подростка на осмысление сложившейся ситуации и действий по выходу из нее, создать ему полноценные условия жизни, что послужит предпосылкой для преодоления кризиса.

    Также развита сеть наркологических служб: А-клиники, станции помощи несовершеннолетним, вытрезвители, интернаты-лечебницы, интернаты-общежития, диспансеры и т.д. Общими признаками данных учреждений является следование принципам добровольности, гуманизма, высокий уровень обслуживания, опора на положительное в клиентах, вера в их возможности.

В заключение обзора молодежной политики скандинавских стран нельзя не упомянуть о молодежной программе Баренцева региона, которая является первым шагом в выработке здоровой региональной молодежной политики в Баренцевом Евро-Арктическом Регионе (БЕАР). Официальное молодежное сотрудничество на региональном уровне в Баренцевом регионе началось со Встречи молодежи Баренцева региона, которая состоялась в Кируне в период 4 – 6 сентября 1998 года. Это сотрудничество получило формальный статус путем организации в 2000 году Баренцева Регионального Молодежного Форума. Специальная рабочая группа молодежной политике под началом Баренцева Евро-Арктического Совета была создана по финской инициативе в мае 1999 года и играет важную роль в решении молодежных проблем в рамках Баренцева сотрудничества.

Целью данной программы является создание основ:

    для улучшения условий жизни молодежи в Баренцевом регионе путем придания молодежным вопросам приоритетного характера в Баренцевом сотрудничестве;

    для возрастающего участия молодежи в основной деятельности в рамках контактных сетей Баренцева региона;

    для уделения большего внимания молодежным вопросам в различных приоритетных сферах сотрудничества;

    для укрепления чувства принадлежности молодых людей к Баренцеву региону посредством установления контактов через культурные и географические границы;

    для большей привлекательности Баренцева региона для молодых людей путем улучшения их условий жизни с тем, чтобы молодежь оставалась в регионе или возвращалась в регион после окончания учебы.

Приоритетные области программы:

    Образование и предпринимательство.

    Культура и спорт.

    Окружающая среда.

    Социальные вопросы и здоровье.

    Коренное население и меньшинства.

Таким образом, каждая из скандинавских стран обладает своей, достаточно четко отработанной моделью политики в отношении молодежи. В то же время усиливающаяся интеграция северных государств (в том числе и России) послужила основой для объединения их усилий в области молодежной политики.

Заключение

Предметом данной курсовой работы являлась молодежная политика стран северной Европы (Норвегии, Швеции и Финляндии).

В ходе решения поставленных задач, в первой главе курсовой работы раскрыта сущность социальной политики и установлены ее основные типы (государственно-территориальный, сферный и демографический); показаны приоритетные направления социальной политики в современном мире. В курсовой работе рассматривается сущность молодежи как социально-демографической группы и анализируются основные социальные проблемы современной молодежи; определяется сущность и назначение молодежной политики, ее цель, основные задачи и направления.

Во второй главе работы на конкретных примерах устанавливаются общие характеристики социальной политики стран северной Европы (социал-демократическая модель), а также анализируется молодежная политика трех государств северной Европы: Норвегии, Швеции и Финляндии. Данный анализ позволяет сделать следующие выводы:

    Несмотря на наличие некоторых национальных особенностей, в молодежной политике скандинавских государств больше общего, чем отличий. Ведущим государством в социальной политике и ее молодежном аспекте в частности является Швеция.

    Наиболее значимыми направлениями молодежной политики в скандинавских странах являются следующие: социализация подрастающего поколения с акцентами на активную гражданскую позицию и толерантность; содействие профессиональной социализации и трудоустройству молодежи; борьба с употреблением алкоголя и наркотиков в молодежной среде.

    Стратегия молодежной политики скандинавских государств основана на паритете государства и структур гражданского общества.

    В последние годы четко обозначилась тенденция сотрудничества в сфере молодежной политики государств Арктического региона Европы.

Таким образом, цель работы можно считать достигнутой, а задачи решенными. Анализ молодежной политики ведущих государств северной Европы показывает его большую актуальность для современной России. Построение региональной концепции реализации государственной молодежной политики в Мурманской области и других регионах российского севера должно строиться с обязательным учетом достижений скандинавских стран, а также с ориентацией на сотрудничество с ними.

Литература

    Аксенова Э.А. Инновационные программы профессиональной подготовки школьной молодежи Швеции/Э.А. Аксенова // Педагогика. – 2007. – №6. – С. 87–93.

    Антюшкина Н.М. Северная Европа: дивергенция или конвергенция? Анализ двух региональных инструментов (СГБМ и СБЕР) и перспективы третьего («Северное измерение») /Н.М. Антюшкина – М., 2001.

    Антропов В.В. Шведская модель социальной защиты/В.В. Антропов // Народонаселение. – 2005. – №4. – С. 122–130

    Воробьев Н.Е. Особенности системы образования в Финляндии/Н.Е. Воробьев, И.С. Бессарабова // Педагогика. – 2006. – №2. – С. 112–117.

    Гриншпун С.С. Подготовка учащихся к жизни и труду в школах Швеции/С.С. Гриншпун // Педагогика. – 2007. – №3. – С. 71 -79.

    Гриншпун С.С. Современные тенденции развития школьного образования в Скандинавии/С.С. Гриншпун // Педагогика. – 2006. – №8. – С. 100–106.

    Закон Финляндии о молодежи. Режим доступа: www.fadm.gov.ru/information/16/136/

    Закон Швеции о молодежи. Режим доступа: www.fadm.gov.ru/information/16/124/

    Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защиты женщин, детей, семьи: Учеб. пособие/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – М., 2003.

    Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. – Т. 16. – С. 478.

    Краткий словарь по социологи / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – М., 1989. – С. 164.

    Краткое содержание системы социальной защиты Финляндии. Режим доступа: www.safework.ru/international_collaboration/Country/Finl/Ministry_social.htm

    Кристи Н., Бруун К. Удобный враг. Политика борьбы с наркотиками в Скандинавии. Режим доступа: www.prison.org/lib/christy6_2.shtml

    Леонов Ю.С. Стратегии европейской государственной молодежной политики: основные направления и тенденции. Режим доступа: www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2007/VSF_NEW200705021440/VSF_NEW200705021440_p_003.htm

    Лисовский В.Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи/ В.Т. Лисовский // Социальная работа. 1994. №1. С. 57–59.

    Молодежная программа Баренцева региона. Режим доступа: www.pomorsu.ru/Departments/ovr/news/barens.shtml/

    Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: Учеб. пособие – М., 1999.

    Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2000.

    Римашевская Н.М. Качественный потенциал детей и молодежи: методологические аспекты измерения/Н.М. Римашевская // Народонаселение. – 2005. – №4. – С. 85–91.

    Северная Европа/ Режим доступа: dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/18216

    Сидорина Т.Ю. Социальная политика – между экономикой и социологией/Т.Ю. Сидорина // Общественные науки и современность. – 2005. – №6 – С. 111–121.

    Социальная политика Норвегии. Режим доступа: www.info-com.org/socpol.htm

    Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М., 2003.

    Социальная политика: парадигмы и приоритеты: Монография / Под общ. ред. В.И. Жукова. – М., 1999.