Смертная казнь как уголовное наказание

Содержание

Введение

Глава 1. Виды смертной казни

      Практикуемые в современном мире виды современной казни

        Расстрел

        Повешение

        Побиение камнями

        Смертельная инъекция

        Электрический стул

        Обезглавливание

        Газовая камера

      Исторические виды смертной казни

        Килевание

        Дьявольский ветер

        Железная дева

        Посажение на кол

        Повешение за ребро

        Гаррота

        Замуровывание

        Погребение заживо

        Сожжение

        Распятие

        Колесование

        Четвертование

        Гильотина

Глава 2. Смертная казнь в различных странах

      В Великобритании

      Во Франции

      В Германии

      В других западноевропейских странах

      США

      Ближний Восток и Азия

Глава 3.Отношение мировых религий к смертной казни

3.1 Иудаизм

3.2 Христианство

3.3 Ислам

3.4 Буддизм

Глава 4. Смертная казнь в истории России: 1398-1999гг.

Заключение

Литература



Введение

Смертная казнь — это один из наиболее древних видов наказания. Изначально она возникла в ходе реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». Согласно данному принципу, справедливым наказанием за причинение смерти другому человеку являлась смертная казнь. Кроме того, свою роль сыграл и существовавший во многих обществах обычай кровной мести, который была призвана заменить смертная казнь, осуществляемая от лица государства.

Несмотря на то, что в дальнейшем для большинства деяний принцип талиона был заменён выплатой денежного штрафа в пользу потерпевшего, смертная казнь сохранялась в большинстве государств.

Среди умнейших людей планеты уже долгие годы идут споры по поводу того, имеет ли право на существование такое уголовное наказание, как смертная казнь. Видимо, эти споры будут продолжаться. Если несколько веков назад лишь отдельные мыслители высказывались за ее отмену, то ныне против смертной казни выступают многие люди и правозащитные организации, в том числе в России, целые государства и международные сообщества.

Сторонники сохранения смертной казни ссылаются на рост преступности и на необходимость восстановления с помощью казни так называемой «социальной справедливости». Сторонники ее отмены на основании научных исследований доказывают, что смертная казнь фактически не сдерживает преступности, что ее применение является нарушением права человека на жизнь, а существование ожесточает нравы общества в целом, что людей, вершащих даже самые тяжкие преступления, возможно обезвредить, не лишая жизни (например, путем пожизненного лишения свободы), что судебные ошибки, состоящие в необоснованном осуждении человека на казнь, не поддаются исправлению, и пока еще количество государств, сохраняющих смертную казнь превышает число стран, отказавшихся от ее применения, тем не менее последних становится в мире все больше.

Начался процесс отказа от нее и в странах СНГ (например, отменена смертная казнь в Грузии, собирается отменить ее в ближайшее время Украина. Россия при вступлении ее в 1996 г. в Совет Европы взяла на себя обязательства: с момента вступления прекратить исполнение смертной казни и в течение трех лет отказаться от нее вообще.

«Несмотря на то, что о смертной казни написано немало, в теоретической разработке этой проблемы еще имеются белые пятна». Что же такое смертная казнь? Сущность любого наказания - кара. Профессор Н.А.Стручков определял кару как «комплекс установленных законом правоограничений, конкретно выражающихся при применении того или иного наказания». Все исследователи данного вида наказания отмечают, что смертная казнь вызывает страдания. Но страдания преступника уже не нужны обществу, так как смертная казнь не ставит своей задачей исправить его, в чем-то убедить, что-то ему доказать. Общество вычеркивает его из числа своих членов, он перестает существовать.

Возникает еще один важный вопрос, связанный с целями наказания: хочет ли общество просто лишить человека жизни, обезопасить себя и своих граждан от новых преступлений с его стороны, либо оно хочет воздать ему за содеянное, отомстить за причиненное зло, вызвать дополнительные страдания, то есть покарать в прямом смысле этого слова?

Согласно п.1. ст.59 УК РФ «Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь». Комментируемая статья УК основана на ст.20 Конституции РФ, в соответствии с которой смертная казнь «впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

В Особенной части УК РФ смертная казнь предусматривается за преступления, предусмотренные ст.ст.105, ч.2 (убийство при отягчающих обстоятельствах), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и 357 (геноцид). Все они являются разновидностью особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь.

Изложенное позволяет сформулировать признаки смертной казни как вида уголовного наказания.

Смертная казнь является самым суровым наказанием - осужденный лишается самого ценного блага человека - жизни.

Как и всякое наказание, она является принуждением, применяется независимо и, как правило, вопреки желанию осужденного.

Она применяется от имени государства. Это значит, что государство своей властью санкционирует приговор, выносимый от его имени надлежаще уполномоченным судом.

Она может быть назначена только за преступление, то есть за деяние, предусмотренное в Уголовном кодексе.

Она может назначаться лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Смертная казнь может устанавливаться «впредь до ее отмены». Это дает основание сформулировать еще один признак смертной казни и утверждать, что данное наказание в нашем законодательстве - временная мера.

И еще такие признаки, как достаточно редкое применение смертной, особенно в последнее десятилетие, и широкое применение помилования осужденных к этой мере наказания. Последние два признака смертной казни связаны с целями, которые преследует это наказание.Как и любое другое наказание, смертная казнь направлена на достижение цели частной превенции. Она должна не допустить совершения новых преступлений самим осужденным. Поэтому осужденный надежно изолируется до исполнения приговора. Вопрос о возможности совершения новых преступлений после исполнения приговора по понятным причинам не стоит. Физическое уничтожение осужденного снимает саму постановку вопроса о достижении такой цели. И, наконец, последний признак смертной казни - ее исключительной меры наказания. Такая характеристика смертной казни представляется обоснованной всеми теми признаками, о которых шла речь выше.

Исключительность смертной казни определяется тем, что она является временной мерой, но самым суровым наказанием. Назначается за очень узкий круг наиболее тяжких умышленных преступлений, применяется достаточно редко, еще реже приводится в исполнение вследствие помилования весьма значительной части осужденных. Но всегда ли так было?



Глава 1. Виды смертной казни

Существует деление смертной казни на квалифицированную и неквалифицированную. При квалифицированной смертной казни за разные преступления могут назначаться разные её виды, при неквалифицированной — законодательство предусматривает один вид смертной казни для всех преступлений, за которые может быть вынесен смертный приговор.

      Практикуемые в современном мире виды смертной казни

        Расстрел — вид смертной казни, при котором умерщвление достигается с помощью огнестрельного оружия.

Существуют две основных формы расстрела:

Расстрел стрелковым подразделением стоящего перед ним человека в грудь и голову со среднего расстояния.

В этом случае обычно приговорённого к смерти приставляют к стене или привязывают к столбу. Часто ему предоставляется выбор относительно завязывания глаз. Официальные расстрелы проводятся несколькими стрелками, которые, как правило, исполняют эту процедуру не добровольно, а лишь из неизбежности повиновения приказу. К тому же иногда для облегчения совести смешивают боевые патроны с холостыми. Таким образом никто из стрелков не знает, был ли именно он тем, кто произвёл смертельный выстрел. Залп производится по команде офицера или иного лица, руководящего расстрелом (реже - самого приговорённого). Отказ стрелка от выстрела или стрельба явно мимо цели является нарушением воинской дисциплины. В случае, если после залпа приговорённый остается жив, офицер или военный полицейский добивает его выстрелом в голову из пистолета. Такой способ казни для военнослужащего считается почётным по сравнению, например, с повешением, поскольку приговорённый не находится в унизительной позе и может встретить смерть с открытыми глазами, смело глядя в лица расстреливающих его солдат. В то же время этот способ является очень практичным, практически не требует приготовлений к казни (в отличие от того же повешения) и применим в условиях военного времени. Поэтому он в равной степени использовался как для офицерского состава, так и для простых солдат, дезертиров и гражданского населения. Кроме того, расстрел нарушителя воинской дисциплины перед строем сослуживцев приговорённого или других военнослужащих служит укреплению дисциплины и предотвращает повторение нарушения. Существует "полевой" вариант такого расстрела, когда требуется быстро казнить человека без суда и следствия. В этом случае инициатором расстрела отдаётся приказ одному или нескольким стрелкам, приговорённого ставят к какой-нибудь стене или иной поверхности и стреляют в него, пока приговорённый не умрёт.

Расстрел производится, как правило, из ружей или винтовок, реже из другого ручного огнестрельного оружия. Количество стрелков обычно от 4 до 12, но может быть разным, по ситуации. Большое количество стрелков связано с тем, что до появления автоматического оружие оружие, находившееся на вооружении армии, могло стрелять лишь одиночными выстрелами: благодаря залпу подразделения создавалась необходимая для смерти приговорённого плотность огня. С появлением в массовом вооружении военнослужащих автоматов и пистолетов-пулемётов аналогичный способ расстрела уже не требует подразделения, а может быть осуществлён одним или несколькими стрелками.

Выстрел в затылок, производимый с близкого расстояния одним исполнителем.

Исполнитель может вызываться добровольно либо по своей воле выполнять эти обязанности на постоянной (совмещая с основной службой) основе. Но в большинстве случаев исполнитель также, как и в предыдущем случае исполняет приказ, от которого вряд ли может отказаться. В то же время такой исполнитель является не профессиональным палачом, а военнослужащим или служащим системы исполнения наказаний, имеющим иные основные обязанности (тем более, что во многих государствах исполнение наказания в форме смертной казни - достаточно редкое событие, чтобы у палача была работа на постоянной основе). Однако в истории практиковали и массовые расстрелы упомянутым способом, которые занимали несколько часов или даже дней, не только по причине большого количества приговорённых, но и перегрева оружия (касается пистолетов, не рассчитанных на многократные выстрелы в течение нескольких часов). Для удобства производства казни приговорённого могли поставить на колени (исполнителю удобнее приставить ему к голове пистолет и осуществить выстрел). Такой способ казни практиковался и в неожиданный для приговорённого момент: когда приговорённого ведут по коридору, а сзади его конвоир или другой исполнитель вынимает оружие и стреляет в затылок (приговорённый обычно знает, что он приговорён к расстрелу, но не знает, что исполнение произойдёт именно в данный момент времени). Существует "полевой" вариант такого расстрела, отличающийся от ранее упомянутого только тем, что приговорённого не ставят к стене или иной поверхности, а стреляют ему в затылок в любом удобном для этого месте.

Расстрел производится, как правило, из пистолета, реже - другого ручного огнестрельного оружия. Такой способ расстрела считается более надёжным (выстрел производится в голову, вероятность промаха равна нулю) и по этой же причине более гуманным, нежели расстрел стрелковым подразделением (ранение в голову практически в упор обычно вызывает немедленную смерть, тогда как после залпа стрелкового подразделения можно получить многократные ранения тела, но выжить непосредственно после залпа).

К другим формам расстрела относится, например, расстрел из пулемёта, практиковавшийся в Таиланде с 1934 по 2001 гг. Пулеметы использовались, в частности, при массовых расстрелах. В XIX веке для той же цели использовались митральезы(1) (при подавлении Парижской коммуны), еще ранее — пушки, заряженные картечью (например, во время Французской революции, восстания Пугачева). В Индии Великие Моголы применяли для своих солдат форму расстрела, называющуюся дьявольским ветром. Это расстрел из пушки, когда казнимый привязывается к её дулу, после чего из орудия производится выстрел (тело при этом, естественно, разрывает на части). Этот же метод использовался англичанами при подавлении восстания сипаев в 1858 г.

В древности практиковался расстрел из луков. Таким образом был казнен один из полководцев Александра Македонского, Филота, обвиненный в заговоре. По христианскому преданию, так же был казнён святой Себастьян. Эта же казнь упоминается в Слове о полку Игореве, где половецкие ханы обсуждают бегство Игоря и судьбу его оставшегося в плену сына Всеволода: «аже соколъ къ гнезду летитъ — соколича ростреляевъ своими злачеными стрелами».

1.1.2 Повешение — вид смертной казни, механическая асфиксия(2), заключающаяся в удушении петлёй под воздействием тяжести тела, для чего другой её конец закрепляется неподвижно

В большинстве случаев смерть повешенного наступает вовсе не от удушения, а от сдавливания сонных артерий, подающих кровь мозгу. При лишении опоры, повешенный теряет сознание через несколько секунд (что сокращает агонию), а спустя несколько минут можно фиксировать биологическую смерть из-за необратимых повреждений коры головного мозга. Сердечная деятельность продолжается некоторое время после остановки дыхания. Со второй половины XIX века во многих странах при смертной казни применяется тип повешения, при котором тело осуждённого не просто лишается опоры и повисает на верёвке, а падает с большой высоты (несколько метров) через люк. В таком случае смерть наступает не от асфиксии через несколько минут, а от разрыва шейных позвонков и спинного мозга практически мгновенно.



1.1.3 Побиение камня́ми (лат. lapidatio — лапидация) — вид смертной казни, знакомый ещё древним иудеям и грекам

После соответствующего решения уполномоченного юридического органа (царя или суда) собиралась толпа граждан, убивавших виновного бросанием в него тяжёлых камней.

1.1.4 Cмертельная инъекция

Способ осуществления смертной казни, заключающийся в введении в организм приговорённого раствора ядов или сильнодействующих веществ. С целью ограничения физических страданий приговорённого также одновременно может вводиться и обезболивающее.

Способ. Приговорённый фиксируется на специальном кресле, ему вводятся в вены иглы, присоединённые к капельницам (обычно двум, для надёжности). Через них казнимому делается внутривенная инъекция так называемого «техасского коктейля» — набора из трёх препаратов, разработанного врачом Стенли Дойчем. Последовательно вводятся:

пентотал натрия (sodium pentothal) — используется для анестезии и наркоза — не менее 5 г.

павулон (pancuronium bromide) — парализует дыхательную мускулатуру

хлорид калия (potassium chloride) — приводит к остановке сердца.

Смерть наступает в течение нескольких минут. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным.

После наступления смерти проводится аутопсия(1), затем тело либо выдаётся родственникам казнённого, либо производится его захоронение за государственный счёт.

При условии правильного проведения и соблюдения дозировки препаратов казнь с помощью смертельной инъекции оказывается быстрой и безболезненной. По нормам количество пентотала натрия, вводимого при казни, должно составлять 5 г (для анестезии при хирургических операциях вводится 100—150 мг); от такой дозы болевые ощущения полностью утрачиваются и казнимый погружается в глубокий сон.

После того, как в ряде штатов начались судебные процессы против применения смертельной инъекции, инициаторы которых утверждали, что использование описанного набора веществ приводит к неоправданной болезненности процедуры, были предприняты попытки заменить препарат, используемый при казни. Так, в штате Огайо решением суда штата «техасский коктейль» был заменён на смертельную дозу барбитуратов (используемых, в частности, в ветеринарии для усыпления животных).

Критика.

По мнению критиков данного метода казни, смертельная инъекция создаёт лишь видимость гуманного способа умерщвления, не являясь таковым в действительности. По некоторым данным, на практике дозировки препаратов нередко нарушаются. Изучение записей о результатах вскрытия казнённых в нескольких штатах США показало, что концентрация обезболивающих веществ в крови у них ниже, чем необходимо для хирургической операции, а в некоторых случаях настолько низка, что казнимые могли оставаться в полном сознании. Между тем, при отсутствии обезболивания введение павулона и хлорида калия вызывает удушье и сильнейшие боли. Кроме того, квалификация персонала, делающего инъекции, часто недостаточна для того, чтобы уверенно и быстро ввести иглы в вены. Известны случаи, когда казнь затягивалась на десятки минут, а казнимый оказывался буквально исколот из-за того, что исполнителям не удавалось найти подходящую для инъекции вену. Запрет на смертельные инъекции во Флориде был введён после того, как при казни Анхеля Диаса ему не попали в вену и ввели растворы в мышцу, в результате чего до наступления смерти прошло более получаса.

Эти и другие факты привели к постановке вопроса о том, чтобы введение растворов при казни делали профессиональные медики. Однако правилами Американской медицинской ассоциации принимать участие в проведении смертной казни им запрещено под страхом лишения диплома и лицензии.

1.1.5 Электри́ческий стул (англ. electric chair)

Приспособление, с помощью которого в некоторых штатах США приводятся в исполнение смертные приговоры. Для умерщвления приговорённого используется электрический ток, пропускаемый через его тело. Теоретически казнь на электрическом стуле является безболезненной, за исключением случаев отказа оборудования. Электрический стул представляет собой кресло из диэлектрического материала с подлокотниками и высокой спинкой, оборудованное ремнями для жёсткой фиксации приговорённого. Руки крепятся на подлокотниках, ноги — в специальных зажимах ножек. Также к стулу прилагается специальный шлем. Электрические контакты подведены к местам крепления лодыжек и к шлему. В состав технического обеспечения входит повышающий трансформатор. Во время исполнения казни на контакты подаётся переменное напряжение порядка 2700 В, система ограничения тока поддерживает ток через тело осуждённого порядка 5 А. (Приведённые параметры характеризуют электрический стул, использовавшийся в штате Массачусетс, согласно описанию из раздела Ссылки.) Ток и напряжение ограничены, чтобы осуждённый не загорелся во время казни.

1.1.6 Обезгла́вливание (от слова глава, голова)

Физическое отделение головы живого существа от тела. Обезглавливание может быть умышленным, это — забой сельскохозяйственной птицы, декапитация экспериментальных животных, убийство, или исполнение смертной казни; совершается при помощи специального инструмента — гильотины или рубяще-режущих орудий — топора, меча, ножа. Неумышленное обезглавливание может произойти в результате взрыва, автомобильной аварии и других несчастных случаев. Самоубийство через обезглавливание хоть и редко, но встречается: в 2003 году британец лишил себя головы при помощи собственноручно построенной гильотины. Обезглавливание безусловно приводит к смерти мозга, в результате резко прогрессирующей ишемии. Смерть мозга наступает в течение нескольких минут после отделения головы от тела.

1.1.7 Га́зовая ка́мера

Помещение, предназначенное для умерщвления людей путём отравления ядовитым или удушающим газом.

1.2 Исторические виды смертной казни

1.2.1 Килева́ние

В эпоху парусных судов наказание, заключавшееся в протаскивании человека при помощи подкильных концов с борта на борт под днищем корабля. Часто килевание приводило к смерти наказуемого.

Осуждённого поднимали на рею, опускали вниз головой в воду и протягивали верёвкой под килем на другую сторону корабля. Килевание производилось один раз, два раза или три раза, в зависимости от проступка. Если преступник не захлёбывался, то существовала большая опасность того, что он окажется настолько изрезан бентосом, наросшим на борта корабля, что вскоре умрёт от кровотечения.

1.2.2 Дьявольский ветер (англ. Devil wind[1]

Также встречается вариант англ. Blowing from guns — буквально «Развеивание пушками») — название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром, так и «холостым» зарядом пороха).



1.2.3 Желе́зная де́ва (англ. Iron maiden)

Орудие смертной казни или пыток эпохи Средневековья, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осужденного, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в воду и уносилось течением.

1.2.4 Посаже́ние на́ кол

Вид смертной казни, при которой приговорённого насаживали на вертикальный заострённый кол. В большинстве случаев жертву насаживали на кол на земле, в горизонтальном положении, а потом кол устанавливали вертикально. Иногда жертву насаживали на уже поставленный кол.

1.2.5 Пове́шение за ребро́

Вид смертной казни, при которой приговоренному вонзали в бок железный крюк на веревке или цепи, цепляли его за ребро и затем вешали. Мучения осужденного в этом случае могли длиться очень долго; порой казнимые умирали от жажды. Часто руки жертве связывали, чтобы оставленный без присмотра повешенный не мог самостоятельно сняться с крюка и бежать.

В России эта форма смертной казни была узаконена инструкцией для искоренения разбойников 24 декабря 1719 г. в качестве наказания для «вящих воров и разбойников». Но применялась она и раньше, например при взятии Соловецкого монастыря в 1676 г.; она употреблялась и Стенькой Разиным и была обычной казнью у запорожцев.

В последний раз в России повешение за ребро применялось во время восстания Пугачёва, когда в некоторых деревнях для острастки крестьян правительственные войска ставили «глаголь для повешения за ребро» (то есть виселицу в форме буквы Г, «глаголь»).

В кинофильме «Тарас Бульба» по мотивам романа Н. В. Гоголя таким образом казнят сына Тараса — Остапа.

Во время Второй Мировой войны подобные казни практиковались гестапо и войсками СС. Также практиковалось повешение за челюсть.

1.2.6 Гарро́та (исп. garrote, dar garrote — закручивание, затягивание; казнить)

Испанский способ казни через удушение. Первоначально гаррота представляла собой петлю с палкой, при помощи которой палач умертвлял жертву. С течением времени она трансформировалась в металлический обруч, приводившийся в движение винтом с рычагом сзади. Перед казнью осуждённый привязывался к стулу либо столбу; на голову ему надевался мешок. После исполнения приговора мешок снимали, чтобы зрители могли видеть лицо жертвы.

Позднее гаррота совершенствовалась. Так, появилась каталонская гаррота, где винт был снабжён остриём, которое при повороте постепенно ввинчивалось в шею осуждённого и дробило ему шейные позвонки. Вопреки сложившемуся мнению, такое приспособление было «гуманнее», так как жертва умирала быстрее.

1.2.7 Замуровывание

Вид смертной казни, при которой человека помещали в строящуюся стену или окружали глухими стенами со всех сторон, после чего тот умирал от голодного истощения или обезвоживания. Это отличает её от погребения заживо, где человек умирал от удушья.

Замуровывание упоминается в легендах, фольклоре и литературе. Часто этот вид казни упоминается в финских легендах, например, о девушке, которой несправедливо вменили государственную измену. Её замуровали в стене замка Олафсборг, у которой, по легенде, выросла рябина с белыми, как её невинность, цветами и красными, как кровь, ягодами.

На Балканах получило распространение поверье, что крепость или мост будут стоять долго, если внутрь замуровать живого человека (чаще всего невесту или молодую жену одного из строителей). На самом деле на Балканах проводилось лишь символическое «замуровывание тени» молодой девушки (длина тени измерялась шнуром, отрезок которого и замуровывался в основание строения)

1.2.8 Погребе́ние за́живо

Способ смертной казни, убийства или пытки, а также возможный результат несчастного случая (например, при обрушении зданий, авариях в шахтах и т. п.), когда живой человек оказывается погребён под слоем земли, обломков и т.п. Кроме того, возможно ошибочное погребение заживо (похороны живого человека, ошибочно считаемого мёртвым — к примеру, находящегося в состоянии летаргического сна). Страх быть погребённым заживо является одной из распространённых человеческих фобий(1). По российскому законодательству погребение заживо квалифицируется как убийство с особой жестокостью.

1.2.9 Сожже́ние

Вид смертной казни, при котором приговорённого заживо публично сжигали на заранее приготовленном костре. В Византии сожжение производили, помещая человека внутрь полого медного бака и разжигая огонь снаружи.

Наряду с замуровыванием и заточением, сожжение широко применялось, так как, по изложению католической церкви, с одной стороны происходило без «пролития крови», а с другой стороны пламя считалось средством «очищения» и могло спасти душу. Особенно часто сожжению подлежали еретики, «ведьмы» и мужчины, обвинённые в мужеложстве.

Начало практики сожжения еретиков на костре было положено в Византии. Анна Комнина подробно описывает в «Алексиаде» аутодафе богомила Василия в 1025 году, говоря про императора, отправившего еретика на мучения, что тот принял решение «новое, необычное по своему характеру, неслыханное по своей смелости».

Наибольшую «популярность» сожжение приобрело в конце Средневековья и в эпоху Просвещения. Хуан Антонио Льоренте в книге «История испанской инквизиции» пишет, что в Испании в 1540—1700 годах Святой инквизицией было сожжено 31 700 человек, без учета её колоний.

Церковь оправдывала правомерность применения казни еретиков через сожжение на костре словами апостола Иоанна: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15:4.6).

1.2.10 Распятие

Осуждённому на смерть прибивали гвоздями или деревяными кольями руки и ноги к концам креста или фиксировали конечности при помощи верёвок. Гвозди или колья при этом вбивали не в ладони, а в запястья, так как вбитые в ладони гвозди не удерживали тело на кресте, под тяжестью казнимого гвозди прорезают ткани конечностей и казнимый может упасть с креста.

Крест использовался деревянный, как правило, Т-образный, существовали и другие его формы. Иногда в центре креста прикреплялся небольшой выступ, на который распятый мог опереться ногами. Затем крест закрепляли вертикально на всеобщее обозрение. Часто самому распятию предшествовала позорная процессия, в ходе которой осуждённый должен был нести так называемый патибулум, деревянный брус, который потом служил горизонтальной перекладиной креста.

Исследователи обращают внимание на то, что изображения Распятия, даже канонические, не соответствуют тому, как проводили казнь на самом деле. Осужденный нес на спине только перекладину креста. По прибытии на место осуждённого укладывали на землю и деревянными кольями (а не гвоздями) приколачивали руки к концам перекладины, которую затем с помощью веревок подтягивали на вершину заранее вкопанного в землю столба. При этом ноги осужденного либо оставались на земле, либо опирались на небольшую подставку. Ноги подгибались, тело свисало вниз, а руки, разведенные в стороны приобретали вид буквы «V».

1.2.11 Колесова́ние

Распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни. Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.

1.2.13 Четвертова́ние

Вид смертной казни. Как видно из названия, тело осужденного делится на четыре части (или более). После казни части тела выставляются на публичное обозрение отдельно (иногда разносятся по четырём заставам, воротам города и т. п.). Четвертование перестали практиковать в конце XVIII — начале XIX века.

1.2.14 Гильоти́на

Механизм для приведения в исполнение смертной казни через отсечение головы. Казнь с использованием гильотины часто называется гильотинированием. Главной деталью гильотины для отрубания головы является тяжёлый (40—100 кг) косой нож (жаргонное название — «барашек»), свободно движущийся вдоль вертикальных направляющих. Нож поднимали на высоту 2—3 метра и удерживали верёвкой. Голову гильотинируемого помещали в специальное углубление у основания механизма и закрепляли сверху деревянной планкой с выемкой, после чего верёвка, удерживающая нож, отпускалась, и он падал с большой скоростью на шею жертвы.



Глава 2. Смертная казнь в различных странах

2.1 В Великобритании

В средневековой Англии вешали за самые мелкие кражи, причем в больших количествах. Только в лондонском районе Тайберн (место казни для простолюдинов) в царствование Эдуарда VI ежегодно в среднем казнили 560 человек. За дисциплинарные проступки в войсках и на флоте вешали на рее; за фальшивомонетничество варили в кипятке или в масле (вплоть до XVII века). Кроме того, применялись уродования вроде урезания носа, ушей, языка. В целом по приговору суда смертью карались 123 состава преступления.

Повешение за воровство было отменено в начале царствования Виктории, однако, эта смертная казнь по-прежнему применялась к совершившим убийство, если только убийце не удавалось доказать свою невменяемость. Такой порядок сохранялся на протяжении ещё 130 лет.

Последняя публичная казнь в Англии состоялась 26 мая 1868 года: перед Ньюгейтом был повешен Майкл Барретт, ирландский террорист. За две недели до того состоялась последняя публичная казнь в Шотландии. Однако, непубличные казни просуществовали ещё очень долго: так, вешать продолжали и после Второй мировой войны.

2.2 Во Франции

Во Франции при старом режиме цареубийц казнили через четвертование. Также было широко распространено колесование, повешение за ребро и прочие мучительные наказания, особо рьяно употреблявшиеся против гугенотов и бунтарей в царствование Людовика XIV. В 1792 году была введена гильотина, и в последующем большинство смертных казней, кроме как по приговору военного суда (в этом случае был обычен расстрел), проводились через гильотинирование (в Уголовном кодексе Франции 1810 года статья 12 гласит, что «всякому приговорённому к смерти отсекается голова»). Уже 21 января 1793 года на гильотине был казнён Людовик XVI.

Эта машина не была оригинальным изобретением ни д-ра Гийотена, предложившего ввести её в качестве орудия смертной казни, ни его учителя, д-ра Луи; похожая машина употреблялась до того в Шотландии, где называлось «шотландской девой». Во Франции её также называли Девой или даже Лесом Правосудия.

Гильотина не была отменена последующим строем ввиду чрезвычайного её удобства. Казнь исполнялась долгое время только публично: в приговоре об осуждённом говорилось, что ему «отсекут голову на публичном месте именем французского народа» (il aura la tête tranchée sur une place publique au nom du peuple français). Соблюдались и средневековые ритуалы. Так, в последнее утро осуждённому объявляли: «Мужайтесь (следует фамилия)! Час искупления настал» (Du courage… l’heure de l’expiation est venue), после чего спрашивали, не угодно ли ему папиросу, рюмку рома.

Отдельной статьёй французского уголовного закона шло отцеубийство (peine des parricides), за которое также приговаривали к смертной казни. При этом перед казнью применялся позорящий ритуал, когда на осуждённых надевали красные рубахи и заставляли идти на казнь босиком, после чего на эшафоте, перед исполнением смертного приговора, им отсекалась кисть правой руки (формально этот ритуал был отменён лишь в 1930-е годы). Известно, что Фукье-Тенвиль, верховный судья времён якобинского террора, повелел одеть в красные рубахи 53 человека, казнённых якобы за покушение на Робеспьера (дело было сфабрикованным).

В XIX—XX веках публичные казни происходили на бульварах или около тюрем, где всегда собиралась большая толпа. В 1932 году перед тюрьмой Санте был казнён Павел Горгулов, русский эмигрант, автор произведений, которые подписывал Павел Бред, за убийство президента республики Поля Думера. Через семь лет, 17 июня 1939 года, в 4 часа 50 минут, в Версале на бульваре отсекли голову Эжену Вейдману, убийце семи человек. Это была последняя публичная казнь во Франции; из-за непристойного волнения толпы и скандалов с прессой было велено впредь устраивать казни в условиях тюрьмы. Таким образом, видимо, действие «Постороннего» Альбера Камю, где публичная казнь устраивается в Алжире, происходит раньше 1939 года.

По приговору военного суда во Франции смертная казнь осуществлялась не на гильотине, а через расстрел; так, расстреляны были маршал Мишель Ней (1815), Пьер Лаваль и другие подсудимые процессов 1945—1946 годов, организатор покушения на Шарля де Голля член ОАС полковник французской армии Жан Бастьен-Тири (1963).

Последняя казнь через отсечение головы гильотиной произошла в Марселе, в правление Жискар д’Эстена, 10 сентября 1977 года (всего за его семилетний срок — 1974—1981 — было казнено только три человека). Казнённого, тунисского происхождения, звали Хамида Джандуби; он похитил и убил свою бывшую сожительницу, которую ранее понуждал к занятиям проституцией, а перед смертью долго пытал. Это была последняя казнь не только во Франции, но и во всей Западной Европе. Франсуа Миттеран, вскоре после вступления в должность в 1981 году, ввёл полный мораторий на смертную казнь, которому был присвоен статус закона.

20 февраля 2007 года Франция ввела конституционный запрет на смертную казнь (за данную поправку в 66-ю статью конституции проголосовали 828 депутатов Национальной ассамблеи и сенаторов, против — всего 26. Франция, таким образом, стала последней из стран ЕС, на уровне конституции запретивших применение смертной казни.



2.3 В Германии

В государствах Германии традиционно отсекали голову (как, например, Карлу Занду), причём орудием обезглавливания часто служил не топор, а меч. Помимо этого в средневековье существовали и другие казни. Так, наибольшие ужасы охоты на ведьм (казнь через сожжение и проч.) были не в Испании, а в Германии XVII века, причём протестанты ничем не уступали католикам. Казнь через сожжение применялась также за фальшивомонетчество и поджог. За супружескую измену четвертовали. При этом для женщин, совершивших супружескую измену, а также для матерей, убивших своего ребёнка, была предусмотрена особая высшая мера: утопление.

Существовали и другие виды смертной казни (колесование, погребение заживо, посажение на кол и т. д.). Нередко перед самой высшей мерой применялись пытки и иные увечащие наказания.

В XX веке, уже при Гитлере, была введена смертная казнь через повешение (март 1933 года) и гильотину (нем. Fallbeil — начало 1934 года). Маринус ван дер Люббе и Юлиус Фучик были казнены на гильотине. Участники неудачного заговора против Гитлера 20 июля 1944 года были повешены не на обычных верёвках, а на тугих струнах, что усиливало мучения. В армии применялся расстрел. Газовая камера, самое знаменитое средство массового уничтожения, применялась в основном в концентрационных лагерях (имеются в виду не только лагеря для других народов, но и лагеря для немцев — противников существующего режима). Всех осуждённых к смерти нацистских преступников в Нюрнберге повесили, причём Кейтелю, Йодлю и Герингу было отказано в замене повешения расстрелом, чего они добивались, как военнослужащие. Последующие Нюрнбергские процессы вынесли ещё несколько смертных приговоров, часть из которых были приведены в исполнение (также через повешение).

Смертная казнь на территории ФРГ и Западного Берлина была отменена в 1949 году (хотя некоторые из нюрнбергских казней были приведены в исполнение в 1951 году, это было лишь правосудие США, осуществившееся на территории Германии). В ГДР смертная казнь была отменена в 1987 году (до 1966 года употреблялась гильотина, заменённая в том году расстрелом).

2.4 В других западноевропейских странах

В Австро-Венгрии вешали, но лишь тех, кто достиг 21 года. Из-за этого Гаврило Принцип, убивший эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жену, что послужило поводом к началу Первой мировой войны, и Габрилович, бросивший бомбу, получили 20-летнее заключение, а троих их товарищей, бомб не бросавших, никого не убивших, но достигших возраста в 21 год, повесили 3 февраля 1915 года.

В Испании во времена Средневековья смертная казнь была обычным делом. Наиболее известна практика её применения против еретиков и прочих неугодных католической церкви людей, хотя исторические данные показывают, что светские суды выносили смертные приговоры несравнимо чаще. Известен мучительный способ казни, просуществовавший до второй половины XX века: испанская гаррота, разновидность удавки, прошедшей путь от простой верёвочной петли до металлического обруча, затягиваемого на шее жертвы. В 1975 году король Хуан Карлос I отменил смертную казнь — это было одним из первых его распоряжений при вступлении на престол.

В Португалии смертную казнь полностью отменили в 1867 году — это была первая страна в Европе, пошедшая на такую меру.

В Швейцарии смертная казнь существовала лишь в некоторых кантонах. Так, Случевский видел в Женеве казнь на гильотине, послужившую предметом известного стихотворения. Но когда в 1898 году анархист Луккени убил австрийскую императрицу Елизавету, смертной казни уже по закону не было, поэтому он получил пожизненное заключение. По законодательству, допускавшему применение смертной казни в то время, когда граничащие со Швейцарией страны находились в состоянии войны, к шпионящим на швейцарской территории гражданам могла применяться смертная казнь (то есть фактически она была узаконена в военное время для лиц, совершивших государственные преступления). Таким образом, в годы Второй мировой войны к смертной казни были приговорены 12 граждан Германии, 11 из которых были казнены.

В Белоруссии

Сегодня Белоруссия — единственная страна в Европе, где применяется смертная казнь.

Смертная казнь назначается за 12 категорий преступлений в мирное время и 2 — в военное время.

В списке категорий преступлений, караемых смертной казнью в Белоруссии, «развязывание, либо ведение агрессивной войны» (ст. 122, ч.2 Уголовного кодекса Белоруссии), «убийство представителя иностранного государства, международной организации с целью провокации международных осложнений или войны» (ст. 124, ч.2), «международный терроризм» (ст. 126), «геноцид» (ст. 127), «преступления против безопасности человечества» (ст. 128), «умышленное лишение жизни при отягчающих обстоятельствах» (ст. 139, ч.2), «терроризм» (ст. 289, ч. 3), «террористические акты» (ст. 359), «измена, сопряжённая с убийством» (ст. 356, ч.2), «заговор с целью захвата государственной власти» (ст. 357, ч.3), «диверсия» (ст. 360, ч.2), «убийство работника милиции» (ст. 362), «применение оружия массового уничтожения» (ст. 134), «убийство лица в ходе нарушения законов и обычаев войны» (ст. 135, ч.3). В Белоруссии почти все смертные приговоры были вынесены за «умышленное лишение жизни при отягчающих обстоятельствах».

В 2005 году к смертной казни были приговорены 2 человека, в 2006 — 9 человек. Осуществляется путём расстрела в следственном изоляторе (СИЗО № 1) города Минска.

В Венгрии практиковалась смертная казнь через повешение. Таким образом был казнен Имре Надь и многие другие «фашистские мятежники» восстания 1956 года. Отменена в 1990 году.

2.5 В США

В Соединённых Штатах культура вообще и культура казни в частности заимствованы из метрополии. В старое время там были столь же жестокие законы, как в Англии; были драконовские «Синие законы Коннектикута», о которых пишет Марк Твен, полагавшие казнь за многие составы. Позже «ученики» заметно обогнали «учителей». В Англии не было такого огромного бесправного населения, как негры и индейцы; меж тем в США негров вешали, по крайней мере на Юге, повсеместно (суд Линча имеет огромное количество жертв даже в XX веке: в 1901 году было подвергнуто линчеванию 130 человек), индейцев часто казнили каратели, мстившие, впрочем, за вырезание белого населения. 26 декабря 1862 года, во время гражданской войны, в штате Миннесота, принадлежавшем северянам, были на одной виселице повешены тридцать восемь индейцев. На Диком Западе в то же время действовали шерифы, казнившие по своему усмотрению (подчас собственноручно). Смертная казнь применялась в США также по политическим причинам против социалистов, коммунистов, анархистов.

В конце XIX века был изобретён электрический стул, впервые применённый в 1890 году и вскоре вошедший во всеобщее употребление, так что во многих штатах он вытеснил повешение. Леон Чолгош, безумный анархист, убивший президента Мак-Кинли в Буффало, был пятидесятым преступником, которого казнили (29 октября 1901 года) в штате Нью-Йорк на этом приспособлении.

В 1913 году прошло шумное дело Лео Франка: на основании сомнительных доказательств осуждённый был приговорён к смертной казни, затем помилован, похищен и повешен группой видных граждан.

Газовую камеру ввели ещё раньше, чем в Германии, а именно в 1924 году, но она не получила такого широкого распространения.

С 1960-х годов правозащитники повели борьбу со смертной казнью. В 1972 году суд Джорджии, по делу «Фурман против Джорджии», признал смертную казнь мучительной, а следовательно, противоречащей Конституции. Вследствие этого одиннадцать лет (с 1967 по 1979 год) во всех штатах никого не казнили. В 1976 году Верховный суд нашёл казнь, являющуюся «вполне конституционной» (речь об электрическом стуле). Она была возвращена в тех 38 штатах, где не была отменена ранее, а также на федеральном уровне. Первым американцем, казнённым после этого решения, был Джон Спенкелинк (штат Флорида, 25 мая 1979 года).

В настоящее время законы различных штатов предусматривают пять способов смертной казни:

-Повешение

-Расстрел

-Электрический стул

-Газовая камера

-Смертельная инъекция

Однако в последнее время (с начала XXI века) подавляющее большинство казней осуществляется путём смертельной инъекции. Изредка применяется также электрический стул. 18 июня 2010 года в штате Юта впервые за долгое время был применён расстрел: был расстрелян Ронни Ли Гарднер, выбравший этот способ казни самостоятельно. Прочие методы не применялись с конца XX века. Они сохранились лишь в законах небольшого числа штатов, причём во всех этих штатах применяется и смертельная инъекция, а использование альтернативных методов во многих случаях ограничено различными условиями (например, право выбрать их использование имеют лишь осуждённые, совершившие преступление или получившие смертный приговор до определённой даты). До 8 февраля 2008 года Небраска являлась единственным штатом, применяющим смертную казнь и не использующим инъекцию (единственным методом являлся здесь электрический стул; 8 февраля Верховный суд Небраски постановил, что этот метод является «жестоким и необычным наказанием», запрещённым конституцией США; исполнение смертных приговоров было приостановлено до утверждения нового метода казни).

Традиции смертной казни в штатах США обычно включают право осуждённого на последний ужин (англ. Last meal) — еду, приготовляемую за несколько часов до казни в соответствии с его просьбой (с определёнными ограничениями) и право на последнее слово непосредственно перед исполнением приговора. При казни обычно присутствуют свидетели. Количество и состав лиц, имеющих право присутствовать при казни, различаются в разных штатах, но, как правило, такое право имеют родственники осуждённого и его жертв, адвокаты, священник.

В 2009 году число приговорённых к смертной казни преступников в США было равно 106. Это самое низкое число со времени восстановления смертной казни как высшей меры наказания в 1976 году. Самое большое число смертных приговоров было в 1994 году: 328.

2.6 Ближний Восток и Азия.

На Ближнем Востоке имеют место средства казни, использующиеся с древних времён: побивание камнями, отсечение головы мечом и повешение. Во времена Османской империи было распространено посажение на кол (неизвестно, собственно ли это турецкая казнь или унаследованная от Византии), перешедшее к соседним православным народам, в том числе в Россию (в 1614 году был посажен на кол Заруцкий, а в 1718 году майор Глебов) и Румынию (господарь Валахии Влад III Дракула, известный как герой романа Брэма Стокера, предпочитал именно этот способ, за что и прозывался Цепешем, то есть «посаживающим на кол»). В республиканской Турции (то есть в Турции наших дней) до отмены смертной казни в 2002 году существовало только повешение, причём эта мера наказания перестала действовать сразу после запрета; так, Оджалану, первоначально приговорённому к казни, приговор был заменён на пожизненное заключение.

В Израиле смертная казнь является высшей мерой наказания для очень ограниченного числа преступлений, в том числе для военных преступников, предателей, разжигателей войны и учредителей геноцида. За время существования государства казнены два человека: 30 июня 1948 года расстрелян капитан Армии обороны Израиля Меир Тувианский по обвинению в предательстве (позднее полностью реабилитирован), а в 1962 году был повешен бывший сотрудник гестапо Адольф Эйхман.

В Иране и Афганистане смертная казнь вполне обыкновенна, и в XX веке немало руководителей этих государств кончило жизнь на виселице, в том числе Наджибулла (повешен талибами в 1996 году на автокране).

В Ираке смертная казнь практикуется до сих пор. В 2006 году были казнены через повешение Саддам Хусейн и ряд его ближайших соратников.

В Саудовской Аравии и в настоящее время применяется такой средневековый вид смертной казни, как отсечение головы. Существуют даже целые династии палачей, передающие своё искусство по наследству.

В Китае наших дней широко употребляется расстрел, которому подвергаются содержатели публичных домов, нечистые на руку чиновники, диссиденты и пр., причем особо массовые казни бывают перед Новым годом. При Мао Цзэдуне часто отсекали голову; при старых императорах использовался такой экзотический вид смертной казни, как «смерть от тысячи порезов». В средневековом Китае были распространены и более экзотические и мучительные виды казней, как, например, казнь с использованием бамбука, гнилой лодки, котла с известью и др.

В государствах Юго-Восточной Азии (в Сингапуре, Малайзии и пр.) вешают за хранение наркотиков, в том числе и иностранных граждан.

В Японии существует смертная казнь через повешение. Многие участники секты «Аум Синрикё» были к ней приговорены, однако об исполнении этих приговоров неизвестно. Есть она и в Южной Корее, где, в частности, к ней был приговорен бывший президент республики Чон Ду Хван (позже помилованный). В Северной Корее помимо этого вида казни также применяют расстрел.



Глава 3. Отношение мировых религий к смертной казни

В Библии, как и в законодательстве других древних народов, смертная казнь нередко служит наказанием за тяжкое преступление. Имеются указания на необходимость смертной казни за такие виды преступлений, как: несоблюдение субботы, богохульство, убийство, прелюбодеяние (супружеская измена), гомосексуализм, скотоложество, изнасилование, оскорбление или избиение отца или матери, похищение людей.

Библия упоминает три способа смертной казни — побиение камнями, сожжение и повешение.

3.1 В иудаизме

Талмуд упоминает четыре формы смертной казни, к которой приговаривает суд (арба митот бет-дин): побитие камнями, сожжение, казнь мечом и удушение.

В отношении смертной казни библейская заповедь любить ближнего как самого себя (Лев.19:18) интерпретируется законоучителями Талмуда как предписание казнить приговорённого преступника наиболее гуманным способом. Согласно этому подходу, смертная казнь должна быть подобна тому, как отнимает у человека жизнь сам Бог, то есть не калеча тело.

Есть основания полагать, что талмудические дискуссии о смертной казни, её видах и способах носят преимущественно теоретический характер, подобно обсуждению вопросов, связанных с храмовыми жертвоприношениями в то время, когда Храма уже давно не существовало. Аналогия между обсуждением различных видов смертной казни и дискуссиями о жертвоприношениях прямо приводится в самом Талмуде.

Приговор не приводили в исполнение в тот же день, чтобы увеличить возможность новых, благоприятных свидетельств. Даже когда осуждённого вели на казнь, существовала готовность в любую минуту остановить шествие. Сам осуждённый имел право остановить шествие четыре или пять раз и потребовать, чтобы его отвели в суд, так как он вспомнил новое обстоятельство. На пути к месту казни глашатай обращался к возможным свидетелям на улицах. Перед казнью осуждённого призывали к выражению раскаяния.

Законоучители Талмуда постановили, что с разрушением Храма Синедрион утратил право приговаривать к смертной казни.

3.2 В христианстве

В Основах социальной концепции Русской православной церкви сказано:

Особая мера наказания — смертная казнь — признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость её отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осуждённых на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговорённых к высшей мере наказания.

Отмена смертной казни даёт больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учётом состояния в нём преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества.

В Основах учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека сказано:

Признавая, что смертная казнь была приемлема в ветхозаветные времена, а указаний на необходимость её отмены «нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви», нельзя не вспомнить о том, что «Церковь часто принимала на себя долг печалования об осуждённых на казнь, прося для них милости и смягчения наказания» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, IX.3). Защищая человеческую жизнь, Церковь, вне зависимости от отношения общества к смертной казни, призвана исполнять этот долг печалования.

3.3 В исламе

В Коране говорится о том, чтобы верующие страшились Аллаха, который в наказаниях очень строг. Согласно законам Шариата лица, совершившие умышленное убийство, педофилы, замужние женщины и женатые мужчины, совершившие прелюбодеяние, должны быть казнены. За неумышленное убийство смертная казнь не применяется и может быть назначена материальная компенсация семье убитого. Более того, родственники убитого могут простить убийцу взамен материальной компенсации и суд заменяет смертную казнь иным видом наказания.



3.4 В буддизме

В соответствии с первой из пяти основных заповедей буддизма, причинение вреда другим живым существам неприемлемо.

Однако, на практике уголовное (равно как и гражданское и т. п.) правосудие целиком остаётся на усмотрении светской власти.



Глава 4. Смертная казнь в истории России: 1398 – 1999 гг.

Впервые в истории русского государства смертная казнь законодательно была закреплена в 1398 году в Двинской уставной грамоте, юридически оформившей вхождение Двинской земли в состав Московского государства. В ней предусматривалось назначение смертной казни только в одном случае - за кражу, совершенную в третий раз. Небезынтересно заметить, что Двинская уставная грамота не устанавливает смертной казни за убийство.

Псковская судная грамота 1467 года значительно расширяет случаи применения смертной казни по сравнению с Двинской уставной грамотой: за воровство в церкви, конокрадство, государственную измену, поджоги, кражу, совершенную в посаде в третий раз. Опять же в этом законодательстве ничего не говорится о смертной казни за убийство.

Какие цели преследовала власть, устанавливая в указанных выше законах смертную казнь? Представляется, что на этой мере вплоть до конца XV века лежал отпечаток обычая кровной мести. Став официальным государственным установлением, смертная казнь преследовала прежде всего цель возмездия, а также неразрывно связанную с ним цель устрашения. Вместе с тем напрашивается мысль о том, что с образованием и развитием государственности на Руси верховная власть проявляла определенную заботу о жизни, собственности и правах имущих, а также и о своей собственной безопасности.

Но среди представителей верховной власти были и противники смертной казни. Всем хорошо известна заповедь Владимира Мономаха: «Не убивайте, не повелевайте убивать, даже если кто и будет виновен в чьей-либо смерти». И тем не менее, к смертной казни прибегали многие правители Руси в XIII и XIV вв: князья Дмитрий, Изяслав и др.

Судебник 1497 года расширил сферу применения смертной казни по сравнению с Двинской и Псковской грамотами, а Судебник 1550 года, принятый при Иване IV, установил смертную казнь уже за многие преступления: за первую кражу, если вор пойман с поличным или в процессе пытки признался в содеянном, за вторую кражу и мошенничество, за разбой, душегубство, ябедничество, за убийство господина, государственную измену, церковную кражу, поджог. Смертная казнь по Судебнику 1550 года за перечисленные преступления должна назначаться «без всякой пощады».

При Иване Грозном смертная казнь приняла невиданный до того на Руси размах. «Москва цепенела в страхе», - писал Н.М.Карамзин. Массовые казни осуществлялись в Москве на Лобном месте. К осужденным применялись чудовищные пытки, ставшие своего рода символом тирании царя Ивана Грозного.

Но если сравнивать количество казней, совершаемых в России того периода, с количеством казней на Западе в XVI веке, то можно убедиться в том, что Европа своей жестокостью значительно опережала Россию. Иоанн управлял государством с 1538 г. по 1584 г., почти 46 лет. За это время было казнено 3-4 тысячи человек, то есть меньше 100 человек в год, включая уголовных преступников. А например, в Германии при Карле V было казнено около 100 000 человек, при Генрихе VIII было повешено 70 000 упрямых нищих «при общей численности населения» 4,5 млн. человек. При Елизавете I в Англии было казнено 19 000 человек.

Смертная казнь была довольно широко представлена и подробно регламентирована в Уложении 1649 года, принятом при царе Алексее Михайловиче. Дореволюционный криминалист профессор А.Ф.Кис-тяковский утверждал, что смертная казнь предусмотрена Уложением в 54 случаях, а другой видный отечественный криминалист профессор Н.Д.Сергеевский установил 64 случая.

Уложение 1649 года предусматривало 5 видов исполнения смертной казни. К обыкновенной относилось отсечение головы, повешение и утопление, а к квалифицированной - сожжение, закапывание в землю по плечо, посажение на кол, залитие горла расплавленным свинцом и др. Последнее применялось исключительно к фальшивомонетчикам. В 1672 году этот вид казни был заменен отсечением обеих ног и левой руки преступника. Четвертование применялось за оскорбление государя, за покушение на его жизнь, иногда за измену, а также за самозванство. Колесование получило широкое распространение с введением Воинского устава Петра I. Посажение на кол, как и четвертование, применялось преимущественно к бунтовщикам и «воровским изменникам».

Трудно точно установить число казненных в России во второй половине XVII и первой половине XVIII века. По свидетельству современников, при Алексее Михайловиче было казнено в течение нескольких лет 7 000 человек, причем бывали случаи, когда число казней в один день достигали 150. При Петре I число казненных считали сотнями, и бывали случаи, когда в течение месяца подвергали казни более 1 000 человек. В 1698 году только за один месяц было казнено 1166 человек.

«Ужасы смертной казни не производили какого-либо потрясающего впечатления, не вызывали протеста и отвращения, - писал русский дореволюционный криминалист профессор А.А.Пионтковский, - на палача не смотрели с презрением. Его роль как исполнителя закона признавалась почетной, и бывали случаи, когда в качестве палачей выступали лица из «общества», занимающие то или иное видное служебное положение» .

Отличавшая особенной набожностью дочь Петра Елизавета Петровна, давшая обет во все свое царствование никого не лишать жизни, лишь формально исключила смертную казнь, ибо она осталась в замаскированном виде - в форме засечения кнутом, плетьми, батогами, розгами.

В эпоху царствования Екатерины II появляются новые идеи о наказании вообще, так и о смертной казни в частности. Эти идеи получили воплощение в екатерининском Наказе 1767 года. Создавая это произведение, Екатерина как бы отдавала дань уважения Вольтеру, Дидро, Монтескье, широко используя произведения западноевропейских просветителей. Цель наказания, по мнению Екатерины, не в том, «чтоб мучить тварь чувствами одаренную... чтоб воспрепятствовать виноватому, чтоб отвратить граждан от соделания подобных преступлений».

Первым русским профессором-юристом, в чьих трудах получили выражение политико-правовые взгляды просветителей второй половины XVIIII был С.Е.Десницкий (1740-1789), чья книга «Слово о причинах смертных казней по делам криминальным» занимает не последнее место среди его многочисленных работ. В ней он выступает ярым противником смертной казни. Другие прогрессивные деятели - А.Н.Радищев и его товарищ и соученик Ф.В.Ушаков также были противниками смертной казни. В книге «Смертная казнь, нужна ли и полезна ли в государстве, то есть в обществе людей, законами управляемом?» Ф.В.Ушаков писал: «...смертная казнь удивляет, но не исправляет, она окрепляет, но не трогает».

Но в этот период были и иные взгляды. Во главе решительных противников Проекта Уголовного уложения 1824 года, в систему наказаний которого включалась смертная казнь, оказался адмирал граф Н. С.Морд-винов. Он считал, что применение смертной казни не может способствовать сокращению преступности, что «следует поставить самую высшую казнь, какие в разряде наказаний исчислены, кроме смертной казни», и что гораздо более действенными наказаниями являются лишение свободы, прав гражданства и каторжные работы. До него никто в первой четверти XIX века с такой убедительностью и решительностью не выступал против этого наказания. Мнения Мордвинова были рассмотрены Государственным Советом, а его доводы признаны убедительными, и проект Уложения 1813 года не был одобрен.

Кроме Мордвинова, ярыми противниками смертной казни были русский юрист И.В.Лопухин, декабристы П.И.Пестель и Н.И.Тургенев, позже выдающиеся революционные демократы - А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, писатель И.С.Тургенев. Как известно, П.И.Пестель по приговору Верховного уголовного суда был казнен вместе с другими декабристами 13 июля 1826 года. Член Верховного уголовного суда, судившего декабристов, - граф Н.С. Мордвинов, принес апелляцию на приговор, считая его незаконным. Николай I, хотя и оставил апелляцию Мордвинова без внимания, тем не менее утвердил только 5 смертных приговоров, остальным приговоренным смертная казнь была заменена каторгой. Официально в эпоху Николая I было казнено 40 человек, однако тысячи гибли в результате внесудебного произвола властей. Известна резолюция Николая I на приговоре о смертной казни - «виновных прогнать сквозь тысячу 12 раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало и не мне ее вводить», хотя хорошо известно, что даже физически сильный человек не может выдержать такого наказания.

Отмена крепостного права и реформы 60-х годов не могли удовлетворить передовые общественные круги. Судебная реформа 1864 года несла на себе печать крепостнических влияний. Произвол и насилие царя при проведении политических процессов. А ведь смертная казнь предусматривалась именно за государственные преступления. Всего с 1866 по 1895 годы на 226 политических процессах в России суду были преданы 1342 человека, вынесено 137 смертных приговоров, из которых были приведены в исполнение 44, а 93 заменены вечной или (реже) срочной каторгой.

После подавления революции 1905 года, в период разгула столыпинской реакции смертная казнь применялась в невиданных ранее размерах. Один из крупнейших государственных деятелей того периода граф С.Ю.Витте, сам отправлявший на виселицу многих революционеров, так оценивал карательную политику столыпинской эпохи: «Никто столько не казнили самым безобразным образом, как он, Столыпин, никто так не оплевал закон, как он, никто не уничтожал так... Столыпин казнит за грабеж лавки, за кражу 6 рублей, просто по недоразумению... Можно быть сторонником смертной казни, но столыпинский режим уничтожил смертную казнь и обратил этот вид наказания в простое убийство».

Наконец, раздались решительные протесты против смертной казни, точнее против массовых применений смертной казни. Протестовали рабочие, крестьяне, интеллигенция, протестовал Второй съезд отечественных психиатров, Пироговское общество врачей, московское хирургическое общество. Летом 1908 года появилось воззвание об учреждении в России «Лиги борьбы против смертной казни». Естественно, что Особым присутствием в Москве и Петербурге Лиге было отказано в регистрации по тем мотивам, что такая организация может угрожать общественному спокойствию и безопасности. Несмотря на решительные протесты общественности и обоснованные мнения ученых, смертная казнь в России отменена не была.

Прогрессивные общественные деятели дореволюционной России категорически и безоговорочно отрицали смертную казнь. Это можно объяснить разными причинами, но одной их них несомненно является то факт, что в подавляющем большинстве случаев царские суды выносили смертные приговоры исходя из политических соображений - бунтовщикам, борцам против режима, установленных монархией порядков, участникам политических кружков, профессиональным революционерам, то есть лучшей части передовой русской интеллигенции. Такой вывод можно сделать, внимательно прочитав список приговоренных к смертной казни за период с 1826 по 1906 год, приведенный в историческом обзоре книги «Смертная казнь: за и против».

Смертные казни в России продолжались до Февральской революции. Временное правительство приняло постановление от 12 марта 1917 года о повсеместной отмене смертной казни. Но уже 12 июля 1917 года смертная казнь была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя и за др. воинские преступления. 28 сентября 1917 года Временное правительство приостановило применение смертной казни «до особого распоряжения». Но вскоре произошла Октябрьская революция и применение смертной казни не только возобновилось, но и резко возросло. Казни санкционировались судом и без суда. За 9 месяцев (июнь 1918 - февраль 1919 г.) по приговорам ВЧК было расстреляно на территории 23 губерний 5496 человек, в том числе около 800 уголовных преступников. К началу 1920 года политическая обстановка в стране меняется. Однако в том же 1920 году революционными трибуналами к смертной казни было приговорено 6541 человек.

Принято считать, что в условиях становления советского уголовного права применение смертной казни явилось вынужденной мерой. Однако, круг деяний, при совершении которых допускалось применение расстрела, в УК РСФСР 1926 г., как и 1922 г., был весьма широк: контрреволюционная деятельность, бандитизм, фальшивомонетничество, должностные преступления, присвоение или растрата денег, ценностей, разбой и др. Расстрел, таким образом, рассматривался как мера, применение которой вынуждалось условиями классовой борьбы, и поэтому критика смертной казни объявлялась либерально-гуманитарным лицемерием.

И.Пыхалов в своей статье приводит полный текст самого известного из опубликованных документов, содержащих сводные данные по репрессиям в годы правления И.В.Сталиным. Речь идет о докладной записке генерального прокурора СССР Р.Руденко, министра внутренних дел С. Круглова и министра юстиции К. Горшенина на имя секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева от 1 февраля 1954 года. В ней, в частности, говорится, что за время с 1921 года за контрреволюционные преступления было осуждено 3 777 380 чел., в том числе приговоренных к высшей мере наказания (ВМН) - 642 980чел.

В Основах уголовного законодательства СССР 1958 г. четко выражено и закреплено серьезное сужение сферы применения смертной казни - за измену Родине, шпионаж, диверсию, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство, а в военное время или боевой обстановке - и за особо тяжкое преступления.

Таким образом, несмотря на то, что на протяжении семидесяти с лишним лет существования Советского государства неоднократно подчеркивался «временный» и «исключительный» характер смертной казни, последняя продолжала «украшать» санкции 33 статей УК РСФСР и уголовных кодексов других союзных республик. Другими словами, исключение из правила превратилось в само правило. Каждому, внимательно прочитавшему Уголовный кодекс 1986 года, смертная казнь покажется уже не исключительной, а весьма распространенной мерой наказания: она предусмотрена за 7 общеуголовных, 10 государственных, 16 воинских преступлений в военное время и за 2 - в мирное.

Сегодня согласно п. 2 ст. 20 Конституции РФ:

Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

После вступления в силу с 1 января 1997 года нового Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) взамен Уголовного кодекса 1960 года в России значительно сокращён перечень преступлений, видом наказания за которые могла быть назначена смертная казнь. На данный момент казнь может быть применена только к лицам мужского пола, женщины освобождены от данного вида наказания, как и от пожизненного заключения. Согласно п. 1 ст. 59 УК РФ смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Единственным видом смертной казни в России является расстрел.

16 апреля 1996 года Россией был подписан Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (Россия обязана была подписать этот документ в течение одного года после принятия в Совет Европы, которое состоялось в 1996 году).

16 мая 1996 года президентом России Борисом Ельциным был издан Указ № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».

Последняя смертная казнь в России была приведена в исполнение 2 сентября 1996 года.

2 февраля 1999 года Конституционный суд России вынес Постановление № 3-П, в котором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны.

Указом Президента РФ от 3 июня 1999 года № 698 были помилованы 703 осуждённых к смертной казни, то есть все, кто на тот момент были приговорены.

С 1 января 2010 года суды присяжных должны были начать действовать в последнем субъекте федерации, где их до сих пор не было — в Чеченской Республике. В связи с этим Верховный суд РФ обратился с запросом о возможности применения смертной казни с этого момента в Конституционный суд. 19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ своим определением № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П» признал невозможность назначения смертной казни в связи с обязательствами по протоколу № 6.



Заключение

История применения смертной казни в нашей стране за последние десятилетия свидетельствует о принципиальном изменении подхода нашего законодательства к этой мере наказания. В течение последнего десятилетия смертная казнь применяется практически только к осужденным за умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах. Новый подход к смертной казни наметился с начала 90-х годов. Законом от 5 декабря 1991 года это наказание было исключено из санкций составов преступлений в виде хищения в особо крупных размерах, нарушения правил о валютных операциях, взяточничества, в 1994 году - за фальшивомонетничество. Конституция России разрешает применять смертную казнь только за особо тяжкие преступления против жизни.

Тенденция постепенного сокращения применения смертной казни в нашей стране налицо. Нужно ли искусственно ускорять ее развитие? Распоряжение Президента Российской Федерации от 13 февраля 1996 года «О первоочередных мероприятиях, связанных с вступлением Российской Федерации в Совет Европы» показывает, что уголовное законодательство России развивается в направлении ограничения смертной казни (к несовершеннолетним, пожилым, людям, беременным женщинам и женщинам вообще, к душевнобольным). Вступление России в Совет Европы будет содействовать дальнейшему движению в этом направлении.

С 1 января 1997 года вступил в действие новый Уголовный кодекс Российской Федерации. Прежний УК РСФСР (1960 г.), несмотря на внесенные в него поправки, в том числе и самые последние, безнадежно устарел. Особенная часть УК 1960 года начиналась с главного преступления «с измены Родине» и других преступлений, а за ними помещались нормы о преступлениях против социалистической собственности (упраздненные в 1994г.) и уже потом нормы об ответственности за убийство. Практически во всем мире Особенная часть УК открывается статьей об ответственности за убийство как самое опасное преступление из всех возможных преступлений. На 1-е место в новом УК РФ также поставлена задача уголовно-правовой охраны прав и свобод человека и гражданина, а уже потом - общества и государства.

Новизной отличается Особенная часть УК 1997 года. Срок лишения свободы увеличивается и за «однократное» совершение особо тяжких преступлений - до 20 лет (вместо прежних 15 лет). Предусматривается и пожизненное лишение свободы как альтернатива смертной казни. Список же самих «расстрельных» статей приведен в соответствии с Конституцией РФ, разрешающей смертную казнь устанавливать лишь за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь.

По мере проникновения в глубь этой неразрешимой веками проблемы - применение смертной казни как исключительной меры наказания, осознавая ее сложность и неоднозначность, соглашаясь с одним автором и мысленно полемизируя с другим, вырабатываешь собственное отношение к этому вопросу.

Сегодня в России меняется многое: органы власти, реформируется судебная система, законы. Но гуманизм и демократию нельзя установить, пусть даже и в законодательном порядке. В этом процессе должны участвовать сами люди, каждый из которых, утверждая свое собственное достоинство и защищая свои права, вносит тем самым вклад в укрепление правопорядка. Общество должно само выстрадать отказ от смертной казни, стать достаточно сильным. Этот процесс долгий и трудный.

Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Неотъемлемое, то есть такое право, которое нельзя отнять ни при каких условиях. Преступник имел возможность выбора, он сделал выбор и должен нести за это ответственность. Но есть и другая вина - за пределами уголовно-правовых отношений, но она существует объективно. Общество не создало атмосферы, в которой невозможны преступления. Конечно, все это не может и не должно быть основанием для освобождения преступника от ответственности. «Но отказ от смертной казни - та цена, которую общество должно заплатить за свою вину (и за свою беду), в том, что член общества преступил суровый запрет. Смертная казнь есть один из самых ужасных видов убийства, потому что она есть холодное, расчетливое, сознательное, принципиальное убийство, - убийство без всякого аффекта, без всякой страсти; убийство ради убийства».

Накануне III тысячелетия все мы оказались перед непреложным фактом истории человечества: в пресловутом «казнить нельзя помиловать» запятая так и не обрела постоянного места, отражая весьма непростые общественные противоречия. И как тут не вспомнить известное выражение известного русского юриста А.Ф.Кони: «Это вечный вопрос - einige ewige Frage уголовного права - смертная казнь



Литература

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., 1997.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Под ред. проф.А.В.Наумова. – М.: Юристъ, 1996.

Афиногенов С. Смертная казнь: три года отсрочки // Российская Федерация. - 1996. - N 16. - С. 51-52.

Лешо И.Я. Смертная казнь в США / Вестник Московского университета. Сер.11:Право. - 1990. - N4. - C.50 - 58.

Михлин А.С. Понятие смертной казни //Государство и право. - 1995. - N10. - С.103-111.

Михлин А.С. После вступления России в Совет Европы отмена смертной казни? // Российская Федерация. - 1996. - N 5. - С.44-45.

Наумов А. Новый УК России - отражение происходящих реформ // Власть. - 1997. - N 2. - С. 15-21.

Преступление и наказание в Российской Федерации: Популярный комментарий к УК РПФ /Ответ.ред.проф.А.Л.Цветинович, А.С.Горе-лик. – М.: Изд-во БЕК, 1997.

Смертная казнь: за и против /Под ред. С.Г.Келвиной - М., 1989. - 528с.

Уголовное право: Учеб.пособие. – М., 1997.

Целесообразность или необходимость? // Новый мир. - 1989.- N 11. - С.262-267.

Якубов А.Е. Гуманизм и смертная казнь // Вестник Московского университета: Право. Сер.11- 1990. - N 4. - C.41 – 49.